УДК 81-33
О.И.Писарик
аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики факультета английского языка Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: [email protected]
МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО ОНЛАЙН-КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматриваются основные положения и возможности применения технологии смешанного обучения в рамках преподавания иностранных языков, в частности английского языка, в технических вузах. Приводится пример теоретической модели сопровождающего онлайн-курса английского языка в рамках смешанного обучения с применением элементов парадигмы Web 2.0. для студентов первого курса строительных направлений подготовки.
Ключевые слова: онлайн-обучение; смешанное обучение; системы управления обучением; элементы парадигмы Web 2.0; форум; база данных; самостоятельная работа студентов.
O. I. Pisarik
Postgraduate Student, Department of AppLied and Experimental Linguistics, FacuLty of the English Language, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
MODEL OF THE ACCOMPANYING ONLINE COURSE OF THE ENGLISH LANGUAGE FOR STUDENTS OF CONSTRUCTION SPECIALTIES
The articLe focuses on the main provisions and opportunities of using the bLended training technology in teaching foreign languages, in particular English, at technical universities. A theoretical model of the accompanying online English course in the framework of blended learning using elements of the Web 2.0 paradigm for first-year students of construction specialties is given.
Key words: online learning; blended learning; learning management systems; elements of the Web 2.0 paradigm; forum; database; self-study of students.
Введение
В современном мире информационно-коммуникационные технологии играют определяющую роль во многих областях жизни, особенно в тех, где люди нуждаются в получении, обработке и постоянной актуализации большого количества знаний. Образование является
сферой, для которой информационно-коммуникационные технологии представляют значительный интерес в связи с повышающимся количеством часов, отведенных на самостоятельную работу студентов.
Дистанционное образование представляет собой методы и технологии, которые позволяют людям получать образование в любом месте и в любое время [Greenberg 1998]. В литературе существуют различные определения онлайн-обучения. По словам Кларка и Майер, онлайн-обучение - это учебная деятельность, которая осуществляется с помощью Интернета или просто компьютера [Clark 2003]. Но более точно онлайн-обучение можно определить следующим образом: «Использование новых мультимедийных технологий и сети Интернет для повышения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена и сотрудничества» [European Commission 2007].
Онлайн-обучение обеспечивает эффективную среду для преподавателей, помогающую достичь лучших условий обучения студентов. Онлайн-курсы дистанционного обучения часто представляют собой определенный набор материалов в цифровом формате по тематике онлайн-курса, которые обладают свойствами мультимедиа и доступны для преподавателя и обучающихся в режиме он-лайн. Но подобное обучение также имеет некоторые недостатки, которые влияют на качество результата. Например, иногда сложно обеспечить эффективный процесс социализации, общения между участниками онлайн-курса в обучении, а также отследить качество самостоятельной работы студентов. Что касается наполнения онлайн-курсов дистанционного обучения, следует отметить, что оно часто строится по принципам парадигмы Web 1.0, т. е. вносить изменения и актуализировать контент онлайн-курса студенты не могут. Недостатки онлайн-обучения послужили стимулом к поиску более эффективных подходов к образованию, в частности, к организации самостоятельной работы студентов, которые включают преимущества как обучения он-лайн, так и очного обучения. Уже в 60-е гг. XX в. получают развитие первые системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), в том числе и иностранным языкам [Levy 1997, с. 15-19]. Данные системы позволяют не просто протоколировать действия пользователей, но и осуществлять организацию академического общения между преподавателями и студентами в рамках одного онлайн-курса, а также предоставляют возможность строить индивидуальный маршрут
самостоятельной работы каждого студента путем отбора и актуализации информации, содержащейся в онлайн-курсе. Таким образом, появилась новая модель образования, которая называется смешанным обучением.
Смешанное обучение
Смешанное обучение - это интегрированная концепция, в которой оптимально используются имеющиеся на сегодняшний день возможности Интернета в соединении с классическими методами в отдельно взятом онлайн-курсе обучения [Любимова, Горожанов 2011]. Смешанное обучение предоставляет возможности обучения, коммуникации, информационной активности и обмена знаниями независимо от времени и места в сочетании с обменом опытом, ролевыми играми и личными контактами в условиях традиционных занятий в фазе присутствия [Bergamin 2007]. Эта модель обучения направлена на обеспечение более эффективного образовательного процесса [Harriman 2004]. Сегодня она часто представляет собой сочетание работы студента и преподавателя в рамках аудиторных часов («лицом к лицу», англ. -face to face) и онлайн-обучения. В этом случае смешанные модели позволяют учителям использовать преимущества очного образования и онлайн-обучения. Как правило, онлайн-фазы необходимы для подготовительной работы или для окончательной обработки материала на этапе актуализации имеющихся навыков в новых ситуациях общения. В фазе присутствия время используется для выполнения практических заданий, проведения дискуссий, для применения изученного материала на практике [Strangl 2007]. Таким образом, смешанное обучение имеет ряд преимуществ:
- может улучшить научные достижения студентов и повысить осознанность их аудиторной и самостоятельной работы;
- может проводиться со студентами различного уровня подготовки;
- позволяет экономить средства и снижает расходы на образование;
- привлекает больше внимания студентов к изучаемой дисциплине;
- позволяет студенту «выстроить» индивидуальный «маршрут» самостоятельной работы чередованием фаз он-лайн и офф-лайн;
- позволяет снизить нагрузку на преподавателя, так как не будет необходимости повторять в онлайн-фазах материал, содержащийся в курсе.
Исходя из перечисленных выше положений становится ясно, что роли преподавателя и обучающихся в рамках смешанного обучения значительно трансформируются. Системы управления обучением в сочетании с элементами парадигмы Web 2.0 позволяют преподавателю трансформироваться от носителя и транслятора знаний к модератору учебного процесса, координирующему действия обучающегося и оценивающему его успехи. Студент, в свою очередь, становится активным «автором» своей собственной траектории обучения, организуя самостоятельную работу над учебным материалом курса, который он может улучшать и изменять в соответствии со своими образовательными потребностями, и выполняя задания в любое удобное время и в любом месте [Горожанов 2016].
Элементы парадигмы Web 2.0. в условиях смешанного обучения
Основная заслуга в изобретении термина Web 2.0 принадлежит американскому интернет-аналитику Т. О'Рейли, который с самого начала отметил, что «как многие важные концепции, Web 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Web 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра» [O'Reilly 2005]. Другими словами, Web 2.0 обозначает новое состояние Интернета, в котором ведущую роль играют сообщества пользователей, одновременно выступая в качестве потенциальных авторов [Горожанов 2016].С технологиями Web 2.0 как студенты, так и преподаватели имеют возможность становиться активными участниками образовательного процесса, наполняя и улучшая онлайн-курс именно той информацией, которая, по их мнению, необходима для овладения тем или иным знанием. Итак, Web2.0 - это новый этап развития интернет-технологий, главной особенностью которого является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.
Применение технологий Web 2.0 в рамках смешанного обучения расширяет возможности образовательных онлайн-ресурсов и делает их эффективнее для каждого студента. Онлайн-курс, созданный при помощи элементов парадигмы Web 2.0, представляет собой не застывший продукт в рамках одного онлайн-учебника с определенным
набором теоретического материала и заданий, а наоборот, подвижный и «живой» ресурс на образовательной платформе, который может и должен обновляться и улучшаться как преподавателем, так и обучающимися в процессе работы с ним. Учебный материал, который создается и / или дополняется участниками онлайн-курса с использованием элементов парадигмы Web 2.0, должен отвечать потребностям не абстрактного усредненного студента, а каждого отдельного обучающегося, который должен стремиться наполнить полезным и интересным контентом онлайн-курс, при этом не дублируя уже имеющуюся или пройденную на очных занятиях информацию. Для того чтобы образовательный ресурс не превращался в хаос, преподавателю, модерирующему онлайн-курс, необходимо установить очень точные и строгие требования к подбираемой информации из предложенных им источников. Это можно сделать в рамках фазы аудиторной работы «лицом к лицу» во время обсуждения материала онлайн-курса.
Парадигма Web 2.0 предоставляет широкий спектр различных инструментов для создания и развития дистанционных сопровождающих онлайн-курсов в рамках смешанного обучения. Однако следует учитывать специфику преподавания дисциплины, для который создается подобное онлайн-сопровождение. Роль фазы «лицом к лицу» в обучении иностранному языку носит определяющий характер, так как личное общение с преподавателем дает студентам возможность оценить уровень овладения теми или иными навыками и умениями. Особенно это касается развития и оценки таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. Расширение же словарного запаса, накопление аудитивных примеров иностранной речи, улучшение навыков чтения и аудирования можно осуществлять на основе дистанционного обучения, во время онлайн-фазы. Существующие элементы Web 2.0 позволяют преподавателю сосредоточиться на более значимых вещах, нежели тренировать аудирование во время аудиторных занятий.
Таким образом, создание сетевых учебных ресурсов позволяет проявлять методическую новизну, которая заключается в максимальной открытости учебного процесса (учебные материалы становятся практически всеобщим достоянием) и внедрении принципа вовлеченности всех участников во все аспекты процесса обучения: от составления и улучшения учебного контента до выбора индивидуальной траектории обучения [Горожанов 2015].
Модель сопровождающего онлайн-курса
Реализация технологии смешанного обучения в неязыковом вузе при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку студентов I курса строительных специальностей, является достаточно перспективной ввиду увеличения часов самостоятельной работы студентов и уменьшением доли аудиторных занятий в рабочих программах дисциплин. В связи с этим преподаватель вынужден оставлять большой объем работы как над теоретическим, так и практическим материалом студентам в качестве домашнего задания. Однако оценить прогресс усвоения знаний в полном объеме в рамках очных занятий часто не представляется возможным. Поэтому эффективным решением этой проблемы может послужить привлечение дистанционного обучения, а именно, использование любой системы управления обучением в сочетании с элементами Web 2.0.
Технической площадкой для построения сопровождающего онлайн-курса может быть любая система управления обучением (англ. -Learning Management Systems), например, LMS Moodle. Первым шагом в организации онлайн-фазы послужит выбор элементов парадигмы Web 2.0, которые будут отвечать основным требованиям рабочей программы преподаваемой дисциплины, а также позволят развить у студентов-первокурсников навык академического общения в рамках дистанционного обучения и навык как подбора, так и анализа нужной информации для наполнения и улучшения онлайн-курса.
Исходя из технических возможностей LMS Moodle мы можем использовать такой элемент Web 2.0, как форум при организации общения участников онлайн-курса. В рамках работы на форуме онлайн-курса, студенты могут обсуждать с преподавателем интересующие их темы, а также задавать вопросы, касающиеся материала очных занятий. При этом отвечать на эти вопросы могут и преподаватель, и сами обучающиеся, которые уже усвоили учебный материал. Важно, чтобы форумы очень хорошо модерирова-лись и предусматривали ответственность за недоброкачественный контент, а также поощрения за эффективное обсуждение. Каждый зарегистрированный участник имеет репутацию, которая может расти или понижаться в зависимости от качества вопросов и ответов [Горожанов 2016]. Обсуждая интересующие вопросы в рамках онлайн-курса, можно не только приобрести новые знания, но и получить высокий рейтинг за интересный вопрос или развернутый и правильный
ответ. Работа студентов в рамках форума поможет избавить преподавателя от необходимости повторять пройденный теоретический материал снова и снова, так как обучающиеся сами смогут помочь в этом друг другу. Он будет концентрироваться на более сложных и важных проблемах во время занятий «лицом к лицу», таких, например, как развитие говорения.
Другим эффективным элементом парадигмы Web 2.0 является база данных, реализация которой также возможна в рамках онлайн-курса на платформе LMS Moodle. Этот компонент дистанционного онлайн-курса будет способствовать развитию навыков отбора, анализа и структурирования информации для онлайн-курса, что поможет студентам в дальнейшем эффективно выстраивать программу индивидуального обучения и самостоятельной работы над новыми темами. При этом каждый из участников будет являться активным соавтором сопровождающего онлайн-курса, так как подобранная и / или актуализированная им информация будет доступна и полезна всем. Совместная работа над базой данных поможет постоянно улучшать контент онлайн-курса, который в дальнейшем будет являться общим достоянием и банком знаний для всех обучающихся. База данных может представлять собой алфавитный список используемых в онлайн-курсе терминов, тематический словарь отдельного урока и т. д. При этом важно отметить, что обучающиеся - участники онлайн-курса -самостоятельно добавляют информацию в базу данных, соблюдая требования оформления и ее целесообразности. Модерирование может осуществляться преподавателем, а также более опытными студентами онлайн-курса. Особенно актуальным является применение базы данных для студентов строительных специальностей: освоение и корректное воспроизведение в речи большого объема изучаемых терминов на английском языке часто вызывает много трудностей. База данных предоставляет возможность структурировать строительные термины по тематикам, дать к ним исчерпывающие переводы и пояснения, а также привести достаточное количество примеров их употребления из аутентичных текстов.
Таким образом, элементы парадигмы Web 2.0 форум и база данных позволят постоянно актуализировать информацию, содержащуюся в сопровождающем онлайн-курсе, избавить аудиторные занятия от постоянно повторяющихся вопросов и пояснений, и мотивировать студентов к активизации их самостоятельной работы.
Заключение
Технология смешанного обучения в рамках преподавания иностранного языка в технических вузах представляется достаточно перспективным и эффективным инструментом в организации самостоятельной работы студентов. Возможность сочетать очные занятия и онлайн-фазы позволяет разгрузить преподавателя во время аудиторных занятий, а также мотивировать обучающихся на поиск новой актуальной информации и постоянное наполнение ею сопровождающего онлайн-курса. Интеграция элементов форум и база данных парадигмы Web 2.0 в систему онлайн-обучения открывает студентам как будущим специалистам пути самостоятельного опыта по подбору и обработке информации, готовит их к реальной жизни, в которой уже без поддержки преподавателя придется учиться новому каждый день, чтобы оставаться высококлассным специалистом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горожанов А. И. Инструменты Web 1.0 и Web 2.0 в преподавании иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 1 (154). С. 130-134. Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития: монография. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. 110 с.
Любимова Н. В., Горожанов А. И. Технология «смешанного» обучения иностранным языкам: перспективы и проблемы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 3(609). С. 49-58.
Bergamin, P. Forschungsaspekte des Blended Learnings aus der Sicht einer Fachhochschule. URL: [email protected] (дата обращения: 09.03.2019). ClarkR. T., Mayer R. E. E-Learning and the Science of Instruction. San Frascisco:
Preiffer. 2003. 257 p. European Commission. Communication from the commisson to the council and the European Parliament: The e-learning action plan // Brussels, Commission of the European Communities, 2007. p. 29. Greenberg, G. Distance education technologies: Best practices for K-12 settings.
IEEE Technology and Society Magazine. 1998. # 17 (4). P. 36-40. Harriman G. What is blended learning? E-Learning Resources, Retrieved October
13, 2009. 2004.URL: www.grayharriman.com/blended_learning.htm. Levy M. Computer-Assisted Language Learning: Context and Conceptualization. N Y : Oxford University Press, 1997. 299 p.
O'Reilly T. What Is Web 2.0 // Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20. html (дата обращения: 01.03.2019). Stangl W. Werner Stangls Arbeitsblatter. URL: www.stangltaller.at/ARBEITSB-LAETTER/LERNEN/Elearning. sht-ml (дата обращения: 01.03.2019).
REFERENCES
Gorozhanov A. I. Instrumenty Web 1.0 i Web 2.0 v prepodavanii inostrannogo jazyka // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.
2015. Vyp. 1 (154). S. 130-134.
Gorozhanov A. I. Obuchajushhaja virtual'naja sreda dlja izuchenija inostrannogo jazyka: problemy razrabotki i razvitija: monografija. M. : FGBOU VO MGLU,
2016. 110 s.
Ljubimova N. V., Gorozhanov A.I. Tehnologija «smeshannogo» obuchenija inostrannym jazykam: perspektivy i problemy // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2011. Vyp. 3(609). S. 49-58.
Bergamin P. Forschungsaspekte des Blended Learnings aus der Sicht einer
Fachhochschule. URL: [email protected] (data obrashhenija: 09.03.2019). Clark R. T., Mayer R. E. E-Learning and the Science of Instruction. San Frascisco:
Preiffer. 2003. 257 s. European Commission. Communication from the commisson to the council and the European Parliament: The e-learning action plan // Brussels, Commission of the European Communities, 2007. p. 29. Greenberg G. Distance education technologies: Best practices for K-12 settings.
IEEE Technology and Society Magazine. 1998. # 17 (4). P. 36-40. Harriman G. What is blended learning? E-Learning Resources, Retrieved October
13, 2009. 2004.URL: www.grayharriman.com/blended_learning.htm. Levy M. Computer-Assisted Language Learning: Context and Conceptualization.
N Y : Oxford University Press, 1997. 299 p. O'Reilly T. What Is Web 2.0 // Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20. html (data obrashhenija: 01.03.2019). Stangl W. Werner Stangls Arbeitsblatter. URL: www.stangltaller.at/ ARBEITSBLAETTER/LERNEN/Elearning. sht-ml (data obrashhenija: 01.03.2019).