Научная статья на тему 'К вопросу об организации дистанционного обучения иностранным языкам в условиях лингвистического вуза'

К вопросу об организации дистанционного обучения иностранным языкам в условиях лингвистического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ / LINGUISTIC UNIVERSITY / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / LEARNING PROCESS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Т. В., Горожанов А. И.

В статье описывается опыт организации дистанционного обучения по образовательным программам дополнительного образования в ФГБОУ ВО МГЛУ. Авторы приводят ссылки на нормативные документы; описывают ключевые этапы подготовки к реализации дистанционных образовательных программ; освещают результаты анализа методов обучения иностранным языкам с целью выбора подходящих в условиях обучающей виртуальной среды, а также результаты анализа современных программных средств дистанционного обучения; кратко рассказывают о структуре типовых дистанционных курсов иностранных языков, разработанных в МГЛУ в 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the problem of foreign language distance learning at a linguistic university

The paper touches upon the experience of organizing e-learning educational programs of additional education at the MSLU. The authors provide references to the legislative framework; describe the key stages of preparation for the implementation of the e-learning programs; highlight the results of the analysis of foreign language teaching methods in order to select a suitable one for the virtual learning environment, as well as the results of the analysis of the modern e-learning software; they also briefly tell us about the structure of the typical foreign language e-learning courses, developed at the MSLU in 2016.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации дистанционного обучения иностранным языкам в условиях лингвистического вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Т. В. Анисимова, А. И. Горожанов

Анисимова Т. В., кандидат исторических наук, доцент, начальник управления по УМР и ТСОП МГЛУ; e-mail: [email protected]

Горожанов А. И., кандидат филологических наук, доцент, директор центра дистанционного обучения МГЛУ; e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье описывается опыт организации дистанционного обучения по образовательным программам дополнительного образования в ФГБОУ ВО МГЛУ. Авторы приводят ссылки на нормативные документы; описывают ключевые этапы подготовки к реализации дистанционных образовательных программ; освещают результаты анализа методов обучения иностранным языкам с целью выбора подходящих в условиях обучающей виртуальной среды, а также результаты анализа современных программных средств дистанционного обучения; кратко рассказывают о структуре типовых дистанционных курсов иностранных языков, разработанных в МГЛУ в 2016 г.

Ключевые слова: дистанционное обучение; иностранный язык; лингвистический вуз; организация учебного процесса.

T. V. Anissimova, A. I. Gorozhanov

Anissimova T. V., Ph.D. (History), Ass. Prof., Head of Department

for Management of the Learning Process

and Its Technical Support, MSLU; e-mail: [email protected]

Gorozhanov A. I., Ph.D. (Philology), Ass. Prof.,

Director of the e-Learning Centre, MSLU;

e-mail: [email protected]

ABOUT THE PROBLEM OF FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING AT A LINGUISTIC UNIVERSITY

The paper touches upon the experience of organizing e-learning educational programs of additional education at the MSLU. The authors provide references

to the legislative framework; describe the key stages of preparation for the implementation of the e-learning programs; highlight the results of the analysis of foreign language teaching methods in order to select a suitable one for the virtual learning environment, as well as the results of the analysis of the modern e-learning software; they also briefly tell us about the structure of the typical foreign language e-learning courses, developed at the MSLU in 2016.

Key words, e-learning; foreign language; linguistic university; learning process organization.

Современный уровень развития средств вычислительной техники позволяет коренным образом изменить характер дистанционного обучения. Если раньше оно заключалось лишь в пересылке информации от преподавателя к обучающемуся, без прямого человеческого контакта, то сегодня - благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий - дистанционное обучение в силах обеспечить визуальное взаимодействие тьютора (преподавателя) и обучающегося в режиме реального времени. При такой организации дистанционного обучения можно говорить о его некотором приближении к очному обучению, принимая во внимание факт важности качественной работы тьютора во время его общения с обучающимся.

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность, право применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ [10, ст. 16]. При этом «при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; <...> допускается отсутствие аудиторных занятий» [7, п. 5]. В методических рекомендациях Минобрнауки РФ закрепляются следующие модели обучения: «1) полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя); 2) частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя)» [4, п. 2.1].

Основным локальным нормативным актом, регламентирующим реализацию дистанционных образовательных программ образовательной организацией, является Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ был разработан в Центре дистанционного обучения Московского государственного лингвистического университета в соответствии с тремя цитируемыми выше документами [6].

После установления нормативной базы в МГЛУ была начата реализация первой фазы развития дистанционного обучения, предусматривающая создание и выпуск на рынок образовательных услуг линейки образовательных программ дополнительного образования (дистанционных курсов) иностранных языков, в том числе русского как иностранного.

В качестве типового дистанционного курса иностранного языка общего назначения был разработан и зарегистрирован курс немецкого языка (начальный уровень) [1]. В качестве типового курса специального назначения был создан курс письменного перевода с немецкого языка на русский текстов средств массовой коммуникации (СМИ). В ходе работы над указанными курсами был решен ряд практических и теоретических задач, в частности:

- уточнены основные положения концепции обучающей виртуальной среды (ОВС) для изучения иностранного языка;

- произведен анализ методов обучения иностранным языкам с целью выбора подходящих в условиях ОВС;

- разработаны макеты двух типовых курсов иностранного языка: общего и специального;

- сформулированы общие требования к онлайн-тьюторам - преподавателям дистанционных курсов;

- разработан инструментарий для изготовления и реализации дистанционных курсов, в том числе выбрана платформа (оболочка) и произведена ее настройка.

Остановимся подробнее на изложенных выше пунктах.

1. Обучающая виртуальная среда определяется как «населенное организованное и организующееся динамичное профессиональное информационное пространство, которое служит цели приращения положительного знания, состоит из связанных узлов, размещенных

в Интернете и доступных через авторизованную учетную запись с распределением ролей, предусматривает саморазвитие, улучшает свое качество при увеличении количества пользователей и остается индивидуализированным инструментом повышения профессионализма на протяжении всей жизни пользователя» [2, с. 23]. Разрабатываемые нами дистанционные курсы можно считать узлами ОВС, так как они предусматривают авторизованную учетную запись и распределение ролей между участниками, а улучшение их качества зависит от количества пользователей в том смысле, что авторы курса могут улучшать его, принимая во внимание результаты обучения и отзывы обучающихся.

2. В качестве ведущего при дистанционном обучении иностранным языкам был выбран отечественный сознательно-сопоставительный метод, опирающийся на шесть основных принципов:

- осознание языковых явлений в период их усвоения и способов использования;

- связь содержания с языковой формой;

- сопоставительное изучение языковых явлений;

- одновременное развитие всех видов речевой деятельности;

- разграничение активного и пассивного языкового материала;

- использование отрицательного языкового материала [9, с. 285].

Кроме того, для создания пошаговой структуры курсов был

применен так называемый линейный алгоритм Скиннера, согласно которому учебный материал разбивается на небольшие «шаги», и переход к следующему шагу возможен только после полного выполнения предыдущего [14, с. 306-307]. Отсюда можно заключить, что в основе наших дистанционных курсов лежит «смешанный» метод с сознательно-сопоставительной доминантой.

3. Макеты общего и специального курсов иностранного языка представляют собой достаточно объемный материал и по этой причине не могут быть представлены в настоящей работе целиком. Оба курса предусматривают поурочную структуру с пошаговым выполнением заданий. Принципиальной чертой является то, что их нельзя рассматривать в качестве самоучителя. Неотъемлемым компонентом каждого дистанционного курса ЦДО МГЛУ являются консультации с тьютором в режиме видеоконференцсвязи. Их количество закрепляется рабочей программой конкретного курса - как правило, не реже одного раза в две недели.

Исходя из специфики иностранного языка как объекта изучения, все курсы можно рассматривать как достаточно интенсивные, предусматривающие ежедневные самостоятельные занятия продолжительностью не менее 60 мин. Используются задания: на фонетическую тренировку (имитация); тестовые задания; задания: с проверкой по текстовому или звуковому ключу; открытые задания с проверкой преподавателем. Специальный курс отличается от общего большей долей участия тьютора в процессе обучения, что обусловливается необходимостью непосредственной передачи опыта от профессионала (преподавателя) к начинающему (обучающемуся).

4. Несмотря на наличие в вузе достаточного количества высококвалифицированных преподавателей иностранного языка, работа в ОВС без наличия специальной подготовки представляется для последних трудновыполнимой. Не случайно в ведущей мировой педагогической практике имеют место многочисленные курсы подготовки преподавателей к работе он-лайн, например представленные на платформе Coursera Virtual Teacher Specialization [15], Learning to Teach Online [12], K-12 Blended & Online Learning [11] и др. Дополнительным условием успешной работы в сфере дистанционного обучения является высокая ИКТ-компетентность преподавателя, его инициативность и самоорганизованность в сочетании с мобильностью в плане определения времени проведения занятий в режиме видеоконференц-связи и умение работать в ОВС для эффективного консультирования обучающихся не только по учебным вопросам, но и некоторым техническим проблемам, которые неизбежно будут возникать в процессе дистанционной работы. Оптимальным вариантом для реализации того или иного дистанционного курса является, на наш взгляд, совмещение в одном лице авторской и преподавательской деятельности.

5. Важнейшими критериями при выборе платформы (оболочки) для реализации дистанционных курсов являются: соответствие нормативной базе; стоимость и удобство пользования; возможность реализации требуемых методических принципов; положительные оценки со стороны профессионального сообщества преподавателей. В этой связи нами была выбрана система управления обучением (англ. Learning Management System - LMS) Moodle, которая на сегодняшний день является стандартом в своей области и насчитывает более 91 млн пользователей в 233 странах мира [13]. Поскольку стандартная

инсталляция ЬМБ МооШе является базовым вариантом платформы, призванным удовлетворить потребности некого абстрактного «усредненного» процесса обучения, нами был произведен ряд внутренних настроек, а также настроек параметров интерфейса, которые позволили больше ориентировать систему на потребности процесса обучения иностранным языкам. В частности, был настроен мобильный и планшетный интерфейс; усилена защита данных пользователей; импортированы несколько дополнительных модулей (для проведения онлайн-консультаций, составления тестовых заданий с пропусками и др.); расширен набор языков интерфейса.

На финальной стадии разработки курса представляется важным составление ряда документов, необходимых для реализации образовательной программы. Обозначим те из них, которые рекомендуется предоставить в открытый доступ на веб-странице курса для предварительного ознакомления потенциальных обучающихся. Следуя принципу информационной открытости, будущий клиент должен иметь возможность, прежде всего, ознакомиться с образцом договора на оказание образовательной услуги (содержащим точное указание ее стоимости), программой курса и инструкцией по работе с ним. Все представленные на веб-странице курса документы должны быть приведены в строгое соответствие друг с другом.

Программа курса, утвержденная в установленном порядке, должна содержать: указание на нормативные документы; перечень планируемых результатов обучения; объем дисциплины; содержание дисциплины (включая список тем и подтем, а также количество часов, необходимых для их освоения); информацию о фонде оценочных средств; методические указания для обучающихся; порядок проведения, содержание и критерии выставления оценки для итогового экзамена по курсу. Последний пункт должен быть максимально прозрачен и не допускать разночтений.

Инструкция по работе с курсом представляет собой подробное иллюстрированное описание основных действий, совершаемых обучающимся в ходе освоения учебного материала. В частности, в инструкции к курсу немецкого языка (начальный уровень) содержатся следующие пункты:

- вход в обучающую виртуальную среду и основные элементы интерфейса (выход на веб-страницу ОВС, ввод имени

пользователя и пароля, выбор курса, устройство панели навигации, просмотр оценок);

- темы, уроки и их элементы (содержание основного поля интерфейса, активация глоссария, доступность и недоступность элементов урока);

- виды элементов урока (знакомство с различными типами заданий, управление аудиоплеером, добавление ответа на открытое задание, просмотр ключей, навигация по тесту, просмотр правильных ответов к тестовым заданиям);

- карточки вокабуляра (загрузка карточек, их содержание);

- работа с текстами (прослушивание текста, просмотр вокабуля-ра к тексту).

Объем инструкции составляет 31 страницу, в том числе 35 иллюстраций. Дополнительно к этому полезной для интересующихся может быть аннотация к курсу, составленная простым и понятным языком в нескольких пунктах. Также рекомендуется обеспечить наличие демонстрационной версии курса, позволяющей изучить его первый раздел (с некоторым ограничением функциональности). Демоверсия нужна в первую очередь для общих курсов иностранного языка, в которых велика доля самостоятельной работы обучающегося.

Для записи на курс важно предусмотреть несколько способов, например, по телефону, по электронной почте или с помощью интерактивной формы. Последняя представляется нам наиболее адекватной, так как позволяет предусмотреть обязательную отметку об ознакомлении с образцом договора на оказание образовательной услуги и согласии на обработку своих персональных данных.

В целом можно заключить, что сформулированные выше задачи были решены нами в полном объеме. Изготовленные макеты дистанционных курсов формируют стандарт представления учебного материала, который предполагается использовать при разработке заявленной линейки курсов иностранных языков (включая курсы русского языка как иностранного).

Сегодня развитие дистанционного обучения нельзя больше рассматривать как новаторство само по себе - это требование времени, которое органично вписывается в картину мира участника современного информационного общества. Распространение знаний через Интернет коснулось уже всех сфер деятельности человека - от бытовых занятий до решения сложных научно-теоретических проблем.

Положительной тенденцией является поддержка развития электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий со стороны государства - в частности, Министерством образования и науки РФ. 13 сентября 2016 г. на III Всероссийском съезде сельских учителей в г. Чебоксарах министр О. Ю. Васильева высказалась об использовании электронных образовательных ресурсов как о важном аспекте современного образования [5]. Тремя годами ранее премьер-министр России Д. А. Медведев призвал педагогическое сообщество обобщить и внедрить лучшие практики дистанционного обучения: «Нужно обобщить все лучшие практики, существующие в стране ... потребность в современном дистанционном образовании сохранится, и наоборот, будет даже увеличиваться» [3]. В том же году Президент России В. В. Путин в Послании Президента Федеральному Собранию подчеркнул, что «следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование» [8].

В этих условиях миссия вузов, в том числе лингвистических, заключается в том, чтобы стать лидерами в области приумножения и распространения качественных знаний по всему миру, не допуская присутствия в этой нише некомпетентных лиц, рассматривающих дистанционное обучение только как чисто коммерческий проект и тем самым понижающих имидж такого обучения в глазах общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина С. А., Горожанов А. И., Зайцева А. А. Курс немецкого языка (начальный уровень) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - М. : Ин-т управления образованием РАО, 2016. - № 6 (85). - С. 47.

2. Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития : монография. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. - 110 с.

3. Медведев: в образовании надо использовать опыт дистанционного обучения / РИА НОВОСТИ, 17.01.2013. - URL : https://ria.ru/society/20130117/ 918520725.html

4. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме // Приложение к Письму от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 Министерства образования и науки Российской Федерации.

5. Ольга Васильева: Сельская школа - социокультурный центр / Российская Газета, 13.09.2016. - URL : https://rg.ru/2016/09/13/olga-vasileva-selskaia-shkola-sociokulturnyj-centr.html.

6. Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО МГЛУ // Утверждено приказом ФГБОУ ВО МГЛУ от 30 июня 2016 г. - № 483.

7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.

8. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года / kremlin.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/19825.

9. Рахманов И. В., Гез Н. И., Зимняя И. А. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / И. В. Рахманов, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, С. К. Фоломкина, А. Я. Шайкевич. - М. : Педагогика, 1972. - 320 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

11. K-12 Blended & Online Learning / Coursera. - URL : https://www.coursera. org/learn/k-12-online-education

12. Learning to Teach Online / Coursera. - URL : https://www.coursera.org/learn/ teach-online.

13. Moodle Statistics / Moodle.net. - URL : https://moodle.net/stats/

14. Stern H. H. Fundamental Concepts of Language Teaching. - Oxford : Oxford University Press, 1983. - 582 p.

15. Virtual Teacher Specialization / Coursera. - URL : https://www.coursera.org/ specializations/virtual-teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.