Научная статья на тему 'Пути оптимизации подсистемы протоколирования LMS Moodle с точки зрения процессов управления дистанционным обучением'

Пути оптимизации подсистемы протоколирования LMS Moodle с точки зрения процессов управления дистанционным обучением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ / LMS MOODLE / ПОДСИСТЕМА ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ / E-LEARNING / EDUCATIONAL MANAGEMENT / PROTOCOLLING SUBSYSTEM / INSTITUTIONAL VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / AUTOMATIC DATA PROCESSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горожанов А. И.

В статье описывается разработанный автором автоматизированный программный модуль, который представляет собой графическое приложение для расширения возможностей подсистемы протоколирования LMS Moodle как узла институциональной обучающей виртуальной среды, используемой в Центре дистанционного обучения МГЛУ; представлены результаты тестирования модуля; формулируются выводы о повышении прозрачности и эффективности процессов управления дистанционным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горожанов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING LMS MOODLE PROTOCOLLING SUBSYSTEM TO OPTIMISE E-LEARNING MANAGEMENT PROCESSES

The article touches upon the automated program module developed by the author, which is a graphical user interface application for expanding the capabilities of the LMS Moodle protocolling subsystem as a node of the institutional virtual learning environment used at the MSLU E-Learning Centre; the results of the module testing are described; conclusions about increasing the transparency and effectiveness of e-learning management processes are drawn.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации подсистемы протоколирования LMS Moodle с точки зрения процессов управления дистанционным обучением»

УДК 81-139

А. И. Горожанов

кандидат филологических наук, доцент;

доцент каф. грамматики и истории немецкого языка

факультета немецкого языка, директор Центра дистанционного обучения;

e-maiL: [email protected]

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ LMS MOODLE С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

В статье описывается разработанный автором автоматизированный программный модуль, который представляет собой графическое приложение для расширения возможностей подсистемы протоколирования LMS Moodle как узла институциональной обучающей виртуальной среды, используемой в Центре дистанционного обучения МГЛУ; представлены результаты тестирования модуля; формулируются выводы о повышении прозрачности и эффективности процессов управления дистанционным обучением.

Ключевые слова: дистанционное обучение; управление обучением; LMS Moodle; подсистема протоколирования; институциональная обучающая виртуальная среда; автоматическая обработка данных.

A. I. Gorozhanov

Ph.D., Associate Professor in the Department of German Language Grammar and History at the Faculty for German Language, Director of the E-Learning Centre; e-maiL: [email protected]

WAYS OF IMPROVING LMS MOODLE PROTOCOLLING SUBSYSTEM TO OPTIMISE E-LEARNING MANAGEMENT PROCESSES

The article touches upon the automated program module developed by the author, which is a graphical user interface application for expanding the capabilities of the LMS MoodLe protocoLLing subsystem as a node of the institutionaL virtuaL Learning environment used at the MSLU E-Learning Centre; the results of the module testing are described; concLusions about increasing the transparency and effectiveness of e-Learning management processes are drawn.

Key words: E-Learning; educational management; LMS Moodle; protocoling subsystem; institutionaL virtuaL Learning environment; automatic data processing.

В ходе работы в Центре дистанционного обучения МГЛУ нами было установлено, что эффективное управление процессами дистанционного обучения и оперативный сбор статистической информации

с целью экспертизы достигнутого и планирования будущего затруднителен без использования специализированного программного обеспечения. Это связано с тем, что стандартные возможности подсистемы протоколирования LMS Moodle, в силу своего универсального характера, не могут отвечать требованиям конкретной организации к оформлению отчетных документов [Горожанов 2016, с. 59]. Поэтому нами были сформулированы задачи, решение которых необходимо было автоматизировать для повышения эффективности управления и анализа процессов дистанционного обучения в условиях использования LMS Moodle как узла институциональной обучающей виртуальной среды для изучения иностранных языков [Горожанов 2017, с. 34].

Перечислим эти задачи:

1) учет всех тьюторов и слушателей;

2) учет всех реализуемых образовательных программ (курсов);

3) учет допуска тьюторов к преподаванию по тем или иным образовательным программам;

4) учет по каждому из реализуемых договоров;

5) учет проведенных тьюторами работ по реализуемым договорам (ежемесячно);

6) учет руководства образовательными программами (ежемесячно);

7) разделение договоров на текущие и исполненные;

8) формирование финансовой отчетности;

9) формирование статистической отчетности.

В качестве инструмента разработки приложения нами был выбран язык программирования Python 3, графическая библиотека PyQt 5 и база данных SQLite. В результате нами была написана стабильная версия приложения, которая имеет графический интерфейс и не требует подключения к Интернету.

База данных до первого запуска программы состоит из пяти таблиц:

1) Authorized - учет допуска тьюторов к преподаванию по образовательным программам;

2) Course - учет реализуемых курсов;

3) Coursesfortutor - учет реализуемых договоров;

4) Student - учет слушателей;

5) Tutor - учет тьюторов.

Таблица Authorized имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• tutor - уникальный идентификатор записи из таблицы Tutor;

• course - уникальный идентификатор записи из таблицы Course;

• limitdate - дата окончания допуска в формате ГГГГ-ММ-ДД (далее все даты используются в этом формате).

Таблица Course имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• coursename - полное наименование курса;

• coursevolume - объем курса в часах;

• courseVC - количество консультаций онлайн;

• courseWT - количество открытых заданий;

• courseprice - стоимость курса;

• courseVCprice - величина оплаты одной консультации онлайн тьютору;

• courseWTprice - величина оплаты проверки одного открытого задания тьютору;

• courseManaging - величина оплаты руководителю образовательной программы;

• courseshort - краткое наименование курса;

• courseLang - изучаемый на курсе иностранный язык.

Таблица Coursesfortutor имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• active - отметка об активности или неактивности курса (ведутся работы по договору или договор уже выполнен);

• course - уникальный идентификатор записи из таблицы Course;

• tutor - уникальный идентификатор записи из таблицы Tutor;

• student - уникальный идентификатор записи из таблицы Student;

• examiner - уникальный идентификатор записи из таблицы Tutor;

• agreement - номер договора;

• agreemdate - дата заключения договора;

• startdate - дата начала обучения;

• duration - продолжительность обучения по договору;

• examdate - дата проведения экзамена;

• certificate - дата получения документа об окончании обучения;

• certnumber - номер документа об окончании обучения;

• extra - дополнительная информация;

• discount - размер предоставленной скидки;

• price - стоимость обучения по договору;

• addconsultprice - стоимость одной дополнительной онлайн-консультации;

• addconsultquant - количество оплаченных дополнительных он-лайн-консультаций.

Таблица Student имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• famname - фамилия слушателя;

• name - имя слушателя;

• fathname - отчество слушателя;

• phone - номер телефона слушателя;

• email - адрес электронной почты слушателя;

• dateofbirth - дата рождения слушателя;

• passport - номер и серия паспорта слушателя;

• extra - дополнительная информация.

Таблица Tutor имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• famname - фамилия тьютора;

• name - имя тьютора;

• fathname - отчество тьютора;

• phone - номер телефона тьютора;

• position - должность тьютора;

• email - адрес электронной почты тьютора;

• extra - дополнительная информация.

После первого запуска программы автоматически формируются таблицы учета работ по договорам: активным и неактивным. Каждая из этих таблиц имеет следующие графы:

• id - уникальный идентификатор записи;

• month - учетный месяц;

• vconf - количество проведенных консультаций онлайн в учетном месяце;

• opentask - количество проверенных открытых заданий в учетном месяце;

• managing - оплата руководителю образовательной программы в учетном месяце.

Например, если продолжительность обучения по договору составляет 120 дней и начало обучения зафиксировано 1 сентября 2016 года, то в таблицу будет помещено десять записей (четыре записи для каждого месяца по договору плюс еще шесть «запасных» месяцев для учета непредвиденных обстоятельств). При этом поля граф vconf, opentask и managing будут оставлены пустыми, а поле month будет заполнено месяцами от сентября 2016 года и далее в возрастающем порядке (в формате ГГГГ-месяц).

Интерфейс приложения содержит строку меню (File, Courses, Students, Tutors, Financial, Help). Основное поле приложения организовано с помощью вкладок (Courses, Students, Tutors, Authorized, CST, CST Tables, Reports).

На вкладках Courses, Students, Tutors, Authorized и CST выводится содержание таблиц базы данных course, student, tutor, authorized и coursesfortutor (только активные договоры) соответственно. Над выводимой таблицей имеется кнопка добавления записи в текущую таблицу базы данных. Все таблица имеют полосы горизонтальной и вертикальной прокрутки и сортируются по любой из граф.

Таблица CST не только выводит данные, но и производит их анализ, который заключается в следующем: поле duration при наведении на него указателя мыши показывает количество дней обучения от даты начала обучения по текущую дату. Если срок обучения истек, то поле получает красный фон. Далее, если поле даты проведения экзамена заполнено, но поле даты документа об окончании обучения остается пустым, то последнее также получает красный фон. Так можно легко получить информацию о состоянии договоров и необходимости своевременной выдачи сертификатов.

Подобным образом на вкладке Tutors отражается информация о допуске преподавателя к работе по тем или иным образовательным программам, показывая оставшееся количество дней и сигнализируя красным фоном об скором истечении этого периода (при остатке дней менее 61).

На вкладке CST Tables помещаются автоматически сформированные таблицы учета работ по договорам и некоторая другая информация. Эти таблицы организованы по вкладкам; каждая вкладка называется по номеру договора. По умолчанию выводятся только активные договоры, но с помощью меню SCT ^ Show Active Agr и SCT ^ Show

Not Active Agr можно переключаться между активными и неактивными договорами. Разница состоит в том, что в целях безопасности содержимого неактивные договоры не подлежат никакой правке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждая вкладка договора содержит:

• ФИО слушателя;

• полное наименование курса;

• стоимость курса и указание на наличие скидки;

• дату начала обучения по курсу;

• продолжительность обучения по договору;

• ФИО тьютора;

• ФИО экзаменатора;

• количество онлайн-консультаций по договору и сумму оплаты проведения одной такой консультации тьютору;

• количество открытых заданий и сумму оплаты проверки одного такого задания тьютору;

• сумма, причитающаяся руководителю образовательной программы;

• стоимость и количество оплаченных дополнительных онлайн-консультаций;

• редактируемую таблицу учета работ по договору;

• кнопку сохранения текущей таблицы учета работ по договору после внесения в нее изменений.

Редактируемая таблица учета работ по договору также предлагает анализ внесенных данных. При незаполненной таблице ее самая нижняя строка показывает остаток по суммам (выплаты за проведение консультаций, проверку открытых заданий и руководство соответственно) и имеет серый фон. При достижении нулевого значения (т. е. «всё оплачено полностью») фон меняется на зеленый. При превышении заложенной суммы выплат фон меняется на красный («внимание, превышение!»). Это значительно облегчает работу с большим количеством договоров.

То, что описываемый программный модуль помогает принимать решения, анализируя данные, придает ему черты экспертной системы, одной из самых важных характеристик которых является накопление и организация знаний [Потапова 2002, с. 33].

Вкладка CST Tables имеет общую кнопку сохранения всех таблиц учета работ по всем активным договорам.

Меню Tutors ^ Active Tutors формирует файл TXT, содержащий список всех тьюторов, имеющих активные договоры с указанием номеров этих договоров, фамилии слушателя и краткого наименования курса. Эта информация чрезвычайно необходима, например, для оформления приказов по оплате труда в текущем учетном периоде.

Меню Tutors ^ Assignments Graded формирует файл TXT, содержащий сложную выборку произведенных тьютором работ за указанный период времени. Рассмотрим эту функцию приложения подробно.

Одним из недостатков стандартной инсталляции LMS Moodle 3.0 можно считать негибкость отчета по совершенным в системе действиям, что можно отнести к недостаткам подсистемы протоколирования. В самом деле, при выборе временного диапазона возможности ограничены либо конкретным днем, либо всеми днями сразу, что является крайне неудобным, поскольку отчет за один день не является информативным, а отчет за все дни функционирования системы является излишне громоздким.

Частично эта проблема может быть снята установкой уменьшенного срока хранения записей журналов (логов), например, 365 дней или 180 дней. Но такой шаг ведет к потере данных, поэтому его нельзя назвать очень удачным.

В нашем случае требовалось установить, сколько открытых заданий было проверено и оценено преподавателем за данный период времени. Для этого, во-первых, необходимо было сформировать отчет по следующим настройкам: System ^ All participants ^ All days ^ All activities ^ Update ^ Teaching ^ Standard log. Опция Update оказывается единственной возможностью хотя бы немного уменьшить получаемую выборку. Во-вторых, полученный отчет загружается с вебсервера в виде файла CSV с разделителями-запятыми (англ. Comma separated values text file). В-третьих, полученный файл программно обрабатывается для нахождения открытых заданий с удалением дублирования (если одно и то же задание было проверено и оценено неоднократно, например, после исправления ошибок). Далее из специальных текстовых файлов, содержащих список онлайн-консультаций преподавателя программно извлекаются только те, которые относятся к выбранному в самом начале периоду времени. Наконец, формируется текстовый файл отчета, в котором выводится временной диапазон в днях и далее для каждого тьютора:

- дата и время каждого проверенного задания для каждого слушателя с указанием наименования этого задания;

- дата и время каждой онлайн-консультации с каждым слушателем;

- общее количество проверок и консультаций тьютора.

Такой отчет является ключевым при составлении документов для оплаты труда преподавателя в отчетный период.

Меню Financial ^ General Report позволяет формировать в основном поле вкладки Report отчет следующего содержания:

- количество и стоимость активных договоров;

- количество и стоимость исполненных (неактивных) договоров;

- количество и стоимость всех договоров;

- среднюю стоимость одного договора;

- погодовой отчет по всем договорам.

Последний пункт перечисляет по годам от текущего и дальше в сторону уменьшения количество договоров за этого год и их стоимость. Внутри каждого года - то же для каждого месяца, но уже с января по декабрь.

Далее следует отчет по языкам (сколько договоров и на какую сумму было заключено по каждому из преподаваемых языков). В завершении следует отчет по курсам (сколько договоров и на какую сумму было заключено по каждому из имеющихся курсов).

Под основным полем помещается кнопка «Printable General Report», которая формирует из указанных данных графический отчет в файле HTML.

Еще одной опцией общего финансового отчета является возможность помесячного вывода информации о выплатах преподавателям с указанием номеров договоров слушателей, количества проверенных заданий и проведенных консультаций.

Меню Financial ^ Month's Payments формирует файл с графическим отчетом в формате HTML, который содержит информацию о выплатах преподавателям по месяцам: по активным, неактивным и всем договорам.

Таблицы Course (учет реализуемых курсов), Coursesfortutor (учет реализуемых договоров), Student (учет слушателей) и Tutor (учет тьюторов) имеют возможность корректировки записей с немедленным внесением всех изменений во все связанные таблицы без необходимости перезагрузки программы.

Описанный модуль позволяет производить всестороннюю оценку деятельности Центра дистанционного обучения и помогает руководителю вовремя принимать решения (изготовление проектов приказов, заключение договоров, изготовление и выдача документов об окончании обучения и др.). Объем программного кода приложения составляет более 3 тыс. строк.

В целом, в течение тестового периода, продолжавшегося три месяца, были сделаны следующие наблюдения:

• качество содержания формируемых документов значительно выросло, так как программная обработка данных практически исключает опечатки и ошибки, допускаемые человеком;

• существенно увеличилась прозрачность всех протекающих процессов;

• качество и время формирования отчетной документации практически перестали зависеть от количества обучающихся и преподавателей (эффект масштабирования);

• появилась возможность прогнозирования объемов работы в зависимости от периода времени (определенных пиковых месяцев в году);

• наличие графика популярности курсов и иностранных языков позволяет фокусировать усилия разработчиков на наиболее востребованных направлениях;

• высокая степень автоматизации процессов управления позволит (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) не проводить резкого увеличения штата сотрудников при соответственном росте числа активных договоров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горожанов А. И. LMS Moodle как инструмент разработки курсов иностранных языков - узлов обучающей виртуальной среды // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Вып. 17 (756). М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 55-64. ISSN 1993-4750. URL : libranet.linguanet.ru/prk/Vest/17_756_indd.pdf Горожанов А. И. Разработка модельных курсов иностранных языков как продуктивный метод развития институциональной обучающей виртуальной среды // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Вып. 3 (774). М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 30-42. ISSN 2500-3488. URL : libranet.linguanet.ru/prk/ Vest/3_774.pdf

Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика : учеб. пособие. М. : МГЛУ, 2002. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.