Научная статья на тему 'Автоматизация деятельности тьютора при подготовке специалистов лесной отрасли с использованием дистанционных образовательных технологий'

Автоматизация деятельности тьютора при подготовке специалистов лесной отрасли с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЬЮТОР / БАЗА ДАННЫХ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / TUTOR / DATABASE / WORKSTATION (АWS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доррер А.Г., Демченко А.Д., Лысова А.Д.

В данной статье описывается специфика подготовки квалифицированных кадров для лесной отрасли, обосновывается необходимость использования в процессе подготовки современных образовательных технологий, в частности, дистанционного обучения. Рассмотрены понятие тьюторства и направления деятельности тьютора в дистанционном обучении. Тьютор является методистом, помощником преподавателя, посредником между лектором, администрацией и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальную траекторию обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Перечислены основные функции, выполняемые тьютором в Сибирском государственном технологическом университете. Тьюторство в СибГТУ это сравнительно новый вид деятельности. Методист, сопровождающий «дистанционные» группы (тьютор), должен работать с различной информацией, касающейся организации и ведения учебного процесса в дистанционной форме, представленной зачастую в виде бумажных копий, либо хранящейся в электронных базах данных, не интегрированных между собой. Этим обусловлена необходимость создания автоматизированного рабочего места (АРМ) тьютора, которое позволяло бы вносить все необходимые изменения и просматривать информацию о студентах из одного приложения, интегрированного с LMS Moodle, на базе которой ведется учебный процесс в дистанционном режиме. Созданное приложение позволяет тьютору хранить всю необходимую информацию в легко доступном и наглядном виде, редактировать и добавлять данные, формировать отчеты. Это даст возможность тьютору избавиться от большей части «бумажной» работы и значительно упростит выполнение возложенных на него профессиональных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the specifics of the training of qualified personnel for the forest industry, the necessity of using in their preparation modern educational technologies, including distance learning. The concept of tutoring and tutor activity directions in distance learning are considered. The tutor is a guidance counselor, assistant teacher, a mediator between the lecturer, administration and students, carrying rather organizational than pedagogical function. The objectives of the tutor is to help get the most out of educational process; monitor and adjust the individual trajectory of the learner; joint assessment made training modules; conduct group discussion of the results; to maintain interest in learning throughout the curriculum. The main functions performed by the tutor in the Siberian State Technological University are described. Tutoring in SibGTU is a relatively new activity. Methodist, accompanying the "remote" group (tutor) should work with the various information relating to the organization and conduct of the educational process in the form of remote represented often in the form of paper copies, or stored in electronic databases which are not integrated with each other. This is due to the need to create a workstation (АWS) that would allow the tutor to make any necessary changes, and view information about the students from one application, integrated with LMS Moodle, on the basis of which the educational process is carried out remotely. Created app allows the tutor to store all the necessary information in an easily accessible and visible form, edit and add data, generate reports. This will enable the tutor to get rid of most of the "paper" work and significantly simplify the execution of his professional duties.

Текст научной работы на тему «Автоматизация деятельности тьютора при подготовке специалистов лесной отрасли с использованием дистанционных образовательных технологий»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Г. Доррер, А.Д. Демченко, А.Д. Лысова

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» 660049, Красноярск, пр. Мира 82; e-mail: app_sibstu@mail.ru

В данной статье описывается специфика подготовки квалифицированных кадров для лесной отрасли, обосновывается необходимость использования в процессе подготовки современных образовательных технологий, в частности, дистанционного обучения. Рассмотрены понятие тьюторства и направления деятельности тьютора в дистанционном обучении. Тьютор является методистом, помощником преподавателя, посредником между лектором, администрацией и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальную траекторию обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Перечислены основные функции, выполняемые тьютором в Сибирском государственном технологическом университете. Тьюторство в СибГТУ - это сравнительно новый вид деятельности. Методист, сопровождающий «дистанционные» группы (тьютор), должен работать с различной информацией, касающейся организации и ведения учебного процесса в дистанционной форме, представленной зачастую в виде бумажных копий, либо хранящейся в электронных базах данных, не интегрированных между собой. Этим обусловлена необходимость создания автоматизированного рабочего места (АРМ) тьютора, которое позволяло бы вносить все необходимые изменения и просматривать информацию о студентах из одного приложения, интегрированного с LMS Moodle, на базе которой ведется учебный процесс в дистанционном режиме. Созданное приложение позволяет тьютору хранить всю необходимую информацию в легко доступном и наглядном виде, редактировать и добавлять данные, формировать отчеты. Это даст возможность тьютору избавиться от большей части «бумажной» работы и значительно упростит выполнение возложенных на него профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: дистанционное обучение, тьютор, база данных, автоматизированное рабочее место (АРМ).

This article describes the specifics of the training of qualified personnel for the forest industry, the necessity of using in their preparation modern educational technologies, including distance learning. The concept of tutoring and tutor activity directions in distance learning are considered. The tutor is a guidance counselor, assistant teacher, a mediator between the lecturer, administration and students, carrying rather organizational than pedagogical function. The objectives of the tutor is to help get the most out of educational process; monitor and adjust the individual trajectory of the learner; joint assessment made training modules; conduct group discussion of the results; to maintain interest in learning throughout the curriculum. The main functions performed by the tutor in the Siberian State Technological University are described. Tutoring in SibGTU - is a relatively new activity. Methodist, accompanying the "remote" group (tutor) should work with the various information relating to the organization and conduct of the educational process in the form of remote represented often in the form of paper copies, or stored in electronic databases which are not integrated with each other. This is due to the need to create a workstation (AWS) that would allow the tutor to make any necessary changes, and view information about the students from one application, integrated with LMS Moodle, on the basis of which the educational process is carried out remotely. Created app allows the tutor to store all the necessary information in an easily accessible and visible form, edit and add data, generate reports. This will enable the tutor to get rid of most of the "paper" work and significantly simplify the execution of his professional duties.

Key words: distance learning, e-learning, tutor, database, workstation (AWS).

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы подготовки кадров для лесной отрасли всегда находились и находятся в центре внимания как представителей органов управления, так и работодателей, а также научного и педагогического сообщества. В 2003 году российскому высшему профессиональному лесному образованию исполнилось 200 лет. СибГТУ готовит специалистов для лесной отрасли уже более 85 лет. Подготовка квалифицированных кадров для лесного хозяйства - актуальная задача, и решение ее невозможно без внедрения инновационных образовательных технологий и разработок.

Дистанционное обучение - это термин, которые используют применительно к широкому спектру образовательных программ, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, и

заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит очном обучении. Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости (Муха, Рязанова, 2001).

Специфика работы в сфере лесного хозяйства, зачастую удаленность от крупных образовательных центров, невозможность получать образование с отрывом от основной деятельности - все это делает дистанционное обучение незаменимым средством получения качественного образования, повышения квалификации специалиста лесной отрасли непосредственно «на месте».

Дистанционные образовательные технологии предполагают высокую степень индивидуализации

А.Г. Доррер, А.Д. Демченко и др. Автоматизация деятельности тьютора при подготовке специалистов лесной отрасли..

обучения, что требует введения института тьютор-ства.

Подготовка специалистов для системы дистанционного образования, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. Во многих случаях тьютор — единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного обучения. Тьютор является методистом, помощником преподавателя, посредником между лектором, администрацией и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам (Шамсутдинов, 2014) .

Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения. Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:

• обсуждение содержания курса и формы представления учебных материалов;

• помощь студенту в планировании работы и мотивирование;

• разрешение административных вопросов и конфликтных ситуаций;

• контроль над проектами;

• проведение занятий и консультаций «лицом к лицу»;

• хранение и обработка информации об организации учебного процесса;

• взаимодействие с администрацией от лица студента.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

И РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ

В СибГТУ тьютор взаимодействует со студентами, обучающимися дистанционно по очно-заочной форме обучения. Основной образовательный процесс организован на базе LMS Moodle (Иванилова Т.Н., 2013). Методическую и техническую поддержку процесса дистанционного обучения в СибГТУ осуществляет Центр технологий дистанционного обучения (ЦТДО).

Тьюторство в СибГТУ - это сравнительно новый вид деятельности. Методист ЦТДО, сопровождающий «дистанционные» группы (тьютор), должен работать с различной информацией, касающейся организации и ведения учебного процесса в дистанционной форме, представленной зачастую в виде бумажных копий, либо хранящейся в электронных базах данных, не интегрированных между собой.

В связи с этим было принято решение о разработке отдельного автоматизированного рабочего места (АРМ) тьютора, которое позволяло бы вносить все необходимые изменения и просматривать информацию о студентах из одного приложения, интегрированного с Moodle.

База данных спроектирована с помощью SQL Server Management Studio (Райордан, 2001, Астахов, 2002).

В базе данных используются такие таблицы:

• Студент

Хранит основную информацию о студентах. Доступна для изменения и добавления.

• Преподаватель

Хранит ФИО преподавателя, номер телефона и адрес кафедры. Для изменения доступен только телефон преподавателя.

• Работает

Информация о стаже преподавателя. С какого времени он работает на кафедре.

• Кафедра

Хранит номер кафедры и ее наименование. Информация доступна только для чтения.

• Группа

Хранит наименование группы.

• Оплата

Информация о платежах студента. Номер квитанции, номер зачетки, сумма.

• Сумма оплаты

Хранит информацию о стоимости обучения за год, которая оказывает влияние на формирование отчета по задолжникам по оплате.

• Форма контроля

Наименование контрольной единицы (зачет, курсовая работа, экзамен).

• Зачеты

Хранится идентификатор вида контроля, оценка, дата сдачи.

• Список групп

Информация о группах. В какой год студент обучался в данной группе.

Логическая модель базы данных представлена на рисунке 1.

Для создания функциональной модели приложения было выбрано CASE-средство Rational Rose 2007.

Суть диаграммы вариантов использования состоит в следующем: проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих с системой с помощью так называемых вариантов использования. В свою очередь, вариант использования (usecase) служит для описания сервисов, которые система предоставляет актеру. Другими словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой при диалоге с актером. При этом ничего не говорится о том, каким образом будет реализовано взаимодействие актеров с системой.

Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 2. На ней отображена деятельность тьютора в соответствии с его обязанностями.

Рисунок 1 - Логическая модель базы данных

Рисунок 2 - Диаграмма вариантов использования

Клиентское приложение разработано с помощью Delphi XE5. Delphi XE5 - среда, предназначенная для быстрой разработки прикладного программного обеспечения. Благодаря уникальной совокупности простоты языка и генерации машинного кода позволяет непосредственно, и, при желании, достаточно низкоуровнево взаимодействовать с операционной системой, а также с библиотеками, написанными на C/C++. Выделение и освобождение памяти контролируется в основном пользовательским кодом, что, с одной стороны, ужесточает требования к качеству кода, а с

другой — делает возможным создание сложных приложений с высокими требованиями к отзывчивости (работа в реальном времени).

Для связи приложения с БД использовался компонент TADOConnection. Для вызова и выполнения хранимых процедур использовался компонент TADOStoredProc. Кроме того, использовался компонент TDataSource, предназначенный для связи сетки отображения данных с самой БД. С помощью этих компонентов и осуществлялась основная разработка.

А.Г. Доррер, А.Д. Демченко и др. Автоматизация деятельности тьютора при подготовке специалистов лесной отрасли.

Далее приводятся примеры окон разработанного На рисунке 6 представлен пример отчета об ака-приложения. демических задолженностях в группе.

После авторизации пользователь попадает на главную форму, которая представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Главная форма приложения

На рисунке 4 представлена форма, на которую выводятся данные о студентах, обучающихся в данном учебном году в определенной группе. Есть возможность поиска, добавления и редактирования данных о студенте, формирования отчетов по задолженностям.

Рисунок 4 - Форма информации о студентах в группе

На рисунке 5 представлена форма Преподаватели, позволяющая просматривать информацию о преподавателе, в том числе наименование и контакты кафедры, на которой он работает.

Рисунок 5 - Форма информации о преподавателе

Рисунок 6 — Отчет о должниках в группе

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В Сибирском государственном технологическом университете, на протяжении многих лет ведущем подготовку кадров для лесной отрасли, институт тью-торства - сравнительно новая деятельность, все еще требующая решения различных организационных задач, в том числе автоматизации документооборота.

Созданное приложение позволяет тьютору хранить всю необходимую информацию в легко доступном и наглядном виде, редактировать и добавлять данные, формировать отчеты. Это позволит тьютору избавиться от большей части «бумажной» работы и значительно упростит выполнение возложенных на него профессиональных обязанностей.

Приложение «АРМ Тьютора» используется в Центре технологий дистанционного обучения СибГТУ с июня 2016 г.

В течение 2016-2017 годов планируется модернизировать приложение, добавив в него следующие функции:

• интеграция с мобильным приложением Moodle Mobile;

• рассылка сообщений преподавателям и студентам;

• расширение взаимодействия приложения с базой данных Moodle (выгрузка на сайт дистанционного обучения отчетов об успеваемости обучающихся);

• интеграция приложения с системой ИИАС (формирование стандартных для ИИАС отчетов и ведомостей, просмотр приказов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка квалифицированных кадров для лесной отрасли - актуальная задача, однако специфика данной отрасли такова, что получение образования в традиционной форме зачастую оказывается невозможным. В этой ситуации на помощь могут придти

дистанционные образовательные технологии, позволяющие обучаться без отрыва от основной деятельности. Характерной чертой дистанционного образования является институт тьюторства - наличие специалистов, выполняющих организаторские функции, помогающих обучающимся успешно выстраивать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории. Тьютор, являясь посредником между обучаемыми, администрацией, преподавателями, имеет дело с большим объемом информации, поэтому автоматизация документооборота является актуальной задачей при организации его деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Шамсутдинов, Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения // Р. Р.Шамсутдинов, А. Р.Абдурахманова. -Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1134-1135.

Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов /Отв. ред. Муха Н. В., Рязанова А. Г. - Томск: «Дельтаплан», 2001. - 159 с.

Иванилова, Т.Н. Руководство по работе в системе дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов высших и средних учебных заведений, слушателей курсов ФПКП: издание второе, дополненное и переработанное /Т.Н.Иванилова, Н.В.Лутошкина, А.Г.Доррер. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 143 с.

Райордан, Р. Основы реляционных баз данных [Текст] / Р.Райордан. - Москва: Русская редакция, 2001 - 384 с.

Астахов, И.Ф. SQL в примерах и задачах: Учебное пособие [Текст] / И.Ф.Астахов, А.П.Толстобров, В.М.Мельников. - Минск: Новоезнание, 2002 - 176 с.

Блог Delphi-программиста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://devdelphi.ru/.

Характерные черты дистанционного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mykonspekts. ru/1-91966.html.

Поступила в редакцию 21.06.16 Принята к печати 12.09.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.