Научная статья на тему 'Использование возможностей оперативного лизинга'

Использование возможностей оперативного лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ / АРЕНДА / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / ГИБКИЙ ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВАЯ ИНДУСТРИЯ / OPERATIVE LEASING / RENT / FINANCIAL LEASING / FLEXIBLE LEASING / LEASING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспамятнова Л. П.

В данной статье автор рассматривает возможности оперативного лизинга, приводит классификацию лизинга, рассматривает зарубежный опыт оперативной и финансовой аренды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF POSSIBILITIES OF OPERATIVE LEASING

In this article the author considers possibilities of operative leasing, gives leasing classification, considers foreign experience of operative and financial rent.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей оперативного лизинга»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОПЕРАТИВНОГО ЛИЗИНГА

Беспамятнова Л.П., докторант Российской Академии Предпринимательства

В данной статье автор рассматривает возможности оперативного лизинга, приводит классификацию лизинга, рассматривает зарубежный опыт оперативной и финансовой аренды.

Ключевые слова:оперативный лизинг, аренда, финансовый лизинг, гибкий лизинг, лизинговая индустрия.

USE OF POSSIBILITIES OF OPERATIVE LEASING

Bespamyatnova L., Doctoral student of the Russian Academy of Entrepreneurship

In this article the author considers possibilities of operative leasing, gives leasing classification, considers foreign experience of operative and financial rent.

Keywords: operative leasing, rent, financial leasing, flexible leasing, leasing industry.

Согласно традиционному разделению, отмечаемому в любом экономическом словаре, лизинг бывает финансовым и оперативным (операционным). Ко второму случаю обычно относят вид услуг, при котором срок договора лизинга существенно меньше полезного срока использования объекта лизинга, поэтому по окончании срока действия договора объект лизинга возвращается лизингодателю и может быть повторно передан в работу.

Лизинговый бизнес в каждой стране развивается своим, уникальным образом, однако существуют, общие закономерности, характерные для развития лизинга от стадии зарождения до стадии развитой национальной индустрии.

Признанный международный эксперт Судир Амембал выделяет ряд этапов развития лизинга1: финансовый лизинг, гибкий (разнообразный) лизинг, оперативный лизинг, новые виды лизинга, зрелость, будущее.

1.Финансовый лизинг. Проводятся сделки с полной выплатой лизингодателю затрат на приобретение объекта лизинга. Как правило, выкупается имущество в конце срока лизинга. Неизменные условия договора. Лизинговые платежи фиксированные. Основные риски сделки несет лизингополучатель.

Преимущества лизинга определяются в большинстве случаев налоговыми и амортизационными льготами. Характерной чертой этапа является отсутствие четких бухгалтерских и налоговых правил в этой области. Немалая часть лизинговых компаний России находятся в настоящее время на этом этапе развития.

2.Гибкий лизинг. Он характеризуется тенденцией роста конкуренции. Лизингодателям становится понятно, что им необходимо разнообразить свои услуги. Один из подобных методов - введение разнообразных схем выплат лизинговых платежей, учитывающих поток наличных средств у лизингополучателя. Появляются различные лизинговые схемы.

Заявляет о себе новый вид лизинговых услуг - leveragedleasing. Крупные производители создают компании для лизинга своей продукции. Это новый вид лизинговых компаний, специализирующийся на узком секторе рынка. Основная их цель - использование лизинга для организации сбыта продукции производителя.

В России сейчас появилось немало компаний, представляющих второй этап эволюционного развития лизингового бизнеса.

З.Оперативный (операционный) лизинг. Именно на этом этапе лизингодатели по-настоящему идут на риск в плане остаточной стоимости объекта лизинга. Переход к этой стадии предполагает появление вторичного рынка объектов лизинга, поскольку лизингодателя появляются трудности в реализации оборудования (передачи новому лизингополучателю) по окончании срока лизинга. Эта новая проблема вызывает необходимость работы в области перепродажи оборудования, вернувшегося к лизингодателю по истечении срока лизинга.

Работа с новыми видами рисков заставляет лизингодателей активнее исследовать рынок, использовать более сложные методы в маркетинге лизингового рынка, внимательнее относиться к планированию своих денежных потоков, больше внимания уделять перспективному многовариантному планированию. Уровень управления лизинговой компании поднимается на бол ее высокую ступень-.На этом этапе развития находится большинство стран Западной Европы.

4. Новые виды аренды. Все более жесткой становится конку-

ренция. Лизинговые компании стремятся разнообразить свои услуги. Причем эти действия продиктованы не только стремлением быть более привлекательными для клиентов, но и желанием выдержать конкуренцию внутри лизинговой индустрии. Еще одна тенденция, характерная для этого этапа - привлечение все большего капитала и использование помимо банковских кредитов, новых, экономичных финансовых инструментов. Виды услуг разнообразятся и включают в себя уже такие виды лизинга как секьюритизация, венчурный лизинг и финансирование крупных проектов. В своей деятельности лизингодатель все больше и больше рисков по ведению лизинговой операции берет на себя. Лизинговая индустрия Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Франции уже вступили в эту стадию.

На этапе зрелостибыстрый рост лизинговой индустрии прекращается, поскольку происходит насыщение рынка. Его характеризует изобилие компаний, предлагаются разнообразные услуги, которые разняться очень в немногим. Лизинговая индустрия достигает зрелости, и ее услуги стали чем-то вроде биржевой ценности. Лизингодатели пытаются разнообразить свои услуги путем введения дополнительных услуг, таких, как более быстрый срок оформления, гибкость в структуре платежей и другие услуги для своих клиентов.

Основной проблемой компании становится поддержание своей прибыльности. Перенос внимания с внешнего аспекта (услуги) на внутренний эффективность работы компании) характерен для этого этапа, поскольку прибыль теперь возможна в основном за счет сокращения расходов. Основное устремление компаний - сокращение текущих затрат. В то же время все больше средств расходуется на исследовательскую работу и на обучение сотрудников.

Для зрелой индустрии характерна также консолидация, которая достигается посредством слияния компаний, и поглощения крупными компаниями мелких с целью увеличения своей доли рынка.

Широкое использование финансового лизинга и его разновидностей характерно для начальных этапов развития лизинга. Оперативный лизинг применяется при развитой лизинговой индустрии2.

Изначально в России лизинг использовался исключительно как способ финансирования покупки техники или оборудования. Но постепенно лизинговые компании стали предлагать своим клиентам дополнительные сервисы, например, техническое обслуживание автомобилей или хранение сезонных шин. Но появились лизингодатели, которые не ограничились 1 - 2 дополнительными услугами, а предложили клиентам полноценный набор сервисов на сдаваемое в аренду имущество. Эта услуга получила название оперативный (операционный) лизинг с полным сервисом от западного понятия full service. Оно предполагает не только финансирование, но и полное управление парком техники. Если в оперативный лизинг сдается автомобиль, то лизингодатель осуществляет полное техническое обслуживание, учет ГСМ, оптимизацию расходов, своевременную замену на новую машину, а также утилизацию, если авто не пригодно к эксплуатации, и другие необходимые услуги. То есть клиент, заключив договор с лизингодателем, отдает полученные в финансовую аренду активы на аутсорсинг и уже не заботится ни о чем, кроме как о своевременной оплате этой услуги.

Рынок оперативного лизинга пока мало развит. Основную кли-

ентскую базу здесь составляют иностранные фирмы. Однако у этого бизнеса все еще впереди: на рынок приходят новые игроки, а российские компании, постепенно перенимая западные стандарты работы, созревают для применения оперативного лизинга

Рассмотрим различия финансовой аренды (лизинга) и оперативного (операционного) лизинга с точки зрения кредитора, финансирующего сделку (рис.1)

Оперативный лизинг, в отличие от финансового лизинга, является бизнесом по предоставлению услуг, а не финансирования. Факторы, определяющие успешность ведения этого бизнеса, и сопутствующие ему риски отличаются от факторов кредитования. Оперативный лизинг предполагает, что срок договора может длиться от одного дня до нескольких лет. При финансовом лизинге срок владения имуществом лизингополучателем сопоставим со сроком полезного использования имущества.

В юридической терминологии оперативный лизинг предполагает передачу лизингополучателю в первую очередь права пользования, при финансовом лизинге лизингополучателю также передается право владения и сопутствующие этому праву риски.

При финансовом лизинге лизингодатель является инвестором. В этой ситуации финансирование владения имуществом лизингополучателем рассматривается с точки зрения влияния этого владения на общие показатели бизнеса и платежеспособности заемщика лизингополучателя.

При оперативном лизинге лизингодатель сам является заемщиком, привлекающим кредитные ресурсы для приобретения основных фондов для сдачи в лизинг за плату. При этом кредитор или акционер-инвестор рассматривает факт лизинга (аренды) как вид бизнеса и оценивает его рентабельность как и любой другой бизнес, связанный с предоставлением услуг.

Заемщик для осуществления бизнеса в сфере оперативный лизинг может привлекать финансирование на условиях финансового лизинга у лизингодателя, являющегося кредитором (агентом кредитора). В случае арендного бизнеса можно говорить о важности таких показателей как рентабельность и оборачиваемость капитала, доходность от предоставления услуг, факторах рыночного спроса на тот или иной вид оборудования и эффективности использования оборудования при сдаче в лизинг.

Если для приобретения имущества, предоставляемого в оперативный лизинг в коммерческих целях, используются заемные средства, их возврат предполагает получение достаточной для погашения кредита выручки. В случае если имущество, предназначенное для передачи в лизинг, вносится в уставной капитал или приобретается из средств акционерного капитал, то в этом случае акционера (инвестора) в первую очередь интересует доходность лизинговых операций и срок возврата инвестированных средств из сумм, получаемых акционером дивидендов.

Финансовый лизинг развивается в условиях спроса на инвестиции. Оперативный лизинг существует в условиях спроса на оборудование. Как уже отмечалось ранее, на временной шкале спрос на оперативный и финансовый лизинг находятся на разных участках кривой, характеризующей развитие экономики: финансовый

лизинг преобладает в период подъема экономики как элемент развития, оперативный лизинг в период стабилизации как фактор спроса на дополнительные услуги.

Для создания подразделения оперативного лизинга необходимо определить оборудование, в которое компания будет инвестировать средства. Для запуска подразделения оперативного лизинга в составе лизинговой компании необходимо изучить конъюнктуру рынка аренды отдельных типов оборудования, подготовить и проанализировать бизнес-план, провести маркетинговое исследование рынка, т.е. провести подготовку к запуску полностью нового бизнеса.

В настоящее время запуск подразделений оперативного лизинга крупными лизинговыми компаниями вызван не только увеличением спроса на такую услугу, но и наличием в собственности оборудования возвращенного лизингополучателями или изъятое у них при дефолтах платежеспособности, вызванных кризисом и спадом экономики. В условиях общего экономического спада и отсутствие спроса реализация подержанного имущества на вторичном рынке была практически невозможна. Во избежание и, как минимум, для минимизации убытков при возможной будущей реализации оборудования, претерпевающего непрерывное моральное и физическое старение, компании стали сдавать его в оперативный лизинг.

Наличие предложения стимулирует спрос. Это может послужить толчком к интенсивному развитию рынка оперативного лизинга отдельных видов оборудования. При развитии такого направления стоит четко определить те условия, которые являются определяющими для этого продукта и его существенные отличия от операций финансового лизинга, а также сходство и возможные варианты адаптации операций финансового лизинга и общих требований к оперативному лизингу.

Еще одним из факторов создания предложения оперативного лизинга (аренды) является избыток средств производства, что говорит о стагнации рынка сбыта продукции, производимой посредством тех или иных производственных активов.

Подавляющее количество сделок оперативного лизинга отмечается в следующих сферах:3:

1. Легковые автомобили, в т.ч.: прокат; аренда с шофером, в т.ч. услуги такси; управление автопарком, включая аутстафинг водителей и обслуживающего персонала, учет ГСМ, сервис автомобилей (может осуществляться и на условиях договора финансовой аренды).

2. Грузовые автомобили, в т.ч.: прокат легких грузовиков; управление парком легких грузовиков, аналогично парку легковых машин; аренда магистральных тягачей, с предоставлением услуг по транспортной логистике и складских услуг;

3. Строительная техника и приспособления, горнодобывающая техника, буровое оборудование: аренда с экипажем; аренда механизированных колон и строительно-монтажных комплексов с предоставлением персонала (не только для управления механизмами)

- по сути, выполнение подрядных работ; аренда опалубки и строительных лесов (не амортизируемое имущество).

4. Железнодорожный подвижной состав: аренда вагонов, с пре-

Рис. 1. Классификация лизинга по IAS 17

1 Лизинг-ревю, 2007 №2, «Изучая возможности за рубежом»,с.12.

2 Киркорова Н.И. «Направление совершенствования нормативной базы лизинга», М. «Проспект» 2008, с.150

3 Территория Лизинга, №2 (4) 2012, «Операционный лизинг» в продуктовой линейке лизинговой компании», с.39

доставлением услуг по диспетчеризации, управлению движением (в структуре и с применением средств управления «РЖД»), логистике и погрузоразгрузочным работам.

Спрос на аренду стал предпосылкой к развитию в мире таких видов услуг как прокат, сдача в наем, лизинг. Как известно, в начале двадцатого века несколько американских компаний, специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает заниматься долгосрочным управлением или монопольным использованием вагонов, поскольку это предусматривало предоставление оборудования в доверительное или, как сказали бы сейчас трастовое, пользование. В результате трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончанию же контракта вагоны должны были возвращаться лизингодателю, который сохранял за собой право собственника. Операционный лизинг - так стала называться такая форма арендного договора. Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекоб-соном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил новый тогда еще вид лизинга (здесь «аренда») — долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год.

Немалую роль в развитии рынка временного владения имуществом играют производители оборудования и техники, которые в целях увеличения сбыта своей продукции, будут предлагать различные схемы финансирования потребителей.

За рубежом в условиях развитого рынка аренды преимущество аренды (оперативной и финансовой) рассматривается с точки зрения «моментальной» стоимости владения имущества, а не рассрочки приобретения в собственность. Именно акцент на преимуществах аренды является определяющим при заключении договоров финансовой аренды на условиях без перехода права собственности в конце срока лизинга. Этот вид аренды, являющийся симбиозом между оперативной и финансовой арендой, в России также называют оперативным лизингом. Для лизингополучателя моментальная стоимость владения определяется исходя из разности между первоначальной стоимостью и стоимостью в конце срока аренды. Чем выше стоимость имущества в конце срока лизинга (аренды), тем меньше будет возмещаемая в арендных платежах стоимость имущества, и, соответственно, сам размер арендных (лизинговых) платежей. В свою очередь, у лизингодателя возникает необходимость тщательно оценить риск ликвидности имущества и корректность цены реализации этого имущества в конце срока лизинга.

В западной практике существует два пути снижения риска, связанного с реализацией имущества по окончании срока действия договора финансовой аренды (лизинга), а именно:

- обязательство лизингополучателя по выкупу предмета лизинга по окончании срока договора лизинга по цене определенной сторонами договора лизинга. В этом случае, лизингополучатель может минимизировать возмещение инвестиционных затрат (цены имущества) по своему усмотрению, но берет на себя риск несоответствия остаточной стоимости имущества рыночным условиям. При такой форме договора передача имущества третьей стороне может происходить «минуя баланс» лизингополучателя, но при этом риск возникающих при реализации третьему лицу убытков возлагается на него. Условие по передаче имущества в конце срока лизинга не по нулевой стоимости нередко встречается и в отечественной практике, но подразумевает не рыночную реализацию имущества лизингополучателем, а пролонгацию владения и пользования имуществом на основании вновь заключенного договора с существующим или новым лизингодателем. Этот вид оперативного лизинга уже сейчас может продвигаться на локальном рынке, но требует развития партнерства с производителями и продавцами техники, которым отводится роль «партнеров» лизингополучателей (арендаторов).

- обязательство лизингополучателя по эксплуатации имущества на определенных ограниченных условиях. Например, для автомобилей, помимо обязательного требования по содержанию имущества в пригодном для эксплуатации состоянии, накладывается ограничение по пройденному километражу, для горной и строительной техники ограничение по наработке моточасов, для железнодорожных вагонов ограничения по видам перевозимых грузов и специфике условий эксплуатации. Необходимость такого ограничения

обусловлена требованиями хорошо развитого и регулируемого вторичного рынка, с четкой статистикой и нормализованными требованиями к подержанному имуществу.

В России до сих пор не сформировались механизмы по информационному сопровождению вторичного рынка. Каждый из участников вторичного рынка, включая и лизингодателей, предпринимает самостоятельные действия по реализации своего имущества. При этом основные предложения на этом рынке направлены на частных покупателей. В то же время, в Германии, например, проводится полномасштабный сбор информации о предложениях новых и подержанных моделей на рынках легкового и грузового автотранспорта, строительной, горнодобывающей, крановой техники и рынке железнодорожных вагонов. Вся эта информация публикуется в открытых источниках, в том числе консолидируется в специализированных каталогах и продавцы подержанной техники, а также новой, принимающие на условиях мены или зачета подержанную технику, в первую очередь руководствуются в своем бизнесе данными, рекомендованными издателями каталогов, например «ЕигоТах», для покупки и продажи подержанной техники. Данные публикуемые в таких каталогах основаны на статистической обработке данных рынков продажи имущества.

Существует инициатива по созданию базы данных подержанного оборудования в России. В будущем такой проект может стать довольно успешным самостоятельным коммерческим проектом. Более того, ужесточение требований к закупкам, предъявляемым государственными органами и крупными коммерческими компаниями, позволяет рассматривать этот инструмент как часть общегосударственного информационного механизма, нормализующего сферу закупок и вторичный рынок имущества. А уже при наличии такой базы данных, возможно использование математического аппарата для моделирования стоимостных характеристик имущества в любой момент действия договора лизинга.

Оперативный лизинг предоставляет возможность использовать новейшую технику и механизмы, при этом, не имея проблем, связанных с их хранением, ремонтом, обслуживанием и охраной. Также он позволяет решать быстро усложняющиеся задачи логистики, ибо такая техника должна быть постоянно задействована, она должна наилучшим, наиболее рациональным образом перемещаться с места на место.

Словом, если предприятие не имеет возможности использовать какие-то машины и механизмы ежедневно большую часть года, ей выгоднее не приобретать эту технику, а заказывать ее в оперативный лизинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.