УДК 338.24.01
ЛИЗИНГ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОДАЖ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© 2012
А.Г. Мальцев, заместитель директора по развитию
ГУП Самарской области «Эксон», Тольятти (Россия)
Аннотация: В настоящее время большинство предприятий испытывает недостаток средств для финансирования расширенного воспроизводства производственных мощностей. Одна из причин отсутствие необходимых средств для финансирования покупки оборудования. Также многие предприятия сталкиваются с проблемой реализации своей продукции покупателям в связи со снижением платежеспособности населения. Вместе с тем ведущими зарубежными компаниями наряду с традиционным кредитованием используется лизинг. В работе рассмотрены перспективы применения лизинга на предприятиях автомобильной промышленности.
Ключевые слова: кредит, лизин, долгосрочная аренда, лизингодатель, лизингополучатель.
Юридические лица достаточно часто прибегают к услугам банков для получения кредита с целью дальнейшего развития своего бизнеса. Однако существует альтернатива традиционному банковскому кредитованию, которая в последние годы приобретает все большую популярность. Это лизинг. В лизинг можно приобрести оборудование, легковые автомобили, грузовой автотранспорт, строительную технику, недвижимость и даже самолеты.
Лизинг подразумевает аренду на определенный срок на основе договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей имущество за свой счет и сдающей его в аренду, и лизингополучателем, который постепенно вносит арендную плату за использование этого самого имущества [1, с.14].
Лизинг (англ. leasing) - 1) долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, при которой арендатор постепенно погашает задолженность по мере использования имущества; по окончании срока лизингового контракта возможны: покупка оборудования арендатором по остаточной стоимости, пролонгация срока (продление срока действия договора, соглашения, займа, векселя и т.д.), возврат материальных ценностей.
2) выдача оборудования напрокат.
Арендная плата в лизинге - плата, которая вносится лизингополучателем по договору лизинга (лизинговые платежи). Арендная плата осуществляется равными долями и состоит из стоимости оборудования и лизинговой ставки. В арендную плату включаются налоги, таможенные пошлины, расходы по техническому обслуживанию. Транспортные расходы обычно несет лизингополучатель.
Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование [2, с.67]
Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.
Предметами лизинга могут быть любые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения). Предмет лизинга, переданный в пользование лизингополучателю, является
собственностью лизингодателя (лизинговой компании). Лизингополучатель становится владельцем предмета лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей.
Существует несколько форм лизинга: оперативный (операционный, возвратный) и финансовый. В последнем случае в течение срока договора лизингополучатель возмещает лизингодателю стоимость оборудования, а после полной выплаты предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя. При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. Этот вид лизинга предлагается сегодня в основном компаниями, специализирующимися на автотранспорте [3, с.99].
Существует несколько трактовок оперативного лизинга, но обычно его отличают от финансового по двум основным признакам. Во-первых, оперативный лизинг подразумевает расширенный спектр дополнительных услуг, которые лизинговая компания предлагает вместе с основной - передачей оборудования в лизинг. Это может быть, например, установка, отладка, гарантийное обслуживание, решение юридических вопросов, ремонт.
Во-вторых, оперативный лизинг отличается от финансового фиксацией остаточной стоимости и отсутствием обязательств по переходу прав собственности. Другими словами, в оперативном лизинге право собственности на имущество может и не переходить по окончании срока договора к лизингополучателю. Стоимость оборудования возмещается собственнику-лизингодателю в течение всего срока службы предмета аренды, и не одним, а несколькими лизингополучателями поочередно. Фактически по завершении срока контракта, заключенного с одним лизингополучателем, имущество может быть вновь сдано в аренду или возращено собственнику (лизингодателю). За счет этих особенностей снижается размер лизинговых платежей.
Однако между кредитованием и лизингом различий очень много. Они заключаются как в форме, в которой производятся заимствования, так и в характере требований, которые предъявляют банки и лизинговые компании к заемщикам. Основными отличиями, которые можно назвать преимуществами лизинга перед кредитованием в банке, является снижение налогооблагаемой базы и ускоренная амортизация оборудования (в случае финансового лизинга). Это позволяет снизить расходы предприятия на приобретение основных производственных средств.
По словам участников рынка, лизинговые компании более гибко, чем банки, подходят к рассмотрению клиента и к самой сделке, в частности устанавливая сезонность или заключая договор даже с теми клиентами, чье финансовое состояние могло бы стать причиной отказа, если они приобретают ликвидное оборудование. Это связано с тем, что риски лизинговых компаний ниже, чем у других финансовых структур, так как право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю до окончания срока лизинга и уплаты всех лизин-
говых платежей [4, с.49].
Кроме того, лизинговая компания может оказать целый ряд дополнительных услуг, таких как регистрация в ГИБДД или Гостехнадзоре на свое имя, страхование по достаточно низким корпоративным тарифам, организация доставки и таможенного оформления оборудования и т.д.
Российские перспективы
По словам экспертов, в России оперативный лизинг развит достаточно слабо, а вот на Западе, наоборот, мало распространен лизинг финансовый. С одной стороны, для лизинговых компаний оперативный лизинг означает принятие на себя ряда дополнительных обязательств и рисков. Так, лизингодатель несет повышенные расходы, когда принимает на себя обязательства по установке, монтажу и техническому обслуживанию оборудования. Кроме того, при оперативном лизинге существует риск возникновения перерывов в эксплуатации оборудования и повышения расходов по его хранению при поиске следующего лизингополучателя. С другой стороны, с точки зрения лизингополучателя, этот продукт несет массу преимуществ, прямо вытекающих из укороченного срока использования оборудования и расширения сервисного обслуживания.
Зачем лизинг Вам как продавцу?
Несколько тенденций и фактов определяют российский рынок сегодня:
1.Все меньше и меньше предприятий / компаний готовы и желают платить живые деньги в полном объеме за средства производства (транспорт, оборудование);
2.Продавцы все чаще и все больше сталкиваются с обращениями за рассрочкой / кредитом / лизингом.
Лизинговые схемы призваны облегчить предприятиям приобретение основных фондов. Покупка оборудования отвлекает из оборотных средств бизнеса серьезные суммы, а получить большой и «длинный» банковский кредит без хорошей кредитной истории возможно далеко не всегда. Кроме того, банк может потребовать ликвидный залог на всю сумму кредита.
В этой ситуации лизинг становится самым реальным способом для предприятия получить необходимое оборудование для развития бизнеса. К тому же большим преимуществом лизинга эксперты называют налоговые льготы. Так, на период действия договора лизинга лизингополучатель освобождается от уплаты налога на имущество. После передачи предмета лизинга в собственность данный налог также не уплачивается, так как имущество уже полностью амортизировано и учитывается с нулевой стоимостью. Кроме того, все платежи, осуществляемые в рамках договора лизинга, относятся на производственные затраты лизингополучателя, что уменьшает налог на прибыль. Если в процессе исполнения договора применяется механизм ускоренной амортизации предмета лизинга, лизингополучатель быстрее окупает приобретенные основные средства производства и проводит их замену на более современные и эффективные. Наконец, в составе лизинговых платежей выделяется НДС, что позволяет лизингополучателю производить взаимозачет сумм НДС, уплаченных лизинговой компании и полученных в ходе реализации товаров или услуг.
При любом виде лизинга его схема в основе своей выглядит одинаково. Компания-лизингодатель в интересах своего клиента покупает у производителя имущество, которое затем передает в аренду клиенту (лизингополучателю). Он со своей стороны оплачивает сразу часть стоимости имущества (как правило 10-30%), а остальное выплачивает в течение срока договора аренды. По этой схеме в лизинг можно передавать самое разнообразное имущество: оборудование, транспорт, даже целые предприятия [5, с.230].
Но среди всех видов имущества, которое предоставляется в финансовую аренду, наиболее распространен лизинг автомобилей. За пять прошедших лет стоимость 24
ежегодно заключаемых договоров лизинга выросла в шесть раз, среднегодовые приросты составили 45,1%. Динамичное развитие автолизинга обусловлено тем, что транспортные средства остаются самыми популярными предметами арендных операций.
Что же касается грузового транспорта, то продолжается стремительное внедрение новых финансовых инструментов в систему продаж дилеров КАМАЗа. Это несет выгоды не только клиентам компании, получающим новые автомобили наиболее экономически выгодным на сегодня способом, а и самим дилерам, которые тем самым формируют устойчивую клиентскую базу и дополнительные возможности для развития своих сервисных подразделений.
Сегодня более 60% автомобилей КАМАЗ, передаваемых в лизинг от производителя, проходят через руки дилеров. Это позволяет клиентам КАМАЗа получить полный сервис от производителя, включающий как лизинг, так и обмен старого автомобиля на новый, техническое обслуживание, обеспечение запасными частями и многое другое по принципу одного окна.
Долгое время лидером автолизинга оставалась аренда грузового транспорта, но, как отмечают эксперты, на рынке появилась новая тенденция. В последнее время некоторые компании все больше специализируются как раз на легковых автомобилях. Да и в универсальных компаниях доля грузовиков снижается. На легковые автомобили приходится уже больше половины всех сделок. Причем, крупными российскими компаниями и представительствами западных компаний наиболее востребован оперативный автолизинг. Такие компании держат большой парк корпоративных автомобилей. Автотранспорт достаточно быстро устаревает, требует обновления, а расходы на его содержание достаточно велики. Естественно, что привлекательным решением целого ряда проблем в этом случае является предложение лизинговой компании, которая не только берет на себя заботы об обновлении парка, но и занимается юридическим оформлением транспорта и технической поддержкой».
Автотранспортные средства - один из наиболее популярных и успешных объектов лизинга. Благодаря высокой ликвидности, лизинг авто не требует дополнительного обеспечения по договору лизинга, а застрахованные транспортные средства служат для лизинговой компании достаточной гарантией заключенного контракта.
Лизинг дает возможность без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных ресурсов приобрести необходимые автотранспортные средства.
Теоретически имущество, приобретаемое по лизингу, предназначено не для личного потребления, а для коммерческой деятельности - производства товаров или услуг. А потому считается, что частным лицам этот инструмент не бывает нужен.
Тем не менее, существует достаточное количество исключений. Во-первых, лизинг регулярно используется индивидуальными предпринимателями. А в силу специфики их статуса трудно порой определить, для личных или для коммерческих целей используется имущество. Особенно когда речь идет об автомобиле.
Во-вторых, некоторые лизинговые компании и даже банки сами предлагают гражданам услуги лизинга. Причем и пакет документов, и прочие условия, как правило, сходны.
Разница между традиционным автокредитом и автолизингом в том, на кого оформлено право собственности авто. При кредите собственником сразу становится покупатель, а банк оформляет машину в залог. При автолизинге автомобиль остается в собственности лизингодателя, а клиент просто пользуется им. Впрочем, многие компании предусматривают и такой вариант, как выкуп авто клиентом по его остаточной стоимости по истечении срока договора. Кроме того, раз автолизинг Карельский научный журнал. 2012. № 1
не кредитование, то по нему не существует никаких процентных ставок. Впрочем, этот вовсе не значит, что компании работают без прибыли. На стоимость имущества делается наценка, которая и составляет прибыль компании. Как правило, эта наценка соответствует ставке банковского кредита.
Что касается лизинга легковых авто, то для отечественного потребителя это стало реально и доступно. На ряде сайтов лизинговых компаний, Вы не выходя из дома можете просчитать все составляющие лизинга практически любой машины иностранного производства.
Так для покупателей с доходом от 18000 до 25000 рублей лизинг открыл возможность обладать автомобилями таких марок как Chevrolet, Opel и пр., а ежемесячный платеж по этим автомобилям составит всего от 6400 рублей до 7900 рублей в месяц.
По оценкам экспертов, в частности специалистов Центра автомобильных кредитов, лизинг для физических лиц быстро заместит многие виды классических автокредитов и рассрочки 0%, а доля автомобилей, покупаемых по программам «Лизинг для физических лиц» будет уже в ближайшее время составлять не менее 30% от общего числа продаж новых автомобилей. Лизинговые продукты реализованы в максимальном соответствии с их европейскими аналогами.
Основным преимуществом лизинга стало снижение платежа за автомобиль более чем в 10 раз по сравнению с прокатом автомобилей и почти в два раза по сравнению с классическим автокредитом.
Впрочем, несмотря на ожидаемые оптимистические перспективы лизинга для физических лиц, пока речи о том, что он вытеснит или хотя бы сравнится по востребованности с автокредитованием, не идет.
Для предприятий же, развивающих свой бизнес, лизинг может стать эффективным финансовым инструментом и оптимальным способом модернизировать и расширить производственную базу, приобрести современное оборудование, транспорт, имущественный комплекс, внедрить новые технологии.
Итак, подводя итоги, выделим основные преимущества лизинга:
- модернизации производства без отвлечения значительных финансовых средств из оборота - лизингополучатель выплачивает аванс, равный 15-20 % от стоимости приобретаемых материальных активов, остальное оплачивает лизинговая компания. Фактически лизингополучатель, имея лишь часть средств на переоснащение производственной базы, приобретает оборудование, модернизирует производство, приступает к эксплуатации, выпускает готовую продукцию и получает прибыль. Часть средств, полученных от реализации продукции используется на оплату лизинговых платежей;
- отсрочки платежа - Лизинговые платежи растянуты во времени. Лизингополучатель определяет удобный для него график выплаты лизинговых платежей, исходя из своих возможностей;
- ускоренная амортизация - Амортизация оборудования с ускоренным коэффициентом влечет за собой снижение расходов на уплату налога на имущество. По окончании срока лизинга предприятие выкупает имущество по остаточной стоимости, которая отличается от первоначальной в выгодную для лизингополучателя сторону;
- снижения налога на прибыль - Все лизинговые платежи относятся на себестоимость, что существенно снижает налог на прибыль. При получении банковского кредита, на себестоимость относятся только проценты по кредиту
- оптимизации финансовой отчетности - При лизинге материальные активы находятся на балансе лизинговой компании, что повышает показатель ликвидности предприятия;
- снижения требований к гарантийному обеспечению
сделки по сравнению с банковским кредитом - В течение срока действия договора лизинга материальные активы являются собственностью лизинговой компании и выступают в качестве залога лизинговой сделки.
А также преимущества автолизинга в частности:
- Затраты на приобретение равномерно распределяются на весь срок действия договора;
- Обеспечением сделки выступает приобретаемый автомобиль;
- Возможность проведения полной амортизации автомобиля за 24 месяца (кроме автомобилей с объемом двигателя более 3500 куб. см., в этом случае срок может увеличиться по согласованию с клиентом до 48 месяцев);
- Возможность предъявлять к вычету из бюджета НДС со всей суммы лизингового платежа;
- Возможность применения ускоренной амортизации с трехкратным повышающим коэффициентом.
Возможность дополнительной оптимизации налогообложения по налогу на прибыль и НДС при условии учета лизингового имущества на балансе лизингополучателя.
Внедрение лизинга является актуальным и для ОАО «АВТОВАЗ».
Как и большинству предприятий России, предприятиям сервисно-сбытовой сети (ПССС) ОАО "АВТОВАЗ" необходимы инвестиции для расширения, реконструкции и модернизации производственных мощностей для технического обслуживания автомобилей. Остро стоит вопрос о внедрении новых способов продаж автомобилей в целях повышения спроса на продукцию, производимую ОАО "АВТОВАЗ".
Наиболее приемлемыми вариантами решения проблем финансирования реконструкции и модернизации производственных мощностей ПССС и организации новых видов продаж продукции ОАО "АВТОВАЗ" являются:
-лизинг производственного оборудования;
-организация оперативного лизинга (проката) производимой продукции;
-реализация производимой продукции (реализуемой продукции) на условиях лизинга.
Рассмотрим возможные варианты внедрения лизинга в деятельность ПСС и его использования для финансирования продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».
1.Лизинг производственного оборудования, необходимого для реконструкции и модернизации производственных мощностей.
Поставка необходимого оборудования производится лизинговой компанией на условиях финансового лизинга, при которых лизингополучатель в период действия договора о лизинге выплачивает лизингодателю всю стоимость полученного производственного оборудования. При этом дилер не отражает получаемое производственное оборудование на своем балансе, тем самым, уходя от обязательств по уплате налога на имущество, который уплачивает лизинговая компания. Лизингополучаетель также имеет возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму уплаченных лизинговых платежей, что дает определенное преимущество перед вариантом приобретения оборудования за счет привлеченных средств кредитных организаций, так как проценты за пользование кредитом уменьшают налогооблагаемую прибыль в размере ставок, установленных Центральным банком РФ или ставок LIBOR (при получении финансовых ресурсов от нерезидента РФ).
Существуют следующие варианты осуществления операций по передаче в лизинг производственного оборудования, необходимого дилеру для модернизации и реконструкции производственных мощностей.
a) Централизованное заключение договоров с одной или несколькими независимыми лизинговыми компаниями.
В этом случае ОАО "АВТОВАЗ" на основе прове-
денного анализа заключает партнерское соглашение с лизинговой компанией (лизинговыми компаниями). Соглашение определяет существенные условия договоров, заключаемых между дилерами и лизинговой компанией (лизинговыми компаниями), а именно: условия оплаты, цены на поставляемое оборудование, сроки лизинга и т. д. Следующим этапом будет являться заключение договоров с дилерами, которым необходима реконструкция и модернизация производственных мощностей.
Преимущество данного способа заключается в возможности предоставления значительных скидок дилерам как клиентам, входящим в корпоративную группу. К числу недостатков необходимо отнести отсутствие подобной разработанной программы у ОАО "АВТОВАЗ".
б) Другим вариантом осуществления реконструкции и модернизации производственных мощностей при помощи лизинга является делегирование полномочий по выбору лизинговой компании (компаний) дилерам.
ОАО "АВТОВАЗ" осуществляет только согласование некоторых условий договоров (например, номенклатуру поставляемого оборудования).
Преимуществом данного способа финансирования реконструкции и модернизации производственных мощностей дилера является достаточно широкие возможности по выбору "удобной для дилера лизинговой компании.
Однако возможность получения значительных скидок на поставляемое в оборудование в лизинг отсутствует.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод: в существующей ситуации наиболее возможным является использование второго варианта реконструкции и модернизации производственных мощностей.
2.Реализация продукции (товаров) на условиях лизинга
Подразумевает привлечение (создание) лизинговой компании для оказания услуг по продажам продукции ОАО "АВТОВАЗ" в лизинг.
При этом продукция (автомобили) может реализо-вываться как на условиях финансового лизинга, т.е. на протяжении лизингового контракта происходит полное погашение стоимости объекта лизинга лизингополучателем, и оперативный лизинг, при котором расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового контракта.
Под внедрением схемы реализации продукции (товаров) на условиях лизинга может подразумеваться участие дилера в процессе послепродажного обслуживания и гарантийного обслуживания автомобилей производства ОАО "АВТОВАЗ".
Как и в случае с лизингом производственного оборудования существуют два варианта использования лизинга при реализации продукции ОАО "АВТОВАЗ". Это централизованное привлечение лизинговой компании (ий) и делегирование полномочий по выбору лизинговой компании дилеру.
Преимущества и недостатки указанных вариантов реализации продукции ОАО "АВТОВАЗ" в лизинг схожи с аналогичными вариантами при использовании лизинга для финансирования реконструкции и модернизации производственных мощностей, которые приведены выше.
4.Оперативный лизинг (прокат) производимой продукции
Подразумевает организацию оперативного лизинга (проката) производимых ОАО "АВТОВАЗ" автомобилей путем предоставления дополнительных услуг на базе производственных мощностей дилера.
Как и в описанных выше случаях возможны два варианта. Выбор компаний для осуществления лизинга
продукции ОАО "АВТОВАЗ" может осуществляться централизованным путем или путем выбора компании самими дилерами.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
-на данный момент лизинг является эффективным вариантом финансирования реконструкции и модернизации производственных мощностей по техническому обслуживанию автомобилей ОАО "АВТОВАЗ", а также способом повышения продаж автомобилей производства ОАО "АВТОВАЗ";
-использование финансового и оперативного лизинга автомобилей ОАО "АВТОВАЗ" позволяет не только увеличить продажи автомобилей дилером, но и получить дополнительный объем услуг по техническому обслуживанию передаваемых в лизинг автомобилей;
-существуют два варианта внедрения лизинговых схем - централизованная инициатива, во внедрение которой принадлежит ОАО "АВТОВАЗ" (на данный момент не используется) и при помощи инициативы дилера продукции ОАО "АВТОВАЗ";
-наиболее предпочтительным вариантом является централизованная схема по внедрению лизинга, однако, в силу отсутствия инициативы у ОАО "АВТОВАЗ" по ее внедрению, ее реализация не возможна.
В заключении хочется отметь, что возможно, со временем, развитие лизингового рынка и совершенствование законодательства, повышение конкуренции и изменение стоимости заемных средств приведут к все большему распространению лизинга в России, что приведет к дальнейшему расширению спектра предоставляемых в лизинг услуг, увеличению объемов лизинга, повышению его популярности и снижению лизинговых платежей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Определение приоритетных направлений развития и ключевых показателей оценки эффективности механизма управления затратами предприятий автомобилестроительной отрасли с помощью метода кластерного анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 38. С. 13-24.
2. Курилова А.А. Использование инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 65-70.
3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.
4. Курилов К.Ю., Третьяк А.Г. Эмиссия акций как инструмент финансирования развития предприятий дилерской сети российских автопроизводителей // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 1[25]. С. 47-54.
5. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 224-228.
LEASING AS A METHOD OF FINANCING OF SALES AND ECONOMIC ACTIVITY
AUTOMOTIVE INDUSTRY
© 2012
A.G. Maltsev, Deputy Director of Development
SUE Samara region «Exxon», Togliatti (Russia)
Annotation: At present, most enterprises lack of funds to finance the expanded reproduction capacity. One reason for the lack of the necessary funds to finance the purchase of equipment. Also, many companies face the challenge of selling their products to customers in connection with a reduction in the population's solvency . However, the leading foreign companies , along with the traditional lending used leasing. The paper discusses the application prospects of leasing companies for the automotive industry.
Keywords: credit, lysine, long-term lease , the lessor , the lessee.
УДК 338.24.01
ПОНЯТИЕ РИСКА. СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ. ХЕДЖИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ
© 2012
Д.В. Помелов, ведущий инженер ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия)
Аннотация: Определено понятие риска. Описаны сущность и основные способы управления рисками на предприятиях производственного сектора экономики. Подробно рассмотрен механизм хеджирования как один из наиболее эффективных способов защиты от рисков.
Ключевые слова: риск, финансовая деятельность предприятия, управление рисками, хеджирование.
Процесс принятия решений в экономике на всех уровнях управления происходит в условиях постоянно присутствующей неопределенности состояния внешней и внутренней среды, которая обуславливает частичную или полную неопределенность конечных результатов деятельности.
В финансовом риск-менеджменте под риском преимущественно понимается возможность потери части своих ресурсов, недополучения доходов и появления дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности, что соответствует понятию неопределенности. [1, с.85].
Проблема оценки рисков финансовой и производственной деятельности предприятий, включая различные методы учета и способы снижения рисков, является на сегодняшний день наиболее актуальной. Оценка финансовых рисков становиться неотъемлемой частью производственного процесса, частью влияя на само направление его развития. Использование же финансовых инструментов при верном определении рисков, позволяет устранить возможные негативные последствия в изменчивых рыночных условиях. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности [2, с.31].
Существует множество различных классификаций видов риска с которыми сталкивается современная компания. Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
- производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
- коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
- финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п [3, с.134].
Руководителям предприятия ставится задача организации управления всеми рисками бизнеса, и в первую очередь теми, которые влияют на достижение компанией стратегических, производственных и финансовых целей. При этом понятие «управление рисками» включает выявление и идентификацию ключевых рисков, принятия решения о методах измерения их вероятности и количественной оценки их последствий для бизнеса,
принятие решения о мерах контроля за рисками и их последствиями, организацию мониторинга рисков.
Рассмотрим подробную классификацию финансовых рисков предприятий, занимающихся производственной деятельностью. Принято различать следующие разновидности их финансового риска:
Риск потери финансовой устойчивости и ликвидности - обусловлен несовершенством структуры капитала и несбалансированностью денежных потоков организации.
Риск неплатежеспособности - обусловлен снижением уровня ликвидности оборотных активов и неспособностью организации отвечать по своим краткосрочным обязательствам.
Риск снижения рентабельности - обусловлен снижением эффективности деятельности организации, в частности повышением уровня ее расходов и снижением уровня доходов.
Риск принятия неверного финансового решения -опасность потери организацией денежных средств в результате неправильной оценки факторов внешней и внутренней среды.
Риск снижения инвестиционной привлекательности организации - обусловлен снижением ее рыночной стоимости и потерей финансовой устойчивости.
Инфляционный риск - сопровождает практически все финансовые операции организации и характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов организации), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции.
Процентный риск - состоит в непредвиденном изменении процентной ставки за счет роста или снижения предложения свободных денежных ресурсов, изменения конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования и др.
Валютный риск - проявляется в недополучении организацией предусмотренных доходов в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях.
Депозитный риск - возникает в связи с возможностью невозврата депозитных вкладов, размещенных организацией в банках.
Кредитный риск - проявляется в виде неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную организацией в кредит готовую продукцию, а также превышения раз-