Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее медицинское образование / Интернет-технологии / искусственный интеллект / студент / преподаватель / higher education / higher medical education / Internet technologies / artificial intelligence / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова Халимат Абдулкадыровна, Магомедова Майсарат Амирдибировна, Джамалутдинова Айшат Гаджимурадовна

Исследованы основные возможности искусственного интеллекта и Интернет-технологий в плане оптимизации преподавания иностранных языков лицам, осваивающим образовательные программы отечественных медицинских вузов. При этом определённое внимание уделяется той роли, которую формирование иноязычных компетенций сегодня играет по ходу профессиональной подготовки будущего врача. На этом основании делается вывод о роли и месте соответствующих образовательных технологий в повышении эффективности их обучения соответствующим дисциплинам. Говорится также о конкретных возможностях, с которыми связано широкое внедрение подобных педагогических инноваций в педагогический процесс. Демонстрируются возможные проблемы, связанные с их использованием, а также пути решения таковых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баширова Халимат Абдулкадыровна, Магомедова Майсарат Амирдибировна, Джамалутдинова Айшат Гаджимурадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artificial intelligence and Internet technologies main possibilities in terms of optimizing the foreign languages teaching to people who master the Russian medical universities educational programs are investigated. At the same time, some attention is paid to the role that the foreign language competencies formation plays in the course of the future doctor professional training. On this basis, a conclusion is drawn about the role and place of appropriate educational technologies in improving the effectiveness of their teaching in relevant disciplines. It also talks about the specific opportunities associated with the widespread introduction of such pedagogical innovations into the pedagogical process. Possible problems associated with their use are demonstrated, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных и латинского языков Баширова Халимат Абдулкадыровна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных и латинского языков Магомедова Майсарат Амирдибировна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных и латинского языков Джамалутдинова Айшат Гаджимурадовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Исследованы основные возможности искусственного интеллекта и Интернет-технологий в плане оптимизации преподавания иностранных языков лицам, осваивающим образовательные программы отечественных медицинских вузов. При этом определённое внимание уделяется той роли, которую формирование иноязычных компетенций сегодня играет по ходу профессиональной подготовки будущего врача. На этом основании делается вывод о роли и месте соответствующих образовательных технологий в повышении эффективности их обучения соответствующим дисциплинам. Говорится также о конкретных возможностях, с которыми связано широкое внедрение подобных педагогических инноваций в педагогический процесс. Демонстрируются возможные проблемы, связанные с их использованием, а также пути решения таковых.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, Интернет-технологии, искусственный интеллект, студент, преподаватель.

Annotation. Artificial intelligence and Internet technologies main possibilities in terms of optimizing the foreign languages teaching to people who master the Russian medical universities educational programs are investigated. At the same time, some attention is paid to the role that the foreign language competencies formation plays in the course of the future doctor professional training. On this basis, a conclusion is drawn about the role and place of appropriate educational technologies in improving the effectiveness of their teaching in relevant disciplines. It also talks about the specific opportunities associated with the widespread introduction of such pedagogical innovations into the pedagogical process. Possible problems associated with their use are demonstrated, as well as ways to solve them.

Key words: higher education, higher medical education, Internet technologies, artificial intelligence, student, teacher.

Введение. Сегодня проблемы, связанные с рационализацией процесса освоения иностранных языков лицами, обучающимися в медицинских вузах, приобретают особую актуальность (Б.А. Бабинцева, О.В. Казарян, Б.Ю. Карцева, C.B. Михеева, A.A. Ситникова, О.С. Соболева). Это объясняется возросшей в последнее время необходимостью медиков участвовать в интенсивном взаимодействии с коллегами из других стран, например, при реализации совместных проектов [9, С. 39]. Им, кроме того, может понадобиться проходить переподготовку или повышение квалификации в зарубежных образовательных организациях (Б.А. Балданова, Н.Б. Дондокова, P.P. Закиева, Б.Ю. Карцева, С.Н. Рыжиков, A.A. Ситникова, P.A. Сулейманов). По этой причине администрация, преподаватели и сотрудники методических служб многих медицинских вузов, действующих на территории РФ, уделяют повышенное внимание улучшению содержания, методологии и инструментальной базы преподавания иностранных языков [1, С. 53]. Принятие подобных мер с большой вероятностью позволит сформировать у будущих врачей такие компетенции, наличие которых повысит их конкурентоспособность в условиях современного общества [10, С. 165-166].

Одним из путей практического воплощения этой модернизации является расширение использования искусственного интеллекта и Интернет-технологий в учебной, самостоятельной и индивидуальной деятельности студентов (Е.П. Ильин, C.B. Миронова, A.A. Реан, Н.С. Тимченко). Соответствующей проблематике посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Более широкое применение Интернет-технологий может помочь сделать процесс изучения иностранных языков студентами медицинского вуза более интересным и доступным [4., С. 129].

Например, их использование в реальных и смоделированных ситуациях иноязычного общения будет в значительной степени способствовать ликвидации психологических барьеров [9, С. 41]. Эксплуатация информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в соответствующих целях позволяет снизить чувство дискомфорта и страх учащихся совершить ошибку [3, С. 132].

Далее, перспективным направлением реализации ИКТ по ходу обучения будущих медиков иностранным языкам является представление учебных заданий в соответствующей форме. Их систематическое выполнение предоставляет широкие возможности для интенсификации процесса развития у студентов системы знаний, умений и навыков, связанных с осуществлением самостоятельной учебной деятельности [3, С. 58]. Это, в свою очередь, позволит добиться следующих образовательных результатов:

- формирование у учащихся позитивного опыта, связанного с эффективным поиском, анализом и критической оценкой необходимой информации [1, С. 55];

- высвобождение времени, необходимого для выполнения творческих заданий (P.O. Абдулхалимова, П.М. Рамазанова, З.М. Саламова).

Ещё одно направление применения рассматриваемых технологий в иноязычной подготовке студентов-медиков представлено подготовкой презентаций по различным темам учебного плана [4, С. 135]. Работая над ними, студенты будут находить решения проблем, с которыми придётся сталкиваются по ходу реализации иноязычной учебной, а в дальнейшем -и профессиональной деятельности. Будущие врачи смогут более свободно ориентироваться в области изучаемого языка, использовать его при поиске и реализации решений, в т.ч. нестандартных, различных проблем [13, С. 69]. Это может обеспечить создание педагогических условий, необходимых с точки зрения повышения их креативности [10, С. 166].

Интернет-технологии также позволят оптимизировать труд педагога. Например, существенно редуцируется элемент рутины при его подготовке к учебным занятиям [16, С. 197]. В значительной степени упростятся распределение учебной информации по темам и подготовка наглядных материалов [4, С. 133]. К тому же, педагогическим работником может осуществляться подготовка и демонстрация обучающимся презентаций с использованием средств ИКТ. Включение их в учебный процесс позволит эффективно развивать интерес будущих профессионалов к иноязычной науке и культуре. Кроме того, с определённой вероятностью повысятся их мотивация и творческий потенциал [11, С. 260].

Теперь следует рассказать об основных направлениях применения искусственного интеллекта в преподавании будущим медикам иностранного языка. Они включают:

- различные аспекты перевода и составления словарей [12, С. 218];

- статистическое распознавание образов (Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова, Е.А. Дроздова, М.В. Мыльцева, Ю.В. Шуйская);

- машинное обучение [6, С. 13].

Говоря о первом из приведённых аспектов, в первую очередь следует отметить: в последнее время качество машинного перевода с применением инструментов искусственного интеллекта существенно повысилось [7, С. 15]. Следовательно, таковые могут быть использованы при работе с иноязычными текстами с целью сокращения доли рутинных операций [16, С. 199]. Таким образом высвобождаются время и силы участников образовательного процесса, необходимые, например, для выполнения творческих заданий (K.M. Акишев, B.C. Бейсембаева, Н.Ф. Гусарова, Д.С. Ергалиев, H.A. Коровникова, А.Д. Тулегулов). В этой связи также стоит сказать о компьютерной лексикографии [9, С. 42]. Последняя характеризуется достаточно высокими темпами развития в следующих аспектах:

- генерация цифровых словарей [14, С. 3];

- составление электронных версий книжных словарей [15, С. 78].

В современной системе образования чаще всего применяется адаптация аналоговых версий словарей к электронному формату. Таким образом повышается удобство их применения в образовательном процессе и расширяется функциональность [5, С. 253].

Далее, использование технологий искусственного интеллекта для распознавания иноязычных текстов также представляется одним из перспективных направлений его использования в ходе иноязычной подготовки студентов-медиков. Для того, чтобы полностью реализовать его преимущества на современной стадии развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы необходимо внедрение в педагогическую практику систем когнитивных вычислений [5, С. 255]. Такого рода системы способны воспроизводить человеческое восприятие текста. Благодаря этой своей особенности они могут использоваться в целях решения различных учебных и воспитательных задач по ходу освоения соответствующей предметной области [1, С. 52]. При этом успех их реализации в первую очередь зависит от инструментов языковой интерпретации и программной логики.

Сегодня наиболее передовые из числа этих, последних, могут анализировать человеческий язык, просто обрабатывая большие данные [14, С. 2]. При этом оптимизируется процесс решения целого ряда языковых проблем, которые могут возникнуть, когда предпринимаются попытки перейти от поверхностного уровня анализа слов к более высокому уровню распознавания текста [15,С. 80].

Далее, интеграция элементов машинного обучения в процесс формирования у студентов-медиков иноязычных компетенций связано с резким увеличением объёма информации, необходимой успешного освоения соответствующей образовательной программы [13, С. 71]. В этой связи применение такого рода инструментов позволит усовершенствовать ряд аспектов этого процесса (Табл. 1).

Таблица 1

Роль инструментов машинного обучения в повышении результатов иноязычной подготовки студентов-медиков

Инструмент Роль в повышении образовательных результатов

Геймификация образовательного процесса Повышение учебной мотивации.

Внесение разнообразия в учебный процесс и, как следствие, снижение утомляемости [7, С. 19].

Распознавание речи и почерка студентов Возможность оперативного выявления ошибок на основании автоматической оценки результатов прохождения учащимися тех или иных тем [12, С. 226].

Эффективный поиск таких заданий, которые позволили бы повысить уровень освоения студентами наиболее проблемных тем [14, С. 4].

Разработка инструментов для самостоятельного закрепления сформированных иноязычных компетенций Адаптация иноязычного обучения к различным контекстам использования и тематике.

Использование заданий, максимально согласающихся с тиекущим уровнем развития соответствующих знаний, умений и навыков [11, С. 262].

Моделирование различных языковых ситуаций Улучшение языковых навыков студентов в условиях реального или условного взаимодействия с носителями изучаемого языка.

Выявление и последующая корректировка «слабых мест» в освоении ИЯ [8, С. 300].

В качестве примера инициативы с использованием искусственного интеллекта в рассматриваемой сфере можно привести платформу РКП от IPR Media. Она позволяет осуществлять разработку интерактивных форматов обучения с использованием всех вышеперечисленных инструментов (A.A. Калинин, A.B. Колмогорова, A.B. Маликова).

Кроме того, необходимо сказать о потенциальной роли искусственного интеллекта в управлении (менеджменте) знаний. Соответствующие инструменты позволяют создавать, сохранять, распределять и в дальнейшем эффективно применять необходимый материал [2, С. 24]. Применение таких разработок представляется необходимым для обеспечения дальнейшего поступательного развития интересующего нас сегмента системы отечественного ВО. Грамотное применение инструментов ИИ при осуществлении менеджмента знаний позволит создать современную иноязычную образовательную среду в пространстве медицинского вуза [3, С. 157].

При всей потенциальной пользе, которую расширение использования ИИ и Интернет-технологий может принести в плане совершенствования иноязычной подготовки будущих врачей, приходится констатировать, что на практике применение образовательных решений на основе ИИ часто бывает неэффективным (Н.Ф. Гусарова, Д.С. Ергалиев, A.B. Колмогорова, Н.Ю. Куликова, O.A. Маслова, М.В. Мыльцева, Ю.С. Понаморева). Дело в том, что при отсутствии

изменений в организационной структуре учебно-воспитательного процесса результат внедрения дорогостоящих систем в ряде случаев оказывается близким к нулю (Е.И. Горюшкин, В.П. Добрица, Д.С. Ергалиев, Н.Ю. Куликова).

Таким образом, реализация возможностей ИКТ и ИИ связана с необходимостью внесения существенных изменений в организацию обучения студентов-медиков иностранному языку [2, С. 19]. Только комплексное использование соответствующих инструментов вкупе с поиском дальнейших форм и методом реализации образовательного процесса позволит добиться положительной динамики в этом отношении [8, С. 302].

Рассмотрев основные возможности ИКТ и искуственного интеллекта в плане совершенствования иноязычной подготовки студентов-медиков, необходимо перейти к подведению итогов исследования.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что рациональное применение Интернет-технологий и средств искусственного интеллекта, действительно, может способствовать повышению эффективности обучения будущих врачей иностранным языкам. Спектр их применения представляется на сегодняшний день чрезвычайно широким. Он охватывает почти все аспекты указанного процесса.

Однако, педагогические инновации на основе таких технологий в ряде случаев оказываются малоэффективными. Это объясняется двумя причинами: бессистемностью их реализации и попытками интеграции в традиционную образовательную систему. Повышению результативности применения Интернет-технологий и искусственного интеллекта при формировании иноязычных компетенций у студентов-медиков будет способствовать коренная перестройка образовательной системы. При этом необходим максимальный учёт их возможностей.

Литература:

1. Абдулхалимова, Р.О. Модернизация преподавания иностранного языка как условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности будущих медиков / Р.О. Абдулхалимова, М.Ш. Рамазанова, В.М. Рагимова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 52-55

2. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современно цифровой учебной среды как одно из её основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании. -2018. -№ 14. - С. 5-37

3. Гадзаова, Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гадзалова Людмила Петровна. - Владикавказ, 2010. - 453 с.

4. Гадзаова, Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов / Л.П. Гадзаова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 4(16). - С. 127-136

5. Дробышевская, Л.Н. Тенденции и перспективы развития технологии искусственного интеллекта / Л.Н. Дробышевская, А.В. Молодцова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 11-1(69). - С. 252-255

6. Жукова, А.В. Мотивационная составляющая мультилингвального обучения студентов технического вуза (в условиях совершенствования систем машинного перевода) / А.В. Жукова, Н.Г. Вавилкина // Многоязычие в образовательном пространстве. -2023. -№15. - С. 12-18

7. Ивахненко, Е.Н. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? / Е.Н. Ивахненко, В.С. Никольский // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. -№4,- С. 9-22

8. Исламов, Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникативных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р.С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2020. - Т 13. - № 12. - С. 300-305

9. Костюнина, С.А. Роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков / С.А. Костюнина // Вестник науки. - 2022. - № 2(47). - С. 38-42

10. Кропачева, М.Л. Особенности преподавания латинского языка иностранным обучающимся / М.Л. Кропачева, Н.Р. Юсупова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 165-167

11. Медникова Г.А. Использование игровых технологий в преподавании латинского языка / Г.А. Медникова // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: сборник IV Всероссийской (национальной) научной конференции. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2019. - С. 259-262

12. Прохорова, А.А. Мультилингвальное обучение студентов технического вуза: рациональные аргументы / А.А. Прохорова, К.Э. Безукладников // Язык и культура. - 2020. - №5. - С. 215-231

13. Саламова, З.М. Роль современных педагогических технологий в повышении эффективности преподавания иностранного языка студентам медицинских вузов / З.М. Саламова, П.М. Рамазанова, А.Э. Азизханова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 69-71

14. Сысоев, П.В. Дистанционное обучение иностранному языку: новые вызовы в новой реальности / П.В. Сысоев, И.П. Твердохлебова // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 9. - С. 2-4

15. Щебельская, Э.Г. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе / Э.Г. Щебельская, В.В. Маер //Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 5(102). - С. 77-81

16. Kingston, J. Artificial Intelligence, Knowledge Management and Human Vulnerability / J. Kingston 11 European Conference on the Impact of Artificial Intelligence and Robotics. - Oxford: Academic Conferences and publishing limited, 2019. -Pp. 197-205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.