Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее медицинское образование / модернизация высшего медицинского образования / иностранный язык в вузе / иностранный язык в медицинском вузе / цифровые образовательные технологии / higher medical education / modernization of higher medical education / a foreign language at a university / a foreign language at a medical university / digital educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулхалимова Раиса Омаровна, Рамазанова Марин Шарапудиновна, Рамазанова Патимат Муртузовна

Изучены наиболее существенные, на взгляд авторов, аспекты рационального использования цифровых технологий при обучении иностранному языку студентов, осваивающих медицинские специальности. Рассмотрению при этом, конечно, подвергаются те сервисы и приложения, что были специально разработаны для решения образовательных задач. Однако, в фокус внимания попадают и такие, что изначально планировались к использованию в других целях. На страницах статьи демонстрируется, что и они могут с успехом применяться при формировании иноязычных компетенций у будущих врачей. Доказывается важность этих технологий в процессе овладения студентами иностранным языком. Также говорится о технологиях, позволяющих существенно улучшить результаты труда преподавателей в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулхалимова Раиса Омаровна, Рамазанова Марин Шарапудиновна, Рамазанова Патимат Муртузовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the authors' opinion, the most significant aspects of the digital technologies rational use in teaching a foreign language to students studying medical specialties are investigated. Of course, those services and applications that were specifically designed to solve educational problems are subject to consideration. However, those that were originally planned to be used for other purposes also come into focus. The pages of the article demonstrate that they can also be successfully used in the foreign language competencies formation for future doctors. These technologies importance in the process of mastering a foreign language by students is proved. The article also says about technologies that can significantly improve the results of teachers' work in this field.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков Абдулхалимова Раиса Омаровна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков Рамазанова Марин Шарапудиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков Рамазанова Патимат Муртузовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В

МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. Изучены наиболее существенные, на взгляд авторов, аспекты рационального использования цифровых технологий при обучении иностранному языку студентов, осваивающих медицинские специальности. Рассмотрению при этом, конечно, подвергаются те сервисы и приложения, что были специально разработаны для решения образовательных задач. Однако, в фокус внимания попадают и такие, что изначально планировались к использованию в других целях. На страницах статьи демонстрируется, что и они могут с успехом применяться при формировании иноязычных компетенций у будущих врачей. Доказывается важность этих технологий в процессе овладения студентами иностранным языком. Также говорится о технологиях, позволяющих существенно улучшить результаты труда преподавателей в данной области.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, модернизация высшего медицинского образования, иностранный язык в вузе, иностранный язык в медицинском вузе, цифровые образовательные технологии.

Annotation. In the authors' opinion, the most significant aspects of the digital technologies rational use in teaching a foreign language to students studying medical specialties are investigated. Of course, those services and applications that were specifically designed to solve educational problems are subject to consideration. However, those that were originally planned to be used for other purposes also come into focus. The pages of the article demonstrate that they can also be successfully used in the foreign language competencies formation for future doctors. These technologies importance in the process of mastering a foreign language by students is proved. The article also says about technologies that can significantly improve the results of teachers' work in this field.

Key words: higher medical education, modernization of higher medical education, a foreign language at a university, a foreign language at a medical university, digital educational technologies.

Введение. Последние десятилетия истории человечества связаны с интенсификацией процессов глобализации, в т.ч. в сфере медицины (И.С. Брёмина, Г.Г. Кириленко, Л.Ю. Обухова, А.Р. Хизриева). Следовательно, возрастает и значение развития у будущих медиков системы языковых компетенций [2, С. 115]. Достаточный уровень владения иностранным языком позволит выпускнику медицинского вуза успешно реализовывать следующие немаловажные составляющие его будущей профессиональной деятельности:

- оперативное знакомство с передовыми достижениями мировой медицины (О.Б. Андреева, Е.С. Блик, В.Э. Васильева, Е.В. Пронина, Н.Е. Чеснокова, О.О. Шаламова);

- повышение профессиональной квалификации на базе ОО, действующих в зарубежных странах;

- знакомство со специальной литературой, издаваемой на иностранных языках [7, С. 15];

- участие, в т.ч. дистанционное, в международных конкурсах, семинарах, конференциях [13, С. 203];

- общение с пациентами и коллегами, проживающими на территории других государств [2, С. 116].

С другой стороны, современное общество вступает в цифровую эру (Л.В. Ассуирова, С.Г. Тер-Минасова, Л.В. Хаймович). При этом наиболее продуктивными и активными пользователями социальных сетей, мессенджеров и различных приложений являются представители учащейся молодёжи [7, С. 17]. Соответственно, современному педагогу, обучающему иностранным языкам студентов нелингвистических, в т.ч. медицинских специальностей, необходимо регулярно применять цифровые технологии в своей деятельности.

Рациональное использование последних с определённой вероятностью позволит ему внести следующие улучшения в образовательный процесс:

- оптимизация подачи необходимого материала;

- расширение круга источников информации, привлекаемых по ходу аудиторной и внеаудиторной работы [7, С. 16];

- формирование иноязычных компетенций будущих врачей на основе аутентичной информации, в т.ч. имеющей непосредственное отношение к их будущей профессиональной деятельности;

- повышение учебной мотивации студентов [1, С. 9].

Таким образом, современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) позволяют студентам-медикам получать наиболее актуальные знания путём анализа аутентичного иноязычного контента [13, С. 207]. Последнее означает, что и в будущем молодые врачи смогут решать профессиональные задачи, не опираясь исключительно на те компетенции, что были сформированы у них в период обучения в вузе [15, С. 143].

Таким образом, модернизация процесса обучения студентов-медиков иностранному языку немыслима без широкого использования цифровых технологий [4, С. 13-14]. Применение последних позволит в полной мере раскрыть педагогический потенциал современных образовательных методик [3, С. 129]. Наше исследование посвящено некоторым, на взгляд авторов, наиболее существенным, его аспектам.

Изложение основного материала статьи. Начиная разговор о цифровых технологиях, которые можно использовать в ходе обучения студентов медицинских вузов иностранному языку, следует отметить, что данная категория весьма обширна и неоднородна. Принимая во внимание наиболее характерные особенности, её можно разделить их на две группы:

- изначально предназначенные для широкого применения по ходу учебно-воспитательного процесса;

- разрабатывавшиеся для других целей, но при этом вполне применимые при организации образовательной деятельности со студентами-медиками, в т.ч. на занятиях по иностранному языку [13, С. 208].

К первой группе относятся, например, приложения Babbel и Duolingo [12, С. 52-53]. Технология Babbel представляет собой, по существу, сервис интерактивных онлайн-курсов, направленный на изучение различных иностранных языков [1, С. 10]. Благодаря широкому применению элементов искуственного интеллекта (ИИ) данная система позволяет распознавать устную иноязычную речь, осуществляя при этом контроль и коррекцию её развития у будущих медиков.

Происходит это за счёт сопоставления слов, произнесённых обучающимся, с образцами, представленными в базе данных [8, С. 146].

Образовательная платформа Duolingo также предлагает своим пользователям интерактивные курсы. Применяемые в ней инструменты ИИ позволяют осуществлять автоматический анализ профилей всех пользователей, зарегистрированных в системе. По результатам анализа искусственный интеллект выдаёт прогноз, влияющий на построение дальнейшей учебной траектории. Тем самым обеспечивается индивидуальный подход к обучению [2, С. 117]. Кроме того, рассматриваемая система может отслеживать те задания, выполнение которых в наибольшей степени вызывает затруднения у будущих медиков. Она также запоминает сделанные студентами ошибки. На основе анализа этих, последних формируется дальнейший план обучения. Функция рассматриваемой платформы Explain My Answer позволяет лицам, изучающим язык, общаться с ботом Duo. Последний может оценивать и комментировать ответы. Он, кроме того, предлагает дополнительные примеры, которые в дальнейшем помогут обучающимся лучше понять и усвоить материал. Благодаря функции Roleplay они могут зарабатывать баллы за практику в реальных ситуациях общения с виртуальными персонажами, представляющими культуру стран изучаемого языка [1, С. 11].

Далее, достижение положительных результатов обучения студентов современных медицинских вузов иностранным языкам не представляется в полной мере возможным без выполнения обучающимися письменных заданий [3, С. 131]. Сегодня существует несколько онлайн-ресурсов, предназначенных для редактирования их результатов. Одна из таких платформ называется Grammarly. Она может автоматически исправлять свыше 100 типов ошибок, допускаемых, в следующих областях: орфография, пунктуация, синтаксис, стиль. Фиксируя различные недочёты, данный сервис предлагает различные варианты пути их коррекции. Его использование в учебной деятельности позволяет студентам медицинских вузов осуществлять эффективный анализ своих текстов [4, С. 110]. Таким образом, оптимизируется процесс формирования у будущих врачей навыков критического мышления (Н.П. Балабаева, P.A. Воронкин, Г.Н. Гмызина, М.В. Гузева, О.Ю. Дигтяр, М.И. Лукьянова, H.H. Старостина). Последние пригодятся им при реализации следующих типов активности:

- подготовка рефератов;

- поиск материала, планирование и написание курсовых работ;

- работа над магистерскими диссертациями;

- научно-исследовательская работа [12, С. 54].

По ходу генерации иноязычных текстов студентам также может пригодиться QuillBot's AI - мощный инструмент перефразирования, созданный на базе искусственного интеллекта. Его использование позволит учащимся осуществлять глубокое редактирование написанных текстов [15, С. 139].

Помочь студентам-медикам в овладении иностранным языком могут и различные Телеграм-боты (Э. Адамопулу, И.С. Дронов, П.Ю. Золотов, Л. Мусиадес, Ю.И. Семич, С.И Юн). В их числе можно назвать следующие:

- @EnglishSimpleBot;

- @eddy_en_bot;

- @AndHRobot;

- @multitran_bot [17, С. 66-67].

При этом, используя @EnglishSimpleBot, будущие врачи смогут читать аутентичные тексты на изучаемом языке и отмечать незнакомые слова для дальнейшего их усвоения в специальном режиме. Функционал данного бота также позволяет проходить тесты на те или иные темы, входящие в учебный план. Тем самым оптимизируется процесс развития у студентов грамматических навыков [16, С. 102]. С помощью @eddy_en_bot можно оптимизировать процесс усвоения будущими медиками новых лексических единиц [11, С. 83]. Этот виртуальный преподаватель предоставляет возможность ежедневно проходить уроки по грамматике с пояснениями и тест на усвоение материала. Следующий бот, @AndyRobot, предназначен, в основном для практики в разговорном английском. Для этого он предлагает студенту выбрать одну из повседневных тем, таких, как «Работа», «Хобби» и т.п. @multitran_bot предоставляет обучающимся возможности для работы с онлайн-словарями в автоматизированном режиме. Данный бот выдаёт все возможные варианты перевода и значения. Таким образом, он выступает в качестве своеобразного аналога интернет-системы двуязычных словарей «Мультитран» [6, С. 63].

Эти и подобные им программы могут «общаться» с участниками образовательного процесса на изучаемом языке. При этом внимание уделяется конкретным темам, имеющим отношение к сфере их будущей профессиональной деятельности [16, С. 213]. Кроме того, с их помощью можно реализовать различные формы текущего и промежуточного контроля в заданный преподавателем период времени. Телеграмм-боты также позволяют вести статистику усвоения материала и автоматически оповещать педагогических работников о прогрессе обучающихся [17,С. 72].

Выше уже говорилось, что сегодня существуют и такие цифровые технологии, которые, хотя и не предназначались изначально для обучения иностранным языкам, вполне могут быть с успехом использованы в соответствующих целях [6, С. 66]. К таковым относится, например, ChatGPT. Пожалуй, важнейшая в разрезе данного исследования его особенность - возможность понимания и генерации текстовых материалов в зависимости от контекста конкретной ситуации. Таким образом создаются максимально приближенные к естественным ситуации общения. Это предоставляет субъектам образовательных отношений возможность для взаимодействия со своеобразным электронным «собеседником». Используя средства изучаемого языка, студенты смогут с ним обсуждать различные темы, относящиеся к области их будущей профессиональной деятельности [5, С. 8]. Таким образом, используя ChatGPT, студенты смогут получить дополнительную практику и поддержку по ходу реализации различных форм внеаудиторной работы. Кроме того, таким образом может быть оптимизирован процесс формирования у них навыков чтения, письма и говорения [9, С. 124].

Помимо тех цифровых технологий, которые могут с успехом применяться студентами-медиками в целях оптимизации процесса обучения иностранным языкам, существуют и такие, которые помогут повысить эффективность работы преподавателя [11, С. 86]. Например, функционал сайта Twee был разработан специально для облегчения процесса подготовки педагогическим работником заданий, ориентированных на:

- аудирование;

- знание студентами грамматики изучаемого языка [4, С. 52];

- навыки письма;

- лексические навыки;

- говорение;

- чтение [14, С. 6].

Дело в том, что функционал данного сервиса позволяет создавать тексты различной тематики, а равно вопросы и задания к таковым. Также указанная платформа может автоматически генерировать упражнения. Ориентированные на контроль сформированности у студентов-медиков знаний, умений и анвыков, относящихся к областям лексики и грамматики изучаемого иностранного языка [10, С. 271]. При этом однако, стоит отметить, что задания, автоматически

сформированные Twee, нуждаются в тщательной проверке. Некоторые из их числа требуют определённой корректировки [14, с. 8]. Однако, её использование преподавателем иностранного языка существенно сокращает время, необходимое для подготовки к аудиторным занятиям [12, С. 55].

Теперь подведём итоги исследования.

Выводы. Таким образом, сегодня наблюдается существенная интенсификация глобализационных процессов. Соответственно, формирование иноязычных компетенций можно с уверенностью назвать одной из главных составляющих процесса профессиональной подготовки будущего врача. Другая черта современной цивилизации - проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности, не исключая высшее медицинское образование. Следовательно, занимаясь вопросами преподавания ИЯ студентам-медикам, необходимо принять во внимание возможности цифровых технологий.

Последние обладают большим потенциалом и могут быть использованы в самых разных ситуациях, возникающих походу как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Сказанное относится как к сервисам и приложениям, разработанным специально для решения образовательных задач, так и для тех, что изначально создавались с иными целями, но при этом обладают функционалом, полезным при обучении студентов нелингвистических, в т.ч. медицинских специальностей иностранному языку.

Литература:

1. Александров, A.B. Особенности и проблемы обучения аудированию студентов неязыковых вузов /

A.B. Александров // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 8-11

2. Анваров, А.У. Роль информационных технологий в изучении иностранных языков / А.У. Анваров // Молодой учёный. -2021. -№ 14(356).-С. 115-117

3. Гадзаова, Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов / Л.П. Гадзаова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -2013. -№ 4(16). - С. 127-136

4. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015. - 152 с.

5. Гаркуша, Н.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов / Н.С. Гаркуша, Ю.С. Городова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - № 1. - С. 6-23

6. Гольцова, Т.А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку / Т.А. Гольцова, Е.А. Проценко // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3(108). - С. 62-68

7. Грищенко, A.C. Основные проблемы, связанные с обучением английской технической лексике / A.C. Грищенко,

B.В. Лобанова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 15-17

8. Давыдова, Е.М. Формирование межкультурной компетентности обучающихся в онлайн- и офлайн-пространстве / Е.М. Давыдова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 8. - С. 144-149

9. Есенин, P.A. Психологические вызовы цифровой реальности: ИИ сегодня и его зона ближайшего развития / P.A. Есенин // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. -№ 2. - С. 121-128

10. Лапкин, B.C. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразователной школы / B.C. Лапкин // Молодой учёный. - 2019. - № 12. - С. 270-273

11. Милкова, A.A. Выявление эффективных способов изучения иностранных языков / A.A. Милкова, А.Н. Тарасова // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2023. - Т.4. - № 2. - С. 81-87

12. Письменный, Е.В. Цифровая трансформация образовательного пространства современного университета на примере обучения иноязычной лексике в неязыковом вузе / Е.В. Письменный, Ю.В. Подповетная, C.B. Михайлова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 5(102). - С. 52-55

13. Попова, E.H. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы / Е.И Попова, A.A. Баландин, Д.Д. Дедюхин // Образование и право. - 2020. - № 7. - С. 203-209

14. Романова, Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. - №2. - С. 5-8

15. Ростовцева, П.П. Языковая образовательная политика в экономических вузах / П.П. Ростовцева // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 3(55). - С. 143-145

16. Срини, Д. Практическое руководство по разработке чат-интерфейсов / Д. Срини. - Москва: ДМК Пресс, 2019.-340 с.

17. Сысоев, П.В. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы / П.В. Сысоев, Е.М. Филатов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 1,- С. 66-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.