Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / иностранный язык в вузе / иностранный язык в неязыковом вузе / внеучебная деятельность / мотивация учения / higher education / foreign language in university / foreign language in non-linguistic university / extracurricular activities / motivation for learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Абдурахманова, И.О. Ильясов, З.И. Мусаева

В данной статье рассматривается проблема развития положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических направлений подготовки с широким использованием средств внеучебной работы. В первую очередь на её страницах анализируется сущность термина «мотивация» применительно к формированию у лиц, осваивающих нелингвистические специальности, иноязычных знаний, умений и навыков. Далее речь идёт о наиболее существенных факторах, влияющих на развитие соответствующей характеристики. Авторы дают обобщённую характеристику возможностей, существующих в пространстве современных отечественных вузов для интенсификации процесса складывания у осваивающих неязыковые специальности студентов положительной мотивации к изучению ИЯ. Рассказывается о роли средств внеучебной работы в данном процессе. Выявляются те из них, что с наибольшим успехом могут быть применены при складывании интересующей нас характеристики. Также авторы стремятся проследить процесс корректного подбора материала, релевантного цели осуществления такой деятельности. Демонстрируются возможные положительные результаты её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION POSITIVE MOTIVATION TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC SPECIALTY STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article examines developing positive motivation to learn a foreign language among students of non-linguistic fields with extensive use of extracurricular activities. The work analyzes the essence of the term “motivation” in relation to the foreign language knowledge, skills and abilities formation among people who master non-linguistic specialties. The researchers reveal the most significant factors affecting the corresponding characteristic development. The authors give a generalized description of the opportunities existing in the modern Russian universities space to intensify the students mastering non-linguistic specialties with positive motivation to study foreign languages formation process. The paper describes extracurricular activities role in this process that can be most successfully applied. The authors also seek to trace the process of material relevant to such activities purpose correct selection. The possible positive results of its implementation are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

10. На занятиях должна быть создана атмосфера сотрудничества, партнёрства, обеспечивающая условия для раскрытия творческого потенциала учителя.

12. При отборе содержания и выборе образовательных технологий для занятий необходимо учитывать предыдущий профессиональный опыт учителя, позволяющий ему сознательно подходить к предлагаемому для освоения учебному материалу.

13. Необходимо использование дифференцированного подхода к построению процесса обучения, поскольку учителя имеют разный уровень образования, педагогический стаж, разные образовательные запросы. При организации обучения надо учитывать потребности личностного развития учителей.

14. Для обеспечения качественной подготовки современных педагогических кадров необходима объективная оценка уровня развития у учителей информатики дидактической компетентности в сфере кибербезопасности.

Механизмом реализации описанных требований может служить учебный курс «Кибербезопасность в образовательной организации: дидактические и технологические аспекты». Целью реализации программы учебного курса является совершенствование дидактической компетентности учителей информатики в сфере кибербезопасности.

Программой учебного курса предусмотрено решение следующих задач:

формирование информационно-технологических компетенций в сфере ки-бербезопасности;

- формирование дидактических компетенций по проектированию и организации обучения школьников основам кибербезопасности;

- развитие творческого профессионального мышления, готовности к профессиональному саморазвитию.

Библиографический список

Курс предназначен для учителей информатики, реализующих программы общего образования. При организации лабораторных занятий в рамках данного курса целесообразно использование облачных технологий, позволяющих познакомить учителей с широким спектром способов защиты от киберугроз. Облачные технологии являются эффективным инструментом обучения школьников информационной безопасности.

Совершенствование дидактической компетентности у учителей информатики в сфере кибербезопасности является актуальной проблемой, обусловленной стремительным развитием компьютерной техники и информационных технологий. Решение данной проблемы возможно через систему дополнительного профессионального образования, которая может стать инновационным ресурсом развития дидактической компетенции учителей информатики в сфере кибербез-опасности, теоретико-методологической основой которой будет выступать коэ-волюционный подход. Послевузовское профессиональное образование имеет широкие возможности учесть особенности обучения взрослых и реализовать все требования, предъявляемые к процессу организации и функционирования подготовки учителей информатики, способствующие развитию их дидактической компетентности в сфере кибербезопасности.

Необходимо проведение дальнейших исследований теоретико-методологических основ процесса формирования дидактической компетенции учителей информатики в сфере кибербезопасности, поиск перспективных направлений и продуктивных инструментов формирования дидактической компетентности у учителей информатики в сфере кибербезопасности, способствующих личност-но-профессиональной успешности учителей информатики в области обучения школьников основам кибербезопасности.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. Москва: Логос, 2000.

2. Змеёв С.И. Технологии обучения взрослых: учебное пособие. Москва: Академия, 2002.

3. Нотова С.В., Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования. Высшее образование в России. 2021; Т. 30, № 8-9: 134-143.

4. Шевчук М.В. Коэволюционный подход в системе непрерывного профессионального образования учителей информатики. ЦИТИСЭ. 2023; № 4: 582-589.

5. Даутова О.Б., Игнатьева Е.Ю. Дидактическая компетентность педагога: осмысление сущностных изменений в пространстве неодидактики. Непрерывное образование. 2023; № 1 (43): 12-19.

6. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции. Вопросы философии. 1998; № 8: 26-32.

У. Котлярова И.О. Коэволюция инновации и образовательного пространства. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023; Т. 15, № 1: 5-15.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uch. dlya studentov po ped. i psihol. naprav. i spec. Moskva: Logos, 2000.

2. Zmeev S.I. Tehnologiiobucheniya vzroslyh: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2002.

3. Notova S.V., Podosenova I.A. Sistema DPO kak osnova nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 8-9: 134-143.

4. Shevchuk M.V. Ko'evolyucionnyj podhod v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya uchitelej informatiki. CITIS'E. 2023; № 4: 582-589.

5. Dautova O.B., Ignat'eva E.Yu. Didakticheskaya kompetentnost' pedagoga: osmyslenie suschnostnyh izmenenij v prostranstve neodidaktiki. Nepreryvnoe obrazovanie. 2023; № 1 (43): 12-19.

6. Moiseev N.N. Esche raz o probleme ko'evolyucii. Voprosy fiiosofii. 1998; № 8: 26-32.

У. Kotlyarova I.O. Ko'evolyuciya innovacii i obrazovatel'nogo prostranstva. Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2023; T. 15, № 1: 5-15.

Статья поступила в редакцию 14.05.24

УДК 378

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ilyasov I.O., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Musaeva Z.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

FORMATION POSITIVE MOTIVATION TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC SPECIALTY STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article examines developing positive motivation to learn a foreign language among students of non-linguistic fields with extensive use of extracurricular activities. The work analyzes the essence of the term "motivation" in relation to the foreign language knowledge, skills and abilities formation among people who master non-linguistic specialties. The researchers reveal the most significant factors affecting the corresponding characteristic development. The authors give a generalized description of the opportunities existing in the modern Russian universities space to intensify the students mastering non-linguistic specialties with positive motivation to study foreign languages formation process. The paper describes extracurricular activities role in this process that can be most successfully applied. The authors also seek to trace the process of material relevant to such activities purpose correct selection. The possible positive results of its implementation are demonstrated.

Key words: higher education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, extracurricular activities, motivation for learning

ПД. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

И.О. Ильясов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

З.И. Мусаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема развития положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических направлений подготовки с широким использованием средств внеучебной работы. В первую очередь на её страницах анализируется сущность термина «мотивация» применительно к формированию у лиц, осваивающих нелингвистические специальности, иноязычных знаний, умений и навыков. Далее речь идёт о наиболее существенных факторах, влияющих на развитие соответствующей характеристики. Авторы дают обобщённую характеристику возможностей, существующих в пространстве современных отечественных вузов для интенсификации процесса складывания у осваивающих неязыковые специальности студентов положительной мотивации к изучению ИЯ. Рассказывается о роли средств внеучебной работы в данном процессе. Выявляются те из них, что с наибольшим успехом могут быть применены при складывании интересующей нас характеристики. Также авторы стремятся проследить процесс корректного подбора материала, релевантного цели осуществления такой деятельности. Демонстрируются возможные положительные результаты её реализации.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, внеучебная деятельность, мотивация учения

Актуальность темы нашей статьи не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт такой значимый тренд в развитии современного общества, как глобализация (Т.В. Ермолова, Ю.Ю. Котляренко, Е.А. Николаева, Н.Б. Смирнова, С.Н. Шарова). Действительно, развитие средств производства и связанное с ним углубление международной экономической интеграции делают необходимым сотрудничество специалистов, реализующих профессиональные обязанности в разных странах и регионах (С.Н. Аленькова, В.И. Берлов, А.С. Бугреева, Д.Д. Дмитриева). С другой стороны, совершенствование телекоммуникационных технологий, также наблюдаемое на протяжении трёх ближайших десятилетий, существенно упрощает взаимодействие между ними (Р. Бёрден, Т.Ф. Мудрая, М. Уильямс).

В подобных условиях успешное освоение программ по иностранному языку является обязательным для формирования компетентностного портрета специалиста, отвечающего требованиям современного общества. Достаточно высокий уровень владения иноязычными знаниями, умениям и навыками даёт выпускникам неязыковых вузов следующие преимущества:

- возможности для наиболее полной самореализации во время осуществления профессиональной и иной деятельности;

- увеличение конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда [1].

В то же время приходится с сожалением констатировать: многие современные студенты, осваивающие нелингвистические специальности, не в полной мере осознают эту значимость [2]. Зачастую они полагают, что иностранный язык не понадобится в ходе реализации профессиональных обязанностей в ближайшем будущем. Ситуация усугубляется и событиями последних лет на внешнеполитической арене. Изменение вектора международного сотрудничества Российской Федерации способствует утрате обучающимися надежды на возможность стажировки и/или трудоустройства в зарубежных компаниях [3].

Таким образом, формирование у лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных российских вузов, положительной мотивации к освоению ИЯ сегодня представляет собой одну из важнейших составляющих образовательного процесса [2]. Недостаточное внимание к данной характеристике преподавателей, методистов и администрации ОО будет существенно тормозить обучение и, соответственно, приведёт к низким результатам усвоения соответствующей дисциплины [1].

Ещё одна значимая черта развития человечества на настоящем этапе -изменение требований к выпускникам организаций высшего образования. Современной экономике по-прежнему необходимы специалисты, бакалавры и магистры, характеризующиеся высоким уровнем развития предметных компетенций (Р. Бёрден, В.И. Берлов, Д.Д. Дмитриева, Е.А. Николаева, Н.Б. Смирнова, М. Уильямс). Но вместе с тем галопирующие темпы научно-технического прогресса и связанный с ними рост социальной мобильности населения способствуют внесению определённых корректив в соответствующие запросы общества. Выпускник современного вуза должен также демонстрировать приемлемый уровень развития навыков селф- и тайм-менеджмента, поиска, критической оценки и последующего эффективного использования информации, постоянно стремиться к совершенствованию системы собственных профессиональных и личностных компетенций [3]. Необходимость складывания таких качеств на этапе освоения

программ ВО способствует росту значения внеучебной деятельности [2].

Повышение её значимости в структуре функционирования организаций ВО способствует обострению вопросов, касающихся дальнейшей реализации возможностей соответствующих форм активности субъектов образовательных отношений (В.И. Берлов, А.С. Бугреева, Т.В. Ермолова, Ю.Ю. Котляренко, Т.Ф. Мудрая, Н.Б. Смирнова, С.Н. Шарова). В частности, принимая во внимание важность иноязычных компетенций, требует рассмотрения проблема использования средств внеучебной работы в повышении у студентов мотивации к их формированию [1]. Некоторые её аспекты будут изучены на страницах нашей статьи.

Таким образом, цель исследования состоит в рассмотрении ключевых составляющих процесса формирования у студентов неязыковых специальностей положительной мотивации к освоению иностранного языка средствами внеучеб-ной деятельности.

С поставленной целью коррелируют задачи:

- раскрыть сущность термина «мотивация» применительно к формированию у лиц, осваивающих нелингвистические специальности, иноязычных знаний, умений и навыков;

- определить наиболее существенные факторы, влияющие на её развитие;

- рассмотреть возможности, существующие в пространстве современных отечественных вузов для интенсификации процесса формирования у осваивающих неязыковые специальности студентов положительной мотивации к изучению ИЯ с учётом этих факторов;

- рассказать о роли средств внеучебной работы в данном процессе;

- выявить те из них, что с наибольшим успехом могут быть применены при складывании интересующей нас характеристики;

- рассказать о подборе материала, релевантного цели осуществления такой деятельности;

- продемонстрировать возможные положительные результаты реализации подобных форм активности.

Методы исследования, применявшиеся по ходу решения перечисленных выше задач, включали анализ публикаций, затрагивающих подобную проблематику, а также рефлексию авторами собственного педагогического опыта.

Научная новизна работы заключается в том, что на её страницах были определены наиболее существенные факторы, влияющие на развитие мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка.

Её теоретическая значимость определяется демонстрацией роли и места средств внеучебной деятельности в процессе формирования таковой.

Практическая значимость состоит в выявлении её форм, наиболее эффективных в этом отношении.

Являющееся корнем в слове «мотивация» понятие «мотив» (лат. тшео -двигаю, толкаю) обычно трактуют как побудительную причину действий и поступков личности (С.Н. Аленькова, В.И. Берлов, Р Бёрден, М. Уильямс). Соответственно, мотивацию можно понимать как совокупность побуждающих импульсов, направляющих любую, в том числе учебную, деятельность человека [3]. Применительно к изучению иностранного языка она представляет собой установку на реализацию следующих действий:

- возможно более глубокое освоение теоретического материала;

Таблица 1

Группа мотивов Краткая характеристика Примеры мотивов

Внешние Связаны преимущественно с социальной активностью учащегося, осознанием им своего места в структуре социума Стремление достичь личного благополучия и/или достаточно высокого места в социальной иерархии

Чувство долга

Желание заслужить положительную оценку со стороны окружающих

Потребность в приобретении новых знаний

Внутренние Имеют непосредственное отношение к учебной деятельности Интерес к академической дисциплине «Иностранный язык» [5]

Стремление постичь её связи с другими дисциплинами учебного плана

Структура мотивации студентов современного неязыкового вуза к освоению иноязычных компетенций

- систематическое совершенствование навыков общения на нём [4];

- познание соответствующей этнокультурной реальности.

По своей структуре интересующий нас феномен является достаточно сложным. Он сочетает внутренние и внешние мотивы (табл. 1).

При формировании мотивов, входящих в эти группы, важную роль играют субъективные факторы. К ним относятся:

- личный опыт студента;

- особенности его мировоззрения [1];

- индивидуальные интересы и склонности.

Исходя из специфики перечисленных факторов, можно утверждать: в течение учебного года отношение будущих профессионалов к изучению иностранного языка может меняться. При этом приблизительно одинаковой представляется вероятность как положительной, так и отрицательной его динамики [4]. Изменению настроя учащихся в лучшую сторону могут способствовать особенности реализации педагогическим работником его обязанностей. К таковым мы можем отнести:

- степень разнообразия применяемого материала, а равно и заданий для текущего и промежуточного контроля его усвоения [б];

- внешность и манера поведения преподавателя [2];

- реализуемые формы и методы организации образовательной деятельности;

- привлечение в ходе аудиторной и внеаудиторной работы такой иноязычной информации, которая имеет непосредственное отношение к сфере будущей профессиональной деятельности учащихся [5].

Из вышеизложенного следует, что при организации учебной и внеучеб-ной деятельности со студентами нелингвистических направлений подготовки важно уделять внимание подбору учебного материала. Он должен содержать актуальные данные по их специальности, а равно и материалы о современных достижениях в этой и смежных областях. Также важно давать специфическую терминологию по их профессии, демонстрировать особенности её применения в повседневной практике [6].

В целом иностранный язык должен стать ещё одним способом общения студентов в ходе учебной, а затем и профессиональной деятельности. Для этого, в свою очередь, следует формировать у них такие компетенции, которые необходимы для успешной реализации следующих действий:

- взаимодействие с его носителями;

- работа с аутентичными текстами [2].

Особенности функционирования образовательного пространства большинства отечественных организаций ВО позволяет реализовать определённые возможности в данной сфере.

В частности, перспективным представляется переход на интенсивно-модульное обучение ИЯ. При реализации такой модели уже в первом семестре первого курса соответствующая дисциплина изучается ежедневно по 2 академических часа на протяжении двух месяцев. Такое же количество времени отводится на её усвоение и в следующем полугодии [4].

В структуре организованного таким образом иноязычного образовательного процесса внеучебная работа займёт важное место. Правильные её планирование и осуществление позволят создать дополнительную языковую среду. В ходе такой деятельности при сочетании с интенсивной аудиторной работой студенты скорее осознают, что иностранный язык может служить для них действенным средством общения в разных жизненных ситуациях [3].

Будучи важной частью структуры иноязычной подготовки студентов современного неязыкового вуза внеучебная работа имеет ряд преимуществ в плане развития у них мотивации к изучению ИЯ. Таковые связаны в основном с фактом

повышенного интереса учащихся к соответствующим видам деятельности [4]. Интерес этот обусловливается следующими её чертами:

- формат;

- тематика;

- методы проведения.

Действительно, в основу данного сегмента активности участников образовательных отношений заложены преимущественно позитивные эмоции. Соответственно, при осуществлении различных мероприятий создаётся психологически приятная обстановка, которая способствует снятию морального дискомфорта студентов [1]. Таким образом и усвоение необходимого материала происходит быстрее и с меньшим количеством затруднений.

Приведённые выше положения в целом подтверждаются опытом осуществления соответствующих форм активности в пространстве Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова [6]. По итогам реализации ряда форм рассматриваемой деятельности его преподавателями было проведено анкетирование среди студентов технических и естественных специальностей. В нём приняло участие свыше 100 обучающихся, которым были предложены следующие вопросы:

1. Было ли для вас интересным и полезным участие в различных внеучеб-ных мероприятиях, проводившихся на иностранном языке?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Что нового вы узнали об истории и культуре стран, где на нём говорят?

3. Помогает ли реализация таких мероприятий глубже изучить язык?

4. Хотите ли вы организовать молодёжный клуб для лиц, изучающих иностранный язык?

5. Желаете ли вы установить и поддерживать связи со сверстниками, говорящими на изучаемом языке?

6. Развивает ли язык, эрудицию и произношение участие в подобных мероприятиях?

7. Хотели бы вы организовать вечер «Моя Якутия» для иностранных друзей (познакомить с якутской кухней, фауной и флорой, историей)?

8. Думали ли вы о том, чтобы поехать учиться по обмену в страну изучаемого языка?

Результаты опроса демонстрируют следующее: якутские студенты с большим желанием изучают иностранный язык, хотят общаться с его носителями для развития эрудиции, глубокого познания этого языка и стран, в которых на нём говорят [6]. В качестве тем такого общения они чаще всего указывали следующие:

- новые технологии;

- кино;

- музыка;

- кухня;

- мода.

Многие из них при этом стремятся учиться в странах изучаемого языка для оптимизации процесса овладения соответствующими компетенциями. Другой значимый мотив, который демонстрируют студенты, - интенсификация процесса формирования системы представлений, касающихся соответствующей социальной и лингвокультурной реальности.

При этом, конечно, большое значение имеет выбор конкретных путей реализации подобной деятельности. Его правильное осуществление подразумевает максимальный учёт факторов, влияющих на мотивацию студентов к иноязычному обучению, названных ранее в настоящей статье.

В этой связи прежде чем говорить о конкретных приёмах и методах внеаудиторной работы, следует сказать о более широком понятии - формах её организации. Таковая может носить индивидуальный, групповой и массовый характер [5]. В каждом случае применение могут найти специфические виды внеучебной деятельности. Рассмотрим их подробнее (табл. 2).

Таблица 2

Форма Описание Конкретные виды деятельности

Индивидуальная Под данным видом внеаудиторной активности, как правило, понимается деятельность одного учащегося [7] Подготовка докладов, тезисов, статей, презентаций на изучаемом языке, касающихся различных аспектов своей будущей профессиональной деятельности, увлечений, участия в других формах внеучебной деятельности

Переписка со сверстниками на иностранном языке

Групповая Деятельность студентов в составе больших или малых групп, направленная на решение какой-либо проблемы Написание и воплощение сценариев различных мероприятий на иностранном языке

Страноведческие беседы

Подготовка и исполнение музыкальных номеров

Обсуждение по итогам их реализации

Подготовка на изучаемом языке стенгазет, запись видеосюжетов, посвящённых каким-либо значимым событиям [6]

Просмотр фильмов на изучаемом языке

Массовая работа Подразумевает участие большого количества студентов из разных подразделений, вузов, стран Деятельность секций, клубов, кружков по иностранному языку

Встреча иностранных гостей

Взаимодействие со студентам из стран изучаемого языка, приезжающими учиться по обмену

Формы организации внеучебной деятельности студентов нелингвистических вузов, способствующие формированию у них положительной мотивации к изучению иностранного языка

Эффективное повышение мотивации обучающихся к освоению иностранного языка при реализации всех перечисленных выше видов работы подразумевает привлечение к участию в них студентов разных языковых уровней. Это позволит компенсировать слабость подготовки некоторых учащихся за счёт творческого подхода, а также поощрять использование студентами нестандартных путей реализации целей и задач подобной деятельности в ходе живого общения.

Участвуя в подобных мероприятиях, большинство студентов нелингвистических направлений, по сути, открывают для себя новый мир. Главным условием их скорейшей адаптации в нём является грамотный подбор материала [7].

При определении тематики различных видов внеучебной работы желательно делать упор на реализацию сопоставительного и сравнительного аспектов. Перспективным в этой связи представляется привлечение аутентичных журналов, газет, книг, выставочных материалов, содержащих информацию на изучаемом языке. Проведение параллелей в ходе внеаудиторной работы может затрагивать следующие вопросы:

- особенности быта и повседневной жизни в своей стране и стране изучаемого языка;

- наиболее характерные черты их истории и культуры [2].

В сопоставительном плане обучающиеся лучше видят картину различных аспектов жизни социокультурной реальности, породившей осваиваемый ими язык. Следовательно, они смогут глубже понять историю её формирования и основные особенности функционирования. Таким образом, иностранный язык перестанет являться для них изолированным набором порой непростых для запоминания правил и данных, имеющих мало общего с другими аспектами окружающей действительности. Он превратится в органичную часть формируемой картины мира, связанную с будущей реализацией как профессиональной, так и других видов общественно значимой деятельности [7; 8].

Библиографический список

Имеющийся на сегодняшний день исследовательский, а также практический опыт, связанный с реализацией подобных мероприятий, показывают, что при соблюдении условий, отражённых в тексте настоящей статьи, они будут способствовать значительному улучшению формирования у учащихся страноведческих представлений (С.Н. Алькенова, Д.Д. Дмитриева, Ю.Ю. Котляренко, С.Н. Шарова). Кроме того, в ходе их проведения могут проводиться беседы о культуре поведения в общежитиях, учебных корпусах, общественных местах. Это с большой вероятностью окажет благоприятное влияние на развитие у обучающихся восприятия интересующей нас дисциплины как средства адаптации к жизни в условиях современного общества [9]. На достижении такого рода результатов благоприятно скажется и обсуждение в ходе их проведения текущих событий политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Завершая рассмотрение проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей с использованием средств внеучебной деятельности следует, прежде всего, отметить необходимость повышенного внимания к ней. При этом большинство современных вузов имеют в своём распоряжении ресурсы, позволяющие формировать у таких учащихся осознанное стремление к всестороннему овладению ИЯ. Это относится ко всем формам организации внеаудиторной работы: индивидуальной, групповой и массовой.

Важным при этом является правильный подбор как конкретных видов такой деятельности, так и материала, применимого при их осуществлении. Соблюдение таких условий позволит развить у обучающихся представление об изучаемом языке как значимой черте их будущего профессионального портрета. Данные положения частично подтверждаются результатами деятельности современных отечественных и зарубежных педагогов-исследователей и практиков.

1. Смирнова Н.Б., Шарова С.Н. Трудности онлайн обучения английскому языку студентов неязыковых вузов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-2: 237-240.

2. Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Особенности содержательной геймификации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Казанский педагогический журнал. 2021; № 2 (145): 118-127.

3. Ермолова Т.В. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку Современное педагогическое образование. 2020; № 1: 30-34.

4. Алькенова С.Н. Содержательное наполнение и методика работы при обучении магистрантов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 7-12.

5. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.

6. Дмитриева Д.М. Формирование у иностранных студентов мотивации к изучению русского языка на основе применения элементов театральной педагогики. Балтийский гуманитарный журнал. 2023; Т. 12, № 1 (42): 25-28.

7. Мудрая Т.Ф. Обучение реферированию англоязычных текстов как способ развития навыков критического мышления у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 45-47.

8. Баркалова Н.В., Батрова А.П., Бушуева Е.В и др. Актуальные проблемы преподавания русского и иностранных языков в вузе. Гжель, 2021.

9. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

References

1. Smirnova N.B., Sharova S.N. Trudnosti onlajn obucheniya anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-2: 237-240.

2. Nikolaeva E.A., Kotlyarenko Yu.Yu. Osobennosti soderzhatel'noj gejmifikacii processa obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2021; № 2 (145): 118-127.

3. Ermolova T.V. Usloviya formirovaniya polozhitel'noj motivacii u studentov neyazykovogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 1: 30-34.

4. Al'kenova S.N. Soderzhatel'noe napolnenie i metodika raboty pri obuchenii magistrantov inostrannomu yazyku. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 7-12.

5. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.

6. Dmitrieva D.M. Formirovanie u inostrannyh studentov motivacii k izucheniyu russkogo yazyka na osnove primeneniya 'elementov teatral'noj pedagogiki. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2023; T. 12, № 1 (42): 25-28.

7. Mudraya T.F. Obuchenie referirovaniyu angloyazychnyh tekstov kak sposob razvitiya navykov kriticheskogo myshleniya u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 45-47.

8. Barkalova N.V., Batrova A.P., Bushueva E.V i dr. Aktual'nye problemy prepodavaniya russkogo i inostrannyh yazykov v vuze. Gzhel', 2021.

9. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

Статья поступила в редакцию 15.05.24

УДК 378

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow International Academy (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

Bobylev A.S., postgraduate, Moscow International Academy (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

DEVELOPING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE THROUGH PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS. The

article talks about what the phenomenon of leadership is and what possibilities of leadership potential includes. In order to fully disclose the leadership problem under study, attention is focused on the formation of the leadership potential of young people. This category of the population is presented in this article, with the aim that the development and formation of any potential opportunities occurs most effectively at this stage of life. The work analyses the influence of the environment on the development of a person's leadership potential. The authors focuse on the activities of public associations, which, are to be a key and effective catalyst for the formation of leadership potential among the younger generation. The work presents the types of activities of public associations in which young people can, based on their interests, show and develop leadership qualities. Special attention is paid to the need for cooperation between educational institutions and public associations in the development of youth leadership potential. The article also describes stages of formation of youth leadership potential through participation in the activities of public associations.

Key words: leadership, leadership potential, formation of youth leadership potential, public associations, formation of leadership potential through activities of public associations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.