Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / информационные технологии в высшем образовании / преподавание иностранного языка в неязыковых вузах / студент / преподаватель / higher education / information technology in higher education / teaching foreign language in non-linguistic universities / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Р. Мирзоева

Статья посвящена комплексному исследованию дидактических возможностей, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку студентов современных неязыковых вузов, действующих на территории Российской Федерации. Для наиболее полного раскрытия данной проблемы особое внимание в первую очередь уделяется рассмотрению основных типов цифровых технологий, могущих быть с успехом использованными в иноязычном образовательном процессе, осуществляемом с лицами, осваивающими нелингвистические специальности. Далее изучаются существующие на сегодняшний день теоретические и практические наработки в области реализации данных направлений средствами ИКТ. Выясняется, какая современная педагогическая технология является наиболее эффективной в смысле использования их преимуществ в ходе обучения ИЯ студентов нелингвистических направлений. Исследуются конкретные возможности, существующие для её практического воплощения с применением ИКТ на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.Р. Мирзоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article presents a comprehensive study of key potentials associated with the certain information and communication technologies (ICT) used in teaching a foreign language in modern non-linguistic universities in Russia. To solve the problem, the author pays special attention to the main types of digital technologies that can be successfully used in teaching a foreign language to students mastering non-linguistic specialties. The researcher studies theoretical and practical development in the field of implementation of ICT. The research shows which modern pedagogical technology is the most effective in terms of using its advantages for teaching non-linguistic students. The work investigates specific possibilities that exist for its practical implementation with the use of ICT in the modern higher education system.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Таблица 3

Возможные варианты развития некоторых универсальных компетенций средствами ЭИОС

Компетенции Деятельность обучающихся в ЭИОС Инструменты её реализации

УК-4 Реализация эффективной коммуникации студентов как с педагогами, так и между собой, активное участие в дискуссиях Видеоконференции, форумы и чаты, сайты, блоги субъектов образовательных отношений, социальные сети

УК-10 Совместная творческая деятельность [13, с. 36] Wiki-технология, онлайн-офисы, блоги субъектов образовательных отношений, средства визуализации

УК-6 Участие в планировании учебной, проектной и научно-исследовательской деятельности Онлайн-сервисы управления проектами

Самооценивание, взаимооценивание Блоги участников образовательного процесса, онлан-анкеты, Wiki-технология, оинтерактивные онлайн-доски, средства визуализации [4, с. 232-233]

- карты памяти;

- онлайн-ленты времени [10, с. 177].

Возможные варианты развития некоторых других универсальных компетенций студентов представлены в табл. 3.

Анализ трудов отечественных педагогов наглядно демонстрирует: сегодня одной из наиболее существенных является проблема оценивания уровня сфор-мированности у студентов системы интересующих нас компетенций (Е.Я. Коган, Н.Ю. Посталюк, В.А. Прудникова, И.Ю. Тарханова). Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить об определённой эффективности ряда методов. В их число входят:

- тестирование;

- анкетирование (Ю.Б. Дроботенко, Т.А. Камарова, Н.А. Назарова);

Библиографический список

- интервьюирование [5, с. 184];

- самооценивание и взаимооценивание [4, с. 233].

Из вышеизложенного следует, что на современном этапе существования системы вузовского образования в нашей стране важным слагаемым успешной деятельности выпускников в будущем является достаточный уровень развития у них совокупности универсальных компетенций. В свою очередь, формированию последних будет в немалой степени способствовать реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

Накопленные за последнее время исследовательские данные и практический опыт в этой области свидетельствуют о возможности реализации её преимуществ в процессе складывания соответствующих знаний, умений и навыков. Эффективным в этом плане представляется использование образовательных технологий, хорошо известных российским педагогам.

1. Соколова Н.А. Социальная педагогика. Москва: Юрайт, 2021.

2. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога. Педагогическое образование в России. 2022; № 5: 17-25.

3. Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Сорокин А.А. Формирование функциональной грамотности будущего педагога как элемент его профессионального становления. Отечественная и зарубежная педагогика. 2024; № 1 (97): 62-76.

4. Смагина И.Л. Трудности формирования и оценки универсальных компетенций студентов вуза. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022; № 4 (37): 232-236.

5. Беликова Н.Ю., Куземина Е.Ф. К вопросу о формировании универсальных компетенций в системе высшего образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 8: 180-185.

6. Мезенцева С.В. Приёмы (технологии) критического мышления. Вестник науки. 2021; № 4 (37): 47-50.

7. Кузнецова Н.В., Луговской А.В., Развитие критического мышления для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 22-25.

8. Гнатышина Е.В., Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Шкитина Н.С. Формирование критического мышления студентов педагогического вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021; № 2: 21-49.

9. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

10. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

11. Николаева Н.С., Бородина Т.Ю., Лысенко И.В. Роль проектной деятельности в снижении иноязычной тревожности и повышении мотивированности у студентов неязыкового вуза. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024; Т. 1-2: 11-13.

12. Алашеева С.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов. Современный учёный. 2020; № 5: 90-93.

13. Коноплев В.В., Якимович Е.П. Особенности формирования готовности к проектной деятельности у студентов педагогических направлений подготовки. Мир педагогики и психологии. 2021; № 3 (56): 33-37.

References

1. Sokolova N.A. Social'naya pedagogika. Moskva: Yurajt, 2021.

2. Bajhanov I.B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022; № 5: 17-25.

3. Rutkovskaya E.L., Polovnikova A.V., Sorokin A.A. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti buduschego pedagoga kak 'element ego professional'nogo stanovleniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2024; № 1 (97): 62-76.

4. Smagina I.L. Trudnosti formirovaniya i ocenki universal'nyh kompetencij studentov vuza. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2022; № 4 (37): 232-236.

5. Belikova N.Yu., Kuzemina E.F. K voprosu o formirovanii universal'nyh kompetencij v sisteme vysshego obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 8: 180-185.

6. Mezenceva S.V. Priemy (tehnologii) kriticheskogo myshleniya. Vestnik nauki. 2021; № 4 (37): 47-50.

7. Kuznecova N.V., Lugovskoj A.V., Razvitie kriticheskogo myshleniya dlya obespecheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti studentov vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 22-25.

8. Gnatyshina E.V., Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu., Shkitina N.S. Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 2: 21-49.

9. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast' istorii i istoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

10. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

11. Nikolaeva N.S., Borodina T.Yu., Lysenko I.V. Rol' proektnoj deyatel'nosti v snizhenii inoyazychnoj trevozhnosti i povyshenii motivirovannosti u studentov neyazykovogo vuza. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2024; T. 1-2: 11-13.

12. Alasheeva S.A. Osobennosti realizacii proektnoj deyatel'nosti studentov. Sovremennyj uchenyj. 2020; № 5: 90-93.

13. Konoplev V.V., Yakimovich E.P. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti u studentov pedagogicheskih napravlenij podgotovki. Mir pedagogiki i psihologii. 2021; № 3 (56): 33-37.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 378

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russia), E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article presents a comprehensive study of key potentials associated with the certain information and communication technologies (ICT) used in teaching a foreign language in modern non-linguistic universities in Russia. To solve the problem, the author pays special attention to the main types of digital

technologies that can be successfully used in teaching a foreign language to students mastering non-linguistic specialties. The researcher studies theoretical and practical development in the field of implementation of ICT. The research shows which modern pedagogical technology is the most effective in terms of using its advantages for teaching non-linguistic students. The work investigates specific possibilities that exist for its practical implementation with the use of ICT in the modern higher education system.

Key words: higher education, information technology in higher education, teaching foreign language in non-linguistic universities, student, teacher

Ф.Р. Мирзоева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», г. Москва, E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Статья посвящена комплексному исследованию дидактических возможностей, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку студентов современных неязыковых вузов, действующих на территории Российской Федерации. Для наиболее полного раскрытия данной проблемы особое внимание в первую очередь уделяется рассмотрению основных типов цифровых технологий, могущих быть с успехом использованными в иноязычном образовательном процессе, осуществляемом с лицами, осваивающими нелингвистические специальности. Далее изучаются существующие на сегодняшний день теоретические и практические наработки в области реализации данных направлений средствами ИКТ. Выясняется, какая современная педагогическая технология является наиболее эффективной в смысле использования их преимуществ в ходе обучения ИЯ студентов нелингвистических направлений. Исследуются конкретные возможности, существующие для её практического воплощения с применением ИКТ на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии в высшем образовании, преподавание иностранного языка в неязыковых вузах, студент, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, станет понятной, если принять в расчёт два ведущих тренда в развитии современного общества. Первый из них - информатизация большинства сфер жизни (Е.Н. Виноградова, Д.Х. Година, Ю.Н. Зиятдинова, Л.П. Клобукова). Вузовское образование при этом исключения не составляет (М.М. Агоева, Н.А. Калашникова, В.Г Перчаткина, П.П. Ростовцева, С.Г Тер-Минасова, ГР Фассахова, А.А. Ярхамова). Существенное расширение применения в нём информационных технологий, фиксирующееся на протяжении ближайших двадцати лет, заставляет задуматься о рационализации использования их дидактических возможностей. Сказанное касается, в том числе, обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку [1]. Второй тренд - интенсификация процессов международной интеграции [2]. Глобализация в областях политики, экономики, производства, науки и культуры делает необходимым более высокий уровень развития иноязычных компетенций у выпускников языковых вузов. Реализация ими профессиональной деятельности во многом будет связана с поддержанием контактов с коллегами, живущими и работающими в других странах, а равно - и работой с документацией на иностранных языках [3].

Текущие тенденции в развитии России и мира делают необходимым интенсификацию обучения ИЯ студентов, осваивающих неязыковые специальности, с одной стороны, обращение для этого к возможностям информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) - с другой [4]. Некоторые пути реализации их преимуществ представлены на страницах настоящей статьи.

Её цель, таким образом, состоит в исследовании ключевых потенций, связанных с применением некоторых информационных технологий в обучении иностранному языку студентов современных неязыковых вузов, действующих на территории РФ.

Для достижения этой цели необходимым представляется решение следующих задач: рассмотреть основные типы цифровых технологий, могущих быть с успехом использованными в иноязычном образовательном процессе, осуществляемом с лицами, осваивающими нелингвистические специальности; изучить существующие на сегодняшний день теоретические и практические наработки в области реализации данных направлений средствами ИКТ; выявить, какая современная педагогическая технология является наиболее эффективной в смысле использования их преимуществ в ходе обучения ИЯ студентов нелингвистических направлений; исследовать конкретные возможности, существующие для её практического воплощения с применением ИКТ на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

Методы исследования, применявшиеся автором, включали анализ специальной литературы, а равно - собственного педагогического опыта.

Её научная новизна заключается в рассмотрении ключевых групп информационных технологий и направлений их применения в процессе обучения иностранному языку лиц, осваивающих неязыковые специальности.

Теоретическая значимость - в определении педагогической технологии, являющейся наиболее эффективной в смысле использования их преимуществ.

Практическая значимость состоит в изучении возможностей, существующих сегодня для её применения.

На сегодняшний день отечественными педагогами, особенно за период 2020-2021 гг, когда интенсивно предпринимались меры по борьбе с пандемией COVID-19, накоплен солидный опыт продуктивного использования информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Амиров, УМ. Билалова, Е.Н. Виноградова, А.В. Дементьева, ГВ. Семенова). Его анализ позволяет сделать вывод о том, что при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей целесообразно использование цифровых технологий четырёх типов (табл. 1).

Таблица 1

Информационные технологии, в наибольшей степени применимые в ходе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов

Тип информационных технологий Направления использования

Образовательные сайты и приложения Поиск материалов по изучаемым темам [5]

Организация самостоятельной работы учащихся

Сайты и программы, предназначенные для создания, прохождения и проверки результатов тестов и иных форм заданий Оценка и анализ результатов учебной деятельности студентов-нелингвистов

Поддержание обратной связи

Онлайн-конференции Реализация взаимодействия на изучаемом языке между участниками образовательного процесса

Выполнение обучающимися различных заданий в составе микрогрупп [6]

Осуществление учебной работы по методу дискуссии

Образовательные платформы Электронное обучение в автономном режиме

Организация самостоятельной работы учащихся

Проведение дистанционных занятий по ИЯ [7]

Говоря об образовательных программах и веб-сайтах, можно согласиться с рядом авторов, справедливо полагающих, что информационные технологии данного типа помогают улучшить уровень иностранного языка учащихся за счёт большого количества учебных и раздаточных материалов (УМ. Билалова, Ю.Н. Зиятдинова, Л.П. Клобукова, Н.А. Ленская, П.П. Ростовцева, О.И. Шеремет). Более того, многие из таких сайтов и программ предоставляют педагогическим работникам бесплатную возможность для загрузки и последующего использования новых материалов [1].

Таким образом, преподаватели могут предварительно создавать собственные либо выбирать из большой массы уже существующих аутентичных материалов для работы по изучаемым темам [7]. Существующий опыт показывает, что использовать такой контент можно следующими путями: устное обсуждение тех или иных проблем с использованием аутентичных языковых материалов [4]; знакомство с аудиовизуальными источниками и последующее выполнение заданий по ним; лингвистический анализ различных высказываний носителей языка, содержащих изучаемые фразы, выражающих те или иные особенности риторики [8].

В целом мы солидарны с мнением ряда педагогов относительно того, что сайты и программы, предназначенные для создания, прохождения и проверки результатов тестов и иных форм заданий являются важным аспектом реализации современных образовательных стандартов (М.М. Агоева, РА, Амиров, А.В. Дементьева, Н.А. Ленская, ГВ. Семенова). Они позволяют эффективно реа-лизовывать различные формы текущей и промежуточной аттестации. Особенно это актуально, если обучение реализуется в дистанционном либо смешанном формате [9].

Современными вузами в целях развития навыков общения студентов нелингвистических специальностей на изучаемых языках широко используются преимущества онлайн-конференций [3]. Чаще всего применяются следующие сервисы: Google Hangouts; Zoom [6].

Широкое использование данной информационной технологии позволяет улучшить ход и результаты процесса развития навыков разговорной речи и аудирования студентов нелингвистических профилей. Кроме того, работа с рассматриваемой технологией позволяет эффективно формировать мотивацию учения [2]. Действительно, практика показывает: сегодня порядка 3/4 от общего количества обучающихся весьма активно интересуются подобными онлайн-занятиями [8]. Архитектура такого сервиса, как Zoom, предусматривает возможность размещения участников конференции по сессионным залам. Это, в свою очередь, помогает преподавателям организовывать индивидуальную и групповую активность учащихся [9].

Следующая категория информационных технологий - образовательные платформы. Примерами таковых являются Google classroom, MS Teams, Edmodo, Moodle и др. Их возможности позволяют преподавателям создавать и проводить удалённые занятия [5]. При этом наиболее рациональной представляется организация дистанционного обучения будущих представителей нелингвистических специальностей по следующим этапам: выявление готовности студентов; создание образовательных программ, адаптированных под возможности таких платформ [9]; организация самостоятельной работы студентов. Генерируемые на их базе курсы могут включать как теоретическую (например, традиционные или видеолекции), так и практическую (форум, тесты) части. Можно согласиться с мнением С.Г. Тер-Минасовой о том, что возможности рассмотренных выше ИКТ можно сравнительно легко адаптировать к различным инновационным методам обучения [10]. В этой связи хотелось бы выделить проектный метод. Опыт использования различных информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка позволяет говорить об эффективности реализации некоторых видов учебных проектов (табл. 2).

Накопленный педагогический опыт демонстрирует: проектная деятельность, осуществляемая средствами электронного обучения, представляет собой оптимальную среду для достижения положительных результатов освоения иностранного языка студентами неязыковых специальностей (М.М. Агоева, Г Р. Фассахова, Л.Г Чумарова, А.А. Ярхамова).

Библиографический список

Таблица 2

Типы учебных проектов, подлежащих реализации, с использованием средств ИКТ

Основание для классификации Типы проектов

Количество участников Индивидуальные

Парные

Групповые [11]

Тематическое содержание Монопроекты

Межпредметные проекты [10]

Доминирующий вид деятельности Исследования

Прикладные проекты

Информационные проекты [5]

Творческие проекты [11]

Подводя итог, отметим, что значимые тенденции в развитии современного общества заставляют педагогов уделять повышенное внимание вопросам, связанным с обучением иностранному языку лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве вузов, реализуя тем самым их образовательные потребности (А.В. Гараганов, А.С. Канюк [12]). В свою очередь, действенным средством оптимизации результатов данного процесса является более широкое применение информационных технологий по ходу его планирования, подготовки и реализации [13].

Наиболее эффективным в данном случае представляется использование образовательных сайтов и приложений, сервисов, предназначенных для создания, прохождения и проверки результатов тестов и иных форм заданий, он-лайн-конференций, а также образовательных платформ. При этом расширяются потенции для широкой реализации преимуществ различных перспективных методов, например, метода учебных проектов.

1. Година Д.Х., Калашникова Н.А. Виртуальная учебная среда будущих бакалавров-маркетологов. Среднее профессиональное образование. 2021; № 1 (305): 66-70.

2. Ростовцева П.П. Информационные и коммуникационные технологии в иноязычной подготовке. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 71-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Перчаткина В.Г, Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки. Национальная ассоциация учёных. 2023; № 86: 39-42.

4. Воробьева Н.В. Преимущества внедрения электронных тренажёров в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022; Т. 7, № 3: 319-325.

5. Семенова Г.В. Использование преимуществ технологии дополненной реальности в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, № 1: 128-133.

6. Ленская Н.А. Новые модели и лингвообразовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; № 11-1: 133-136.

7. Амиров РА., Билалова УМ. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Управленческое консультирование. 2020; № 3: 80-88.

8. Шеремет О.И. Информационные технологии в обучении иностранному языку. Евразийский научный журнал. 2021; № 11: 14-15.

9. Агоева М.М. О роли информационных технологий при обучении иностранному языку. Экономика и социум. 2024; № 1 (116): 705-708.

10. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее. Молодой учёный. 2015; № 15.2 (95.2): 1-7.

11. Чумарова Л.Г, Фассахова Г.Р, Ярхамова А.А. Практика использования эффективных методов обучения иностранному языку. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-4: 321-323.

12. Гараганов А.В., Канюк А.С. Классификация образовательных потребностей молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Современное образование: традиции и инновации. 2023; № 1: 113-116.

13. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; Т. 26, № S2: 022052.

References

1. Godina D.H., Kalashnikova N.A. Virtual'naya uchebnaya sreda buduschih bakalavrov-marketologov. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2021; № 1 (305): 66-70.

2. Rostovceva P.P. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v inoyazychnoj podgotovke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 71-73.

3. Perchatkina V.G., Ziyatdinova Yu.N. Sovremennye onlajn prilozheniya i ih rol' v samorazvitii studentov vuza v processe inoyazychnoj podgotovki. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2023; № 86: 39-42.

4. Vorob'eva N.V. Preimuschestva vnedreniya 'elektronnyh trenazherov v process obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2022; T. 7, № 3: 319-325.

5. Semenova G.V. Ispol'zovanie preimuschestv tehnologii dopolnennoj real'nosti v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020; T. 5, № 1: 128-133.

6. Lenskaya N.A. Novye modeli i lingvoobrazovatel'nye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020; № 11-1: 133-136.

7. Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedreniya tehnologij iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020; № 3: 80-88.

8. Sheremet O.I. Informacionnye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku. Evrazijskij nauchnyjzhurnal. 2021; № 11: 14-15.

9. Agoeva M.M. O roli informacionnyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku. 'Ekonomika i socium. 2024; № 1 (116): 705-708.

10. Ter-Minasova S.G. Prepodavanie inostrannyh yazykov v sovremennoj Rossii: proshloe, nastoyaschee i buduschee. Molodoj uchenyj. 2015; № 15.2 (95.2): 1-7.

11. Chumarova L.G., Fassahova G.R., Yarhamova A.A. Praktika ispol'zovaniya 'effektivnyh metodov obucheniya inostrannomu yazyku. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-4: 321-323.

12. Garaganov A.V., Kanyuk A.S. Klassifikaciya obrazovatel'nyh potrebnostej molodezhi, obuchayuschejsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023; № 1: 113-116.

13. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; T. 26, № S2: 022052.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.