Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовское образование / иностранный язык в вузе / иностранный язык в неязыковом вузе / совершенствование преподавания иностранного языка в вузе / информационные технологии в образовании / university education / foreign language in university / foreign language in non-linguistic university / improving teaching of foreign language in university / information technology in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

На основании анализа собственного педагогического опыта автора, а также привлечения широкого круга специальной литературы устанавливаются возможности современных информационных технологий при использовании их в качестве основы процесса формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов. В начале статьи предлагается определение термина «информационные технологии», максимально учитывающее особенности современного состояния иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных организаций ВО, действующих на территории России. Далее речь в ней идёт о некоторых положительных результатах расширения использования такого рода средств обучения в соответствующем процессе. Определяются ключевые направления интеграции подобных технологий в дело развития иноязычной компетенции студентов. Значительное внимание также уделяется некоторым проблемам, могущим возникнуть по ходу широкомасштабного применения средств ИКТ в целях оптимизации иноязычной подготовки лиц, обучающихся по нелингвистическим специальностям. Предлагаются также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES BASED ON MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

Based on the author’s own pedagogical experience analysis, as well as the wide specialized literature range, modern information technologies possibilities are examined when using them as the basis to form a foreign language competence in students of non-linguistic universities. The work proposes a definition of the term “information technology”, taking into account the persons mastering non-linguistic specialties in the modern hifher education organizations operating in Russia space current foreign language training state features as much as possible. The article says about some positive results of such learning tools expanding in the relevant process. The key directions of integrating such technologies into the students’ foreign language competence development are determined. Considerable attention is also paid to some problems that may arise in the course of them widespread use in order to optimize the foreign language training of persons studying non-linguistic specialties. Ways to solving them are also proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Таблица 4

Критерии и параметры оценки сформированности билингвальной коммуникативной компетентности

Компетенции Критерии Параметры оценки

Лингвистическая (языковая) Произношение Ритм, ударение и интонация устной иноязычной речи, а также степень её беглости

Грамматические структуры Правильность использования грамматических структур в устной и письменной речи на изучаемом языке

Словарный запас Объём профессиональной лексики, усвоенной и свободно используемой студентом в профессионально ориентированных ситуациях иноязычной коммуникации [3]

Достаточность словарного запаса для общения на иные темы

Социокультурная Общение Умение чётко и недвусмысленно формулировать мысли на изучаемом языке

Способность инициировать диалог

Навыки учёта социолингвистического и социокультурного контекста различных ситуаций общения [1]

Прагматическая Понимание устной и письменной речи Полнота понимания устных и письменных текстов на экономическую тематику

Регистры профессионально-делового общения Умение создавать устные и письменные тексты в соответствии с жанровыми особенностями тех регистров профессионально-делового общения, которые используются в выбранной профессиональной деятельности [7]

емости студентов по дисциплине «Иностранный язык». Необходимым при этом является соблюдение ряда принципов. В их числе следует назвать:

- принцип непрерывности - оценка иноязычной подготовки студентов экономического вуза должна осуществляться на протяжении всего периода изучения соответствующего языка [1];

- принцип преемственности, предполагающий, что на каждой ступени обучения должны оцениваться строго определённые компетенции, соответствующие стадии освоения учебной программы (И.А. Любочко, Н.А. Миронова, Н.М. Симеонова);

- принцип системности - план оценочных мероприятий должен представлять собой продуманную систему с чётким графиком реализации;

- принцип сопряженности с профильными дисциплинами, практическое воплощение которого подразумевает, что оценочные мероприятия должны быть нацелены на объективную оценку не просто владения языком, но и его усвоения в целях эффективной реализации профессионального общения [7];

- принцип аддитивности, связанный с тем, что результаты интересующей нас деятельности должны характеризоваться интегральностью и многомерностью. Это, в свою очередь, позволит, с одной стороны, характеризовать степень

Библиографический список

выраженности сразу нескольких качественных параметров владения иностранным языком в различных ситуациях профессионального общения, а с другой -отслеживать процесс развития одних и тех же параметров на протяжении всего периода обучения, т. е. динамику прогресса или регресса в отношении овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Резюмируя сказанное выше, следует в первую очередь указать на необходимость реформирования системы обучения современных студентов-экономистов иностранному языку. Она обусловлена наблюдающимися в последние десятилетия тенденциями к глобализации большинства процессов в жизни человеческого общества, а также совершенствованием средств телекоммуникации. Оптимизация хода и результатов иноязычной подготовки будущих профессионалов соответствующего профиля подразумевает внесение существенных изменений в систему оценки её качества.

Объектом соответствующей деятельности должна стать билингвальная профессионально-деловая культура. Исследование уровня её сформированно-сти подразумевает выделение лингвистической, социокультурной и прагматической компетенций. Необходимым при этом является соблюдение следующих принципов: непрерывности, преемственности, системности, сопряженности с профильными дисциплинами, а также аддитивности.

1. Жигелев Б.А. Теоретические основы оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе. Научный поиск. 2021; № 1: 3-6.

2. Ежгурова А.А. Совершенствование методики преподавания иностранного языка как условие формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 29-31.

3. Любочко И.А. Контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Эпоха науки. 2022; № 22: 263-266.

4. Симеонова Н.М. Электронное тестирование как способ педагогического контроля иноязычного образовательного процесса в неязыковом вузе. Современное педагогическое образование. 2020; № 2: 46-54.

5. Вербицкая Е.А. Цифровые технологии в методике обучения иностранному языку: оценка эффективности глазами студента. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 238-240.

6. Миронова Н.А. Проблема оценки качества овладения английским языком для специальных целей студентами-магистрантами химических направлений подготовки. Allium Magister. 2023; Т. 23, № 2: 13-18.

7. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О Системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

References

1. Zhigelev B.A. Teoreticheskie osnovy ocenki kachestva professional'nogo obrazovaniya v lingvisticheskom vuze. Nauchnyj poisk. 2021; № 1: 3-6.

2. Ezhgurova A.A. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih menedzherov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 29-31.

3. Lyubochko I.A. Kontrol' sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov. 'Epoha nauki. 2022; № 22: 263-266.

4. Simeonova N.M. 'Elektronnoe testirovanie kak sposob pedagogicheskogo kontrolya inoyazychnogo obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 2: 46-54.

5. Verbickaya E.A. Cifrovye tehnologii v metodike obucheniya inostrannomu yazyku: ocenka 'effektivnosti glazami studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 238-240.

6. Mironova N.A. Problema ocenki kachestva ovladeniya anglijskim yazykom dlya special'nyh celej studentami-magistrantami himicheskih napravlenij podgotovki. Artium Magister. 2023; T. 23, № 2: 13-18.

7. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O Sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

Статья поступила в редакцию 10.05.24

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation;

senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES BASED ON MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES. Based on the author's own pedagogical experience analysis, as well as the wide specialized literature range, modern information technologies possibilities are examined when using them as the basis to form a foreign language competence in students of non-linguistic universities. The work proposes a definition of the term "information technology", taking into account the persons mastering non-linguistic specialties in the modern hifher education organizations operating in Russia space current foreign language training state features as much as possible. The article says about some positive results of such learning tools expanding in the relevant process. The key directions of integrating such technologies into the students' foreign language competence development are determined. Considerable

attention is also paid to some problems that may arise in the course of them widespread use in order to optimize the foreign language training of persons studying non-linguistic specialties. Ways to solving them are also proposed.

Key words: university education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, improving teaching of foreign language in university, information technology in education

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ»,

доц. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На основании анализа собственного педагогического опыта автора, а также привлечения широкого круга специальной литературы устанавливаются возможности современных информационных технологий при использовании их в качестве основы процесса формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов. В начале статьи предлагается определение термина «информационные технологии», максимально учитывающее особенности современного состояния иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных организаций ВО, действующих на территории России. Далее речь в ней идёт о некоторых положительных результатах расширения использования такого рода средств обучения в соответствующем процессе. Определяются ключевые направления интеграции подобных технологий в дело развития иноязычной компетенции студентов. Значительное внимание также уделяется некоторым проблемам, могущим возникнуть по ходу широкомасштабного применения средств ИКТ в целях оптимизации иноязычной подготовки лиц, обучающихся по нелингвистическим специальностям. Предлагаются также пути их решения.

Ключевые слова: вузовское образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, совершенствование преподавания иностранного языка в вузе, информационные технологии в образовании

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящего исследования, обусловлена наблюдающейся на протяжении тридцати последних лет интенсификацией процессов глобализации (Е.В. Батухтина, Ю.Н. Зиятдинова, В.Г. Перчаткина, П.П. Ростовцева, Е.А. Снигирева). Их влияние прослеживается во всех сферах жизни социума. Таким образом, в современных условиях реализация многих проектов, в том числе имеющих решающее значение с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития человеческого общества, предполагает скоординированные усилия специалистов, работающих в разных странах (Н.Н. Безденежных, М.В. Белорукова, Е.В. Ганюшкина, Е.С. Гончаренко, Л.В. Заболотских, С.Е. Цветкова). Это, в свою очередь, означает необходимость внесения существенных изменений в систему их иноязычной подготовки [1-14].

В развитии человечества на современном этапе прослеживается ещё одна значимая тенденция - цифровизация большинства отраслей деятельности (Е.В. Батухтина, Н.Н. Безденежных, И.И. Халеева). Вузовское образование исключения не составляет. При этом практика реализации соответствующих программ доказывает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе [2]. В этой связи возникает вопрос: позволит ли расширение использования средств ИКТ оптимизировать ход и результаты процесса иноязычной подготовки студентов, осваивающих нелингвистические специальности?

Попытка ответа на него будет осуществлена ниже.

На основе вышесказанного в качестве цели статьи можно определить выявление возможностей современных информационных технологий при использовании их в качестве основы процесса формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов.

Данной цели соответствуют следующие задачи:

- вывести определение термина «информационные технологии», максимально учитывающее особенности современного состояния иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в стенах современных российских вузов;

- наметить некоторые положительные результаты расширения их использования в соответствующем процессе;

- определить ключевые направления интеграции таких технологий в дело развития иноязычной компетенции студентов;

- рассказать о некоторых проблемах, могущих возникнуть по ходу широкомасштабного применения средств ИКТ в целях оптимизации иноязычной подготовки лиц, обучающихся по нелингвистическим специальностям;

- предложить пути их решения.

При этом автором применялись такие методы исследования, как изучение литературы, затрагивающей подобные вопросы, а равно и анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна данной статьи состоит в выявлении положительных результатов, к которым может привести широкое использование информационных технологий в ходе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Теоретическая значимость - в определении ключевых направлений их интеграции в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость - в исследовании проблем, могущих возникнуть по ходу обучения студентов ИЯ с использованием средств ИКТ вкупе с путями их решения.

Во вводной части настоящей статьи говорилось о глобальных масштабах цифровизации, наблюдаемых на сегодняшний день. Информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности современного человека [3]. В соответствии с особенностями реализации той или иной функции

они могут приобретать разные формы. Способы применения ИКТ также будут различаться [4]. Таким образом, данное понятие отличается сложностью. Ею объясняется разночтение в расшифровках указанного термина современными авторами (М.В. Белорукова, Н.В. Воробьева, Н.Д. Гальскова, Е.С. Гончаренко, Н.Е. Есенина, Ю.Н. Зиятдинова, Е.А. Снигирева).

Тем не менее современное состояние изученности данной темы позволяет нам трактовать информационные технологии как систему приёмов, методов и алгоритмов работы с данными. Их реализация обеспечивает эффективные сбор, хранение, передачу и презентацию данных, необходимых для успешного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки иностранным языкам (Н.Н. Безденежных, Е.С. Гончаренко, Н.Е. Есенина, А.А. Салтыкова).

Широкое применение таких технологий по ходу аудиторной и внеаудиторной работы, направленной на формирование иноязычной компетенции у студентов неязыковых специальностей, позволяет добиться ряда положительных результатов [2]:

- существенное расширение спектра используемых средств визуализации обучения;

- облегчение доступа участников образовательного процесса к учебным, методическим и научным материалам;

- связанная с ним возможность оперативной актуализации таковых [4];

- повышение объективности текущего и промежуточного контроля, а, следовательно, и коррекции образовательных результатов учащихся [3];

- оптимизация планирования и реализации самостоятельной работы студентов (Б.А. Жигалев, И.В. Леушина, Л.И. Леушина);

- полномасштабное использование преимуществ личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей.

Достижение перечисленных выше результатов представляется автору возможным при условии осуществления деятельности, направленной на интеграцию ИКТ в процесс преподавания ИЯ в неязыковых вузах, по следующим основным направлениям:

- разработка методических материалов для профессорско-преподавательского состава, затрагивающих различные аспекты применения ИКТ в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку [5];

- отбор таких форм и методов его освоения, которые предусматривают по возможности наиболее полную реализацию преимуществ цифровых технологий;

- планирование и реализация комплекса мер, направленных на эффективное обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса [6];

- разработка и апробация эффективных форм и методов компьютерного контроля сформированности иноязычной компетенции будущих представителей нелингвистических профессий (Е.В. Ганюшкина, Л.В. Заболотских, И.В. Леушина, Л.И. Леушина, А.А. Салтыкова, С.Е. Цветкова);

- организация работы по развитию профессиональных и личностных компетенций, связанных с эффективным внедрением ИКТ в процесс иноязычного обучения таких студентов, у административных и педагогических кадров, а также сотрудников методических служб [1].

Перечисленные выше направления вполне могут быть реализованы в большинстве вузов, функционирующих сегодня на территории Российской Федерации. Однако, занимаясь связанными с этим теоретическими и практическими вопросами, следует помнить о возможности возникновения ряда проблем [6]. Среди негативных проблем выделим наиболее часто встречающиеся:

- риск развития интернет-зависимости у обучающихся (М.В. Белорукова, П.П. Ростовцева, Е.А. Снигирева и др.);

- риски, связанные с внедрением искусственного интеллекта в образовательную практику (Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова [12], Е.В. Бурина [13]);

- возможность затруднения социализации учащихся, связанного с уменьшением доли живого общения между субъектами образовательных отношений [7];

- рост психофизиологической нагрузки на участников учебно-воспитательного процесса за счёт более частого, чем при реализации традиционных моделей обучения, использования ими различных электронных устройств [8];

- замедление развития критического мышления у некоторых студентов (Баркалова Н.В., Батрова А.П., Бушуева Е.В. и др. [9]);

- отставание темпов формирования соответствующих компетенций сотрудников вуза от скорости изменений, происходящих в области цифровых образовательных технологий.

Эффективным путём минимизации влияния данных факторов может стать увеличение числа наименований применяемых в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ Принятие такой меры позволит моделировать в ходе освоения ИЯ реальные ситуации, связанные с реализацией молодыми людьми профессиональной и иной деятельности в ближайшем будущем. Кроме того, использование разных цифровых технологий поможет осуществлять больший спектр видов учебной работы, что, в свою очередь, снизит утомляемость учащихся. Кроме того, таким образом могут быть созданы организационно-педагогические условия, позволяющие студентам нелингвистических направлений свободно использовать изучаемый язык (Е.В. Бушуева [10; 11]).

Как уже говорилось, успешное использование информационных технологий при освоении иностранного языка предполагает систематическое совершенствование информационной компетентности педагогов, администрации и методистов.

При этом является крайне важным следующее утверждение: содержание таких программ с необходимостью должно быть направлено на формирование ряда специфических знаний и умений [7]. Перечислим их (табл. 1).

Резюмируя существующий на сегодняшний день теоретический и практический опыт, связанный с реализацией цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки, следует, прежде всего, отметить безусловную важность расширения их использования в этом процессе. Их активная интеграция с большой вероятностью будет спо-

Библиографический список

Таблица 1

Знания и умения, необходимые для формирования у сотрудников организаций ВО для эффективного развития иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов, с широким использованием современных информационных технологий

Основ планирования и организации сетевого взаимодействия как между преподавателем и студентами, так и внутри студенческого коллектива

Знания Критериев и показателей, необходимых для объективной оценки достоверности и безопасности данных, которые планируется использовать в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку со студентами нелингвистических специальностей [5]

Правил эффективного использования поисковых систем

Основных образовательных ресурсов сети Интернет

Методов текущего и промежуточного контроля сформированности иноязычной компетенции обучающихся, роли и места ИКТ при их реализации

Модерации и координации хода учебно-воспитательного процесса, в том числе реализуемого в дистанционной и смешанной формах

Умения Планирования и организации продуктивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений при широком применении цифровых технологий [8]

собствовать достижению ряда положительных образовательных результатов, приведённых в тексте статьи. Как отмечают Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова, активная реализация данных технологий является одной из ведущих тенденций развития профессионального образования России [14]. Также необходимо отметить, что всё же существует вероятность возникновения ряда проблем. Однако на современной стадии развития системы высшего образования в нашей стране они поддаются коррекции в случае грамотной реализации описанных выше мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ростовцева П.П. Информационные и коммуникационные технологии в иноязычной подготовке. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): У1-У3.

2. Перчаткина В.Г, Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки. Национальная ассоциация учёных. 2023; № 86: 39-42.

3. Байханов И.Б. Kачество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 1У: 5-13.

4. Безденежных Н.Н., Цветкова С.Е. Формирование мотивации студентов вуза к изучению иностранного языка. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № У5-4: 48-51.

5. Заболотских Л.В., Гончаренко Е.С. Опыт реализации интерактивных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022; № 3 (844): 46-52.

6. Жигалев БА, Белорукова М.В., Ганюшкина Е.В., Золотова М.В. Tехнологии успешного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в группах аспирантов. Язык и культура. 2022; № 59: 202-226.

У. Воробьева Н.В. Преимущества внедрения электронных тренажеров в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022; T. У, № 3: 319-325.

8. Леушина И.В., Леушина Л.И., Салтыкова A.A. Clil-технология иноязычной подготовки как инструмент формирования технологической культуры студентов неязыкового вуза. Язык и культура. 2020; № 51: 1УУ-194.

9. Баркалова Н.В., Батрова AÀ, Бушуева Е.В. и др. Актуальные проблемы преподавания русского и иностранных языков в вузе. Гжель: Гжельский государственный университет, 2021.

10. Бушуева Е.В. Цифровые технологии как инструмент формирования метапредметных компетенций при обучении студентов иностранному языку. Kant. 2023; № 1 (46): 23У-241.

11. Бушуева Е.В. Полилингвальное образование: зарубежный опыт внедрения многоязычия в процесс обучения. Kant. 2021; № 1 (38): 200-204.

12. Aгальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Tехнологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 5-У.

13. Бурина Е.В. Лингводидактический потенциал технологий искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 323-326.

14. Сорокопуд Ю.В., ^ломиец О.М., ^нюк A.C, Соколова Н.И. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 320-324.

References

1. Rostovceva P.P. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v inoyazychnoj podgotovke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): У1-У3.

2. Perchatkina V.G., Ziyatdinova Yu.N. Sovremennye onlajn prilozheniya i ih rol' v samorazvitii studentov vuza v processe inoyazychnoj podgotovki. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2023; № 86: 39-42.

3. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 1У: 5-13.

4. Bezdenezhnyh N.N., Cvetkova S.E. Formirovanie motivacii studentov vuza k izucheniyu inostrannogo yazyka. Problemysovremennogopedagogcheskogo obrazovaniya. 2022; № У5-4: 48-51.

5. Zabolotskih L.V., Goncharenko E.S. Opyt realizacii interaktivnyh tehnologij v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2022; № 3 (844): 46-52.

6. Zhigalev B.A., Belorukova M.V., Ganyushkina E.V., Zolotova M.V. Tehnologii uspeshnogo formirovaniya inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii v gruppah aspirantov. Yazyk i kul'tura. 2022; № 59: 202-226.

У. Vorob'eva N.V. Preimuschestva vnedreniya 'elektronnyh trenazherov v process obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2022; T. У, № 3: 319-325.

8. Leushina I.V., Leushina L.I., Saltykova A.A. Clil-tehnologiya inoyazychnoj podgotovki kak instrument formirovaniya tehnologicheskoj kul'tury studentov neyazykovogo vuza. Yazyk i kul'tura. 2020; № 51: 1УУ-194.

9. Barkalova N.V., Batrova A.P., Bushueva E.V. i dr. Aktual'nye problemyprepodavaniya russkogo i inostrannyh yazykov v vuze. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2021.

10. Bushueva E.V. Cifrovye tehnologii kak instrument formirovaniya metapredmetnyh kompetencij pri obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Kant. 2023; № 1 (46): 23У-241.

11. Bushueva E.V. Polilingval'noe obrazovanie: zarubezhnyj opyt vnedreniya mnogoyazychiya v process obucheniya. Kant. 2021; № 1 (38): 200-204.

12. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-У.

13. Burina E.V. Lingvodidakticheskij potencial tehnologij iskusstvennogo intellekta dlya obucheniya inostrannym yazykam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 323-326.

14. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii: determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 320-324.

Статья поступила в редакцию 17.05.24

29У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.