Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании обучения иностранным языкам в неязыковом вузе'

К вопросу о совершенствовании обучения иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально ориентированное обучение иностранным языкам / неязыковой вуз / цифровые образовательные инструменты / professionally oriented teaching of foreign languages / non-linguistic higher education institution / digital educational tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Алексеевна Чечева

В статье рассмотрены концептуальные основы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам как одного из компонентов профессиональной подготовки специалистов в неязыковом вузе. Выделены образовательные возможности иностранного языка как дисциплины для профессионально-личностного развития обучающихся. Выявлены особенности профессионально ориентированного иноязычного образовательного процесса в неязыковом вузе, которые определяют направление поиска способов повышения его эффективности. В качестве одного из перспективных решений указанной проблемы рассматривается применение цифровых образовательных инструментов. Приводятся примеры языковых коммуникационных агентов (чат-ботов), которые можно использовать в реализации иноязычной подготовки. Делается вывод о наличии тенденции к созданию иммерсионных образовательных сред в контексте обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Алексеевна Чечева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving foreign language teaching in a non-linguistic higher education institution

The article considers the conceptual foundations of professionally oriented teaching of foreign languages as one of the components of professional training of specialists in a non-linguistic higher education institution. The educational opportunities of a foreign language as a discipline for the professional and personal development of students are highlighted. The features of the professionally oriented foreign language educational process in a non-linguistic higher education institution are revealed, which determine the direction of the search for ways to increase its effectiveness. The use of digital educational tools is considered as one of the promising solutions to this problem. Examples of language communication agents (chatbots) that can be used in the implementation of foreign language education are given. It is concluded that there is a tendency to create immersive educational environments in the context of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании обучения иностранным языкам в неязыковом вузе»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 310 — 314. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):310 — 314.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 372.881.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-310-314 NIION: 2007-0062-1/24-048

EDN: https://elibrary.ru/SDJPIX MOSURED: 77/27-004-2024-01-248

К вопросу о совершенствовании обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Наталья Алексеевна Чечева

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, checheva_99@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные основы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам как одного из компонентов профессиональной подготовки специалистов в неязыковом вузе. Выделены образовательные возможности иностранного языка как дисциплины для профессионально-личностного развития обучающихся. Выявлены особенности профессионально ориентированного иноязычного образовательного процесса в неязыковом вузе, которые определяют направление поиска способов повышения его эффективности. В качестве одного из перспективных решений указанной проблемы рассматривается применение цифровых образовательных инструментов. Приводятся примеры языковых коммуникационных агентов (чат-ботов), которые можно использовать в реализации иноязычной подготовки. Делается вывод о наличии тенденции к созданию иммерсионных образовательных сред в контексте обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, цифровые образовательные инструменты

Для цитирования: Чечева Н.А. К вопросу о совершенствовании обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 310 — 314. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-310-314. EDN: https://elibrary.ru/SDJPIX.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

On improving foreign language teaching in a non-linguistic higher education institution

Natalia A. Checheva

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, checheva_99@mail.ru

Abstract. The article considers the conceptual foundations of professionally oriented teaching of foreign languages as one of the components of professional training of specialists in a non-linguistic higher education institution. The educational opportunities of a foreign language as a discipline for the professional and personal development of students are highlighted. The features of the professionally oriented foreign language educational process in a non-linguistic higher education institution are revealed, which determine the direction of the search for ways to increase its effectiveness. The use of digital educational tools is considered as one of the promising solutions to this problem. Examples of language communication agents (chatbots) that can be used in the implementation of foreign language education are given. It is concluded that there is a tendency to create immersive educational environments in the context of teaching foreign languages.

Keywords: professionally oriented teaching of foreign languages, non-linguistic higher education institution, digital educational tools

For citation: Checheva N.A. On improving foreign language teaching in a non-linguistic higher education institution // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):310 — 314. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-310-314. EDN: https://elibrary.ru/SDJPIX.

© Чечева Н.А., 2024

Обучение иностранным языкам является одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. Профессионализация иноязычной подготовки представляет собой актуальную проблему, которая является предметом оживленных дискуссий в научном сообществе.

В отечественной лингводидактике накоплен определенный опыт решения теоретико-методологических и практических задач профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в условиях неязыкового вуза.

Л.В. Яроцкая разработала лингводидакти-ческий принцип интернационализации профессиональной подготовки специалиста, который предполагает целенаправленное создание условий предметно-специализированного развития личности, в которых иностранный язык выступает в качестве необходимого средства формирования профессионального сознания специалиста нелингвистического профиля; выявила особенности формирования современной профессиональной личности в логике парадигмы междис-циплинарности [11; 12]. Н.Ф. Коряковцева предложила компетентностную модель профессионально маркированной вторичной языковой личности, в соответствии с которой определяются содержательные компоненты обучения иностранному языку в профессиональных целях [7]. Е.В. Ду-мина раскрыла специфику начального этапа профессионально-личностного становления будущего юриста в процессе обучения иностранному языку, воспитательный и дидактический потенциал раннего обучения языку специальности [3]. М.Г. Евдокимова в качестве характерной особенности современной системы иноязычного образования в неязыковом вузе выделила тенденцию к интегративности в элементах системы: теоретико-методологическом, ценностно-целевом, содержательном, методическом [4]. М.Р. Ваня-гина уточнила понятие «профессионально ориентированное иноязычное обучение в высшей военной школе», выделила основные характеристики профессионально ориентированного иноязычного обучения (изучение профессиональной терминологии и профессионально ориентированных тем, чтение и перевод иноязычных источников по специальности, решение коммуникативных профессиональных задач, развитие универсальных и профессиональных компетенций средствами языка), спроектировала модель профессионально ориентированного обучения в высшей военной школе [2]. Подчеркивается, что целью, продуктом и абсолютной ценностью профессионально ориентированного обучения инос-

транным языкам является вторичная языковая личность профессионала в совокупности ее лингвистических и профессиональных характеристик, отражающая способность специалиста быть субъектом профессиональной межкультурной коммуникации.

В исследованиях в области обучения иноязычной профессиональной коммуникации ученые акцентируют внимание на уникальных образовательных возможностях иностранного языка как дисциплины в плане общекультурного, личностного, когнитивного развития обучающихся, развития профессионального сознания специалиста нелингвистического профиля, в частности, его мотивационно-личностного аспекта, профессиональной идентичности, становления профессиональной картины мира. В процессе изучения профессионально ориентированного иностранного языка происходит не только освоение профессиональной терминологии, овладение профессионально значимыми умениями устной и письменной коммуникации, но и знакомство с социокультурным контекстом профессии, овладение профессиональными концептами родной и иноязычной культуры, профессиональным дискурсом, познавательными стратегиями, «мягкими навыками», универсальными компетенциями. Отмечается, что успешное достижение целей иноязычного образования в неязыковом вузе определяется степенью реализации профессиональной направленности иноязычной подготовки [5, с. 20].

Анализ практики организации профессионально ориентированного иноязычного образовательного процесса в неязыковом вузе позволяет выделить ряд особенностей:

1) формирование готовности обучающихся к профессиональной иноязычной коммуникации осуществляется в отсутствие аутентичного лин-гвосоциокультурного контекста, вне ситуации реальной профессиональной деятельности и профессионального общения, что придает определенную условность актуальности предлагаемого для освоения содержания [12, с. 112];

2) изучение иностранного языка осуществляется на начальном этапе профессионального обучения, что носит опережающий характер по отношению к профильным дисциплинам;

3) недостаток учебных пособий, в полной мере отвечающих актуальным требованиям профессионально ориентированного иноязычного образования в неязыковом вузе с учетом отраслевой специфики;

4) сниженная мотивация у обучающихся к изучению иностранного языка, так как их будущая профессиональная деятельность не будет

2024 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

311

связана с его использованием, поэтому иностранный язык не входит в число образовательных приоритетов;

5) неоднородный по уровню иноязычной языковой подготовки контингент обучающихся; в среднем — невысокий, в некоторых случаях — критически низкий исходный уровень владения иностранным языком;

6) недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы по овладению иностранным языком, узкий диапазон познавательных стратегий.

Принимая во внимание ту роль, которую играет иноязычная подготовка в силу своей специфики (ингегративность, междисциплинарность, многофункциональность) в достижении совокупного образовательного результата, возникает необходимость в поиске способов повышения эффективности профессионально ориентированного иноязычного образовательного процесса для решения задач подготовки специалистов, отвечающих всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения.

Одним из перспективных вариантов совершенствования иноязычной подготовки в неязыковом вузе можно признать решения, связанные с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Электронные информационно-образовательные среды, созданные в вузах, являются важным компонентом образовательного процесса, в том числе обучения иностранным языкам. Создание и разработка цифровой образовательной среды, которая представляет собой совокупность психолого-педагогических, информационных, цифровых и коммуникационных средств, интегрированных в единую электронную платформу и обеспечивающих интеллектуальное развитие личности обучающегося, самоорганизацию и рефлексию деятельности всех субъектов образовательного процесса [10], определяет его трансформацию в высшей школе, изменение сущностных характеристик, учебно-методического и технологического обеспечения. Наличие цифровой образовательной среды позволяет реализовывать различные модели смешанного обучения (blended learning), сочетающего традиционное и дистанционное обучение с применением цифровых технологий, среди неоспоримых достоинств которого можно назвать:

■ вариативность (проявляется в мобильности ролевого функционала преподавателя, разнообразии объема контактной работы субъектов образовательного процесса, воз-

можности сочетать различные формы автономности учебной деятельности, использовании различных каналов передачи контента и обмена информацией в образовательных целях, возможности поочередного применения традиционных и цифровых технологий, например, ротационные модели, «перевернутый класс» и др.);

■ возможность построения персонифицированных образовательных треков, адаптации процесса обучения под индивидуальные особенности и запросы обучающихся;

■ формирование навыков самостоятельной и командной работы, повышения учебной автономии, ответственности за результаты учебной деятельности;

■ развитие всех видов компетенций [1];

■ вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

Применение технологии BYOD (англ. bring your own device — приноси свое собственное устройство) связано с использованием узкоспециальных цифровых инструментов (мобильных приложений), ресурсом, обладающим значительным дидактическим потенциалом, который может быть интегрирован в традиционный процесс обучения иностранным языкам. При этом нельзя не согласиться с И.Ю. Котовой, которая констатирует неоднозначность в оценках использования мобильных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, связанных с наличием проблем в решении технического вопроса (различия в функционале используемых обучающимися смартфонов, цифровое неравенство, отказ сетевого оборудования, малая пропускная способность и т.п.); организации дисциплины (недобросовестность некоторых обучающихся при выполнении контрольных заданий, когда мобильное устройство используется для получения информации без ее творческой переработки и критического осмысления); изменение условий коммуникации (сокращение времени живого общения, деградация модерирующей функции преподавателя); неадекватное использование сервисов машинного перевода, что приводит к минимизации интеллектуальной деятельности, освоения специальной терминологии, а также к снижению внутренней мотивации к изучению иностранного языка [8].

Тем не менее, тот обучающий, развивающий потенциал, которым обладают мобильные технологии, говорит в пользу их применения в иноязычном образовательном процессе.

Использование чат-ботов (компьютерных программ, предназначенных для имитации речево-

го поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками [9, с. 17]) как элементов искусственного интеллекта все чаще находит применение в обучении профессионально ориентированному иностранному языку.

Многофункциональность, легкая адаптация под аспектное изучение иностранного языка, кроссплатформенность, доступность в технологическом плане, возможность применения для организации самостоятельной работы, интенсификация отработки лексико-грамматических, фонетических навыков, мультимодальный характер учебного материала, геймификация, имитация живого общения при снижении тревожности и, как следствие, возрастание уровня психологического комфорта при взаимодействии с чат-ботом, повышение мотивации и вовлеченности обучающихся в процесс обучения, возможность персонификации взаимодействия — все это определяет перспективность использования рассматриваемых коммуникационных агентов в образовательном процессе вуза.

В практике обучения иностранным языкам находят применение чат-боты декларативного (используют автоматические правила, технологию обработки естественного языка (NLP) и в меньшей степени машинное обучение) и предик-тивного (виртуальные ассистенты, которые учитывают контекст, используют принципы понимания естественного языка (NLU), NLP и машинное обучение) типов. Активизировать лексико-грамма-тические навыки помогают EnglishSimpleBot, AlphaEnglishBot, LearningTopWords_bot, YouChat; проверить орфографию — fixmebot; перевести отдельные слова и фразы — LingvoBot, multitran_bot, WordContextBot; потренировать устно-речевые навыки — AndyRobot, Fair, Existor, Hal, Mitsuku, Mondly, Mondly, CleverBot и другие инструменты, способные распознавать речь и контекст взаимодействия, поддержать беседу; для отработки произносительных навыков — Text-to-Speech технологии (синтезаторы речи) (Voicemaker, Oddcast, Text to Speech Online, Textto-speech.ru, Apihost, Retell, Yandex SpeechKit, Text to Speech для iOS, Talk Free для Android, Narakeet и др.); для совершенствования знания английского языка с помощью чтения на двух языках — DualBookBot. Чат-боты не лишены недостатков, если речь идет об обучающей функции, однако это не умаляет их достоинств как вспомогательных инструментов в иноязычной подготовке.

Использование цифровых технологий свидетельствует о развитии иммерсивного подхода в образовании и ведет к разработке иммерсивных образовательных сред, интегрирующих техноло-

гии виртуальной (УК), дополненной (АИ) и смешанной (МИ) реальности. По определению Ю.В. Корнилова, иммерсивный подход представляет собой «стратегию познания, совокупность приемов, способов интерактивного продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в условиях искусственно созданного виртуального окружения, которое способно комплексно воздействовать на его сенсорные модальности» [6, с. 176]. Перспективность и, по сути, неизбежность применения иммерсив-ных технологий со всеми их преимуществами и рисками в образовании, в том числе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе, очевидна и не вызывает сомнений, однако это требует проведения серьезных междисциплинарных исследований, связанных с разработкой теоретико-методологических основ иммерсивного обучения, с созданием специализированного контента, решением психолого-педагогических, методических вопросов использования иммерсивных образовательных продуктов.

Список источников

1. Бордовская Н.В., Кошкина ЕЛ., Тихомирова МЛ., Мелкая ЛЛ. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций / / Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 58—78.

2. Ванягина М.Р. Моделирование профессионально ориентированного иноязычного обучения в высшей военной школе / / Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 2 (839). С. 147—159.

3. Думина Е.В. Специфика начального этапа профессионально-личностного становления будущего юриста в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2022. Вып. 1 (842). С. 30—36.

4. Евдокимова М.Г. Интегративные тенденции развития иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник МГЛУ. 2021. Вып. 2 (839). С. 26—35.

5. Кирилловых АЛ. Профессионально ориентированная концепция учебного пособия для иноязычного образования в нелингвистическом вузе (немецкий язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2022. 23 с.

6. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 174—178.

2024 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

313

7. Коряковцева Н.Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе / / Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2016. Вып. 14 (753). С. 9—22.

8. Котова И.Ю. Использование BYOD-тех-нологий на очных занятиях по иностранному языку / / Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2023. № 13 (2). С. 84—88. DOI 10.26794/2226-7867-2023-13-С-84-88.

9. Кузнецов В.В. Перспективы развития чат-ботов // Успехи современной науки. 2016. № 12. С. 16—19.

10. Полупан К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2021. 43 с.

11. Яроцкая Л.В. Интернационализация профессиональной подготовки специалиста как лин-гводидактический принцип высшего профессионального образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2016. Вып. 4 (743). С. 149—163.

12. Яроцкая Л.В. Парадигма междисциплинар-ности в формировании современной профессиональной личности: лингводидактический аспект // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2 (843). С. 111—115.

References

1. Bordovskaya N.V., Koshkina EA., Tikhomi-rova MA., Melkaya LA. Mixed educational technologies in higher education: a systematic review of domestic publications / / Higher education in Russia. 2022. Vol. 31. No. 8-9. pp. 58—78.

2. Vanyagina M.R. Modeling of professionally oriented foreign language education at the higher military school / / Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2021. Issue 2 (839). pp. 147—159.

3. Dumina E.V. Specifics of the initial stage of professional and personal formation of a future lawyer

in the process of learning a foreign language / / Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Pedagogical sciences. 2022. Issue 1 (842). pp. 30—36.

4. Evdokimova M.G. Integrative trends in the development of foreign language education in a non-linguistic university // Bulletin of MGLU. 2021.Issue 2 (839). pp. 26—35.

5. Kirillovyh A.A. Professionally oriented concept of a textbook for foreign language education in a non-linguistic university (German): abstract of the dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences, Moscow, 2022. 23 p.

6. Kornilov Yu.V. An immersive approach in education // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2019. Vol. 8. No. 1 (26). pp. 174—178.

7. Koryakovtseva N.F. Modern paradigm of professionally oriented teaching of foreign languages in a non-linguistic university // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Pedagogical sciences. 2016. Issue 14 (753). pp. 9—22.

8. Kotova I.Yu. The use of BYOD technologies in full-time foreign language classes. Humanities. Bulletin of the Financial University. 2023;13(2):84-88.10.26794/2226-7867-2023-13-c-84-88.

9. Kuznetsov V.V. Prospects for the development of chatbots // Successes of modern science. 2016. No. 12. pp. 16—19.

10. Polupan K.L. Conceptual foundations of designing an individual educational route of a student in the digital educational environment of the university: abstract of the dissertation of the Doctor of pedagogical sciences. Kaliningrad, 2021. 43 p.

11. Yarotskaya L.V. Internationalization of professional training of a specialist as a linguodidac-tic principle of higher professional education // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Pedagogical sciences. 2016. Issue 4 (743). pp. 149—163.

12. Yarotskaya L.V. The paradigm of interdis-ciplinarity in the formation of a modern professional personality: a linguodidactic aspect // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2022. Issue 2(843). pp. 111—115.

Информация об авторе

Н.А. Чечева — преподаватель кафедры русского и иностранных языков Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат педагогических наук.

Information about the author

N.A. Checheva — Lecturer of the Department of Russian and Foreign Languages of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 29.01.2024; approved after review 19.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.