Научная статья на тему 'НОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИ'

НОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И.

Авторы рассматривают и обсуждают важнейшие вопросы национального проекта Министерства просвещения «Образование» (2019-2024 гг.) по модернизации педагогического образования, ставящего целью личностно-ориентированный подход за счет внедрения новых образовательных технологий, обновления содержания, повышения мотивации к обучению и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогических вузов направлено на иноязычную повседневную и профессионально-ориентированную коммуникацию, тесно связано с интеграцией иностранного языка и профилирующих дисциплин, отражает основные черты современной системы образования. Авторы считают эффективной и перспективной в иноязычном образовании технологию смешанного обучения, имеющую высокий дидактический потенциал. Это ставит задачу создания ее системно-интегративной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC MAJORS IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN EDUCATION TRANSFORMATION

The article considers and discusses the most important issues of the National Education Project (2019-2024) on the modernization of teacher education, which aims at a personality-oriented approach through the introduction of new educational technologies, updating content, increasing motivation for learning and involvement of students in the educational process. Teaching a foreign language at non-linguistic faculties of pedagogical universities is aimed at daily foreign language and professionally-oriented communication, is closely connected with the integration of a foreign language and core disciplines, and reflects the main features of the modern education system. The authors consider the technology of blended learning to be effective and promising in foreign language education at non-linguistic faculties, having a high didactic potential, which sets the task of developing its system-integrative model.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 190-200. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 190-200.

Научная статья УДК 811.1

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-16 EDN: ERWGXQ

Новый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования

Татьяна Дмитриевна Ладыжникова113, Валентина Ивановна Ладыжникова2

1,2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия 1Htatlad48@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8721-5412 2ladyzhnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7752-0886

Аннотация. Авторы рассматривают и обсуждают важнейшие вопросы национального проекта Министерства просвещения «Образование» (2019-2024 гг.) по модернизации педагогического образования, ставящего целью личностно-ориентированный подход за счет внедрения новых образовательных технологий, обновления содержания, повышения мотивации к обучению и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогических вузов направлено на иноязычную повседневную и профессионально-ориентированную коммуникацию, тесно связано с интеграцией иностранного языка и профилирующих дисциплин, отражает основные черты современной системы образования. Авторы считают эффективной и перспективной в иноязычном образовании технологию смешанного обучения, имеющую высокий дидактический потенциал. Это ставит задачу создания ее системно-интегративной модели. Ключевые слова: трансформация педагогического образования, инновации, иноязычное образование, смешанное обучение, системно-интегративный подход

Для цитирования: Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Новый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 190-200. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-16.

A new approach to teaching a foreign language to students of non-linguistic majors in the context of the Russian education transformation

Tatiana D. Ladyzhnikova1H , Valentina 1 Ladyzhnikova2

1,2 The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St Petersburg, Russia 1 Htatlad4 8 @yandex. ru, https://orcid.org/0000-0002-8721-5412 2ladyzhnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7752-0886

Abstract. The article considers and discusses the most important issues of the National Education Project (2019-2024) on the modernization of teacher education, which aims at a personality-oriented

® Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И., 2023

approach through the introduction of new educational technologies, updating content, increasing motivation for learning and involvement of students in the educational process. Teaching a foreign language at non-linguistic faculties of pedagogical universities is aimed at daily foreign language and professionally-oriented communication, is closely connected with the integration of a foreign language and core disciplines, and reflects the main features of the modern education system. The authors consider the technology of blended learning to be effective and promising in foreign language education at non-linguistic faculties, having a high didactic potential, which sets the task of developing its system-integrative model.

Keywords: transformation of pedagogical education, innovations, foreign language education, blended learning, system-integrative approach

For citation: Ladyzhnikova T. D., Ladyzhnikova V. I. A new approach to teaching a foreign language to students of non-linguistic majors in the context of the Russian education transformation. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 190-200 (In Rus.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-16.

Введение

В рамках приоритетного национального проекта Министерства просвещения России «Образование» (2019-2024 гг.) запущена комплексная программа по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов «Учитель будущего поколения», которая призвана обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования1.

Профессия учителя имеет особый статус, так как именно педагог формирует основы мировоззрении молодого поколения, а следовательно, от учителя во многом зависит будущее России. К сожалению, сегодня мы потеряли молодежь в социальном пространстве. Чтобы исправить ситуацию, необходимо изменить систему педагогического образования, создать единую образовательную среду, позволяющую готовить молодых педагогов, применяющих в своей работе междисциплинарные знания. Целью трансформации должен стать личностно-ориентированный подход в обучении - воспитание гармонично развитой, открытой новому и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Без этого невозможно дальнейшее развитие общества. Осуществляться эта идея должна на базе инноваций, которые содействуют образованию и развитию обучающегося. Поэтому в фокусе внимания педагогических вузов должно быть новое учебно-методическое обеспечение с нацеленностью на применение современных технологий, построение нелинейной системы обучения. Внедрение новых методов обучения, воспитания и образовательных технологий, обновление содержания, повышение мотивации к обу-

1 Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/ pro-jects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 27.03.2023); Тряпицына А. П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2007. № 1(39). С. 28-30._

чению и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс - приоритетные задачи в решении указанной цели.

Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогических вузов направлено на иноязычную повседневную и профессионально-ориентированную коммуникацию, тесно связано с интеграцией иностранного языка и профилирующих дисциплин, формирует билингвальное образовательное пространство. Однако для создания единой образовательной среды необходим новый подход - системно-интегративный, который связан с использованием электронных обучающих средств, сочетающих традиционные формы обучения в очном формате и методы, приемы, технологии в формате онлайн.

Большая работа предстоит в связи с отказом от Болонской системы и разработкой своей собственной системы высшего образования, в основе которой будут лежать интересы национальной экономики. Переход к новым образовательным стандартам будет плавным, так как мгновенный выход из Болонской системы невозможен. Необходимо соблюдать баланс и объединить все лучшее, что было накоплено в советское время, и опыт последних десятилетий.

Основная часть

С начала этого столетия формируется новый подход к организации процесса обучения и представлению образовательного контента - концепция Education 3.0. Образование будущего Education 3.0 - это хьютагогический, коннективистский подходы к обучению.

Хьютагогический подход - это самостоятельное творческое обучение, при котором обучающийся сам для себя определяет, что будет изучать, когда и в какой форме. Важное инновационное изменение - переход на нелинейную систему обучения. «Это - процесс, в котором студент имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут»1.

О. В. Акулова, анализируя способы реализации нелинейного обучения в Герце-новском университете, выделяет «4 уровня выбора»: «выбор образовательной программы (бакалавр, магистр, специалист)», «выбор профессии или специализации внутри выбранной образовательной программы», «выбор дисциплин», «выбор дополнительного образования». Кроме того, для приобретения знаний студент может участвовать во всевозможных семинарах, конференциях, стажировках2.

В рамках дополнительного образования в Герценовском университете нами созданы и успешно реализуются общеразвивающие программы «Иностранный язык (немецкий). Практический курс для бытового общения», позволяющие получать после окончания курса и аттестации сертификаты А1, А2, B1, B2. Программы способствуют формированию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции

1 Акулова О. В. Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2007. № 1(39). С. 30.

2 Там же. С. 30-32.

как средства, позволяющего обеспечить свои коммуникативно-познавательные потребности и решать практические задачи в сфере повседневно-бытового общения с носителями языка.

Коннективистский подход - это обучение с помощью социальных сетей, цифровых технологий. Ведущими зарубежными представителями теории коннективизма являются С. Даунс и Д. Сименс, которые разработали концепцию сети как наиболее эффективного инструмента обучения, средства коммуникации и сотрудничества. В отечественной литературе проблемами изучения и разработки основных положений теории коннективизма занимаются К. С. Итинсон, П. С. Ломаско, А. Л. Симонова, Е. И. Соболева, В. М. Чиркова, Е. В. Василевская и др.

Учащиеся в условиях хьютагогической, коннективистской среды обучения:

- сами определяют, что они хотят изучать;

- объединяются в группы для поиска решения стоящих задач;

- используют опыт и знания педагогов и других членов их сообщества для размещения контента, использования онлайн-инструментов, чтобы производить и демонстрировать образовательные продукты;

- берут на себя инициативу, чтобы искать обратную связь от педагогов и своих сверстников.

Концепция Education 3.0. предусматривает создание персонализированного, самоопределяющегося образования за счет интеграции традиционных и цифровых технологий. Самоопределение происходит на основе интересов обучающихся, где объединяются решение проблем, инновации и творчество. Педагог оказывает помощь в повышении качества обучения, модулирует процесс самоопределяющегося образования студентов. Студенты, обмениваясь при этом между собой передовым опытом и стратегиями для эффективного овладения знаниями, становятся наставниками друг другу. Переориентация ролей преподавателя и студента важны, актуальны. Поэтому мы осуществляем постоянно поиск новых форм реализации этого процесса. Так, удачной интерактивно-образовательной акцией стал «День самоуправления в Герценовском университете», приуроченный ко Дню учителя. Обучающиеся смогли применить свои педагогические и управленческие компетенции, выступив в роли преподавателей, руководителей структурных подразделений. Например, нестандартно и креативно в рамках дисциплины «Немецкий язык» прошли уроки студентов на темы «Немецкий Санкт-Петербург», «Петр Первый и немцы в реформировании российского образования», чему предшествовала большая самостоятельная работа по изучению материалов в Интернете, посещению памятных мест, подготовке презентаций с использованием цифровых носителей, консультации со специалистами. 2023 год - год празднования 200-летия со дня рождения основоположника русской научной дидактики К. Д. Ушинского, а также год, объявленный в России Годом педагога и наставника. Он должен дать богатый научный материал для формирования новых компетенций и прежде всего социокультурной компетенции, а также педагогических функций.

В области появления новых педагогических функций и профессий, а также направлений для дальнейшего анализа и прогнозирования «педагогических профес-

сий будущего» интересен обзор исследований «Форсайт Компетенций 2030». Он проведен Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. Выявлен спрос на новые компетенции и сделан обзор востребованных профессий будущего, что нашло отражение в «Атласе новых профессий 3.0»1. На базе метапредметных или надпрофессиональных компетенций (креативность, критическое мышление, мультиязычность, мультикультурность, эмпатия, коммуникация, умение работать с информацией и информационными технологиями) были спрогнозированы новые профессии XXI века. В педагогической области это - «разработчик инструментов обучения состояниям сознания, разработчик образовательных траекторий, тьютор, модератор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, игропедагог, игромастер, тренер по майнд-фитнесу, экопроповедник, ментор стартапов»2.

Разобраться, какие профессии и навыки будут востребованы уже в недалеком будущем, помогают также результаты совместной работы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и ПАО «Сбербанк». В атласе названы «50 перспективных профессий, выявленные на основе анализа глобальных трендов технологического развития, прогнозов, оценок работодателей и экспертов. Для каждой профессии рассмотрены драйверы спроса, задачи, стоящие перед специалистами, и необходимые для их решения знания и компетенции» 2.

Особенно хочется отметить формирование у обучающихся таких компетенций, как мультиязычность и мультикультурность. Семьдесят процентов профессий будущего включает требование овладения этими универсальными навыками. Знание иностранного языка является одним из слагаемых профессионального успеха. Еще более шанс возрастает, если специалист владеет профессионально-ориентированным иностранным языком. Отсюда вытекает актуальность совершенствования обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов за счет внедрения инновационных и цифровых технологий, что является предметом нашего исследования.

В последние годы в профессиональной деятельности преподавателей вуза произошли существенные изменения. Это не только обновление творческого педагогического кадрового состава, новые роли тьютора, консультанта, разработчика. Значительно расширилась профессиональная специализация преподавателей в рамках одного структурного подразделения. Так, профессорско-преподавательский состав кафедры немецкого и романских языков для профессиональной коммуникации Гер-ценовского университета включает специалистов не только в области иностранных языков (немецкому, французскому, испанскому, итальянскому) для профессиональной коммуникации, но и в межкультурной коммуникации, лингвострановедения,

1 Атлас новых профессий 3.0 / под редакцией Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

2 Махотин Д. А. Профессии будущего в педагогической области // Интерактивное образование. 2021. № 1. С. 47-52.

2 Атлас профессий будущего / под редакцией Н. Ю. Анисимова, Л. М. Гохберг, Г. О. Греф. Москва: НИУ ВШЭ, 2021. 240 с.

теории и практики перевода, компьютерной поддержки преподавания иностранных языков, лексикологии, стилистики, теории литературы, терминоведения, теоретической грамматики, теоретической фонетики, сравнительно-сопоставительного анализа. Мы считаем такой тандем явлением положительным, так как он позволяет творческому труду объединиться с интеллектуальными ресурсами. Содружество преподавателей формирует единый качественный подход в обучении иностранным языкам, обогащает каждого из специалистов опытом коллег, способствует максимальной преемственности в программах многоуровнего высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура). Это создает также прочную основу для перехода на новую структуру базовой подготовки кадров за счет интеграции в Болонскую систему достижений советской высшей школы. Кроме этого, «преподаватели разных факультетов тоже стали работать в команде, учась друг у друга», работая в одном ключе, «осваивая имеющиеся и создавая новые технологии». «Возникает ситуация сопричастности» всех преподавателей вуза к решению поставленных задач в области образовании, что можно рассматривать как один из важнейших результатов инновационных преобразований» по созданию единой образовательной среды, способствующей формированию у студентов междисциплинарных знаний1.

Для распространения инноваций и решения обозначенных задач необходимо соответствующее новое учебно-методическое обеспечение с нацеленностью на современные технологии, что должно быть в фокусе внимания педагогических вузов. Дидактическим новшеством последних лет, которое прошло апробацию и широко востребовано в системе вузовского образования, стали электронные учебные курсы. Они включают видеолекции, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты. Нами создан электронный курс «Модуль коммуникативный. Иностранный язык (немецкий)» для студентов 1 курса бакалавриата неязыковых факультетов2, который выдвинут на конкурс РАН в номинации «Лучший цикл научно-популярных лекций для школьников и студентов». Будучи вводным, курс играет большую роль в формировании мотивации, создании у студентов заинтересованности, осмысленности и целесообразности изучения дисциплины.

С 2021 года в Герценовском университете реализуется образовательный кластер «Технопарк РГПУ им. А. И. Герцена»3. Это «единая образовательная среда для социокультурной адаптации, подготовки педагогов, применяющих в своей работе междисциплинарное и метапредметное конструирование, а также среда для профес-

1 Тряпицына А. П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта "Образование» // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2007. № 1 (39). С. 28-30.

2 Электронные учебные курсы Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. URL: https: //moodle.herzen/spb/ru/course/view.phpid?id17110 (дата обращения 27.03.2023).

3 Технопарк Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. URL: https://technopark.herzen.spb.ru (дата обращения 27.03.2023).

ISSN 1994-0637 195 (print)

сионального развития практикующих педагогов и повышения квалификации»1. Технопарк хорошо зарекомендовал себя для реализации сетевых межпредметных образовательных программ, создания среды для совместного проектирования, решения научно-исследовательских задач и подготовки команд педагогов. Работая с молодежными сообществами, он ставит целью обеспечить практикой студентов и школьников, сформировать у них универсальные компетенции.

Образовательные технологии невозможно сегодня представить без использования Интернета, цифровых устройств, дистанционного онлайн-обучения. Они разнообразны и многочисленны. Так, в зависимости от степени офлайн- и онлайн-сочетания существует более 40 разновидностей смешанного обучения, которое доминирует на современном этапе в иноязычном образовании2.

О. И. Трубицина и Д. С. Маркеева проанализировали наиболее распространенные модели смешанного обучения, эффективно используемые в обучении иностранному языку, а также определили их дидактический потенциал3. По мнению авторов, наиболее эффективным в иноязычном образовании является метод «ротация», «представленный в виде моделей «ротация станций» (the Station Rotation model) «перевернутый класс» (the Flipped Classroom), «ротация лабораторий» (the Lab Rotation model)»4. Мы разделяем позицию авторов. Модели смешанного обучения позволяют реализовать индивидуальный подход, выстроить его траекторию. Преподаватель может работать с малыми группами, формировать компетенции обучающихся на основе смешанных источников информации (дистанционные цифровые технологии, Интернет, традиционные учебные пособия и др.), дифференцировать очное и дистанционное обучение, объединять теорию и практику, консультировать в решении задач. Все это обеспечивает «интерактивность процесса обучения иностранным языкам, делает мониторинг успеваемости студентов более легким и менее затратным по времени»5.

Внедрение нами смешанного обучения в учебный процесс показало, что достаточно эффективно оно при работе с магистрантами и аспирантами по дисциплинам «Иностранный язык в профессиональной коммуникации», «Иноязычная коммуникация в сфере научно-исследовательской деятельности», «Технология перевода научных текстов по профилю подготовки», «Реферирование и аннотирование иноязычной литературы по профилю подготовки», когда у обучающихся, объединенных в одну учебную группу на платформе общих профессиональных интересов, суще-

1 Итоги реализации проекта «Учитель будущего поколения России». 26 декабря 2022. URL: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (дата обращения: 09.04.2023).

2 Трубицина О. И., Маркеева Д. С. Дидактический потенциал моделей смешанного обучения иностранному языку // Герценовские чтения. Иностранные языки. Сборник научных трудов / ответственные редакторы: Т. И. Воронцова, Н. Ю. Зайцева. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2022. С. 446.

3 Там же. С. 445-448.

4 Там же. С. 446-447.

5 Там же. С. 448.

ствуют еще и узкопрофессиональные интересы, связанные с тематикой написания научной работы.

Однако использование смешанного обучения ставит ряд проблем в его организации и использовании: необходимо обеспечить равенство доступа к цифровым технологиям всех обучающихся, наличие высоких профессиональных навыков в области цифровых технологий как у преподавателя, так и у изучающих иностранный язык, финансовые затраты. Очевидна перестройка традиционных занятий и тщательная подготовка к этому процессу преподавателя, что требует дополнительного времени.

Содержание традиционного обучения иностранному языку подчиняется выверенным теоретическим установкам на базе общедидактических и частнометодиче-ских принципов. Ю. В. Еремин и Е. Ю. Насыбуллина ставят в своей работе ряд актуальных вопросов о методологических положениях дистанционного и смешанного обучения, а также о принципах их корреляции и использовании в процессе обуче-ния1. Исходя из того, что «современный процесс образования есть процесс интегра-тивный, проявляющийся в системной организации и реализации поставленных учебных целей и задач», они считают, что таким подходом может стать «системно -интегративный подход», который позволит в иноязычном образовании обеспечить «развитие образовательного потенциала личности, расширение и укрепление связи между очным и онлайн-обучением на всех уровнях языковой и речевой подготовки, формирование умений использования интегративных технологий», «формирование опыта дифференциации методов, способов, приемов в соответствии с задачей обучения», «формирование готовности к работе в смешанном формате», «формирование самостоятельности в дистанционном формате обучения»2. Основываясь на этой гипотезе, встает задача дальнейших исследований - создание системно-интегративной модели смешанного обучения.

Выводы

Решение учебно-воспитательных задач в контексте трансформации российского образования возможно только на базе инновационных и цифровых технологий. Современные парадигмы обучения иностранным языкам в вузе отражают основные черты современной системы образования. Доминирующим и эффективным в иноязычном образовании является смешанное обучение, имеющее высокий дидактический потенциал, что ставит задачу создания его системно-интегративной модели.

Список источников

Акулова О. В. Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса // Вестник Герценовского университета. Санкт-

1 Еремин Ю. В., Насыбуллина Е. Ю. К вопросу о системно-интегративном подходе в иноязычном образовании // Герценовские чтения. Иностранные языки. Сборник научных трудов / ответственные редакторы: Т. И. Воронцова, Н. Ю. Зайцева. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2022. С. 477- 479.

2 Там же. С. 478.

Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2007. № 1(39). С. 30-32.

Атлас новых профессий 3.0 / под редакцией Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

Атлас профессий будущего / под редакцией Н. Ю. Анисимова, Л. М. Гохберг, Г. О. Греф. Москва: НИУ ВШЭ, 2021. 240 с.

Еремин Ю. В., Насыбуллина Е. Ю. К вопросу о системно-интегративном подходе в иноязычном образовании // Герценовские чтения. Иностранные языки. Сборник научных трудов / ответственные редакторы: Т. И. Воронцова, Н. Ю. Зайцева. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2022. С. 477-479.

Итоги реализации проекта «Учитель будущего поколения России». 26 декабря 2022. URL: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (дата обращения: 09.04.2023).

Махотин Д. А. Профессии будущего в педагогической области // Интерактивное образование. 2021. № 1. С. 47-52.

Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/ pro-jects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 27.03.2023).

Технопарк Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. URL: https://technopark.herzen.spb.ru (дата обращения: 27.03.2023).

Трубицина О. И., Маркеева Д. С. Дидактический потенциал моделей смешанного обучения иностранному языку // Герценовские чтения. Иностранные языки. Сборник научных трудов / ответственные редакторы: Т. И. Воронцова, Н. Ю. Зайцева. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2022. С. 445-448.

Тряпицына А. П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2007. № 1(39). С. 28-30.

Электронные учебные курсы Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. URL: https: //moodle.herzen/spb/ru/course/view.phpid?id17110 (дата обращения: 27.03.2023).

References

Akulova O. V. Innovatsionnaia podgotovka pedagogicheskikh kadrov v usloviiakh nelineinoi or-ganizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Innovative training of pedagogical personnel in the conditions of nonlinear organization of the educational process]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta. Sankt-Peterburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena [Bulletin of Herzen University. St Petersburg. The Herzen State Pedagogical University of Russia], 2007, no. 1 (39), pp. 30-32.

Atlas novykh professii 3.0 [Atlas of New Professions 3.0; ed. by D. Varlamovа, D. Sudakov]. Moscow: Intellektual'naia Literatura, 2020. 456 p.

Atlas professii budushchego [Atlas of Future Professions; ed.by N. Iu. Anisimov, L. M. Gokhberg, G. O. Gref]. Moscow: NIU VShE, 2021. 240 p.

Eremin Iu. V., Nasybullina E. Iu. K voprosu o sistemno-integrativnom podkhode v inoiazych-nom obrazovanii [On the question of a system-integrative approach in foreign language education]. Gertsenovskie chteniia. Inostrannye iazyki. Sbornik nauchnykh trudov [Herzen Readings. Foreign languages: Collection of scientific papers; ed. by T. I. Vorontsova, N. Iu. Zaitseva]. St Petersburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena, 2022, pp. 477-479.

Itogi realizatsii proekta «Uchitel' budushchego pokoleniia Rossii». 26 dekabria 2022 [The results of the project "Teacher of the future generation of Russia". December 26, 2022]. Available at: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (accessed: 09.04.23).

Makhotin D. A. Professii budushchego v pedagogicheskoi oblasti [Professions of the future in the pedagogical field]. Interaktivnoe obrazovanie [Interactive education], 2021, no. 1, pp. 47-52.

Natsional'nyi proekt «Obrazovanie» [National Education Project]. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (accessed: 27.03.23).

Tekhnopark Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Technopark of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. Available at: https://technopark.herzen.sp (accessed: 27.03.2023).

Trubitsina O. I., Markeeva D. S. Didakticheskii potentsial modelei smeshannogo obucheniia in-ostrannomu iazyku [Models of blended learning in teaching foreign languages: didactic potential]. Gertsenovskie chteniia. Inostrannye iazyki. Sbornik nauchnykh trudov [Herzen Readings. Foreign languages: Collection of scientific papers; ed. by T. I. Vorontsova, N. Iu. Zaitseva]. St Petersburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena, 2022, pp. 445-448.

Triapitsyna A. P. Innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii kak neobkhodimoe uslovie reali-zatsii prioritetnogo natsional'nogo proekta «Obrazovanie» [Innovations in pedagogical education as a necessary condition for the implementation of the priority national project «Education»]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta. Sankt-Peterburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena [Bulletin of Herzen University. St Petersburg. The Herzen State Pedagogical University of Russia], 2007, no. 1(39), pp. 28-30.

Elektronnye uchebnye kursy Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Electronic training courses of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. Available at: https: //moodle.herzen/spb/ru/course/view.php id?id 17110 (accessed 03.03.2023).

Сведения об авторах

Татьяна Дмитриевна Ладыжникова - кандидат химических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-8721-5412, tatlad48@yandex.ru, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (д. 48, наб. р. Мойки, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия); Tatiana D. Ladyzhnikova - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-8721-5412, tatlad48@yandex.ru, The Herzen State Pedagogical University of Russia (48, nab. Moiki, 191186 St. Petersburg, Russia).

Валентина Ивановна Ладыжникова - старший преподаватель; https://orcid.org/0000-00027752-0886, ladyzhnikova@yandex.ru, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (д. 48, наб. р. Мойки, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия); Valentina 1 Ladyzhnikova - Senior Lecturer; https://orcid.org/0000-00027752-0886, ladyzhniko-va@yandex.ru, The Herzen State Pedagogical University of Russia (48, nab. Moiki, 191186 St. Petersburg, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Claimed contribution of authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there are no conflicts of interest.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 1994-0637 199 (print)

иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования

Статья поступила в редакцию 03.04.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 03.04.2023; Approved after reviewing 10.05.2023; Accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.