Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕСУРСА TED'

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕСУРСА TED Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС TED / TED TALKS / СПОСОБНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Ирина Александровна, Нугманова Лия Руслановна

Одной из важных задач иноязычного образования является развитие способности обучающихся иностранному языку по программам неязыковых направлений подготовки в вузе к адекватному восприятию и пониманию иноязычной коммуникации. По мнению авторов, данная задача может достаточно успешно решаться путем работы с материалами медиаресурса Ted при иноязычной подготовке в вузе. Профессионально ориентированная тематика видеовыступлений, методически грамотно выстроенная система упражнений и творческих заданий рассматриваются в качестве мотивирующих факторов развития исследуемой способности. В статье представлен опыт использования материалов открытого образовательного ресурса Ted при обучении английскому языку в неязыковом вузе, обозначены преимущества его применения, раскрыты этапы работы с видеолекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобыкина Ирина Александровна, Нугманова Лия Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TED TALKS FOR DEVELOPMENT OF THE LISTENING SKILLS OF NON-LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHUINGA FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

One of the important aims of foreign language education is to develop the listening skills of students of non-linguistic programs at the university when teaching a foreign language communication. According to the authors, this task can be solved quite successfully by working with the materials of the Ted media resource in the process of teaching a foreign language. Professionally oriented topics of video, methodically competently built system of exercises and creative tasks are considered as motivating factors for the development of this ability. The article presents the experience of using the materials of the open educational resource Ted in teaching English in a non-linguistic university, identifies the advantages of its use, reveals the stages of working with video lectures.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕСУРСА TED»

Челябинский гуманитарий. 2022. № 4 (61). С. 18-23. ISSN 1999-5407 (print).

Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 4 (61), 18-23. ISSN 1999-5407 (print).

Научная статья УДК 37

DOI 10.47475/1999-5407-2022-10402

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕСУРСА TED

Ирина Александровна Бобыкина1, Лия Руслановна Нугманова2

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 bobykina-ia@mail.ru

2 nugmanova_98@inbox.ru

Аннотация. Одной из важных задач иноязычного образования является развитие способности обучающихся иностранному языку по программам неязыковых направлений подготовки в вузе к адекватному восприятию и пониманию иноязычной коммуникации. По мнению авторов, данная задача может достаточно успешно решаться путем работы с материалами медиаресурса Ted при иноязычной подготовке в вузе. Профессионально ориентированная тематика видеовыступлений, методически грамотно выстроенная система упражнений и творческих заданий рассматриваются в качестве мотивирующих факторов развития исследуемой способности. В статье представлен опыт использования материалов открытого образовательного ресурса Ted при обучении английскому языку в неязыковом вузе, обозначены преимущества его применения, раскрыты этапы работы с видеолекциями.

Ключевые слова: открытый образовательный ресурс Ted, Ted Talks, способность, иноязычная коммуникация, иностранный язык, вуз.

Для цитирования: Бобыкина И. А., Нугманова Л. Р. Развитие способности обучающихся неязыкового вуза к пониманию иноязычной коммуникации посредством ресурса Ted // Челябинский гуманитарий. 2022. № 4 (61). С. 18-23. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10402.

Original article

APPLICATION OF TED TALKS FOR DEVELOPMENT OF THE LISTENING SKILLS OF NON-LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHUING A FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Irina A. Bobykina1, Liya R. Nugmanova2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia,

1 bobykina-ia@mail.ru

2 nugmanova_98@inbox.ru

Abstract. One of the important aims of foreign language education is to develop the listening skills of students of non-linguistic programs at the university when teaching a foreign language communication. According to the authors, this task can be solved quite successfully by working with the materials of the Ted media resource in the process of teaching a foreign language. Professionally oriented topics of video, methodically competently built system of exercises and creative tasks are considered as motivating factors for the development of this ability. The article presents the experience of using the materials of the open educational resource Ted in teaching English in a non-linguistic university, identifies the advantages of its use, reveals the stages of working with video lectures.

Key words: open educational resource Ted, Ted Talks, listening skills, foreign language, high school.

For citation: Bobykina I. A., Nugmanova L. R. (2022). Application of Ted Talks for development of the listening skills of non-language university students when teachuing a foreign language communication. Chelyabinskij Gumanitarij, 4 (61), 18-23, doi: 10.47475/1999-5407-2022-10402.

Вследствие перехода отечественной системы высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее - ФГОС ВО 3++) сформировалась необходимость © Бобыкина И. А., Нугманова Л. Р., 2022

проектирования и выполнения требований основных образовательных программ с позиций компетентностного подхода. В этой связи произошли изменения рабочих программ дисциплин в части целей, содержания, методов, средств обучения, оценочных средств с ориентацией на развитие компетенций.

В настоящее время существует достаточно много педагогических исследований, посвященных разным аспектам внедрения компетентностного подхода в систему отечественного высшего профессионального образования [1; 3; 5; 6; 8; 9; 12]. В современном контексте основная цель иноязычной подготовки в неязыковом вузе на уровне бакалавриата, зафиксированная во ФГОС ВО 3++, направлена на овладение выпускником вуза способностью осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном(ых) языке(ах) (далее - ИЯ) (универсальная компетенция - УК-4) [11]. Как свидетельствуют результаты анализа нормативной документации, структура универсальной компетенции (УК-4) обучающегося включает в себя следующие компоненты:

- представления о правилах и принципах деловой устной и письменной коммуникации на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

- умения осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах, использовать методы и навыки делового общения;

- навыки делового общения на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [2].

Согласно целям российской образовательной политики и заданным результатам иноязычной подготовки в процессе обучения ИЯ студенты должны быть подготовлены к осуществлению тех видов профессиональной деятельности с помощью изучаемого иностранного языка, которые предусмотрены во ФГОС ВО 3++ и учебных планах основных образовательных программ. Проблема данного исследования связана с вопросами проектирования процесса развития способности к адекватному восприятию и пониманию иноязычной коммуникации в процессе обучения деловому иностранному языку. Соответственно, возникает ряд вопросов, связанных с определением содержания обучения, отбора учебных материалов, методов, средств обучения и оценивания с позиций компетентностного подхода. Наиболее перспективным направлением совершенствования педагогической системы представляется применение образовательных интернет-ресурсов, в частности, открытого образовательного ресурса Ted, который создает возможность погружения в иноязычную среду, позволяет освоить особенности разных культур, наблюдать модели языкового и невербального поведения носителей языка и представителей иных культур.

Основная цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической апробации дидактических возможностей Ted Talks в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе.

Решение проблемы осуществлялось на основе нормативных документов по вопросам иноязычного образования в высшей школе и опыта обучения иностранным языкам в неязыковом вузе с использованием методов анализа и синтеза результатов научных работ отечественных и зарубежных исследователей избранной проблематики, анализа учебной и учебно-методической документации. Основными эмпирическими методами избраны: педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта.

Как свидетельствует анализ нормативной и научной литературы, изменения и требования внедрения компетентностного подхода к процессу иноязычной подготовки смещают фокус внимания с информирования на формирование умений обучающихся решать задачи в ситуациях профессионального и социального взаимодействия [6]. Однако результаты тестирования, анкетирования, анализа образовательной практики показывают наличие у студентов ряда трудностей, связанных в том числе с низким уровнем развития аудитивных умений вследствие отсутствия иноязычной среды (78 % респондентов), владения правилами использования лексических и грамматических единиц (43 %), навыками использования изучаемого языка в коммуникативных ситуациях (62 %). В современной лингводидактике и методике обучения иностранным языкам наиболее действенным способом обеспечения гибкого перехода от знаний к умениям и развитию личностностных качеств считается применение активных и интерактивных методов (Е. Н. Соловова, Л. А. Горькова, М. А. Югова и др.). Именно такие методы (деловые и ролевые игры, метод проектов, дискуссии, кейс-метод и т. д.) стимулируют речемыслительную активность (обмен мыслями, обобщение данных, уточнение информации и т. д.) и определяют способ речевого взаимодействия при решении различного рода коммуникативных задач. Таким образом в рамках компетентностного подхода интегративно реализуются предметный и деятельностный компоненты содержания обучения деловому иностранному языку в вузе. Если предметный компонент содержания дисциплины «Иностранный язык» включает ситуации деловой коммуникации, темы профессионального общения [15], то деятельностный компонент направлен на развитие способов мышления, взаимодействия и саморазвития, которые формируются в ходе решения коммуникативных задач.

Следует отметить, что происходит переосмысление не только целей и содержания обучения, но логики подачи содержания наряду с методами и средствами обучения. Так, например, с помощью TED Talks

появляется возможность подачи учебного материала в виде аутентичных видеотекстов, позволяющих погрузить обучающихся в аутентичную иноязычную среду и мотивировать к решению коммуникативных задач (обмен информацией, уточнение фактов, опрос мнений и т.д.) и различным способам взаимодействия. Успешность решения той или иной коммуникативной задачи неразрывно связана с уровнем развития способности к восприятию и пониманию иноязычной речи.

К преимуществам образовательного контента TED Talks также можно отнести следующее:

- аутентичность видеолекций. Лекции на разных диалектах позволяют обучающимся адаптироваться к общению в реальной коммуникативной ситуации [7];

- наличие субтитров и транскрипта;

- интерактивность работы с материалами;

- актуальность тем лекций. Современный контент из разных областей знания транслирует ценные и уникальные идеи [16];

- возможность организовать процесс обучения иностранному языку более увлекательно за счет выбора актуальной и интересной обучающимся тематики лекции или лектора;

- представляет собой образец создания собственного проекта TED для продвинутых пользователей изучаемого языка.

Применение материалов TED Talks на занятиях по иностранному языку требует тщательной предварительной работы. Рассмотрим на примере учебной дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, каким образом медиаресурс TED может использоваться при обучении английскому языку как языку деловой коммуникации. В качестве примера рассмотрим работу с тематическим разделом Leadership из учебника Intelligent Business (Tonya Trappe and Graham Tullis) [17] и лекцией TED «How great leaders inspire action?» (https://www.ted.com/talks/simon_sinek_how_great_leaders_inspire_action?), предназначенными для обучающихся с уровнем владения английским языком Intermediate и выше.

Традиционно работа над видеоматериалами осуществляется в три этапа. Рассмотрим реализацию каждого из них. На первом преддемонстрационном этапе основной педагогической задачей является активизация имеющихся знаний и опыта по теме, а также стимулирование интереса обучающихся к просмотру видеолекции. В этих целях студентам предлагается несколько вопросов для обсуждения и упражнений на повторение и введение нового лексического материала. Следует отметить, что помимо снятия языковых (лексических, грамматических, фонетических) трудностей при восприятии видеоматериала данный этап предполагает ознакомление обучающихся с профессиональной проблематикой и возможными примерами решения обсуждаемых проблем, что основывается на интеграции знаний обучающихся по специальным дисциплинам. Вместе с тем это обеспечивает доступность профессионально ориентированных выступлений для студентов неязыковых направлений подготовки. На данном этапе коммуникативные ситуации в профессиональной сфере создаются с помощью как языковых заданий (поиск значений слов и выражений, сравнение и противопоставление различных явлений, др.), так и речевых (прогнозирование проблемы, разрешения ситуаций с опорой на краткую справку о спикере и вопросы об его идеях, обоснование своей позиции, понимание позиции отличной от своей точки зрения) [13].

Следующий демонстрационный этап предусматривает совместное прослушивание TED Talk и выполнение комплекса упражнений на развитие умений аудирования, в том числе применение разных стратегий извлечения информации в представленной коммуникативной ситуации. На этом этапе решение задач может быть связано с восполнением пробелов информации, поиском информации, уточнением или конкретизацией фактов и т.п. Определение продолжительности (17:48 минут или по частям) и количества предъявлений видеотекста осуществляется с учетом данных исследований (Н. И. Алмазова, Л. В. Яроцкая и др.) о том, что объем слуховой памяти при восприятии информации на иностранном языке в два раза меньше по сравнению с родным, и именно от способности удерживать воспринятые отрезки речи в памяти зависит процесс понимания высказывания.

Третий последемонстрационный этап направлен на развитие умений письменной и устной речи, аналитического и критического мышления, способности к иноязычной коммуникации. Применение на данном этапе интерактивных методов (дискуссии, написания комментариев, составления интеллект-карт, кейс-стади и т. д.) позволяет создавать ситуации решения различных коммуникативных задач профессиональной деятельности (обмен мнениями и чувствами, аргументированное рассуждение, выражение (не)согласия с представленными суждениями, выражение собственного отношения к информации, интерпретация и оценка, формулирование обоснованных выводов и т. д.) и обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе.

Следует отметить, что в связи с реализацией компетентностного подхода к обучению ИЯ в вузе представляется важным формулирование инструкций к заданиям и упражнениям коммуникативного характера с ориентацией на квазипрофессиональные ситуации коммуникации, взаимодействия и (само) развития обучающихся.

В целом данная методика применима для работы с другими видеоматериалами TED Talks независимо от их тематики.

Примеры TED Talks по рассматриваемой теме:

1) https://www.ted.com/talks/simon_sinek_why_good_leaders_make_you_feel_safe?

2) https://www.ted.com/talks/roselinde_torres_what_it_takes_to_be_a_great_leader?

3) https://www.ted.com/talks/jennifer_aaker_and_naomi_bagdonas_why_great_leaders_take_humor_ seriously

4) https://www.ted.com/talks/lorna_davis_a_guide_to_collaborative_leadership

5) https://www.ted.com/talks/roselinde_torres_what_it_takes_to_be_a_great_leader

Для оценки способности к адекватному восприятию и пониманию иноязычной коммуникации предлагается использовать не только широко распространенный метод тестирования, но и решение квазипрофессиональной задачи в процессе деловой/ролевой игры, решения кейса (проблемной ситуации), демонстрации мини-проекта, т.д., что позволит создать профессионально ориентированный контекст взаимодействия и коммуникативное смысловое содержание коммуникации. Таким образом, в рамках компетентностного подхода мы видим новое понимание сути оценивания. Так, функция оценивания заключается не в контроле знаний, умений и навыков по дисциплине «Иностранный язык», а в определении уровня развития способностей, в том числе к восприятию и пониманию иноязычной коммуникации. Причем стоит предусматривать оценку не только продуктов учебной деятельности обучающихся (проект, презентация, резюме, др.), но и их деятельности (ее результативность, самостоятельность, взаимодействие, др.), как и применение разных форм оценивания (экспертной оценки, взаимооценки и самооценки). В качестве оценочных средств могут использоваться также контрольные листы, опросники, листы рефлексии, взаимо- и самооценки. Данные инструменты оценивания возможно создать с помощью следующих ресурсов: Google-форма, Kahoot, LearningApps, Moodle, Online Test Pad, Surveymonkey, др.

Результаты контрольного и итогового срезов показывают повышение качества восприятия и понимания иноязычной коммуникации обучающимися экспериментальной группы (см. рис. 1).

5 - ____^^^

3 -2--

1--

0 -Входное Итоговое тестирование тестирование

Рис. 1. Сравнительные данные входного и итогового среза в ЭГ

Таким образом, результаты данного исследования показали, что, во-первых, использование в качестве средств обучения материалов открытого образовательного ресурса TED позволяет моделировать в учебном процессе квазипрофессиональные ситуации и варианты применения изучаемого языка в естественных ситуациях, что способствует развитию у обучающихся способности к адекватному восприятию и пониманию иноязычной коммуникации. Во-вторых, обучение иностранному языку, основанное на решении задач, заставляет под другим углом зрения рассматривать применение интерактивных методов в образовательном процессе. В-третьих, способность к пониманию иноязычной коммуникации является важным компонентом в механизмах развития универсальной компетенции (УК-4), что говорит о необходимости ее дальнейшего исследования.

Список источников

1. Авдеева С. М., Гасс П. В., Карданова Е. Ю., Корешникова Ю. Н., Куликова А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : НИУ ВШЭ. 2021. 52 с.

2. Аннотация рабочей программы дисциплины Иностранный язык по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика. URL: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/sveden/ annot/bak/2020/Annot_RPD_01.03.02_IUT_o_2021.pdf.

3. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

4. Горькова Л. А. Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Академический вестник. 2007. № 1. С. 147-149.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦПКПС, 2004. 38 с.

6. Казакова Е. И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

7. Кошелева И. Н. Видеоматериалы TED TALKS как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе. // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2017. № 5. С. 13-18. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obuchenieinoyazychnoy-monologicheskoy-rechi-na-osnove-technology-entertainment-design-tedtalks-v-vuze.

8. Куламихина И. В., Красова А. И. Реализация компетентностного подхода к разработке оценочных средств и процедур для аттестации специалистов по иностранному языку в военных вузах МО РФ // Наука и военная безопасность. 2016. № 1 (4). С. 166-172.

9. Медведева Т. Ю., Кривоногова А. С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). URL: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/285/286.

10. Соловова Е. Н. Интерактивность в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 364-370.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Прикладная математика и информатика по направлению подготовки 01.03.02. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94.

12. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.

13. Югова М. А. Концепция интерактивности в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей // Правоохранительные органы: теория и практика. 2017. № 2. С. 125-127.

14. Kulamikhina I., Kamysheva E., Samylova O., Balobanova A., Rakhmetova E. Development of professional communication skills in students in the ESP class: integration of communicative and critical thinking approaches // International Scientific Conference on Philosophy of Education, Law and Science in the Era of Globalization (PELSEG 2020). URL: https://www.researchgate.net/publication/343535574_Development_of_ Professional_Communication_Skills_in_Students_in_the_ESP_Class_Integration_of_Communicative_and_ Critical_Thinking_Approaches.

15. Kalugina O. A. Development of students' professional communicative competence in an economic higher school. XLinguae, 2016. vol. 9. no 4. P. 37-45. URL: http://www.xlinguae.eu/files/XLinguae4_2016_5.pdf.

16. Mallinder M. Teaching English using TED talks. EFL Magazine. URL: https://www.eflmagazine.com/ teaching-english-using-ted-talks/

17. Tonya Trappe, Graham Tullis. Intelligent Business. URL: https://vk.com/doc-65380114_294854487?has h=a3360eabe042419a90&dl=bbae3e5ebe3922d5c2

References

1. Avdeeva S. M., Gass P. V., Kardanova E. Yu., Koreshnikova Yu. N., Kulikova A. A., Orel E. A., Pashhenko T. V., & Sorokin P. S. (2021). Ocenka universal'ny'x kompetentnostej kak rezul'tatov vy'sshego obrazovaniya. [Evaluation of universal competencies as the results of higher education]. Analiticheskij doklad kXXII Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya e'konomiki i obshhestva [Analytical report for the XXII April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development], Moscow, April 13-30, 2021; National Research University «Higher School of Economics», Institute of Education. Moscow: HSE. 52 p. (In Russ.).

2. Annotaciya rabochej programmy' discipliny' Inostranny'j yazy'k po napravleniyu podgotovki 01.03.02 Prikladnaya matematika i informatika [Abstract of the working program of the discipline Foreign language in the direction of training 01.03.02 Applied mathematics and computer science]. URL: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/sveden/annot/bak/2020/Annot_ RPD_01.03.02_IUT_o_2021.pdf. (In Russ.).

3. Belkina V. V. & Makeeva T. V. (2018). Koncept universal'ny'x kompetencij vy'sshego obrazovaniya [The concept of universal competencies of higher education]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 5, 117-126. (In Russ.).

4. Gor'kova L. A. (2007). Interaktivnost' kak odin iz novy'x podxodov v obuchenii professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazy'ku [Interactivity as one of the new approaches in teaching professionally oriented English]. Akademicheskij vestnik [Academic Bulletin], 1, 147-149. (In Russ.).

5. Zimnyaya I. A. (2004). Klyuchevy'e kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podxoda v obrazovanii [Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education]. Moscow: ICPKPS, 2004. 38 p. (In Russ.).

6. Kazakova E. I. & Tarxanova I. Yu. (2018). Ocenka universal'ny'x kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'ny'x program [Assessment of universal competencies of students in the development of educational programs]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 5, 127-135. (In Russ.).

7. Kosheleva I. N. (2017). Videomaterialy' TED TALKS kak obrazovatel'ny'j instrument v obuchenii anglijskomu yazy'ku v vuze [TED TALKS videos as an educational tool in teaching English at a university]. Izv. Volgograd. gos. ped un-ta [Izv. Volgograd.

gos. ped. un-ta], 5, 13-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenieinoyazychnoy-monologicheskoy-rechi-na-osnove-technology-entertainment-design-tedtalks-v-vuze. (In Russ.).

8. Kulamixina I. V. & Krasova A. I. (2016). Realizaciya kompetentnostnogo podxoda k razrabotke ocenochny'x sredstv i procedur dlya attestacii specialistov po inostrannomu yazy'ku v voenny'x vuzax MO RF [Implementation of a competence-based approach to the development of evaluation tools and procedures for the certification of foreign language specialists in military universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. Nauka i voennaya bezopasnost' [Science and military security], 1(4), 166-172. (In Russ.).

9. Medvedeva T. Yu. & Krivonogova A. S. (2016). Trebovaniya k ocenivaniyu rezul'tatov podgotovki obuchayushhixsya vuza v usloviyax kompetentnostnogo podxoda v praktiko-orientirovannoj realizacii obrazovatel'ny'x programm [Requirements for evaluating the results of university students' training in the context of a competence-based approach in the practice-oriented implementation of educational programs]. VestnikMininskogo universiteta [Bulletin of the Mininsky University], 4 (17). URL: https:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/285/286. (In Russ.).

10. Solovova E. N. (2013). Interaktivnost' v yazy'kovom obrazovanii [Interactivity in language education]. Novy'e texnologii v obrazovatel'nom prostranstve rodnogo i inostrannogo yazy'ka [New technologies in the educational space of native and foreign languages], 1, 364-370. (In Russ.).

11. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego obrazovaniya: Prikladnaya matematika i informatika po napravleniyu podgotovki 01.03.02 [Federal State educational standard of higher education: Applied mathematics and computer science in the field of training 01.03.02]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94. (In Russ.).

12. Xutorskoj A. V. (2017). Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podxoda k proektirovaniyu obrazovaniya [Methodological grounds for the application of a competence-based approach to the design of education]. Vy'sshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 12 (218), 85-91. (In Russ.).

13. Yugova M. A. (2017). Koncepciya interaktivnosti v obuchenii inostranny'm yazy'kam studentov neyazy'kovy'x special'nostej [he concept of interactivity in teaching foreign languages to students of non-linguistic specialties]. Pravooxranitel'ny'e organy': teoriya ipraktika [Law enforcement agencies: theory and practice], 2, 125-127. (In Russ.).

14. Kulamikhina I., Kamysheva E., Samylova O., Balobanova A. & Rakhmetova E. (2020). Development of professional communication skills in students in the ESP class: integration of communicative and critical thinking approaches. International Scientific Conference on Philosophy of Education, Law and Science in the Era of Globalization (PELSEG 2020). URL: https://www. researchgate.net/publication/343535574_Development_of_Professional_Communication_Skills_in_Students_in_the_ESP_Class_ Integration_of_Communicative_and_Critical_Thinking_Approaches.

15. Kalugina O. A. (2016). Development of students' professional communicative competence in an economic higher school. XLinguae, 4, vol. 9, 37-45. URL: http://www.xlinguae.eu/files/XLinguae4_2016_5.pdf.

16. Mallinder M. Teaching English using TED talks. EFL Magazine. URL: https://www.eflmagazine.com/teaching-english-using-ted-talks/

17. Trappe T. & Tullis G. (2005). Intelligent Business. Pearson Education Limited. 176 p.

Информация об авторах

И. А. Бобыкина - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой делового иностранного языка.

Л. Р. Нугманова - магистрант основной образовательной программы Иностранные языки по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina A. Bobykina - Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Business Foreign Language.

Liya R. Nugmanova - Undergraduate of the main educational program Foreign languages in the direction of preparation 44.04.01 Pedagogical education.

Статья поступила в редакцию 24.06.2022; одобрена после рецензирования 15.07.2022;

принята к публикации 15.07.2022.

The article was submitted 24.06.2022; approved after reviewing 15.07.2022; accepted for publication 15.07.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.