Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА-КОНТЕНТА TED TALKS С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА-КОНТЕНТА TED TALKS С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ / МЕДИАКОНТЕНТ / СЕРВИС TED TALKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феопентова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе с целью развития «гибких навыков» (soft skills), проводится терминологический анализ понятия «гибкие навыки», даются его классификационные характеристики, а также определяется лингвометодический потенциал медиа-контента TED Talks. Автором уделяется особое внимание разработке и описанию коммуникативно-ориентированной методики работы с материалами сервиса TED Talks с целью развития «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феопентова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TED TALKS MEDIA CONTENT FOR DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AT FOREIGN LANGUAGES CLASSES IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article deals with the organization of the process of teaching foreign languages in a non-linguistic university in order to develop soft skills; a terminological analysis of the concept of "soft skills" is carried out, its classification characteristics are given, and the linguistic and methodological potential of TED Talks media content is determined. The author pays special attention to the development and description of a communication-oriented methodology for working with materials from the TED Talks service in order to develop soft skills in foreign language classes at a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА-КОНТЕНТА TED TALKS С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

обучением и элементы информационных технологий присутствуют в современном виде.

Таким образом, нужно отметить, что для реализации программы обучения педагог должен уметь овладеть аудиторией, применять современные информационные технологии, тогда как студент-медик должен обладать самостоятельнопользоваться информацией,

которые послужат формированию высоких профессиональных знаний и навыков. Представленную технологию

"Ыendedlearmng"можно эффективно использовать для преподавания как доклинических, так и клинических дисциплин в медицинских вузах. Технология «перевернутого класса» помогает интегрироватьинновационные методы не утратив преимущества традиционного медицинского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственные образовательные стандарты непрерывного образования Узбекистана. Ташкент. 2016 г.

2. Кулакова, Е.Н. Онлайн-курс в высшем медицинском образовании: электронное обучение или внеаудиторная самостоятельная работа / Е.Н. Кулакова, Т.Л. Настаушева, Г.Г. Волосовец // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2014. - №3. - С. 87-89.

3. Мусаева ДМ., Шарипова О.З. Эффективная интеграция инновационных и Третьей международной учебной онлайн конференции "Современное состояние медицинского образования: проблемы и перспективы" Бухара. 12-мая 2020. С.64-67.

4. Н.В.Тихонова. Технология «Перевернутый класс в ВУЗе:потенциал и проблемы внедрения // казанский педагогический журнал. 2018. - № 2. -С. 74-78.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА-КОНТЕНТА TED TALKS С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Феопентова Светлана Владимировна

Старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Российский государственный аграрный университет-МСХА им. К.А. Тимирязева

г. Москва

USE OF TED TALKS MEDIA CONTENT FOR DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AT FOREIGN LANGUAGES CLASSES IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Feopentova Svetlana

Senior Lecturer

Department of Foreign and Russian Languages Russian State Agrarian University-Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev,

Moscow

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.4.74.537

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе с целью развития «гибких навыков» (soft skills), проводится терминологический анализ понятия «гибкие навыки», даются его классификационные характеристики, а также определяется лингвометодический потенциал медиа-контента TED Talks. Автором уделяется особое внимание разработке и описанию коммуникативно-ориентированной методики работы с материалами сервиса TED Talks с целью развития «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.

ABSTRACT

The article deals with the organization of the process of teaching foreign languages in a non-linguistic university in order to develop soft skills; a terminological analysis of the concept of "soft skills" is carried out, its classification characteristics are given, and the linguistic and methodological potential of TED Talks media content is determined. The author pays special attention to the development and description of a communication-oriented methodology for working with materials from the TED Talks service in order to develop soft skills in foreign language classes at a non-linguistic university.

Ключевые слова: обучение иностранному языку в неязыковом вузе; гибкие навыки; развитие гибких навыков; медиа-контент; сервис TED Talks.

Key words: teaching a foreign language at a non-linguistic university; soft skills; soft skills development; media content; TED Talks service.

Приоритетным направлением современного этапа развития теории и методики преподавания иностранных языков в вузе является обучение студентов функциональному владению языком,

которое предполагает формирование

коммуникативной компетентности во всех ее составляющих, а также развитие креативного мышления и универсальных навыков ("soft skills"),

рассматриваемых как ценностно -интегративные компоненты вторичной языковой личности.

Фундаментом современной иноязычной образовательной парадигмы является

коммуникативно -деятельностная методология, которая предполагает фокусирование внимания на рассмотрении процесса обучения иностранным языкам в вузе с точки зрения его направленности на формирование у студентов компетенций во всех видах профессиональной иноязычной речевой деятельности -говорении, аудировании, чтении, письме, а также умений проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Специфика современной системы обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе детерминирована необходимостью целесообразной интеграции двух сегментов подготовки: языковой и профессиональной. Данная система

многокомпонентна и включает целевой, содержательный и процессуальный аспекты, которые взаимосвязаны между собой, образуют единство и реализуются в соответствии с ФГОС ВО с целью подготовить студентов к общению на иностранном языке в ситуациях профессиональной направленности.

Следует отметить, что проблематика развития «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе актуализируется в настоящее время в связи с повышающимися требованиями к готовности выпускников вузов осуществлять

профессиональную деятельность на высоком уровне, в том числе с использованием иностранного языка [5, с. 222]. Исследовательские позиции отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу в основном унифицированы и позволяют выделить несколько

лингводидактических императивов:

1) результатом подготовки студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является целостный феномен иноязычной коммуникативной компетентности как важного компонента их профессиональной компетентности, что предполагает профессионально ориентированную специфику подготовки студентов по иностранному языку в неязыковом вузе;

2) важнейшим компонентом иноязычной коммуникативной компетентности является компонент «мягких компетенций» ("soft skills", «гибкие навыки»), включающих такие качества личности будущего специалиста, как ответственность, креативность, критическое мышление, коммуникабельность и способность излагать свои мысли, принятие решений и т.д. ;

3) рассмотрение системы подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе с позиции повышения конкурентоспособности выпускника, обладающего широким спектром "soft skills", обеспечивающих эффективность его будущей профессиональной деятельности;

4) диверсификация образовательных программ подготовки студентов по иностранному языку в неязыковом вузе и учет потребностей

разных групп студентов - бакалавров, магистров, аспирантов и др. и специфики изменений использовании иностранного языка в профессиональной деятельности, связанных с необходимостью наличия сформированных "гибких навыков".

Названные приоритетные направления и императивы детерминированы требованиями новых Федеральных государственных

образовательных стандартов, в основе которых лежат деятельностный и компетентностный подходы [9, с. 204-207], образующие теоретико-методологическую платформу обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Анализ содержания актуального ФГОС ВО показывает, что «гибкие навыки» имплицитно входят в состав общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза.

Понятие «гибкие навыки» ("soft skills") трактуется в словарях Cambridge Dictionary и Collins Dictionary как совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [7; 8]. Эти навыки XXI в. также получили название 4 C: Creative thinking (креативность), Collaborating (сотрудничество), Communicating (общение), Critical thinking (критическое мышление) [6].

Классификационными характеристиками «гибких навыков» являются следующие: это базовые навыки коммуникации (навыки аргументации, обсуждения, дискутирования, ведения документации и др.); это навыки self-management (навыки контроля и управления эмоциями, планирования времени, работы в стрессовых ситуациях и др.); это когнитивные навыки (навыки креативно мыслить, искать и анализировать информацию, принимать решения, проектировать и др.); это навыки форсайт-управления (навыки постановки перспективных задач, управления проектами, мотивирования и др.).

Развитие «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе с методико-технологической точки зрения предполагает гибкую импликацию деятельностных и интерактивных заданий в структуру проекта учебного занятия по иностранному языку (необходимо включать студентов в иноязычную речевую деятельность в формате интеракции с использованием разных форм взаимодействия на занятии - парных, групповых, дискуссионных и др.); создание на занятии мотивирующей учебной языковой парасреды (преподаватель должен моделировать учебно-речевые ситуации профессиональной направленности, содержание которых было бы интересно студентам и мотивировало бы их на общение на иностранном языке); содержательная насыщенность

(содержание изучаемых тем должно охватывать все аспекты проблемы, учебный материал должен предоставлять студентам возможность выбора его

отдельных блоков для изучения); проблематизация иноязычного общения.

Учитывая специфику развития «гибких навыков» у студентов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, отметим, что учебное занятие может проектироваться по традиционному линейному типу или быть организовано в соответствии с моделью «бумеранга». В такой модели учебный процесс уподобляется хотя и очень условно естественному общению в детстве или обучению с погружением в языковую среду. В модели такого учебного занятия сразу после вводного этапа идет этап применения, который проектируется не в классическом формате речевой практики, а в виде упреждающего использования. Как правило, это условно-коммуникативное задание, которое выполняется на основе заданных фраз-клише или образцов. Такой формат занятия способствует повышению мотивации и заинтересованности студентов в изучении профессиональной лексики.

Широкие возможности для реализации указанных выше методических посылов предоставляет использование современного медиа-контента. Медиа-контент представляет собой контент, содержащий звуковую и визуальную информацию (аудио- и видеозаписи), размещенный на сайтах и иных медиаресурсах.

Большим лингвометодическим потенциалом для развития «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе обладает использование медиа-контента TED Talks. На данном сервисе, который представляет собой виртуальное пространство, представлены короткие аутентичные видеофрагменты, а также лекции, которые используются в учебных целях [2, с. 49]. TED Talks позволяет преподавателям выбрать тематически ориентированные аудио- и видеоматериалы, при необходимости адаптировать их для обучающихся конкретной группы, создать собственные виртуальные классы и отслеживать достижения обучающихся [1, с. 1151-1157].

В ходе исследования была разработана коммуникативно-ориентированная методика

работы с материалами сервиса TED Talks с целью развития «гибких навыков» (soft skills) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Методика структурирована в блоки в соответствии с четырьмя классификационными

характеристиками «гибких навыков»:

• базовые навыки коммуникации;

• навыки self-management;

• когнитивные навыки;

• навыки форсайт-управления.

Блок 1. Базовые навыки коммуникации.

При работе с медиа-контентом TED Talks в рамках данного блока студентам предлагаются следующие коммуникативные задачи:

для видеоконтента:

просмотреть видео и рассказать о его главной идее; назвать главных героев фильма; выбрать картинки (слова, фразы), подходящие к содержанию текста и др. При первом предъявлении

видеоконтента рекомендуется постановка таких заданий, которые были бы направлены на извлечение основной либо необходимой информации из аудиовидеотекста. Примерами таких заданий могут служить: определить тип аудиовидеотекста и его главную тему / проблематику; во время прослушивания и просмотра в таблице заполнить основные смысловые моменты в тексте, названия чего-либо, последовательность событий текста и т.п. Далее студентам предлагается высказать свое мнение по содержанию видео [4, с. 42-46], обсудить его в формате микрогрупповой дискуссии.

для аудиоконтента:

послушать аудиотекст и заполнить карту текста; обсудить содержание текста в формате интервью и др.

для учебной лекции:

послушать лекцию и создать денотатную карту; составить карту памяти и обсудить с одногруппниками основные положения лекции и др.

Блок 2. Навыки self-management

Для развития «гибких навыков» этой группы (навыки контроля и управления эмоциями, планирования времени, работы в стрессовых ситуациях и др.) студентам предлагаются задания в виде имитационных или деловых игр, в которых необходимо принять на себя какую-то роль, отличающуюся от реальной роли студента. При выполнении таких заданий совершенствуются навыки самоорганизации, расширяется

эмоциональный репертуар, повышается мотивация к общению на иностранном языке.

Блок 3. Когнитивные навыки.

Использование медиа-контента TED Talks в рамках данного блока предполагает нацеленность на развитие навыков креативного мышления, поиска и анализа информации, принятия решений, проектирования [3, с. 13-18]. Преподавателю важно выбрать видеосеквенцию или аудиотекст, которые бы имели высокий потенциал для разработки заданий на развитие креативного мышления студентов, анализа информации контента и создания проекта (например, видео "How Christmas lights helped guerrillas put down their guns" (ссылка на ресурс:

https://www.ted.com/talks/jose_miguel_sokoloff_ how_christmas_lights_helped_guerrillas_put_down_t heir_guns).

Блок 4. Навыки форсайт-управления.

Развитие "гибких навыков" постановки перспективных задач, управления проектами, мотивирования можно осуществить с использованием медиа-контента TED Talks в формате форсайт-сессии, в ходе которой студенты на основе просмотренного или прослушанного видео- или аудиотекста разрабатывают перспективную "дорожную карту" проблемы, готовят презентацию результатов обсуждения и проектирования и выступают публично с данной презентацией.

Итак, образовательный процесс в современном неязыковом вузе становится инновационным и охватывает в том числе систему подготовки студентов по иностранному языку. Реализация данной системы предполагает развитие у студентов «гибких навыков» (soft skills), являющихся универсальными и рассматриваемых как необходимые навыки для всех специалистов XXI века: базовых навыков коммуникации, навыков self-management, когнитивных навыков и навыков форсайт-управления.

Для эффективной реализации процесса развития данных навыков на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе используется аутентичный медиа-контент, в частности сервис TED Talks, на котором собраны короткие аутентичные видеофрагменты и лекции. Работа с медиа-контентом наиболее эффективно осуществляется в рамках специально разработанной методики, включающей 4 блока, соотнесенных с основными классификационными характеристиками «гибких навыков».

Литература:

1. Волченкова, К.Н., Семенова, Я.В. Использование видеоматериалов сайта ted.com в обучении английскому языку студентов вузов неязыковых специальностей // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й науч. конф. (Челябинск, 15-17 апреля 2014 г.). Челябинск: Изд-во ЮУр. Ун-та, 2014. - С. 1151-1157.

2. Иванова, А.М., Малыгина, Е.В. Возможности использования современного медиа-контента Ted Talks в обучении английскому языку как второму иностранному / А.М. Иванова, Е.В.

Малыгина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 3. - С. 49-57.

3. Кошелева, И.Н. Видеоматериалы tedtalks как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе / И.Н. Кошелева // Известия ВГПУ. - 2017. - № 5 (118). - С. 13-18.

4. Саакян, А.Е. Материалы TED-конференций как эффективное средство обучения иноязычной монологической речи студентов педагогических вузов / А. Е. Саакян, С. В. Чернышов // Молодой ученый. - 2019. - № 47 (285). - С. 42-46. - URL: https://moluch.ru/archive/285/64348/ (дата обращения: 09.12.2021).

5. Яркова, Т. А., Черкасова, И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2, № 4. - С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.

6. Blass L., Williams, J. 21st Century Reading 4: Creative Thinking and Reading with TED Talks. -Boston: National Geographic Learning / Cengage Learning, 2015. - 192 p.

7. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/ english/soft-skills (дата обращения: 09.12.2021).

8. Collins Dictionary [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/ english/soft-skills (дата обращения: 09.12.2021).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА -АККОРДЕОНИСТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Шлыкова Ирина Вячеславовна

кандидат педагогических наук Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова г. Тамбов

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CONCERTMASTER SKILLS OF AN ACCORDION STUDENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Shlykova Irina Vyacheslavovna

candidate of Pedagogical Sciences Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov

Tambov

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.4.74.542 АННОТАЦИЯ

Статья посвящена определению на основе существующей специфики обучения студентов-аккордеонистов в системе среднего профессионального образования эффективных путей развития у них концертмейстерских навыков. В разработанных методических рекомендациях выявлены компоненты комплексного подхода к развитию концертмейстерских навыков, основанного на определении данного понятия, учёте технического уровня студентов, конструктивных особенностей инструмента и специфики исполнительской деятельности солистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.