Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА -АККОРДЕОНИСТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА -АККОРДЕОНИСТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС / СТУДЕНТЫ-АККОРДЕОНИСТЫ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЕ НАВЫКИ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова Ирина Вячеславовна

Статья посвящена определению на основе существующей специфики обучения студентов-аккордеонистов в системе среднего профессионального образования эффективных путей развития у них концертмейстерских навыков. В разработанных методических рекомендациях выявлены компоненты комплексного подхода к развитию концертмейстерских навыков, основанного на определении данного понятия, учёте технического уровня студентов, конструктивных особенностей инструмента и специфики исполнительской деятельности солистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CONCERTMASTER SKILLS OF AN ACCORDION STUDENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to determining, based on the existing specifics of teaching accordion students in the system of secondary vocational education, effective ways to develop their concertmaster skills. The developed methodological recommendations identify the components of an integrated approach to the development of concertmaster skills based on the definition of this concept, taking into account the technical level of students, the design features of the instrument and the specifics of the soloists' performing activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА -АККОРДЕОНИСТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Итак, образовательный процесс в современном неязыковом вузе становится инновационным и охватывает в том числе систему подготовки студентов по иностранному языку. Реализация данной системы предполагает развитие у студентов «гибких навыков» (soft skills), являющихся универсальными и рассматриваемых как необходимые навыки для всех специалистов XXI века: базовых навыков коммуникации, навыков self-management, когнитивных навыков и навыков форсайт-управления.

Для эффективной реализации процесса развития данных навыков на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе используется аутентичный медиа-контент, в частности сервис TED Talks, на котором собраны короткие аутентичные видеофрагменты и лекции. Работа с медиа-контентом наиболее эффективно осуществляется в рамках специально разработанной методики, включающей 4 блока, соотнесенных с основными классификационными характеристиками «гибких навыков».

Литература:

1. Волченкова, К.Н., Семенова, Я.В. Использование видеоматериалов сайта ted.com в обучении английскому языку студентов вузов неязыковых специальностей // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й науч. конф. (Челябинск, 15-17 апреля 2014 г.). Челябинск: Изд-во ЮУр. Ун-та, 2014. - С. 1151-1157.

2. Иванова, А.М., Малыгина, Е.В. Возможности использования современного медиа-контента Ted Talks в обучении английскому языку как второму иностранному / А.М. Иванова, Е.В.

Малыгина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 3. - С. 49-57.

3. Кошелева, И.Н. Видеоматериалы tedtalks как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе / И.Н. Кошелева // Известия ВГПУ. - 2017. - № 5 (118). - С. 13-18.

4. Саакян, А.Е. Материалы TED-конференций как эффективное средство обучения иноязычной монологической речи студентов педагогических вузов / А. Е. Саакян, С. В. Чернышов // Молодой ученый. - 2019. - № 47 (285). - С. 42-46. - URL: https://moluch.ru/archive/285/64348/ (дата обращения: 09.12.2021).

5. Яркова, Т. А., Черкасова, И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2, № 4. - С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.

6. Blass L., Williams, J. 21st Century Reading 4: Creative Thinking and Reading with TED Talks. -Boston: National Geographic Learning / Cengage Learning, 2015. - 192 p.

7. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/ english/soft-skills (дата обращения: 09.12.2021).

8. Collins Dictionary [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/ english/soft-skills (дата обращения: 09.12.2021).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА -АККОРДЕОНИСТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Шлыкова Ирина Вячеславовна

кандидат педагогических наук Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова г. Тамбов

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CONCERTMASTER SKILLS OF AN ACCORDION STUDENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Shlykova Irina Vyacheslavovna

candidate of Pedagogical Sciences Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov

Tambov

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.4.74.542 АННОТАЦИЯ

Статья посвящена определению на основе существующей специфики обучения студентов-аккордеонистов в системе среднего профессионального образования эффективных путей развития у них концертмейстерских навыков. В разработанных методических рекомендациях выявлены компоненты комплексного подхода к развитию концертмейстерских навыков, основанного на определении данного понятия, учёте технического уровня студентов, конструктивных особенностей инструмента и специфики исполнительской деятельности солистов.

ABSTRACT

The article is devoted to determining, based on the existing specifics of teaching accordion students in the system of secondary vocational education, effective ways to develop their concertmaster skills. The developed methodological recommendations identify the components of an integrated approach to the development of concertmaster skills based on the definition of this concept, taking into account the technical level of students, the design features of the instrument and the specifics of the soloists' performing activities.

Ключевые слова: концертмейстерский класс; студенты-аккордеонисты; концертмейстерские навыки; система среднего профессионального образования.

Keywords: concertmaster class; accordion students; concertmaster skills; secondary vocational education system.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего

профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) «Инструменты народного оркестра»,

концертмейстерское направление является одним из ведущих в учебном процессе наравне с исполнительской деятельностью «в качестве артиста оркестра, ансамбля, солиста на различных сценических площадках» [1]. Подтверждением тому служит присваиваемая по окончанию учебного заведения квалификация

«Концертмейстер».

Также, на основании ФГОС, в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт в сфере исполнительского искусства, обладать

конкретными знаниями, умениями и навыками, в том числе и в области концертмейстерской деятельности, которые общие для всех видов инструментов [1].

Однако, как показывает практика и анализ методической литературы, работа в концертмейстерском классе со студентами, обучающимися игре на различных музыкальных инструментах, имеет некоторые особенности, что, в свою очередь, позволило определить целью данной статьи выявление эффективных путей развития концертмейстерских навыков у студентов-аккордеонистов в учебных заведениях среднего профессионального образования с учётом сопровождающей данный процесс специфики. Достижению данной цели способствовало решение задач, связанных с определением понятия «концертмейстерские навыки», выявлением комплекса необходимых для развития у студентов-аккордеонистов среднего профессионального образования концертмейстерских навыков и тех особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения аккордеонистов в концертмейстерском классе.

Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в определении методических основ развития совокупности характерных для аккордеониста

концертмейстерских навыков в системе среднего профессионального образования с учётом их специфики. А результатом статьи становятся методические рекомендации.

Следует отметить, что к настоящему времени понятие «концертмейстерские навыки» не имеет

универсального определения. На основе анализа психологической [2; 3] и методической литературы [4; 5; 6; 7; 8], посвящённой рассмотрению понятий «навык» и «концертмейстерская деятельность», нами было дано следующее определение концертмейстерских навыков — это необходимые музыканту для аккомпанемента солисту или коллективу исполнительские действия, доведённые до автоматизма (то есть не требующие постоянного контроля над ними в процессе исполнения) посредством упражнения.

В совокупность основных

концертмейстерских навыков, рассматриваемых в контексте аккомпанемента солисту или коллективу, которые важно освоить студенту в концертмейстерском классе системы среднего профессионально образования мы включаем навыки игры в ансамбле, чтения с листа, навык транспонирования, игры по слуху, навык создания переложения, навык анализа музыкальных произведений, которые отражены в ФГОС СПО [1].

Необходимыми условиями овладения данными навыками является наличие у студента музыкально-теоретических знаний в области смежных дисциплин (гармонии, истории музыки, полифонии и др.) и таких музыкальных способностей как музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма и чувство ансамбля [9, с. 10]

Определение стратегии развития

концертмейстерских навыков у аккордеонистов предлагается осуществлять на основе изначального выявления уровня сформированности базовых исполнительских навыков студента, связанных с их технической оснащённостью в целом, которые при развитии, то есть «постепенном усложнении неких простейших элементов и связей между ними» [10, с. 624] в контексте концертмейстерского класса приобретают свою специфику и, по нашему мнению, должны быть реализованы с позиции комплексного подхода к данному процессу.

Безусловно, что к третьему курсу, когда на основании федерального государственного образовательного стандарта дисциплина «Концертмейстерский класс» вводится в учебный процесс, студент уже обладает базовым уровнем таких навыков как чтение с листа, транспонирование, игра в ансамбле/оркестре, а также определённым исполнительским уровнем игры на инструменте. В зависимости от изначального уровня подготовки студента, поступившего в колледж и уровня его прогресса за два года в освоении навыков, приобретающих свою

специфику в рамках концертмейстерского класса, будет определяться последовательность и скорость их освоения, а также степень сложности репертуара, на основе которого необходимо реализовывать обучение.

Именно поэтому в процессе работы над концертмейстерскими навыками мы предлагаем с первых уроков комплексное их развитие изначально на основе элементарных упражнений в условиях занятия именно с солистом по принципу «от простого к сложному».

На этом этапе необходимо учитывать и конструкцию инструмента. Так, с первого урока мы предлагаем выстраивать работу по развитию каждого из навыков на основе простейшего музыкального материала, мелодия которого находится в одной позиции, в удобной для аккордеониста тональности (до одного знака), например, с гаммаобразным направлением мелодии и аккомпанементом в левой руке, включающим в себя элементарное чередование основных гармонических функций T - S - D.

Освоение концертмейстерских навыков мы предлагаем осуществлять в следующем порядке: подбор по слуху аккомпанемента к известной песне; его же исполнение в качестве аккомпанемента партии солиста (которую озвучивает педагог), что требует подключения слухового контроля со стороны обучающегося за двумя партиями; освоение навыка импровизации на уже подобранной по слуху мелодии посредством применения вспомогательных нот, опеваний и т.д. (варьирования); исполнение подобранного аккомпанемента с листа в сопровождении солиста; транспонирование по нотам и без них в близкие основной тональности.

Все действия необходимо осуществлять в качестве аккомпанемента солисту, что позволит развивать одновременно и навык ансамблевого исполнительства в контексте работы в концертмейстерском классе. В зависимости от уровня освоения студентом каждого из навыков преподавателю важно в ходе последующего обучения усложнять задания или оставаться в рамках того материала, который не освоен студентом в необходимой мере.

Подбор репертуара в этом отношении является одним из ключевых аспектов при обучении в концертмейстерском классе. Основной методической рекомендацией в этом отношении будет следование принципу «от простого к сложному». Данный принцип должен учитывать уровень исполнительских возможностей студента, развитость его музыкальных способностей. При подборе репертуара следует обращать внимание на произведения различных эпох, стилей и жанров, где солистами являются как исполнители-инструменталисты, вокалисты, так и хореографические коллективы. Следует учитывать и фактурное разнообразие произведений. Желательно в процессе обучения познакомиться со всеми видами фактуры, встречающимися в партиях

аккомпанемента (гомофонно-гармоническая,

аккордовая, полифоническая).

При выборе репертуара необходимо придавать значение и конструктивным особенностям аккордеона (готово-выборная система в левой руке, клавишная клавиатура в правой), что влияет на обучение студента поиску наиболее эффективных способов создания качественного переложения.

Учитывая, что навыки импровизации и переложения являются одними из менее развитых у студентов на момент начала изучения дисциплины «Концертмейстерский класс», им необходимо уделять особое внимание. Ввиду того, что большинство произведений, используемых аккордеонистами в репертуаре

концертмейстерского класса, написано в качестве аккомпанемента для партии фортепиано, овладение навыком переложения здесь становится особенно актуальным.

Создание переложения предполагает теоретический и исполнительский анализ произведения с целью выбора наиболее релевантных музыкально-выразительных

исполнительских средств, которые дадут возможность создать качественный вариант именно для партии аккордеона, учитывая его специфику, заключающуюся в наличии готово-выборной клавиатуры в левой руке и клавишной — в правой, что в ряде случаев является преимуществом, а в некоторых ситуациях требует искусной работы с фактурой пьесы. Так, готовая система аккордов позволяет исполнять виртуозные партии аккомпанемента, где идёт чередование баса и аккорда за счёт их компактного расположения. Выборную систему при переложении следует использовать, когда партия левой руки в аккомпанементе содержит мелодию или её часть, арпеджио или мелодические фигурации. Грамотное переложение даёт возможность исполнения данных элементов на аккордеоне практически без купюр.

Наличие фортепианного типа клавиатуры у аккордеона также является спецификой, которую необходимо учитывать при создании переложения партии аккомпанемента для аккордеона. Так, если переложение выполняется для пьесы, где оригинал сопровождения представляет собой партию для фортепиано или же инструмента с идентичной клавиатурой (клавесин, клавикорд и пр.), то в партии правой руки, как правило, происходят минимальные изменения (например, подбор отличной от оригинала аппликатуры или изменение расположения аккорда). По-иному обстоит ситуация в случае, если аккомпанемент изначально предназначен для баяна или гармоники, где тип правой клавиатуры кнопочный. В данном случае, могут происходить существенные изменения как в фактуре, так и в регистровой картине, которая при создании переложения на аккордеоне также представляет собой одну из его специфических особенностей.

Регистры необходимо подбирать и в зависимости от того, для какого изначально инструмента была написана пьеса (солист и партия

аккомпанемента). Так, для аккомпанемента вокалисту следует выбирать одноголосные регистры, с матовым звучанием, чтобы подчеркнуть тембр голоса, хотя бывают и исключения. Туттийное звучание более характерно для кульминационных и солирующих моментов, таких как вступление, проигрыш или заключение. При работе с вокалистом студенту необходимо изучить партию солиста (уметь воспроизвести её голосом или на инструменте, знать литературный текст). Важным аспектом работы с вокалистами является знание особенностей взятия дыхания, фермат и цезур. Вокалистам важно грамотно и без ошибок воспроизвести текст вступления (если таковой имеется), так как требуется настройка на тональность. Если же вступление отсутствует, то вокалист вправе потребовать аккордовую настройку (воспроизвести тонический аккорд тональности произведения или исполнить «вполголоса» начальный мотив).

При аккомпанементе вокалисту важно быстро уметь транспонировать в близкие тональности. Здесь рекомендуется изначально при работе в классе исполнять простые произведения в 2-3 тональностях вместе с солистом, приучая слух и двигательный аппарат к разным тональностям одного и того же музыкального и литературного текста.

Следует отметить, что особенность концертмейстера-аккордеониста заключается в более частом взаимодействии с вокалистами, исполняющими народные песни, где в ряде случаев партия аккомпанемента в печатном варианте отсутствует, что требует от концертмейстера транскрибирования (снятие с записи) аккомпанемента, либо его сочинения. С этой целью в концертмейстерском классе следует уделять внимание и данной работе. Студенту необходимо прослушать аудиозапись песни, определить тональности и основные гармонические обороты, и на их основе создать самостоятельную импровизацию, отталкиваясь от жанра песни или танца и их специфических особенностей. При работе с аккомпанементом народной песни стоит учитывать, что характерной чертой народной музыки являются вариации. В данном случае студента рекомендуется ознакомить с основными принципами варьирования мелодии, ритма, фактуры и закрепить данный навык на практике.

Если в качестве солиста выступает инструмент, то следует внимательно изучить специфические особенности его звукоизвлечения и тембра. Например, если предстоит аккомпанировать деревянно-духовым

инструментам, то важно выбирать одноголосные регистры, не вступающие в резонанс с их тембром. Если же солистом выступает медный духовой инструмент, то в этом случае, напротив, необходимо выбирать многоголосные регистры, чтобы сбалансировать динамическую картину между партией концертмейстера и солиста. Выбор регистров обусловлен также и насыщенностью партии солиста. Так, например, если фактура

прозрачная, то регистры должны соответствовать ей, а если максимально наполненная, то следует подчеркнуть её и усилить звучание посредством использования определённых регистров.

В отношении как выбора регистра, так и исполнения партии аккомпанемента определённый интерес представляет собой работа с хореографическим коллективом, которая практически не осуществляется в учебном процессе. Здесь инструмент должен раскрываться ярко, мощно как с точки зрения регистра, так и динамики в целом. Выбор регистров в данной области полностью зависит от жанра танца и творческого мышления самого аккомпаниатора. Жанр танца влияет и на необходимость накопления в каждом из них (полька, вальс, краковяк, плясовые и т.д.) репертуара, так как при работе с хореографическими коллективами зачастую важно не конкретное произведение, используемое в качестве аккомпанемента, а знание характерных жанровых особенностей танца.

С целью практического освоения навыков аккомпанемента именно хореографическому коллективу в рамках дисциплины «Концертмейстерский класс» мы предлагаем обратиться к видеоурокам и мастер-классам на ютуб-каналах. Работа с видео может строиться следующим образом. Изначальный

концертмейстерский исполнительский анализ аккомпанемента, движений танцоров,

ритмического рисунка дроби, определение сильных долей совпадающих с шагом танцора («игра в ногу»). После анализа необходимо у видео выключить звук и исполнять под видео свою партию аккомпанемента, над которой происходит работа в концертмейстерском классе. Основной специфической особенностью аккомпанемента является именно утрированное выделение сильных долей танца, которые максимально точно должны совпадать с основными опорными движениями танцоров. Данное упражнение, в первую очередь, нацелено на максимальную концентрацию студента на движениях танцоров, что даёт возможность овладения спецификой

аккомпанемента хореографическому коллективу. Здесь следует отметить важность того, что пьесы должны соответствовать исполнительскому уровню студента и не вызывать трудностей при проигрывании в разных темпах, в которых происходит работа над элементами танца.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что особенности развития концертмейстерских навыков у студентов-аккордеонистов в системе среднего профессионального образования будут связаны с разделением учебного процесса в концертмейстерском классе на семестры, каждый из которых посвящён последовательному освоению концертмейстерских навыков в контексте аккомпанемента различным инструментам, вокалисту, коллективам, с изучением специфики работы с каждым из них и учётом при выборе или создании аккомпанемента конструктивных

особенностей аккордеона и уровня музыкальных способностей и технической оснащённости студента. Именно такой комплексный подход к организации процесса обучения в концертмейстерском классе позволит реализовать заявленные ФГОС компетенции и развить необходимые для студента-аккордеониста концертмейстерские навыки.

Литература:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты - режим доступа к изд.: https://fgos.ru.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - Москва: Наука, 1990.

3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - Москва: ВЛАДОС, 1997.

4. Мосин И. Э. Творческая работа в концертмейстерском классе: учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 2017.

УДК 37.013

5. Островская Е. А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Саратов, 2006.

6. Саранин В. П. Методика обучения игре на баяне: учебно-методическое пособие. - Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2017.

7. Чачава В. Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров. - Санкт-Петербург: Композитор, 2003.

8. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога. - Москва: Музыка, 2010.

9. Фатхутдинова Т. Г. Из опыта работы «Концертмейстер - кто он? Его роль... // Теория и практика образования в современном мире. -Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014.

10. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии - 2-е изд. - Москва: Джангар, 2012.

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Звонкина Ольга Петровна

заведующий сектором дополнительного профессионального образования

Старооскольского филиала

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 309502 Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр. Солнечный, 18;

THE FORMATION OF FLEXIBLE COOPERATION SKILLS IN INVENTIVE TEAMS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL TECHNOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

Zvonkina Olga Petrovna

head of the sector of additional professional education of

the Stary Oskol branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"Belgorod State National Research University";

309502 Belgorod region? Stary Oskol, md. Solnechny, 18 DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.4.74.550

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются аспекты формирования навыков сотрудничества в изобретательских коллективах учащихся в системе дополнительного технологического образования. Инновационная экономика формируют запрос на постоянное обновление знаний и формирование гибких навыков. В технологической сфере экономики все более востребованными становятся специалисты, обладающие гибкими навыками. Отчетливо проявляются направления развития новой инновационной реальности: дистанционное образование, телемедицина, безопасность, беспилотный транспорт, «умные дома», роботы, экосистемы. Все эти сферы требуют от системы образования подготовки специалистов с высокой творческой активностью и гибкими навыками. В рамках исследуемой проблемы формирования навыков сотрудничества в изобретательских коллективах учащихся в системе дополнительного технологического образования, показана ключевая роль сотрудничества в создании новаций. Рассмотрены этапы проекта по созданию новаций изобретательскими коллективами учащихся. Выделена роль педагога-наставника в формировании навыков сотрудничества и управлении рисками проявления конформизма и иными деструктивными проявлениями в изобретательских коллективах. Обоснованы организационные формы и педагогические технологии, способствующие формированию навыков сотрудничества в коллективной изобретательской деятельности. Сделан вывод о том, что навыки сотрудничества не даются человеку при рождении, они вырабатываются в процессе организованной деятельности на определенных принципах и в определенной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.