Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАРЕСУРСА TED TALKS ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАРЕСУРСА TED TALKS ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЕСУРС TED TALKS / НЕАДАПТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЬ / АУДИТИВНЫЕ НАВЫКИ / БАКАЛАВРИАТ / ВЫСШЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугманова Лия Руслановна, Бобыкина Ирина Александровна

Одним из важных факторов успешного развития языковых компетенций студентов при обучении иностранному языку по программам неязыковых направлений подготовки в вузе является вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Профессионально ориентированная тематика и посильность заданий рассматриваются исследователями в качестве мотивирующих факторов освоения языковых компетенций. В статье описан опыт применения медиаресурса Ted Talks при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, в частности для развития навыков восприятия и понимания иноязычной коммуникации. Представлены этапы работы с видео-выступлением, источники примеров видеоматериалав, последовательность внедрения медиаресурса и результаты опытно-поисковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугманова Лия Руслановна, Бобыкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF TED TALKS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO NON-LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS

One of the important factors in the successful development of students’ linguistic competencies when teaching a foreign language according to programs of non-linguistic areas at a university is the involvement of students in the educational process. Professionally oriented topics and the feasibility of tasks are considered by researchers as motivating factors for the development of language competencies. The article describes the experience of using the Ted Talks media resource in teaching a foreign language in a non-linguistic university, in particular for developing the skills of perception and understanding of foreign language communication. The stages of working with a video presentation, sources of examples of video materials, the sequence of introducing a media resource and the results of experimental search work are presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАРЕСУРСА TED TALKS ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

УДК 371.333 DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10308

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАРЕСУРСА TED TALKS ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Л. Р. Нугманова, И. А. Бобыкина

Челябинский государственный университет, Челябинск

Одним из важных факторов успешного развития языковых компетенций студентов при обучении иностранному языку по программам неязыковых направлений подготовки в вузе является вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Профессионально ориентированная тематика и посильность заданий рассматриваются исследователями в качестве мотивирующих факторов освоения языковых компетенций. В статье описан опыт применения медиаресурса Ted Talks при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, в частности для развития навыков восприятия и понимания иноязычной коммуникации. Представлены этапы работы с видео-выступлением, источники примеров видеоматериалав, последовательность внедрения медиаресурса и результаты опытно-поисковой работы.

Ключевые слова: медиаресурс Ted Talks, неадаптированная иноязычная речь, аудитивные навыки, бакалавриат, высшее иноязычное образование.

На эффективность обучения иностранному языку (далее - ИЯ) влияют различные социально-культурные и педагогические факторы, такие как цифровизация, персонализация, субъектность обучающегося и т.д. Немаловажную роль играют цели изучения ИЯ, поскольку они оказывают существенное влияние на мотивацию обучающегося к вовлечению в образовательный процесс. В современном контексте цель иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза заключается в освоении способности к деловой коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке, что предполагает достижение такого уровня практического владения языком, который дает возможность пользоваться им для получения необходимой информации по избранному направлению подготовки/специальности и участвовать в общении с носителями языка по избранному профилю (А. Н. Щукин).

Как свидетельствует анализ образовательной практики, в процессе обучения студентов иностранным языкам возникает ряд трудностей, связанных с отсутствием знаний и опыта в сфере будущей профессии, аудитивных навыков, языкового чутья, представления об устройстве языковой системы, правилах использования языковых единиц и принципах их сочетания и т.д. Однако с учетом целей образовательной политики и требуемых результатов иноязычной подготовки, в процессе обучения ИЯ в вузе выпускники образовательных нелингвистических программ должны быть подготовлены к выполнению всех видов профессиональной деятельности, предусмотренных в учебных планах, не только на русском, но и иностранном языке. Все происходящие изменения на государственном, социальном и педагогическом уровнях определяют необходимость пересмотра методики профессионально ориентированного обучения ИЯ в неязыковом вузе.

Анализ теоретических источников [1. С. 82; 2; 3; 5; 6. С. 98-100], нормативной документации [4] и образовательных практик позволил выявить актуальность исследования процесса развития способности к деловой коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке с помощью медиа ресурса Ted Talks.

Цель исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики применения медиа-ресурса Ted Talks для

развития способности к деловой иноязычной коммуникации в устной и письменной форме.

В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие научные методы:

- теоретические: изучение и анализ учебно-методической литературы, научных публикаций;

- эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, опытно-поисковая работа;

- методы математической и статистической обработки полученных данных.

Опытно-поисковая работа проводилась в Челябинском государственном университете.

Респондентами выступили бакалавры второго года обучения, обучающиеся по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

Результаты исследования. Обратимся к рассмотрению одного из основных аспектов иноязычной подготовки, а именно методики развития аудитивных навыков обучающихся с помощью медиаресурса Ted Talks. Для определения исходного уровня владения обучающимися изучаемым языком было проведено входное тестирование, включающее в себя собеседование с целью выявления способности к устной коммуникации на иностранном языке, тест для чтения, аудирования и письменной практики, а также лексико-грамматический тест (Oxford placement test). Результаты тестирования показали, что большинство студентов контрольной и экспериментальной групп владеют иностранным языком на уровне Intermedíate, что позволило выбрать в качестве основного обучающего средства для вовлечения студентов в иноязычную среду общения и развития аудитивных навыков медиаресурс Ted Talks. Выступления TED Talks ориентированы на студентов, владеющих иностранным языком на уровне Intermediate по общеевропейской шкале языковой компетенции (CERF - Common European Framework of Reference), их продолжительность составляет примерно 15 минут, что обеспечивает доступность профессионально ориентированных сообщений для студентов неязыковых направлений подготовки. Согласно исследованиям (Н. И. Алмазова, Л. В. Яроцкая и др.), в иностранном языке объем слуховой памяти в два раза меньше, чем в родном, а именно от способности удержания в памяти воспринятых отрезков речи зависит процесс понимания содержания текста, возможность его логической переработки.

Для определения трудностей, учебного опыта и мотивационных факторов при изучении иностранного языка было проведено анкетирование. В анкету были включены такие вопросы, как: знакомы ли студенты с Ted-лекциями, хотели бы они обсуждать и уметь обсуждать социально- значимые проблемы, как часто они смотрят Ted-лекции на русском и английском языках и т.п. Результаты анкетирования показали, что всего 2 % студентов слышали про медиа-ресурс Ted Talks и когда либо им пользовались, остальные опрошенные либо никогда не знали про данный интернет-ресурс, либо слышали, но никогда не пользовались им.

В целях актуализации рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика для повышения уровня владения аудитивных навыков студентов были предусмотрены, наряду с освоением тем основного учебника «Intelligent Business» (Tonya Trappe and Graham Tullís) [7], темы из учебников «Business English in New Millenium» и «Business English: Business Correspondence».

Работа с видеоматериалами медиаресурса осуществлялась следующим образом. Основная задача этапа работы перед просмотром выступления заключалась в том, чтобы активизировать знания и/или представления обучающихся по тематике текста и снять возможные языковые и речевые трудности. Так, Pre-listening по теме Globalization

включал обсуждение ответов на ряд вопросов. Примеры вопросов: What are pros and cons of globalization? How does globalization connect with the language? How does globalization affect people now?

Для раскрытия смысла высказывания и эффективного усвоения его содержания были выполнены различные упражнения, например, на отработку лексического навыка, что способствовало лучшему пониманию просмотренного фрагмента.

Следующим этапом работы был предусмотрен просмотр видеофрагмента с применением различных стратегий извлечения информации, от общего до детального понимания представленной коммуникативной ситуации. Соответственно, студентами выполнялись разные задания, например, требовалось выразить свое мнение: «Вы согласны с аргументами глобализации этого мужчины?» Задания на тренировку применения тематического языкового материала (лексики, грамматических структур) были направлены на полное усвоение речевых моделей коммуникации.

Подборка видеоматериалов осуществлялась с учетом уровня владения изучаемым языком студентов, ситуаций и профессионально ориентированных тем учебников (Start Up, Globalization и др.). Примеры видеоматериалов для занятий:

«The myth of globalisation»: https://www.youtube.com/watch?v=xUYNB4a8d2U;

«The end of globalization (and the beginning of something new)»: https://www.youtube. com/watch?v=zY0U0O6VsOA;

«The single biggest reason why start-ups succeed»: https://www.youtube.com/ watch?v=bNpx7gpSqbY;

«How to start your own business without investors»: https://www.youtube.com/ watch?v=owS4NQmzv2w.

Следует отметить, что общее количество часов по дисциплине «Иностранный язык» программы бакалавриата 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» составляет 144 аудиторных часа и 180 часов самостоятельной работы. В связи с интенсивным обучением ИЯ представляется важным определить логику проведения каждого практического занятия с учетом его этапов; определить, какие задания и упражнения предлагать студентам для формирования навыков и развития умений в разных видах речевой деятельности; важно также продумать формулировки инструкций к заданиям и упражнениям, чтобы они носили коммуникативный характер и были нацелены на общение и взаимодействие.

Результаты контрольных и итогового срезов показывают существенные улучшения навыков аудирования иноязычной речи обучающихся ИЯ: с 25 % до 65 %. Опрос участников опытно-поисковой работы свидетельствует об интересе студентов к работе с медиаресурсом Ted Talks.

Несмотря на то, что подбор адекватных учебным целям и уровню владения иностранным языком видеоматериалов медиаресурса Ted Talks является достаточно сложной педагогической задачей, реализация методики развития аудитивных навыков на его основе является достаточно эффективной. Результаты проведенного исследования подтверждают целесообразность использования интернет-ресурсов, в частности Ted Talks. Работа с неадаптированными видеоматериалами не только повышает уровень владения изучаемым языком, но и служит дополнительным мотивационным фактором при изучении иностранного языка профессиональной тематики вне языковой среды.

Список литературы

1. Банникова, Л. С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения / Л. С. Банникова. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. - 106 с. -Текст : непосредственный.

2. Витлин, Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж. Л. Витлин. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 2. - С. 23-29.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Академия, 2009. - 335 с. - Текст : непосредственный.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Прикладная математика и информатика по направлению подготовки 01.03.02. - Текст : электронный // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 15.09.2021).

5. Richards, J. C. Listening comprehension: approach, design, procedure / J. C. Richards. -Текст : непосредственный // Methodology in TESOL: A Book of Readings / M. H. Long, J. C. Richards (eds.). - Boston, MA : Heinle and Publishers, 1987. - P. 161-176.

6. Rost, M. Listening in language learning / M. Rost. - London : Longman, 1993. -296 p.

7. Trappe, T. Intelligent Business : coursebook / T. Trappe, G. Tullis. - Harlow : Pearson Education Limited, 2007. - URL: https://vk.com/doc-65380114_294854487?hash =a3360eabe042419a90&dl=bbae3e5ebe3922d5c2 (дата обращения: 15.09.2021). - Текст : электронный.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF TED TALKS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO NON-LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS

L. R. Nugmanova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

I. A. Bobykina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

One of the important factors in the successful development of students' linguistic competencies when teaching a foreign language according to programs of non-linguistic areas at a university is the involvement of students in the educational process. Professionally oriented topics and the feasibility of tasks are considered by researchers as motivating factors for the development of language competencies. The article describes the experience of using the Ted Talks media resource in teaching a foreign language in a non-linguistic university, in particular for developing the skills of perception and understanding of foreign language communication. The stages of working with a video presentation, sources of examples of video materials, the sequence of introducing a media resource and the results of experimental search work are presented.

Key words: Ted Talks media resource, application of audio materials, unadapted speech, auditory skills, bachelor's degree, higher education in a foreign language.

References

1. Bannikova, L. S. (2006). Metodikaprepodavaniya inostrannyihyazyikov i tehnicheskie sredstva obucheniya [Methods of teaching foreign languages and technical teaching aids]. Gomel, GSU im. F. Skaryny, 106 p. (in Russ.).

2. Vitlin, Zh. L. (2001). Evolyutsiya metodov obucheniya inostrannyim yazyikam v XX veke [Evolution of methods of teaching foreign languages in the XX century]. Inostrannyie yazyiki v shkole [Foreign languages at school], 2, pp. 23-29 (in Russ.).

3. Galskova, N. D. and Gez, N. I. (2009). Teoriya obucheniya inostrannyim yazyikam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. Moscow, Academy, 335 p. (in Russ.).

4. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego obrazovaniya: Prikladnaya matematika i informatika po napravleniyu podgotovki 01.03.02 [Federal State Educational Standard of Higher Education: Applied Mathematics and Informatics in the direction of preparation 01.03.02], available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94, accessed 15.09.2021 (in Russ.).

5. Richards, J. C. (1987). Listening comprehension: approach, design, procedure. M. H. Long and J. C. Richards (eds.), Methodology in TESOL: A Book of Readings. Boston, MA, Heinle and Publishers, pp. 161-176.

6. Rost, M. (1993). Listening in language learning. London, Longman, 296 p.

7. Trappe, T. and Tullis, G. (2007). Intelligent Business : coursebook. Harlow, Pearson Education Limited, available at: https://vk.com/doc-65380114_294854487?hash=a3360eabe0 42419a90&dl=bbae3e5ebe3922d5c2, accessed 15.09.2021.

Бобыкина Ирина Александровна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой делового иностранного языка, Челябинский государственный университет.

[email protected]

Нугманова Лия Руслановна - магистрант основной образовательной программы «Иностранные языки» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», Челябинский государственный университет.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.