УДК 372.881.1
Валентина Николаевна Карташова,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков и методики их преподавания, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ «SOFT SKILLS» У БАКАЛАВРОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В качестве предмета исследования представлены так называемые soft skills (англ. «мягкие/гибкие навыки»), которые, согласно многочисленным исследованиям, определяют профессиональный и частный успех специалиста. В статье актуализируется тема овладения и развития soft skills у студентов - будущих журналистов на занятиях по иностранному языку. Целью исследования является выявление основных принципов отбора иноязычных текстов для развития у обучающихся soft skills.
Методика проведения исследования: анализ нормативных документов, отечественных и зарубежных источников по теме исследования. Методологическую базу исследования составил компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих бакалавров в сфере медиаобразования.
Результаты исследования. Автором разработаны и предложены следующие принципы отбора иноязычных текстов для чтения с целью развития soft skills у обучающихся направления подготовки 42.03.02 Журналистика: коммуникативной направленности текста, информационной разноплановости, прагматичной ценности, проблемности, профессиональной детерминированности, эмотивной насыщенности и учета интересов обучающихся. Результаты проведенного исследования определяют дальнейший вектор исследования: разработку технологий развития soft skills у обучающихся на основе текстового материала. В заключении отмечается, что необходимо не только правильно отобрать, но и методически грамотно организовать технологический процесс по работе с текстовым материалом. Преподаватель иностранного языка должен и сам хорошо ориентироваться в дискурсе, чтобы решить задачу развития soft skills у обучающихся.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, бакалавр сферы медиаобразования, иноязычный текст, принципы отбор текстов для чтения, мягкие/гибкие навыки, развитие
Для цитирования: Карташова, В.Н. Основные принципы отбора иноязычных текстов для развития «soft skills» у бакалавров медиаобразования / В.Н. Карташова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). - С.147-158.
Valentina N. Kartashova, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages and Methods of their Teaching, Yelets State University named after I.A. Bunin E-mail: [email protected]
BASIC PRINCIPLES OF SELECTION OF FOREIGN LANGUAGE TEXTS FOR THE DEVELOPMENT OF "SOFT SKILLS" FOR BACHELORS OF MEDIA EDUCATION
Abstract. The article presents the so-called soft skills as the subject of research, which, according to numerous studies, determine the professional and private success of a specialist. The article updates the topic of mastering and developing soft skills among students-future journalists in foreign language classes. The purpose of the study is to identify the basic principles of selecting foreign language texts for reading for the development of soft skills among students.
Research methodology: analysis of regulatory documents, domestic and foreign sources on the topic of the study. The methodological basis of the study was a competence-based approach to the professional training of future bachelors in the field of media education.
The results of the study. The author has developed and proposed the following principles for selecting foreign language texts for reading in order to develop soft skills among students of the 42.03.02 Journalism training direction: the communicative orientation of the text, information diversity, pragmatic value, problemativeness, professional determinism, emotive saturation and taking into account the interests of students. The results of the conducted research determine the further vector of research: the progresst of soft skills development technologies for students based on text material. In conclusion it is noted that it is necessary not only to select correctly, but also to methodically competently organize the technological process for working with text material. A foreign language teacher should be perfectly oriented in the discourse himself in order to solve the problem of developing soft skills among students.
Keywords: foreign language teaching, Bachelor of Media education, foreign language text, principles of text selection for reading, soft / flexible skills, development
For citing: Kartashova V.N. Basic principles of selection of foreing language texts for the development of «soft skills» for bachelors of media education. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93):147-158 (In Russ).
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-147-158
Введение. Современный рынок труда выдвигает все более жесткие требования к специалистам. Он требует профессионалов, имеющих не только высокую квалификацию, но и развитые личностные качества: коммуникабельность, стойкий познавательный интерес, рефлективное мышление, креативность, находчивость, а также сформированные навыки работы в команде и решения проблемных ситуаций, умение применять знания из разных областей и ориентироваться в разных сферах деятельности, другими словами soft skills (англ. «мягкие / гибкие навыки»). Согласно многочисленным исследованиям [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], именно мягкие навыки определяют профессиональный и частный успех специалиста. Поэтому овладение ими уже в период обучения в вузе является актуальной задачей образовательных организаций [9; 10; 11; 12].
В настоящее время обществу необходимы специалисты в сфере медиаобразования, от которых требуется большой набор профессиональных умений и развитая система soft skills. Дисциплина
«Иностранный язык» обладает большим потенциалом для их развития у обучающихся [13; 14; 15;16]. Как показывает опыт, работа с иноязычным текстом позволяет внести определенный вклад в решение названной проблемы. Конечно, не любой текст позволяет эффективно развивать «гибкие навыки» у обучающихся. В данной статье мы осветим принципы отбора иноязычных текстов для развития «soft skills» (SS) у бакалавров медиаобразования непрофильных направлений.
Методология исследования. Проблема значимости SS получила развитие в зарубежной литературе последних десятилетиях двадцатого века. В эти годы выявилась тенденция повышения конкурентоспособности работника на рынке труда в зависимости от его умений эффективного социального и профессионального общения. Специалисты отметили, что владение SS способствует карьерному росту работника в любой сфере деятельности. «Социальный, а не когнитивный интеллект, социальные навыки и умения (soft skills), а не только предметные знания оцениваются специалистами (социологами, антропологами, психологами, маркетологами) как решающий фактор личностной успешности, удачного трудоустройства и карьерного роста» [17,87]. Поэтому проблема развития SS носит междисциплинарный характер и исследуется в рамках разных научных областей.
Мягкие навыки, как правило, в большей степени ориентированы на личность, они включает навыки общения с людьми, социальные навыки, не основаны на квалификации или профессиональном опыте в отличие от hard skills (англ. «жесткие» навыки). Hard skills (профессиональные знания, умения и навыки, которые студенты осваивают при обучении той или иной специальности/направления) - это технические навыки, которые часто являются специфическими для конкретной работы. Они прописаны в программах сертификации сотрудников и могут быть проверены с помощью экзаменов и практических заданий. П. Сэловэй, Дж. Майер и Д. Карузо предложили психолого-педагогическую концепцию развития SS. В рамках их подхода центральным понятием является эмоциональный интеллект -определенная группа способностей, которая приводит к пониманию как собственных эмоций, так и эмоций окружающих, таких как самоконтроль, самосознание, чуткость и пр. [6,1-13].
В отечественной научной литературе проблема развития SS получает широкое освещение в последние десятилетия. Ученые не выработали единого взгляда на определение этого понятия. Одни ученые трактуют его как личные качества, навыки, умения человека, способствующие повышению его взаимодействия с окружающими людьми, определяющие способность личности к социальной адаптации и продуктивной трудовой деятельности [16; 18]. Другие понимают под ними «систему коммуникативных и личностных компетенций, включающую в себя любые непрофессиональные навыки, сопровождающие реализацию профессиональной активности в любой
сфере человеческой деятельности» [14, 45]. В. Шипилов рассматривает SS как психологическое явление, проявляющееся во взаимодействии [19]. Отдельные исследователи определяют их как социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника [1]; как навыки, связанные с этикой деловой и научно-профессиональной коммуникации; навыки, повышающие эффективность и результативность трудовой деятельности специалиста [2; 3; 4]. Таким образом, под soft skills понимается комплекс надпрофессиональных навыков, не связанных с конкретной предметной областью, но имеющих большое значение для профессиональной деятельности, способствующие карьерному росту.
Материалы и методы исследования. Дисциплина «Иностранной язык» обладает большим потенциалом для выработки SS у обучающихся. Грамотный методический подход к разработке контента и технологии развития «мягких навыков» неизбежно приводят к выполнению задач, определяемых в ФГОС. Чтение текстов - очень важный этап занятия по иностранному языку. Несмотря на активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, цифровизацию современного иноязычного образования, чтение текстов не перестает быть актуальным видом деятельности в процессе изучения иностранного языка в высшей школе. Текст - это продукт речевой деятельности, основная единица коммуникации [20]. Он является базовым учебным инструментарием преподавателя иностранного языка [21; 22], основной дидактической единицей изучения иностранного языка в университете на непрофильных направлениях подготовки [23].
Какие тексты релевантны для решения нашей задачи? Каковы основные принципы отбора иноязычных текстов для развития SS у студентов непрофильных направлений на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах? Для ответа на эти вопросы нами были проанализированы материалы нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [24], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика [25], профессиональный стандарт 11.003 «Корреспондент средств массовой информации» [26].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, выпускники бакалавриата должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности в области средств массовой информации, издательства и полиграфии (в сфере мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных СМИ). Умения и навыки социального взаимодействия составляют часть профессиональных компетенций журналиста, поскольку, в соответствии с психологической типологией профессий, журналистика принадлежит к группе «человек-
человек». Работники СМИ должны уметь осуществлять межличностные контакты в процессе сбора, проверки, анализа, обработки, компоновки, передачи информации, в том числе четко выражать свою позицию по отношению к данной информации, оказывать эффективное воздействие на сознание читателей, уметь вести беседу. Для них основополагающим является наличие таких личностных качеств, как креативность, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, четкость целей и социально значимые ценностные ориентации, готовность принимать решения и нести за них ответственность, толерантность к иной культуре. Анализ литературы позволяет выделить следующие методические принципы отбора иноязычных текстов для выработки soft skills у обучающихся в сфере медиаобразования.
1. Принцип коммуникативной направленности материала для чтения. Одна из основных целей обучения иностранному языку в высшей школе - это овладение им как средством общения. Принцип коммуникативной направленности материала для чтения, способствующий развитию SS, определяет содержательно-смысловую сторону текстов на иностранном языке: тематическую направленность и коммуникативные ситуации, потенциально возможные в разных сферах общения. Коммуникативно ориентированный текст обладает связностью, целостностью, непрерывностью, логической завершенностью; наличием прагматической установки [23, 97], то есть должен быть направлен на решение какой-либо речевой задачи, соотносящейся с личностью обучающегося. Данный принцип подразумевает выбор такого материала, который соответствует условиям естественного общения, нормам, правилам и этикету поведения в определенном обществе. При этом материал должен обеспечивать достижение целей обучения и учебные потребности студентов. Выбранные для развития SS коммуникативно направленные тексты должны содержать экспрессивную лексику, позволяющую в дальнейшем не только проводить обзор и описание каких-либо коммуникативных ситуаций, но и уметь интерпретировать полученную информацию, проводить сравнение, классификацию и систематизацию материала, давать ему оценку.
2. Принцип информационной разноплановости текстового контента. Основным требованием для любого журналиста является умение извлечь информацию. Для этого необходимо уметь устанавливать доверительные отношения с источниками информации и эффективно извлекать ключевые детали. Журналист должен уметь задавать правильные вопросы, чтобы получать необходимые сведения, раскрывать мелкие детали, должен предоставить респондентам возможность чувствовать себя комфортно. На занятиях по иностранному языку предлагаются тексты, направленные на развитие личностных качеств (самостоятельность, позитивизм, критическое мышление, гибкость), ведущих к саморазвитию, и межличностных
профессиональных способностей (коммуникабельность, навыки взаимодействия с собеседниками, нормы вежливого общения, умения брать интервью, вести конструктивный диалог, договариваться, быть готовым к компромиссу и т.д.). Согласно междисциплинарному характеру Ж, тексты отбираются из источников разных областей знания (психолого-педагогических, социальных наук, медиаобразования, коммуникационных тренингов и т.п.), содержащих модели поведения успешных профессионалов - специалистов в сфере медиаобразования, содержащих интересные факты об умении общения, личностном росте и построения карьеры, тайм-менеджменте и т.п. Чтение и последующий анализ контента позволяет ввести студентов в тему Ж, осознать роль «мягких» навыков в будущей профессиональной деятельности. Дальнейшее выполнение заданий на основе текстового контента позволяют обучающимся задуматься о своем профессиональном будущем, усилить мотивацию на овладение профессией, активизировать карьерные устремления и так далее.
3.Принцип прагматичной ценности иноязычного материала. Данный принцип определяет отбор таких текстов для чтения на иностранном языке, которые будут полезны для формирования умений реальной профессиональной коммуникации студентов - будущих журналистов. Хорошего журналиста характеризует универсальность. Он должен быть готов освещать любую тему в любой момент, быстро становиться «экспертом» по любой теме. К.С. Кричевская [27] выделяет следующие сферы общения: учебно-профессиональная; социально-культурная; бытовая и семейно-бытовая; торгово-коммерческая; спортивно-оздоровительная сфера общения, и, соответственно, виды прагматических материалов, используемых в учебном процессе на занятиях по иностранному языку. Тексты прагматического характера не только информируют студентов о каких-либо явлениях и ситуациях, но и регулируют их действия в общении с жителями других культур, в построении поведения при посещении этих стран. Чтение и последующая работа с текстами разных сфер общения позволяют научить управлять отношениями, отдавать отчёт в сложившихся отношениях, развивать умение предвидеть и предотвратить назревающий межличностный конфликт, проявить контроль над собственными эмоциями и поведением.
4. Принцип проблемности текстового материала для чтения. Растущая конкуренция на рынке труда, рост профессиональной и социальной мобильности диктуют необходимость формирования ответственной личности, способной принимать и реализовывать конструктивные решения в различных проблемных ситуациях. Введение принципа проблемности позволяет реализовывать развивающее обучение, сочетающее усвоение обучающимися готовых научных знаний и самостоятельную поисковую деятельность. Применение проблемного обучения связано с теоретическим усвоением не просто знаний, а знаний в контексте будущей профессиональной деятельности, формированием
компетентного студента, готового решать профессиональные и социально значимые задачи. Постановка проблемы перед студентами (создание проблемной ситуации) на основе текстового контента приводит к тому, что обучающиеся стремятся к самостоятельному поиску разрешения проблемной ситуации. Анализируя и обобщая фактический материал, обучающиеся самостоятельно делают выводы. В ходе такой деятельности студенты повышают мотивацию к совершенствованию собственных мягких навыков, овладевают навыками эффективного мышления.
5. Принцип профессиональной детерминированности текста. Тексты о профессии, навыках и умениях, необходимых на рабочем месте, примеры из личного опыта профессионалов в сфере медиаобразования - все это составляет специфику иноязычных текстов для чтения будущих журналистов. В ходе работы с подобными текстами происходит пополнение и активизация словарного запаса студентов, развитие у них мотивации к освоению будущей профессии. Публицистические, газетные, медиатексты представляют собой важные элементы современной культуры, отражают динамику взаимоотношений языка и культуры, передают изменения в языковых нормах, социальных контекстах, культурных реалиях. Оценка событий текста реализуется в эксплицитных и имплицитных номинативных единицах. Данные тексты культурно маркированы, то есть соотносят читателя с определенным культурным феноменом мира, содержат большое количество собственных имен: топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций, а также обилие дат. На основе таких текстов возможно одновременное формирование не только ББ, но и ряда других компетенций, в частности, профессиональной и социокультурной.
6. Принцип эмотивной насыщенности текста. Эмоциональный интеллект является одним из востребованных навыков, который находится в верхней части списка приоритетов на рынке труда. Работодателем ценится способность понимать и правильно реагировать на эмоции и потребности других людей. Кроме того, важным для эмоционального интеллекта является умение управлять своими собственными эмоциями. П.И. Образцов и О.Ю. Иванова подчеркивают значимость эмоциональной окрашенности текста для создания у обучающихся положительной мотивации к изучению иностранного языка [22, 277]. Наполненность текста стилистическими тропами и фигурами речи способствует созданию большей экспрессивности излагаемого материала и, соответственно, будет более эффективным с точки зрения коммуникативного воздействия на реципиента и установления с ним эмоционального контакта. Тексты с эмотивной лексикой, дескрипторами эмоций, а также имплицитно содержащие эмотивные смыслы, позволят организовать работу по развитию у обучающихся эмпатии (способности погружаться в эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на это состояние через социальное взаимодействие).
7. Принцип учета интересов обучающихся. Иноязычные тексты, отвечающие интересам первокурсников, внутренне принятые обучаемыми, будут являться средством для реализации замысла по формированию мягких навыков в рамках курса иностранного языка. При этом мотивированность студента возрастает, так как его ожидает работа с заведомо занимательным текстом, подобранным согласно увлечениям и интересам. Тексты, отражающие интересы обучающихся, способствуют выработке терпеливого отношения к трудностям лексического и экстралингвистического порядка в понимании текста, готовности к их преодолению, мотивированности в самостоятельном извлечении знаний об изучаемом языке и культуре его носителей. Тексты, подобранные с учетом познавательных интересов обучающихся, ориентируют их не только на восприятие информации, но и на ее поиск и переработку.
Выводы. Актуализация роли soft skills в плане конкурентоспособности будущих профессионалов предполагает определение основных направлений их развития в учебном процессе образовательных организаций. Чтение является важнейшим компонентом процесса обучения иностранному языку в высшей школе, при этом текст выступает в качестве ценного дидактического ресурса. С целью развития SS у обучающихся на занятиях по иностранному языку следует правильно отбирать тексты для чтения. Отправной точкой для овладения и развития у будущих журналистов мягких навыков может стать реализация следующих принципов отбора текстов: коммуникативной направленности текстового материала, информационной разноплановости контента, прагматичной ценности, проблемности, профессиональной детерминированности, эмотивной насыщенности и учета интересов обучающихся. Однако это не является гарантией неизбежности результата. Необходимо не только правильно отобрать, но и методически грамотно технологически организовать процесс работы с текстовым материалом. Преподаватель иностранного языка должен и сам отлично ориентироваться в дискурсе, чтобы решить задачу развития soft skills у обучающихся.
1. Ивонина, А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников/ А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 1-18.
2. Степанова, Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов /Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. -2019. - Т. 21, № 8. -С. 65-89.
3. Степина, А.В. Современные тенденции исследования социального интеллекта /А.В. Степина // Живая психология. -2018. - № 5 (1). - С. 71-76. URL: https://doi.org/10.18334/lp.5.1.39026 (дата обращения: 20.06.2021).
4. Andrews, J. Graduate employability, 'soft skills' versus 'hard' business knowledge: A European study/ J. Andrews, H. Higson // Higher Education in Europe. -2010. - № 33 (4): Employability, Mobility and the Labour Market. - Pp. 411-422.
5. Herzig, A. Social intelligence / A. Herzig, E. Lorini, D. Pearce // AI & Society. -2017. Available from: https://doi.org/10.1007/s00146-017-0782-8 (date of access: 20.06.2021).
6. Meyer, B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology / B.B. Meyer // Journal of Applied Sport Psychology. -2007. - Vol. 19. - Pp. -13.
7. Mitchell, G. Essential soft skills for success in the 21st century workforce as perceived by Alabama business/marketing educators/ G.Mitchell // URL:http://etd.auburn.edu/bitstream/handle/10415/1441/Mitchell_Geana_5 7.pdf
(дата обращения: 21.06.2021).
8. Robles, M.M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today's workplace / M. M. Robles // Business Communication Quarterly. -2012. - № 75 (4). - Pp. 453465.
9. Волкова, М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ //Студенческая наука и XXI век. - 2017. -№ 15.- С. 224-226.
10. Патлина, А.С. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов /А.С. Патлина, Е.Д. Попова // Педагогический имидж. - 2017. - № 2 (35). - С. 94-103.
11. Осипова, С.И. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO/ С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, Э.А. Рудницкий // Перспективы науки и образования. -2019. - № 4(40).- С. 91-101.
12. Яркова, Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова 101 // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2, № 4. - С. 222-234.
13.Каталкина, Н.А. Методика формирования soft skills на уроке иностранного языка в высшей школе / Н.А. Каталкина, Н.В. Богданова // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: материалы Ежегодной всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы» (Санкт-Петербург, 18 - 19 февраля 2020г.) - Санкт-Петербург, 2020. - С. 185-191
14. Коротких, Е.Г. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вузов / Е.Г. Коротких, Н.В. Носенко // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2019.- № 44.- С. 43-47.
15. Локтаева, Н.Н. Формирование «мягких навыков» у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку/ Н.Н. Локтаева // Academia: педагогический журнал Подмосковья. - 2014. - № 2. - С. 24-26.
16. Слезко, Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2019. - Т. 12, Вып. 9. - C. 417-423.
17. Цаликова, И.К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И.К. Цаликова, С.В. Пахотина // Образование и наука. -2019. - Т. 21, № 8. - С. 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.
18. Татаурщикова, Д. Soft Skills. / Д. Татаурщикова. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-
skills/
19. Шипилов, В. Мини-книга. Навыковый коктейль. Soft-skills and Business Administration, 2015. -С.14-15.
20. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /И.Р. Гальперин. - Москва: Наука, 2007. - 139 с.
21.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и Методика: учеб.пособие для студ. лингв. ун-ов и фак.ин.яз. высш. пед. учеб. заведений /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Москва: Академия, 2006. - 336 с.
22. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковыхфакультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел : Изд-во Орловского гос. ун-та , 2005. - 114 с.
23. Серова, Т.С. Обучение гибкому иноязычному профессионально ориентированному чтению в условиях деловой межкультурной коммуникации: монография / Т.С. Серова. - Пермь : Изд-во Пермского гос. техн. ун-та, 2009. - 242 с.
24. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.05.2021).
25. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика"ФГОС по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика: приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 524. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71609010/ (дата обращения: 10.05.2021).
26. Профессиональный стандарт 11.003 «Корреспондент средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г.№ 339н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2014 г., регистрационный № 32589). URL: http://base.garant.ru/70674144/ (дата обращения: 10.05.2021).
27. Кричевская, К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.С. Кричевская // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 1. - С. 13-17.
References
1. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. (2017) Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in the professional and career development of employees. Naukovedenie. Vol. 9, No. 1:1-18.). (In Russ).
2. Stepanova L.N., Zeer E.F. (2019) Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov [Soft skills as predictors of students ' life self-realization]. Education and Science. Vol. 21, No. 8: 65-89. (In Russ).
3. StepinaA.V. (2018) Sovremennye tendencii issledovaniya social'nogo intellekta [Modern trends in the study of social Intellect]. Living psychology. № 5 (1): 71-76. Available from: https://doi.org/10.18334/lp.5.1.39026 (accessed: 20.06.2021). (In Russ).
4. Andrews J., Higson H. (2010) Graduate employment, 'soft skills' versus 'hard' business knowledge: A European study. Higher Education in Europe. № 33(4) : Employability, Mobility and the Labour Market. Pp. 411-422. Available from: https://doi.org/10.1080/03797720802522627 (date of access: 20.06.2021). (In Eng).
5. Herzig A., Lorini E., Pearce D. (2017) Social intelligence. AI & Society. Available from: https://doi.org/10.1007/s00146-017-0782-8 (date of access: 20.06.2021). (in Eng).
6. Meyer B.B. (2007) Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology. Journal of Applied Sport Psychology. Vol. 19: 1-13. (In Eng).
7. Mitchell G. (2007) Essential soft skills for success in the 21st century workforce as perceived by Alabama business/marketing educators. URL: http://etd.auburn.edu/bitstream/handle /10415/1441/Mitchell_Geana_57.pdf (accessed: 21.06.2021). (In Eng).
8. Robles M.M. (2012) Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today's workplace. Business Communication Quarterly. № 75 (4): 453-465. (In Eng).
9. VolkovaM.E. (2017) Formirovanie soft-skills u studentov pedagogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz [Formation of soft-skills among students of pedagogical specialties: theoretical analysis]. Student science and the XXI century. No. 15: 224-226. (In Russ).
10. PatlinaA.S.? Popova E.D. (2017) Setevoe vzaimodejstvie vuzov i shkol kak uslovie formirovaniya soft skills studentov [Network interaction of universities and schools as a condition for the formation of soft skills of students]. Pedagogical image. № 2 (35): 94103. (In Russ).
11. Osipova S.I., Gafurova N.L., Rudnitsky E.A. (2019) Formirovanie Soft skills v usloviyah social'no obshchestvennyh praktik studentov pri realizacii obrazovatel'noj programmy v ideologii Mezhdunarodnoj iniciativy CDIO [Formation of Soft skills in the conditions of socio-social practices of students in the implementation of an educational program in the ideology of the International initiative CDIO]. Prospects of science and education. № 4(40): 91-101. (In Russ).
12. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. (2016) Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga [Formation of flexible skills among students in the conditions of implementation of the professional standard of a teacher]. Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian studies. Humanitates. Vol. 2, No. 4: 222-234. (In Russ).
13. KatalkinaN.A., Bogdanova N.V. (2020) Metodika formirovaniya soft skills na uroke inostrannogo yazyka v vysshej shkole [Methodology of soft skills formation at a foreign language lesson in higher school]. In: Professionally-oriented language teaching: reality and prospects: materials of the Annual All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation "Professionally oriented language teaching: reality and prospects" (St. Petersburg, February 18-19, 2020). St. Petersburg. Pp. 185-191. (In Russ).
14. KorotkovE.G., NosenkoN.V. (2019) Principy formirovaniya «soft skills» pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej vuzov [Principles of the formation of "soft skills" when teaching English to non-linguistic students specialties of universities]. Foreign languages: linguistic and methodological aspects. No. 44: 43-47. (In Russ).
15. Loktaeva N.N. (2014) Formirovanie «myagkih navykov» u studentov vuza v processe obucheniya inostrannomu yazyku [Formation of "soft skills" among university students in the process of teaching a foreign language. Academia: pedagogical journal of the Moscow region. No. 2: 24-26. (In Russ).
16. Slezko Yu.V. (2019) Formirovanie «myagkih» navykov v processe professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov-mezhdunarodnikov [Formation of "soft" skills in the process of professionally oriented teaching of a foreign language to international students]. Philological sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma. Volume 12, Issue 9: C. 417-423. (In Russ).
17. Tsalikoval.K., Pakhotina S.V. (2019) Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah Scopus, Web of Science) [Scientific research on the formation of soft skills (review of data in the international databases Scopus, Web of Science). Education and Science. Vol. 21, No. 8: 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207. (In Russ).
18. Tataurshchikova D. (2007) Soft Skills. [Soft Skills. Available from: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (In Russ).
19. Shipilov V. (2015). Mini-kniga. Navykovyj koktejl'. Soft-skills and Business Administration [Mini-book. Skill cocktail. Soft-skills and Business Administration]. P. 1415. (In Russ).
20. GalperinI.R. (2007) Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. - Moscow: Nauka. 139 p. (In Russ).
21. Galskova N.D., Gez N.I. (2006) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i Metodika: ucheb.posobie dlya stud. lingv. unov i fak.in.yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and Methodology: textbook.manual for students. lingv. un-ov and fac. in. yaz. vysh. ped. ucheb. institutions]. Moscow: Publishing center "Academy". 336 p. (In Russ).
22. ObraztsovP.I., Ivanova O.Yu (2005) Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul'tetah vuzov [Professionally-oriented teaching of a foreign language at non-linguistic faculties of universities]. Orel: Publishing house of the Orel state university. 114 p. (In Russ).
23. SerovaT.S. (2009) Obuchenie gibkomu inoyazychnomu professional'no orientirovannomu chteniyu v usloviyah delovoj mezhkul'turnoj kommunikacii: monografiya. [Teaching flexible foreign language professionally oriented reading in the conditions of business intercultural communication: a monograph]. Perm : Publishing house of the Perm State Technical University. 242 p.. (In Russ).
24. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law" On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273-FZ]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 10.05.2021) (In Russ).
25. FGOS po napravleniyu podgotovki 42.03.02 ZHurnalistika [FSES in the field of training 42.03.02 Journalism, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.06.2017 No. 524]. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71609010/. (accessed: 10.05.2021) (In Russ).
26. Professional'nyj standart 11.003 «Korrespondent sredstv massovoj informacii» [Professional standard 11.003 "Reporter media", approved by order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of may 21, 2014 No. 339н (registered by the Ministry of justice of the Russian Federation on 5 June 2014, registration No. 32589) ]. Available from: http://base.garant.ru/70674144 (accessed: 10.05.2021) (In Russ).
27. Krichevskaya K.S. (1996) Pragmaticheskie materialy, znakomyashchie uchenikov s kul'turoj i sredoj obitaniya zhitelej strany izuchaemogo yazyka [Pragmatic materials that introduce students to the culture and environment of the residents of the country of the studied language. Foreign languages at school. No. 1: 13-17. (In Russ).
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.