Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / педагогическая технология / академическое мошенничество / иностранные языки / artificial intelligence / educational technology / academic fraud / foreign languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Г. Кондрахина, О Н. Петрова

В статье рассматривается сущность искусственного интеллекта (ИИ) и краткая история его совершенствования. Приводятся примеры использования ИИ как педагогической технологии в национальной и международной практике преподавания иностранных языков и оцениваются прогнозы, касающиеся использования искусственного интеллекта в образовании в будущем. Обсуждается, как используют ИИ студенты при подготовке к занятиям и контролю по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», и дается ответ на вопрос, следует ли считать использование ИИ академическим мошенничеством. Предлагаются некоторые способы борьбы с недобросовестным использованием возможностей ИИ при выполнении письменных заданий, в том числе экзаменационных. Упоминаются ограничения возможностей использования ИИ при преподавании иностранных языков. Делаются выводы, что на данной ступень развития ИИ еще рано называть педагогической технологией. Польза ИИ для изучающих иностранный язык, особенно самостоятельно и дистанционно, не вызывает сомнения. Однако, несмотря на то, что искусственный интеллект является перспективным, мощным и полезным инструментом – помощником преподавателя иностранных языков как при подготовке, так и поведении занятий, он вряд ли полностью вытеснит преподавателей иностранного языка из аудитории в обозримом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE POWER TO TEACH FOREIGN LANGUAGES: A NEW REALITY IN EDUCATION

The paper briefly touches upon the emergence and evolution of Artificial Intelligence (AI). The authors provide certain examples of current best practices in using AI as educational technology to teach foreign languages both in Russia and abroad along with the forecasts related to the future applications of AI opportunities in education. The ways students use the power of AI when getting prepared for English classes and sitting their language examination are also discussed to find out to which extent it should be considered academic fraud. Some approaches to confront the misuse or even the abusive use of AI for doing current and specifically exam writing tasks are offered. The paper also considers challenges and limitations of AI in education in general and in teaching foreign languages in particular. The conclusion is made that taking into account the current level of AI development nowadays it cannot be regarded as a full-fledged educational technology. Being undoubtedly an innovative, powerful and helpful instrument for a teacher of foreign languages both when preparing and teaching the language class it is still unable to fully replace a human in a classroom in a foreseeable future though the benefits of AI power for the students studying foreign languages specifically independently or using e-learning are obvious.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

educated, capable and purposeful candidates could become university financial students, whereas nowadays when higher education has become more accessible, there are also learners with a lower educational potential. Taking a Unified State Exam in a foreign language is not required to become a student majoring in Financial Markets, Corporate Finance, Business Valuation, etc., therefore different groups of learners have different expectations regarding their needs to use the target language.

The results obtained are of great value as they indicate what improvements should be introduced in the teaching process. The English language teachers should adhere to a student-centered approach where at the heart of the education process is a student, motivate every learner, meet their demands for high quality L2 training. Digitization decreases the information advantage of a teacher but requires the increase in the level of their knowledge of and expertise in methodology, pedagogy and psychology. Following the results of the study the teachers of English are recommended to vastly use those innovative interactive technologies based on doing or creating which are most favoured by all the learners of Generation Z: business games, video materials supported by group discussions, problem solving, round table talks, case studying. it is required to focus on practicing computer and digital technologies recommended in the questionnaires such as online interactive tests, mobile applications to BBC, Ted Talks, GPT-3 in addition to the ones they are regularly involved in. We should follow modern trends in education and provide our students

Библиографический список / References

with tailored materials based on their needs and capabilities by utilizing AI-powered content, making learning more enjoyable and interactive by incorporating game elements such as challenges, rewards, and competition into the learning process, which will allow students to progress at their own pace and receive customized learning experiences [21].

The role of the English language is crucial in raising a new generation of highly qualified professionals because interactive activities used in English develop a great many personal qualities and professional skills, with special emphasis on so-called 4 C skills of the 21-st century - creative thinking, collaboration, communication and critical thinking.

It is also necessary to inform Faculty authorities of students' wants related to the extension of the period of learning English and settle the problem of an increase in the number of academic hours via introducing optional classes in the syllabus of a foreign language. Regarding students' preferences to work with paper-based textbooks it is also reasonable to contact the University library with the request to have the required quantity of textbooks in stock.

We hope very much the findings of the study will be a starting point in developing students' individual trajectories of learning English which should be in compliance with the demands and requirements stated in the curriculum, on the one hand, and abilities, level of linguistic competence, needs and wants of a learner, on the other.

1. Panagiotou N., Lazou C., Baliou A. Generation Z: Media Consumption and MIL. Imgelem. 2022; Vol. 6, Issue 11: 455-476.

2. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learner-centered approach/ Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

3. Dudley-Evans T., St John M.J. Developments in English for specific purposes: a multidisciplinary approach. Cambridge, CUP, 1998.

4. Menggo S., Budiarsa M., Suastra I.M. Padmadewi N.N. Needs Analysis of Academic-English Speaking Material in Promoting 21st Century Skills. International Journal of Instruction. 2019; № 12 (2): 739-754.

5. Chostelidou D. A needs analysis approach to ESP syllabus design in Greek tertiary education: A descriptive account of students' needs. Article in Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2010; № 2 (2): 4507-4512.

6. Chan V. Determining students' language needs in a tertiary setting. English Teaching Forum. 2001; Vol. 39, № 3: 16-27.

7. Vermeulen Erik P.M. How to Prepare the Next Generation for the Uncertain Things to Come. Education in a Digital Age. 2017. Available at: https://hackernoon.com/education-in-a-digital-age-db3063214407

8. Dalvi V.M. Impact of digitization on language teaching and learning, Research. Journal of Language, Literature and Humanities. 2017; Vol. 4, Issue (5): 5-11. Available at: https:// www.isca.me/LANGUAGE/Archive/v4/i5/2.ISCA-RJLLH-2017-007.pdf

9. Christelow D. More than ESP: Teaching English with Digital and Print Content. 2018. Available at: http://news.ifmo.ru/en/education/trend/news/7437/

10. Todea L., Demarcsek R. Needs analysis for language course design. A case study for engineering and business students. 2017 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 200 012064: 1-10. Available at: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/200/1/012064/pdf

11. Robinson P. ESP Today. New York: Cambridge University Press, 1991: 48-62.

12. Council Recommendation of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning. Official Journal of the European Union. 2018/C 189/07. Available at: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)

13. West R., Frumina E. (European Standards in Russian Higher Education and the Role of English: the case study of the National University of Science and Technology (MISiS). European Journal of Education. 2012; Vol. 47, № 1: 50-63.

14. Borisova I.V., Balabas N.N. Using video materials as a means of increasing students& language training efficiency at the post-graduate level. Perspektivy nauki i obrazovania-Perspectives of Science and Education. 2019; № 41 (5): 400-411.

15. Theoretical and Methodological Approach to Financial Literacy through Content and Language Integrated Learning: Monograph. Edited by I. Klimova, S. Karpova, N. Kondrakhina, Moscow, Publ.House RUSCIence, 2019.

16. Kalugina O. Development of students' professional communicative competence in an economic higher school. X Linguae Journal. 2016; V. 9; Issue 4. Available at: http://www. xlinguae.eu/files/XLinguae4_2016_5.pdf

17. Pulverness A., Klimova I., Kalugina O., Vasbieva D., Ismagilova R. The formation of students' intercultural communicative competence in an English language learning environment at a non-linguistic higher school. X Linguae. 2017; Vol. 10; № 4: 381-396: Available at: http://www.xlinguae.eu/files/XLinguae4_2017_31.pdf

18. Cambridge Advanced Learner's Dictionary, Fourth Edition (CALD). Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/individualism

19. Fedotova V. Cultural Values as Predictors of Positive or Negative Attitude Towards Innovation Among Representatives of Various Generations of Russian People. Higher School of Economics Research Paper. 2015; № WP BRP 44/PSY/2015. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2677686

20. Duggal N. What Is Emotional Intelligence and Its Importance. Available at: https://www.simplilearn.com/emotional-intelligence-what-why-and-how-article

21. 5 Emerging Trends in Education Tech for 2024. Available at: https://www.avixa.org/pro-av-trends/articles/5-emerging-trends-in-education-tech-for-2024

Статья поступила в редакцию 29.01.24

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Petrova O.N., Cand. of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE POWER TO TEACH FOREIGN LANGUAGES: A NEW REALITY IN EDUCATION. The paper briefly touches upon the emergence and evolution of Artificial Intelligence (AI). The authors provide certain examples of current best practices in using AI as educational technology to teach foreign languages both in Russia and abroad along with the forecasts related to the future applications of AI opportunities in education. The ways students use the power of AI when getting prepared for English classes and sitting their language examination are also discussed to find out to which extent it should be considered academic fraud. Some approaches to confront the misuse or even the abusive use of AI for doing current and specifically exam writing tasks are offered. The paper also considers challenges and limitations of AI in education in general and in teaching foreign languages in particular. The conclusion is made that taking into account the current level of AI development nowadays it cannot be regarded as a full-fledged educational technology. Being undoubtedly an innovative, powerful and helpful instrument for a teacher of foreign languages both when preparing and teaching the language class it is still unable to fully replace a human in a classroom in a foreseeable future though the benefits of AI power for the students studying foreign languages specifically independently or using e-learning are obvious.

Key words: artificial intelligence, educational technology, academic fraud, foreign languages

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

О.Н. Петрова, канд. техн. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В статье рассматривается сущность искусственного интеллекта (ИИ) и краткая история его совершенствования. Приводятся примеры использования ИИ как педагогической технологии в национальной и международной практике преподавания иностранных языков и оцениваются прогнозы, касающиеся использования искусственного интеллекта в образовании в будущем. Обсуждается, как используют ИИ студенты при подготовке к занятиям и контролю по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», и дается ответ на вопрос, следует ли считать использование ИИ академическим мошенничеством. Предлагаются некоторые способы борьбы с недобросовестным использованием возможностей ИИ при выполнении письменных заданий, в том числе экзаменационных. Упоминаются ограничения возможностей использования ИИ при преподавании иностранных языков. Делаются выводы, что на данной ступень развития ИИ еще рано называть педагогической технологией. Польза ИИ для изучающих иностранный язык, особенно самостоятельно и дистанционно, не вызывает сомнения. Однако, несмотря на то, что искусственный интеллект является перспективным, мощным и полезным инструментом -помощником преподавателя иностранных языков как при подготовке, так и поведении занятий, он вряд ли полностью вытеснит преподавателей иностранного языка из аудитории в обозримом будущем.

Ключевые слова: искусственный интеллект, педагогическая технология, академическое мошенничество, иностранные языки

В настоящее время все чаще речь заходит о том, что развитие искусственного интеллекта представляет угрозу существованию целого ряда профессий, среди которых называют и преподавателей высшей школ, в том числе преподавателей иностранного языка. В первую очередь это касается английского языка, потому что уже модель GPT-3 - третье поколение алгоритма обработки естественного языка от OpenAI, по заявлению разработчиков, может быть использована для решения «любых задач на английском языке».

Еще недавно в качестве одного из основных рисков потерять работу для преподавателя иностранного языка в вузе рассматривались недостаточное владение цифровыми технологиями и внедрение EMI (применение английского языка как средства обучения) - тенденция вводить в вузах преподавание специальных дисциплин на иностранном языке в ущерб дисциплинам «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык» и «Иностранный язык для специальных целей».

Сейчас эти опасения вытеснены новой угрозой со стороны искусственного интеллекта. Существуют оптимистические и пессимистические мнения на этот счет Редко кто утверждает, что профессия преподавателя полностью исчезнет в ближайшем будущем, большинство склоняются к мнению, что профессия претерпит существенные изменения в связи с появлением «интеллектуальных помощников». Но, несомненно, система образования очень восприимчива к внедрению ИИ. Подтверждением этому служит мнение генерального директора OPEN AI Сэма Альтмана о том, что чат боты особенно полезны для работников трех отраслей, в число которых входит образование.

Не стоит считать, что использование ИИ в образовании - дело будущего. Уже сейчас в Сингапуре и Южной Корее в образовательном онлайн-пространстве функционируют цифровые ассистенты на основе нейросетей, ориентированные на изучение английского языка. К примеру, один из помощников специализируется на проверке письменных работ на грамматические ошибки (оценку выставляет учитель, принимая во внимание содержание текста). Со следующего учебного года анонсировано появление в начальных и средних классах 5 школ Сеула роботов - преподавателей английского языка. Они будут вести диалоги с учащимися на уровне носителей языка и корректировать произношение обучающихся в индивидуальном порядке.

Несмотря на такие разработки, по нашему мнению, сейчас наибольшее влияние на преподавание иностранного языка в вузе по традиционным моделям и технологиям оказывают усовершенствованные модели GPT (Generative Pre-trained Transformer), т. е. алгоритмы обработки естественного языка, выпущенные американской компанией OpenAI, и их аналоги.

Целью исследования является анализ текущей ситуации в использовании искусственного интеллекта в преподавании и изучении иностранных языков и возможностей быстрой адаптации вузовских преподавателей к новой реальности. В задачи исследования входило:

- изучить, какие платформы на основе ИИ используются в настоящее время в практике преподавания и изучения иностранного языка

собрать, проанализировать и обобщить материалы по лучшим практикам использования ИИ в преподавании иностранного языка;

- оценить возможности и ограничения использования ИИ при преподавании иностранного языка для профессиональных целей;

- ответить на вопрос, является ли использование ИИ студентами при подготовке к занятиям и контролю по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» академическим мошенничеством;

- предложить способы борьбы с недобросовестным использованием возможностей ИИ при выполнении заданий, в том числе экзаменационных;

- дать рекомендации преподавателям иностранного языка о том, как адаптироваться к новой реальности и обратить возможности ИИ на пользу себе, студентам и преподаванию.

Научная новизна исследования заключается в многоаспектности рассмотрения проблемы использования искусственного интеллекта в практике современного преподавания иностранных языков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе критически проанализированы лучшие отечественные и зарубежные практики исполь-

зования искусственного интеллекта для эффективного преподавания иностранного языка в вузе и определены перспективы их совершенствования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты данной работы могут использоваться преподавателями иностранного языка при подготовке заданий, которые требуют от студентов использования возможностей ИИ и вырабатывают у них навыки академически честного использования чат-ботов. Кроме того, в работе содержатся практические рекомендации для преподавателей по противодействию недобросовестному использованию студентами возможностей ИИ при подготовке письменных работ.

Использованию ИИ в работе университетов вообще и в преподавании иностранного языка в частности посвящено большое количество научных статей. Начало активных публикаций приходится на 2017 год, и от года к году число их возрастает При этом акцент в статьях меняется от прогнозирования образовательных возможностей ИИ в овладении иноязычными компетенциями [1; 2] в сторону оценки их текущей реализации [3; 4] в образовательном процессе в вузах. Значительное число публикаций так или иначе затрагивает вопросы этики, связанные с использованием ИИ в академической среде [5; 6], и лишь немногие статьи содержат рекомендации для преподавателей по адаптации к новым условиям и возможным изменениям в методике преподавания [7; 8].

В рамках реализации задач исследования рассмотрим некоторые инструменты на основе ИИ, которые сейчас применяются в преподавании и изучении иностранных языков. Таких инструментов множество. В работе Ковальчук С.В. и др. анализируются следующие платформы и виды речевой деятельности, с которыми они работают:

- Duolingo: все 4 вида речевой деятельности с анализом ошибок пользователя;

- Grammarly (письмо, чтение, редактирование) VPN

- QuillBot (письмо; чтение, лексика, проверка грамматики, перефразирование текстов, генератор цитат);

- ChatGPT (говорение, письмо, чтение, генерация текста по запросу пользователя);

- Multitran_bot (переводчик, словари);

- AndyRobot (грамматика);

- EnglishSimpleBot (грамматика);

- ELEVENLABS.IO - перевод текста в речь; автоматическое озвучивание аудио/видео [3]/

Большая часть упомянутых платформ имеют бесплатный функционал и платную подписку с расширенными функциями. Grammarly и ChatGPT требуют подключения VPN (Virtual Private Network).

Есть и более продвинутые платформы, например, приложение Intellias FeeBu (Feedback Butterfly), приобретенное издательством Oxford University Press для лицензированного распространения по всему миру Оно успешно имитирует обратную связь преподавателя иностранного языка, способно оценить уровень студента по ряду критериев. Приложение использует Оксфордский набор словарей и большое количество текстов для контекстуализированной (что очень важно) лексической практики, имеет компонент, который автоматически генерирует упражнения с пробелами и варианты ответов при задании заголовка и семантического контекста [1].

Образцом более доступной российскому пользователю платформы является ProgressMe, которая содержит примеры готовых уроков, созданных при помощи ИИ и позволяет генерировать свои материалы и уроки. В частности, интерес вызвало наличие трех уроков на тему "Personal Budget", которую мы изучаем на первом курсе. Каждый урок соответствует определенному уровню владения английским языком (B1, B2, C1 по европейской шкале), в котором отрабатываются все виды речевой деятельности с упором на проработку лексики. Хотя тема заявлена финансовая, раскрывается она с позиции повседневного английского языка (General English), т. е. в ситуациях личностного, а не профессионального общения. Материал подается достаточно однообразно, но цель запоминания слов, вынесенных в активный словарь в начале урока, достигается.

Среди цифровых приложений, пользующихся популярностью у преподавателей английского языка в России при подготовке к занятиям, можно назвать

AnkiDroid, Quizlet, Multitran, Live Worksheets, twee com, которые позволяют готовить словарные карточки, проверять усвоение лексики, выполнять автоматический перевод, создавать интерактивные материалы разных уровней сложности на основе существующих текстовых и т. д.

Вернемся к чат-ботам. Поскольку чат-боты используют искусственный интеллект (ИИ), то они понимают язык, а не просто команды. Генеративные приложения, например, ChatGPT, могут генерировать тексты и разный контент, похожие на созданные человеком. Они также могут отвечать на вопросы в манере, копирующей человеческую речь. Они анализируют запросы на естественном языке, называемые подсказками (промптами), и предсказывают наилучший возможный ответ, в рамках своего понимания языка и имеющейся в их распоряжении информации. Основными конкурентами Chat GPT считаются Gemini от Google, Шедевриум от Яндекс и GigaChat от Сбера. Последний из упомянутых чат-ботов - GigaChat - доступен всем желающим, легко справляется с вопросами на русском и английском языках и набирает популярность.

По своему функционалу чат-боты на основе ИИ могут эффективно помочь преподавателю при подготовке к занятию, в частности при разработке учебно-методических материалов. Можно «попросить» чат-бот составить план урока, подобрать примеры, исторические факты или текущие новости на заданную тему, придумать грамматические или лексические задания на множественный выбор, сгенерировать текст, содержащий заданные слова или определенные грамматические формы, составить вопросы к тексту, перефразировать заданный текст, подготовить викторину и т. д.

Очень полезной, например, при подготовке базы тестовых заданий большого объема, оказывается способность чат-бота быстро сгенерировать большое количество разных предложений с заданной лексикой или определенное грамматическое правило.

Безусловно, любой материал, сгенерированный нейросетью, перед использованием в классе требует проверки, так как сеть может неверно истолковать ваш запрос или просто начать «галлюцинировать». Поверять надо не только текст, но и фактическую сторону, особенно примеры.

Одной из трудностей при работе с генеративными нейросетями является необходимость правильно и четко сформулировать запрос. Эффективный запрос состоит из простых коротких предложений, но при этом должен быть достаточно детальным и понятным, например, вместо «хороший студент» пишем «студент 3 курса финансового вуза, владение языком на уровне В2». Хороший запрос также должен включать требования к ответу, например, объем и/или количество слов и абзацев в тексте, наличие введения и заключения, от какого лица писать и т. д.

Идеальным вариантом является включить в запрос пример выполнения задания, указав, что это пример. Запрос может быть индивидуализирован под конкретную группу или студента, т. е. в него можно включить возраст, интересы, специализации, уровень владения языком и другие параметры. Точность запроса повышает качество ответа. Если хочется получить несколько ответов, можно воспользоваться функцией «сгенерировать заново» или слегка изменить запрос, чтобы получить несколько вариантов заданий разной сложности на одну тему для работы в группе с учетом уровня отдельных студентов. Сеть также может помочь сформулировать запрос правильно и при повторном прогоне сгенерированного ею ответа выполнить функцию поиска собственных ошибок.

Среди недостатков использования ИИ обычно называют ситуации, когда чат-бот «галлюцинирует», делает логические ошибки или выдает ответ, противоречащий общечеловеческим ценностям. Наибольшие опасения, связанные с использованием нейросетей, вызывает в первую очередь сбор личной информации пользователя с последующим ее недобросовестным использованием. Преподаватели также обеспокоены снижением уровня педагогического взаимодействия со студентами и эмоционального воздействия на обучающихся [1; 5; 6].

На данный момент мы имеем дело с генеративным искусственным интеллектом, анализирующим данные и строящим прогнозы на основе заложенной модели общения. Однако, по прогнозам, в недалеком будущем он уступит место интерактивному интеллекту, способному работать, как человек, на условиях многозадачности, т. е. одновременно общаться через голосовые команды с несколькими пользователями, а также с другими нейросетями и программами для адаптации под поставленные задачи. При таком развитии событий можно ожидать от ИИ большей точности и лучшего качества работы.

Что касается преимуществ ИИ в обучении и управлении образованием, то они хорошо известны. Применение возможностей искусственного интеллекта повышает доступность языкового образования. ИИ способствует индивидуализации образования, позволяет усовершенствовать систему оценки, автоматизируя подсчет баллов и построение рейтинга, способствует погружению в языковую среду за счет применения чат-ботов и инструментов для анализа текста. Платформы на основе ИИ могут анализировать данные о студентах, чтобы адаптировать учебные планы под их нужды, делать обучение языку более эффективным и интересным [2; 4; 7].

Спорными остаются вопросы полезности ИИ для развития «жестких» и «мягких» навыков.

Что касается профессиональных «жестких» навыков, то в ряде вузовских предметах можно условно выделить часть, которая поддается алгоритмизации:

это конкретный набор фактов, дат, грамматических правил, законов, формул и т. д. Для овладения этими конкретными знаниями возможности ИИ значительны. Однако за пределы фактической информации выходят общение между студентом и преподавателем, эмоциональное воздействие личности преподавателя на студента, а также и отработка «узких» компетенций в рамках определенной специальности и специализации, например, творческих профессий, где роль преподавателя (мастера) не подлежит полной замене искусственным интеллектом.

На данный момент возможности ИИ для формирования личностных «мягких» навыков, в первую очередь коммуникативных, ограничены. Но чат-бот симулирует общение, что полезно на начальной стадии коммуникации для преодоления барьера «зажатости». Существуют симуляторы интервью на английском языке (например. AndroidHelp), полезные при подготовке к собеседованию для приема на работу, и программы (например, Maximum Power Point Tracking), автоматически оценивающие качество выступления с презентацией по ряду параметров (качество слайдов, контакт с аудиторией и т. д). Вторым «упреком» в адрес чат-ботов является то, что они не способствуют формированию навыков критического мышления. Однако в зависимости от запроса чат-бот может сгенерировать несколько вариантов ответа, так называемых сценариев, в том числе и альтернативных, которые требуют критического осмысления и окончательного выбора пользователем, например, при решении кейсов.

В связи с этим стоит затронуть тему академического мошенничества при использовании возможностей ИИ. Действительно, чрезмерное и недобросовестное использование ИИ ослабляет навыки студентов по самостоятельному написанию текста и критическому осмыслению информации, глушит самобытность и оригинальность творческого мышления, тем более что и запрашиваемая информация, и «уникальная» письменная работа нужного объема, и структуры на заданную тему генерируются чат-ботом практически моментально. Изначальные споры о целесообразности письменных домашних и контрольных работ в новых условиях сменились выработкой стратегий о том, как использовать ИИ при работе со студентами, и разработкой видов заданий, которые учат правильно составлять запросы и оценивать результаты, сгенерированные чат-ботов критически.

Примерами таких заданий являются:

- использовать нейросети для подготовки черновиков эссе или других письменных работ с последующим развитием предложенной ботом идеи или ее опровержением;

- интервьюировать известную личность на сайте Character.AI по заранее подготовленным вопросам [3];

- «попросить» чат-бота сгенерировать идеи для предпринимательского проекта с последующим обсуждением студентами предложенных вариантов, обязательной перепроверкой через другие поисковые системы предложенной чат-ботом информации и с указанием в представленной на защиту работе, что именно было сделано с помощью чат-бота [2].

Письменный перевод как форма домашнего задания изжил себя. Качество работы онлайн-переводчиков постоянно улучшается, и даже если сам текст оказывается в отдельных случаях несовершенным, смысл его понятен.

Тем не менее наша практика показывает, что при выполнении письменных работ с помощью ИИ проявляются отдельные факторы, которые сразу «выдают», что работу студент писал не сам. Например, в задании на написание отчета по конференции был вопрос о том, кто выступал в качестве докладчиков. ИИ ответил prominent, most famous, influential, renowned, well-known speakers. Студент бы назвал фамилии, должности и компании. Если задание предполагает указание на использование примеров из изученного курса, это тоже вызывает трудности у ИИ. В американских университетах существуют методические указания для преподавателей по созданию заданий, которые ИИ не может выполнить.

В работе Воеводы Е.В. и Шпыновой А.И. приводится анализ результатов выполнения ИИ задания по деловому письму (письмо-претензия) и делается вывод, что бот не сумел сгенерировать полностью готовый ответ, удовлетворяющий всем сформулированным в задании требованиям. Для получения удовлетворительного ответа потребовалась существенная доработка задания студентами на стадии формулировки запроса. Для повышения доли участия студентов в выполнении задания в статье рекомендуется составлять задания на русском языке с наименьшей детализацией и ограничением числа слов, чтобы студентам пришлось потрудиться над запросом на английском языке и над окончательным вариантом письма [8].

Рекомендация представляется разумной. В нашей текущей практике задание на написание отчета выглядит следующим образом:

You work for a firm of accountants. One of your clients, an electrical company, is experiencing severe cash problems. Write a report to them advising how to deal with cash flow problems. Write your answer in 200 to 250 words in an appropriate style. Your report should:

- summarize a current cash flow position of the company

- identify the reasons for their cash flow problems

- explain the necessity of cash flow forecasts and why they should be regularly revised

- offer possible solutions of cash flow problems for this particular company

По сути, это вполне приемлемый, почти готовый запрос для чат-бота. Если следовать вышеприведенным рекомендациям, то запрос следует сформулировать так: «Напишите ответ от имени консалтинговой фирмы на запрос компании, производящей электрооборудование, о способах преодоления проблем, связанных с движением денежных потоков». Однако, учитывая возможности электронных переводчиков, формулировка на английском языке представляется более целесообразной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается устного перевода и устной коммуникации, то усовершенствованные наушники и другие гаджеты для автоматического синхронного перевода уже существуют, и студенты пытаются их использовать на устных экзаменах по иностранному языку. Такие устройства сложно обнаружить. Например, устройство AI Pin, работающее на базе ChatGPT-4 (разработка компании Humane), представляет собой небольшую «брошку» с микрофоном, камерой и проектором для вывода информации на ладонь. Компания Solos выпустила умные очки, которые могут переводить разговор в режиме реального времени за счет интегрированного бота ChatGPT. Выглядят как стильный аксессуар, весят, линзы заказываются под потребителя. Очки реализуют автоматическое воспроизведение с разных платформ, включая WhatsApp.

Как в таком случае бороться с использованием ИИ при письменном и устном контроле? Системы проверки на антиплагиат неэффективны: тексты, созданные ИИ, признаются оригинальными. Разработаны специальные программы проверки текстов на авторство ИИ, но они дают не стопроцентно достоверный результат и требуют существенной доработки.

Одним из способов борьбы с применением ИИ является элементарная «глушилка» Интернета. Но уже существуют и апробированы разработки «автономного» ИИ на мобильные устройства, и, по прогнозам, автономный ИИ в обозримом будущем не только выйдет за пределы Интернета, но и создаст новую глобальную сеть под свои потребности.

Другим способом является возврат к экзаменам и зачетам в устной форме с опорой на неподготовленную речь и диалог с преподавателем, т. е. та практика, от которой мы отошли, заменив устные экзамены и зачеты на якобы более объективные и экономичные тесты, которые теперь успешно создает, решает и проверяет искусственный интеллект

Без уверенного владения возможностями ИИ у преподавателей вузов нет будущего. Искусственный интеллект уже оказывает и будет продолжать оказывать влияние на рынок труда. На данный момент человеческий труд дешевле качественных моделей на основе нейросетей и во многих областях сохраняет свою уникальность. Эти факторы объясняют, почему процесс вытеснения человека искусственным интеллектов не является быстрым, и, следовательно, у рынка труда есть возможность адаптироваться к этим изменениям. Овладение навыками использования ИИ является одним из очевидных способов такой адаптации. Процесс этот должен быть централизованным, качественным, практико-ориенти-рованным и обязательным для преподавателей вузов. Такие шаги уже предпринимаются. Например, Еврокомиссия предлагает образовательный курс Artificial

Библиографический список

Intelligence in Language Teaching («ИИ в преподавании иностранных языков») для учителей, преподавателей и сотрудников школ, колледжей и университетов. Целями курса заявлены:

- ознакомление слушателей с различными типами ИИ и их возможностями в преподавании иностранных языков;

- изучение вызовов, связанных с применением ИИ, и использование возможностей ИИ при проведении занятий;

- достижение понимания того, как работает ИИ;

- подробное изучение того, в каких областях ИИ полезен в настоящее время;

- обучение созданию учебно-методических материалов при помощи ИИ и использованию ИИ в учебном процессе.

В ChatGPT есть ресурс Advanced Tutorial for Teachers («Продвинутый курс для преподавателей»), который можно изучить самостоятельно. В России отдельные вузы и компании также предлагают разнообразные курсов по ИИ с той или иной степенью ориентированности на практику.

Отдельное внимание должно быть уделено гуманизации и правилам использования возможностей искусственного интеллекта. ЮНЕСКО и Букин-гемский дворец уже выпустили официальные документы по этике применения ИИ в академической среде. Для цивилизованного использования ИИ курс по использованию нейросетей и ИИ должен быть включен в программу российских вузов с охватом как технических, так и этических аспектов. Упор должен делаться на воспитании у студентов понимания необходимости критического анализа результатов, генерируемых чат-ботами, и академической честности, предполагающей отражение в процентном отношении вклада чат-бота в студенческую работу. Это тем более актуально, что некоторые российские вузы уже заявили о законности использования ИИ при написании выпускных дипломных работ, если процент использования не превышает порога примерно в 40%.

Для успешного внедрения ИИ в образовательный процесс требуются качественные методические указания для преподавателей по разработке заданий по разным дисциплинам, как исключающим, так и предусматривающим использование искусственного интеллекта.

Так как педагогическая технология предполагает стандартизацию системы обучения, ИИ пока рано называть педагогической технологией. Однако использование ИИ в преподавании является инновационной технологией с потенциалом стандартизации. ИИ создает одновременно возможности и проблемы, наделяет преподавателя новой, еще не полностью определенной ролью в образовательном процессе, и для его успешного внедрения в практику высшего образования безусловно потребуется совместная работа преподавателей, методистов, студентов, администрации вузов, регулирующих органов и разработчиков платформ на базе искусственного интеллекта.

Результаты работы могут быть использованы преподавателями и работниками вузов при работе над внедрением искусственного интеллекта в практику преподавания иностранных языков.

1. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика. 2020; № 10: 73-80.

2. Павлюк Е.С. Aнализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении. Современное педагогическое образование. 2020: № 12: 65-71.

3. Ковальчук С.В., Тараненко ИА, Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2023; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33000

4. Тоцкая И.В., Недоспасова ЛА Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты. Концепт. 2023; № 6: 14-27.

5. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. 2023; № 4: 9-22.

6. Резаев AE., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? Высшее образование в России. 2023; № 6: 19-37.

7. Костюнина СА Роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков. Вестник науки. 2022; № 2 (47): 38-42.

8. Воевода Е.В., Шпынова A.K Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5: 237-241.

References

1. Shefieva 'E.Sh., Isaeva T.E. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nom processe vysshih uchebnyh zavedenij (na primere obucheniya inostrannym yazykam). Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2020; № 10: 73-80.

2. Pavlyuk E.S. Analiz zarubezhnogo opyta vliyaniya iskusstvennogo intellekta na obrazovatel'nyj process v vysshem uchebnom zavedenii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020: № 12: 65-71.

3. Koval'chuk S.V., Taranenko I.A., Ustinova M.B. Primenenie iskusstvennogo intellekta dlya obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2023; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33000

4. Tockaya I.V., Nedospasova L.A. Obrazovatel'nyj potencial chat-botov v izuchenii inostrannyh yazykov: sociolingvisticheskij, didakticheskij i kommunikativnyj aspekty. Koncept. 2023; № 6: 14-27.

5. Ivahnenko E.N., Nikol'skij V.S. ChatGPT v vysshem obrazovanii i nauke: ugroza ili cennyj resurs? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 4: 9-22.

6. Rezaev A.V., Tregubova N.D. ChatGPT i iskusstvennyj intellekt v universitetah: kakoe buduschee nam ozhidat'? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 6: 19-37.

7. Kostyunina S.A. Rol' iskusstvennogo intellekta v izuchenii inostrannyh yazykov. Vestniknauki. 2022; № 2 (47): 38-42.

8. Voevoda E.V., Shpynova A.I. Primenenie tehnologij iskusstvennogo intellekta pri izuchenii delovogo anglijskogo (na primere pis'mennyh zadanij). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5: 237-241.

Статья поступила в редакцию 30.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.