References
1. Davydova N.N. Organizacionno-upravlencheskaya model' vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij kak faktor innovacionnogo razvitiya regional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2010; № 8 (76): 32-42.
2. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayuschego obrazovaniya. Vtoraya Rossijskaya konferenciya po 'ekologicheskojpsihologii: tezisy dokladov. Moskva, 2000: 172-176.
3. Kovaleva T.M. Otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo kak institucional'naya forma. Available at: https://www.thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-otkrytom-obrazovanii/otkrytoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-institutsionalnaya-forma/
4. Zeer 'E.F., Gordeeva H.H. Psihologiyaprofessional'nogoobrazovaniya: Shemy, tablicy, kommentarii, uprazhneniya: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2005.
5. Holostova E.I. Social'naya politika isocial'naya rabota: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2007.
6. Krylova N.B. i dr. Otkrytoe obrazovanie. Novye cennostiobrazovaniya. 2006; № 3 (27): 285-302.
7. Remorenko I.M. «Social'noe partnerstvo» v obrazovanii: ponyatie i deyatel'nost'. Sankt-Peterburg: Yugorsk, 2003.
8. Rybalkina N.V., Tupicyn A. Set' otkrytogo obrazovaniya: telekommunikacionnyj proekt sozdaniya obrazovatel'nogo prostranstva dlya orientacii starshih shkol'nikov regionov Rossii v mire social'no-gumanitarnyh professij. Uchitel'. 1998; № 3: 7-12.
9. Balabanova N.V. Obrazovatel'naya sreda shkoly i problemy socializacii lichnosti: monografiya. Krasnodar, 2002.
10. Scherbakova T.N. K voprosu o strukture obrazovatel'noj sredy uchebnyh uchrezhdenij. Molodojuchenyj. 2012; № 5 (40): 545-548.
Статья поступила в редакцию 19.04.23
УДК 378
Kravtsova A.G., teacher, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AGKravcova@fa.ru
CHATGPT-3: PERSPECTIVES OF APPLICATION TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article studies functional aspects of Al-based chat-bot GPT-3. Special attention is paid to the study of text generation functions in the prism of pedagogical optics. The purpose of the study is to analyze the potential of ChatGPT-3's integration into the process of teaching a foreign language. This article analyzes technical capabilities of ChatGPT-3 and offers ways of using them in foreign language learning. Research methods include analytical work with sources, as well as sociological survey and allow you to develop methodological strategies for using the chat-bot in classroom and extracurricular work. Also, this study contains evidence of students' approval of the possibility of using ChatGPT-3 in learning process. The results of this study clearly demonstrate that ChatGPT-3 possesses the qualities that justify the potential that will ensure its integration in many areas of human life, including the process of learning foreign languages, in the near future.
Key words: ChatGPT-3, artificial intelligence, learning, education, information technologies
А.Г. Кравцова, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: AGKravcova@fa.ru
CHATGPT-3: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются функциональные аспекты ChatGPT-3 - чат-бота на основе искусственного интеллекта. Особое внимание уделено исследованию функций генерации текста в призме педагогической оптики. Цель исследования - анализ потенциала интеграции ChatGPT-3 в процесс обучения иностранному языку. В статье анализируются технические возможности чат-бота и предлагаются способы их использования в процессе обучения иностранному языку. Методы исследования включают в себя аналитическую работу с источниками и позволяют выработать методические стратегии аудиторной и внеаудиторной работы с сервисом в процессе обучения. Также в ходе исследования приводятся доказательства отсутствия среди учащихся предубеждений против использования чат-бота как инструмента обучения. Результаты данного исследования наглядно демонстрируют наличие у ChatGPT-3 качеств, оправдывающих его применение в процессе обучения, и полезного потенциала, который обеспечит его внедрение во многие сферы жизни в ближайшем будущем.
Ключевые слова: ChatGPT-3, искусственный интеллект, педагогика, образование, информационные технологии
Актуальность исследования обусловлена очередным витком развития цифровых технологий, актуализировавшего вопрос о внедрении искусственного интеллекта в различные сферы жизни, в том числе и в процесс обучения иностранным языкам. Ряд характеристик, присущих одной из его разновидностей, технологии ChatGPT-3, позволяет предположить, что она могла бы быть интегрирована в образовательный процесс. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить потенциал внедрения ChatGPT-3 в образовательный процесс. Задачи исследования включают в себя анализ технических характеристик нейросети, выявление способов их применения в процессе обучения иностранному языку и социологический анализ мнений учащихся о возможности интеграции ChatGPT-3 в образовательный процесс. Научная новизна состоит в выявлении потенциала использования сервиса в процессе обучения иностранному языку и перечислении стратегий интеграции ChatGPT-3 в образовательный процесс. Теоретическая значимость заключается в том, что исследования потенциала использования ChatGPT-3 в образовании могут дать, в дальнейшем, возможность ввести новые методы и подходы в практику преподавания иностранного языка. Новое явление изучается в данной статье с опорой на современные исследования. Практическая значимость состоит в том, что в статье предлагаются подходы для применения ChatGPT-3 в обучении иностранному языку
Цифровые технологии в совокупности довольно широко используются в современном образовании. На них основана сама возможность дистанционных и смешанных занятий. Также различные мультимедийные и сетевые средства обучения весьма полезны в создании условий, моделирующих реальное иноязычное взаимодействие, что необходимо для развития познавательных, учебных и творческих способностей обучающихся в ходе разного рода коммуникаций [1, с. 113]. В данном исследовании используются методы аналитической работы с источниками, включающими в себя труды зарубежных исследователей, что позволяет выявить технические возможности сервиса и придумать стратегии их интеграции в образовательный процесс, а также используется социологический опрос, позволяющий выявить мнение студентов о потенциальном использовании сервиса в процессе обучения.
В определённых областях информатики также идёт активная работа по совершенствованию искусственного интеллекта, то есть систем, способных решать когнитивные задачи, предназначенные для человеческого разума. Использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании имеет относительно короткую историю. Её ранние примеры можно проследить до 1960-х и 1970-х годов, когда исследователи начали использовать компьютеры для создания персонализированных образовательных инструкций и их адаптации к потребностям отдельных учащихся. Это заложило основу для разработки более продвинутых образовательных инструментов и платформ на базе искусственного интеллекта, которые сегодня стали обычным явлением в классах. В 1980-х и 1990-х годах распространение персональных компьютеров и Интернета способствовало разработке более сложного образовательного программного обеспечения и платформ онлайн-обучения.
В начале 2000-х годов достижения в области машинного обучения и обработки естественного языка привели к разработке более совершенных ней-росетей, использовавшихся как образовательные инструменты на базе искусственного интеллекта. Эти сети были способны адаптироваться к потребностям отдельных учащихся и даже выставлять оценки. Сегодня искусственный интеллект применяется в образовании для персонализации обучения, автоматизации административных задач и даже для непосредственного наставничества. Поскольку область искусственного интеллекта продолжает развиваться, вполне вероятно, что в будущем мы увидим еще более инновационное использование искусственного интеллекта в образовании.
В последнее время широкое распространение получило такое направление ИИ, как обработка естественных языков (Natural Language Processing (NLP). Обработка естественного языка - это область искусственного интеллекта, которая включает в себя использование алгоритмов для анализа и интерпретации человеческого языка (письменной и устной речи) [2, c. 31]. Входные данные на основе естественного языка обеспечивают возможность аутентичной коммуникации в рамках речевых практик. Уже сейчас существует ряд образовательных сервисов, использующих технологии NLP. Grammarly - oнлайн-платформа с
функцией обработки текста, способна проанализировать не только орфографию и пунктуацию, но и риторическое позиционирование текста, основываясь на встроенной базе контекстных предложений [3, с. 169]. Чат-боты - сервисы для практики навыков устной речи - имитируют дискурсивное поведение людей с помощью встроенных корпусов языка. Чат-боты, такие как приложение Virtual Talk, Mondly или Memrise, Babbel и Duolingo, используют мультимедийный интерфейс, позволяющий учащимся практиковать изучаемый язык с помощью аудио, видео и изображений, в форме устного или письменного диалога [3, с. 171].
Однако возможность интеграции в образовательный процесс ChatGPT-3 -технологии, также основанной на искусственном интеллекте, в современном мире воспринимается скептически. Данная статья ставит целью разрешение этой проблемы. Исследования, посвященные непосредственно феномену ChatGPT-3, на данный момент малочисленны и в основном представлены зарубежными авторами. Однако существует ряд научных работ, посвященных искусственному интеллекту. Вопрос его внедрения в образовательный процесс рассматривался Соколовым Н.А., Дудем А.П., Дудь А.С. Коровникова Н.А. изучила проблемы и перспективы использования ИИ в современном образовании. Гамбеева Ю.Н., Глотова А.В. обосновывают, что ИИ вполне может быть частью современного образования. Данное исследование значимо для дальнейшего изучения возможностей внедрения ChatGPT-3 в процесс обучения иностранному языку. Хоть эксперименты с обучением программ обработки естественных языков на данный момент приостанавливаются, не исключено их возобновление в будущем.
Искусственный интеллект может использоваться в процессе индивидуального обучения - подхода к преподаванию и усвоению знаний, направленного на адаптацию учебного процесса к уникальным потребностям и способностям каждого учащегося. В этом контексте использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка возможно в следующих направлениях:
1. Практика разговорной речи: подобные сервисы предоставляют студентам интерактивную платформу для практики языковых навыков [4, с. 901].
2. Персонализированная обратная связь: платформы, основанные на ИИ, предоставляют учащимся немедленную и персонализированную обратную связь после выполнения тех или иных заданиям, помогая выявить области, нуждающиеся в дополнительной практике [5, с. 3].
3. Практика на аутентичных языковых материалах: данные платформы включают в себя корпусы разнообразных текстов, написанных носителями языка, что позволяет более разносторонне и увлекательно практиковать язык.
Таким образом, платформы, основанные на ИИ, уже обладают достаточным количеством полезных характеристик, позволяющих интегрировать их в учебный процесс.
В конце 2022 года всеобщее внимание привлек чат-бот ChatGPT-3 (Generative Pre-Trained Transformer), основанный на искусственном интеллекте. ChatGPT - это система обработки естественного языка (NLP), разработанная компанией Open AI, которая взаимодействует с собеседником реалистичным образом и даже «отвечает на последующие вопросы, признает свои ошибки, оспаривает неверные предпосылки и отклоняет неподходящие запросы», как пишет об этом компания-создатель. Основной функцией ChatGPT-3 принято считать имитацию человеческой речи, однако его возможности гораздо шире; он может буквально создавать новые осмысленные тексты, такие как стихотворения, рассказы или романы, демонстрируя оригинальность в пределах своих возможностей [6, с. 3]. ChatGPT основан на модели глубокого обучения под названием GPT-3, которая основывается на огромных объемах данных. По сравнению с предшественниками, GPT-3 является куда более продвинутой с точки зрения масштаба (наличие 175 миллиардов параметров, по сравнению с 1,5 миллиардами у GPT-2), большего объема исходных данных, следовательно, ее тексты более аутентичны.
30 ноября 2022 года система ChatGPT-3 стала доступна для бесплатного общественного тестирования. Чат-бот способен обрабатывать широкий спектр текстовых запросов. Исходные технические характеристики позволяют ChatGPT-3 вести максимально естественную коммуникацию. Сервис уже зарекомендовал себя как крайне полезный инструмент в таких областях, как виртуальное общение, образование, обработка текстов и поиск информации [7, с. 113-118]. Однако необходимо отметить, что сеть на данный момент несовершенна, и ее знания ограничены входными данными, не позволяющими произвести масштабный поиск информации. Как следствие, ChatGPT-3 не может предоставить точную или актуальную информацию, а также генерировать ответы на сложные или не предусмотренные исходными данными вопросы. Более того, входные данные, основанные на естественном языке, могут сыграть злую шутку, так как сеть способна выдавать ответы, содержащие предвзятую или оскорбительную лексику [8, с. 82].
Задаваясь вопросом, какую роль может сыграть ChatGPT-3 в обучении иностранным языкам, можно отметить пользу данного чат-бота в адаптивном обучении, где будет применяться интеллектуальный анализ данных и образовательных систем, а также аналитика обучения и своевременный анализ его процесс [9, с. 223-224]. ChatGPT-3 основан на обучаемой нейросети, что позволяет адаптироваться к пожеланиям пользователя и его индивидуальным предпочтениям. Еще одним преимуществом ChatGPT-3 является способность формулировать ответ без ожидания, что приближает таким образом коммуникацию с сервисом максимально близко к реальному диалогу с преподавателем. В этом
его отличие от Google, выдающего результат, основываясь на алгоритме подбора соответствующих ссылок на сайты, а не саму информацию [10, с. 8].
Можно выделить несколько потенциальных преимуществ использования ChatGPT-3 в образовании. Во-первых, ChatGPT-3 предоставляет учащимся немедленную обратную связь, позволяя быстро выявлять и исправлять ошибки. С помощью сервиса студенты получают персонализированные возможности для практики, адаптированные под их индивидуальные потребности и способности [11, с. 12], а вместе с тем — возможность оптимизации процесса самостоятельного обучения, вследствие того, что сеть способна дать прямые ответы. ChatGPT-3 можно использовать в любое время и в любом месте благодаря неограниченному доступу к ресурсам для изучения языка, что позволяет учащемуся практиковаться в собственном темпе. ChatGPT-3 может быть и экономичным решением для изучения языка, поскольку не требует никаких дополнительных ресурсов или материалов, кроме компьютера или мобильного устройства. Также ChatGPT-3 примечателен удобным дизайном интерактивной платформы.
Кроме этого можно выделить следующие преимущества ChatGPT-3: способность обрабатывать естественный язык, распознавая закономерности и тенденции в нем, помощь исследователям в анализе и понимании огромных объемов текстовых данных, таких как публикации в социальных сетях или новостные статьи, его можно использовать как вспомогательный инструмент для обзора литературы, где он отберет наиболее релевантные запросу или ключевому слову источники.
Вместе с тем ChatGPT-3 обладает и рядом недостатков. Во-первых, для сервиса характерен крайне ограниченный эмоциональный интеллект: ChatGPT-3 не хватает способности понимать эмоциональный контекст разговора, который имеет очень важное значение в процессе обучения. Во-вторых, чат-бот недостаточно осведомлен о культурном коде [11, с. 8]. Кроме того, очевидно, что чат-бот может провоцировать интенсификацию зависимости от технологий. Если процесс обучения ограничится использованием ChatGPT-3, это приведет к тому, что учащиеся слишком привыкнут к возможностям сервиса, упрощающим выполнение учебных задач, таких как написание сочинений и писем. Это может привести к подавлению их творческого мышления. Тем не менее вышеупомянутых проблем можно избежать, если использование функционала нейросети будет корректным образом интегрировано в образовательный процесс.
Во время работы с ChatGPT-3 были выявлены следующие потенциальные способы применения нейросети в обучении иностранным языкам.
1. Составление текстов для аудиторной и внеаудиторной работы.
Вероятно, самой понятной и полезной функцией ChatGPT-3 является ее
способность генерировать текст на заданном языке по тематике любой направленности. При составлении запроса можно указать желаемый режим повествования, определенную лексику и грамматические формы. Подобные тексты можно использовать и как дополнительное чтение, и как основу для лексико-граммати-ческих заданий. Еще один вариант использования нейросети в аудиторной работе - генерирование текстов для последующего сравнения с другими аналогичными текстами. В этом случае можно использовать аутентичный текст либо текст, самостоятельно написанный обучающимися. В первом случае обучающиеся смогут выявить особенности, характерные для речи носителей языка. Во втором случае они смогут самостоятельно дать оценку своему тексту, выявив его слабые и сильные стороны. В качестве эксперимента отдельным видом работы может стать сама генерация текста с помощью нейросети. По её результатам обучающиеся смогут не только сравнить полученные тексты между, но и выявить, чья формулировка запроса позволила добиться наилучшего итогового результата.
2. Составление диалогов.
Чат-бот способен создать по запросу диалог, где также можно указать его тематику и задать определенный бэкграунд коммуникативной ситуации (место, роли собеседников, обстоятельства, спровоцировавшие разговор). Эти диалоги можно использовать как иллюстрации к определенным коммуникативным ситуациям и применять как для чтения, так и в качестве образца для составления обучающимися собственного диалога.
3. Генерация новых версий ранее составленного текста.
Нейросеть может создать упрощенную или усложненную версию исходного текста, что позволит адаптировать один и тот же текст в соответствии с уровнем знаний обучающегося.
4. Генерация вопросов.
ChatGPT-3 может составить вопросы как на определенную тематику, так и на основе заданного текста. Кроме того, сервис дает возможность сгенерировать не только сам вопрос, но и варианты ответов к нему.
5. Создание списка лексики.
Еще одной возможностью ChatGPT-3 является составление списков лексики. Список может представлять собой как тематическую лексику, так и лексику, вычлененную из определенного текста. Возможности нейросети также разрешают моментально перевести полученный список с одного заданного языка на другой. Следует, однако, принимать во внимание тот факт, что переводческие способности ChatGPT-3 не идеальны и в целом похожи на функционал всех привычных онлайн-переводчиков: результат работы над текстом удовлетворителен только в том случае, если он не обременен сложными лексическими, грамматическими и смысловыми конструкциями. Однако, опираясь на сказанное ранее, можно заключить, что нейросеть вполне подходит для составления словарных списков.
В ходе исследования также был проведен социологический опрос, чтобы узнать мнение студентов о потенциале интеграции ChatGPT-3 в учебный процесс. Полезным для обучения сервис сочли 89% процентов опрошенных, большая часть из которых увидела пользу в его использовании для написания текстов (при этом 64% респондентов имели в виду научные тексты, а 34% склонялись скорее к эпистолярному жанру). Однако опрошенные не всегда довольны полученным результатом работы нейросети: «да» ответили только 19%, 67% довольны итогом иногда. Причины неудовлетворенности результатами 54% назвали отсутствие особого авторского стиля, и 50% оказались недовольны отсутствием логических связей. В число прочих причин неудовлетворенности вошло стилистическое несоответствие полученных текстов заявленному жанру и отсутствие у ChatGPT-3 способности к эффективной оригинальной контраргументации. Опрошенные выделили необходимость усовершенствовать систему так, чтоб ее ответы были более релевантны (33%), сложнее по структуре (29%) и объему (25%). В вопросе применимости ChatGPT-3 в обучении языкам большинство выбрало ответ «да» (64%) и столько же заявило, что хотели бы внедрения ChatGPT-3 в учебный процесс.
Далее студентам был предложен полезный потенциал применения сервиса в различных аспектах обучения иностранным языкам. Однозначную пользу студенты увидели в применении сервиса в процессе обучения навыкам письма (Writing), улучшении словарного запаса (Vocabulary) и работе над грамматическими заданиями (Grammar). Польза сервиса в практике устной речи была оценена неоднозначно: 33% опрошенных оценили потенциал сервиса в этом аспекте крайне низко, а ещё 33%, наоборот, оценили его возможности как довольно высокие. Потенциал использования ChatGPT-3 для изучения стилистических особенностей текстов как крайне высокий ртметили 50% студентов.
Алан Тьюринг задавался вопросом, умеют ли машины думать. Сегодня мы можем сказать, что однозначный положительный ответ на этот вопрос становится ближе и ближе с каждым днем. Система ChatGPT-3, хотя и появилась недавно, уже успела стать причиной большого количества дискуссий, в ходе которых прозвучали вопросы об этическом аспекте использования нейросетей, а также о предполагаемых последствиях ее запуска для сферы образования. Однако ChatGPT-3, невзирая на все свои достоинства, пока вряд ли представляет собой реальную угрозу процессу обучения, по крайней мере сейчас, когда ее способности, как было показано выше, ограничены, что не позволит обучающемся переложить на неё всю ответственность за выполнение учебных заданий. И, бесспорно, на данный момент сгенерированные тексты представляют
Библиографический список
собой шаблон, наполненный не отличающейся богатством и оригинальностью лексикой. Смысловая составляющая подобных текстов однообразна и не всегда корректна. Данное обстоятельство обусловливает фактор невозможности ее использования в ряде гуманитарных дисциплин (некоторые из них могут вестись на иностранном языке), предполагающих формулирование индивидуальной точки зрения. Нейросеть на данный момент не способна составить конкуренцию реальным преподавателям, поскольку не может обеспечить такой же уровень личного взаимодействия и подстроиться под определенный культурный контекст Однако ее появление поставило ряд вызовов, высветивших необходимость изменений в привычном всем образовательном процессе. Наиболее оптимальным решением будет не введение запретов, соблюдение которых будет невозможно проконтролировать, и не молчаливое согласие с её неэтичным использованием, но ряд мер, предусматривающих адаптацию к новой действительности, и поиск решений по оптимальному внедрению сервиса в сфере образования.
В данной статье были предложены некоторые стратегии интеграции ChatGPT-3 в процесс обучения иностранным языкам. Потенциальное использование ChatGPT-3 может включать в себя анализ лексики, стилистики и структуры сгенерированного текста с последующим выявлением в нем сильных и слабых сторон. Этот анализ позволит обучающемся выявлять закономерности определенного текста и, как следствие, улучшит их способность в написании собственных работ В результате подобных действий может сформироваться навык различать текст, написанный машиной, от того, чей автор - человек. Кроме того, в статье содержится социологический опрос, демонстрирующий готовность студентов изучать иностранный язык вместе с ChatGPT-3.
Дальнейшее развитие технологий ИИ с большой вероятностью приведет к росту ценности авторских текстов, а также к большей востребованности людей, обладающих уникальным знанием и способных грамотно его излагать. Французский философ Жан Бодрийяр писал, что искусственный разум лишен способности мышления, потому что он безыскусен. Искусство - это то, что меняет реальность. Искусственный интеллект сегодня не может изменять реальность, но лишь слепо воспроизводить исходные данные, будучи неспособным превзойти самого себя. Поэтому, невзирая на все его кажущиеся колоссальными возможности, нет причин считать, что он может полностью заменить человека. ChatGPT-3 способен стать хорошим инструментом, упрощающим коммуникацию, однако в тех областях, где требуется выход за пределы шаблона, где нужно «превзойти самого себя», он бессилен.
1. Исаева Т.Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект. Общество: социология, психология, педагогика. Краснодар, 2020; № 3 (71).
2. Manning C., Sohutze H. Foundations of statistical natural language processing. Cambridge (MA), 1999.
3. Srfimidt T., Strasser T. Artifioial Intelligenoe in Foreign Language Learning and Tearfimg: A oall for Intelligent PraGtioe. Anglistik. Heidelberg, 2022; Jahrgang 33, Ausgabe 1.
4. Tran Tin Nghi. Applying AI Chatbot for teaching a Foreign Language: an empirca! research. International Journal of Scientific & Technology Research. Delhi, 2019; Vol. 8, № 12.
5. Kasneci E., Seßler K., K^hemann S. et al. ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education. Learning and Individual Differences. 2023; Vol. 103.
6. Lund B., Wang T. Chatting about ChatGPT: How may AI and GPT impact academia and libraries? Library Hi Tech News. 2023; № 40.
7. Dale R. GPT-3: What's it good for? Natural Language Engineering. Cambridge, 2021; № 1 (27).
8. Deng J., Lin Y. The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview. Frontiers in Computing and Intelligent Systems. 2022; Vol. 2, № 2.
9. Krstic L., Aleksic V., Krstic M. Artifbial Intelligence in Education: A Review. International scientific conference Technics and Informatics in Education - TIE. Abstats. Cacak, 2022.
10. Opara E.C. Tolorunleke C. et al. ChatGPT for Teaching, Learning and Research: Prospects and Challenges. Global Academic Journal of Humanities and Social Sciences. Dubai, 2023; Vol. 5, № 2.
11. Zhai X. ChatGPT User Experience: Implirations for Education. SSRN Electronic Journal. 2022; № 1. References
1. Isaeva T.E. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe obucheniya inostrannym yazykam v vuze: metodologioheskij aspekt. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. Krasnodar, 2020; № 3 (71).
2. Manning C., Schutze H. Foundations of statistical natural language processing. Cambridge (MA), 1999.
3. Schmidt T., Strasser T. Artifbial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching: A call for Intelligent Practice. Anglistik. Heidelberg, 2022; Jahrgang 33, Ausgabe 1.
4. Tran Tin Nghi. Applying AI Chatbot for teaching a Foreign Language: an empirical research. International Journal of Scientific & Technology Research. Delhi, 2019; Vol. 8, № 12.
5. Kasneci E., Seßler K., Küchemann S. et al. ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education. Learning and Individual Differences. 2023; Vol. 103.
6. Lund B., Wang T. Chatting about ChatGPT: How may AI and GPT impact academia and libraries? Library Hi Tech News. 2023; № 40.
7. Dale R. GPT-3: What's it good for? Natural Language Engineering. Cambridge, 2021; № 1 (27).
8. Deng J., Lin Y. The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview. Frontiers in Computing and Intelligent Systems. 2022; Vol. 2, № 2.
9. Krstic L., Aleksic V., Krstic M. Artifbial Intelligence in Education: A Review. International scientific conference Technics and Informatics in Education - TIE. Abstats. Cacak, 2022.
10. Opara E.C. Tolorunleke C. et al. ChatGPT for Teaching, Learning and Research: Prospects and Challenges. Global Academic Journal of Humanities and Social Sciences. Dubai, 2023; Vol. 5, № 2.
11. Zhai X. ChatGPT User Experience: Implirations for Education. SSRN Electronic Journal. 2022; № 1.
Статья поступила в редакцию 07.04.23
УДК 378
Kuznetsov A.A., postgraduate, Moscow City University, specialist of the resource Center of the Institute of Continuing Education of the Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru
PHILOSOPHICAL APPROACH TO THE UNDERSTANDING OF ACADEMIC MOBILITY. The article discusses a problem of understanding the phenomenon of academic mobility. At this stage, academic mobility is only spreading across many regions and countries, is being rebuilt and developed. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of philosophical and pedagogical sciences, the article discusses different approaches to understanding academic mobility, its