Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисциплины / интернет / познание / воспитание / цивилизация / потребности / общество / образование / disciplines / Internet / knowledge / upbringing / civilization / needs / society / education.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ф У. Сугуралиева

Статья посвящена возможностям интернета в преподавании социальногуманитарных дисциплин. Среди большого количества функций Интернета необходимо выделить познавательно-просветительную, предоставление многообразной культурной, исторической, научной информации. Интересна и гедонистическая функция (речь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата). Нашей молодежи необходимо не просто уметь находить нужную информацию, но и ее обрабатывать, анализировать, при этом и Интернет, в свою очередь, должен дозированно и объективно представлять такие материалы, которые повышают общую культуру, духовно обогащают электорат. В быстро меняющемся мире нужно использовать современные технологии в конструктивном плане для воспитания молодежи с учетом общечеловеческих ценностей и сохранения национальных традиций и обычаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the possibilities of the Internet in teaching social and humanitarian disciplines. Among the large number of functions of the Internet, it is necessary to single out cognitive and educational, providing diverse cultural, historical, scientific information. The hedonistic function is also interesting (we are talking not just about entertaining information, but also about the fact that any information is perceived with a great positive effect, when the very way of its transmission causes a feeling of pleasure, meets the ethical needs of the addressee). Our young people need not only to be able to find the necessary information, but also to process and analyze it, while the Internet, in turn, must provide dosed and objective materials that enhance the general culture and spiritually enrich the electorate. In a rapidly changing world, it is necessary to use modern technologies in a constructive way to educate young people, taking into account universal values and preserving national traditions and customs.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

^Ш^0.24412|2иии1и3ии|20и2й2йиии1™

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ф. У. Сугуралиева

к.и.н., и.о.доц. кафедры Новейшая история Узбекистана

ТГПУ им. Низами

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена возможностям интернета в преподавании социально -гуманитарных дисциплин. Среди большого количества функций Интернета необходимо выделить познавательно-просветительную, предоставление многообразной культурной, исторической, научной информации. Интересна и гедонистическая функция (речь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата). Нашей молодежи необходимо не просто уметь находить нужную информацию, но и ее обрабатывать, анализировать, при этом и Интернет, в свою очередь, должен дозированно и объективно представлять такие материалы, которые повышают общую культуру, духовно обогащают электорат. В быстро меняющемся мире нужно использовать современные технологии в конструктивном плане для воспитания молодежи с учетом общечеловеческих ценностей и сохранения национальных традиций и обычаев.

Ключевые слова: дисциплины, интернет, познание, воспитание, цивилизация, потребности, общество, образование.

ABSTRACT

The article is devoted to the possibilities of the Internet in teaching social and humanitarian disciplines. Among the large number of functions of the Internet, it is necessary to single out cognitive and educational, providing diverse cultural, historical, scientific information. The hedonistic function is also interesting (we are talking not just about entertaining information, but also about the fact that any information is perceived with a great positive effect, when the very way of its transmission causes a feeling of pleasure, meets the ethical needs of the addressee). Our young people need not only to be able to find the necessary information, but also to process and analyze it,

April, 2022

914

while the Internet, in turn, must provide dosed and objective materials that enhance the general culture and spiritually enrich the electorate. In a rapidly changing world, it is necessary to use modern technologies in a constructive way to educate young people, taking into account universal values and preserving national traditions and customs.

Keywords: disciplines, Internet, knowledge, upbringing, civilization, needs, society, education.

Реалии конца XX в., вызванные «информационным взрывом», привели к созданию новых общественных концепций и теорий, в том числе теории постиндустриального общества и теории информационного общества.

Альберт Эйнштейн говорил вскоре после Второй мировой войны, что «человечество пережило в 1945 г. атомный взрыв, но к концу столетия ему предстоит пережить не менее важный - информационный взрыв». [4, 46]

Как известно, духовная сфера первой реагирует на общественные процессы и изменения. Можно предположить, что, находясь в этнокультурном, социально-экономическом и политическом изменениях яркой картиной, наше мировое сообщество в современную эпоху находится в поиске качественно нового состояния трансформации, основным содержанием которого является, соприкосновение различных, а порой и стыковка культурных цивилизаций без, которых, не сможет развиваться ни один регион, или другое примерное пространство.

В условиях глобализации, когда наблюдается взаимопроникновение различных компонентов духовной сферы, реальной угрозой стало внедрение некоторых идеалов, которые чужды нашему духовному миру, формировавшемуся веками.

Кроме того, ускоренное развитие техники и динамика резких исторических сдвигов, не согласующиеся с биологическими ритмами человека и общества, приводят к потере ориентации, духовной усталости, опустошению, болезням и одной из самой опасной и неизлечимой - логоневрозу, связанной с потерей смысла жизни.

В период новейшей истории стали преобладать процессы, обусловленные глобализацией и информатизацией. Они охватили все страны и континенты, проникли в каждый дом, оказывают воздействие на каждого человека и на огромные массы людей. Под их влиянием видоизменяется понимание национальных границ, стираются

April, 2022

915

барьеры между государствами, что свидетельствует о надвигающейся «смерти пространства» и становлении нового глобального информационного общества.

Информационное общество стало новой ступенью в развитии человечества, на которой доминирующими объектами производства и потребления становятся информационные товары и услуги.

Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Узбекистан осуществляется в более 140 высших учебных заведениях -университетах и институтах. В целях создания необходимых условий для всестороннего удовлетворения информационных потребностей студентов высших образовательных учреждений страны, а также для развития в национальном сегменте сети Интернет молодежных образовательных и познавательных информационных ресурсов создана социально-образовательная сеть Ziyonet которая объединяет молодежь в виртуальном пространстве.

Говоря об использовании Интернета, как одного из источников инновационных коммуникаций необходимо напомнить, что именно он является одним из важнейших инструментов современного образовательного процесса. Интернет сегодня информирует, просвещает, рекламирует, развлекает и т.д., Кроме того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются также с помощью Интернета.

Агрессивная глобализация культуры воздействует на современную молодежь через особые социальные технологии, тем самым трансформируя процесс социализации. Поколение детей 80-90-х гг. ХХ века попало под влияние электронной коммуникативной сети и приобрело такой опыт общения с миром, которого никогда не было у человечества. Молодежь теперь не может, как ранее, выступать простым преемником и транслятором прежних норм, поскольку она их уже не понимает и не принимает. [5]

Сложившуюся реальность конца XX в., часто называют «информационным взрывом». Альберт Эйнштейн говорил вскоре после Второй мировой войны, что «человечество пережило в 1945 году атомный взрыв, но к концу столетия ему предстоит пережить не менее важный - информационный взрыв». [4, 46]

Информационное общество, характеризуется как новая ступень в историческом развитии человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления выдвигаются информационные товары и услуги.

April, 2022

916

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-914-919

Новые функции информации, как цепная реакция преобразовали все основные сферы жизнедеятельности человека и самое главное самого человека. Возрождающиеся ценностные ориентиры устремились на совершенствование внутреннего потенциала личности, на способности и возможности творчески применять свои знания, а самое главное мобильно переквалифицироваться, в случае необходимости и потребности общества. Таким образом, информация и знания все более претендуют на роль стратегических ресурсов государства.

Социально-гуманитарные дисциплины и связанные с ними влияние на жизненные устремления современности невозможно рассматривать без вмешательства Интернета. Учитывая, что в настоящее время Интернет влияет на нашу жизнь гораздо сильнее, чем все остальное, отсюда имеет место быстро меняющиеся ценностные ориентиры, потребительские запросы.

В функциональном плане Интернет выполняет не только информационно-ознакомительную роль, но и непосредственно участвуют, во-первых, в формировании общественного мнения; во-вторых, в воспитании политической и правовой культуры; в-третьих, высокохудожественных эстетических идеалов, вкусов, нравственных норм; в-четвертых, в удовлетворении многих духовных потребностей населения; в-пятых, в пропаганде исторического духовного наследия; в-шестых, в ознакомлении с общечеловеческими ценностями и мировыми приоритетами; в-седьмых, в распространении и разъяснении идеологии национальной независимости и др. Это говорит о том, что Интернет превратился в достаточно эффективный инструмент в освоении социально-гуманитарных дисциплин. [3, 31]

Новая эра глобализации предъявляет новые требования к Интернету. Нельзя также злоупотреблять возможностями влиять на него. По этому поводу весьма интересно сказал видный ученый США, специалист по СМИ, профессор Монро Прайса Я.Н. Засурский: "В конце века опасность злоупотребления СМИ и новейшими информационно-коммуникационными технологиями в качестве инструмента манипулирования сознанием обозначились жестко и жестоко. Для преодоления этой опасности нужны международные усилия". [1, 6] Не является исключением эта мысль и для нашей страны.

Сегодня необходимо эффективно использовать информационные сайты, как интерактивные механизмы формирования политической культуры, кроме того, и в процессе воспитания подрастающего поколения. В свою очередь, Интернет должен соблюдать нравственно-

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-914-919

этические нормы, обеспечивая соблюдение прав населения на получение достоверной информации.

Исследуя данный аспект, необходимо обратить внимание и на обратную сторону медали, то есть, когда Интернет может вызвать резонанс и обострение наиболее актуальных проблем современности, таких, например, как религиозная нетерпимость, межнациональная неприязнь и т.д. Именно в Интернете в режиме он-лайн освещаются деструктивные эпизоды, происходящие в разных концах мира.

Кроме того, СМИ (телевидение, Интернет, радио и т.д.), порожденные современной техникой, людей разобщают, заменяя непосредственное общение, уводя от естественных традиционных форм общественной жизни к частной обособленности. Это - одна из причин тотальной пассивации человека, которая может стать наиболее грозной опасностью ближайшего будущего. Процессы глобализации в экономической и общественной жизни приводят к потере идентичности культур различных народов. Сейчас нет ни надежных социальных теорий, ни философско-антропологических концепций, которые позволили бы понять и хоть как-то охарактеризовать современное состояние человека и общества, и, что особенно важно, их перспективы. [2]

Таким образом, сегодня в быстроменяющемся мире следует адаптировать современные технологии в деле воспитания молодежи гуманистическим традициям, а также в процессе сохранения национальных традиций и обычай.

Вступив в новое политико-временное измерение необходимо и дальше развивать Интернет через призму национальных ценностей и символов.

Сегодня Интернет - это не просто связующее звено мирового пространства, сегодня он по праву может почувствовать себя в облике могущей мобилизующей силы, создавая благоприятный фон информационного климата.

Исходя из вышеизложенного деятельность Интернета должна быть направлена на усиление познания социально-гуманитарных дисциплин, на осознания всей глубины философии жизни человеческого общества. Приоритетной функцией Интернета должна стать связь с самой широкой аудиторией, с целью завоевания общественного авторитета и воспитания.

REFERENCES

1. Засурский Я.Н. Информационное пространство: телекоммуникационный и правовой аспекты. Введение к книге: Прайс. М.,

Телевидение, телекоммуникации и переходный период. С.6

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-914-919

2. Кризис духовности. http://www.spirituality-study.ru/duchovnost-7.html

3. Муминов А.Г. Национальная политика независимого Узбекистана и пути ее реализации в духовно-культурной сфере (теория и практика).: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. - Ташкент. 1999. с.31.

4. Сафаев С.С. Геополитика Центральной Азии. - Ташкент: 2005, с.46.

5. Торосян Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации.: Дис. ... канд. социол . наук. - Москва. 2010.

6. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54

7. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера

человека" С.111-118

8. Туляев, А. И. (2021). VIRTUAL MAKONDAGI AXBOROTLARNING MANIPULYATIV TA'SIRI VA ULARDAN HIMOYALANISH ZARURATI. ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ, (1).

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.