DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
СОЦИОБИОЛОГИЯ И БИОЭТИКА
Н. Ш. Агзамова
Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека в.б. проф.
кафедры этики и эстетики nilyufar [email protected]
А. Р. Каримов
Доктор философских наук, Казанский федеральный университет,
Российская Федерация [email protected]
В статье анализируются вопросы необходимости биоэтики и социобиологии. Автор обосновывает правомерность статуса биоэтики. Различные сферы изучения имеются у социобиологии и биоэтики. Проводится характеристика понятий биомедицины, биоэтики, социобиологии. Предназначение биомедицинской этики - обезопасить человечество от генно-инженерных и других биотехнологических катастроф.
Ключевые слова: биобезопасность, биоэтика, социобиология. ценностные учения, категории биоэтики, медицинская деонтология, профессиональная этика
The article analyzes the questions of the necessity of bioethics and sociobiology. The author substantiates the legitimacy of the status of bioethics. There are different areas of study in sociobiology and bioethics. The characteristics of the concepts of biomedicine, bioethics, sociobiology are carried out. The purpose of biomedical ethics is to protect humanity from genetic engineering and other biotechnological disasters.
Keywords: biosafety, bioethics, sociobiology. value teachings, categories of bioethics, medical deontology, professional ethics
Знания делятся на ценностные учения и точные науки. Положение точных наук, казалось бы, не требует выяснения
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
отношения учёного к изучаемому явлению. Однако к
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
нравственному облику исследователя в точных науках в настоящее время усилились требования, т.к. результаты их деятельности иногда представляют опасность биосфере. Угроза человечеству со стороны современных технологий возросла неимоверно. Этика, мораль относятся к ценностным, то есть мировоззренческим, отраслям знаний. Сейчас и в естествознании явно или имплицитно присутствует отношение исследователя к изучаемому явлению.
Имеет ли биоэтика право на самостоятельный статус научной дисциплины? Какое место биоэтика занимает среди экологической этики, медицинской этики, профессиональной этики? Насколько выражена потребность в существовании биоэтики? Помимо теоретических измышлений, у биоэтики есть правовой уровень, который с помощью протоколов, правил, нормативов регулирует и контролирует процесс исследований и разработке технологий в биосфере. Биосфера - ареал живой формы материи вокруг Земли.
Объём понятия «биоэтика» шире, поскольку включает не только такие области как этика экспериментов на животных, этическое отношение ко всему живому, и т. д., но и проблемы медицины, биотехнологий, связанных с человеком.
Ранее биология исследовала, но не вмешивалась непосредственно в процесс рождения и жизни человека, влияла на них через распространение полученных знаний. Сейчас наблюдается переориентация целей биологии как науки. Биология активно вмешивается в процесс зарождения и развития человека, пытается усовершенствовать человеческую природу, как зоологии и ботанике успешно удаётся улучшать качество животных и растений. Биология человека становится всё более деятельностной сферой. Произошло слияние биологии и медицины. Появляются отрасли знаний, которые нельзя считать исключительно разделом биологии или медицины, например, генная терапия. В научной, учебной литературе и в международных документах, для удобства и краткости, переплетение биологии и медицины начали именовать словосочетанием «биомедицина», а этику, регулирующую исследования и деятельность в данной сфере - «биомедицинской этикой».
Ранее медицинскую или биомедицинскую этику называли с XIX в. именуют «медицинской деонтологией». Термин «деонтология» изобрел английский моралист и правовед (не медик) И. Бентам. Первоначально термин применялся к морали общества в целом. Постепенно термин закрепился как обозначение врачебной этики, и приставка
«медицинская» перед «деонтология» стало опускаться. Так, в
April, 2022
Большом Толковом Медицинском словаре (Оксфорд) можно найти следующее разъяснение: «деонтология (deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определённых обязанностей врача по отношению к больному». То есть термины «врачебная этика», «медицинская этика» и «деонтология» во многом синономичны и различаются по случаю употребления. Термин «медицинская этика» носит официальный характер, «деонтология» - наукообразное определение, обращенное, скорее, к специалистам, непосредственно занятым в лечебном процессе, «врачебная этика» сужает адрес направленности этических норм.
Термин «деонтология» изобрел И. Бентам, однако основы учения о должном заложил И. Кант. Деонтология понимается как долженствование, и представляет собой систему представлений о долге, из которого следует набор моральных требований. На смену понятию «деонтология» в 70-е годы ХХ в. в научный оборот европейских и американских исследователей вошло понятие «биоэтика» (Американский биолог V. Potter [1]. Он удачно сконструировал термин. Как явление, возникновение биоэтики было подготовлено всем ходом научно-технического прогресса.
В. Поттер не единственный мыслитель, который уловил потребность в морализации научно-технического прогресса. Примерно в это же вреся, в 1970-е годы, Е.О. Уилсон, американский энтомолог, специалист по изучению насекомых, заложил основы особой дисциплины - социобиологии[2], задача которой предоставлять схемы для объяснения социального поведения людей на базе наблюдаемых явлений в животном мире: «Наступило время изъяснить этику из рук философов и биологизировать ее» (Уилсон Е.О.). Он строит свои выводы на допущении, что эволюционный процесс един, поэтому нравственные качества генетически предопределяются. У социобиологии в отличии от биоэтики совершенно иная цель - объяснять поведение человека, в том числе и этическое его поведение, на основе закономерностей (инстинктов), свойственных животным. Так, человеческий альтруизм (жертвенность по отношению к другой личности) объясняется стадностью животных: чем слабее животное, чем сильнее выражена взаимовыручка среди них. Поэтому многие хищники одиночники или живут небольшими прайдами, а млекопитающие сбиваются в большие стада. Однако, занимаясь нравственным самосовершенствованием, человек поднимается над низшим, животным состоянием, обретая духовность, он обретает «высшую природу», истинную сущность. Он обладает не
April, 2022
234
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
только разумом, а благоразумием - главной человеческой нравственной чертой.
В связи с успехами медико-биологических наук расширяется биолого-эмпирическая аргументация вопроса происхождения морали. Учёные пытаются обнаружить основания эгоизма и альтруизма на уровне инстинктов и/или генов. Так, один из наиболее цитируемых современных авторов Р. Докинз заявляет: «.. .Гены сумели выжить в мире, где царит жесточайшая конкуренция. Это даёт нам право ожидать наличия у наших генов определённых качеств. Я утверждаю, что преобладающим качеством преуспевающего гена должен быть безжалостный эгоизм. Генный эгоизм обычно даёт начало эгоистичности в поведении индивидуума». Моральный инстинкт, по мнению исследователя, представляет собой «сложившуюся в эволюции способность человеческой психики неосознанно и автоматически порождать суждения о добре и зле» [3]. Суждения фиксируются в нейронных сетях, при этом разные виды нервных сетей задают разные виды рассуждения. Таким образом, согласно этой теории, нрав человека предопределён особенностями его нейронных сетей. Всё-таки, добродетель это навык или характер человека?
Всех мыслителей с древнейших времен до наших дней, можно распределить на три группы по вопросу, какова врождённая природа, добрая или злая, человеческой души. Одни утверждают, что добрая, вторые злая, третьи - нейтральная. Философы сходятся в одном: какая бы добрая или злая ни была природа человека от рождения, каков он, нравственный или аморальный, зависит и от внешней среды, от воспитания. Английский исследователь М. Ридней пишет, что природа и воспитание это две нерасторжимые стороны сущности человека, но это вовсе не означает, что они встречаются посередине [4].
Взрыв биомедицинских исследований произошел после Второй Мировой войны. Изобретение систем искусственного дыхания и почки, антибиотиков, технологий продления жизни и искусственного зачатия, экологические кризисы повернул интерес к проблеме конца биосферы и человеческой жизни не меньше, чем к его зарождению.
Раньше медицина ставила своей основной целью спасение и продление жизни человека, избавление от болезни. Теперь у неё есть и другая задача -оптимизировать жизнь больного, сделать её более содержательной, полноценной. «Качество жизни» становится критерием качества лечебного процесса. Врачебная этика посвящена, в
основном, нормам межличностных отношений врача и
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
пациента. Медицинская этика регламентирует профессиональное поведение медиков. Биомедицинская этика представляет собой экспертизу достижений биомедицины с позиции обыкновенного человека, в интересах всего рода человеческого. Совокупность этических норм от уровня этического сознание всего общества, а не только специалистов. Биомедицинская этика рассматривает мировоззренческие и нравственные вопросы, которые встают перед всеми гражданами и связаны с жизнью, смертью, болезнью, и тому подобными аспектами бытия человечества. Биоэтика — это отрасль знаний как для узких профессионалов, так и для широкой общественности.
Биоэтика - многодисциплинарная (multi-disciplinary) и междисциплинарная (inter-disciplinary) [5] отрасль знаний. Она возникла на стыке как естествознания и философии морали. Узким профессионалам не хватает гуманитарной подготовки, моралистам - специфических знаний. Она подразделяется на множество направлений по отдельным вопросам (этика природопользования, здравоохранения, лечебного дела, генетических исследований, репродукции, и т.д.), по уровням (теоретическая и эмпирическая, мета-этика и нормативная этика, аналитическая и дескриптивная, и т д.), возникла на стыке множества дисциплин (философии, социологии, этики, медицины, биологии и т.д.).
Несмотря на частое толкование биоэтики как относительно новой отрасли знаний, она является видом прикладной этики. Именно её соподчиненность общим этическим нормам и идеалам позволяют выстроить в систему современные этические правила, связанные с производственной и научной деятельностью в сфере живого. Складывается интересная ситуация: если комплекс наук о жизни интенсивно обновляет свои представления, то этика, наоборот, ещё больше убеждается в правильности своих фундаментальных ценностей, усиливая их категоричность и расширяя зону их распространения. Правило «не убий» всё чаще распространяется не только на человека, а на всё живое, в том числе и на человеческий зародыш, «не навреди» - всё чаще диктует свои правила уже на стадии биологических экспериментов на животных и т.д. Этика служит регулировщиком в хаосе научных открытий, «локомотивом» (Кисилев Л. П.), который вывезет весь груз непростых для этической оценки вопросов, компасом для ориентации в нагромождении современных проблем биомедицины.
Гуманитарная мысль признает отставание темпов
этического анализа от скорости внедрения новых
April, 2022
биомедицинских технологий. Это отставание неизбежно и предопределяется характером процесса обобщения и ценностной оценки.
У биоэтики как особой отрасли знаний свои закономерности, свой категориальный аппарат и свой язык изложения. Категории - это основные понятия любой научной дисциплины. В случае с биоэтикой это этические суждения, в которых признается или отрицается наличие каких-либо признаков или свойств.
Содержание этических категорий имеет исторический характер, зависят от социокультурного контекста. Например, врачебная тайна в восточных социумах понималось как сокрытие нежелательной информации от пациента. В настоящее время информирование является первейшим требованием биоэтики. «Категории морали и нравственности, с одной стороны, тесно связаны с различными религиозными доктринами, а с другой - с общественными нормами и правилами поведения. Взаимодействие представлений о морали в религии и социуме в целом является практической основой нравственного воспитания общества. Характер нравственности изменчив и отражает потребности и устремления людей, живущих в разные исторические эпохи и принадлежащих разным народностям. То, что у одних народов считается безнравственным, у других является нормой поведения. ... Времена меняются и нравы меняются вместе с ними. Человечество должно вновь и вновь подстраиваться под новые условия существования и межличностного взаимодействия» [6]. Например, в Древней Спарте слабых детей сбрасывали со скалы, в древней Индии и Аравийской пустыне не давали шанса жить девочкам
Нравственные категории дихотомичны и, как правило, подразумевают несколько смыслов. Различают социальное и природное зло, последнее не является моральным злом; внешнюю и внутреннюю свободу добродетель как цель и как средство. Между категориями есть координация и субординация в соответствии с ценностной значимостью. Вертикальная и горизонтальная проекция категорий образуют их систему, а не просто набор понятий. Так, принцип информированного согласия вытекает из категории автономии личности (субординация категорий); с категорией нравственной ответственности информированное согласие находятся в сотрудничестве (координация категорий).
Существует ли иерархия между категориями биоэтики или они равноценны? Выстроить систему категорий биоэтики можно, если за системообразующий признак взять категорию
April, 2022
237
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
благоговения перед жизнью. Этот принцип сформулирован А. Швейцером в книге «Культура и этика»: «Этическое поведение - это осознание необходимости уважительного отношения ко всякой жизни и всякому желанию жить. В той же степени, в какой я уважаю свою собственную жизнь. Это фундаментальный принцип морали. Добро состоит в том, чтобы поддерживать жизнь и помогать ей. Зло - это препятствование и уничтожение жизни». По сути, этот принцип является логическим продолжением парадигмы ненасилия. Практика ненасилия и благоговение перед жизнью - требование времени.
Некоторые эксперты в области этики утверждают, что этические категории (принципы) релятивны, иначе, не универсальны, преходящие, сменяемые. Этический релятивизм означает, что моральные принципы относительны, а не абсолютны, потому что их разделяют не все, не абсолютное большинство. Например, допустимо ли страдание животного в научном эксперименте? Кого спасать, если спасать всех нельзя в условиях пандемии? Какая система здравоохранения более справедлива — ориентированная на перспективных или слабых пациентов?
В идеале, надо стремиться к соблюдению абсолютов непременно и в полном объеме. Может ли считать себя нравственным врач, исследователь, человек, который в одних условиях следует моральным предписаниям, а в других нет? Моральные нормы не терпят исключений.
Универсальные ценности и нормы, которые разделяет большинство, ибо их забвение означает самоуничтожение человеческого сообщества. К тому же, каждый судит исходя из своей мировоззренческой позиции. Мировоззрение не только система взглядов о мире и своем месте в этом мире, но и система убеждений человека. А убеждения не просто знание, а иррациональная уверенность в правоте, истинности своих знаний. Потому велик соблазн навязать свою убежденность другим.
Исследователь, практик в сфере биологии и медицины помимо профессиональных знаний должен обладать также нравственными добродетелями. Как пишет известный футуролог Ф. Фукуяма: «То, что мы переживаем сегодня, - это не просто технологическая революция в нашей способности декодировать ДНК и манипулировать ею, а революция в основополагающей науке - биологии. Эта научная революция опирается на открытия и достижения в ряде взаимосвязанных областей помимо молекулярной биологии, включая когнитивные науки
о нейронных структурах мозга, популяционную генетику,
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
генетику поведения, психологию, антропологию, эволюционную биологию и нейрофармакологию. И научное наступление во всех этих областях имеет потенциальные политические последствия, потому что оно расширяет наши знания о мозге, источнике человеческого поведения, а, следовательно, и возможности управлять им» [7]. Таким образом, биоэтика — это механизм контроля научного знания и процесса их внедрения в практику.
Другим фактором актуальности биоэтики является проблема биобезопасности. Биобезопасность - комплексное понятие Угрозу представляет собой недобросовестное ведение исследований и практики в биосфере и в медицине, профилактикой чего занимается биоэтика.
Биобезопасность помимо технологического аспекта имеет и коммерческое измерение - превращение результатов исследование в заработок. Чаще всего исследовательский продукт — это результат деятельности группы технологов и ученых. И в связи с этим в биоэтике одним из актуальных является проблема соотношения корпоративных и общечеловеческих ценностей.
Нормы этики созданы не для живой или техногенной окружающей среды, а для человека, который воздействует на эти первую и вторую природы.
Одно из средств уменьшения вредных последствий современных биомедицинских технологий - воспитание нравственной ответственности ученых, технологов, формирование этики науки. Проблема нравственной ответственности была и есть одна из ведущих тем этического поиска, как на Востоке, так и на Западе. Философско-этическая мысль ещё со времен «Авесты» (VI в. до н. э.) стремится определить природу и характер нравственной ответственности, и выдвигает её в качестве определяющего момента духовного облика человека.
Для обозначения, качеств, необходимых человеку при взаимодействии с новыми технологиями (прежде всего, это биотехнологии) британским философом Ш.Валлор было введено понятие «техноморальные добродетели» (technomoral virtues) [8]. Почему необходимо говорить об особом типе добродетелей - техноморальных? По мнению Валлор, ключевым явлением, которое определяет нашу эпоху, является технологическая конвергенция: отдельные технологии сливаются воедино синергетически таким образом, что значительно увеличивается их масштаб и мощь для изменения жизни человека и общества. Эти технологии
ставят человека в ситуацию новых моральных выборов. По
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-232-241
мнению Валлор, чтобы ответить на вопрос, насколько эти технологии улучшают нашу жизнь, нам нужно понятие благой жизни («good life»). К примеру, роботы, осуществляющие уход за больными (carebots), изменили наше понятие заботы, автономии, человеческого достоинства и т.д.
В связи с активным развитием биотехнологий, возникает ряд вопросов, насколько мы можем вмешиваться в человеческую природу, изменять ее (биоинженерия, вживление чипов в мозг и т.д.). Здесь сформировались два противоположных направления: биоконсерваторы и трансгуманисты. Биоконсерваторы считают, что мы должны сохранять биологическую целостность человека (integrity). Они полагают, что человеческое достоинство неразрывно связано с данным нам природой телом, и его нельзя модифицировать. Трансгуманисты, наоборот, считают, что модификация телесности человека (киборгизация) будет благом для человечества.
Предназначение биомедицинской этики - обезопасить человечество от генно-инженерных и других биотехнологических катастроф. Потребность в повышении ответственности ученых и технологов, занятых в комплексе наук о живом, и привело к рождению специальной отрасли прикладной этики, биомедицинской этики.
От уровня духовно-нравственного состояния общества, от гуманитариев и исследователей теории морали, которые предопределяют общественное мнение, зависит объём и вероятность возможных негативных последствий в отдаленной перспективе. Нравственное становление исследователя или врача не одномоментное явление и не врожденная или дарованная способность, оно развивается синхронно интеллектуальному и психологическому развитию в процессе социализации личности.
REFERENCES
1. Potter V. R. Bioethics for Whom? // The Social Responsibility of Scientists. Annals of the New York Academy of Science. - 1972. - Vol. 116. - P. 200-205.
2. Уилсон Е.О. Социобиология: новый синтез. 1975
3. Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н. Фоминой. - М.: АСТ: CORPUS, 2013. С.35.
4. Matt Pidney. Nature via genes, experience and what makes us human. London, 2003.
5. Hayry M., Takala T. What is Bioethics all about? A start // Scratching the surface of Bioethics. / Ed. by Hayry M. and Takala T. - Amsterdam-New York,
2003. - P. 1.
April, 2022
6. Скосырева А. Г.. Формирование нравственного идеала в философии персонализма. Идеи и идеалы, 2017 // https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-nravstvennogo-ideala-na-osnove-filosofii-personalizma
7. Fukuyama F. Our Posthuman Future. Consequences of the Biotechnology Revolution. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2002. С. 19.
8. Vallor S. Technology and the Virtues: A Philosophical Guide to a Future Worth Wanting. Oxford University Press, USA. 2016.
9. Агзамова, Н. Ш., & Адилова, А. Ш. (2020). ЭТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОВИД-19. Академический вестник ELPIT, 5(3), 6-10.
10. Каххарова, М., & Агзамова, Н. Ш. (2018). Этика.
11. Kongresi, A. (2004). Bildiriler Kitabi. Ankara, Sim. Nilyufar AGZAMOVA Social distancing as an ethical rule of the COVID-19 pandemic
12. Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuralievna, Kadyrova Dilbar Salikhovna. (2021). Conspirological Theories of Origin Pandemic COVID-19 Ethical Issues in Dealing with the Pandemic. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 6250
13. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54
14. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118
15. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300.
April, 2022
241