Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА'

ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

156
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / духовно-просветительская работа / ` воспитание / образование / дошкольное образование / семья / профессиональный колледж / послевузовское образование / concept / spiritual and educational work / upbringing / education / preschool education / family / vocational college / postgraduate education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зумрад Сабиржановна Касимова

В статье рассматриваются задачи стоящие перед государством и системой образования по внедрению концепции непрерывного духовного образования, воспитание и укрепление национальных и человеческих ценностей у подрастающего поколения Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the tasks facing the state and the education system to introduce the concept of continuous spiritual education, the upbringing and strengthening of national and human values among the younger generation of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА»

ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

Зумрад Сабиржановна Касимова

Старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки» ТУИТ имени Мухаммад аль-Хоразми

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются задачи стоящие перед государством и системой образования по внедрению концепции непрерывного духовного образования, воспитание и укрепление национальных и человеческих ценностей у подрастающего поколения Узбекистана.

Ключевые слова: концепция, духовно-просветительская работа, л

воспитание, образование, дошкольное образование, семья, профессиональный колледж, послевузовское образование.

ABSTRACT

The article discusses the tasks facing the state and the education system to introduce the concept of continuous spiritual education, the upbringing and strengthening of national and human values among the younger generation of Uzbekistan.

Keywords: concept, spiritual and educational work, upbringing, education, preschool education, family, vocational college, postgraduate education.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.

Чернышевский Н. Г.

В Узбекистане, как и в любой другой демократической стране, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

April, 2022

746

В Узбекистане 3 января 2020 вступила в силу "Концепция непрерывного духовного образования». Целью Концепции является постепенное формирование у подрастающего поколения социальных качеств и качеств, необходимых для независимой и счастливой жизни.

Принятие концепции предусматривалось Программой

совершенствования духовно-просветительской работы, развития интеллектуального потенциала и мировоззрения, укрепления идеологического иммунитета населения.

Одно из приоритетных направлений концепции — повышение знаний населения о воспитании детей, педагогической культуре, регулярное ознакомление граждан с эффективными методами и формами реализации непрерывного духовного образования. Духовная безопасность сегодня стала как самостоятельная сфера общественного бытия, порожденная результатами глобализации, органично вплетенная в структуру общественных отношений (Касимова, 2019). [*] В целях укрепления духовно-нравственных ценностей семьи, подготовки молодежи к семейной жизни, обучения ее правовым и педагогико-психологическим основам разрешения семейных конфликтов, предупреждения разводов по принципу «Родители несут ответственность за кормление и воспитание своих детей до совершеннолетия» и обязанность» организовать правозащитную деятельность.

Знание — сила. Информация освобождает. Образование является предпосылкой прогресса в каждом обществе, в каждой семье. (Кофи Аннан). Документ предусматривает повышение роли родителей, воспитателей, учителей и махалли в непрерывном духовном образовании, начиная с внутриутробного периода и до достижения 30-летнего возраста. Концепция охватывает четыре периода:

I — в семьях (внутриутробный период, период от рождения ребенка до достижения им 3-летнего возраста);

II — дошкольное образование (3-7 лет);

III — общее среднее образование (от начальных классов 7-10 лет до 11-18 лет);

IV — учащиеся в системе учреждений среднего специального, профессионального и высшего образования, а также молодежь, которая работает на производстве либо не занята.

1 Касимова, З. С., & Санакулов, А. Н. (2019). ВЫСОКАЯ ДУХОВНО' ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. European Journal of Humanities and Social Scie

April, 2022

747

Разберем значение каждой из периодов Концепции

I период — в семье (внутриутробный период, период от рождения ребенка до достижения им 3-летнего возраста); Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность и ценности. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем. Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности. Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Следующий, II период это — дошкольное образование (3-7 лет); В Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года сказано, что целью настоящей Концепции является разработка механизмов доступности качественного дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка. [2]

Совершенствование образовательно-воспитательного процесса должно быть осуществлено на основе оценки и изучения уровня развития и готовности детей к общему начальному образованию, а также их социально-личностного, эмоционального, речевого, физического и творческого развития.

При этом особое внимание должно быть уделено вопросам формирования у детей чувства любви к Родине, уважительного отношения к семье, национальным, историческим, культурным ценностям своего народа,

-5

бережного отношения к окружающей среде. [ ]

2

(Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбеки£ра^о2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г. N

3 (Концепция развития системы дошкольного образования Республики У года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г.

April, 2022

748

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-746-752

III период направлен на — общее среднее образование (от начальных классов 7-10 лет до 11-18 лет); Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане нашей страны, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

IV период — учащиеся в системе учреждений среднего специального, профессионального и высшего образования, а также молодежь, которая работает на производстве либо не занята.

В Законе Республики Узбекистан «Об Образовании» в статье 13. Среднее специальное, профессиональное образование, сказано: В целях получения среднего специального, профессионального образования каждый имеет право на основе общего среднего образования добровольно выбрать направление обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.

Академические лицеи и профессиональные колледжи дают среднее специальное, профессиональное образование, предоставляющее право и являющееся основой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.

Академический лицей — это учебное заведение, обеспечивающее

April, 2022

интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся.

Профессиональный колледж —учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.

Статья 15. Послевузовское образование. Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (базовая докторантура, докторантура, самостоятельное соискательство).

Статья 16. Повышение квалификации и переподготовка кадров Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают углубление и обновление профессиональных знаний и навыков. Порядок повышения квалификации и переподготовки кадров устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. [4]

В заключении надо сказать, что стратегия непрерывного образования направлена на воспитание гармонично развитого поколения, обладающего современными знаниями, имеющего активную гражданскую позицию, способного мыслить самостоятельно и принимать осознанные решения. Система непрерывного образования Узбекистана разработана на основе глубокого и масштабного изучения зарубежного опыта и критического анализа существующей системы образования с учетом национальной особенности развития (Санакулов, (2022, January). ).[5] Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, преемственности образовательных программ дошкольного, начального, среднего, среднего специального профессионального образования, высшего и послевузовского образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров.

Закон Республики Узбекистан «Об Образовании» от 23 сентября 2020 года № ЗРУ-637 «Об образовании».

5 Санакулов, А. Н. (2022, January). ВЫРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА-КАК ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ. In Multidiscipline

Proceedings of Digital Fashion Conference (Vol. 2, No. 1).

April, 2022

750

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-746-752

В системе образования также предусмотрено внешкольное образование. В современном меняющемся мире непрерывное образование становится необходимой составляющей социализации человека, создающей условия для формирования новых и постоянного развития имеющихся компетенций, которые обеспечивают его востребованность на разных этапах жизненного пути. Неоднородность мира, в котором не только воспроизводятся прежние формы социальной жизни, но и создаются новые, соответственно стимулирует появление множества локальных и транснациональных педагогических практик и образовательных систем, что ставит человека в ситуацию выбора.

Умение в процессе получения высшего образования осуществлять выбор, порой выходящий (что обычным явлением) за границы страны и ее культуры, способствует обогащению творческого потенциала, создает предпосылки для самореализации. Многократный выбор позволяет человеку выстраивать личную стратегию непрерывного образования, что обеспечивает его развитие, изменение статуса и качества жизни.

REFERENCES

1. Касимова, З. С., & Санакулов, А. Н. (2019). ВЫСОКАЯ ДУХОВНОСТЬ-КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. European Journal of Humanities and Social Sciences, (1), 168-172.

2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года №

3. (Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г. N ПП-4312))

4. (Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г. N ПП-4312))

5. Санакулов, А. Н. (2022, January). ВЫРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА-КАК ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ. In Multidiscipline Proceedings of Digital Fashion Conference (Vol. 2, No. 1).

6. Мухамеджанова, Лалихон Ашуралиевна (2019) «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ»,

ЗРУ-637

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-746-752

Научный вестник Наманганского государственного университета : Вып. 1: Вып. 9 , статья 17.

7. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

8. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300

9. Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna, Kadirova Dilbar Salihovna, Agzamova Nilyufar, Tulaev Avaz Ilhamovich Shuhratovna, Rajabov Shukhrat Sheraliyevich, Alimov Sardor.Formation of Cyber Space, Protecting Youth From the Danger of Cyber Extremism. (2019) International Journal of Recent Technology and Engineering. (2 S4), 612-616

10. Муминов, А. Г. (2019). Реформы в образовании Узбекистана: состояние и перспективы. Бюллетень науки и практики, 5(9).

11.Azimov, K. (2021). In the Socio-Economic life of Uzbekistan the role of Women: Changes and development trends. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(4), 67-72.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.