Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

435
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / демографическая группа / возрастная стратификация / молодость / молодежная политика / возрастные особенности / youth / demographic group / age stratification / youth / youth policy / age features

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н. М. Латипова, Д. Исаханова

В статье проанализированы различные варианты определения понятия «молодежь» и выделены основные характеристики данной категории. Рассмотрены критерии молодежи. Термин «молодежь» рассмотрена с точки зрения различных наук, в частности с точки зрения социологии, психологии, права и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes various options for the definition of the concept ―youth‖ and highlights the main characteristics of this category. Considered criteria for youth. The term "youth" is considered from the point of view of various sciences, in particular from the point of view of sociology, psychology, law, etc.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

Н. М. Латипова

Профессор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Д. Исаханова

Магистр Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

В статье проанализированы различные варианты определения понятия «молодежь» и выделены основные характеристики данной категории. Рассмотрены критерии молодежи. Термин «молодежь» рассмотрена с точки зрения различных наук, в частности с точки зрения социологии, психологии, права и др.

Ключевые слова: молодежь, демографическая группа, возрастная стратификация, молодость, молодежная политика, возрастные особенности

The article analyzes various options for the definition of the concept "youth" and highlights the main characteristics of this category. Considered criteria for youth. The term "youth" is considered from the point of view of various sciences, in particular from the point of view of sociology, psychology, law, etc.

Keywords: youth, demographic group, age stratification, youth, youth policy, age features

Молодёжь как наиболее как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни -экономике, политике, культуре. В то же время она является субъектом деятельности и в зависимости от обстоятельств, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурной и семейной активности. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает «дух времени». Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев говоря о молодежи Республики

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Узбекистан отмечает, что «поддержка молодежи для

April, 2022

обретения ею достойного места в обществе - одно из приоритетных направлений государственной политики. Обеспечение законных прав и интересов молодежи, осуществление ее стремлений и надежд, реализация таланта и потенциала являются приоритетным направлением нашей государственной политики».

Основным фокусом социальной политики Республики Узбекистан является поддержка молодежи, создание оптимальных условий для сохранения ее здоровья, получения образования, раскрытия ее творческого потенциала, получения жилья [1, с. 82].

Современную молодежь можно определить, как социально-демографическую группу общества, наделённую социально-психологическими совокупностями характеристик, особенностями социального положения и свойствами, которые обусловливаются уровнем социально-экономического и культурного развития, а также особенностями социализации в обществе.

Первый критерий выделения молодежи - возраст. Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть, как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское

совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (сравните представления - не всегда осознанные - о «нормальном поведении» и степени ответственности подростка и взрослого, молодого рабочего и ветерана).

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью. Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. Возрастные границы этой группы определяются по-разному. Чаще к числу молодых относят людей в возрасте от 14 до 29 лет. Некоторые исследователи расширяют эти рамки от 15 до 30-

April, 2022

94

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

31 года, другие, наоборот, сужают их от 16 до 29 лет. В рамках этого интервала выделяют следующие возрастные категории молодёжи: подростки до 18 лет, собственно молодёжь - 18-24 года, молодые взрослые - 25-29 лет [2].

Критерии молодости и зрелости в разные времена определялись по-разному. Древние авторы, например, расчленяли жизненный цикл по аналогии со временами года. Например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» - 20-40, плодоносящая зрелость «осень» - с 40-до 60 лет. Солон делит жизнь человеческую жизнь на десять «седмиц», причем юность начинается с 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, ум, вполне созревает между 28-42 годами [3].

В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулирующими условия достижения взрослого статуса. Например, в Англии считалось, что «.. .пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью - хотя и не всегда -необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой». Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело [4, с. 236]. В эпохе просвещения и деятельности Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), как считают историки, берут начало психологические ориентированные теории молодежи. По Руссо, до достижения взрослости человек проходит пять этапов становления: от рождения до конца первого года; от 2 до 12 лет; от 12-15 лет; от 15- до 20 лет; от 20 до 25 лет (5, с. 236).

Молодежью большинство социологов считают население в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемую собственным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры (6, с. 236). Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы:

1. Выпускники неполных и средних школ;

2. Молодежь в возрасте от 16-19 лет.

3. Работающая в различных сферах производства;

3. В возрасте от 20-24 лет;

4. От 25-30 лет - молодая интеллигенция или молодые специалисты.

Можно выделять в отдельную фазу период молодости, которому

соответствует возраст 21 -24 года, в то время как возрастной период 25-30, по мнению исследователей, соответствует

понятию «молодые взрослые» [7, с. 306].

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

Возрастные границы группы «молодежь», принятые в большинстве современных стран, все же выглядят достаточно пестро: в США и в Японии они находятся в интервале от 13-14 лет до 29-30 лет; в Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко граница смещается до 32-34 лет; в Люксембурге для определения молодежного возраста установлены границы 1525 лет и т.д.

Представляет в этой связи определенный интерес возрастная градация, применяемая в отношении детей и молодежи в ООН:

- дети: лица, не достигшие 18-летнего возраста;

- подростки: лица в возрасте 10-19 лет;

- молодежь: лица в возрасте 15-24 года;

- молодые люди: все лица в возрасте 10-24 года.

Как видим, здесь достаточно оригинальное определение возрастных границ групп населения, относящихся к разным категориям: в группу населения, называемую «дети», относятся в данном случае, например, лица, не достигшие 18 - летнего возраста; но с возраста 10 лет и до 19 лет, то есть, многие из этой когорты относятся и к категории «подростки», и к категории «молодежь», и к категории «молодые люди». С другой стороны, нужно еще поискать смысл в том, чтобы 10-летних и 24-х летних людей относить в одну возрастную группу.

В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет (8). Однако надо иметь в виду, что концепция молодежи ООН возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку.

Данные подход показывает, что проблему отнесения человека в ту или иную возрастную группу, впрочем, так же, как и любую другую проблему, можно и нужно представить в единстве с целями и задачами этого отнесения

В рамках международного научного сообщества уже давно ведутся дискуссии о том, что рамки, казалось бы, утвердившейся в ООН периодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расширены -13-14 лет до 30-35 лет. В большинстве европейских стран, США и Японии они составляют от 14 до 30 лет. При этом в Великобритании и

Нидерландах молодежь не выделяют в особую группу, и

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

объединяют вместе с детьми в возрастных рамках от 0 до 25 лет. В Испании молодежь - это люди в возрасте от 14 до 32 лет.

Сложность заключается в том, что отсутствия четкого определение возрастных границ молодежи (как социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11 -17 до 30 лет.

Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также конвенционально зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В современном обществе переход от детства к взрослости, то есть молодость, подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Хронологические границы этих возрастов определяются совершенно по-разному.

В мировой практике нет общего подхода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определением ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [9].

С учетом демографического состава молодежи Узбекистана можно выделить следующие его социально-возрастные категории:

1. 0-6 лет - дошкольный возраст;

2. 7-10 лет - младший школьный возраст;

3. 10-17 лет - школьный возраст;

4. 11-13 лет - средний школьный возраст;

5. 14-17 лет - старший школьный возраст;

6. 18-20 лет - младший гражданский возраст;

7. 18-30 лет - гражданский возраст;

8. 21-24 лет - средний гражданский возраст

9. 25-30 лет - старший (зрелый) гражданский возраст

[10, с. 25].

April, 2022

Возрастом совершеннолетия в Узбекистане считается 16 лет (Конституция Республики Узбекистан). В некоторых случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, например, если лицо работает по трудовому договору; занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей, опекунов; либо по решению суда оно может быть признано полностью дееспособным (эмансипированным). В юриспруденции, международных документах используется также термин «ребенок подросткового возраста» (14-17 лет).

Сегодня минимальный трудоспособный возраст начинается с правовой точки зрения по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, - 16 лет (Кодекс Законов о Труде Республики Узбекистан). В реальной действительности работать дети начинают и раньше, и позже. Такая неоднозначность не позволяет использовать момент вступления их в трудоспособный возраст как критерий окончания детства.

В законе о молодежной политике Республики Узбекистан к молодежи относится молодые граждане всех лиц в возрасте от 14 до 30 лет включительно [11].

Второй критерий выделения молодежи - положение в обществе.

Положение молодежи в обществе связывается учеными с началом включения молодых людей в общественное производство, т.е. в трудовую деятельность. В большей степени период молодости совпадает с периодом получения образования и началом трудовой деятельности. Социальное положение молодых людей характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, необходимостью определения социального статуса, промежуточностью положения, неполной экономической активностью.

Третий критерий выделения молодежи - специфика социально-психологического склада, которая вытекает из учета особенностей психологического развития молодых людей. Психологические особенности молодежи обусловлены возрастными границами молодого поколения как социальной общности. Ученые считают, что приблизительно в 14 лет человек постепенно начинает осознавать свои социальные связи, свое место в социальной группе и обществе. К 18 годам заканчивается формирование основных психофизических особенностей человека, а к 24 годам завершаются процессы роста в

April, 2022

98

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

человеческом организме, соответственно, изменения в психике постепенно затухают.

Молодёжь - динамично развивающийся социальный объект, который может исследоваться с точки зрения медицины, психологии, политологии, философии, культурологии. Основанием для выделения молодых людей в отдельную группу являются возраст, социальный статус и ролевые функции. Однако до сих пор в социологии молодёжи нет однозначного мнения в отношении ключевого показателя.

Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

• социализационная (включение в социально-стратификационные слои общества);

• воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);

• трансляционная (усвоение и передача социального опыта старших поколений младшим);

• инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).

В связи с этим молодежь как социально-демографическая группа находится постоянно в центре внимания.

1. Молодежь - это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. И наоборот, не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более не раскрыть будущее этого общества. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Однако неверным является утверждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, а есть проблемы общества в целом, которые и надо решать.

У молодежи есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у зрелого человека:

1. В любом обществе молодежь тесно связана с идеей зависимости. Пока человек не самостоятелен экономически, пока он зависит от родителей - он в глазах окружающих все еще «дитя»,

недоросль, ребенок.

April, 2022

2. В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и поэтому исключена из процесса распределения основных благ, живет «в кредит», не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого является острота социальных проблем молодежи, которая сравнима только с социальными проблемами стариков.

3. В любом обществе большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Будучи зачастую несогласным с мнением и волей родителей, родственников, существующими в обществе законами, традициями и нравами, молодой человек существенно ограничен в своих действиях этими самыми факторами.

4. Молодежь находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания. Ощущение себя «второстепенным», «неполноценным» членом общества рождает в душах молодых людей обостренное чувство социальной несправедливости, социальной ущемленности, болезненность мироощущения, повышенную готовность к протесту, агрессивность, «усиливающиеся в обществах, где социальная справедливость регулярно нарушается в массовых масштабах, а «нищета» положения молодежи усугубляется нищетой общества в целом».

5. Во всех обществах молодежь находится в состоянии поиска ответов на два жизненно важных вопроса: «кем быть?», то есть, какую выбрать профессию, и «каким быть?», то есть проблему нравственного и духовного самоопределения. Когда миллионы молодых людей находятся в состоянии неопределенности, возникает огромная общественная проблема, которая является в своей сущности проблемой стратегической.

6. В любом обществе молодые люди решают проблему выбора спутника жизни, а также вопрос о том, сколько иметь в семье детей. «Вечными» молодежными являются проблемы социально-психологического плана: половое созревание, повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, агрессивность, подростковая жестокость и т.п.

2. Молодежь имеет двойственную природу, то есть выступает одновременно как явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития. В биологии, медицине, психологии, педагогике, юриспруденции, социологии понятия «молодость» и «молодежь» трактуются по-своему и изучаются с совершенно разных позиций. Между тем

April, 2022

100

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

обобщенный, синтезированный взгляд на проблему молодости и молодежи с учетом всех этих точек зрения позволяет более адекватно оценивать положение молодежи в современном мире и разрабатывать комплексные пути решения проблем молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Молодежь - это часть населения, которая в силу своих социальных и возрастных психологических особенностей легко становится объектом манипуляций, организованных представителей бизнеса и политики.

Разнообразие подходов к исследованию молодежи в тезаурусе социологии представлено следующим образом [12, с. 303-304]:

- молодежь как возрастная группа (определяющими при данном подходе выступают понятия биологического и психологического возраста, определяющие социальное поведение молодежи и такие ключевые черты молодости, как переходность и конфликтность);

- молодежь как группа на определенном этапе жизненного пути (этот этап характеризуется активным поведением в рамках адаптации к взрослой жизни, усвоения ценностей и норм общества, т.е. молодежь, проходит универсальную стадию развития);

- молодежь как субъект общественного воспроизводства и общественной жизни в целом (именно молодежь выполняет такие ключевые функции в обществе, как воспроизводственная, функция преемственности и инновационная);

- молодежь как особая субкультура (ей присущи специфические особенности поведения, манеры, образ и стиль жизни, внешний вид, характер увлечений и т.д. и значимую роль в конструировании и поддержании феномена молодежной субкультуры принадлежит молодежным неформальным сообществам);

- молодежь как особый социальный статус (различия в статусе, который формируется на основе возрастных параметров, и определяют процесс создания социальной стратификации).

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [13, с. 54].

April, 2022

Позднее более полное определение было дано И.С.Коном: «Молодежь -то социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [14, с. 51].

Определение, данное И.М.Ильинским, звучит так: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 13-14 до 29-30 лет [15, с. 132].

Немецкий социолог Карл Мангейм определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению К. Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок [16].

Молодежь можно рассматривать как переходный этап, фаза социализации, борьба за социальный статус или период с внутренней ценностью. Есть различия между разными взглядами, но их не следует преувеличивать. Молодежь можно определить, как переходный этап: юности, взрослости и переход на более

April, 2022

102

высокий возраст. Одним из примеров этого являются различные политические инициативы, направленные на молодежь. При этом молодежь создает свою собственную независимую жизнь, устраиваясь на работу и уезжая из дома [17].

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.

В.Н.Кузнецов характеризует молодежь как население в возрасте от 14 до 30 лет, отличающееся современным образом жизни, являющееся носителем всех форм культуры и участвующем в одном из видов жизнедеятельности. Также, чтобы выразить полное содержание понятие молодежи, он выделяет ее как социально-демографическую группу общества, в которой учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация [18, с. 6].

Современная молодежь, согласно этому взгляду, включает в себя девять базовых признаков: «1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. 2. Принятие плюрализма мнений и его одобрение. 3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам. 4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. 5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю над своей жизнью и поступками, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства. 6. Готовность к мобильности -географической, социальной, культурной. 7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а соответствует мастерству и вкладу. 8. Высокая ценность формального образования и обучения. 9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «исключенным» группам» [19, с. С. 1008-1011].

Понятия «молодежь» проанализирована с точки зрения различных наук. В частности, социология рассматривает молодежь как общественную группу, занимающую особое положение в обществе. В исследованиях большое внимание уделяется социальным отношениям, в которые вступает молодёжь, процессу социализации молодых

April, 2022

103

людей, особенностям субкультуры молодежи, их социальному положению.

В рамках различных научных направлений социологии молодежи (психоаналитического, структурно-функционального, культурологического) были разработаны следующие подходы к определению феноменов «молодежь», «молодость» (табл. 1) [20, с. 43].

Таблица 1.

Подходы к определению феноменов «молодежь» и «молодость»

Название Сущность Представители (авторы)

Психофизиологический Молодость - период развития человеческой личности между половой зрелостью и полной зрелостью А.Фрейд, Э.Фромм

Социально-психологический Молодежь - группа людей определенного возраста, с биологическими особенностями и психологическими отношениями Г.Стэнли Холл, Ш. Бюлер, В. Райх, Э. Эриксон

Конфликтологический Молодость - проблемная стадия в развитии человека; затянувшийся конфликт между человеком и обществом; это стрессовый, но важный период в жизни человека И.В.Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова

Ролевой Молодость - особый период в жизни людей, достигая которого, люди уже не играют социальные роли ребенка, но в то же время не являются полностью носителями ролей взрослого человека М.Титма, Э.Саар

Субкультурный Молодежь - группа людей, обладающая особым образом жизни, стилем поведения, культурными ценностями и нормами, отличающимися от образцов доминирующей культуры Э.Шпрангер, Т.Парсонс, Т.Розак, Ч. Рейч

© © О

April, 20221 International Scientific Conference1

©

ф

104

Стратификационный Молодежь - особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастного критерия, обладающая особыми социальными позициями, т.е. занимающая определенное положение в структуре социального пространства В.Т.Лисовский, В.И.Чупров

Социализационный Молодость - период активного включения молодых людей в общественную жизнь посредством механизмов первичной и вторичной социализации И.М. Ильинский

Аксиологический (ценностный Молодость - социально-значимый, один из важнейших этапов жизни человека Л.В.Мосиенко, В.И. Добрынина

Интеракционистский Молодость - одно из состояний души, присущих каждому человеку, которое проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения (в отличие от состояния «родитель», ориентированного на нормативное поведение, и от состояния «взрослый», ориентированного на принятие рациональных решений) М. Мид

Субъективный Молодость - особое мироощущение, характеризующееся оптимизмом, жизнелюбием, стремлением к активной деятельности, устремленностью в будущее И.С. Кон

Процессуальный Молодежь - группа людей, формирование которых не завершено, они не полностью интегрированы в общество Ю.А. Зубок

С точки зрения психологии молодость - это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта,

April, 2022

105

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

чтобы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость - время наступления гражданского совершеннолетия (в республике Узбекистан - 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых - соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества [21].

На наш взгляд, определить молодежь можно как социально-демографическую группу общества, наделённую социально-психологическими совокупностями характеристик, особенностями социального положения и свойствами, которые обусловливаются уровнем социально-экономического и культурного развития, а также особенностями социализации в обществе [22].

Защита интересов молодых граждан страны, их здоровье, воспитание, образование и духовное развитие возведены в ранг государственной политики не только потому, что они являются самым большим богатством страны, но и потому, что «молодежь в возрасте до 18 лет насчитывает 10 миллионов 360 тысяч человек, или около 40 процентов всего населения, а до 30 лет - 17 миллионов 80 тысяч человек, или 64 процента.

По состоянию на начало 2022 года, население Узбекистана составляет 34 344 056.

Общая численность постоянного населения Узбекистана в возрасте 14-30 лет составила 9 млн 726 тысяч 608 человек.

Статистика, разделенная по гендерному принципу:

Парни - 4 млн 973 тысячи 204 человека;

Девушки - 4 млн 753 тысячи 404 человека (23).

В абсолютных цифрах [23]:

9 068 970 человек младше 15 лет (мужчин: 4 645 725 / женщин: 4 423

245).

23 561 661 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 11 706 214 / женщин: 11 855 447)

1 597 064 человека старше 64 лет (мужчин: 682 158 / женщин: 914 906).

April, 2022

В современных условиях общество предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям молодых людей. Это обусловлено тем, что, во-первых, система социальной защиты детей и молодежи входит в качестве важного звена в стратегию действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (24) и формирование гражданского общества в стране, требуют «активного привлечения к научной деятельности молодежи, создания условий для реализации ею своего творческого и интеллектуального потенциала. Стратегия действий Узбекистана - это инструмент строительства, будущего нашей нации. Она необходима, чтобы стимулировать постоянное и целенаправленное устойчивое развитие нашей страны и общества. И это одно из приоритетных направлений Стратегии действий, которое направлено на консолидацию усилий государства и общества по ее полной реализации.

Среди основных направлений в области социальной сферы обеспечение обязательных социальных гарантий населению, усиление социальной защиты уязвимых слоев населения, в предоставлении социальных услуг населению. Дальнейшая реализация комплексных мер по укреплению здоровья семьи, охране материнства и детства, расширение сети дошкольных образовательных учреждений и коренное улучшение условий в данных учреждениях для всестороннего интеллектуального, эстетического и физического развития детей.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления;

В- третьих, молодежь как наиболее уязвимая часть социума требуют особого внимания со стороны государства и гражданского общества и должны стать объектом особой социальной заботы. В связи с этим в целях коренного совершенствования деятельности в данной сфере и поднятия ее на качественно новый этап принят Указ Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» [25]. совершенствование государственной молодежной политики это воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение его социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества, социальная защита молодежи, создание для молодых семей достойных жилищных и социально-бытовых условий.

April, 2022

107

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

REFERENCES

1. Молодежь в современном узбекистанском обществе. Актуальные проблемы многоуровневой языковой подготовки в условиях модернизации высшего образования: Материалы V Международной научно-практической конференции (3-4 июля 2017 г.) / Отв. редактор Короткова Г.В. - Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2018. - С.82.

2. Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. - Минск, 2002.

3. Молодежь. www. Yahoo.сот.

4. Brake M. The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London. 1985

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. т. 9: Возрасты человеческой жизни. - Москва: ИНФРА-М, 2005. - С.739.

6. Маршак А.Л. общая социология - Ростов на Дон, 2004. - С. 236.

7. Тезаурус социологии: темат. Словарь-справ. / под ред. Ж.Т.Тощенко. Москва: ЮНИИ- ДАНА, 2009. - С. 306.

8. Secretary-General's Report to the General Assembly, A/36/215, 1981

9. Конвенция о правах ребенка (Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Ратифицирована СССР 13.06.1990 г.) // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990.

10. Молодежь независимого Узбекистана. Молодежь независимого Узбекистана. - Ташкент: Ижтимоий фикр, 2010. - 146 с.

11. Закон Республики Узбекистан об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/molodej_pod_zashchit oy_zakona.

12. Тезаурус социологии: темат. Словарь-справ. / под ред. Ж.Т.Тощенко. -Москва: ЮНИИ- ДАНА, 2009. - С. 303-304.

13. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.

- СПб: СПбГУП. 2000. - С.54.

14. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: Монография. - Москва. 2013. - С. 51.

15. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - Москва: Голос. 2001.

- С.132.

16. Радько Т.Н., Гребнев Л.С. Обществознание. Уч.пос. -

Москва: Проспект, 2014.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-93-109

17. Радько Т.Н., Гребнев Л.С. Обществознание. Уч.пос. - Москва: Проспект,

18. Быков С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. 2000. № 4. - С. 6.

19. Ярычев М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 1008-1011. — URL https://moluch.ru/archive/106/25181/ (дата обращения: 28.01.2019).

20. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р. В. Ленькова. — Москва: Юрайт, 2015. — 416 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. - С. 43.

21. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html

22. Латипова Н.М. Роль молодых специалистов в трансформации социальной структуры узбекистанского общества (22.00.04). Автореферат дисс....канд.соц.наук. 2009.

23. http://countrymeters.info/ru/Uzbekistan

24. Указ Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Законодательное собрание Республики Узбекистан, 2017г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354. Lex.uz.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза Молодежи Узбекистана. http://www.lex.uz/docs/3255685

26. Мухамеджанова, Лалихон Ашуралиевна (2019) «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ», Научный вестник Наманганского государственного университета : Вып. 1: Вып. 9 , статья 17.

27. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

28. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54

29. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118

2014.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.