ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МОЛОДЕЖЬ»
Тимкина Кристина Васильевна, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
E-mail: timkina.krist@yandex. т
Аннотация. Данная статья описывает основные подходы к понятию молодежь. Достаточно подробно разобрано разделение на уровни в рамках самой молодежи. Рассмотрены основные точки зрения касательно того, почему молодежь является особенной социальной группой в современном мире.
Ключевые слова: молодежь, функция, подход.
Молодёжь - это важный субъект в истории человечества, носитель новаторских идей и программ. Молодёжь - это будущее, а значит смело можно выделить её как особую группу в обществе. И для того чтобы понять специфику её особенности, нужно выяснить, что представляет собой эта группа.
По мере развития общества понятие «молодёжь» изменялось и уточнялось. Дискуссии по поводу определения молодёжи как особой социальной группы ведутся уже очень давно. В научной литературе можно встретить множество трактовок этого понятия. Молодёжь и её проблемы изучают различные гуманитарные науки: демография, психология, история, философия и другие. Социология позволяет нам рассмотреть «молодёжь» с точки зрения комплексного подхода.
Понятие «молодёжь» входит в понятийный аппарат многих общественных дисциплин. В демографии, этнографии, например, нашёл своё применение к определению молодёжи возрастной подход. В основе данной концепции лежит понимание возраста, как основной, наиболее существенной характеристики, а группообразующим признаком в этом подходе является процесс социального
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
взросления. Социология, рассматривая молодёжь, также учитывает возрастной критерий. Принято считать, что возраст молодёжи заключается в рамках от 14 до 30 лет. В результате такого большого интервала в границах молодёжного возраста выделяются подгруппы (слои) [4, с.9-11].
1. От 14 до 16 лет - это подростки. У этой категории молодёжи прослеживаются максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. В этом возрасте продолжается половое созревание, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма.
2. Период от 17 до 19 лет - юношество. Этот период характеризуется завершением физического созревания и началом социализации. Это возраст самоопределения молодёжи, приобретение ею всего диапазона гражданских прав, а вмести с этим и ответственности за свою деятельность. Приобретение новых ролей в общественно-политической сфере и др. Именно в этот период происходит разделение жизненных путей юношей и девушек.
3. Собственно молодость - это период от 20 до 24 лет. Продолжается процесс социализации, человек в этом возрасте считается взрослым с • физиологической точки зрения.
4. Старшая молодёжь - это молодые люди в возрастной категории от 25 до 30 лет. В этот период происходит завершение процесса формирования зрелой личности. У человека этой возрастной категории уже сформировался личный опыт в семейных и производственных отношениях. Часто в этом возрасте молодые люди уже выполняют роли родителей.
Однако, говоря о молодёжи как о специфической социально-демографической группе общества, нельзя характеризовать её только возрастными рамками, надо учитывать и определённое место, которое она занимает в социальной структуре общества, особенности социального становления и развития. По мнению Н. Ф. Головатого, «всё это в совокупности, с одной стороны, отличает молодёжь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества» [1, с.9]. В связи с этим он выделяет основные и второстепенные особенности молодого поколения. К основным относятся психологические, возрастные, физиологические, социально -классовые характеристики молодёжи. Второстепенные характеристики вытекают из основных и зависят от: места проживания, социального статуса человека в обществе и т.д. [1, с.11].
В рамках структурно-функционального подхода, молодёжь рассматривается как особая группа общества. Т. Парсонс трактует понятие молодёжь как объект социального обновления, социализации и проявления
260
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
различного рода протестных настроений [5, с.26]. Интерес в изучении молодёжи у Т. Парсонса был направлен на ценности, поведение различных молодёжных групп.
Альтернативную точку зрения на молодежь выдвигает субкультурный подход. Его представители считали, что ошибкой функционалистов является представление молодёжи, как однородной массы, по их мнению, классовая принадлежность играет огромную роль в их социализации [3, с.20-22]. Молодежь, как утверждают представители этого подхода, - это группа людей с определённым образом жизни, стилем жизни, культурными нормами.
В психоаналитическом подходе исследователи подходят к рассмотрению молодёжи как к категории людей, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения [3, с.14-17]. По их мнению, молодое поколение больше ориентируется на себя, имеет большую свободу выбора целей, разнообразный выбор средств их достижения, меньший контроль со стороны различных авторитетов (семьи, клана и др.)
В начале 20-х годов прошлого века черты молодого поколения активно • исследовали немецкие учёные Вильям Штерн, Эрик Иенш, Освальд Кро. Например, Вильям Штерн специфику молодого возраста обозначил четырьмя обобщающими понятиями: самонаблюдение, самооценка, самооформление, самоизображение.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения [1, с.10]. Марксистская теория не предполагала только классовую дифференциацию молодёжи, Маркс и Энгельс также говорили о том, что молодое поколение обладает рядом специфических характеристик, которые лежат за пределами этой классовой дифференциации. Такими характеристиками являются, например, социально-психологические черты молодёжи, которые представляются, с одной стороны, тем, что у молодого поколения существует юношеский энтузиазм, а с другой стороны тем, что у них нет твёрдых убеждений и принципов. По мнению В. И. Ленина, молодёжь своей классовой задачей имеет освоение культурных ценностей, знаний, умений; её обучение должно быть соединено с производительным трудом; ей должны поручаться ответственные участки социалистического строительства.
Согласно В. Т. Лисовскому, молодёжь представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемое к выполнению социальных ролей [2, с.212].
В. Б. Голофаст: «Молодым можно назвать только такого человека, основной
261
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества».
Выделение молодёжи в отдельную социально-демографическую группу происходит на основе наличия у этой категории людей особых характеристик, которые позволяют отличать молодёжь от других социальных групп.
Молодое поколение отличается особенным социальным статусом, спецификой её группового сознания и ориентацией на субкультуру как на форму самоорганизации.
Итак, рассматривая понятие молодёжь с позиций разных теорий можно сделать однозначный вывод, что молодёжь - это особая социально-демографическая группа, находящаяся в определённой возрастной категории (14 -30 лет), занимающая важную позицию в обществе и имеющая определенный образ и стиль жизни. Представители разных теоретических направлений по-разному трактуют данное понятие, кто-то делает акцент на возрастных границах, кто-то - на место, занимаемое молодежью в структуре общества, другие - на характеристиках молодежи как особой социальной группы и т. д. Но все они сходны в одном: молодежь - это ключевая ячейка общества, играющая важную • роль в его развитии.
Литература:
1. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: курс лекций. Киев: МАУП, 1999. -223 с.
2. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 1994. - 496 с.
3. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи: учебное пособие. СПб.: Петрополис, 2008. - 316 с.
4. Щенина О.Г. Молодежь в современной России. М.: Норма, 2005. - 95 с.
5. Усынина Н.И. Определение сущности понятия «молодёжь» // Вестник удмуртского университета. - 2013. - № 1. - С. 26-28.
262