26
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.35
Н.И. Усынина
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «МОЛОДЕЖЬ»
Показана актуальность изучения молодежи, описаны определения понятия «молодежь», даны особенности данной социальной группы.
Ключевые слова: молодежь, социализация.
В последние годы в проводимых исследованиях интерес к изучению молодежи существенно возрастает. Её проблемы изучают такие науки, как история, философия, психология, социальная психология, политология и др., но лишь социология позволяет рассмотреть «молодежь» с позиций комплексного подхода. На протяжении длительного времени молодые люди рассматривались не как представители отдельной группы, а как составная часть рабочего класса, советской интеллигенции и др. Социологи первыми выделили молодежь в отдельную социальную группу, определив для нее специфические нормы, ценности и интересы.
Молодые люди - это скрытый ресурс и объективная ценность современного общества, составляющая значительную часть населения Российской Федерации. Молодежью принято считать поколение людей с активной жизненной позицией, проходящих стадию становления социальных ролей, усваивающих основные общеобразовательные, профессиональные и другие функции, а также подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению данных ролей.
Молодежь - это граждане Российской Федерации, осуществляющие, преимущественно, деятельность, связанную с получением среднего специального и высшего образования, подготовкой и включением в общественную жизнь. Учебная деятельность осуществляется в учебных заведениях. И этот этап становится для молодых людей социально значимым - временем жизненного поиска, а процесс обучения объединяет молодежь в относительно самостоятельную социальную группу, находящуюся в стадии подготовки для замещения уходящих поколений.
Существуют различные варианты определения понятия «молодежь», включающие понимание её как большой социально-демографической группы, проходящей стадию социализации, формирования ценностных ориентаций, характеризующуюся присущими ей психолого-физиологическими особенностями и субкультурой и «примеряющей» различные социальные роли. Современные условия жизни оказывают влияние на ценностные и нравственные ориентиры молодежи в зависимости от множества факторов, в том числе региона проживания и социальной группы, к которой они относятся. Молодые люди представляют собой скрытый ресурс и главный агент социальных изменений, происходящих в стране.
В социологической науке молодежь первыми стали изучать представители зарубежной социологии. Исследователи разработали несколько методологических подходов к изучению этой социальной группы, среди которых основными можно назвать функциональный подход Т. Парсонса и теорию конфликтов М. Мид.
Т. Парсонс исследовал проблемы межпоколенных отношений и рассматривал молодежь как объект социального обновления, социализации и проявления различного рода протестных настроений [6]. М. Мид в конфликтном подходе выделяет три типа культур. Первый тип, когда дети учатся у своих родителей, предков. Он характерен для традиционных обществ, основывающихся на большой семье с устоявшимся образом жизни. Молодежь ориентируется на опыт старшего поколения без привнесения новшеств. По мере социального развития общества такая передача опыта исчезает, оказываясь недостаточной. Формируется кофигуративный тип, когда более важной становится ориентация на опыт современного поколения и влияние сверстников оказывает большую роль, чем влияние родителей. Третий тип получил развитие в связи с ускорением темпов современного общества. М. Мид, обосновывая зависимость динамики развития современного общества и межпоколенных отношений, видит роль молодежи в подготовке основы для развития общества будущего. Здесь уже взрослые учатся у своих детей, а опыт предшествующих поколений может даже мешать оценке новых категорий [8].
Определение сущности понятия «молодёжь» ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
27
2013. Вып. 1
Существуют различные варианты трактовки понятия «молодежь», данные социологами. Так, согласно точке зрения Т.В. Лисовского, это поколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящее стадию социализации и усваивающее такие основные социальные функции, как: образовательные, культурные, профессиональные и др. [5]. Данное определение одно из наиболее ранних (1962 г.), характеризующее молодого человека как члена общества с позиции процесса социализации. Развивая свою идею, В.Т. Лисовский в соавторстве с И.А. Громовым и С.Н. Иконниковой пишет о том, что «общую социальную характеристику молодежи современного общества можно дать, исходя из ее положения и места в системе общественного разделения труда. С этой точки зрения социальная особенность молодежи состоит в «открытости» и «лабильности», в определенной свободе выбора и принятия на себя социальных позиций и ролей» [1].
Большое внимание изучению молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. С его точки зрения, «молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения» [4].
В.И. Добрынина обращает внимание на то, что для определения понятия «молодежь» необходимо учитывать психофизиологические, экономические и социальные критерии, так как молодые люди - наиболее динамичная часть общества, «проходящая стадию формирования организма и психики, и относящаяся к довольно не окрепшей физически и духовно возрастной группе». Молодежь находится на пороге вступления в жизнь, постепенно становясь самостоятельной и материально независимой. На этой стадии проходит период формирования ценностных ориентаций и процесс социальной адаптации [2].
В 70-е гг. ХХ в. молодежь определяют как группу, внутренне дифференцированную в соответствии с классовыми признаками, положением и ролью в обществе, функциями и видами деятельности, ценностными ориентациями, мировоззрением [3]. В 90-х гг. молодых людей уже характеризуют как самостоятельную социально-демографическую группу, имеющую ряд особенностей, определяющихся специфической позицией в процессе воспроизводства социальной структуры, способностью наследовать и преобразовывать сложившиеся общественные отношения [9].
В начале XX в. исследования молодежи в социологии стали развиваться по трем основным направлениям. Первое - разработка проблем рабочей молодежи, которая заинтересовала исследователей в связи с активным участием молодых людей в трех русских революциях, их приходом в политику и активным участием в обновлении правящей элиты. Второе направление - изучение учащейся молодежи. Третье - исследование молодежного движения, привлекающего большое внимание исследователей в 20-е гг. ХХ столетия вследствие роста молодежных организаций [7]. Во второй половине ХХ в. интерес ученых, изучающих проблемы молодежи, усиливается.
В современной социологии не случайно уделяется большое внимание изучению молодежи. Это связано с тем, что в период социально-экономических перемен, происходящих в обществе, эта социальная группа становится наиболее динамичной, мобильной и активной, характеризующейся быстрой адаптацией к изменяющимся требованиям в обществе. Также молодые люди, наряду с приобретением и накоплением знаний, практических навыков и опыта предшествующих поколений, осуществляют и инновационную функцию, преобразуя эти знания и умения и внося что-то новое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: учен. записки ЛГУ. Л.,1969. Вып. 6. С. 8.
2. Добрынина, В.И. Воспитание личности - управляемый процесс //Социальное управление и молодежь. М., 1969. Вып. 3. С. 38.
3. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. С. 53.
4. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопед. словарь. 2-е изд. / ред. кол.: Аверинцев С.С. и др. М., 1989. 375 с.
5. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. М., 1962. С. 7.
6. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1997. 270 с.
7. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования: науч. монограф. (Расширенный кол. доклад ИГИ МосГУ на Всерос. науч. конф. «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры», Москва, 6-7 дек.
28
Н.И. Усынина
2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2007 г.) / Вал. А.Луков, В.А. Гневашева, Н.В. Захаров, Вл.А. Луков, С.В. Луков, О.О. Намлинская; отв. ред. Вал. А. Луков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. 80 с.
8. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 460 с.
9. Чистякова Н.А. Социальная работа с молодежью // Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 232.
Поступила в редакцию 18.03.13
N.I. Usynina
Definition of concept of “youth”
The article covers the relevance of studying youth, presents definitions for the concept of “youth”, describes peculiarities of this social group.
Keywords: youth, socialization.
Усынина Надежда Игоревна, аспирант Usynina N.I., postgraduate student
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]