Научная статья на тему 'Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций'

Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций Текст научной статьи по специальности «Социология»

4323
824
Поделиться
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Кабадейцева Олеся Викторовна

Данная статья посвящена вопросу изучения эволюции понятия «досуг молодежи». Актуальность данного исследования обусловлена все возрастающим научным интересом к данной возрастной категории. На примере изучения эволюции понятия «досуг молодежи» можно оценить процессы развития и формирования молодежных групп в зависимости от исторических и социально-экономических условий, а затем интегрировать полученную информацию в сферу молодежной политики.

Given article is devoted a question of studying of evolution of concept «youth leisure». The urgency of the given research is caused by escalating scientific interest to the given age category. On an example of studying of evolution of concept «youth leisure» it is possible to estimate developments and formations of youth groups depending on historical and social and economic conditions, and then to integrate the received information into sphere of a youth policy.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций»

УДК 301+379.8

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ДОСУГ МОЛОДЕЖИ» В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Кабадейцева Олеся Викторовна,

заместитель директора МУ «Псковский городской молодежный центр»

(г. Псков, Россия), соискатель ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург, Россия kabadejjceva@mail. ru

Данная статья посвящена вопросу изучения эволюции понятия «досуг молодежи». Актуальность данного исследования обусловлена все возрастающим научным интересом к данной возрастной категории. На примере изучения эволюции понятия «досуг молодежи» можно оценить процессы развития и формирования молодежных групп в зависимости от исторических и социально-экономических условий, а затем интегрировать полученную информацию в сферу молодежной политики.

Ключевые слова: досуг; молодежь; социология; молодежная среда; свободное время.

CONCEPT EVOLUTION «YOUTH LEISURE» IN THE HISTORY OF

SOCIOLOGICAL CONCEPTS

Olesya Kabadejtseva,

deputy director «Pskov city youth center» (Pskov, Russia), competitor on a rank of the candidate of sociological sciences

St. Petersburg State University of Service and Economics, Saint-Petersburg, Russia kabadejjceva@mail. ru

Given article is devoted a question of studying of evolution of concept «youth leisure». The urgency of the given research is caused by escalating scientific interest to the given age category. On an example of studying of evolution of concept «youth leisure» it is possible to estimate developments and formations of youth groups depending on historical and social and economic conditions, and then to integrate the received information into sphere of a youth policy.

Keywords: leisure; youth; sociology; the youth environment; free time.

В последние десятилетия вышло немало трудов по социологии, имеющих «отраслевой» характер. Эти работы были ориентированы на самые различные сферы жизнедеятельности с использованием научного аппарата социологии. Речь идет о таких отраслях социологического знания как социология труда, молодежи, управления, образования, семьи, города, культуры, науки, досуга, рекламы и т.д. Приведенный перечень может быть продолжен (отдельные авторы, занимающиеся проблемами отраслевой социологии и специальных социологических теорий, называют до 100-120 подобных отраслей).

Данный факт свидетельствует о бурном развитии социологического знания, в том числе и его терминологической составляющей, о глубоком и детальном изучении общества не только как целостного организма, включающего в себя основные макросоциологические структуры, но и исследовании различных их элементов, влияющих на экономическую, социальную, политическую, духовную сферы жизни. Общество в лице многочисленных социальных групп, институтов и организаций стремится как можно лучше познать новые механизмы и тенденции собственного развития и обращается с этой целью к науке, выдвигая требование конкретного анализа локальных социальных явлений и процессов, а также более детального изучения основных понятий социологии и введения в обиход новой терминологии.

Целью данной работы является систематизация теоретических знаний таких отраслей социологии как социология молодежи и социология досуга,

свободного времени; изучение эволюции понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций. В связи с этим следует сформулировать следующие задачи:

• обозначить момент возникновения данного термина и проследить его эволюцию;

• определить значимость его исследования на сегодняшний момент;

• указать области применения и использования полученных данных

терминологического характера.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, необходимо разграничить области исследования термина на два его образующих поля: социологию досуга и социологию молодежи; обнаружить все аспекты взаимодействия понятий «молодежь» - «досуг» и выявить их смысловую зависимость. После изучения нужной информации по двум отраслям социологии необходимо перейти к непосредственному рассмотрению терминов «досуг» и «молодежь» в контексте новой отрасли социологии - социологии досуга молодежи и попытаться сформулировать основной для этой отрасли термин «досуг молодежи», изучить его эволюцию.

Отраслевые социологии - так принято в профессиональном сообществе называть отрасли социологического знания - развиваются, прежде всего, за счет появления новых общих социологических теорий, терминологических баз и собственного потенциала. Но не только. Имеет место давно подмеченная их особенность - обращаться к смежным областям науки и черпать из них конкретный материал, проблематику, использовать специфику исследования тех или иных явлений общественной жизни.

Таким образом, подавляющее большинство отраслевых социологий развивается на определенном «стыке» социологии и других сфер науки и общественной жизни. Это придает развитию социологического знания новый импульс, показывает возможности и перспективы его развития (как теоретического, так и практического) за счет различных взаимосвязей и взаимодействий с другими социальными науками и их отраслями. Возникшая

таким же образом новая область знания, какой является социология досуга молодежи, разработана пока недостаточно, но имеет хорошие перспективы в научных кругах.

Трансформация общественных отношений привела к изменению не только места досуга в жизни молодежного сообщества, но и к коренному изменению социокультурной ситуации в сфере досуга. Кроме того, есть потребность переосмысления места и роли досуга молодежи в контексте развития личности в культурно-образовательном пространстве современного общества.

Социологический анализ понятия «досуг» до настоящего времени носит мозаичный характер преимущественно иллюстративного плана, и как предмет специально организованной теоретической рефлексии он встречается лишь в редких социологических публикациях.

Социология - это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах [1, с.221]. С учетом приведенного определения можно дать трактовку предмета социологии досуга, определить значение самого понятия «досуг» и сравнить его с «синонимичными» понятиями. Предмет социологии досуга - это практика реального использования свободного времени различными социальными общностями, исследование досуговой деятельности людей, их досуговых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов. Предмет рассматриваемой отрасли включает в себя также взаимодействие людей, их общностей в пространстве свободного времени, в процессе досугового общения. Наконец, социология досуга предполагает исследование тенденций развития досуговой деятельности людей в сфере свободного времени.

Несмотря на то, что сфера досуга не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и

спорт, образование и т.д. Очевидно, что досуговая деятельность - это не то же самое, что свободное время, она есть его «ядро», содержание. Помимо досуга, свободное время включает в себя, по определению К.Маркса, «более возвышенную деятельность» [17, с.221].

Следует заметить, что в начале XX века данные понятия считались синонимичными. Сегодня если под досугом подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на работе (в учебе) сил, то более возвышенная деятельность включает в себя то, что направлено, прежде всего, на развитие личности - творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физические упражнения. При этом речь не идет о том, чтобы противопоставлять их друг другу или сортировать по значению. И та, и другая части свободного времени одинаково важны для человека, но выполняют при этом разные социальные функции. Такое четкое определение термина «досуг» было сформировано только в середине XX века, т.к. количество свободного времени постоянно увеличивалось - с менее, чем 1 тыс. часов в год в доиндустриальных обществах - и до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах.

В то же время определенные формы досуга можно рассматривать как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 1950-х гг. появились концепции «общества досуга», «посттрудового общества». В них современное общество рассматривалось как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который занимает то место, которое в прошлом занимал труд. Досуг становится главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека.

Досуг - часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [1]. Это специфическая сфера свободного времени человека, являющаяся временем «свободного самовыражения» его сущностных сил. Содержание понятия

досуга по природе своей дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве реакреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей. В силу этого обстоятельства, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи, в которой ее потребности опредмечиваются на основе свободного выбора. С этой точки зрения ему нет равных в степени возможной самореализации личности. Поскольку основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности, исходя из социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений, это определяет потребность в формировании культуры досуговой деятельности молодежи как органической части воспитательного процесса.

Точно также, как и появление позднего интереса со стороны социологического сообщества к понятию «досуг», возрастало внимание к изучению понятия «молодежь». В социологии подчеркивается важность этой возрастной категории в связи с тем, что она, молодежь, является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний. Как подчеркивал современный немецкий социолог К. Менерт, роль молодежи в историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего [18].

В российской социологической энциклопедии дано следующее определение молодежи. «Молодёжь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования» [2].

В то же время, само понятие «молодежь» претерпевало многочисленные изменения, в том числе и по причине нечеткости возрастных границ, которые менялись в разное время от 14-17 лет до 25-30 лет.

Но не возраст, как таковой, а положение в обществе служит основой выделения молодежи как особой общественной группы. В целом в социологических концепциях до сих пор нет единого и однозначного толкования понятия молодежь. В.Т. Лисовский, доктор философский наук, считал молодежь специфическим «сложным, социальным образованием, постоянно воспроизводящей и изменяющей социальную структуру демографической общественной группой, имеющей «общие социальнопсихологические особенности и ориентации» [16].

Главными принципами научного исследования понятия молодежи являются:

1. Исторический подход к проблемам молодежи. Социология молодежи исследует специфические особенности молодежи как социальнодемографической группы, вскрывает причинную обусловленность изменений в жизни вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях.

2. Анализ фактического образа жизни молодежи как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

3. Анализ путей постоянного развития молодежи. Следует учитывать, что каждое новое поколение молодежи вырастает в несколько измененных, чем прежние, социальных условиях.

4. Дифференцированный подход к молодежи: она не представляет собой однородную группу.

5. Понимание образовательной, профессиональной, культурной, национальной и социально-политической неоднородности молодежи, наличия в ее среде различий, которые часто оказываются решающими в тот или иной момент развития общества.

Следует отметить, что социология молодежи изучает социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений, включая образование, семью, брак, политику, досуг и т.п., Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений [5, с.8].

Наконец, определившись по отдельности со значениями понятий «молодежь» и «досуг», а также рассмотрев предметы социологии досуга и социологии молодежи, необходимо перейти к историческим аспектам развития искомого понятия «досуг молодежи».

Интерес к пространству свободного времени проявляли еще мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шопенгауэра, Р. Декарта досуг рассматривается в связи со свободой, саморазвитием, социальным положением. Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг».

Английское слово «досуг» (LEISURE) берет свое начало в латинском языке (LIGERE), что означает «быть свободным» [14, с.228]. Из латинского языка во французский пришло LOISIR, что означает «быть разрешенным», а в английский - такое слово, как LICENSE, что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения.

Английское слово SCOOL произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть» [7, с.7]. Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян -четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в

отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу скульптора или художника функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов в разных цивилизациях. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель: «Вся

человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми,

упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал с отсутствием свободы. Он рассматривал вопросы досуга, только касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности [3, с.163].

Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновение интереса к досугу как пространству времени, современное

понятие термина «досуг» сформировалось в период индустриального развития общества.

Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными. Современный подход к изучению сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности отражен в работах К. Маркса и Т. Веблена. В них находит место работа по формированию понятийного аппарата, связанного с пониманием сущности и наполненности досугового пространства в логически строгих терминах.

Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут эти понятия совмещает, свободное время он рассматривает как противоположный трудовой деятельности мир, в котором активность человека направлена на отдых [9, с.232]. Аналогичной точки зрения придерживается отечественный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время». Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий. Досуг -часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Итак, зарубежные и отечественные представители социологической науки конца XIX начала XX века, такие как Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Б.Л. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, заложили основные подходы к

изучению свободного времени и досуга, дали первоначальные сравнения данных понятий, а также их четкое определение.

В истории отечественной социологии важность вопросов определения понятия «досуг» была осмыслена в 1960-70-е гг. XX века, когда в отечественной литературе стали появляться брошюры и статьи, в которых варьировались названия «Культура и досуг», «Досуг и культура», «Культура досуга» и другие, родственные им. Многие из печатавшихся в то время работ не имели социологического характера, а представляли скорее жанр публицистики.

Однако после распада Советского Союза, уже в постсоветской России проблемы, ставившиеся ранее, потеряли свою актуальность. Резкое падение уровня жизни у значительной части членов общества выдвинуло на первое место не столько вопросы использования свободного времени с точки зрения его содержания и насыщения видами культурной деятельности, сколько возможности поисков дополнительной работы в часы, свободные от основной.

На сегодняшний день появилось большое количество публикаций, затрагивающих тематику «досуга», и связано это, в первую очередь, с возрастающей ролью досуга не только в жизни молодежи, но и всего общества в целом.

Очень хорошо описана современная ситуация в данном контексте в работах Дениела Белла («Теория постиндустриального общества») и многочисленных публикациях французского социолога Жорфа Роже Дюмазедье. Дениел Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества» для характеристики различных эпох использует осевые принципы анализа общественной жизни [14]. Для каждого этапа есть свой осевой принцип. Осевым принципом современной культуры является стремление человека к самореализации. Для экономики постиндустриального общества характерен переход от производства товаров к производству услуг. И теперь более важным для человека становится не труд, а досуг.

В свою очередь, эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию к возрастанию; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности - он превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени) [8, с.347].

Как сфера жизнедеятельности общества досуг занял значительное место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной». Он определил важность изучения данного понятия. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг, особенно у молодежи - свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления «цивилизации досуга». Идея «цивилизации досуга», фиксирующая качественные изменения в досуге, получила значительное распространение в западной социологии.

В анализе проблематики свободного времени и досуга наиболее интересно и важно обратить внимание на такую возрастную категорию как молодежь. Соответственно следует более подробно осмыслить само понятие «молодежь», которое в данной статье соотносится с понятием «досуг», когда исследуется общее понятие «досуг молодежи».

Как отмечал профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует.

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: представление молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности - в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной, разработана проблема поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 1990-е годы XX века [20].

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Общеметодологические основы изучения проблем молодежи ранее были затронуты в трудах философов, историков, социологов и политологов, психологов, рассматривающие общественное развитие в целом -Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, У. Джемса, А.Д. Тойнби, Э. Дюркгейма, М.Вебера, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, К.Ясперса, Э.Фромма, В. Франкла, А. Маслоу, К. Леви-Строса и др. Время выделения социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 1960-х гг. XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить специальные исследования по изучению наиболее болезненных форм молодежного поведения, например протестного.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества. В период 1960-90-х годов в отечественной науке сложились

определенные концептуальные направления по части определения оснований для анализа проблем молодежи. Они были связаны с так называемым мыследеятельностным подходом к этому анализу.

В 1990-е гг. усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь

- это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [16]. Позднее более полное определение дал социолог И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [16]. И можно добавить, преобладающих духовных ценностей в тот или иной период. Например, в так называемое «застойное время» ценности профессиональной карьеры заменялись гиперболизированными ценностями в сфере досуговой деятельности, и это во многом сказалось на процессе социализации молодежи того периода.

Методологические положения о проблемах социализации молодежи и первые попытки выделения данной возрастной группы в отдельную социальную категорию были представлены в концепциях М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К.Ясперса и др.

В процессе более подробного изучения социологических концепций, связанных с понятием «молодежь», были выявлены теории, наиболее полно рассматривающие данное понятие.

Психоаналитическое направление связано с идеями З. Фрейда, Р. Бенедикта, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния не только психофизиологических, но и других - социальных факторов. Например, Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений - универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» [19, с.527]. В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный к началу 1970-х гг. опыт и знания послужили толчком к комплексному исследованию проблем социализации молодежи, особенностей жизнедеятельности ее различных социальных групп.

Существует и структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к

поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Мертон).

Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, социальное положение молодежи, ее трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Для культурологического направления характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Ученые-социологи стремятся соотнести мир молодежи и определенные типы культуры; для них преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Маннгейма.

Перейдем теперь непосредственно к социологическому анализу понятия молодежного досуга, которое требует предварительного уточнения, связанного, в первую очередь, с его предметом.

Так что же такое досуг молодежи? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг молодежи имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С.Махов, А.Т.Куракин, В.В.Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.З.Вульфов,

Л.Н.Николаева, М.М.Поташник и др.) и даже с внеучебным и внерабочим временем молодежи (Л.К.Балясная, Т.В.Сорокина и др.). Более того, на сегодняшний день наиболее определенным является термин «свободное время детей», который методологически как бы вытекает из понятия «свободное время взрослого человека». А социологи под свободным временем взрослого работающего человека, как уже рассматривалось выше, понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени, связанного с производством; времени, затраченном на дорогу; времени, идущем на домашний труд, другие бытовые нужды и удовлетворение физиологических потребностей. Таким образом, под свободным временем понимается время, идущее на учебу, самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей, чтение газет, слушание радио, просмотр телепередач, посещение кино, театров, спорт, туризм и т.п. Вслед за исследователями досуга взрослого населения детские, подростковые и юношеские досуговеды время, затраченное на производственную деятельность, заменяют на учебное время, а все дальнейшие рассуждения идут по аналогии с досугом взрослых. Однако, если говорить об учебных заведениях, в самом учебном процессе встречаются такие виды деятельности, как посещение кинотеатров, занятия спортом и туризмом, которые подросток выполняет не по обязанности, не в силу долга, а в соответствии с личными склонностями и интересами, добровольно. Но что же такое досуг и отличается ли досуг взрослого человека от досуга ребенка, подростка, юноши?

Обозначенные выше социологические концепции, связанные с понятиями «досуг» и «молодежь» проливают свет на проблему понимания значения «досуга молодежи», однако вопрос определения самого понятия остается открытым. И, несмотря на то, что в последние годы все чаще и увереннее стало выделяться понятие «досуг молодежи», его определение, дающее пространственно-временные и качественные характеристики, в сущности, еще не предложено. К тому же, при этом почти не учитывается специфика образа жизни подростка, юноши, молодого человека, их психология и физиология.

По аналогии с двумя предыдущими понятиями, для раскрытия понятия «досуг молодежи» необходимо, с одной стороны, обратиться к содержанию данного понятия, а затем - к изучению тех видов деятельности, которым молодые люди отдавали предпочтение в часы досуга в различные исторические эпохи. Немаловажно изучение и роли инфраструктуры в организации молодежного досуга, особенно в условиях современности.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание традиционных форм досуга. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, предпринимается попытка проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время.

Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - процессов социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентаций и т.д.

Важное значение для исследования молодежного досуга имеют труды таких ученых, как Л.Д. Гордон, Э.В. Клопов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич, которые посвятили свои работы проблемам социализации, воспитания, профессионального самоопределения молодежи.

Но если говорить об определении понятия «досуг молодежи» в контексте воспитания, осуществляемого в рамках образования как социального института, то следует отдать должное основоположнику «социологии воспитания» - французскому социологу Э. Дюркгейму. Выявленные им закономерности связи образования, воспитания и потребностей социального

развития на протяжении многих лет продолжают оставаться предметом исследования в разных системах общественного устройства и на разных этапах развития общества. Кроме него, социологический характер изучения проблем образования и воспитания отличают работы М. Вебера, К. Манхейма, Т. Парсонса, Р. Мертона и других ученых.

Что касается социологии образования, в рамках которой осуществляется ряд исследований молодежного досуга, то отметим, что она начала активно разрабатываться в отечественной социологической науке в 1960-80-е гг. Непосредственное отношение к исследуемой проблематике имеют работы, посвященные анализу свободного времени, поскольку именно в них наиболее активно разрабатывалась идея представления досуговой сферы как части свободного времени личности. Для понимания социальной сути свободного времени, его бюджета и структуры принципиальное значение имеют работы Б.А. Грушина, В.Н. Пименовой, Г.А. Пруденского, Г. Струмилина, А.Э. Мурзина, Г.П. Орлова, В.Д. Патрущева, В.М. Свининникова, Э.В. Соколова, Б.А. Трегубова.

И если еще в начале XX века досуг молодежи, ориентированный на совершенствование его условий и характер использования рабочей молодежью, то сегодня значение изучения этого понятия и явления значительно возросло вследствие того, что именно сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, отражает как индикатор общий уровень и качество жизни всего общества. Вследствие этого требуется, прежде всего, социологическое осмысление процессов, происходящих в сфере досуга молодежи, подкрепленное достоверной эмпирической базой.

На современном этапе осуществляется много научных исследований, посвященных выяснению социальной значимости досуга молодежи, изучаются особенности его использования в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Р.Стеббинса, Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака.

Еще одним новшеством в определении понятия «досуг молодежи» является условное разделение досуга на «серьезные» составляющие и «несерьезные» составляющие (отдых/развлечение). На сегодняшний день все более популярным становится посвящение своего досуга общественнополезным занятиям, которые увлекают молодого человека новыми возможностями и перспективой саморазвития. Этот вид досуга отличается от «случайного», или «несерьезного» досуга, предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения.

В пример можно привести волонтерскую деятельность - того и другого вида. Волонтерство (volunteering) в качестве серьезного досуга отличается от волонтерства как случайного (обычного) досуга. В серьезном досуге волонтеры реализуют карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания или обучаясь. Еще одно преимущество - самовознаграждение -оказывается единственным из преимуществ, которыми не пользуются участники обычного досуга. Помимо того, что серьезный досуг молодежи является совместным занятием, он вносит значительный вклад в социальную интеграцию. Многие группы серьезного досуга молодежи оказывают широкое благотворное воздействие на благосостояние сообщества.

Но, несмотря на общую популярность серьезного досуга, следует помнить, что социально приемлемая досуговая деятельность должна оптимально сочетать оба типа досуга. Однако нередко молодые люди забывают о желательном балансе двух типов досуга по причине проявления повышенной эмоциональности или к занятиям в сфере серьезного досуга, или к занятиям в сфере несерьезного досуга.

Наконец, следует отметить, что в современной жизни в сфере досуга молодых людей важную роль играют его организаторы. На сегодняшний день это - коммерческие структуры, отвечающие за производство и трансляцию образцов досугового поведения; творческие предприятия, которые консолидируются вокруг крупных коммерческих центров, использующих их

услуги при разработке культурных проектов; наконец, государственные организации культуры (театры, музеи, библиотеки), предоставляющие услуги культуры, которые пользуются в условиях массового престижного потребления довольно ограниченным спросом. Важным вопросом в понимании досуга молодежи и соответствующем определении является и прогнозирование тех тенденций, которые будут характеризовать досуг молодежи в будущем.

На основании вышеизложенной информации можно сделать попытку авторского определения обсуждаемого понятия. Досуг молодежи - это деятельность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в свободное от общественного труда время, благодаря которой молодежь восстанавливает свою способность к труду/учебному процессу и развивает в себе те творческие задатки, которые невозможно реализовать в сфере трудовой или образовательной деятельности.

В завершение проведенного исследования явления и понятия «досуг молодежи» можно предложить основные выводы, сформулированные в соответствии с поставленными в начале работы задачами.

1. Термин «досуг молодежи» впервые появился на рубеже XIX и XX вв. в результате слияния двух важных с социологической точки зрения понятий «досуг» и «молодежь», которые исторически претерпели многочисленные изменения. Особое внимание к исследованию досуга молодежи проявилось во второй половине XX века в результате улучшения качества жизни и в связи с наступлением эры новых технологий, которые позволили увеличить объем свободного времени у молодых людей. В целом, интерес к изучению данного явления возникал по мере изменения социально-политической ситуации, характерной для той или иную эпохи и страны;

2. Увеличение свободного времени, связанное с совершенствованием функции производства, ориентирует дальнейшее развитие общества в сторону массового потребления. Индустрия досуга приобретает в связи с этой перспективой особую значимость, так как данная ситуация меняет общую

систему ценностных ориентиров и жизненных установок молодежи. Этим и обусловлена необходимость изучения молодежного досуга и соответствующих ему научных категорий и терминологии;

3. Данные исследования необходимы для разработки современной молодежной политики - с целью создания тех благоприятных условий жизнедеятельности, которые позволят молодежи полностью реализовать свои способности и творческие задатки.

В целом исследование эволюции понятия «досуг молодежи» и его окончательные формулировки должны лечь в основу разрабатываемых программных документов, законодательных актов, решений и постановлений различных органов власти и общественных организаций, документов методического характера - для квалифицированного толкования этого понятия и повышения уровня ответственного отношения к проблемам досуга молодежи на всех уровнях его организации.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет:

А.М. Прохоров (пред.). - М.: «Советская энциклопедия», 1981. - 1600с.

2. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. -М.: «Норма-ИНФРА», 1998. - 672 с.

3. Никомахова этика. Политика / Аристотель // Соч. В 4т. Т.4. - М.: «Мысль», 1984.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество // Д. Белл - М.: «Академия», 1999.

5. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие // Под ред. проф. Ю.Г. Волкова - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001.

6. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы // Б.А. Грушин

- М.: «Мысль», 1967.

7. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности // Е.И. Дробинская, Э.В. Соколов - СПб., 1983.

8. Дюмазедье Ж.Р. Труд и досуг (в «Трактате по социологии труда») 1962.

9. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия // Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов - Свердловск, 1970.

10. Иконникова С. Н. Молодёжь. Социологический и социальнопсихологический анализ // С.Н. Иконникова — СПб.: Издательство

Ленинградского университета, 1974.

11. Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы

коммунистического воспитания // С.Н. Иконникова - СПб., 1988.

12. Ильинский И. M. За гуманное и справедливое общество, за демократический социализм // И.М. Ильинский - М., 1990.

13. Кон И.С. Ребёнок и общество // И.С. Кон - М.: «Академия», 2003.

14. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Т. Кэндо: «Личность. Культура. Общество», 2000. - Т. - II. Вып.1(2)

15. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие // ВТ. Лисовский - СПб.: «СПбГУП», 2000.

16. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник // Отв. ред. В.Т.Лисовский - СПб.: 1996.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. - 46, 4.II. - М., 1969.

18. Самоявцев, М. В. Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века: диссертация кандидата культурологи: 24.00.01. -Нижневартовск, 2005. - 136 с.

19. Feuer L.S. The Conflict of Generation. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969.

20. Чупрова В.И. Молодежь России: социальное развитие / Под редакцией

В.И. Чупрова. - М.: «Наука», 1992.

21. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных http://ecsocman.edu.ru/data/580/881/1216/008.BUTENK0.pdf (дата обращения:

10.02.2011)

22. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга http://www.odinvopros.ru/lib/stebbins_01.php?mode=1&id=0 (дата обращения:

10.02.2011)

Рецензент:

Михеева Н.А., доктор социологических наук, профессор кафедры социальнокультурного сервиса и туризма СПбГУСЭ