Е. С. БАБОСОВА
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ДОСУГ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассмотрены особенности активного досуга как фактора включенности молодежи в социокультурную деятельность. На основе обобщения материалов социологических исследований выделены основные формы досуга, сформулированы качественно-количественные характеристики основных компонентов включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности. Охарактеризованы позитивные и негативные тенденции досуговой деятельности молодежи.
Ключевые слова: социология молодежи, досуговая социокультурная активность молодежи.
Одним из значимых факторов формирования личности молодого человека является свободное время. Оно оказывает влияние на учебную и трудовую сферы деятельности, поскольку в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, формируются ценностные ориентации молодежи. Способ проведения молодежью свободного времени является своеобразным индикатором ее культуры, духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную и творческую деятельность. В своей сущностной характеристике досуг предстает как совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей и осуществляемых человеком в свободное время от производственных и непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, покупка продуктов питания, одежды). Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами личностной самореализации и социокультурной интеграции.
Понятие «досуг» было введено в научный оборот лишь в начале XX в., когда впервые стали проводиться социологические и статистические исследования бюджетов времени. Первоначально досуг рассматривался как время, свободное от трудовой деятельности и направленное на восстановление физических и эмоциональных сил, необходимых для выполнения такой деятельности. Согласно К. Марксу, «свободное время, представляющее собой как досуг,
так и время для более возвышенной деятельности, разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства» [1, с. 221].
Под досугом подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, рекреации, восстановлению затраченных на работе сил. В отличие от досуга более возвышенная деятельность, согласно К. Марксу, включает в себя то, что направлено прежде всего на развитие личности, - творческие занятия, общественную активность, физические упражнения. Обращает на себя внимание тот факт, что он не дифференцирует эти занятия по их значению для человека, считая и досуг, и более возвышенную деятельность одинаково важными, но выполняющими разные социальные функции. Если досуг реализует преимущественно функции восстановления сил, отдыха, развлечения и общения, то главной целью более возвышенной деятельности является всестороннее развитие человека.
Одной из главных причин повышения интереса к сфере досуга во второй половине XX в. явилась научно-техническая революция, рост механизации и автоматизации производства, интенсификация труда. Всё это реально сократило рабочее время населения стран Запада и увеличило продолжительность внерабочего времени. Не менее важной причиной явилось расширение сферы услуг. Естественно, в этих условиях возникает интерес к характеру заполнения внерабочего времени и особенно к такой его части, как свободное время.
В настоящее время сфера досуга воспринимается как самостоятельная сфера человеческой жизни. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое помимо досуга включает в себя время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на самообразование, воспитание, общественную деятельность. Возрастающую роль досуга в жизнедеятельности человека и общества обосновал известный французский социолог Ж. Дюмазедье, выдвинувший концепцию «цивилизации досуга». Согласно ему, досуг можно рассматривать как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование, .. .будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей» [2, с. 85].
Для динамики этого социального феномена характерно изменение ценностных ориентаций в сфере досуга, возрастание его значимости и автономи-зации личности, а также в последовавших за этим изменениях в экономической и социальной сфере, в развитии досуговой инфраструктуры. Ж. Дюма-зедье подчеркивает самоценный характер досуга, определяет его как деятельность помимо той, которая связана с работой, семьей, обществом, к которой человек обращен по своему желанию для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности, развить свой физический потенциал. Центральным элементом такой цивилизации является массовый досуг, кото-
рый в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности людей - с экономической, политической, культурной и другими сферами общества.
Многие исследователи считают, что современное общество можно назвать «обществом с развитым досугом». С. Паркер рассматривает досуг через четыре концепции, которые являются отдельными фундаментальными чертами досуга:
1. Выбор (досуг приближается к условию свободной избранной деятельности; индивидуумы могут чувствовать, что они наделены выбором, а это является одной из отличительных черт досуга; вся деятельность незанятого досуга диктуется ограничениями, которые накладывает прожиточный минимум).
2. Гибкость, что означает способность человека менять свои роли и в то же время переключаться с одной деятельности на другую.
3. Спонтанность (активность досуга способна включать возможность спонтанных действий).
4. Самоопределение (досуг характеризуется поисками состояния удовлетворенности, которое само по себе является самоцелью) [3, с. 56].
Важным способом включения молодежи в социокультурную деятельность является культурная досуговая активность. Активные формы досуга обычно типологизируются на три вида:
1) индивидуальные и коллективные действия, направленные на освоение ценностей и норм культуры, - посещение театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, танцевальных и музыкальных школ и т. д.;
2) различные виды любительской деятельности - самодеятельные занятия в кружках по интересам, в художественных студиях (рисование, лепка, роспись по различным материалам), увлечения (хобби), занятия физкультурой, спортом;
3) общение с другими людьми - друзьями, деятелями культуры, науки; участие в массовых праздниках.
Социологические исследования молодежной среды, проведенные под руководством Е. М. Бабосова и Ю. В. Никулиной в Минске (2007 г., объем выборки 1142 человека; 2009 г., объем выборки 1199 человек) и под руководством Ф. И. Храмцовой в Гомеле (объем выборки 412 человек), дали возможность получить интересные эмпирические данные, анализ и обобщение которых позволяют сформулировать качественно-количественные характеристики основных компонентов включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности. Установлено, в частности, что каждые четверо из десяти опрошенных молодых людей (43,5%) основную массу досугового времени уделяют чтению, в среде студентов и учащихся такое использование свободного времени характерно более чем для 60% респондентов. К положительным тенденциям в развитии активного домашнего досуга в жизнедеятельности учащихся и студентов следует наряду с чтением отнести рисование, лепку, роспись по металлу, роспись по дереву, что характерно для 12% учащихся школ и профтехучилищ, сочинение стихов, прозы, чем зани-
мается более 5% учащихся и свыше 8% студентов, занятия дополнительным образованием, чем занято 19,3% опрошенных, т. е. практически каждый пятый молодой человек. Однако в домашнем досуге молодежи в последние годы под влиянием широкого распространения телевидения, киноиндустрии, сети Интернет наметилась и усиливается тенденция негативного характера - вытеснение активных форм досуговой деятельности пассивным отдыхом («ничегонеделанием»), характерным для 8% опрошенных юношей и девушек, просмотром телепередач и видеопрограмм (38,6%).
Позитивные и негативные тенденции существуют и во внедомашней досуговой деятельности минской и гомельской молодежи. В качестве основных положительных тенденций можно отметить следующие. Одна из них заключается в том, что практически каждый третий молодой человек (32,9%) значительную часть своего досуга направляет на посещение театров и кино. Вторая тенденция состоит в том, что часть из них (31,3%) тратит значительную часть своего свободного времени на занятия физкультурой и спортом. Третья тенденция проявляется в том, что почти 30% учащихся и студентов участвуют в деятельности исследовательских и художественных коллективов (музыкальных, танцевальных). И все-таки и в этом направлении досуговой активности молодежи существует немало негативных тенденций, связанных с тем, что основная масса подростков и юношества предпочитают пассивные досуговые занятия, реже - активные. Если рассмотреть общую структуру современного молодежного досуга, то оказывается, что сравнительно малая часть опрошенных молодых людей (менее 20%) посвящает свое свободное время образованию и самообразованию. Физкультура прочно вошла в жизнь лишь незначительной части молодых людей - чуть более 31%. Многим молодым людям присуще потребительское отношение к досугу (бездумная пассивная созерцательность при просмотре телепередач, пустопорожние разговоры, ничегонеделание и т. п.). Поэтому в современных условиях на передний план выходит проблема развития и совершенствования активного культурного досуга подростков и молодежи, очищение его от псевдокультурных, а тем более от антикультурных влияний.
Важную роль в развитии активного досуга формирующейся личности выполняет такой специфический социальный институт и одновременно малая социальная группа, как семья. Такая культурно-формирующая роль принадлежит семье вследствие ее относительной устойчивости и стабильности, наличия в ней эмоционально насыщенных взаимодействий, основанных на дружбе и любви, функционирования в ней эмоционально и нравственно ориентированной организации человеческого общежития с определенными правилами, обязанностями, нормами поведения, представлениями о добре и зле, прекрасном и безобразном, о чести, достоинстве и ответственности, соответствующими традициями и ценностными ориентациями. Поэтому следует считать очень важным тот факт, что больше половины опрошенной минской молодежи (52,7%), а в вузовской среде еще больше (59,1%), считают, что в фор-
мировании мировоззрения и культурных предпочтений молодых людей первостепенная роль принадлежит традициям, нравственным ценностям их семьи.
В последнее время не только со стороны журналистов, но и со стороны специалистов - социологов и культурологов нередко можно услышать упреки современной молодежи в том, что она слишком много свободного времени уделяет общению со сверстниками в ущерб активным формам деятельностного досуга, содействующим культурному развитию личности. Но слишком жесткое разграничение общения и деятельности представляется неправомерным. Ведь именно в общении, в том числе и со сверстниками, формируется большинство видов деятельности, в том числе и в сфере культуры. Поэтому формирующаяся и развивающаяся в таком общении личность становится активным субъектом деятельности, обретает жизненный опыт идентификации с определенным набором ценностей и норм национальной и мировой культуры. Результаты социологических исследований убеждают, что при всей важности учебного и производственного коллектива в формировании ценностных ориентаций и социокультурных предпочтений личности, при всей масштабности роста формирующей и развлекающей человека индустрии свободного времени молодежь настойчиво «сбивается» в компании сверстников. Это означает, что общение в молодежной среде - это такая форма досуга, в которой подросток или молодой человек нуждается органически. Поэтому 73% опрошенных молодых минчан уделяют львиную долю времени общению со сверстниками. Другое дело, что в этой форме общения подчас превалируют инертность, стремление к самолюбованию и порой девиантность. Но присущие молодежному общению недостатки не могут перечеркнуть его значимость для формирования у молодых людей таких социальных качеств, как честность, справедливость, сплоченность, играющих большую роль в социокультурном формировании и развитии личности.
Одним из важных социальных институтов включения подростков и юношества в активные формы приобщения к ценностям и нормам культуры является школа - средняя и высшая. Ее социокультурная значимость в формировании социального опыта и духовного мира личности определяется тем, что она выводит передачу знаний, умений, навыков, ценностных установок за пределы непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя и преподавателя продуктивное образование и воспитание большой группы учеников и студентов, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и духовные ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.
Очень важную социализирующую роль в формировании культурной досуговой активности юношества выполняют различные учреждения и организации культуры. Именно в них организована эмоционально насыщенная, с интересом воспринимаемая и усваиваемая подростками и молодежью система художественной деятельности (будь это театр, филармония, концертный
зал, встреча с деятелями культуры и т. п., продуктивная программа деятельности, ориентированная на усвоение и воспроизводство ценностей культуры). В этой сфере социокультурной деятельности наряду с театрами, филармониями, кинотеатрами и т. п. активно функционируют различные формы организованного любительства - хоровые, музыкальные, танцевальные, художественно-прикладные кружки и объединения, инициативные клубы. Своеобразие их деятельности заключается в том, что она осуществляется не в жестких ролевых, однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными и культурно-творческими элементами облегчают процесс адаптации индивида в любительских объединениях к активным видам социокультурной досуговой деятельности.
Интересные данные были получены в ходе исследования по теме «Организация досуга и культурные предпочтения в студенческой среде», разработанного и проведенного сотрудниками Института социологии НАН Беларуси и студентами БГУКИ, проходящими производственную практику в этом институте, в апреле 2011 г. Выборка респондентов составила 310 человек и была сформирована методом случайного отбора. В исследовании участвовали студенты всех курсов 12 различных вузов Республики Беларусь. Целью исследования явилось изучение социокультурных предпочтений современного белорусского студенчества (музыка, литература, кино, танец), а также стратегий досугового поведения в свободное от учебы время. Один из блоков вопросов касался свободного от учебы времени студентов и вариантов его проведения. В ходе исследования было установлено, что студенты неравномерно распоряжаются свободным от учебы временем. Несмотря на то что разница между студентами, располагающими большим свободным от учебы временем, и студентами, не имеющими много свободного времени, невелика (42,5 и 57,5% соответственно), были выявлены существенные различия, касающиеся количества свободного времени. Из общего количества опрошенных молодых людей 24% не заняты лишь в выходные, 54,5% респондентов свободно проводят несколько часов каждый день, а 22,5% свободны практически каждый день.
Чаще всего свободное время молодые люди проводят, встречаясь с друзьями и прогуливаясь - так поступают практически две трети респондентов (59% опрошенных). Вторым по популярности вариантом проведения свободного времени является домашний отдых, его предпочитают 49% респондентов. В качестве третьей, наиболее распространенной досуговой стратегии выступает посещение театров, кинотеатров, концертов популярных артистов (45% опрошенных). Для того чтобы увеличить свои доходы и покрыть текущие расходы, многие студенты пытаются совмещать учебу с работой. Так, более трети молоды людей (35% опрошенных) подрабатывают.
В связи с тем что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера, в качестве положительного можно отме-
тить тот факт, что 17% опрошенных регулярно в свободное время посещают читальные залы библиотек. На сегодняшний день главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Для того чтобы увеличить свою популярность, библиотеки создают электронные аналоги, так как книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем авторам, по книгам которых были сняты фильмы, а также игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Как отмечают многие современные исследователи, ориентации молодежи в сфере досуга начинают видоизменяться под влиянием процессов глобализации. Одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения своего содержания (дискотека, чтение). Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не имевшие ранее места в сфере досуга (Интернет).
В качестве критерия для оценки глобальных трансформаций, происходящих в сфере досуга современной молодежи, сейчас применяется понятие «стратегия досугового поведения». Анализ изменений таких стратегий позволяет выявить и проанализировать причины видоизменений в этой сфере жизнедеятельности молодых людей. В рамках структурно-функционального подхода под стратегиями досугового поведения понимаются способы повышения социального статуса личности или социальной группы посредством выбора наиболее престижных видов досуга. Таким образом, стратегию досугового поведения можно рассматривать как набор средств и видов действий по реализации интересов, потребностей и целей в сфере досуга, рассматриваемых индивидом в качестве необходимых. Такая стратегия вырабатывается на основе цели, которая определяется ресурсами (материальные возможности, уровень образовательного и культурного развития индивида, инфраструктура населенного пункта и т. д.).
Анализируя стратегии молодежи в сфере досуга, можно выяснить, с помощью каких видов досуговой деятельности молодые люди намереваются осуществлять значимые для них цели. Принимая во внимание то, что стратегия жизни, по мнению Ю. М. Резника, - «это социокультурно обусловленная система ориентирования личности в будущей жизни, принятая на долговременную перспективу», стратегия досугового поведения может рассматриваться в качестве социокультурно обусловленной системы ориентирования личности в сфере досуга, принятой с определенной перспективой [4, с. 63].
В качестве одной из стратегий досугового поведения все более возрастающую популярность приобретает функционирование глобальной компьютерной информационной сети. Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного общества, а сеть пользователей этой информационной сети по-
стоянно расширяется, в том числе и в Беларуси. Посредством использования «глобальной паутины» молодой человек получает возможность включаться в новые потоки информации, в том числе и касающиеся различных социально-политических и социокультурных вопросов. К примеру, если речь идет о поиске и выборе будущей профессиональной карьеры, то использование Интернета помогает выбрать и отрасль (наука, производство, реклама, шоу-бизнес и т. д.), и тот спектр в одном из этих направлений, который в наибольшей степени интересует и привлекает человека, определяющего свои профессиональные склонности.
По данным социологического исследования, проведенного сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Беларуси в 2010 г., одной из целей которого являлось всестороннее изучение проблем молодежи, большинство молодых людей предпочитают получать информацию из сети Интернет. Используют для получения такой информации Всемирную информационную сеть 53,9% опрошенных молодых людей, 46,9% респондентов постоянно читают государственные СМИ, 23,6% - отдают предпочтение негосударственным СМИ. Российские СМИ пользуются популярностью у 22,5% респондентов, иностранные СМИ - у 19,1% опрошенных. Кроме того, пятая часть опрошенных молодых людей доверяют информации, полученной по месту работы и учебы или от соседей и знакомых (17,2 и 14,4% соответственно). Это подтверждается и данными официальной статистики - согласно таким данным, основной аудиторией белорусской сети Интернет являются молодые люди в возрасте до 35 лет, имеющие высшее или незаконченное высшее образование.
Всемирная информационная сеть предоставляет новые возможности в сфере культуры и позволяет сформировать альтернативные традиционным увлечения и хобби, занимающие важное место в сфере активного досуга молодежи. Так, широкое распространение получила компьютерная мультипликация (в каче -стве примера может послужить Масяня - популярная героиня компьютерной мультипликации), компьютерная живопись (в частности, фракталы - составление узоров, которые получаются в соответствии с определенными правилами с использованием специальных компьютерных программ). Все большую популярность приобретает увлечение компьютерной графикой и компьютерным дизайном (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные международные соревнования, примером могут послужить Дельфийские игры, объединяющие все виды искусств и представляющие собой эффективный инструмент сохранения и развития культурного наследия, поиска и поддержки юных талантов).
Использование Интернета в процессе включения молодежи в сферу культурной деятельности создает ряд важных преимуществ. Первое из них состоит в том, что общение реальных и потенциальных исследователей позволяет существенно экономить время, затраты и интеллектуальные ресурсы в интерактивном взаимодействии. Второе преимущество заключается в том,
что резко возрастает скорость, точность и масштабность коммуникационных взаимодействий заинтересованных лиц, которые могут проживать в разных странах и на континентах, принадлежать к различным культурам. Третье преимущество состоит в том, что молодые люди, владеющие высоким уровнем информационной культуры, в процессе взаимодействия через сеть Интернет могут использовать не только тексты, но также звуковые, цветовые и видео элементы. Таким образом, Интернет представляет собой новый, в высшей степени эффективный инструмент, содержащий в себе обширный международный и даже глобальный потенциал.
Подводя итоги вышесказанному, можно зафиксировать увеличение внимания социологов к исследованию молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга в жизни молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Литература
1. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. -2-е изд. - М: Изд-во полит. лит-ры, 1955-1981. - Т. 46.
2. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ Сер. 12. Соц.-полит. исслед. - М., 1993. - № 1. - С. 83-88.
3. Parker, R. Sociology of Leisure / R. Parker. - New York, 1976. - 158 p.
4. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. - М: Институт человека РАН, 2002. - 260 с.
E. S. BABOSOVA
LEISURE AS A FACTOR OF YOUTH INVOLVING IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES
Summary
Features of active leisure as a way of an inclusiveness of youth in social and cultural activity are considered in offered article. Basic forms of leisure are allocated, qualitative and quantitative characteristics of the basic components of an inclusiveness of youth in various forms of leisure social and cultural activity are formulated on the basis of generalization of sociological researches materials. Positive and negative tendencies of youth leisure activity are characterized.
Key words: sociology of young people, leisure sociocultural activity of young people.
Поступила 26.10.2011 г.