Научная статья на тему 'К проблеме организации досуга молодежи в Мурманской области'

К проблеме организации досуга молодежи в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2226
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДОСУГОМ / LEISURE / YOUTH / LEISURE TIME ORGANIZATION / SATISFACTION WITH LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Недосека Елена Владимировна

В статье отражены результаты социологического исследования по проблеме удовлетворенности молодѐжи Мурманской области организацией досуга. Представлена оценка степени вовлеченности молодежи области в различные виды досуга. Анализируются показатели удовлетворенности. Определены основные причины неудовлетворенности услугами досуговой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the results of the sociological research of the problem of youth's satisfaction with the leisure time organization in the Murmansk region. The degree of the youth's involvement into different leisure time activities in the region has been shown. The indices of satisfaction with the services have been analyzed. The principal reasons for dissatisfaction with the services of leisure time activities have been defined.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации досуга молодежи в Мурманской области»

Недосека Е.В. К проблеме организации досуга молодежи...

УДК 316.346.32-053.6 (470.21)

К проблеме организации досуга молодежи в Мурманской области

Е.В. Недосека

Факультет истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета, кафедра социальных наук

Аннотация. В статье отражены результаты социологического исследования по проблеме удовлетворенности молодёжи Мурманской области организацией досуга. Представлена оценка степени вовлеченности молодежи области в различные виды досуга. Анализируются показатели удовлетворенности. Определены основные причины неудовлетворенности услугами досуговой сферы.

Abstract. The paper considers the results of the sociological research of the problem of youth's satisfaction with the leisure time organization in the Murmansk region. The degree of the youth's involvement into different leisure time activities in the region has been shown. The indices of satisfaction with the services have been analyzed. The principal reasons for dissatisfaction with the services of leisure time activities have been defined.

Ключевые слова: досуг, молодежь, организация досуга, удовлетворенность досугом Key words: leisure, youth, leisure time organization, satisfaction with leisure

1. Введение

Стремительные темпы социально-экономического развития общества в значительной степени изменили содержание и структуру культурно-досуговой деятельности современной молодежи. Смена ценностных ориентиров, развитие социальной инфраструктуры, появление информационных технологий, новых видов развлечений приводят к необходимости анализа досуговой деятельности во всех ее проявлениях. Данная сфера представлена широким спектром досуговых услуг, отличающихся социально-экономической направленностью, формами предоставления, способами и методами регулирования, организационно-экономическими механизмами развития и финансовой поддержки государства (Литвинова, 2012).

В научной литературе представлен широкий спектр исследований как теоретического, так и научно-практического характера в культурно-досуговой области. В отечественной и зарубежной социологической науке исследованиями досуга и свободного времени занимались: Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский, М. Каплан, Т. Кэндо, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин и др. Изучение досуга молодежи под разными исследовательскими фокусами освещено в работах Л.А. Гордона, Э.В. Клопова, В.Т. Лисовского, З.В. Лисевич, А.Б. Трегубова и др.

2. Социальная значимость досуга для молодежи

Досуг является неотъемлемым и необходимым элементом образа жизни молодого человека, т.к. именно в данной сфере современная молодежь имеет возможность для самореализации, свободы действия посредством выбора места и времени для его проведения. Поэтому организацию подобной деятельности необходимо рассматривать как основу реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. (Суровицкая, 2010).

Отсутствие или неразвитость организованного досуга влечет за собой ряд негативных последствий. К ним можно отнести: стихийную социализацию; отсутствие стимулов для

самодеятельного поведения; усиление эгоцентрических тенденций и ориентаций формирующейся личности, что способствует формированию молодежных субкультур (рокеры, хиппи, панки, гопники, металлисты и т.п.); различные формы девиаций в молодежной среде и пр.

Влияние негативных последствий этих процессов на общество обусловило возвращение интереса государства к данной проблеме, понимание необходимости организации досуговой деятельности граждан, и прежде всего молодых горожан.

3. Регионально-муниципальный аспект организации досуга молодежи в Мурманской области

Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления городского округа в области культуры, согласно законодательству, действующему в Российской Федерации уже с 2004 года, становятся:

- "создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

338

Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г.

стр. 338-343

- создание условий для развития местного традиционного художественного народного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

- организация доступного библиотечного и информационного обслуживания населения;

- организация отдыха детей и подростков" (Устав..., 2012).

В 2011 г. в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 г. № 217-РП "Об утверждении модельной схемы системы целеполагания исполнительных органов государственной власти" (в ред. постановления Правительства Мурманской области от 19.07.2011 г. № 255-РП) и Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г. на плановый период 2012-2014 гг. была определена основная стратегическая цель деятельности исполнительных органов государственной власти - обеспечение высокого качества жизни населения региона. Деятельность исполнительных органов государственной власти социальной сферы объединена направлением № 1 "Развитие и повышение качества человеческого капитала".

В Мурманской области и в городе Мурманске местными органами самоуправления по государственному и муниципальному регулированию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением являются: Комитет по

взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи, Комитет по культуре и искусству, Комитет по культуре администрации города, Комитет по физической культуре и спорту.

Одной из тактических целей деятельности Комитета по культуре и искусству является "обеспечение творческого и культурного развития личности, участия населения в культурной жизни региона". Деятельность Комитета в рамках реализации этой цели направлена на решение следующих тактических задач:

1. Модернизация культуры.

2. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Формирование и обеспечение сохранности музейного фонда, организации публичного показа музейных предметов и коллекций.

4. Формирование и обеспечение сохранности библиотечного фонда, организация библиотечного, библиографического и информационного обслуживания.

5. Обеспечение создания и показа спектаклей, концертов и концертных программ.

6. Обеспечение адресной поддержки профессионального творчества членов мурманских организаций творческих союзов.

7. Обеспечение развития творческого потенциала и организация досуга населения.

8. Обеспечение повышения культурно-образовательного уровня населения путем эффективного выполнения государственных функций.

Оказываемые жителям муниципального образования досуговые услуги чрезвычайно многообразны и многогранны. Они включают в себя различные виды деятельности - от очень простых, не требующих высокой квалификации исполнителей (предоставление газет, журналов, настольных игр), до сложных (проведение кинофестивалей, форумов, профессиональная концертная деятельность, организация праздников в масштабах города и пр.), выполнение которых требует специального образования, художественной, музыкальной, спортивной и прочей подготовки.

4. Эмпирические данные исследования удовлетворенности молодежи организацией досуга в Мурманской области

Предметом анализа данной статьи является удовлетворенность молодежи города Мурманска и Мурманской области сферой организованного досуга. Изучение данного блока вопросов проводилось в рамках социологического исследования по теме "Удовлетворенность молодежи Мурманской области условиями социализации и самореализации", выполненного Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований Мурманского государственного гуманитарного университета для Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области в январе-феврале 2013 г.

В качестве метода сбора эмпирических данных использовался метод электронного анкетирования. Выборку составили 683 человека. В нее вошли представители всех муниципальных образований Мурманской области. Возраст респондентов от 14 до 30 лет.

В табл. 1 представлена оценка степени вовлеченности молодежи Мурманской области в различные виды досуга.

Данные таблицы показывают оценку степени вовлеченности молодежи Мурманской области в различные виды досуга. Самой распространенной среди респондентов и не требующей никаких дополнительных затрат формой проведения свободного времени является домашний досуг (просмотр телевизора, компьютер, музыка, чтение, общение с друзьями, родными и пр.) (94,8 % опрошенных оценили вовлеченность на 4-5 баллов). Необходимо отметить, что в последние десятилетия наблюдается

339

Недосека Е.В. К проблеме организации досуга молодежи...

тенденция одомашнивания досуговой деятельности. Об этом свидетельствует и статистические данные по структуре потребительских расходов домашних хозяйств в Мурманской области. В 2011 г. по сравнению с 2005 г. заметно выросли показатели по наличию бытовой техники, телерадиоаппаратуры. Наиболее значительные изменения выявлены в приобретении персональных компьютеров, их рост составил 2,3 раза. На конец 2011 г. на сто домохозяйств приходился 221 цветной телевизор, 78 DVD -плееров. 73 % опрошенных членов домохозяйств в возрасте до 74 лет пользовались компьютером, свыше половины - сетью Интернет со своего домашнего хозяйства.

Таблица 1. Оценка степени вовлеченности в различные виды досуга (по 5-балльной шкале: от 1 - практически не пользуюсь до 5 - активно пользуюсь)

Услуги 1 2 3 4 5

Домашний досуг (компьютер, телевизор, музыка, чтение, общение с друзьями, родными и пр.) Выборы 2 3 30 84 553

% 0,3 0,4 4,5 12,5 82,3

Развлекательный досуг (кафе, рестораны, бары, кинотеатры, дискотеки, клубы и др.) Выборы 57 83 161 225 146

% 8,5 12,4 24,0 33,5 21,7

Рекреационный досуг (туристические походы, рыбалка, охота, поездки на турбазы, дачи, пикники и пр.) Выборы 133 141 195 135 68

% 19,8 21,0 29,0 20,1 10,1

Массовые праздники, народные гуляния и массовозрелищные мероприятия в городе (например: День города, Рождество, Масленица и пр.) Выборы 118 119 171 160 104

% 17,6 17,7 25,4 23,8 15,5

Организованные молодежные досуговые мероприятия (День молодежи, игры КВН, фестиваль "Трасса", турнир "Что? Где? Когда?" и пр.) Выборы 218 126 143 90 95

% 32,4 18,8 21,3 13,4 14,1

На втором месте по степени вовлеченности (55,2 %) оказался развлекательный досуг (посещение кафе, ресторанов, баров, кинотеатров, дискотек, клубов и др.). 39,3 % респондентов отметили массовые праздники, народные гуляния и массово-зрелищные мероприятия, проводимые в городе (например: День города, Рождество, Масленица и пр.) как популярный вид отдыха.

Таблица 2. Оценка респондентами степени вовлеченности в различные виды досуга в зависимости от места жительства (по 5-балльной шкале: от 1 - практически не пользуюсь до 5 - активно пользуюсь) (ср. балл)

Виды досуга Место жительства Всего

Мурманск Мурманская область

Домашний досуг (компьютер, телевизор, музыка, чтение, общение с друзьями, родными и пр.) 4,7 4,8 4,8

Развлекательный досуг (кафе, рестораны, бары, кинотеатры, дискотеки, клубы и др.) 3,7 3,3 3,5

Рекреационный досуг (туристические походы, рыбалка, охота, поездки на турбазы, дачи, пикники и пр.) 2,7 2,9 2,8

Массовые праздники, народные гуляния и массово-зрелищные мероприятия в городе (например: День города, Рождество, Масленица и пр.) 2,8 3,2 3,0

Организованные молодежные досуговые мероприятия (например: День молодежи, игры КВН, фестиваль "Трасса", турнир "Что? Где? Когда?" и пр.) 2,5 2,6 2,6

Рекреационный досуг представляет собой форму активного времяпрепровождения, требующую значительных временных и материальных затрат и несущую в себе коммуникационный и развивающий

340

Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г.

стр. 338-343

потенциал. Для 40,8 % опрошенной молодежи данный вид досуга является скорее непривлекательным (оценка в 1 и 2 балла).

Организованных мероприятий молодежного досуга, такие как День молодежи, игры КВН, фестиваль "Трасса", турнир "Что? Где? Когда?" и пр. 51,2 % респондентов отметили как "совсем не используемые" или "скорее неиспользуемые" виды отдыха.

В табл. 2 показана оценка респондентами степени пользования различными видами досуга в зависимости от места жительства по среднему баллу. Из таблицы следует, что молодежь в наибольшей степени вовлечена в домашний досуг, и в относительно наименьшей степени - в рекреационный, а также в отдых на организованных молодежных досуговых мероприятиях. Имеются различия в предпочитаемых видах досуга у молодежи Мурманска и области: молодые мурманчане в относительно большей степени предпочитают развлекательный досуг (оценка в 3,7 балла против 3,3 баллов в области), а молодежь области относительно больше отдыхает на массовых праздниках и народных гуляниях в населенном пункте (оценка в 3,2 балла против 2,8 баллов у молодежи Мурманска).

Таблица 3. Удовлетворенность услугами сферы досуга (по 5-балльной шкале: от 1 - совсем не удовлетворен до 5 - полностью удовлетворен)

Виды досуга Затруднились ответить 1 2 3 4 5

Развлекательный досуг (кафе, рестораны, бары, кинотеатры, дискотеки, клубы и др.) Выборы 24 85 96 154 212 101

% 3,6 12,6 14,3 22,9 31,5 15,0

Рекреационный досуг (туристические походы, рыбалка, охота, поездки на турбазы, дачи, пикники и пр.) Выборы 85 75 91 184 149 88

% 12,6 11,2 13,5 27,4 22,2 13,1

Массовые праздники, народные гуляния и массово-зрелищные мероприятия в городе (например: День города, Рождество, Масленица и пр.) Выборы 43 67 93 164 181 124

% 6,4 10,0 13,8 24,4 26,9 18,5

Организованные молодежные досуговые мероприятия (например: День молодежи, игры КВН, фестиваль "Трасса", турнир "Что? Где? Когда?" и пр.) Выборы 129 90 69 115 162 107

% 19,2 13,4 10,3 17,1 24,1 15,9

Данные табл. 3 свидетельствуют об удовлетворенности респондентами услугами, предоставляемыми в сфере досуга. Около половины респондентов (46,5 %) скорее "удовлетворены" и "полностью удовлетворены" услугами, предоставляющими развлекательный досуг (кафе, рестораны, бары, кинотеатры, дискотеки, клубы и др.). 45,4 % молодежи отметили, что они "скорее удовлетворены, чем не удовлетворены" массовыми праздниками, народными гуляниями и массово-зрелищными мероприятиями; 40 % молодых людей - что они "скорее удовлетворены" и "полностью удовлетворены" организованными молодежными досуговыми мероприятиями. И менее всего молодежь удовлетворена рекреационным досугом (только 35,3 % оценили свою удовлетворенность в 4 и 5 баллов).

В табл. 4 показана удовлетворенность респондентов услугами сферы досуга в зависимости от места жительства по среднему баллу. Показатель удовлетворенности респондентов услугами, предоставляемыми в сфере развлекательного досуга, существенно различается у молодежи города Мурманска (3,8 балла) и Мурманской области (2,8 балла). Вероятно, это связано с более широким спектром развлекательных услуг в областном центре. Значительное различие по среднему баллу между Мурманском и областью наблюдается по показателю удовлетворенности молодежи услугами, предоставляемыми в сфере рекреационного досуга (3,5 балла у жителей Мурманска и 2,9 балла у жителей Мурманской области). И небольшое различие наблюдается в удовлетворенности молодежи отдыхом на организованных молодежных досуговых мероприятиях: в большей степени таким досугом удовлетворена молодежь Мурманска (3,4 балла против 3,1 баллов у молодежи области). Показатели удовлетворенности отдыхом на массовых праздниках и народных гуляниях у молодежи Мурманска и области статистически не различаются.

Средний уровень удовлетворенности услугами в сфере досуга составляет 3,2 балла, и он несколько выше у молодежи Мурманска по сравнению с молодыми людьми области (соответственно 3,5 и 3,1 балла).

341

Недосека Е.В. К проблеме организации досуга молодежи...

Таблица 4. Оценка удовлетворенности услугами в сфере досуга в зависимости от места жительства (по 5-балльной шкале: от 1 - совсем не удовлетворен до 5 - полностью удовлетворен) (ср. балл)

Виды досуга Место жительства Всего

Мурманск Мурманская область

Развлекательный досуг (кафе, рестораны, бары, кинотеатры, дискотеки, клубы и др.) 3,8 2,8 3,2

Рекреационный досуг (туристические походы, рыбалка, охота, поездки на турбазы, дачи, пикники и пр.) 3,5 2,9 3,1

Массовые праздники, народные гуляния и массово-зрелищные мероприятия в городе (например: День города, Рождество, Масленица и пр.) 3,3 3,4 3,3

Организованные молодежные досуговые мероприятия (например: День молодежи, игры КВН, фестиваль "Трасса", турнир "Что? Где? Когда?" и пр.) 3,4 3,1 3,2

Средний уровень удовлетворенности услугами в сфере досуга 3,50 3,05 3,20

В табл. 5 представлены причины неудовлетворенности респондентов услугами в сфере досуга. Самый высокий процент опрошенных (56,9 %) определяют в качестве значимой причины неудовлетворенности - недостаточное количество и разнообразие услуг. На втором месте у жителей города Мурманска отсутствие информации об услугах (36,2 %) и высокая стоимость услуг (36,2 %). Респонденты, проживающие в Мурманской области, второй по значимости причиной неудовлетворенности выделили низкое качество услуг. На последующих местах в качестве причин неудовлетворенности у молодежи Мурманской области - отсутствие информации об услугах (26,5 %) и высокая стоимость услуг (20,5 %).

Таблица 5. Причины неудовлетворенности услугами в сфере досуга в зависимости от места жительства

Причины Место жительства Всего

Мурманск Мурманская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выборы % Выборы % Выборы %

Недостаточное количество и разнообразие услуг 135 47,0 245 64,3 380 56,9

Низкое качество услуг 81 28,2 155 40,7 236 35,3

Отсутствие информации об услугах 104 36,2 101 26,5 205 30,7

Неудобное месторасположение 46 16,0 40 10,5 86 12,9

Высокая стоимость услуг 104 36,2 78 20,5 182 27,2

Другое (напишите, что) 7 2,4 15 3,9 22 3,3

Все устраивает 49 17,1 53 13,9 102 15,3

В табл. 6 показаны причины неудовлетворенности молодежи услугами сферы досуга в зависимости от возраста. Наиболее значимой причиной неудовлетворенности для всех возрастных групп является недостаточное количество и разнообразие услуг (53,3 % - в возрастной группе от 14 до 19 лет; 57,9 % - в возрастной группе от 20 до 24 лет; 60,0 % - в возрастной группе от 25 до 30 лет). На втором месте причин неудовлетворенности для всех возрастных групп явился показатель "низкое качество услуг" (31,6 % - в возрастной группе от 14 до 19 лет; 35,5 % - в возрастной группе от 20 до 24 лет; 38,6 % - в возрастной группе от 25 до 30 лет). На третьем месте - "отсутствие информации об услугах" и "низкое качество предоставляемых услуг" (31,6 % - в возрастной группе от 14 до 19 лет; 30,2 % - в возрастной группе от 20 до 24 лет; 29,3 % - в возрастной группе от 25 до 30 лет). Представители старшей возрастной группы молодежи относительно больше в качестве основных причин неудовлетворенности

342

Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г.

стр. 338-343

называли "недостаточное количество и разнообразие услуг" и "низкое качество услуг", что, возможно, является показателем их большей требовательности к услугам досуга.

Таблица 6. Причины неудовлетворенности услугами в сфере досуга в зависимости от возраста

Причины Возрастные группы

от 14 до 19 от 20 до 24 от 25 до 30

Выборы % Выборы % Выборы %

Недостаточное количество и разнообразие услуг 113 53,3 140 57,9 129 60,0

Низкое качество услуг 67 31,6 86 35,5 83 38,6

Отсутствие информации об услугах 67 31,6 73 30,2 63 29,3

Неудобное месторасположение 27 12,7 41 16,9 16 7,4

Высокая стоимость услуг 49 23,1 83 34,3 49 22,8

Другое (напишите, что) 8 3,8 11 4,5 3 1,4

Все устраивает 46 21,7 27 11,2 30 14,0

5. Заключение

Таким образом, по оценке важности для молодежи Мурманска и Мурманской области услуг, предоставляемыми в сфере досуга, и по степени удовлетворенности этими услугами был рассчитан средний уровень удовлетворенности молодежи условиями социализации и самореализации, создаваемыми в сфере досуга. Этот средний уровень составляет 3,1 балла. Можно говорить о средней степени удовлетворенности молодежи услугами, предоставляемыми в сфере досуга.

Наиболее предпочитаемыми видами досуга молодежи города Мурманска и Мурманской области являются домашний и развлекательный досуг. Для половины респондентов рекреационный досуг и организованные мероприятия молодежного досуга являются менее востребованными. Зафиксированы различия в позициях жителей города Мурманска и респондентов, проживающих в Мурманской области, в оценке степени пользования и степени удовлетворенности различными видами досуга, развлекательные формы досуга преобладают у жителей города Мурманска. По данному показателю в среднем жители Мурманска продемонстрировали большую удовлетворенность. Опрашиваемые Мурманской области чаще, чем респонденты города Мурманска, посещают виды рекреационного досуга и массовые мероприятия. При этом они менее удовлетворены качеством данных услуг. Основными причинами неудовлетворенности, отмеченными респондентами, явились: высокая стоимость услуг, недостаточное количество и разнообразие услуг (данный показатель у респондентов Мурманской области на первом месте), отсутствие информации об услугах, низкое качество услуг.

Таким образом, молодежь проявляет слабый интерес к досуговым мероприятиям, организованным органами власти, т.к. они носят формальный характер и не соответствуют ее досуговым предпочтениям. В этой связи необходим новый социальный механизм организации досуга молодежи органами государственной региональной и муниципальной власти.

Литература

Литвинова Е.В. Особенности предоставления и оценки качества досуговых услуг на муниципальном уровне в столичном мегаполисе. Вестник российской академии естественных наук. Экономическая серия, № 2, с. 119-123, 2012.

Суровицкая А.В. Социальная организация досуга молодежи: регионально-муниципальный аспект. Дис.

... канд. социол. наук: 22.00.04. Саранск, Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 179 с., 2010.

Устав муниципального образования город Мурманск. 2012. URL: http://www.gov-murman.ru/power/ dep/law/local_gov/charter/files/ustav_g.murmanska.doc.

343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.