Шайкин Д.Н. ©
К.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Северо-Казахстанский государственный университет Республика Казахстан, город Петропавловск
ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
В статье приведены точки зрения исследователей в отношении возрастных границ трудовых ресурсов молодежи. Представлены научные позиции социологов, экономистов, психологов и других исследователей. Отмечено, что на сегодняшний день единой позиции в решении этого вопроса пока нет.
Ключевые слова: молодежь, трудовые ресурсы, возрастные границы, анализ.
Keywords: youth, labor resources, age limits, analysis.
В современном социуме роль молодежи, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и психологические свойства во многом обусловлены характером формирования общественных отношений, развитием социального и экономического потенциала страны, исторической ситуации и другими тенденциями. Оценка роли молодежи, ее политических позиций и взглядов, уровня образования, нравственного облика, духовных и культурных потребностей имеет большое теоретическое и практическое значение.
Повышение внимания к молодежи, как социальной группе населения, происходит в пятидесятые годы XX века. Именно в этот период все в большей степени становится понятным, что молодежь является важным ресурсом страны. Это подтвердилось работой молодежных комсомольских отрядов при строительстве БАМа, освоении целинных и залежных земель Казахстана, развитии промышленности, различных отраслей экономики, активном ее участии на стройплощадках, развернутых на всей территории СССР.
Тем не менее, в работах по социологии, демографии и экономике есть ряд вопросов, связанных с изучением и обоснованием возрастных границ современной молодежи в процессе осуществления трудовой деятельности. В научной литературе сегодня используется понятие «трудовые ресурсы», а молодежь выделена в них по возрастным характеристикам, границы которых - 16-29 лет. Вместе с этим, в источниках не приводится какого-либо четкого обоснования данному возрастному интервалу, главным образом, верхней границе (29 лет).
К.Г. Юнг в работе «Стадии жизни» уделяет предпочтение среднему и зрелому периоду жизни. Детство рассматривается им как «стадия анархизма и хаоса», характеризующееся полной зависимостью от взрослых и несамостоятельностью. «Утро» жизни начинается с юности. Но это является только подготовительной стадией, связанной со вступлением человека в мир, развитием его самосознания. Основным периодом в жизни по К. Г. Юнгу является зрелость. В этот период у человека происходят его социальные достижения - успех, богатство, признание [10, с. 387].
В современной науке и её направлениях (демографии, социологии, антропологии и экономике) возрастная периодизация населения и трудовых ресурсов имеет различные пределы.
Термин «трудовые ресурсы» был введен академиком С.Г. Струмилиным в 1922 году, рассматривавшим их как рабочую силу страны в возрасте 16-49 лет [6, с.25-34].
М.Г. Назаров определяет трудоспособный возраст как период времени в пределах границ определённых лет, в течение которого данное поколение людей способно трудиться.
© Шайкин Д.Н., 2015 г.
Например, в СССР для мужчин трудоспособный возраст составлял 44 года (от 16 до 60 лет), для женщин - 39 лет (от 16 до 55 лет) [5, с.386].
В странах СНГ трудоспособный возраст исчисляется по-разному. В Российской Федерации у мужчин - 44 года (16-60 лет), у женщин - 39 лет (от 16 до 55 лет); в Республике Казахстан у мужчин он составляет 47 лет (16-63 года), у женщин - 42 года (16-58 лет).
В США и Канаде пенсионным возрастом для мужчин и женщин является 65 лет, во Франции - 60 лет, в Германии - 65 лет, в Великобритании - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин [2, с.5].
В ходе последовательной смены жизненных периодов у человека происходят необратимые этапы его развития: детство, юношество, зрелость и старость. С течением времени один сменяет другой. На первый взгляд может показаться, что возраст является лишь биологическим индикатором, определяющим границы жизни человеческого организма. Однако это не совсем так. Антропометрические, физиологические и психологические изменения в организме человека происходят неравномерно. В этой связи, в научных направлениях, в которых рассматриваются вопросы исследования человека и его поведения, применяются различные подходы при определении возрастных границ человека.
Например, в демографии ученые делят население на три группы: молодых, среднего возраста и старых. Так, Р. Пресса считает, что «эти три группы выполняют в обществе разные роли и имеют отчетливо дифференцированные потребности. Согласно научной позиции исследователя возрастные границы населения в демографии должны быть следующими: до 20 лет, от 20 до 59 и от 60 и старше» [4, с.267].
Советский демограф Б.Ц. Уралнис делит население на три возрастных категории: юность - 16-24 года; зрелость - 25-44 года и позднюю зрелость - 45-59 лет [7, с.41].
Американский социолог З.Г. Френкель дает несколько иные возрастные границы: 5-15 лет - юность; 15-24 года - ранний рабочий возраст; 25-44 года - главный рабочий возраст; 45-65 лет - средний возраст, 65-74 года - ранний период ухода на покой; 75 лет и старше -старость [8, с.144].
Другой американский исследователь Д. Боуг считает, что населению присущи следующие возрастные характеристики: молодость - 9-17 лет; взрослость, включающая раннюю зрелость - 18-24 года и зрелость 25-44 года; средний пожилой возраст - 45-64 года; ранняя старость - 65-74 года и поздняя старость 75 и старше [9, с.21].
Занимаясь обоснованием возрастных границ трудовых ресурсов молодежи, антропологи, психологи и социологи ведут дискуссии и также расходятся во мнениях.
Например, Б.Г. Ананьев полагает, что взросление молодежи происходит в период с 18 до 35 лет. Именно этот интервал, по мнению исследователя, является возрастными границами молодежи [1, с.12].
Ученый австрийской социологической школы Л. Розенмайер считает, что молодежный возраст имеет следующие границы: 13-24 года. Он не дает никакого собственного обоснования данной градации, говоря лишь об определенных социальнопсихологических различиях молодежи в этом возрасте.
Эти возрастные границы поделены Розенмайером на два периода: 13-18 лет -юношество и 18-24 молодые взрослые [11, с.287].
Болгарский социолог П. Митев утверждает, что возрастными границами молодежи являются 15-16 лет (детство), 17-24 года (молодость) и 25-28 лет (зрелая молодость) [3, с.41].
Рассмотрев некоторые позиции ученых различных областей науки, следует констатировать, что среди них нет согласованности при определении возрастных периодов населения, трудовых ресурсов и молодежи. Мы считаем, что данный вопрос требует проведения специального исследования и обоснованного определения возрастных границ трудовых ресурсов молодежи. В этой связи, необходимо выбрать некоторые точки отсчета, которыми могут быть, например, достижение совершеннолетия, средняя продолжительность жизни, годы выхода на пенсию и т.д. В противном случае, любая из рассмотренных возрастных градаций не будет опираться на объективную реальность.
Конечно, достаточно трудно определить единый критерий для возрастной градации трудовых ресурсов молодежи в рамках единой науки, потому что у социологов за основу принимаются одни признаки, у демографов - другие, у психологов - третьи и т.д. Тем не менее, должна существовать какая-нибудь определенная согласованность точек зрения и договоренность в пределах одной науки, так как в противном случае затрудняются всякого рода сравнения при проведении исследований, и появляется сложность в построении закономерностей и тенденций развития.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Возрастная психология взрослых. Тезисы докладов, вып. 1. Л., 1971. - 272с.
2. Конысбаев А.Т. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения. Материалы регионального научнопрактического семинара-конференции «Социальная защита и пенсионное обеспечение в Республике Казахстан». Министерство труда и социальной защиты. Акмола, 1995. - 93с.
3. Митев П. Общественнят прогрес и младежта. София, Юниверсити-Пресс. 1969. - 351с.
4. Пресса Р. Население и его изучение (демографический анализ) / Р. Пресса. - М.: Статистика, 1966. - 414с.
5. Социально-экономическая статистика / Под общ. ред. д-ра экон. наук М.Г. Назарова. - М.:
Финансы и статистика, 1981. - 588с.
6. Струмилин С.Г. Наши трудовые ресурсы и перспективы // Проблемы экономики труда: В 5 т. М. 1964. Т.3. - 266с.
7. Урланис, Б. Ц. История одного поколения: социально-демографический очерк / Б. Ц. Урланис. -М.: Мысль, 1968. - 269с.
8. Френкель З.Г. Удлинение жизни и деятельная старость. Л.: ГИДУВ, 1945. - 288с.
9. Bogue D. The population of the United States. Glencoe, 1959. - 402р.
10. Jung K.G. The Stages of Life. - In: The Collected works of K.G. Jung, vol. 8. N.Y., 1960. - 488p.
11. Rosenmayer L. Towards an overview of youth sociology. «Intern. Soc. Sci. J.», vol. XX, №2, 1968. -406р.