Научная статья на тему 'Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на примере Республики Казахстан)'

Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / РЕСУРСЫ / МОЛОДЕЖЬ / ФАКТОР / ПОТЕНЦИАЛ / ТЕОРИЯ / ПОДХОД / ХАРАКТЕРИСТИКА / ВОЗРАСТ / ДЕМОГРАФИЯ / ТРУД / ПРИГОДНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОГРЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на примере Республики Казахстан)»

ТрудоВые ресурсы

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (на примере Республики Казахстан)

Д.Н. ШАйКИН,

кандидат экономических наук, доцент Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Ключевые слова: периодизация, ресурсы, молодежь, фактор, потенциал, теория, подход, характеристика, возраст, демография, труд, пригодность, производство, прогресс.

Данная статья посвящена теоретическому исследованию возрастных характеристик молодежи, что является одним из главных факторов развития трудового потенциала. Возраст человека, являясь демографическим компонентом, характеризует качества и свойства трудового потенциала, тенденции воспроизводства рабочей силы, их влияние на структуру трудовых ресурсов, а также психофизиологическую пригодность людей к труду и соответствие требованиям производства с учетом уровня научно-технического прогресса.

Изучение вопросов о роли молодежи в жизни современного общества, о социальных функциях молодого поколения, его политических позициях и взглядах, уровне образования и профессиональной квалификации, нравственном облике и культурных потребностях имеет большое теоретическое и практическое значение. Роль молодежи в общественных процессах, функции и виды ее деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и психологические свойства обусловлены характером социального и геополитического развития, общественными отношениями, исторической ситуацией и т. д.

Повышение внимания к молодежи как группе трудовых ресурсов произошло, на взгляд автора, в 1950-е гг., когда стало понятно, что она является важным ресурсом страны. Это подтвердилось

работой молодежных комсомольских отрядов на стройплощадках Урала, Сибири и Дальнего Востока, освоении целинных и залежных земель, развитии промышленности, различных отраслей экономики.

Тем не менее в научных работах по экономике и статистике труда эта группа трудовых ресурсов исследована, думаю, еще недостаточно. В основном используется понятие «трудовые ресурсы», а молодежь лишь выделяют в них по возрастным особенностям. Поэтому научное исследование «трудовых ресурсов молодежи» как группы трудовых ресурсов является актуальной задачей.

Интерес к исследованию населения и трудовых ресурсов с точки зрения их возрастных характеристик возник у ученых сравнительно давно.

А. Шопенгауэр в работе «О возрастах человека» описывает свои наблюдения о восприятии времени на разных этапах жизни человека. В ней известный философ разделяет жизненный путь на ряд периодов, каждый из которых имеет свои черты и особенности. Для проведения аналогий он использовал названия греческих богов из мифологии. А. Шопенгауэр пишет, что в первые десятилетия властвует Меркурий, человек идет по жизни быстро и легко, но его настроение изменчиво, зависит от мелочей. Это годы учения, игры, подвижности. В 20 лет наступает господство Венеры — богини любви, она завладевает всем его существом. К 30 годам ее сменяет Марс, несущий человеку настойчивость, мужество, силу, смелость, воинственность. Он призывает его дерзать, подвергаться риску. В 40 лет

Экономический анализ: теория и практика

41

человек поклоняется полезному в силу господства Цереры, Веста дает ему домашний очаг, Паллада одаряет знаниями и мудростью, и как Юнона царствует в его доме госпожа-супруга. В 50 лет владычествует Юпитер, человек наслаждается своей силой. Он богат опытом и знаниями, обладает авторитетом, склонен повелевать. Но к 60 годам Сатурн наступает на его жизнь своей свинцовой тяжестью, медленностью и бледностью [12, с. 8].

В ходе последовательной смены жизненных периодов у человека происходят необратимые этапы его развития: детство, юношество, зрелость и старость. С течением времени один сменяет другой. На первый взгляд может показаться, что возраст является лишь биологическим индикатором, определяющим границы жизни человеческого организма. Однако это не совсем так. Антропометрические, физиологические и психологические изменения в организме человека происходят неравномерно. В связи с этим в научных направлениях, занимающихся вопросами исследования человека и его поведения, такими как физиология, социология, статистика, экономика и демография, применяются различные подходы при определении возрастных границ человека.

Ученые-демографы делят население на три группы: молодых, среднего возраста и старых. Например, Р. Пресса считает, что «эти три группы выполняют в обществе разные роли и имеют отчетливо дифференцированные потребности» [8, с. 267].

Согласно этому исследователю возрастные границы населения в демографии должны быть следующими: до 20 лет, от 20 до 59 и от 60 и старше. С точки зрения экономики Р. Пресса считает, что возрастная периодизация трудовых ресурсов должна выглядеть следующим образом: 15 — 34 года; 35-54 года; 54 и старше.

Американский демограф З. Г. Френкель дает несколько иные возрастные границы: 5 — 15 лет — юность; 15 — 24 года — ранний рабочий возраст; 25 — 44 года—главный рабочий возраст; 45 — 65 лет— средний возраст, 65 — 74 года — ранний период ухода на покой; 75 лет и старше — старость [10, с. 144].

Другой американский исследователь Д. Боуг считает, что населению присущи следующие возрастные характеристики: молодость — 9 — 17 лет; взрослость, включающая раннюю зрелость, — 18 — 24 года и зрелость — 25 — 44 года; средний пожилой возраст — 45 — 64 года; ранняя старость — 65 — 74 года и поздняя старость — 75 и старше [13, с. 21].

Ученые-антропологи и психологи также расходятся во мнениях при определении возрастных границ. Б. Г. Ананьев полагает, что период взрослости молодежи происходит с 18 до 35 лет [1, с. 12]. Именно этот интервал, по мнению этого исследователя, является возрастными границами молодежи.

Экономист-социолог Л. Розенмайер считает, что молодежный возраст имеет следующие границы: 13 — 24 года. Он не дает никакого собственного обоснования данной градации, говоря лишь об определенных социальных и возрастных различиях молодежи в этом возрасте. Эти возрастные границы поделены Розенмайером на два периода: 13 — 18 лет — юношество и 18 — 24 — молодые взрослые [14, с. 287].

И. А. Громов, проводя исследования молодежи, считает, что границы молодежного возраста составляют 11 — 25 лет [2, с. 9]. Эти границы он определяет исходя из уровня социального созревания молодежи. Этот период в его исследованиях разбит на три возрастных интервала: подростковый — 11 — 14 лет, юношеский — 15 — 17 лет, молодежный — 18 - 25 лет.

Советский демограф Б. Ц. Уралнис делит население на три возрастных категории: юность - 16 - 24 года; зрелость - 25 - 44 года и позднюю зрелость — 45 — 59 лет [9, с. 41].

В таблице приведены возрастные границы молодежи и трудовых ресурсов, предлагаемые различными исследователями, занимающимися данным вопросом. Практически у всех у них возрастные границы различны.

Автор считает, что данный вопрос требует проведения специального исследования и обоснованного определения возрастных границ трудовых ресурсов молодежи. В этой связи необходимо выбрать некоторые точки отсчета, которыми могут быть, например, достижение совершеннолетия, средняя продолжительность жизни, годы выхода на пенсию и т. д. В противном случае любая из предложенных в таблице возрастных периодизаций не будет опираться на объективную реальность.

Конечно, достаточно трудно определить абсолютно однозначный критерий для возрастной градации трудовых ресурсов молодежи в рамках единой науки, потому что у социологов за основу принимаются одни признаки, у демографов — другие, у психологов — третьи и т. д. Тем не менее должна существовать какая-нибудь определенная согласованность точек зрения и договоренность в пределах одной науки, так как в противном случае

Возрастная периодизация населения и трудовых ресурсов, в том числе и молодёжи

Группа населения Научное направление Автор Возрастные границы

I II III IV V VI

Общество, трудовые ресурсы и молодежь Демография Пресса Р. до 20 лет 20 — 59 лет > 60 лет

Уралнис Б. Ц. 16 - 24 (юность) 25 — 44 (зрелость) 45 — 59 (поздняя зрелость)

Социология Френкель З. Г. 5 - 15 (юность) 15 — 24 (ранний рабочий возраст) 25 — 44 (главный рабочий возраст) 45 — 65 (средний возраст) 65 — 74 (ранний период ухода на покой) > 75 (старость)

Боуг Д. 9 — 17 (молодость) 18 — 24 (ранняя зрелость) 25 — 44 (зрелость) 45 — 64 (средний пожилой возраст) 65 — 74 (ранняя старость) > 75 (поздняя старость)

Антропология Биррен Д. 12 - 17 (юность) 17 — 25 (ранняя зрелость) 25 — 50 (зрелость) 50 — 75 (поздняя зрелость) > 75 (старость)

Молодежь Психология и антропология Ананьев Б. Г. 18 — 35 (период взрослости)

Гинзбург В. В. 16 — 21 (юность) 21 — 28 (зрелость)

Социология Розенмайер Л. 13 — 18 (юношество) 18 — 24 (молодые взрослые)

Кэмпбелл Э. 7 — 11 (детство) 12 — 23 (молодость) 24 — 38 (зрелость)

Митев П. 15 — 16 17 — 24 25 — 28

Громов И. А. 11 — 14 (подростковый период) 15 — 17 (юношеский период) 18 — 25 (молодежный период)

Законодательство Республики Казахстан 15 — 19 20 — 24 25 — 29

затрудняются всякого рода сравнения в исследованиях и появляется сложность в выяснении закономерностей и тенденциях развития.

В связи с этим предлагается обоснование определения возрастных границ трудовых ресурсов молодежи, где начальная граница трудоспособного возраста определяется физиологическим развитием молодого человека, его знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения и другими соответствующими характеристиками.

Принимая во внимание тот факт, что нижней границей трудовых ресурсов, определенной в законодательстве, считается 16 лет, а также то обстоятельство, что к этому возрасту у молодого человека, как правило, сформированы мышечная и костная системы и он может выполнять определенную работу, то данный возраст является юридически

обоснованным началом рабочего периода. Кроме того, именно в этом возрасте большинство молодых людей оканчивает общеобразовательную школу и определенная их часть, не поступившая по различным причинам в вузы или другие образовательные учреждения, как правило, начинает заниматься какой-либо трудовой деятельностью, отличающейся зачастую своей низкой квалификацией.

Говоря о верхней возрастной границе молодежи, С. Н. Иконникова считает, что этот возраст может быть определен через коэффициент экономической активности, показывающий удельный вес участия данной социально-демографической группы населения в сфере экономической деятельности общества и отношение численности экономически активного населения к общему составу людей того же возраста [4, с. 52].

Польский психолог В. Шевчук, используя статистические данные, приходит к выводу о том, что коэффициент максимальной экономической активности достигается у молодежи к 30 годам, и именно этот возраст должен быть верхним возрастным пределом трудовых ресурсов молодежи в современной статистической отчетности [15, с. 87].

Мы считаем, что подобные исследования являются неполными, так как построены на изучении лишь статистических данных и закономерностей, которые иногда бывают противоречивыми. Тридцатилетний возраст, выступающий в качестве верхней границы трудовых ресурсов молодежи и являющийся статистически средней величиной, не учитывает многообразия всех факторов деятельного участия современной молодежи в жизни общества, что делает его необоснованным в плане верхней возрастной границы трудовых ресурсов молодежи.

В Республике Казахстан в период с 1998 г. по 2001 г. были изменены границы пенсионного возраста согласно закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятому 20.06.1997г. [7]. Сейчас они составляют для женщин 58 лет и для мужчин 63 года.

Как видно, женские и мужские трудовые ресурсы имеют различные верхние возрастные границы. В связи с этим, мы полагаем, что и у мужских, и у женских трудовых ресурсов молодежи верхние возрастные границы также могут быть различными.

В настоящее время физиологи утверждают, что у молодого человека в возрасте более тридцати лет еще продолжается рост тела, нарастание мышечной массы, увеличивается объем головы и головного мозга. И этот процесс длится дольше у мужчин, чем у женщин [11, с. 14].

Кроме того, большинство молодых мужчин в возрасте от 18 до 27 лет проходит срочную службу в Вооруженных Силах страны, что отодвигает верхнюю возрастную границу мужских трудовых ресурсов молодежи в среднем еще на два года.

Обобщая все вышесказанное, а также принимая во внимание то, что трудоспособный возраст для женских и мужских трудовых ресурсов был законодательно увеличен на три года, мы считаем, что возрастные границы трудовых ресурсов молодежи в Республике Казахстан для женщин должны составлять от 16 до 32 лет, а для мужчин — от 16 до 34 лет.

Данные выводы можно подтвердить на основе расчета возрастной периодизации трудовых ресурсов молодежи, применяя метод «золотого сечения»,

открытый еще до нашей эры. Леонардо да Винчи назвал отношение цифр 8 и 13 золотым делением, а сам закон — «законом золотого сечения» [6, с. 67 — 70].

И. В. Прангишвили и Л. И. Иванус, проводя различные исследования, доказывают, что для обеспечения системной устойчивости в экономике, технике, обществе, архитектуре и других областях науки необходимо установить между основными показателями системы соотношения частей, соответствующие «золотой пропорции», коим является отношение 8:13. Эти исследователи говорят о том, что «... Практически нет такой сферы природы и человеческой деятельности, где бы не обнаруживалось «золотое сечение», обеспечивающее гармонию и устойчивость систем и поэтому являющееся объективной природной закономерностью или законом. Всемогущая сила метрики «золотой пропорции» обеспечивается универсальной эквивалентностью, устанавливаемой между почти всеми объектами природы» [7].

Применительно к нашему исследованию трудовые ресурсы молодежи согласно «золотой пропорции» составляют 8 частей (или 38,1 % в отношении 8:13), тогда как 13 частей (или 61,9 %) — это остальные трудовые ресурсы. Соответственно все трудовые ресурсы составят 21 часть, то есть 100 %.

Принимая нижнюю границу трудовых ресурсов молодежи за 16 лет и используя методику «золотого сечения», а также тот факт, что период трудовой активности для мужчин в Республике Казахстан составляет 47 лет, то есть 63 — 16, находим «золотое сечение» для мужских трудовых ресурсов молодежи, выполняя следующее действие: 47: 21 • 8 = 17,9 лет.

Так как нижняя граница трудовых ресурсов составляет 16 лет, то, соответственно, верхней для мужских трудовых ресурсов молодежи будет — 33,9 лет (16 + 17,9), или 34 года.

При этом верхняя граница женских трудовых ресурсов молодежи, согласно нашим расчетам, окажется несколько иной в отличие от мужских, так как период трудовой активности для женщин в Республике Казахстан отличается от мужского и составляет 42 года, т. е. 58 — 16. После проведения подобных вычислений получим верхнюю границу, равную 32 годам (42: 21 • 8 + 16).

Данные расчеты и выводы являются обоснованием возрастных границ трудовых ресурсов молодежи Республики Казахстан, которые, как нам кажется, находятся в промежутке от 16 до 32 лет для женщин и от 16 до 34 лет для мужчин.

Итак, трудовые ресурсы молодежи в Республике Казахстан — это часть трудовых ресурсов в возрасте

ТрудоВые ресурсы

16 (145) - 2009

16 — 32 лет (женские трудовые ресурсы молодежи) и 16 — 34 лет (мужские трудовые ресурсы молодежи), обладающая необходимым уровнем физического развития, знаниями и практическим опытом для осуществления определенной деятельности.

Г. А. Несветайлов констатирует, что время достижения творческого пика, например, в физике и медицине у молодых людей, получивших нобелевские премии с 1991 г. по 1992 г., соответствовало возрасту 31 — 35 лет [5, с. 115]. То есть в молодые и зрелые годы жизни существует наибольшая вероятность получения выдающихся научных достижений фундаментального характера.

Следовательно, увеличение возрастных границ трудовых ресурсов молодежи в законодательстве и в практической деятельности будет способствовать не только более объективной обработке статистических материалов и проведению анализа численности данной категории, но и увеличению

Список литературы

вероятности получения выдающихся научных достижений, улучшению условий и качества жизни молодежи, развитию ее профессионально-творческого и трудового потенциалов, а также осуществлению более продуктивной деятельности в рекомендуемых возрастных пределах.

С другой стороны, в силу экономического кризиса в Республике Казахстан в 1990-х гг. снизилась рождаемость. Демографические последствия этого кризиса, заключающиеся в снижении численности трудовых ресурсов, в том числе молодежи, мы скоро ощутим.

Поэтому статистическая перегруппировка позволит включить большую часть молодежи, чтобы она была объектом воздействия субъектов управления в молодежных программах. И за счет статистической перегруппировки численность трудовых ресурсов молодежи не будет иметь тенденцию к резкому снижению.

1. Ананьев Б. Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека //В кн.: Возрастная психология взрослых. Тезисы докладов, вып. 1. Л., 1971.

2. Громов И. А. Проблемы молодежи в социологии ФРГ. Автореф. канд. дис. Л., 1969.

3. Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

4. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1974.

5. Несветайлов Г. А. Научные кадры: возраст и творчество // Социологические исследования. 1998. № 9.

6. Повилейко Р. Архитектура машины. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.

7. Прангишвили И. В., Иванус А. И. Системная закономерность золотого сечения, системная устойчивость и гармония. Проблемы управления, 2/2004.

8. Пресса Р. Население и его изучение. М., 1966.

9. Уралнис Б. Ц. История жизни одного поколения. М., 1968.

10. Френкель З. Г. Удлинение жизни и деятельная старость. Л. 1945.

11. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты). Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

12. Шопенгауэр А. О возрастах человека. Спб., 1984.

13. Bogue D. The population of the United States. Glencoe, 1959.

14. Rosenmayer L. Towards an overview of youth sociology. — «Intern. Soc. Sci. J. », vol. XX, №2, 1968.

15. Szewczuk W. Psychologia czlowiecka goroslego. Warszawa, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.