Молодежь и ее возрастные границы
Радченко Алина Федоровна - кандидат политических наук, руководитель Федерального государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации» ([email protected]).
Аннотация. Автор исследует актуальную для Российской Федерации проблему обоснования возрастных границ огромной социально-демографической группы «молодежь».
Ключевые слова: возраст, демография, инновации, молодежь, население, политика, потенциал, развитие, ресурс.
В последние годы власть все чаще и чаще обращает внимание на новые подходы к формированию современного молодого поколения: молодежь рассматривается как стратегический ресурс, как мобильная общественная сила настоящего и будущего развития страны. И это убеждение имеет под собой объективные основания. Молодежь является носительницей значительного инновационного потенциала, который может при активном его востребовании содействовать общественным преобразованиям.
В. В. Путин в одной из своих предвыборных статей («Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить») обратил внимание на то, что «... молодежь должна получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе не плохо, - а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять политические деятели. Нужен широкий диалог с молодежью о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных приоритетах»1.
Определяя положение молодежи в социально-демографической структуре современного российского общества, следует иметь в виду, что в политической науке нет однозначного толкования понятия «молодежь» и определенных возрастных границ молодежи как социально-демографической группы. В связи с этим актуальным является выявление сущностных характеристик этого понятия и обоснование авторского представления о возрастных границах категории «молодежь» в контексте политологического знания, базирующегося на междисциплинарных подходах.
Использование междисциплинарного подхода в определении категории «молодежь» вполне оправданно, т.к. молодежь - это возрастная группа об-
1 http://www.putin2012.ru/event.
щества, определяющаяся совокупностью возрастных психологических характеристик, физиологическими свойствами возраста, пристрастиями и вкусами, с относительной самостоятельностью в организации общественной и личной жизни. Следует иметь также в виду, что молодежь представляет собой самую динамичную часть общества, которая существенно меняется через относительно непродолжительные временные периоды.
Единого международного определения социальных индикаторов молодежи не существует, хотя они необходимы, для того чтобы можно было точнее выявить общее и особенное положение молодежи различных континентов в общей массе населения, определить основные тенденции конкретного исторического периода в каждой стране, регионе. Выявление оптимальных молодежных индикаторов имеет важное значение для разработки и осуществления молодежной политики.
Система индикаторов позволяет лучше разобраться в проблемах молодежи, оценить степень ее социализации, роль и место в обществе. При этом должны учитываться факторы демографические, социально-экономические и этнические.
В социально-психологическом аспекте важное значение имеет выявление возрастных особенностей несовершеннолетних, переходного возраста от детства к зрелости. По правовым канонам это граждане, не достигшие 18 лет, обладающие специфическими правами. Гражданское право связывает с возрастом граждан (с совершеннолетием) наступление полной дееспособности, т.е. возможности своими действиями устанавливать права и обязанности во всех областях деятельности (правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и обязанности). Закон различает недееспособных (до 15 лет), ограниченно дееспособных (от 15 до 18 лет) и дееспособных (старше 18 лет).
В трудовом правоотношении прием на работу лиц моложе 16 лет не допускается. Не допускается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних сокращена. Граждане, не достигшие 18 лет, находятся под собой охраной Уголовного Кодекса. Так, совершение преступления в отношении малолетнего, подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлении считаются обстоятельствами, отягчающими ответственность.
В научных исследованиях обращается внимание на то, что это кризисная фаза развития. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Назрела необходимость определить новую, современную, отвечающую запросам XXI века теорию молодежи. Мы до сих пор в основном пользуемся философией возраста, которую разработали еще Платон, Вергилий, Пифагор, Гиппократ, Солон. Между тем общество и темпы его развития изменились.
Представления о возрастах должны вновь стать предметом философствования, предметом теории жизни - индивидуальной и общественной.
Молодежь - явление конкретно-историческое. В каждой стране в зависимости от уровня ее развития, культуры и традиций свое представление и понятие о молодежи.
Как подчеркивается в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу, 34 % опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44 % - с 15 до 17 лет включительно, 11 % начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10 % - в 19 и старше1.
Учитывая трансформации в российском обществе, произошедшие за последние 20 лет, было бы целесообразно к категории «молодежь» повсеместно относить юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет.
Анализ функционирования возрастных групп позволяет выявить особенности каждой из них, что имеет большое практическое значение в организации работы с молодежью, в повышении роли молодых людей в социально-экономическом развитии России.
Исследованию возрастных особенностей молодежи с психолого-антропологических позиций уделяли внимание К. Г. Юнг, Ш. Бюлер, С. Холл, М. Мид, Э. Шпрангер и др., в отечественной литературе - Л. Выгодский, И. Ильинский, А. Ковалев, В. Гужов и др.
Наиболее популярной в социально-философском осмыслении феномена «молодежь» является позиция В. Н. Боряза, который пришел к выводу, что:
1) молодежь есть объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа;
2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества;
3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития;
4) достижение молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в ка-
1 ИИр: // www.sovetpamfilova.ru/text/1877.
честве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и тем самым собственного отрицания себя как молодежи;
5) возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастные градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития»1.
Всемирная программа действий в интересах молодежи Организации Объединенных Наций определяет молодежь как людей в возрасте от 15 до 24 лет2. В настоящее время согласно российскому законодательству к молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет включительно3.
Существуют различные мнения не только о возрастных рамках данной группы, но и об отходе от доминирования критерия возраста. Например, показательным является современное определение молодежи, данное Е. Н. Вежновцом: «Молодежь - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного/неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодежь выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. Молодежь в XX веке выступала субъектом-носителем таких личностных параметров, как «молодость» и «революционность»4.
В зарубежных странах понятие «молодежь» определяется исходя из различных компонентов и подходов не только возрастных рамок, но и традиций. При этом различные страны используют очень разные концепции: в Англии и Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках от момента рождения до 25 лет. В Испании молодежь определяется возрастом 14- 30 лет, нередко отодвигая границы до 32 - 34 лет. Данный факт объясняется тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь. В Люксембурге для определения молодежного возраста установлены границы 15 -25 лет. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13 -14 до 29 - 30 лет. В ФРГ дается четкая воз-
1 Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. - Л. , 1973. - С. 133.
2 Доклад о мировом развитии. 2007 // Развитие и новое поколение. - М. , 2007. - С. 31.
3 Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090 - 1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - №25. - Ст. 903.
4 Вежновец Е. Н. Молодежь // Энциклопедия социологии. 111^1-: Ь|Шр:// www.sIоvari.vandex.rti.
растная градация молодежи, так как ряд своих статей закон адресует определенным возрастным группам. При этом используется следующая градация1: ребенок (до 14 лет), подросток (от 14 до 18 лет), молодой совершеннолетний (от 18 до 22 лет), молодой человек (до 27 лет).
Анализ германского законодательства позволяет сделать следующий вывод: в период 14-27 лет происходят весьма важные события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость, и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора - учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. У разных народов в разные эпохи возрастные границы молодежи различны.
В социологии молодежь в самом широком смысле определяется как группа общества, выделяемая на основе возрастных характеристик и связанных с ними основных видов деятельности; в более узком смысле - как социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей2. Вместе с тем термин «молодежь» подразумевает социальный статус, определенный возрастом.
В более узком, политическом, смысле молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в структуре общества, специфичностью интересов и ценностей, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели.
В психологии молодежь - поколение людей, проходящих период социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте - уже освоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи в большинстве европейских стран и США колеблются от 16 до 30 лет. В социологии и психологии мы не находим достаточно убедительного обоснования возрастных границ молодежи. Нам представляется, что в Российской Федерации 16 лет (нижняя граница) - явно завышенная возрастная грань. Паспорт молодые граждане России получают в 14 лет. Уголовная ответственность за преступления также наступает с 14 лет. Согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ,уго-
1 Закон о поддержке детей и молодежи ФРГ, § 7 (1). (Kinder und Jugendhilfegesetz KJHG).
2 Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М. , 2003. - С.674-676.
ловной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако за тяжкие правонарушения, предусмотренные УК РФ, привлечь несовершеннолетнего могут с 14-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ), а именно за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 1120), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем и иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), террористический акт (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма 9ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 226) и др. Можно также сказать и о ранней социализации молодых людей в современной высокотехнологичной жизни. Законодательное определение нижней границы трудового участия молодых людей в 14 лет также дает основание считать нижней границей возрастного критерия молодежи 14 лет.
Надо иметь в виду, что молодежь представлена в различных общественных слоях, ее поведение существенно зависит от социально-классовой принадлежности, образования, культуры. Роль молодежи в обществе постоянно возрастает не только в силу ее численной составляющей, но и в силу роста ее образованности, информированности, политической активности, присущей возрасту коммуникабельности и тяги к контркультуре. Социальные и психологические особенности молодежи могут выступать в развитии России как фактором положительной направленности, так и фактором отрицательной направленности .
Молодежь как социально-демографическая группа имеет довольно сложную внутреннюю структуру. В Федеральной службе государственной статистики ведется ежегодный анализ возрастных групп населения по полу, место-проживанию (село, город), образованию, трудовой занятости и по ряду других параметров. Так, на 1 января 2010 г. население России в возрасте от 15 до 24 лет составляло 20 млн. 751 тыс. чел., что на 124 тыс. 902 чел. больше по сравнению с 1959 г.1. Однако определения социально-демографической группы «молодежь» нет: не выделены ни нижние, ни верхние границы понятия.
В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации сказано, что «государственная молодежная политика» реализуется в отношении граждан от 14 до 25 лет»2. Нам представляется, что данный
1 См.: Демографический ежегодник России. Официальное издание. 2010: Стат. сб. /Росстат. -М. , 2010. - С. 41.
2 Социология молодежи. - СПб. , 1996. - С. 32.
возрастной период не вполне обоснован и несправедливо отграничивает молодежь как социально-демографическую группу от других социально-демографических групп границами от 14 до 25 лет. Нас не удовлетворяет верхняя граница по ряду причин, о которых мы скажем позже. А пока обратимся к ретроспективному анализу.
Периодизацией «возрастных групп» занимались многие мыслители древности. Например, Пифагор (4 в. до н.э.) подразделял человеческую жизнь на четыре разных отрезка, соответствовавших временам года: весна - период становления (до 20 лет); лето - молодость (20-40 лет); осень - расцвет сил (40-60 лет); зима - старость и угасание (60- 80 лет). Гиппократ (3 в. до н.э.) делил человеческую жизнь на десять периодов, по 7 лет каждый, начиная с нулевого возраста. В основе его периодизации лежали физиологические циклы жизни человека. Солон (635 - около 559 лет до н.э.) выявлял в жизни людей следующие этапы: юность (с 14 лет), расцвет физических сил (21 -28 лет), полное умственное созревание (35 -42 года).
Немецкий физиолог М. Рубнер (1854-1932) предложил следующую периодизацию возраста: детство - до 7 лет, позднее детство - до 13 -14 лет; юношеский возраст - до 19-21 года, зрелость - до 41 -50 лет; старость - от 50 лет, почтенная старость - от70 лет. Немецкий ученый Л. Ашофф (1868 - 1942) выделял: отрочество - до 14 лет, годы созревания - до 25 лет, зрелый возраст - до 45 лет; начало стрости - до 65 лет, старческий возраст - до 85 лет; почтенная старость - после 85 лет.
Современные английские физиологи выделяют пять периодов: раннее детство - до 7 лет, молодость до 25 лет, зрелость до 35 лет и старость после 50 лет.
В России попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринималась издавна. Так, русский статистик и демограф первой половины XIX в. А. П. Рославский-Петровский выделял следующие возрастные группы: подрастающее поколение - до 15 лет, цветущее поколение - 16 -60 лет, в том числе молодежь - 16 - 30 лет, пожилые люди - 45 -60 лет; увядающее - 61 -100 лет, в том числе старые - 61 - 75 лет, долгожители - 75 -100 лет и старше.
В советское время положение с определением возрастных границ более усложнилось. Прежде всего, раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое созревание подростков, с другой стороны, влияние глобализации и интеллектуализации молодежи позволяет им значительно расширять свой кругозор, включаться в более глубокое осмысление общественно-политических процессов, социализироваться. Нижняя граница стремится к снижению и в силу технологического прогресса, и в силу набирающей силу информатизации общественной жизни.
С одной стороны, Интернет, телефон, новации в образовании и обучении способствуют более раннему взрослению юношей и девушек, их включению в общественную жизнь.
С другой стороны, современная молодежь дольше учится в школе и, соответственно, позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических прав, материальной независимости от родителей, обзаведение семьей - все эти события в своей совокупности, дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующего социального статуса, наступают не одновременно, а сама их последовательность неодинакова в разных социальных слоях.
Отсюда и нарастающая дискуссионность хронологических возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают сегодня между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.
Мы исходим, прежде всего, из того, что: 1) возраст есть конкретный результат и стадия социально-психологического развития личности, определяемая влиянием соответствующих исторических условий жизни; 2) для каждого возраста характерна своя структура познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения; 3) возрастные особенности по-разному востребованы обществом в целях социально-экономического развития.
Возраст имеет значение также и с юридической точки зрения: например, брачный возраст, правоспособность и дееспособность, в том числе трудовая, уголовно-административная или гражданская ответственность (несовершеннолетние).
Во Всероссийской переписи населения 2002 года выделяются следующие возрастные группы: 15 -19 лет; 20-24; 25 -29 и старшие возрастные группы. Разделяется городское и сельское население, мужчины и женщины в возрасте 16 лет и старше (включая лиц моложе 16 лет, указавших состояние в браке). Содержатся данные о распределении занятости населения мужчин и женщин в возрасте от 15 лет и более по возрастным группам и уровню образования; проводится характеристика занятого населения в возрасте 15 лет и более по положению и занятости. Возрастная занятость населения определяется 15 -64 годами1.
Это свидетельствует о дифференцированном подходе к разным возрастным категориям молодежи, в которых выделяются группы. Первая - молодежь как носитель психофизических свойств молодости (юности), переходный возраст. Вторая - молодежь как феномен культуры, осмысление молодежи через понятие субкультуры. Третья - молодежь как объект и субъект процесса
1 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 2, 3, 7, 8.
преемственности и смены поколений (социальная функция молодежи), как источника конфликта поколений, как процесс активной социализации молодежи. Наиболее социально нестабильная возрастная категория молодежи 15 -19 лет - это в основном учащаяся, работающая или неработающая молодежь.
В отечественной литературе выделяется целый ряд наиболее характерных особенностей молодежи как субъекта политических отношений, которые напрямую обусловлены спецификой молодежного возраста.
Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъектности молодежи в социально-политических отношениях. Конвенционально это выражается в возрастных ограничениях политических прав молодежи, закрепленных законодательством. Например, ст. 60 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности начиная с 18 лет1. Существует ряд подобных нижних возрастных ограничений: 18 лет - право принимать участие в выборах, 21 год - право быть избранным депутатом Государственной Думы, 25 лет - право быть судьей, 35 лет - право быть избранным Президентом Российской Федерации. Под молодежным электоратом подразумевается часть избирателей, участвующих в голосовании и представляющих возрастную группу 18 - 26 лет2.
На заседании Госсовета 17 июля 2009 г. в Кремле по государственной молодежной политике Д. А. Медведев предложил установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований. «Я думаю, - обратил внимание Президент, - что любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста, должен иметь право, должен получить возможность быть избранным в этот муниципальный орган, и правила, касающиеся возможности быть избранным в представительные органы муниципальных образований, должны быть унифицированными. При этом необходимо внести ряд изменений в федеральные законы, в частности, в избирательное законодательство, предусматривающее право граждан, достигших 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований во всех субъектах Российской Федерации. Сейчас такое право есть только у 28 субъектов, у остальных -нет»3.
В ноябре 2009 г. Президент России подписал закон, согласно которому избираться депутатом представительных органов муниципальных образований
1 Конституция Российской Федерации 1993 года. - М. , 2004.
2 Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т1. / Рук. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. -М. : Мысль, 2003. - С. 673.
3 www.kremlin.ru.
можно уже в возрасте 18 лет, а не в 21, как было ранее. Такие законодательные изменения способствуют развитию демократии. Минимальный возраст для градоначальников и других должностных лиц местного самоуправления остался прежним - 21 год.
Как сообщили корреспонденту «МК» в Мосгордуме, согласно действующему городскому закону «О молодежи», молодежная политика мегаполиса осуществляется для граждан от 14 до 25 лет, прописанных в городе Москве, для студентов московских вузов - от 25 до 27 лет и для проживающих в столице семей, где супруги не достигли 30-летнего возраста.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации определила возрастные рамки понятия «молодежь» границами от 14 до 30 лет (см. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1769-р).
Чтобы упростить возрастную градацию молодежи и привести ее в соответствие с федеральным законодательством, разработчики законопроектов многих субъектов РФ предлагают зафиксировать границы молодости своих жителей в рамках от 14 до 30 лет1.
Многие исследователи отмечают искусственность ограничения возраста молодежи рамками 15 -24 лет, которые не отвечают социальным реалиям нынешней ситуации2. Нижняя граница молодежного возраста чаще всего связывается с половым созреванием, началом профессионального обучения. На этом возрасте строится вся государственная статистика в европейских странах.
НИЦ при Институте молодежи «Молодежь России» проводятся мониторинговые исследования среди возрастных категорий 16-18 лет, 21 -22 года, 25 -29 лет. По мнению И. М. Ильинского, автора книги «Молодежь планеты», в силу демографических и социально-экономических процессов в различных регионах мира можно было бы определить нижнюю границу молодежного возраста 13-14 лет. «Весьма сложным, - отмечается в книге, - является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодежь»3. Именно поэтому еще в начале 80-х годов многие участники региональных конференций ЮНЕСКО по вопросам молодежи в основном сошлись во мнении, что верхнюю границу понятия «молодежь» (в зависимости от национальных условий) следует поднять до 30- 35 лет. В большинстве европейских стран, в том числе России, а также в США, Японии и ряде других стран верхняя граница понятия «молодежь» определена 30 годами. Однако в большинстве стран мира эта граница ниже.
1 Московский комсомолец. - 2009. - 30 июня.
2 Ильинский И. М. и др. Молодежь планеты. - М. , 1999. - С. 48.
3 Там же. - С. 51,52.
Для серьезного обоснования верхней возрастной границы понятия «молодежь» требуются репрезентативные эмпирические данные о возрасте приобретения массой молодых людей устойчивого статуса в сфере профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой жизнедеятельности и т.п., которые до настоящего времени являются неполными1.
Список литературы
1. Демографический ежегодник России. Официальное издание. 2010: Стат. сб. / Росстат. М. , 2010.
2. Доклад о мировом развитии. 2007 // Развитие и новое поколение. М. , 2007.
3. Ковалев А. И, Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.
4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090- 1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
© Радченко А. Ф. , 2012
1 Там же . - С . 53.