6.3. МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Морозов Алексей Иванович, к.ю.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой организации работы с молодежью. Место работы: Оренбургский государственный аграрный университет, Институт управления. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются вопросы определения возрастных рамок молодежного возраста. Делается вывод об отсутствии единого определения «молодежи» в науке и законодательстве России, а также на международном уровне. Между тем понятие «молодежь» уже стало правовым. Автор выступает за унификацию понятия молодежи в законодательстве, его теории и при криминологических исследованиях, при формировании основ уголовной политики.
Ключевые слова: молодежь, политика, возраст, законодательство, правонарушения, общество, профилактика, криминология.
YOUTH AGE AS LEGAL AND CRIMINOLOGICAL CATEGORY
Morozov Alexey Ivanovich, PhD at law, associate professor. Position: head of «Youth working management» chhir. Place of employment: Orenburg State Agrarian University, management Institute. E-mail: [email protected]
Annotation: The questions of definition of youth age limits are examined in the article. The conclusion about the lack of common definition of «youth» in ssience aan legislation in Russia and internationally is done. Meantime the definition of «youth» has already become legal. Theau-thor states for unification of the youth definition in legislation, its theory under criminological research and under criminal policy base formation.
Keywords: youth, politics, age, legislation, delinquency, society, prevention, criminology.
Обсуждение вопроса о границах молодежного возраста представляется особенно актуальным в аспекте незавершенных процессов формирования правовых основ государственной молодежной политики России и целого ряда проблем социализации представителей нового поколения, в том числе связанных с соприкосновением с криминалом.
Молодежь, как социально-демографическая группа, общественный и научный феномен является объектом внимания многих наук (философии, социологии, психологии, демографии, антропологии и других) и комплексных междисциплинарных исследований. Юристами также делаются попытки определить исследуемое понятие с акцентом на правовой статус: «Молодежь - это категория населения в возрасте 1430 лет, представители которой обладают особым конституционно-правовым статусом, специфика которого заключается, с одной стороны, в зависимости от возможности полной и самостоятельной реализации прав, свобод и обязанностей при достижении субъектом определенного возраста, а с другой стороны, в необходимости создания условий и гарантий со стороны государства для использования представителями молодежи всех предоставленных им прав и свобод в
полном объеме»1. Действительно, наличие особого правового статуса можно отнести к специфическим чертам молодежи, однако непосредственно в Конституции России термин «молодежь» не употребляется. Охранительные или ограничительные возрастные цензы имеются в целом ряде отраслей российского права: государственном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном и других. По подсчетам А.А.Шашенкова, понятия «молодежь», «молодежный» встречается, по крайней мере, в 16 федеральных законах Российской Федерации2.
В большинстве нормативно-правовых актов, посвященных молодежной политике и проблемам молодежи, определяется, что молодежь это лица в возрасте от 14 до 30 лет. Назовем основные документальные источники такого подхода.
1. В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» прямо закрепляется, что объектом государственной молодежной политики являются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Именно такое понимание молодежи использовалось при подготовке федеральных целевых программ, например, «Молодежь России» (последняя была утверждена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»).
2. В Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» указывается, что членом молодежного общественного объединения могут быть граждане, «достигшие 14 лет» (нижняя планка), а в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» закрепляется, что помощь оказывается объединениям граждан в «возрасте до 30 лет» (верхняя планка).
3. В Стратегии государственной молодежной политики РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, с изменениями от 12 марта 2008 г., 28 февраля 2009 г.) указывается, что «настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи».
Такое же понимание молодежи было предложено при проведении Государственного совета РФ, состоявшегося 17 июля 2009 года и посвященное реализации и перспективам государственной молодежной политики3. А, например, при обсуждении одного из последних проектов ФЗ «Об основах государственной молодежной политики в РФ» в комиссии Совета Федерации ФС РФ по делам молодежи и спорту непростые дискуссии шли по поводу верхней возрастной границы отнесения к молодежи. В законопроекте был предложен возраст от 14 до 25 лет включительно, что многими оспаривалось в сторону увеличения верхнего воз-
4
растного предела .
1 Шашенков А.А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации: дисс.... канд. юрид. наук. М., 2004. С.35.
2 Шашенков А.А. Указ. работа. С.15-16.
3 См.: Материалы размещены на сайте: http://www.kdm56.ru/info (дата обращения 01.09.10г.).
4 См.: Доклад Совета Федерации Федерального собрания РФ,
2007 год «О состоянии законодательства в Российской Федера-
ции» / под общ. ред. С.М.Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2008. С.314.
Отметим, что четкое и единое понимание молодежного возраста тесно связано с единством государственной молодежной политики в России, о наличии чего говорить пока не приходится, ведь федерального закона о молодежи и молодежной политике нет. Сегодня она как компонент общей государственной социальной политики во многом определяется региональным законодательством. В настоящее время в субъектах РФ принято более 70 законов о молодежи и молодежной политике5. В абсолютном большинстве из них молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 30 лет (более 80 процентов). Вместе с тем, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Удмуртской Республике в законодательстве о молодежной политике указывается, что она реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет (включительно).
В ряде регионов молодежь определяется как возрастная группа лиц в возрасте «до 30 лет», без определения нижних возрастных рамок (Республики Татарстан, Башкортостан, Орловская и Тульская области, ЯмалоНенецкий автономный округ). С нашей точки зрения, такое решение оправдано желанием реализовывать комплексную политику в отношении всего молодого поколения.
В Чеченской Республике молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 35 лет, по аналогичному пути идут и законодатели Курганской области, указывая на возможность в специально оговоренных случаях считать молодежью граждан в возрасте до 35 лет. Во многих регионах РФ, при определении понятия молодая семья, возраст супругов продляется также до 35 лет.
В Республике Мордовия под молодежью понимаются лица от 18 до 30 лет, аналогичная позиция принята и законодателями Магаданской области, однако здесь дополнительно подчеркивается, что молодежная политика осуществляется еще и в интересах детей в возрасте от 14 до 18 лет (тем не менее, данный период выведен из понятия «молодежь»).
Особым путем пошли законодатели Еврейской автономной области, установившие в законе «О молодежной политике в Еврейской автономной области» в ст.1 «Круг лиц, на которых распространяется действие настоящего закона», правило следующего содержание (цитата дословно): «Настоящий закон распространяется на круг лиц, в отношении которых проводится государственная молодежная политика». Далее пояснений этой статьи не дается. С учетом специфики региона сделаем следующий комментарий6: в такой редакции просматривается практичность его разработчиков, ведь подобная формулировка позволяет без особых затруднений воспринимать новые веяния в федеральной государственной молодежной политике (что является нередким явлением).
Однако порой встречаются и совсем неоднозначные правовые решения, например, в законе г.Москвы «О молодежи» в п. «а» ч.1 ст.4 определяется, что молодежная политика осуществляется в отношении молодых граждан - физических лиц в возрасте от 14 до 25
Информационно-просвятительский портал Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры / http://www.eduhmao.ru/ ігїо/9/6568/. (дата обращения 10.06.09г.).
6 Позволяем себе в данном контексте профессиональную шутку. Однако правовая основа ее абсолютно реальна: см. Закон Еврейской автономной области N 265-ОЗ «О молодежной политике в Еврейской автономной области». Принят Законодательным собранием ЕАО 31 марта 2004 г. (в ред. закона ЕАО от 25.06.2008 N 403ЮЗ).
лет, имеющих место жительства в городе Москве, физических лиц в возрасте от 25 до 27 лет, имеющих место жительства в городе Москве и получающих профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физических лиц в возрасте от 14 до 27 лет, имеющих место жительства за пределами города Москвы, получающих образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы. Однако далее в п. «б» и «в» первой части указанной статьи при определении понятий «молодая семья» и «молодежная общественная организация» верхний возрастной предел молодежного возраста поднимется до уровня «не достигли 30 лет» и «до 30 лет».
Теоретики права, например, в учебнике под редакцией В.В.Лазарева7, четко определяют требования к терминологии, употребляемой в законах: она должна быть едина, термины должны быть общепризнанны, тождественны при употреблении в различных правовых актах, терминология должна быть стабильна, принятые обозначения устойчивы. Понятие возраста, точнее - терминология, применяемая в законе для его обозначения, должна отвечать этим требованиям. Если термин «молодежь» стал правовым - он должен определяться точно и однозначно.
Не обошли выниманием понятие молодежи и отечественные криминологи, однако точки зрения и здесь противоречивы. Так, один из талантливейших русских криминологов XIX века Н.А.Неклюдов в одной из первых отечественных криминологических работ, посвященных проблеме «возраст и преступность», в принятой им периодизации выделял: юность (возраст 16-21 год) и, отдельно, молодость (21-35 лет)8.
На основе общности содержания периодов развития личности (переход от физической зрелости к социальной, поиска места в обществе, и интенсивное формирование системы взглядов, привычек, навыков поведения, социальных связей и отношений). Г.М.Миньковский предлагал выделять две группы молодежи: 14-17 и 18-25 лет. В период 26-29 лет личностные характеристики уже приближаются к «средне-возрастным»9. Н.И.Ветров также ограничивал молодежный возраст 25 годами10.
Имеются в криминологической науке и другие подходы. Так, В.Д.Ермаков, А.А.Иванова и Н.П.Попова понимают под молодежной преступностью как преступные деяния лиц в возрасте от 14 до 18 лет, так и преступления, совершенные «молодыми взрослыми» в возрасте 18-29 лет11.
В последнее время появляются и специальные криминологические исследования, посвященные преступности молодежи, как лицам в возрасте от 14 до 30 лет, как относительно самостоятельному криминологическому явлению. Например, работы В.А.Лелекова (ав-
7 См.: Общая теория права и государства: учебник / под ред.
В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. С.124
8 См.: Неклюдов Н.А. Уголовно-статистические этюды: статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению / сост. и вступ. статья В.С.Овчинского, А.В.Федорова. М.: ИНФРА-М, 2009. С.44-45.
9 См.: Криминология. М., 1976. С.307.
10 См.: Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980. С.13.
11 См.: Ермаков В.Д., Иванова А.А., Попова Н.П. Криминологи-
ческая оценка состояния и динамики преступности молодежи в
период реформирования Российского государства и общества. М.
МАКС Пресс, 2007. С.5-6.
тор выделяет еще и понятие «молодое поколение», под которым подразумевает всех лиц от рождения до 29 лет включительно)12 и А.В.Петровского 3
Есть иной подход, ярко и достоверно представленный М.М.Бабаевым и М.С.Крутером, которые считают, что понятием «молодежь» охватывается возрастной интервал от 18 до 29 лет включительно14, оставляя за рамками «молодежи» несовершеннолетних. Данная точка зрения авторитетных авторов заманчива, чтобы к ней присоединиться, удобна для криминологических исследований. Однако самое основное возражение к ее принятию - это ее противоречие со складывающимся (во многом уже сложившимся) пониманием молодежи как объекта государственной молодежной политики.
Таким образом, отчетливо выделяются минимум три принципиально разных подхода к определению возрастных рамок молодости15:
1. Понимание молодежи как всего «поколения» - от рождения до 30 (25, 27, 31, 35 лет, варианты здесь разные).
2. Понимание молодежи как возрастной группы «молодых взрослых», за рамками несовершеннолетия -от 18 до 30 (25, 27, 31, 35 лет и др.).
3. Понимание молодежи как «полупоколения», охватывающего своими границами старших несовершеннолетних (возраст юности) и молодых взрослых, т.е. от 14 (12,13,15 лет) до 30 (25, 27, 31, 35 лет и др.).
Приведем теперь цитату из социальнопсихологической литературы: «Единства в терминологии нет: некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие - ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, другие рассматривают ее как часть молодости»16. Таким образом, проблема приобретает межнаучный характер и не только: к сожалению, «посаженные» зерна неясности ярко «прорастают» в отечественном праве и его теории.
У выявленных противоречий в определении понятия возрастных рамок «молодежи» есть и международноправовые основания. Так, Генеральная ассамблея ООН году приняла за основу возрастной период 15-24 года при организации проведения Международного года молодежи, однако было отмечено, что государства вправе разрабатывать определения данному понятию в соответствии с национальными концепциями, доктринами и законодательством в данной области17. Аналогичное положение было закреплено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 50/80 от 14 декабря 1995 года, в которой была утверждена Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года
12 См.: Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1999. С.23,25.
13 См.: Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / научн. ред. д.ю.н., проф.
С.Ф.Милюков. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005. 220 с.
14 См.: Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М.: Юрист, 2006. С.18.
15 Отдельно мы не выделяем позицию, ставящую знак равенства между понятиями «молодежь» и «несовершеннолетние» т.к. считаем ее однозначно неприемлемой.
16 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (возрастная психология и психология развития): учебник для вузов. М.: Гардарики, 2007. С.287.
17 См.: Международный год молодежи: участие, развитие, мир. Резолюция 34/151 от 17 декабря 1979 года. / Ийр://Ьассе88(^8. un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/382/46/IMG/NR038246.pdf? ОрепЕ!етеП (дата обращения 01.06.09).
и на последующий период18. В данном документе было отмечено, что значение термина «молодежь» различается в разных странах мира и что определение молодежи постоянно трансформируется в зависимости от имеющихся политических, экономических и социально-культурных условий.
На официальном сайте ООН дается возможность обратиться за разъяснением терминов к библиогра-фическо-информационной системе ООН «Тезаурус юнбис», где возраст молодости (юности) ограничивается до 21 года или в некоторых случаях до 25 лет19. Нижняя планка возраста и вовсе не указывается. В отдельных международных докладах о положении молодежи их составители анализируют положение молодых людей в возрасте 12-24 года20. Вместе с тем, «в рамках международного научного сообщества активно продолжаются дискуссии о том, что рамки периодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расширены: от 13-14 до 30-35 лет»21.
В зарубежных странах единства мнений на «молодежный возраст» также не наблюдается: в большинстве стран Европы, в США и Японии рамки молодежного возраста варьируются от 13-14 до 25-30 лет. В Испании - 14-30 лет, в Люксембурге 15-25 лет. В Англии и Нидерландах молодежь объединяется в одну группу с детьми в возрастных рамках 0-25 лет. В США в отдельных случаях возраст взрослой молодежи «young adults» принимается в 35 лет22. В Германии «молодежь» это люди в возрасте 13-14 - 29-30 лет, а в Испании 14-34 года23. Не вносят ясность и нормативноправовые акты стран СНГ. Например, в модельном законе «О молодежи и государственной молодежной политике»24 молодежь - это молодые граждане в возрасте до 25 лет (без определения нижнего возраста).
Таким образом, проблема определения молодежного возраста имеет не только правовые и межнаучные аспекты, но и международные и международноправовые. По всей видимости, данная проблема «стара как мир», ибо еще в 1865 году уже упоминавшийся нами Н.А.Неклюдов возмущенно отмечал крайнюю сложность анализа статистики разных стран как следствие различных подходов возрастной периодизации. Он восклицает: «не лучше ли вместо заздравных тостов и панегириков за упокой, не достойнее ли статистических конгрессов был бы тот факт, когда бы они составили общий план собирания статистических материалов, статистическую книгу с определенными
18 См.: Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Резолюция 50/81 от 13 марта 1996 года // Генеральная Ассамблея ООН - Пятидесятая сессия, пункт 105 повестки дня / http://www.un.org/russian/documen /declarat/youth_prog.pdf (дата обращения 01.06.09).
19 См.: http://unhq-appspub-01.un.org/LIB/DHLUNBIS Thesaurus. nsf/MultiRus/D7E6B389705583A085256AA0005FD431?0penDocu-ment (дата обращения 01.06.09).
20 См.: Доклад о мировом развитии 2007. Проблемы молодого поколения в контексте развития: обзор. / http://www.un.org/russian/ esa/worlddev2007.pdf (дата обращения 01.06.09).
21 См.: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 2001. С.125-129.
22 Шашенков А.А. Указ. работа. С.23,33.
23 См.: Международный опыт реализации молодежной политики Молодежная политика в Российской Федерации (материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации) / http://kdm56.ru/info (дата обращения 01.09.10).
24 См.: Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12 июня 2000 г. №10-15 «О модельном законе «О молодежи и государственной молодежной политике». Ст.2.
графами и позаботились бы о ее принятии во всех го-сударствах?»25.
Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание в аспекте исследуемого вопроса, -это исчисление сроков. Позиции ученых и законодательные положения могут предстать в еще более запутанном виде, если строго придерживаться правил исчисления сроков. Например, если упоминается возраст 14-30 лет, то фактически это должно означать наличие 17 периодов по 1 году, срок молодости в таком случае истечет в день рождения 31 год (считают, что так и должно быть, например, В.В.Павловский26, А.А.Шашенков, законодатели Удмуртской Республики). Если указывается срок «от 14 до 30 лет», это означает наличие 16 периодов по 1 году и фактически будет означать то же, что и формулировка «14-29 лет» или «от 14 до 29 лет включительно» (В.А.Лелеков,
И. М. Ильинский, Стратегия государственной молодежной политики РФ, большинство регионов РФ) - период молодости завершится в день тридцатилетия. Представленный выше подход М.М.Бабаева и М.С.Крутера подразумевает только 12 годовых возрастных интервалов (так же и в Республике Мордовия), а подход принятый законодателями Республики Татарстан (и ряда других регионов) - 30 таких интервалов. Разница принципиальна.
Один из напрашивающихся выводов: дискуссии о возрасте человека, возрастной периодизации, понятии молодежного возраста и его верхней и нижней границ из специальных наук (социологии, психологии, антропологии, педагогики и др.) трансформировались в аналогичные дискуссии в трудах ученых правоведов, в т.ч. криминологов и специалистов в области уголовного права. Далее: нерешенность исходных вопросов проникает в законодательство и находит свое выражение в его противоречивости и нечеткости. Очевидно, проблема нуждается в решении, как очевидно и то, что любые стандарты в данной сфере будут относительными, однако их необходимость красноречива. Так, И.М.Ильинский отметил, что необходим единый, синтезированный межнаучный взгляд на проблему молодости и молодежи, необходимо единое опреде-
27
ление понятия «молодежь» , противоречивые трактовки данных явлений нежелательны. За необходимость универсального понимания «молодежи» правоведами высказывается А.А.Шашенков28. Вместе с тем, синтезировать возрастной критерий понятия «молодежь» в силу столь широкого спектра мнений, руководствуясь приоритетом какой-то точки зрения, не представляется возможным. Возможно лишь отметить, что определение в праве и других науках должно быть дано - явление созрело. Молодежный возраст перестает быть только правовой или научной категорией (понятием), а фактически становится категорией права.
Общеизвестно, что право тяготеет рамочным определениям, в определенной степени упрощая, «формализуя» определенные возрастные периоды, что далеко не всегда позволяет учесть все особенности индивидуализированного развития. Ведь возраст это явление исторически изменчивое, строго индивидуализированное, генетически, биологически, социально и так далее обусловленное. Сегодня биологическое и социальное развитие не совпадают во времени и не
25 Неклюдов Н.А. Указ. работа. С.44-45, С.31.
26 Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. С.87, 93-119.
27 См.: Ильинский И.М.Указ. работа. С.112, 135-136.
28 Шашенков А.А. Указ. работа. С.15.
всегда «нормативно» соотносятся. Ребенок либо слишком рано ставится в условия существования взрослых, или же половозрелый и развитой молодой человек в социальном аспекте представляет собой дитя, полностью опекаемое и несамостоятельное. Представленные выше соображения позволяют говорить о сложности и одновременно условности установления каких бы то ни было возрастных рамок - минимум всегда будут исключения. Однако без рамок (границ) не обойтись, особенно в юриспруденции, а также и в социологии, статистике, демографии, криминологии и других науках.
Д.А.Керимов верно отмечает, что необходима унификация, стандартизация, строгое единство юридической терминологии, используемой в законах29. С нашей точки зрения, очевидно, что четкие возрастные рамки молодежи должны быть определены в специальном федеральном законе (о молодежной политике), а затем стать отправной точкой для унификации федерального и регионального законодательства, актов органов местного самоуправления и иных нормативно-правовых актов, также государственной молодежной политики на территории всего государства. Пока в данных вопросах царит плюрализм мнений, который, безусловно, может быть полезен в научных дискуссиях, однако может сыграть злую шутку при сборе и криминологическом анализе статистической и социологической информации (в том числе криминологической) и использовании результатов этой работы, а особенно при законотворчестве.
Позволим себе высказать следующую точку зрения: представляется, что молодежь следует определять с использованием возрастного критерия от 14 до 30 лет30. Всю же возрастную подгруппу от рождения до 30 лет, можно именовать «новое поколение» или «молодое поколение». Термины «несовершеннолетние» и «дети» традиционно означают лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Таким образом, лица в возрасте от 14 до 18 лет являются одновременно и детьми, и молодежью, имеют «двойной правовой статус», что, в общем, справедливо. Это переходный период как в физиологическом, так и в социальном аспектах, что находит отражение в законодательстве. Дети же в возрасте до 14 лет могут традиционно именоваться «малолетними».
Уголовно-политический аспект. Отметим, что, как было показано выше, криминологи активно работают с понятием «молодежь», выделяется и исследуется специфический феномен «молодежная преступность», однако современному российскому уголовному праву понятия «молодежь», «молодость», «молодой человек» и т.п. не знакомы. В уголовном законодательстве классически используются термины «несовершеннолетний», «малолетний», «дети», а также возраст ука-
29 Керимов Д.А. Законодательная техника. Научнометодическое и учебное пособие. - М.: Изд. НОРМА, 2000. - С.63.
30 Предлагая данную точку зрения, отмечаем, что руководствуемся прежде всего практическими соображениями. Именно в отношении данной категории граждан, преимущественно реализуется государственная молодежная политика и, следовательно, восприятие данного термина иными отраслями права и политики может послужить унификации российской правовой политики. Иное понимание молодежи потребовало бы существенных корректировок огромного количества нормативно-правовых актов. Актуально ли это в условиях, когда молодежная политика и так достаточно сложно пробивает себе дорогу? Хотя в перспективе переосмысление возрастных границ молодежи вполне можно предположить.
зывается, как правило, описательным способом (например, «лицо, не достигшее 14 лет»).
В уголовно-правовой литературе звучат интересные (хоть и небесспорные) предложения. Так, В.И.Руднев считает, что «возникает необходимость в выделении понятия «молодежный возраст», определении его границ и включении данного понятия в отраслевое законодательство, в частности, в уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовно-исполнительное»31. В некоторых государствах, в частности в Швейцарии, понятие молодежь уже стало уголовно-правовым. Так, в УК Швейцарии выделяется отдельная глава 5 «Молодежь», где предусматриваются особенности порядок уголовной ответственности лиц от 18 до 25 лет с акцентом на перевоспитание32.
Считаем, и российская уголовно-правовая политика в перспективе может обратиться к молодежной проблематике. Например, эффективными могли бы стать принудительные меры воспитательного характера, воспитательно-ресоциализирующие программы, назначаемые как альтернатива уголовной ответственности, так и при условном осуждении или условнодосрочном освобождении от отбывания наказания (возможно с учетом мнения потерпевших, как результат примирения). С нашей точки зрения, это предоставит большие возможности для формирования региональных систем реабилитационной и профилактической работы с правонарушителями молодежного возраста, включения их в сферу действия молодежной политики (предоставив органам и учреждениям по делам молодежи, также молодежным общественным организациям вполне осязаемое и социально значимое направление деятельности) в соответствии региональными особенностями и возможностями, грамотно используя принудительную силу уголовного закона.
В книге, подготовленной коллективом авторов НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, ВНИИ МВД России и Департаментом уголовного розыска МВД РФ, дается следующая рекомендация: отмечается, что категория молодежи старше 18 лет остается вне внимания и поддержки государства в сфере профилактики правонарушений. «В связи с этим целесообразно расширить возрастные рамки влияния, создав комиссию по делам несовершеннолетних и молодежи, наделив полномочиями по выработке и принятию нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику среди населения в возрасте до 28 лет» 3 С этим можно полностью согласиться, лишь отметив спорность возраста в 28 лет как верхней «планки» молодежного возраста.
М.М.Бабаев и М.С.Крутер пишут, что система предупреждения молодежной преступности как некая модель служит своего рода организационно-структурным воплощением государственной политики в этой специфической сфере. Сама же политика представляет собой одновременно составную часть общей национальной политики борьбы с преступностью и преду-
31 Руднев В.И. О возможности введения понятия «Лицо молодежного возраста» в уголовное и другие отрасли законодательства // КонсультантПлюс.
32 Уголовный кодекс Швейцарии / Перевод с нем. А.В. Серебренниковой М.: Диалог-МГУ, 2000. С.43-45.
33 См.: Состояние и тенденции преступности в РФ: криминологический и уголовно-правовой справочник / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; ВНИИ МВД России; Департамент уголовного розыска МВД РФ / под общей редакцией А.Я.Сухарева, С.И.Гирько. М.: Изд. «Экзамен», 2007. С. 244.
преждения преступлений, а также национальной молодежной политики в целом34. Постепенно, шаг за шагом, но неуклонно нужно создавать разностороннюю систему финансовой поддержки молодежной политики в целом и, в частности, политики предупреждения молодежных правонарушений. Предупреждение преступлений как одно из направлений борьбы с преступностью не исключает, а напротив, безусловно предполагает использование различных форм государственного принуждения, в том числе уголовного наказания35.
Еще одно интересное наблюдение: в докладе «Молодежная политика в РФ» в качестве критериев эффективности реализации молодежной политики для оценки, определяющей положение молодежи (помимо прочего), предлагается показатель «Преступления и правонарушения, совершенные молодежью», а для оценки деятельности органов власти по реализации основных направлений государственной молодежной политики - «Деятельность по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде»36. Как видим молодежная и уголовная политика (а в ее составе уголовноправовая и криминологическая) тесно связаны.
Сегодня значительное количество молодых людей исключается из процесса нормальной социализации в связи с соприкосновением с преступностью: до 60 процентов всех осужденных в РФ (или около 550 тыс. человек ежегодно) - молодые люди. Профессор А.Э.Жалинский верно отмечает, что наибольшие затраты и издержки уголовное право влечет в сфере демографических процессов и образования . Он пишет: «Наказание, ограничивающее самым серьезным образом основные права личности, в частности, есть изъятие части жизни за иные блага, которые во многих случаях являются куда менее значительными и в принципе поддаются восстановлению»37. Между тем, ни эффективной профилактической системы, ни ювенальной юстиции, ни альтернативных наказаний и мер, ни постпреступной реабилитации для старшей молодежи фактически нет. Их обсуждение и внедрение отдельных элементов идет крайне медленными темпами.
Список литературы:
Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М.: Юрист, 2006.
Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980. С.13.
Доклад Совета Федерации Федерального собрания РФ, 2007 год «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под общ. ред. С.М.Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2008.
Ермаков В.Д., Иванова А.А., Попова Н.П. Криминологическая оценка состояния и динамики преступности молодежи в период реформирования Российского государства и общества. М. МАКС Пресс, 2007.
Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М.: Проспект, 2009.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 2001.
34 См.: Бабаев М.М., Крутер М.С. Указ. работа. С.322.
35 См.: Там же. С.350,351.
36 См.: Молодежная политика в Российской Федерации (материалы к заседанию Государственного совета РФ) /
http://kdm56.ru/info (дата обращения 01.09.10)
7 См.: Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М.: Проспект, 2009. С.20, 147.
Керимов Д.А. Законодательная техника. Научнометодическое и учебное пособие. - М.: Изд. НОРМА, 2000.
Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1999.
Неклюдов Н.А. Уголовно-статистические этюды: статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению / сост. и вступ. статья В.С.Овчинского, А.В.Федорова. М.: ИНФРА-М, 2009.
Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001.
Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / научн. ред. д.ю.н., проф. С.Ф.Милюков. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005.
Руднев В.И. О возможности введения понятия «Лицо молодежного возраста» в уголовное и другие отрасли законодательства // КонсультантПлюс.
Состояние и тенденции преступности в РФ: криминологический и уголовно-правовой справочник / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; ВНИИ МВД России; Департамент уголовного розыска МВД РФ / под общей редакцией А.Я.Сухарева, С.И.Гирько. М.: Изд. «Экзамен », 2007.
Уголовный кодекс Швейцарии / Перевод с нем. А.В. Серебренниковой М.: Диалог-МГУ, 2000.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (возрастная психология и психология развития): учебник для вузов. М.: Гардарики, 2007.
Шашенков А.А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
http://www.consultant.ru/ - официальный сайт компании КонсультантПлюс http://www.un.org/ru/ - сайт Организации Объединенных Наций
www.eduhmao.ru - информационно-
просвятительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры www.fadm.gov.ru - сайт министерство спорта туризма и молодежной политики РФ, федеральное агентство по делам молодежи www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.orenmin-mst.ru - управление молодежной политики министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области
Literature list:
Babayev М.М., Kruter М^. Youth criminality. М.: Yurist, 2006.
Vetrov N.I . Youth crime prevention. М., 1980. P.13.
RF Federal Assembly Counsel of Federation report, 2007 «About legislation state In the Russian Federation» / under the editorship of SMMironov, G.E. Burbulis. М.: The Council of Federation, 2008.
Yermakov V.D., Ivanova А.А., Popova N.P. Youth delinquency condition and dynamics of crime evaluation in the reform period of the Russian state and society. М. МА^ Press, 2007.
Zhalinskiy А.E. Criminal law pending changes: theoretical review. IVI.: Prospect, 2009.
Ilyinskiy I.M. Youth and youth policy. Philosophy. History. Theory. M.: Golos. 2001.
Kerimov D.A. Legal technique. Sciense-technical and tutorial manual. - M.: NORMA, 2000.
Lelekov V.A. Theoretical and applied problems of youth delinquency in the region complex research: diss. ...Doctor of Laws M., 1999.
Neklyudov N.A. Penal-statistic study: physiological
meaning research of human body different age according to the crime statistic experience / introduction article by V.S.Ovchinskiy, A.V.Fedorov. M.: INFRA-M, 2009.
General theory of law and state: manual / edited by V.V. Lasarev. M.: Yurist, 1994.
Pavlovskiy V.V. Yuventology: integrative youth science draft. M.: Akademicheskiy proect, 2001.
Petrovskiy A.V. Criminological prediction of youth crime conduct / science ed. D of L, prof. S.F.Milukov. Snt.Petersburg: «Yuridicheskiy tsentr Press», 2005.
Rudnyev V.I. About the introduction of notion «youth age face» into law and other branches of legislation. // Consul-tantPlus.
State and tendency of crime in the RF: criminological and penal reference book / RI legality and nomocracy consolidation problem of RF Prosecutor General's Office; RRI Department of the Interior; RF Criminal Investigation Department of the Interior / edited by A.Y. Suhareva, S.I.Girko. M.: Pub. «Ekzamen», 2007.
Penal code of Switzerland / Translation from german. A.V. Serebrennikova M.: Dialog-MSU, 2000.
Shapovalenko I.V. Age-related psychology and developmental psychology: manual for universities. M.: Gard-ariki, 2007.
Shashenkov A.A. Constitutionally-legal state of youth in the Russian Federation: thesis. candidate of law science. M., 2004.
http://www.consultant.ru/ - the official website of Consul-tantPlus company http://www.un.org/ru/ - the UN website www.eduhmao.ru - Khanty-Mansi Autonomous Area -Yugra data portal www.fadm.gov.ru - sport, tourism and youth politics of the RF website, youth politics federal agency www.gks.ru - state statistics Federal service website http://www.orenmin-mst.ru - youth politics management of Orenburg region youth politics, sport and tourism department