ВОЗРАСТ - ОСНОВНАЯ КООРДИНАТА ИССЛЕДОВАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
О.В. ГРИНИНА
Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения РУДН Москва. ¡17198, ул. Миклухо-Маклая, д. 8. Медицинский факультет
В статье дан анализ возрастных классификаций при изучении общественного здоровья. Определены критерии, возрастные классификации и социальные группировки в основных возрастных периодах жизни.
Совершенствование процессов управления здравоохранением, что является одной из важнейших задач в период реформирования, требует наиболее информированных данных о социально-гигиеническом состоянии здоровья населения.
Социально-гигиенический анализ общественного здоровья, здоровья отдельных групп населения, индивидов, включая оценки показателей, характеризующих непосредственно уровень здоровья, и показателей условий образа жизни в отдельных возрастных группах населения.
Одной из главных социально-гигиенических характеристик всего населения является его возрастная структура. Возраст - это основная координата при изучении здоровья любой общественной группы населения. Вне возрастного состава нельзя рассматривать ни заболеваемость, ни рождаемость, ни смертность населения, нельзя анализировать важнейшие социально-гигиенические показатели. Возраст является ориентиром, как в индивидуальном медицинском наблюдении, так и в социально-гигиенических исследованиях состояния здоровья населения. В разработке планов развития народного хозяйства, культуры и здравоохранения имеет большое значение знание возрастной структуры.
Классификация возрастов и определение возрастных групп населения определяется сущностью изучаемой проблемы. В демографии существуют самые разнообразные группировки возрастов. Общая и частная характеристики населения тесно связаны с возрастными показателями. При социально-гигиеническом изучении состояния здоровья любой социальной группы основой анализа является возрастная структура группы. Наиболее общим делением всего населения по возрасту является разделение на пять периодов: детский возраст, подростковый, юношеский, возраст зрелости и старость.
При определении возрастных групп в популяции для конкретных социально-гигие-нических исследований необходимо принять в основу классификации ряд критериев:
1 - анатомо-физиологические особенности роста и развития человека;
2 - особенность повозрастной патологии, т.е. наблюдавшиеся закономерности преимущественной распространенности отдельных заболеваний в определенных возрастных группах;
3 - возраст вступления в различные типы общественной групповой среды: воспитательные, учебные, производственные коллективы и др.;
4 - общность социальной роли и развития личности индивидуумов различных возрастных групп;
5 - необходимость дифференцированной системы социальных государственных мероприятий и видов медико-социальной помощи.
В основу любой группировки обычно должен быть положен принцип сходства признаков объекта, объединенных в одну группу, и принцип различия между группами.
Классификация - одна из первых и необходимых операций исследования, позволяющая правильно расчленить изучаемый предмет, выделить его существенные стороны и отношения.
Подход к классификации возрастов при выделении возрастных общественных групп в социально-гигиеническом плане изучения с развитием общества, с изменением социально-гигиенических условий, ведущих к изменению ряда социальных и медицинских характеристик одних и тех возрастных групп, не может быть стабильным даже в условиях одной общественно-экономической формации.
В социологической, демографической, экономической и социально-гигиенической литературе мы находим очень много возрастных классификаций населения. Самой общей классификацией является деление всего населения по возрасту на трудоспособное и нетрудоспособное, т.е. экономически активное и неактивное. Так, Б.Ц.Урланис предлагает следующую классификацию: дорабочий период: ясельный возраст до 2-х лет, дошкольный возраст 3-6 лет, школьный возраст 7-15 лет; рабочий период: юность 16-24 года, зрелость - 25-44 года, поздняя зрелость - 45-49 лет; послерабочий период: пожилой возраст 60-69 лет, ранняя старость 70-79 лет, глубокая старость 80 лет и более.
Рабочий возраст БД. Урланис условно подразделяет на три подпериода: первый под-период - годы учёбы и освоение профессии; второй подпериод - период наибольшей производительности; третий подпериод - снижение производительности.
Верхняя граница дорабочего возраста определяется законодательством той или иной страны. В нашей стране началом трудовой деятельности считается 16-летний возраст. В других странах вступление в трудовую жизнь начинается в более раннем возрасте. В США, Франции и ряде других стран этот возраст определяется 14 годами.
В связи с этим Р.Пресса делит всё экономически активное население на две группы -молодых (14-44 года) и среднего возраста (45 лет и старше) и считает, что экономически активное население отличается значительно большей однородностью и это не позволяет так резко разграничивать составляющие его группы. Речь, очевидно, идёт о возрастном, а не социальном разграничении.
Верхняя граница рабочего возраста определяется пенсионным законодательством страны. В России таким возрастом для основной массы населения, занятого в труде, является 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, некоторые категории трудящихся нашей страны имеют право на пенсию в более раннем возрасте.
В других странах для получения пенсии по старости предусмотрен более высокий возраст. В США пенсионный возраст для мужчин - 65 лет, для женщин - 62 года, в Нидерландах, Финляндии для мужчин и женщин - 65 лет, в Швеции - 67 лет, в Канаде, Ирландии и Норвегии для мужчин и женщин - 70 лет.
Таким образом, в нашей стране, согласно классификации Б.Ц.Урланиса, рабочий возраст длится 44 года для мужчин и 39 лет для женщин.
Условное разделение всей жизни человека на три периода - дорабочий, рабочий и послерабочий - имеет определенное социально-гигиеническое значение. Но в социально-гигиенических исследованиях необходимы другие, более детальные классификации при определении возрастных групп в общей совокупности населения, т.к. «на каждом возрасте жизни лежит печать для него лишь характерных, ему лишь свойственных черт, ни в ком, даже в жизни самого индивидуума, более не повторяющихся». Антенатальный, неонатальный и постнатальный периоды жизни, грудной, дошкольный, школьный возраст, возраст взрослого человека - все этапы, каждый из которых отличается своеобразием, требующим специальной программы конкретного исследования.
Выделение различных возрастных групп населения и установление классификации возрастов в медико-социальном плане необходимо для планирования здравоохранения, для разработки форм, методов и систем медицинского наблюдения, медицинской помощи, которые должны быть специфическими в каждой возрастной группе населения. Имея свои особенности физиологические, особенности роста и развития, особенности социальных условий жизни, каждой возрастной группе населения должны быть «поданы» свои определенные оптимальные социально-гигиенические условия «среды».
По отношению к каждой возрастной группе населения требуются свои определенные подходы и программы, методы изучения состояния здоровья.
Методы и программы исследования здоровья различных возрастных групп населения различны в основном потому, что, во-первых, не все известные показатели оценки уровня здоровья имеют одинаковую значимость в разных возрастных группах. Например, оценка физического развития выступает на первое место в группах детей, юношей, мо-
лодежи и не имеет первостепенного значения в оценке здоровья взрослых, пожилых и стариков. Во-вторых, интенсивность и физические особенности роста в различные возрастные периоды требуют включения в программы исследований тех или иных показателей, необходимых для правильной оценки здоровья каждой возрастной группы. Например, для правильной оценки здоровья подростков необходимо, наряду с показателями, применяемыми в оценке здоровья детей, включение в программу изучения такого важного показателя для этой группы, как уровень или степень полового развития. Для оценки здоровья молодежи наряду с показателями заболеваемости, физического развития и др., в программу комплексной характеристики необходимо включение такого важного социально-гигиенического показателя, как оценка сексуальных взаимоотношений.
Каждая возрастная груша, начиная с детского возраста, имеет свои характеристики, определяющиеся социальной ролью индивидуумов каждого возраста. Различная социальная значимость каждой возрастной группы в целом предъявляет свои требования к методам и программам изучения состояния здоровья. Подходы в определении здоровья даже одних и тех же возрастных групп населения различны в зависимости от конкретных социальных потребностей оценки. Например, при оценке здоровья юношей, поступающих в высшие учебные заведения, выдвигаются одни критерии, при оценке здоровья призывников при приеме в армию - другие; особые требования предъявляются при отборе рабочих тех же возрастных групп в каждой профессии и производстве.
В-третьих, при изучении состояния здоровья и условий жизни каждой возрастной группы требуются специфические приемы организации исследования, сбора информации об условиях жизни и общей социологической характеристике. В каждом возрасте человек располагает определенными возможностями участия в интервью, в заполнении анкеты и т.д., зависящими не только от возраста, но и от других социальных характеристик (образование, культура и пр.). Все эти моменты должны быть положены в основу выделения определенных возрастных групп для проведения конкретных социальногигиенических исследований.
Вопросы возрастной классификации издавна привлекали внимание медиков самых различных специальностей. Известный социал-гигиенист З.Г. Френкель, разрабатывающий проблемы долголетия, приводит ряд классификаций медиков и демографов, которые интересно рассмотреть для объяснения подхода к предлагаемой нами классификации. В приводимой им классификации возрастов французского физиолога 19 в. Флуран-са первое детство - до 9 лет; второе детство - 10-19 лет; первая молодость - 20-29 лет; вторая молодость - 30-39 лет; первый возраст возмужалости - 40-54 года; второй возраст возмужалости - 55-69 лет; первая старость - 70-84 года; вторая старость - 85-100 лет.
Наиболее близкими к социально-гигиеническим требованиям выделения возрастных групп являются классификации демографов. Например, предлагаемая американскими демографами: младенчество - 5-13 лет; юность, ранний рабочий возраст - 15-24 лет; главный рабочий возраст - 25-44 лет; средний возраст - 45-65 лет; ранний период ухода на покой - 6 5-74 лет; старость 75 и более. В основу демографических классификаций положен, главным образом, принцип определения трудовых ресурсов страны.
В социально-гигиенических исследованиях в связи с анализом дифференцированного медико-санитарного обслуживания молодых возрастов рекомендованы специальные группировки этих возрастов.
Известный специалист демографической статистики проф. А.И.Мерков выделяет следующие группировки ранних возрастов: грудные дети - 0-1 год; прочие дети: ясельного возраста - 1-3 года; дошкольного возраста - 4-6 лет; ранний школьный возраст - 7-10 лет; средний возраст - 11-13 лет; подростки - 14-17 лет; призывной (в армию) возраст - 18-19 лет.
А.О.Карницкий дает такую схему физиологических периодов для детей и юношей: 0-1 - грудномолочный возраст или младенческий; 1-4 - раннее детство; 4-7 - позднее детство; 7-11 - раннее отрочество; 11-14 - позднее отрочество; 14-17 - ранняя юность.
Г.А.Баткис считал, что «в развитии человека можно отметить, в основном, три принципиально различных периода жизни: внутриутробный период, грудной возраст и последующий период развития вплоть до возраста взрослого человека».
Социально-гигиенические исследования детей грудного возраста основаны на особых медицинских подходах и принципах выделения этого возраста в жизни человека. Г.А.Баткис при обосновании необходимости введения системы активного патронажа детей первого года жизни писал: «Имеет ли право грудной возраст быть выделенным среди других периодов жизни как особый возрастной период со своими анатомофизиологическими особенностями и, следовательно, своими особыми требованиями в вопросах гигиены, профилактики...? Мы отвечаем на этот вопрос, безусловно, утвердительно», и далее «.. .ребенок до 1 года от рождения (во всяком случае, до7-8 лет) отличается от ребенка 3 лет гораздо больше, чем ребенок 3 лет - от взрослого человека в 20 лет. Это отличие состоит, прежде всего, в способе существования грудного ребенка».
Грудной возраст при этом рассматривается как переходный возраст от внутриутробной жизни к самостоятельной жизни, т.к. жизнь ребенка первого года полностью определяется матерью: грудное вскармливание, поведение матери определяют здоровье ребенка. В связи с этим изучение состояния здоровья грудных детей в социальногигиенических исследованиях имеет свои особенности программы и методики.
В санитарно-статистических исследованиях различных социальных и возрастных групп населения применяются частные возрастные группировки по пятилетиям, десятилетиям. При изучении физического развития - годовые интервалы, при исследовании состояния здоровья детей могут быть приняты также годичные интервалы или месячные, недельные; при исследовании здоровья грудных детей - даже интервалы по дням (при изучении, например, смертности детей в родильных домах).
Деление возраста детства, подросткового возраста и юности представлено по-разному. Нет единого мнения в отношении сроков завершения роста человека, о чем свидетельствуют данные разных авторов, изучавших этот вопрос (табл. 1).
Таблица 1
Срок завершения роста человека (по данным разных авторов)
Автор Возраст в годах
муж. жен.
Ranke 23
Эрисман 27 23
Stratz 28 24
Fischer 21 20,6
Какой возраст считается подростковым? В определении его границ (табл. 2) мы находим различные градации. Наиболее распространенным определением этого возраста является определение как периода полового созревания, или пубертатного периода.
Время наступления периода полового созревания колеблется в широких пределах, т.к. на начало этого периода влияют пол, климатические условия, национальность, географическая среда, индивидуальные особенности, особенности питания и условий жизни, особенности воспитания и др.
«Нельзя не учитывать, что возраст паспортный и возраст биологический не всегда совпадают, в связи с чем некоторые авторы предлагают учитывать не только возраст жизни, но и возраст развития», С.М.Громбах.
А.Ф.Тур, давая периодизацию детского возраста, определяет период полового созревания у женщин от 13-14 лет до 18 лет, а у мужчин от 15-16 лет до 19-20 лет.
П.Н.Башкиров приводит градацию возраста, ссылаясь на исследования В.В.Бунака и Р.Мартина. В основу его группировки положены морфологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст, или период полового созревания, наступает у девочек в возрасте от 12-13 лет до 16 лет, у мальчиков - в возрасте от 13-14 лет до 17-18
лет. За подростковым возрастом по его периодизации следует юношеский возраст от 16 до2 5 лет у женщин иот17-18летдо26 лет - у мужчин.
М.А.Жуковский и А.Н.Усольцев приводят свою возрастную градацию подросткового возраста для девочек от 13-14 лет до 18 лет, у мальчиков от 15-16 лет до 19-20 лет.
Таблица 2
_______Определение подросткового возраста (по данным различных авторов)____
Автор классификации Девочки Мальчики
А.Ф. Тур от 13 до 18 лет от 15 до 20 лет
П.Н. Башкиров* от 12 до 16 лет от 13 до 18 лет
М.А. Жуковский и А.Н. Усольцев от 13-14 до 18 лет от 15-16 до 19-20 лет
Комитет экспертов ВОЗ от 10 до 12 лет
Примечание: * за подростковым возрастом по этой классификации следует юношеский возраст от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин.
Установление границ детского и подросткового возраста различно в биологическом и социальном смысле, и в литературе как биологической, так и в социологической разными авторами трактуется по-разному. Группировки этих возрастов в социальногигиенических исследованиях определяются социальной политикой государства.
В разработке конкретных оздоровительных социальных и медицинских мероприятий требуется проведение социально-гигиенических исследований детей и молодежи с учетом различий условий труда, быта учебы и других особенностей жизни.
Социально-гигиенические изучения детей и молодежи основываются на том, что разделение детства на периоды выдвигается требованиями различных подходов к воспитанию на каждом отрезке детства, различных подходов, в связи с этим, к построению системы социального и медико-профилактического обслуживания и гигиеническому нормированию в возрастном разрезе в целом.
В основе периодизации всего процесса роста и развития лежат, прежде всего, гисто-морфологические и функциональные особенности каждого возрастного этапа развития детей. Этому вопросу посвящено множество работ представителей самых различных специальностей - физиологов, морфологов, анатомов, антропологов и др. Н.П.Гундобин,
В.Г. Штефко, А.И. Струков, О.П. Григорьева, В.И. Пузик, Ф.Е. Агейченко, Л.И. Вишневецкая, П.П. Блонский, Е.А. Аркин, и др. в своих работах показали сущность и особенности процессов роста и развития на различных возрастных этапах детства.
Эти процессы преобладания роста или развития и дифференцировки чередуются последовательно и тем самым определяют, в значительной степени, имеющиеся и наблюдаемые нами возрастные различия.
В возрасте до 1 года отмечается значительное преобладание процессов роста над процессами дифференцировки; от 1 года до 3 лет - процессы дифференцировки преобладают над процессами роста; от 3 до 7 лет - опять наступает преобладание роста; от 7 до 12 лет - преобладает дифференцировочные процессы развития и после 12 лет отмечаются интенсивные процессы роста. В соответствии с периодизацией процессов роста и дифференцировки происходят соответствующие сложные функциональные изменения различных органов и систем в каждом периоде детства.
Все это лежит в основе изучения состояния здоровья детей различных возрастных групп, в особенности физического развития, установления нормативов в соотношении отдельных показателей физического развития роста и веса, роста и окружности грудной клетки, установления соотношений между физическим развитием и состоянием здоровья.
Вместе с тем при постановке социально-гигиенических исследований состояния здоровья различных возрастных групп детей необходимо учитывать не только биологические закономерности роста и развития, но и влияние на эти процессы условий жизни и
воспитания каждой возрастной группы, зависящих, прежде всего, от социально-экономических условий общества в целом, от принадлежности каждой группы к тому или другому социальному слою общества, к той или иной конкретной окружающей социальной среде. Весь комплекс факторов окружающей ребенка социальной среды определяется, прежде всего, условиями воспитания с первых лет жизни; условиями жизни семьи, условиями коллективного воспитания и учебы, условиями ближайшего окружения ребенка, влияющими на развитие и формирование личности.
Изучение всех факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и формирование личности ребенка, определяющих состояние здоровья в широком социальном плане возможно путем анализа различных детских возрастных групп только в разрезе социальной дифференциации внутри каждой из них.
Различные условия воспитания детей, начиная с грудного возраста в зависимости от того воспитывается ли ребенок только в семье или одновременно посещает ясли-сад; или полностью воспитывается в доме ребенка, детском доме, школе-интернате требуют при постановке социально-гигиенических исследований своих специфических программ изучения.
Современное российское законодательство считает подростками и предоставляет различные трудовые льготы лицам в возрасте от И до 18 лет, а по некоторым профессиям до 20 лет.
Конечно, возраст, дающий право на льготы, не полностью совпадает с подростковым возрастом и отражает не столько научные представления о возрасте, сколько социальные завоевания. 18 лет - это граница условная.
Так, С.М. Тромбах писал: «Истинная верхняя возрастная граница изучаемых нашей наукой контингентов (гигиеной детей и подростков) должна, по-видимому, независимо от законодательного и социального определения понятия «подросток», исходить из биологического понятия о процессе роста и развития организма и определяться моментом завершения этого процесса».
Постепенное повышение возраста, дающего право на льготы, отражает стремление приблизить его границы к границе возрастного развития, которое не кончается в 18 лет.
Таким образом, в связи с социальными запросами и необходимостью постановки конкретных социально-гигиенических изучений здоровья населения мы предлагаем выделить следующие общественные группы, исходя из возрастного деления всего населения: дети - от 0 до 13 лет; подростки - от 14 до 18 лет; молодежь - от 19 до 25 лет; средний рабочий возраст - от 26 до 44 лет; старший рабочий возраст - от 45 до 60 лет; пожилые - от 61 до 75 лет; старики - от 76 до 89 лет; долгожители - 90 лет и старше.
При этом учитывались не только физиологические и психологические критерии, но и воздействие социальных факторов.
Каждая возрастная группа, начиная с детского возраста, и до долгожителей имеет свои характеристики, определяющиеся социальной ролью индивидуумов каждого возраста.
Возрастные и социальные группы как объекты при изучении общественного здоровья
Воспитывающиеся полностью в семье, яслях-садах и семье, домах-ребенка.
Сельских и городских школ, специальных школ (художественных, математических и других), школ-ин-тернатов
Рабочие подростки, подростки ПТУ, подростки-школьники, учащиеся военных училищ, средних
Дети ясельного возраста, дошкольники
Дети 7-13 лет школьники Подростки 14-18 лет
специальных учебных заведений.
Молодежь 19-25 лет Работающая молодежь, студенты.
Средний и старший рабо- Рабочие и служащие фабрик и заводов, предприятий,
чий возраст мужчин 26- организаций и фирм, рабочие и служащие службы
60 лет и женщин 26-55 лет сбыта, рабочие и служащие транспорта и связи, ра-
бочие и служащие промыслов (лесозаготовок, рыболовства и др.)
Сельскохозяйственные рабочие, военнослужащие, работники научно-исследовательских институтов и учреждений, работники медицинских учреждений и просвещения, работники искусства, домохозяйки и неработающие группы, безработные мигранты.
Работающие, неработающие.
По географическим районам.
Литература
1. Гринина О.В., Паначина ММ. Методы и методики социально гигиенических исследований. - М.: РУДН. -
1986;
2. Урланис Б.Ц. История одного поколения (социально-демографический очерк).- М. - 1968;
3. Френкель З.Г. Удлинение жизни и деятельная старость. - М., 1949;
4. Мерков Л.М. Демографическая статистика. - М.,1965;
5. Карницкий А.О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). - Баку,
1927;
6. Баткис Г.А.О Дальнейшем развитии активного патронажа в системе объединенной детской больницы //
Педиатрия. 1950, 5, с.51-66;
7. Тромбах С.М. Гигиена детей и подростков. - М.,1966;
8. ТурА.Ф. Руководство попедиатрии. -М.,1960. -I;
9. Жуковский М.А., Усольцев А.Н. Физиология пубертатного периода. В кн. Многотомное руководство по
педиатрии. - М. - 1965. -8;
10. Башкиров ПЛ. Подростковый возраст. БМЭ. - М. -1962. -1, с.968.
AGE - THE MAIN CHARACTERISTIC OF RESEARCHES JF INDIVIDUAL AND PUBLIC HTALTH
O.V. GRININA
Department of hygiene, public health and public health services RPFU. Moscow. 117198,
M-Maklaya st 8. Medical faculty
Age classification analysis is given in this article within the study of the public health.
The criterions of the age classifications and social groups in the contexts of the main age periods of life are also determined in it.
Пожилые 61-75 лет Старики 76-89 лет
Долгожители 90 лет и старше.