Научная статья на тему 'Использование воздействия на студентов медицинского вуза поэтических образов в качестве дополнительной методики преподавания клинической дисциплины'

Использование воздействия на студентов медицинского вуза поэтических образов в качестве дополнительной методики преподавания клинической дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ВОВЛЕЧЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПОЭЗИЮ / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТРАКТОВКЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. / THE DYNAMICS OF ACADEMIC PERFORMANCE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS / STUDENT INVOLVEMENT IN POETRY / POETIC IMAGES IN THE INTERPRETATION OF THE MAIN PROVISIONS OF THE CLINICAL DISCIPLINE / THE PRODUCTIVITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Александр Николаевич

Обсуждены возможные влияния поэзии на учебный процесс в контексте разных сторон современного образования. С целью определения значимости стихотворных образов в обучении студентов медицинского вуза изучена динамика успеваемости 58 студентов, из которых 27 (46,6%) за время изучения раздела клинической дисциплины не знакомились с её стихотворной образной интерпретацией, а 31 (53,4%) в тех же временных рамках, а затем и во время изучения следующего раздела при освоении той же дисциплины познакомились с затрагивающими его базовые понятия художественными стихотворными переложениями. Обнаружено благоприятное влияние (с р < 0,05) на показатели успеваемости студентов медицинского вуза их вовлечение в поэзию, основанную на учебном материале – в дополнение к традиционному изучению предмета на профильной медицинской кафедре. Отмечено, что с увеличением степени их вовлечённости в поэтические образы продуктивность учебного процесса возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the impact of poetic images on students of a medical university as an additional method of teaching a clinical discipline

The possible influences of poetry on the educational process in the context of different aspects of modern education are discussed. In order to determine the importance of poetic images in the teaching of medical university students, the dynamics of academic performance of 58 students was studied, of which 27 (46.6%) did not get acquainted with its poetic figurative interpretation during the study of the section of the clinical discipline, and 31 (53.4%) in the same time frame, and then during the study of the next section when mastering In the same discipline, they got acquainted with artistic poetic arrangements affecting his basic concepts. A favorable effect (with p < 0.05) on the academic performance of medical university students was found to be their involvement in poetry based on educational material – in addition to the traditional study of the subject at the specialized medical department. It is noted that with an increase in the degree of their involvement in poetic images, the productivity of the educational process increases.

Текст научной работы на тему «Использование воздействия на студентов медицинского вуза поэтических образов в качестве дополнительной методики преподавания клинической дисциплины»

УДК 378.147

А. Н. Зайцев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

В КАЧЕСТВЕДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. В настоящее время рекомендуется и используется большое количество различных методик. Преподаватели не должны отставать от использования новых образовательных технологий [ 1]. Ряд их направлен, в частности, на создание эмоционального фона, способствующего учёбе или преподаванию посредством обострения желания учиться либо обучать, что, на наш взгляд, заслуживает положительной оценки, даже если они более значимы для эмоционального настроя и идейной составляющей самого педагога [2]. Стихотворные образы, обладающие филологической привлекательностью, способны создавать такой же благоприятный для учебного процесса фон.

Поэзия (в виде прослушивания, чтения или написания стихотворений) как одна из методик теоретической подготовки (может также использоваться и в условиях практического занятия — в зависимости от содержания стихотворения — в случае описания в нём последовательности или особенностей действий во время практической под-

готовки студентов) редко присутствует в общей массе учебного процесса. Мы знаем единичные её применения в медицинских вузах за десятилетие. При этом она не является уникальной, может быть инструментом разных (относительно их возраста, учебной дисциплины) преподавателей.

Нами было проведено исследование, актуальностью которого явилось следующее. От успеваемости студентов медицинского вуза зависят знания будущих врачей — клинических ординаторов, которые, по нашему опыту, не всегда содержат объёмные алгоритмические, патогенетические составляющие разных разделов медицины.

Обозначенная перед исследованием цель — определить значимость образного, ассоциативного мышления, создаваемого у студентов через использование стихотворений, описывающих основные положения изучаемой клинической дисциплины.

Материалы и методы. На клинической кафедре изучена динамика успеваемости 58 студентов, из которых 27 (46,6%) за время изуче-

ния раздела клинической дисциплины не знакомились с её стихотворной образной интерпретацией, а 31 (53,4%) в тех же временных рамках, а затем и во время освоения следующего раздела той же дисциплины познакомились с затрагивающими их основные базовые понятия художественными стихотворными переложениями. Предлагаемые студентам стихотворения, по их мнению, и по мнению нескольких преподавателей кафедры, были написаны логично, в соответствии с правилами русского стихосложения. Обе группы студентов имели одинаковый усреднённый первоначальный уровень успеваемости.

Результаты и обсуждение. Результаты контрольных устного опроса и тестирования студентов первой из выше отмеченных группы оказались ниже (обще количество набранных всеми студентами этой группы оценочных баллов — 106) по сравнению с результатами двух аналогичных контрольных оценок полученных знаний во второй студенческой группе (общее количество баллов через тот же временной интервал, включавший одинаковое с проведёнными со студентами первой группы занятий стандартной продолжительности и одним и тем же преподавателем — 141, а позже, после изучения следующего предметного раздела, в котором также звучали поэтические строчки, касающиеся учебной дисциплины — 149). Средний балловый показатель при этом составил в первой группе — 3,9, во

второй группе — 4,5 (его превышение по сравнению с первой группой при синхронной оценке знаний — на 0,6 (или 12% от максимального балла, равного 5) — при максимальном общем количестве баллов в их совокупности в обеих группах при однократной оценке успеваемости — 290).

Студенты отмечали возникновение в их восприятии ассоциативных, объёмных образных связей между объектами учебной дисциплины и простыми, знакомыми им и, вероятно, каждому современному, с обычным умственным развитием в объёме программы средней школы человеку предметами, понятиями. При этом объекты изучения (термины, понятия и объекты этиологии и патогенеза заболеваний, различные этапы и элементы их диагностики) лучше представлялись студентам как в двойном голографическом снимке, развёртывание которого начинается с поэтического образа и плавно переходит в ассоциированный с ним предмет учебного рассмотрения.

Наш опыт показал, что рассматриваемая методика не может являться единственной и основной при подаче студентам теоретического материала по какой-либо учебной дисциплине, но помогает студентам образно представить освоенные в виде текста и на схемах теоретические данные.

Разнообразя представление познаваемой студентами информации, она может в какой-то степени исключить «окостенение» в ре-

зультате многократного повторения этой информации, упоминаемого в учебном пособии Н. В. Кудрявой с соавторами [3]. Использование поэтических текстов укладывается в представление о педагогике как о науке, соприкоснувшейся с душой и обретающей силу искусства [4]. Не даром мышление Ренессанса было возвышенно-поэтическим [5]. Возможно, более простое, состоящее иногда из лучше понимаемых образов объяснение некоторых сложных учебных вопросов наилучшим образом применимо к системе специального образования, распространяемого и на высшую школу [6].

На наш взгляд, стихотворения могут дополнять список условно выделяемых блоков социально-психологических детерминант мотивации обучения в медицинском вузе [7]. При создании поэтических образов, как и при проектировании образовательной программы [8], вероятно, преподаватели могут использовать богатство русского языка, синонимы ряда научных понятий. Общее вдохновение при создании стихотворений может подкреплять педагогическое вдохновение, обозначившее тематику конкурса, упоминаемого С. П. Потаниным [9]. Поэзия в преподавательских руках позволяет преподавателю выполнять одну из своих задач — стимулировать учебно-познавательную активность студентов [10].

Стихи могут повышать мотивацию педагога, так как вносят художественный компонент в его рабо-

ту, тем самым обеспечивая преодоление одного из труднорешае-мых, по мнению С. И. Назаровой [11] действий в оптимизации подготовки педагогических кадров в условиях ускоренного технологического развития общества. Тем же автором указано [там же] на неблагоприятное влияние духовного кризиса на профессиональное образование преподавателя. Это влияние, вероятно, также может быть уменьшено непосредственной работой преподавателя с духовной, обеспечиваемой, в частности, поэзией, составляющей его рабочего процесса. В настоящее время немалое внимание уделяется профилактике синдрома профессионального выгорания среди педагогов [12—13], в которой, вероятно, есть место и поэтическому фактору регулирования психоэмоционального состояния преподавателя.

Признано, что современная лекция в медицинском вузе — это внедрение новых форм и методов образовательных технологий [14]. Использование поэзии в этом аспекте можно отнести к информационно-коммуникационным технологиям, что иногда, при своей информационной насыщенности, способствует повышению качества демонстрации учебного материала.

Взаимоотношения преподавателя с обучающимися и их удовлетворённость процессом обучения учитывается исследователями [15] в качестве наиболее весомого фактора среди ценностных компонентов удовлетворённости педаго-

га его профессиональной жизнью. На наш взгляд умелое добавление в неё поэтической «изюминки» может способствовать улучшению показателей такого фактора. Хорошие авторские стихи могут придавать обучающему чувство уверенности в себе (которое упоминается среди характеристик современного педагога медицинского вуза в работе И. В. Тельнюк и В. А. Худик [16]) через вызов ответной психологической реакции восхищения, поддержки у студентов.

Настоящая поэзия — это, несомненно, творчество, хоть и не имеющее непосредственное отношение к медицине. А потому она, несомненно, может формировать и развивать творческую личность, особенно если преподаватель не только читает студентам стихи, но и просит обучающихся (стараясь при этом чрезмерно не перегружать и не отвлекать их от основного освоения ими профессиональной дисциплины) в качестве интеллектуальной разминки или перерыва самим составить простые короткие стихотворения по изучаемому предмету. Здесь мы согласны с мнением авторов, на которых ссылается С. И. Назарова [17], о том, что творческая деятельность приводит к высшей концентрации духовных сил, выводя личность на уровень сверхсознания и о том, что целесообразен полихудожественный подход к воспитанию и развитию личности. Учителями во многом определяется нравственный мир Человека [18], в формировании которого хоть какую-то роль

можно отвести поэзии. На службе воспитательной работы может, как показал ряд авторов [19], состоять даже математика, которая, на наш взгляд, в большей степени отдалена от основного воспитания по сравнению с поэзией.

Стихи являются одним из составных компонентов песен, а поднимавшим военный дух песням даже поставлены памятники [20]. Однако, стихотворения ведь могут поднимать, обострять не только духовность военнослужащих и других участников боевых действий, но и участников образовательного процесса.

На наш взгляд, обращение к поэтическим образам может способствовать процессу формирования культуры корпоративного благополучия, рассматривавшейся Г. А. Вол-ковицкой [21]. Психологическое благополучие, признанное одним из критериев оценки качества здоровья [22], иногда может поддерживаться красивыми, приятными строчками.

Воздействие на человека стихотворения — одна из сторон психического аспекта его жизни, которая во многих отношениях взаимосвязана с её не мало важным физическим аспектом [23—24], что может указывать и на значимость стиха в последнем.

Управление качеством жизни личности (как преподавателя, так и студента) — важная задача в современных условиях её существования, а именно в условиях неопределённости и рисков [25]. Её решению в какой-то степени мо-

жет способствовать поэтическая добавка к системной модели каче-стважизни.

Известно о значительном напряжении абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вуз [26], которое в вузе может быть частично снято погружением в психологически приятную, но вместе с тем и полезную в обучении поэзию.

Здесь можно отметить такой нюанс как отношения со временем, при этом можно вспомнить следующие авторские строки:

Зависит время не от нас,

Рабов минутных дел.

Нам не подвластен даже час.

Таков людской удел.

Ряд современных публикаций направлен на помощь студентам медицинского вуза в понимании сложного теоретического материала [27], чему могут в числе прочего способствовать его стихотворные переложения.

В целом в современной педагогике часто используются расслабление и включение, позволяющие обучающемуся переключаться с одного образовательного процесса на другой [28], а поэтические отступления можно считать одними из инструментов такого переключения. Поэзия создаёт паузу в психологически более «сухой», то есть менее эмоциональной подаче учебного материала и одновременно с получением художественных образов, в какой-то степени, возможно, обобщающих материал и представляющих его с позиции

простой, доступной каждому его трактовки, позволяет студентам, а также и преподавателю (который тоже — человек с его физическими возможностями) в какой-то степени отдохнуть (как при переключении на более приятный в восприятии художественный элемент окружающего мира).

Она также является неутомительным повтором учебного материала, уже рассмотренного студентами в другом виде (в виде текста, схем и т. п.), а потому способствует не только образной переработке и через неё частично более упрощённому, однако при этом более эмоциональному пониманию предметных выкладок, но и запоминанию через включение дополнительной, образной составляющей процесса запоминания (память человека, как известно, «записывает» и затем «воспроизводит» информацию по типу голографического снимка, который в своём обобщённом виде при полной его развёрстке является образом чего-либо).

Стихотворное произведение может быть выведено преподавателем во время его прочтения им на экран преподавательского монитора, видимого студентам и, таким образом, может оказывать воздействие на студенческую память не только через слуховой, но и через зрительный анализатор, усиливая запоминание ключевых моментов, отражённыхв стихе.

Не мало важно и то, что данная методика вызывает более уважительное отношение студентов к

преподавателю через возникающее у них ощущение большей интеллектуальной развитости данного преподавателя, чем им казалось ранее. Она демонстрирует студентам неформальное, заинтересованное отношение преподавателя к его учебному предмету и к преподавательской деятельности.

Параллельно с освоением основной дисциплины — при достаточно высоком качестве стихосложения (при традиционном написании стиха — с соблюдением размерности, рифм и т. п.) — рассматриваемая методика является, наряду с прочтением студентами других художественных произведений, а также с посещением различных музеев и выставок, кинопоказов, одним из факторов воздействия на студента культурной составляющей современного общества.

Через интересные стихи на занятиях можно направлять студентов к поэтическому чтению в досу-говое время, на актуализирован -ность личностных проблем при поиске путей эффективного использования которого указывают В. А. Худик с соавторами [29].

В отношении методики подачи стиха, на наш взгляд, целесообразно ориентироваться на следующее. Он может быть прочитан в завершении занятия как художественное переосмысление серьёзно представленного на занятии материала; может обобщать не всё занятие, а лишь его фрагмент и читаться в середине занятия или его части, являясь психологической

разминкой или символизируя интеллектуальный отдых, переключая сознание студентов на художественный уровень; может быть прочитано в начале следующего занятия, когда кто-то из студентов опаздывает, но его присутствие целесообразно при освоении нового учебного материала — при этом стихотворение позволяет вспомнить какие-то вехи учебных данных, полученных на прошлых занятиях, подкрепляя их интеллектуально сухой образ художественной картиной, обостряющей восприятие учебного материала в его совокупности, создавая гротесковые взаимосвязи в глубинах подсознательного усвоения учебной дисциплины.

Рекомендовавшееся ранее для научной работы [30] и, конечно же, важное в педагогическом процессе стремление к точному и осмысленному описанию, к оправданному обращению к образам, к тому, чтобы фраза сразу была понята правильно — характерно для многих ёмких стихотворений. Потому рассмотрение их использования не только в обычном учебном процессе, но и даже на заседаниях студенческих научных обществ представляется нам заслуживающим внимание педагогической науки.

Проиллюстрируем создание у обучающихся на клинических кафедрах ряда запоминающихся или позволяющих развивать ассоциативное мышление образов на примере нескольких стихотворений, созданных нами и используемых в преподавательской практике.

Первое занятие на кафедре патофизиологии вводит в понимание основного содержания, задач изучаемой дисциплины, её исторического аспекта, которые могут быть выражены следующими стихотворными строчками:

Российская «школа» — Пашутин. Задачи предмета-то в чём? К причинам болезней подступим, Развитие будет «при чём»!... Законы для органов и для систем Рассмотрим и даже проверим. Ведь эксперимент обязателен — с тем, Чему мы по клинике верим... Здесь мы солидарны с Бернаром, Хоть Вирхова всё ж не забудем. Селье вспоминаем — не даром, В сетях адаптации будем. Мы знаем почёт персоналий, Предикции; персипативность. И знаем, огромных регалий В зачёт соберёт превентивность. Латентность, продрома, разгары, Исход ожидают болезни. Критичности взвесим удары, Ремиссии — будьте любезны. Да ждать ли, увы, рецидива, Не выйдет ли в мир коморбидность Иль, может быть, полиморбидность — Что нынче, к несчастью, не диво!

Возможные локальность и системность патологических процессов могут быть представлены применительно к их представителям следующим образом:

Хронический, острый процессы Сияютлокально, системно. Бывают такие, чьи пьесы — В афишах всечастно, настенно. Таков воспаления образ, Тромбоз же локальный — част в остром.

Ждёт опухоль длительный возглас, А стресс — они остр и в неостром.

При повторении реактивности организма, на наш взгляд, допустима следующая поэтическая пауза:

Мы вспомним и гиперэргию И гипо- в ряду реактивном, Активность, пассивность, другие Явления дел не наивных.

Занятие по гиперемии и ишемии может заинтересовать студентов следующими образами:

Гиперемия и ишемия — В периферии столпы передряг. Первой — артерии отдано имя, Что в воспалении — в венную бряк. В физиологии — функциональна, Если повышена функция вдруг, Но и при этом — пропорциональна Силе воздействий — спасательный круг. При патологии же — не зависит, Хоть и защитой является то ж: Нормам перфузий отказано в виде, Всплеск окисления видится всё ж. Главный в генезе — тот тонус, что снижен У артериол и сфинктеров «до»... Крови приток, что усилился, движет Всплеск капилляров в числе — после «до»...

Гидростатически — возглас давленья В них же (как в сломе оттока из вен). Их расширение — тождество рвенья, Но наполнение кровью — нес вен. Да градиент — он отличен, повышен Между давлений артерий и вен, Линеобъёмная скорость, то ж, выше, А при венозной г/емии — нес тем. Оксигенация, там — гипоксия -Значит, что там налицо цианоз. Рост и фильтрации, лимфатрексии, Там же он — снижен, отёк — меж угроз.

Разговор о нарушениях периферического кровообращения и микроциркуляции может сопровождаться следующим стихотворением:

Средь механизмов учтём нейроген-ный,

Нейротонический, то есть, учтём. Паралитический и миогенный -Всё, что в учебнике новом прочтём. Вспомнится пусть и симпат-медиатор: Нор- с окончанием «адреналин». Он-то, отнюдь, не вазодилататор, В коих сияет ацетилхолин. Нужен рецептор им мышцы сосуда, Что не для «уст» гуморальных веществ,

Где цэ о два иэно — их «запруда» -Это пэ аш или калия квест. Действие их — через сам эндотелий, Что производит, как фирма, эн о. Эндотелии — ближе всех к своей цели, «Первый» — поэтому цифра его.

Образная картина может быть дополнена иногда вызывающим у студентов затруднения в своём понимании понятием «напряжение сдвига» и в целом продолжением обсуждения периферического кровообращения, микроциркуляции:

Вспомнится нам напряжение сдвига -Трения крови о стенки конфликт. Механодатчиков бойкая лига Сдвиг повышает и держит вердикт: Большая скорость — и больше продукт Тех, кто расширит просветы сосуда, Вязкая кровь — кто к сосуду придут? Сдвиг — он обратный диаметру всюду. Нейротонически стыд возникает. Нейропептиды бывают «при том» -Если в работе иммунные «знаки»

Или же тучные клетки «при чём». Гиперемия венозная, знаем, Может подкинуть сосудистый тромб, Может компрессия, гемодинамик Сбой — венноклапанный сбой катакомб.

Эхографические исследования опухолей мягких тканей можно познавать, используя в качестве дополнения к основному учебному материалу следующие поэтические образы:

Встречает мысли эхогенность, Что в мире Троице сродни. Затем — структуры одномерность. И скажем контуру: веди! Сиянье эхоусиленья И отраженья волшебство — На жидкость, на обызвествленья Укажут — словно Божество. Десмоид — низкоэхогенный И отражающий сигнал — Эластожёсткостью отменной Эластоконтур чётко дал. Липомы гиперэхогенность, И бледный нрав липосарком, Да кист скупая эхобедность — Разнообразят дифф. УЗ-ком. Липосаркому от липомы Сосуды, жёсткость отличат, А ободок и длинность формы — Из нерва бяку обличат. Хрящ обожает в чреве известь, Которой также не чужды Сосуд и кровь, что вдруг излилась Без организменной нужды.

А как часто выглядит рак молочной железы в обычном серош-кальной ультразвуковом изображении? — как «чёрный паук»! Сразу в голове возникают следующие слова:

Трансдюссер сдвигая нежнее, Исследовать надо смелей Железистые параллели, Сплетенья фиброзных тяжей. И помнить, чем орган моложе -Тем лучше проводится звук, Что узел в железистом ложе Заметен как чёрный паук.

В заключении нашего обсуждения добавим, что стихотворные обобщения могут украсить выставочное продвижение университета как центра инновационных образовательных услуг, отдельно рассматриваемого рядом исследователей [31].

Выводы. Исследование показало благоприятное влияние (с р < 0,05) на показатели успеваемости студентов медицинского вуза их вовлечённости в поэтические образы, художественно трактующие основные положения изучаемого клинического предмета. Таким образом, использование в качестве дополнительной методики обуче-

ния ориентированной на клиническую дисциплину поэзии способствует повышению уровня знаний — прежде всего, через возникновение ассоциативных, объёмно воспринимаемых студентами образных связей между объектами учебной дисциплины и простыми, знакомыми каждому современному человеку предметами, понятиями, а также через психологическую разгрузку — отдых (или творческую паузу) на учебном занятии. Кроме того, поэтическая составляющая в преподавании позволяет утвердить или поднять уровень преподавателя в глазах студентов, при этом опосредованно также влияя на качество усвоения учебного материала через увеличение степени доверия к преподавателю. Продуктивность учебного процесса при использовании логично, в соответствии с правилами стихосложения написанных стихотворений в целом возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Харден Р. М., Кросби Дж. Руководство АМЕЕ № 20: Хороший преподаватель — больше, чем лектор. 12 ролей преподавателя / Пер. с англ. [Под ред. И. Г. Никитина] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 4(10). С. 27-51.

2. Макаренко Я. А. Геймификация и нарративные практики в современном образовании // Котоп, 2022. № 3-4 (3). С. 88-97.

3. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С., Смирнова Н. Б.,

Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под ред. Н. Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 304 с.

4. Занимательная педагогика / Составитель и предисловие А. К. Мын-баевой. Алматы, 2007. 102 с.

5. Бадзев К. Д., Иванов С. Г., Мов-сисян Л. А. Философские предпосылки медицины эпохи возрождения // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 2 (6). С. 5-14.

6. Смирнова Л. В. Специальное образование. Работа над ошибками // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 5-17.

7. Худик В. А., Тельнюк И. В. Изучение роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения студентов медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 32-47.

8. Тельнюк И. В., Козлов А. В., Логинова О. Б. Этимологические подходы к пониманию формирующихся профессиональных компетенций у будущих врачей Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 11-23.

9. Потанин С. П. Сборка модели педагогики нестабильности // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 1 (5). С. 5-12.

10. Зотова Т. Б., Лобажевич В. В., Морозов Б. В. Методическое сопровождение учебной дисциплины «психология и педагогика» в системе подготовки специалистов здравоохранения // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 43-57.

11. Назарова С. И. Оптимизация подготовки педагогических кадров в условиях ускоренного технологического развития общества // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 5-10.

12. Козлова С. Н., Тельнюк И. В., Худик В. А., Краснов А. А., Синен-чинко А. Г. Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 77-86.

13. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности подготовки и защиты курсовой работы по программе повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» (на материале проектных исследований в области педагогики и психологии высшего медицинского образования) // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 21-28.

14. Ткаченко Т. Б., Солдатова Л. Н., Иванова Е. А., Бахтин М. А. Почему пустеют лекционные аудитории? Постковидная лекция — какая она? // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 1 (5). С. 15-21.

15. Петрова О. С. Повышение качества трудовой жизни педагога высшего учебного заведения средствами внедрения деловой оценки научно-педагогического профиля // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 29-34.

16. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности организации учебно-методической работы в современных условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2 (2). С. 38-46.

17. Назарова С. И. Формирование и развитие творческой личности в современном процессе обучения // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 1 (1). С. 5-13.

18. Худик В. А. К вопросу о социальной «дегенерации» управленческого аппарата в научно-образовательной деятельности учебного заведения высшего звена // Вестник Санкт-Петербургского научно-иссле -довательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 5-10.

19. Лукашкин С. С., Скоробога-това Е. И., Козлов Н. О. Математика на службе воспитательной работы (на примере урока «Итоги Великой Отечественной войны») // Вестник Санкт-Петербургского научно-иссле -довательского института педагогики и психологии высшего образования.

2022. № 1 (1). С. 87-91.

20. Изотова И. А., Кузнецова А. А., Макаренкова Е. В., Скородумов А. А. Военно-исторические памятники и уличные городские скульптуры военной и исторической тематики как важные ресурсы патриотического воспитания и факторы мотивации к самостоятельному изучению истории нашей страны // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования.

2023. № 2 (6). С. 15-23.

21. Волковицкая Г. А WELLBEING -красивое слово или корпоративная необходимость // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 58-63.

22. Гущина И. А. Компонент здоровья в управлении человеческим

капиталом вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 73-76.

23. Филина В. С. Управление качеством своей жизни в эпоху цифровой глобализации и трансформации // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Мельников В. Л., Медресов Б. А. Здоровье человека как показатель его физической подготовленности // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 52-57.

25. Федорова А. В., ЦелуйкинаТ. Г. Управление качеством жизни личности в условиях высокой неопределённости и рисков // Вестник Санкт-Петер бургского научно-иссле -довательского института педагогики и психологии высшего образования.

2022. № 4 (4). С. 48-60.

26. Морозова Н. П. Отношение к высшему образованию и про-фессональному самоопределению у вчерашних школьников // Вестник Санкт-Петер бургского научно-иссле -довательского института педагогики и психологии высшего образования.

2023. № 3 (7). С. 48-52.

27. Маслов В. В., Маслова Т. В., Осипова В. А., Останина О. Н. Трудности подготовки врачей стоматологов по современной программе и попытки их преодоления // Вестник Санкт-Петер бургского научно-иссле -довательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 2 (6). С. 36-42.

28. Белоусова М. С. Современное качество образовательной жизни че-

рез расслабление и включение в педагогический процесс детей и взрослых // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 41-47.

29. Худик В. А., Козлов А. В., Тель-нюк И. В., Морозов Б. В., Лобажевич В. В., Логинова О. Б., Кавдангалиева М. И., Зотова Т. Б. Детерминированность учебной мотивации на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института

педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 17-31.

30. Письма о добром и прекрасном / Сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. М.: Дет. лит., 1985.63 с.

31. Гараганов А. В., Этова А. Д. Выставочное продвижение университета как центра инновационных образовательных услуг // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 74-79.

REFERENCES

1. Harden R. M., Crosby J. AMEE Guide No. 20: A good teacher is more than a lecturer. 12 roles of a teacher / Translated from English. [Edited by I. G. Nikitin] // Medical education and professional development. 2012. No. 4 (10). P. 27-51. (InRuss.).

2. Makarenko Ya. A. Gamification and narrative practices in modern education // Koinon, 2022. No. 3-4 (3). P. 88-97. (In Russ.).

3. Kudryavaya N. Y, Ukolova E. M., Molchanov A. S., Smirnova N. B., Zo-rin K. Y. Doctor-teacher in a changing world: traditions and innovations / Edited by N. D. Yushchuk. M.: GO VUNMC of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2001. 304p. (In Russ.).

4. Entertaining pedagogy / Compiled and foreword by A. K. Mynbaeva. Almaty, 2007. 102 p. In Kazakhstan

5. Badzev K. D., Ivanov S. G., Movsisyan L. A. Philosophical prerequisites of Renaissance medicine // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 2 (6). P. 5-14. (InRuss.).

6. Smirnova L. Y. Special education. Work on mistakes // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 5-17. (In Russ.).

7. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Studying the role of socio-psychological determinants in the motivation of medical university students // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 32-47. (In Russ.).

8. Telnyuk I. Y., Kozlov A.Y., Logino-va O. B. Etymological approaches to understanding the emerging professional competencies of future doctors Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 11-23. (In Russ.).

9. Potanin S. P. Assembling a model of pedagogy of instability // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 1 (5). P. 5-12. (In Russ.).

10. Zotova T. B., Lobazhevich Y. V., Morozov B. Y. Methodological support of the academic discipline "psychology and pedagogy" in the system of training healthcare professionals // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 43-57. (In Russ.).

11. Nazarova S. I. Optimization of teacher training in conditions of accelerated technological development of society // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 5-10. (In Russ.).

12. Kozlova S. N., Telnyuk I. V., Khudik Y. A., Krasnov A. A., Sinenchin-ko A. G. Prevention of professional burnout syndrome among teachers // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 77-86. (In Russ.).

13. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Features of preparation and defense of course work on the advanced training program "Higher school teacher" (based on the material of project research in the field of pedagogy and psychology of higher medical education) // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 21-28. (In Russ.).

14. Tkachenko T. B., Soldatova L. N., Ivanova E. A., Bakhtin M. A. Why are lecture halls empty? A post-teen lecture - what is it like? // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 1 (5). P. 15-21. (In Russ.).

15. Petrova O. S. Improving the quality of the working life of a teacher of a higher educational institution by means

of introducing a business assessment of a scientific and pedagogical profile // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 29-34. (In Russ.).

16. Telnyukl. Y, Khudik Y. A. Features of the organization of educational and methodological work in modern conditions of a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 2 (2). P. 38-46. (In Russ.).

17. Nazarova S. I. Formation and development of a creative personality in the modern learning process // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 1 (1). P. 5-13. (InRuss.).

18. Khudik V. A. On the issue of social "degeneration" of the managerial apparatus in the scientific and educational activities of a higher educational institution // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 5-10. (In Russ.).

19. Lukashkin S. S., Skorobogato-va E. I., Kozlov N. O. Mathematics in the service of educational work (on the example of the lesson "The results of the Great Patriotic War") // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 1 (1). P. 87-91. (In Russ.).

20. Izotova I. A., Kuznetsova A. A., Makarenkova E. Y, Skorodumov A. A. Military historical monuments and urban street sculptures of military and historical subjects as important resources of patriotic education and motivation factors for independent study of the history of our country // Bulletin of the St. Petersburg

Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 2 (6). P. 15-23. (In Russ.).

21. Yolkovitskaya G. A. WELLBEING — a beautiful word or a corporate necessity // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 58-63. (In Russ.).

22. Gushchina I. A. The component of health in the management of human capital of the university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 73-76. (In Russ.).

23. Filina V. S. Managing the quality of one's life in the era of digital globalization and transformation // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 46-51. (In Russ.).

24. Melnikov Y. L., Madrasov B. A. Human health as an indicator of his physical fitness // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 52-57. (In Russ.).

25. Fedorova A.V., Tseluikina T. G. Managing the quality of life of an individual in conditions of high uncertainty and risks // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 48—60. (InRuss.).

26. Morozova N. P. Attitude to higher education and professorial self-determination among yesterday's schoolchildren // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute

of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 48-52. (In Russ.).

27. Maslov V. V., Maslova Т. V., Osipova Y. A., Ostanina O. N. Difficulties of training dentists according to the modern program and attempts to overcome them // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 2 (6). P. 36-42. (In Russ.).

28. Belousova M. S. Modern quality of educational life through relaxation and inclusion in the pedagogical process of children and adults // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 41-47. (In Russ.).

29. Khudik Y. A., Kozlov A. V., Tel-nyuk I. V., Morozov В. V., Lobazhe-vich Y. V., Loginova О. В., Kavdanga-lieva M. I., Zotova Т. B. Determinism of educational motivation at the initial stage of training at a medical university // Bulletin of St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 17-31. (In Russ.).

30. Letters about the good and the beautiful / Сотр., general ed. by G. A. Dubrovskaya. M.: Det. lit., 1985. 63 p. (In USSR).

31. Garaganov A. V., Etova A. D. Exhibition promotion of the university as a center for innovative educational services // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 74-79. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 14.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.