Научная статья на тему 'Проектирование учебной дисциплины «Психология и педагогика» для обучающихся медицинского вуза'

Проектирование учебной дисциплины «Психология и педагогика» для обучающихся медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ. / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY / MEDICAL PSYCHOLOGY / THERAPEUTIC PEDAGOGY / STUDENTS of A MEDICAL UNIVERSITY / CURRICULUM DESIGN.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик В. А.

Отражена концепция освоения учебной дисциплины «Психология и педагогика» обучающимися медицинского вуза. Показана роль психологии и педагогики в формировании мотивов учения, в развитии учебных навыков при освоении различных учебных дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. Обсуждается перспектива проектирования таких учебных дисциплин, как «медицинская психология» и «лечебная педагогика» в структуре будущей профессии системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the academic discipline "Psychology and pedagogy" for students at a medical university

The concept of mastering the discipline "Psychology and pedagogy" by students at a medical university is reflected. The role of psychology and pedagogy in the formation of teaching motives, in the development of educational skills in the development of various academic disciplines of humanitarian, natural science and subject-professional training is shown. The perspective of designing such academic disciplines as "medical psychology" and "therapeutic pedagogy" in the structure of the future profession of the healthcare system is discussed.

Текст научной работы на тему «Проектирование учебной дисциплины «Психология и педагогика» для обучающихся медицинского вуза»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

УДК 378.147

В. А. Худик

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к профилю гуманитарной подготовки, когда обучающиеся на начальных этапах осваивают целый ряд образовательных предметов. При этом направленность психолого-педагогического образования предусматривает подготовку обучающихся к учебному процессу в условиях медицинского вуза. На первом-втором курсах студенты знакомятся со спецификой дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки, то есть осваивают изначальные профессиональные компетенции профессий, связанных с охраной здоровья, лечебной и профилактической деятельностью будущего врача, пр. В этом смысле обучающиеся должны получить специфические навыки учения, техники усвоения учебного материала по различным дисциплинам, сформировать у себя способность к интеграции полученных знаний на уровне межпредметных связей, подготовиться к

пониманию и развитию предпосылок будущего «клинического мышления» в аспекте профессионализации личности работника системы здравоохранения.

К сожалению, зачастую многие из учебных дисциплин преподносятся обучающимся в несколько обособленном виде, когда изучение, например химии, биологии, анатомии и других предметов в рамках стандарта ориентировано на освоение определенного объема (зачетных единиц), вследствие чего большая часть студентов придерживается формализованного правила, типа: «выучить, чтобы сдать». Это может относиться и к дисциплине «Психология и педагогика», перечень тем которых никаким образом не связаны с будущей профессиональной деятельностью [1]. В то время как уникальность предметов «Психология» и «Педагогика» в том, что их изучение должно раскрывать перед обучающимися новые перспективы в освоении собственной учебной деятельности и овладении ею

как специфически направленным видом профессионального становления. Причем данные предметы универсальны при любой профессиональной подготовке — в медицинском или техническом вузе. Иными словами, направленность психолого-педагогической подготовки заключена в обучении и овладении лицами молодого возраста навыками учебной деятельности — «научиться учиться», что характеризует одно из важных проявлений личностной компетентности [2], а также в формировании интересов и профессиональных предпочтений при освоении различных дисциплин с позиции интегративного подхода к профессии как виду человеческой практики, что обусловливает учебную мотивированность и успешность обучения [3—4].

В этой связи становится актуальным вопрос о содержательности курса «Психология и педагогика», преподавание которого ведется на первом или втором году обучения в медицинском вузе. Очевидно, что названия учебных дисциплин были бы более предпочтительны в следующем звучании: «Медицинская психология» и «Лечебная педагогика», предметная направленность которых непосредственно обращена к профессиональной сфере системы здравоохранения, точно так же как в условиях технического вуза такими дисциплинами являлись бы: «Инженерная педагогика» и «Психология труда». То есть учебные дисциплины «Педагогика» и «Психология» должны быть ориентиро-

ваны на специфику будущей профессиональной деятельности и включать формирующиеся общекультурные социально ориентированные компетентности личности специалиста.

При проектировании программы учебной дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского вуза следует учесть следующие цели:

а) определить место психолого-педагогических знаний в цикле профессионального обучения, и в частности, в условиях медицинского вуза;

б) сформировать практический опыт учебной деятельности как ведущей составляющей в формировании знаний, навыков и умений при освоении дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей в условиях медицинского вуза;

в) обозначить гуманитарную направленность личностного развития и формирующиеся личностные компетенции специалиста системы здравоохранения.

При объеме учебной нагрузки (72 академических часа и 2 зачетные единицы) содержание разделов учебной дисциплины можно представить как поэтапное формирование представлений о процессе учения, овладение учебной деятельностью и развитие личностных компетенций обучающихся по мере освоения ими дисциплин гуманитарной, естествен -но-научной и предметной профессиональной подготовки. Таким образом, тематика учебной дисци-

плины «Психология и педагогика» должна отвечать требованиям будущей профессиональной подготовки обучающихся с учетом профиля специальности, когда студенты получают знания и овладевают дидактическими приемами и психотехниками, позволяющими им усваивать учебный материал, интегрирующийся в новообразования психической и личностной сферы, относящийся к параметрам деятельности в системе здравоохранения.

Поэтому разделы (модули) программы учебной дисциплины «Психология и педагогика» следует проектировать с учетом задач учебно-образовательной деятельности обучающихся медицинского вуза.

Так, во введении следует акцентировать внимание обучающихся на специфику учебной среды вуза медицинского профиля; особенностях построения циклов учебных дисциплины гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей; показать динамику освоения образовательных программ в целях интегрированного подхода при формировании профессиональных компетенций будущего специалиста системы здравоохранения; отразить место настоящей учебной дисциплины в общей системе субъектной учебно-образовательной деятельности студента медицинского вуза. То есть следует показать центральное место учебной дисциплины «Психология и педагогика» в системе высшего медицинского профессионального об-

разования, когда перед обучающимися раскрываются пути и возможности овладения навыками учебной деятельности, когда сами обучающиеся обнаруживают у себя те или иные психологические новообразования, относящиеся к формирующимся компетенциям в сфере социокультурных и профессиональных видов деятельности, или дефициты (пробелы в знаниях) — педагогическую запущенность, которая препятствует успешному обучению.

Основная часть разделов (модулей) учебной дисциплины «Психология и педагогика» должна содержать темы лекционных и практических занятий, направленных на формирование у обучающихся представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности в процессе профессионализации личности будущего работника системы здравоохранения. Перед учащимися необходимо раскрыть педагогические технологии и психотехники образовательного процесса, позволяющие им на практическом уровне освоить методологию учения как когнитивную составляющую личностного развития в заданном виде формирующихся профессиональных компетенций. Это в корне отличается от позиции некоторых педагогов, ориентирующихся на изучение обучающимися учебника по тому или иному предмету, тогда как раскрытие сути учебного предмета (например, анатомии, физиологии, биохимии и т. д.) должно приблизить будущего специалиста к новообразовани-

ям психической сферы, интегрированная совокупность знаний и опыта которых приводит к рождению компетентной профессионально грамотной личности в избранном виде профессиональной деятельности.

Темы учебной дисциплины «Психология и педагогика» выступают вектором мотивационного потенциала личности обучающихся, поскольку раскрывают последнему зоны «актуального» и «ближайшего» развития [5] в различных сферах освоения дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей. Овладение обучающимися учебными навыками, психотехниками успешности усвоения знаний по различным учебным предметам и опыта интеграции их в структуру модели будущего специалиста становится центральным «вектором полевого поведения» [6] во время обучения студентов в вузе, подготавливая обучающихся к проявлению психологической готовности к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.

Темы лекций и практических занятий по психологии и педагоги-

ке в этой связи максимально приближаются к сферам предметно-профессиональной ориентации специалистов системы здравоохранения, то есть отражают специфику отраслевой направленности психологии как «медицинской психологии», а педагогики — как «лечебной педагогики», что отражает преемственность освоения данных дисциплин при обучении в ординатуре или аспирантуре [7].

Таким образом, при проектировании учебной дисциплины «Психология и педагогика» для обучающихся медицинского вуза необходимо понимать, насколько данный предмет может выступать обособлено от остальных дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей и тогда можно считать, по мнению опрошенных обучающихся, что «это потерянное время, повинность, которой не избежать и пр.» [8] или, насколько возможна интеграция данной учебной дисциплины в систему формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентированного профессионального обучения и опыт становления специалиста системы здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зотова Т. Б., Лобажевич В. В., Морозов Б. В. Методическое сопровождение учебной дисциплины «Психология и педагогика» в системе подготовки специалистов здравоохранения // Вестник Санкт-Петербургского на-

учно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 43-57.

2. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода //

URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/40487/1/978-5-89516-227-9_2012_008.pdf (дата обращения: 29.02.2024).

3. Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерминант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226.

4. Худик В. А., Тельнюк И. В. Изучение роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения студентов медицинского вуза// Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 32-47.

5. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 260-268.

6. Худик В. А. Курт Левин: учитель и ученики, их вклад в мировую психо-

логическую науку (к 125-летию со дня рождения) // Коррекционно-педаго-гическое образование. 2015. № 3 (3). С. 52-69.

7. Худик В. А. Обучение по программам прикладной лечебной педагогики в условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 18-32.

8. Худик В. А., Козлов А. В., Тельнюк И. В., Морозов Б. В., Лобаже-вич В. В., Логинова О. Б., Кавданга-лиева М. И., Зотова Т. Б. Детерминированность учебной мотивации на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 17-31.

REFERENCES

1. Zotova T. B., Lobazhevich V. V., Morozov B. V. Methodological support of the educational discipline "Psychology and Pedagogy" in the system of training healthcare specialists // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). pp. 43—57. (In Russ.).

2. Zimnyaya I. A. Competence and competencies in the context of the competency-based approach // URL: https:// elar.rsvpu.ru/bitstream / 123456789/ 40487/1/ 978-5-89516-227-9_2012_008.pdf (date of the application: 29.02.2024).

3. Khudik Y. A. Methods for studying social and psychological determinants of

educational motivation and the success of teaching students of higher educational institutions // Science and school. 2023. No. 3. P. 217-226. (InRuss.).

4. Khudik Y. A., Telnyuk I. V. Studying the role of socio-psychological determinants in the motivation of learning of medical university students // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 32-47. (In Russ.).

5. Yygotsky L. S. Problems of child (age) psychology //Vygotsky L. S. Collected works: In 6 volumes. T. 4. M., 1984. P. 260—268. (In USSR).

6. Khudik Y. A. Kurt Levin: teacher and students, their contribution to world

psychological science (to the 125th anniversary of his birth) // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 3 (3). P. 52-69. (In Russ.).

7. Khudik Y. A. Training in applied therapeutic pedagogy programs in a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 18-32. (In Russ.).

8. Khudik Y. A., Kozlov A. V., Tel-nyuk I. Y, Morozov В. V., Lobazhe-vich Y. V., Loginova О. В., Kavdangali-eva M. I., Zotova Т. B. Determinism educational motivation at the initial stage of training at a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 17-31. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 03.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.