Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF STUDYING SUCCESS / YOUTH AGE / MOTIVES FOR STUDYING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Козлов Алексей Владимирович, Тельнюк Ирина Владимировна, Морозов Борис Викторович, Лобажевич Валерий Владимирович

Обсуждаются результаты исследования учебных мотивов обучающихся на начальном этапе освоения профессий медицинского профиля. Отмечено, что ведущими мотивами выступают успешность освоения различных дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей; желание стать высококвалифицированными специалистами посредством освоения различных практик, максимально приближенных к условиям будущей лечебной деятельности. Указывается, что социально-психологические детерминанты успешности обучения зависят от благоприятных условий организации быта и образовательной среды вуза, а также возможностей регуляции интеллектуального и физического развития лиц юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Козлов Алексей Владимирович, Тельнюк Ирина Владимировна, Морозов Борис Викторович, Лобажевич Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINISM OF EDUCATIONAL MOTIVATION AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING AT A MEDICAL UNIVERSITY

The results of a study of the educational motives of students at the initial stage of mastering medical professions are discussed. It is noted that the leading motives are the success of mastering various disciplines of the humanities, natural sciences and subject-professional profiles; the desire to become highly qualified specialists through the development of various practices that are as close as possible to the conditions of future medical activities. It is indicated that the socio-psychological determinants of educational success depend on favorable conditions for organizing everyday life and the educational environment of the university, as well as the possibilities of regulating the intellectual and physical development of adolescents.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.14+159.9.072.52

В. А. Худик, А. В. Козлов, И. В. Тельнюк, Б. В. Морозов, В. В. Лобажевич, О. Б. Логинова, М. И. Кавдангалиева, Т. Б. Зотова

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Введение. Обучение в условиях медицинского вуза требует от будущего врача осознания выбора ценностно-смысловых ориентиров, связанных с моральной и гуманистической направленностью личности в деле лечения и оказания медицинской помощи людям, и ответственности перед государством как лиц, выполняющих гражданский профессиональный долг. Профессиональный выбор у вчерашних абитуриентов основан на образовательной подготовке в прошедшие школьные годы обучения, физической подготовке, а также данный выбор детерминирован интересами и мотивами поведения на пути к поступлению и обучению в высшем медицинском образовательном учреждении.

Однако целый ряд внутренних и внешних факторов «социальной ситуации развития» [1] в юношеском возрасте носит скрытый характер, когда мотивационные аспекты поведения номинально указывают на готовность субъекта

к определенной деятельности, но на деле же оказывается, что интересы и мотивы поведения, связанные с выбором профессии и её овладением приобретают размытый, полиморфный характер. И тогда на передний план выступают явления учебной (более широко — социальной) дезадаптации, невротические и конфликтные пережив а-ния, манкирования учёбой, пр. Изучение истинных детерминирующих факторов учебной мотивации и возможности корригирования лейтмотивов поведения обучающихся на начальном этапе их социализации в условиях высшего медицинского вуза становится одной из первостепенных задач в процессе учебно-воспитательной работы вуза.

Перед педагогами вуза встают справедливые вопросы о том, что следует понимать под учебной мотивацией, и как её изучать у обучающихся на начальных этапах их социализации в вузе, каким образом можно влиять на её корриги-

рование в условиях образовательной деятельности? Если мотивацию рассматривать как комплексное социальное-психологическое явление, детерминированное близкими и дальними целями, то побуждающие к действию феномены становятся предметом специальных исследований в области педагогической психологии или психологии труда, психологии физической культуры и спорта и т. д. А поскольку мотивация выступает одним из важных компонентов деятельности, то возникает необходимость рассматривать роль различных социально-психологических детерминант, влияющих на успешность деятельности, в том числе и в процессе освоения будущей медицинской профессии.

Формирование у обучающихся медицинского вуза мотивации к учению осуществляется уже с первого года и в дальнейшем корригируется в учебно-воспитательной работе с учетом успеваемости и проявления интереса к конкретному профилю специализации будущей лечебно-профессиональной деятельности. Педагоги высшей медицинской образовательной организации постоянно уделяют внимание обучающимся, пытаясь формировать у них интерес к предметам гуманитарной, естественнонаучной и предметно-профессиональной подготовки. Однако уровень их успеваемости может отличаться известными колебаниями, что требует своей актуализации в ходе учебно-воспитательных мероприятий уже на начальных этапах обучения.

В этой связи становится необходимым разработка и внедрение методов изучения личности обучающихся, в том числе методов, позволяющих опосредованно выявлять социально-психологические факторы, детерминирующие мотивы и успешность учения. Опосредованный характер мотиваци-онной сферы личности являлся предметом специальных исследований [2—6], направленных на объективизацию мотивов поведения человека в различных сферах жизнедеятельности [7]. В условиях учебной деятельности медицинского вуза изучение опосредующих факторов мотивации к учению регламентировано этико-норматив-ными требованиями, относящимися также к процедуре создания и апробации методов исследования. Поэтому обоснование методики изучения социально-психологических детерминант мотивации учения [8] и её дальнейшая апробация [9—10] указывает на необходимость применения данного метода на различных этапах обучения, то есть профессионализации личности в процессе освоения будущей профессией, что позволяет не только определять значимость тех или иных факторов, благоприятно влияющих на мотивы учебной деятельности обучающихся, но и своевременно их корригировать в процессе учебной и производственной видов практик, стажировок, пр.

Организация исследования и обсуждение результатов. В исследовании участвовали обучающиеся

1-го курса одного из медицинских вузов Санкт-Петербурга. Всего исследованием было охвачено 140 человек (среди которых 78,6% — это лица в возрасте 18—19 лет), выполнявших определенные задания на занятиях по психологии и педагогике под руководством преподавателя кафедры педагогики медицинского вуза. Социально-психологические детерминанты, влияю -щие на мотивацию учения прямо или косвенно, изучались с помощью адаптированной нами анкеты-вопросника, разработанного В. Ю. Дмитриевым и В. А. Худи-ком [11].

Применяемая анкета-вопросник содержала вопросы закрытого типа с заготовленными вариантами ответа. От исследуемых требовалось выбрать те варианты, которые наиболее соответствовали их представлению об изучаемом признаке. В соответствии с апробацией данной методики, были выделены следующие блоки факторов социально-психологических детерминант мотивирующего поведения в учебной деятельности обучающихся: 1) блок «психологического поля личности»; 2) блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции»; 3) блок «интерактивной деятельности»; 4) блок «межличностной аттракции»; 5) блок «аффективно-мотивационной направленности личности». Условно выделенные блоки позволили анализировать полученные данные в аспекте поликультурной детерминации различных мотивов, опосредующих интересы, поведение и

деятельность обучающихся на начальном этапе их социализации в условиях медицинского вуза. Полученные данные обрабатывались путем количественного и качественного анализа, что позволяло учитывать влияние конкретных факторов на мотивационные аспекты поведения в учебной деятельности обучающихся.

Приводим анализ полученных результатов с учётом условно выделенных блоков факторов социально-психологических детерминант, что указывает на удельный вес влияния различных переменных в мо-тивационном (полевом) поведении обучающихся, а также определяет их интересы к будущей профессионально-лечебной деятельности.

1. Блок «психологического поля личности» рассматривался нами в контексте анализа бытовых условий жизнедеятельности обучающихся, а также их социально-личностных проблем, разрешаемых с учётом специфики нормативно-уставных отношений, регулируемых учебным заведением. Бытовые условия жизни обучающихся опосредованно влияют на мотивированность и успешность обучения. Основная часть опрошенных лиц (85%) указывают на то, что проживают в благоустроенном общежитии городка медицинского вуза. Практически все опрошенные лица удовлетворены условиями быта, что является благоприятным фактором для учёбы и занятий по физической подготовки.

Анализ социальных и личностных проблем вытекает от условий орга-

низации быта и образовательной среды, когда психологическое поле личности рассматривается в контексте складывающихся взаимоотношений и мотивированности поступков, а также в связи с возрастными особенностями юношеского возраста. Очевидно, что в этом возрасте ещё остаются явления нестабильности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, попытки доказать свою правоту и проявление самостоятельности в решении социально-бытовых проблем. Так, 17,9% респондентов указывают на «затруднения в общении с друзьями, сверстниками», где имеют место попытки «самоутверждения в коллективе сверстников» (13,9%); проблемы «в отношениях с родителями и ближайшими родственниками» отметили 9,3% опрошенных лиц. Затруднения в общении со взрослыми посторонними людьми испытывают 12,1% опрошенных лиц, а 15,7% опрошенных лиц отметили трудности в общении с преподавателями вуза. Обучающиеся считают, что чаще всего «проблемы и затруднения» находятся в «поиске ответов на собственные переживания, мысли», когда необходимо принять правильное решение (42,9%). Тем не менее следует отметить, что по сравнению с подростковым периодом детского развития, юношеский возраст отличает критичное отношение к действительности, поиск и попытки адекватного самоутверждения в учебной группе, а также в связи с направленностью и спецификой медицинских про-

фессий у них фактически отсутствуют проблемы «в отношениях с правовыми, административными органами» (на данные затруднения указали всего лишь 3,6% опрошенных лиц).

2. Блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции» включал анализ восприятия собственной самооценки о состоянии здоровья, самочувствии в их опосредованной ретроспективной и настоящей оценке когнитивно-личностного развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Отмечено, что особое место в самооценках обучающихся отводится описанию особенностей физического здоровья и самочувствию, влияющих на активность в учебной и общественной деятельности. Так, примерно около половины опрошенных лиц отметили, что «имеют отличное здоровье, постоянно занижаются физической культурой и спортом» (45,7%); другая часть респондентов «удовлетворены своим физическим здоровьем, но хотели бы стать более физически развитыми» (30%); третья часть — указывает на то, «физически развиты хорошо, хотя этому внимание не уделяли» (22,1%).

Незначительная часть обучающихся (около 4,3%) жалуются на то, что их «слабое физическое развитие и плохое самочувствие мешают в учебе», но хотели бы преодолеть трудности физической подготовки, чтобы «быть равными другим». Такую оценку они связывают с хроническими заболеваниями, которые были у них с детства.

Простудные заболевания отмечают 65% опрошенных лиц; они также считают необходимым соблюдение мер профилактики в учебном заведении. Примерно около 1/3 респондентов отмечают отсутствие каких-либо болезней с детства и связывают это с благоприятными условиями жизни и труда в семье.

В то же время обучающиеся обращают внимание на статичные и динамичные характеристики функционального состояния, влияющие на здоровье и успешность учебной деятельности. К статичным характеристикам они относят оценки самочувствия и состояния здоровья, тогда как к динамическим характеристикам относят колебания настроения, работоспособности, особенности режима сна и бодрствования. Так, резкие колебания настроения отмечают 17,9% опрошенных лиц и связывают это с учебной напряженностью, особенно в период экзаменационных сессий; с внутриличностными конфликтами и коммуникативной сферой в кругу сверстников и старших. Почти 1/4 часть респондентов в условиях межличностных конфликтов испытывает «раздражительность, нежелание видеть друзей, товарищей». Они также отмечают наличие «безразличия ко всему окружающему» (15,7%). «Бессонница и нарушение режима питания» отмечается менее, чем у 10% опрошенных лиц. В то же время 53,9% респондентов «ничего необычного в своём состоянии не замечали», считая своё «физиче-

ское и психическое состояние как удовлетворительное и достаточно устойчивое».

Жалобы обучающихся относятся к сфере самоорганизации в условиях учебной деятельности, неумении распределить своё время, что влияет на подготовленность к учебным занятиям. Почти половина опрошенных отмечают рассеянность, забывчивость, неумение структурировать учебный материал при подготовке к ответам. Это указывает на необходимость проведения специальных занятий, направленных на формирование у обучающихся навыков организации учебной деятельности не только в условиях аудиторных занятий, но и при самоподготовке вне учебного заведения.

На оценку физического и психического состояния опрашиваемых определенное влияние оказывает прошлый опыт, то есть ретроспективная оценка себя в детском и подростковом возрасте. В частности, «чувство собственной неполноценности», «робость», «застенчивость», «капризность» была свойственна около 18,6% опрошенных лиц, что в некоторой мере имеет место и в настоящее время (11,2%). Часть опрошенных (5,7%) винят в этом родных и близких, способствовавших «излишней привязанности, не самостоятельности», что проявляется в нынешних условиях как «трудность переживаемых ситуаций», «напряженность» при необходимости самостоятельно принимать необходимые решения. Незначительное число опро-

шенных лиц (11,4%) отметили, что были «излишне подвижны», «активны», «неугомонными», за что часто им «из-за этого попадало».

Все же почти половина опрошенных характеризует себя как «спокойных», «дисциплинированных», «исполнительных к требованиям взрослых» (46,4%). Однако, около 15% опрошенных лиц указывают на детскую «впечатлительность» и «ранимость», которые возникали при недостаточно справедливых отношениях со взрослыми. «Серьезность» и «деловитость», «авторитет среди школьников и педагогов» отмечают чуть более 1/4 всех опрошенных исследуемых групп, что, по мнению опрашиваемых, помогает им лучше адаптироваться к образовательной среде медицинского вуза.

В самооценке личностных качеств большая часть опрошенных (57,1%) отмечают «целеустремленность», «самостоятельность», «решительность» «ответственность», «добросовестность», «трудолюбие», что, по мнению обучающихся, помогает им в освоении будущей профессии. Ряд других качеств: «бодрость», «веселость», «невозмутимость», «оптимизм» помогают обучающимся в трудных ситуациях, преодолевать проблемы социализации и учебной адаптации (более 1/3 опрошенных лиц). Некоторые другие характеристики, такие как «чуткость», «искренность», «отзывчивость», «добродушие» (1/4 опрошенных лиц) также оказались важными и необходимыми качествами будущего врача. Проявле-

ние «коллективизма», «тактичности», «вежливости», «общительности» находят у себя 38,6% опрошенных лиц, что наряду с «нравственностью», «образованностью» и «культурностью», по мнению респондентов (24,3%), представляют собой итоговую оценку воспитанности, значительно труднее определяющейся в самооценке.

Оценивая себя, лица юношеского возраста склонны указывать на недостатки, которые они не терпят у других. Среди отрицательных свойств — «недисциплинированность», «халатность в отношении к делу» (42,1%) не желают видеть это у своих сверстников или у старших, с которыми пришлось бы учиться или работать); «неуважение к старшим» — 40,7% не приемлют видеть у других своих сверстников; «употребление спиртных напитков и наркотиков» не приемлет в других около половины всех опрошенных лиц (47,1%), тогда как по отношению к курению количество нетерпимости значительно снижается (6,4%). Также отмечено незначительное число респондентов, которые отрицательно относится к тем, кто «склонен к употреблению жаргонных и нецензурных выражений» (3,6%), что, по мнению опрашиваемых, является следствием широкого распространения данного явления в средствах массовой информации. Большему осуждению подвергнуты такие негативные качества, как «издевательство, насилие над другими», «воровство», «нечестность» (78,5%), что, по мне-

нию опрошенных, не совместимо с избранным видом будущей профессиональной деятельности.

В целом, характеризуя себя, почти все обучающиеся (89,2%) считают, что «удовлетворены собой, хотя не исключают возможности поработать над собой», «знают, что мешает быть лучше», тогда как некоторые из общего числа опрошенных настроены в самооценке личностных свойства пессимистично — «каков есть, лучше уже не стану» (3,6%); «устраивает то, что не отличаюсь от большинства других», «зачем об этом думать...» (4,3%).

3. Блок «интерактивной деятельности» включал анализ самооценок в учебной деятельности, особенностей влияния интересов и увлечений на мотивированность и успешность обучения. Отмечено, что когнитивные характеристики личности обучающихся прослеживаются сквозь призму ретроспективной оценки успешности обучения в школе, которые имеют разнонаправленный характер — одни обучающиеся отмечают, что лучше учились в начальных классах школы (16,4%), другие — указывают на то, что в течение всего времени обучения в школе имели хорошую и отличную успеваемость, и в настоящее время стараются обучаться на «хорошо» и «отлично» (30,7%), третьи — отмечают, что успешно учились только по отдельным предметам (10,7%). Из общего числа опрошенных лиц 5% ориентированы только на «отличное обучение», ценность которого заложе-

на у них с начальных классов школьного образования.

Очевидно, что эти данные проливают свет на анализ учебной деятельности и характер увлечений учащейся молодежи в современных условиях получения медицинского образования. Так, среди этой категории лиц увлеченность учебным процессом занимает примерно 38,6% опрошенных лиц, которым «нравится узнавать новое, проявить творческие способности»; больше половины опрошенных учащихся связывают учебу с «будущей успешной деятельностью» (54,3%). В то же время примерно 1/3 всех опрошенных лиц отмечают, что «пока нравятся отдельные учебные предметы», в чём особая роль отводится преподавателям, умеющим заинтересовать, увлечь в познании нового. Есть и такие учащиеся (8,6%), которые ещё не определились с мотивацией интересов к учебной деятельности, отмечая, что «не знаю нравится или нет, учусь потому, что так надо всем.», а также и те, которые обнаруживают «трудности в учёбе, из-за плохой памяти» (9,3%).

Более 2/3 опрошенных лиц считают учебу основным видом деятельности и уделяют ей достаточно времени. Причем обучающиеся отмечают, что им «нравятся те учебные занятия, благодаря которым можно что-то приобрести для умственного развития, проявить выдумку, смекалку» (69,3%). Среди иных увлечений указываются занятия физической культурой, направленные на здоровый образ

жизни и развитие физических качеств — «выносливости, ловкости, силы и работоспособности» (47,1%). Некоторые другие увлечения связаны с общественной активностью, социализацией и развитием лидерских качеств — «нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, повести за собой других, научить их чему-то» (15%). В целом молодые люди пытаются актуализировать свои возможности в коммуникативной, деловой и познавательной деятельности не только в условиях учебной группы, на занятиях, но и в неформальном общении, участии в различных общественных и культурных мероприятиях, где можно «проявить оригинальные увлечения, способности, вкусы, найти подражателей, повести за собой и т. д.» (16,4%). При этом «азарт и риск» увлекает 10% опрошенных лиц, которые стремятся «ощутить чувство победы, выигрыша». К сожалению, респонденты отмечают, как «пагубное явление, отнимающее много времени — постоянное присутствие в сети интернет, общение, которое трудно регулировать» (около 70%), и только 6,4% респондентов отметили, что им нравится такое времяпрепровождения.

Примерно 12,9% опрошенных лиц склонны к праздному, иждивенческому образу жизни — им «нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдыха, разнообразия», а 7,1% — не определились со своими увлечени-

ями и настроены к окружающим явлениям учебной и общественной жизни пессимистично.

Мотивирующими факторами учебной деятельности и различных увлечений выступают такие детерминанты, как «знание», «навыки», «умения», «нравственные идеалы», «положительное влияние уважаемых людей» и др. Причём анализируемые показатели находятся примерно в равных величинах, что характеризует особенности юношеского возраста в период профессионального самоопределения и обретения будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что нравственный потенциал формирующей личности коррелирует с уровнем притязаний, способностями обучающихся, которые в условиях образовательной среды отражают «желание приобрести необходимые знания, умения и навыки», что обнаруживают около 2/3 опрошенных респондентов. Советы родителей и авторитет взрослых оказывают значимое место в мотивации учения примерно у И опрошенных лиц, что указывает на сохранение тенденции роли семьи и взрослых в профессионально-личностном становлении будущих специалистов.

Учеба и увлечения напрямую связаны с формами проведения досуга, когда обучающиеся занимаются саморазвитием, самовоспитанием и совершенствованием физических и психических качеств в целях освоения будущего профиля профессиональной деятельности. Так, «спорт, туризм, занятия

физической культурой, активный отдых» отметили 52,9% опрошенных лиц; «посещение театра, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки» — 32,1% респондентов, а «чтение книг, посещение библиотеки, занятия филателией, нумизматикой, коллекционированием художественных репродукций» — 20,7% респондентов. То есть, данные формы проведения досуга рассматриваются лицами юношеского возраста как традиционные занятия и увлечения в аспекте физического, культурно-духовного развития личности. Не менее важными также оказались более частные увлечения молодежи, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, коллекционированием, пошивом одежды и др., которые берут своё начало, по мнению опрошенных лиц, из прошлой детской жизни (более 1/3 респондентов).

Наряду с этим юношеский возраст отличает более широкая коммуникативная сфера — знакомство и общение в кругу сверстников и старших. Так, «посещение кафе, баров.» увлекает примерно 20,7% опрошенных лиц, тогда как обычное общение с товарищами занимает 32,9% опрошенных лиц, что связано, очевидно, с особенностями направленности общности коммуникативных интересов в юношеском возрасте.

Скорее всего, досуговую деятельность следует рассматривать в контексте учёта всего периода времяпрепровождения в течение дня

или определенных промежутков времени — недели, месяца, лет. У лиц молодого возраста таким периодом выступает учёба, связанная с профессиональным выбором и будущей профессионализацией личности, врачебно-трудовой деятельностью. Поэтому большая часть опрошенных лиц отмечают, что «основное время уделяют учёбе» (77,1%), а также «личным занятиям и увлечениям» (35,7%), тогда как на другие виды деятельности («чтение книг, журналов, газет, написание писем», «просмотр телепередач» и пр.) времени оказывается значительно меньше (от 3 до 5%). Респонденты жалуются, что не хватает времени на «просмотр страниц интернета, общение в сети интернет» — данные увлечения отметили 14,3% из числа опрошенных лиц.

4. Блок «межличностной аттракции» включал анализ оценок особенностей взаимодействия со сверстниками в учебной группе, неформальных контактах, а также с педагогами вуза. Выявлено, что для обучающихся (около 1/4 части опрошенных лиц) времяпрепровождение в форме «встреч с друзьями, визитами к знакомым, товарищам» является средством коммуникативной адаптации, что характерно для лиц юношеского возраста. Причем объединяющим звеном в общении сверстников выступают «общие интересы и увлечения» (52,1%), «сходство характеров, отдельных личностных качеств» (38,6%), «легкость в общении и установлении контактов»

(24,3%), «понимание и поддержка» (9,3%). Следует отметить, что с возрастом молодежь больше ориентируется на серьезность отношений, когда превалируют «познавательные интересы», а «весёлое, праздное времяпрепровождения» уступает месту «совместным формам учёбы» (46%). Среди респондентов есть и такие, которые предпочитают «уединение, когда общение со сверстниками не несёт в себе никакой пользы» (3,6%). Вполне возможно, что такая точка зрения является следствием пережитых конфликтов и разочарований.

В самооценке межличностных отношений нельзя не коснуться вопроса о складывающихся взаимоотношениях субъектов педагогического взаимодействия — обучающихся и педагогов. Педагоги оставляют свой след с учётом предметно-профессиональной подготовки обучающихся — чаще всего во время различных занятий, реже — во внеурочное время, в процессе неформального общения в условиях практики или участия в коллективных общественных мероприятиях вуза. Обучающие обращают внимание на преподавателей, отличающихся «яркостью, профессионализмом, доброжелательным отношением..., такие преподаватели нравятся, остальные — безразличны» (61,4%), хотя изначальная установка отношения у большей части обучающихся достаточно позитивная — «ко всем без исключения, с уважением, пониманием, доверием» (31,4%). Примерно 14,3% опрошенных лиц, проявляя вос-

питанность, отмечают: «слушаю всех, но особой симпатии не испытываю», что не исключает нарушение эмпатии в отношениях «преподаватель — обучающийся».

Варианты оценок, в которых присутствуют «конфликтные настроения», обусловлены замечаниями со стороны педагогов — «выслушиваю замечания и быстро забываю о них» (4,3%), «часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей», «нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе», «нет взаимопонимания, только ссоры и наказания» (1,4%). В то же время 3,6% обучающихся отметили, что «хотели бы наладить взаимоотношения, но не знаю как». Чаще всего респонденты оптимистично настроены к преподавателям и готовы выполнять все необходимые требования для улучшения отношений и позитивности обоюдного учебного процесса.

5. Блок «аффективно-мотива-ционной направленности личности» включал анализ прогностических оценок общественной и профессиональной направленность личности. Известно, что учёба в вузе подготавливает будущих выпускников к самостоятельной общественной и трудовой деятельности. Воспитание и формирование гражданской позиции проявляется не только в сфере учения и будущей профессиональной деятельности, но и в аспекте формирующейся социально зрелой личности, проявляющееся в её отношении к обществу, происходящим событиям в стране и мире. Анализ

прогностических оценок социализации и будущей профессионализации личности вытекает из опосредованных суждений, активности человека в общественной и трудовой деятельности, в процессе освоения им профессии и т. д.

Участие в общественных мероприятиях актуально для лиц юношеского возраста, что обусловлено процессом социализации и влиянием различных внешних факторов, таких как волонтёрская деятельность, участие в работе партийных организаций, пр. Причем у части обучающихся общественная направленность напрямую связана с необходимостью формирования и проявления лидерских качеств (10%). В то же время часть обучающихся (22,1%) самостоятельно не проявляют активности по вовлечению себя в общественную работу, тогда как другие стараются «выполнять все поручения по общественной линии, не желая подвести товарищей, своих руководителей» (40,7%). Среди обучающихся есть и такие, кто придерживается следующей пассивной позиции: «стараюсь быть подальше от общественной работы, она мне кажется неинтересной, формальной, ничего не дающей» (9,3%) или явного отрицания участия в общественной жизни — «не до общественной работы, не хватает времени на более важные дела, зачем его травить впустую.» (11,4%).

Социальная активность личности в юношеском возрасте опосредуется также поиском в реализации себя с учетом профессиональ-

ных предпочтений, вытыкаемых не только из совокупности интересов и увлечений, но и с позиции личностной критичности в оценке успеваемости по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. И даже если обучающиеся определились с выбором профессиональной направленности вуза, то есть профессией, всё же они отмечают, целый ряд других направлений профессиональной деятельности, где бы они могли бы добиться успеха. В частности, убежденность в правильности выбора медицинской профессии отметили 63,6% опрошенных лиц.

У лиц юношеского возраста профессиональный выбор смещается в сторону увлечений и повседневных занятий, таких как физическая культура и спорт (30%), а также занятий по учебным дисциплинами естественно-научной (22,1%) и гуманитарной (15%) подготовки. Конечно, выбор профессиональных предпочтений непосредственно обусловлен интересами и увлечениями в процессе будущего профессионального становления личности и носит динамичный характер, что проявляется в условиях успешных видов деятельности, а также подвергается критическому анализу в периоды сомнений в адекватности профессионального выбора и будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки оказывает своё влия-

ние на формирование мировоззрения обучающихся, где также выявляются «сильные» и «слабые» места в освоении учебных дисциплин и практик, имеющих отношение не только к подготовке будущих специалистов, но и к формированию у них профессиональных компетенций, научного мышления и прикладной направленности умений и навыков в различных видах практико-ориентированной деятельности. Поэтому почти все опрошенные лица намерены продолжать учиться, даже после завершения учёбы в вузе (75,7%).

В ближайших планах обучающихся — продолжение учебы в медицинском вузе, а также необходимость в том, чтобы определиться с профилем вида лечебно-профессиональной деятельности (от 43,8 до 62,7%); не менее важным является желание «найти спутника жизни, создать семью» (30,7%). Наряду с этим около 1/5 опрошенных лиц ближайшими планами рассматривают «решение различных социальных проблем», касающихся быта, отношений со сверстниками, родными и близкими». Большая же часть опрошенных лиц занята сегодняшними планами — учебными занятиями, вопросами успешной учебной (более широко — социальной) адаптацией — обретением навыков учения, общения и социальной значимости «себя в будущей профессии».

Заключение. Полученные результаты исследования можно трактовать довольно-таки неоднозначно, поскольку затрагивают пе-

риод юношеского возраста на этапе профессионального обучения, где ведущими новообразованиями личности выступают критичность в оценке себя и окружающего, мо-тивационные аспекты учения и социальной направленности личности, коммуникативные особенности поведения в практико-ориен-тированных видах деятельности, пр. Статичные характеристики выделенных социально-психологических детерминант, обусловливающих мотивацию учебной деятельности, полученные при исследовании обучающихся медицинского вуза, отличаются слабой дифференцированностью, что в целом отражает специфику профиля обучения и характеристику юношеского возраста, как одной из стадий взрослеющей личности. Результаты исследования согласуются с аналогичными выводами, полученными под руководством В. А. Худика на сторонних выборках групп студентов Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова [12].

Анализ полученных результатов с учётом условно выделенных блоков социально-психологических детерминант мотивации обучения в медицинском вузе позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные условия организации жизненного пространства, быта обучающихся являются достаточно комфортными, когда большая часть опрошенных лиц проживают в хорошо обустроенных комнатах общежития. При

этом позитивность отношений, психологический климат определяют межличностную совместимость и влияют на общую направленность в учебной самоподготовке к занятиям. Обучающиеся, которые проживают с родными и близкими или снимают жильё, отмечают некоторые ограничения в организации быта и условий для эффективной учебной самоподготовки.

2. В молодежной среде социальные и личностные проблемы и способы их решения актуализированы в аспекте реализации основных задач обучения в вузе — адаптации в межличностных отношениях со сверстниками и педагогами, поиска путей эффективного использования урочного и досуго-вого времени, выработке навыков самоорганизации личности в условиях быта и учебного процесса, потребность в которых обнаруживают обучающиеся на начальных этапах профессионального обучения.

3. Важным критерием физической и психической зрелости личности выступает оценка собственного здоровья и самочувствия как развитие необходимых качеств, обеспечивающих успешное освоение избранной профессии. При этом занятия физической культурой выступают дополнительным мотиватором в предметно-профессиональной подготовке, где проявление определенных физических и личностных качеств является залогом успеха будущей профессиональной деятельности.

4. Динамика психофизических характеристик в юношеском возрасте зачастую сопряжена с ретроспективной и настоящей оценкой собственных физических и когнитивно-личностной свойств, констатируемых с периода детского и подросткового возраста, что позволяет обучающимся критично относиться к реальному и притяза-емому уровню достижений в различных видах деятельности, в физическом и психическом развитии в целом.

5. Учеба и увлечения в юношеском возрасте отличаются характеристиками взрослеющей личности, что в большей мере обусловлено будущей профессиональной направленностью и реальными достижениями в учебной деятельности при освоении дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. Колебания в уверенности правильности выбранного профессионального пути наблюдается у некоторых опрошенных лиц на начальном этапе обучения, что обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих возможностях, а также указывает на необходимость проведения дальнейших мероприятий по предметно-профессиональной ориентации в сфере избранной будущей профессии.

6. Результативной оценкой успешности обучения и освоения будущей профессии выступает позитивная динамика складывающихся отношений обучающихся в группе и с педагогами вуза, где

большую поддержку требуют обучающиеся начальных курсов обучения. Навыки учебной (более широко — социальной) адаптации позволяют обучающимся выстраивать адекватные межличностные отношения, проецируя их в область будущей предметно-профессиональной деятельности.

7. Итогом социально-зрелой личности выпускника вуза высту-

пает его отношение и проявление гражданской позиции в вопросах общественной и профессиональной направленности, относящихся к готовности исполнения трудового и общественного долга в избранном виде профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Лекции по педологии. Ижевск, 2001. С. 188-190.

2. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.

3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учеб. пособия для высших пед. учеб. заведений и ун-тов. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.

5. Маслоу А. Х. Мотивация и личность / Пер. с англ. [Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. СПб.: Питер, 2022. 399 с.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. 632 с.

7. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.

8. Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерминант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226.

9. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Рефлексивный опыт студентов медицинского вуза в оценивании и оптимизации педагогических условий учебно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. N0 6 (49). С. 124-127.

10. Худик В. А. Анкета-вопросник для объективации учебного процесса по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки в условиях вуза // Вестн. С.-Петерб. науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования. 2023. № 2 (6). С. 25-35.

11. Дмитриев В. Ю., Худик В. А. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 49-64.

12. Худик В. А., Тельнюк И. В. Изучение роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения студентов медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 32-47.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. The problem of age // Lectures on pedology. Izhevsk, 2001. P. 188-190. (In Russ.).

2. Yakobson P. M. Psychological problems of human behavior motivation. Moscow: Education, 1969. 317 p. (In USSR).

3. Leontiev A. N. Needs, motives and emotions. M.: Publishing House of Moscow State University, 1971. 40 p. (In USSR).

4. Rubinshtein S. L. Fundamentals of General Psychology: Approved by the Higher School under the Council of People's Commissars of the USSR as a textbook for higher pedagogical educational institutions and universities. M.: Uchpedgiz, 1940. 596 p. (In USSR).

5. Maslow A. H. Motivation and Personality / Translated from English [T. Gut-man, N. Mukhina]. 3rd ed. St. Petersburg: Piter, 2022. 399 p. (In Russ.).

6. Hekhauzen H. Motivation and activity / Translated from German. Moscow: Pedagogy, 1986. 632 p. (In USSR).

7. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kyiv: Vishcha school, 1998. 291 p. (In UA).

8. Khudik V. A. Methods of studying socio-psychological determinants of educational motivation and success in teaching students of higher educational

institutions // Science and School. 2023. No. 3. P. 217-226. (In Russ.).

9. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Reflective experience of medical students in assessing and optimizing the pedagogical conditions of the educational environment // World of Science, Culture, Education. 2014. No 6 (49). P. 124-127. (In Russ.).

10. Khudik V. A. Questionnaire for the objectification of the educational process in the disciplines of humanitarian, natural science and subject-professional training in the conditions of the university // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 2 (6). P. 25-35. (In Russ.).

11. Dmitriev V. Yu., Khudik V. A. Questionnaire for socio-psychological research of adolescents // Pedagogic Cor-rectionEducationJournal. 2017. No.4(12). pp. 49-64. (In Russ.).

12. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Studying the role of socio-psychological determinants in the motivation of learning among medical university students // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). Р. 32-47. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию: 11.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.