Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В МОТИВИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В МОТИВИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ADOLESCENCE / MOTIVES FOR LEARNING / MOTIVATION / SELFESTEEM / SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / EDUCATIONAL SUCCESS / HIGHER EDUCATIONAL MEDICAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна

Обсуждаются результаты исследования изучения роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения и профессионализации личности студентов медицинского вуза на различных этапах обучения. Анкетным опросом охвачено 395 обучающихся 1–6 курсов ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, которые были разделены на 3 группы (первая группа – студенты 1–2 курсов, вторая группа – студенты 3–4 курсов, третья группа – студенты 5–6 курсов). Анализ полученных результатов осуществлялся по пяти условно выделенным блокам: 1) блок «психологического поля личности»; 2) блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции»; 3) блок «интерактивной деятельности»; 4) блок «межличностной аттракции»; 5) блок «аффективно-мотивационной направленности личности». Это позволило выявить удельный вес тех или иных социально-психологических детерминант, влияющих на успешность / неуспешность обучения. Полученный совокупный материал отражает тенденции формирования личности в юношеском возрасте и при условиях корригирования когнитивно-личностных аспектов мотивационной направленности учения и полевого поведения в связи с прогностическими социально-профессиональными ценностными ориентирами, что является важной задачей в условиях высшего медицинского профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ROLE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS IN THE MOTIVATION OF LEARNING AMONG MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

The results of a study of the role of socio-psychological determinants in the motivation for learning and professionalization of the personality of medical students at various stages of education are discussed. The questionnaire survey covered 395 students of 1-6 courses of the St. Petersburg State Medical University named after. acad. I. P. Pavlov, who were divided into 3 groups (the first group – students of 1–2 courses, the second group students of 3-4 courses, the third group – students of 5-6 courses). The analysis of the obtained results was carried out according to five conventionally allocated blocks: 1) the block of the «personal psychological field»; 2) block of «cognitive-reflexive apperception»; 3) block of «interactive activity»; 4) block of «interpersonal attraction»; 5) a block of «affectivemotivational orientation of the personality». This made it possible to identify the proportion of certain socio-psychological determinants that affect the success / failure of training. The total material obtained reflects the tendencies of personality formation in adolescence and under the conditions of correcting cognitive-personal aspects of the motivational orientation of teaching and field behavior in connection with prognostic social and professional value orientations, which is an important task in terms of higher medical professional education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В МОТИВИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.14+159.9.072.52.

В. А. Худик, И. В. Тельнюк

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В МОТИВИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Введение. Мотивация обучения является одной из важных составляющих учебной деятельности. В её формировании у обучающихся участвуют все субъекты учебного процесса, в котором особое место отводится педагогам образовательной организации. Если под мотивом понимать то, что побуждает к действию [1], возникает целый ряд вопросов к определению, выявлению этих «побуждающих» явлений, феноменов, психологически достаточно трудных в объективации. Опосредованный характер моти-вационной сферы личности являлся предметом специальных исследований [2—5], направленных на объективизацию мотивов поведения человека в различных сферах жизнедеятельности [6].

Учебная деятельность обусловливает мотивированность поведения как обучающихся, так и педагогов. Однако чаще всего исследуются мотивы учения у школьников, студентов, тогда как мотивы

профессионально-педагогической деятельности воспитателя дошкольной организации, учителя общеобразовательной школы, преподавателя средних профессиональных и высших учебных заведений остаются «за кадром». А ведь профессионально-педагогическое становление личности педагога проистекало сквозь призму мотивов учения на более ранних этапах его человеческого онтогенеза — начиная со школьной скамьи, в процессе обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего педагогического звена. Будучи раннее учащимся и студентом, состоявшийся педагог проецирует собственные мотивы учения на своих обучающихся, то есть опосредованно реализует воспитательное включение «собственных раннее пережитых социально-психологических детерминант» в организацию и успешное видение учебной деятельности по тому или иному за-

данному образцу. Однако, меняющиеся условия жизнедеятельности субъектов педагогического взаимодействия (обучающихся и педагогов), обусловливают динамику социально-психологических детерминант, влияющих на истинные мотивы учения одних или профессионально-педагогической деятельности других участников совместной образовательной среды.

Обоснование методики изучения социально-психологических детерминант мотивации учения [7] указывает на необходимость её применения на различных этапах обучения, то есть профессионализации личности в процессе освоения будущей профессией [8—9], что позволяет не только определять значимость тех или иных факторов, благоприятно влияющих на мотивы учебной деятельности обучающихся, но и своевременно их корригировать в процессе учебной и производственной видов практик, стажировок, пр.

Организация исследования и обсуждение результатов. В исследовании участвовали студенты 1—6 курсов Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. Всего исследованием было охвачено 395 обучающихся (лиц женского пола — 73,4%, мужского — 26,6%), которые условно были разделены на три группы. Первую группу составили студенты 1—2 курсов (264 человека), вторую группу — студенты 3—4 курсов (67 человек), третью группу — студенты 5—6 курсов (64 человека). Социально-пси-

хологические детерминанты, влияющие на мотивацию учения прямо или косвенно, изучались с помощью адаптированной нами анкеты-вопросника, разработанного В. Ю. Дмитриевым и В. А. Худиком [10].

Условно были выделены следующие блоки факторов социально-психологических детерминант мотивирующего поведения в учебной деятельности студентов медицинского вуза:

1) блок «психологического поля личности»;

2) блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции»;

3) блок «интерактивной деятельности»;

4) блок «межличностной аттракции»;

5) блок «аффективно-мотиваци-онной направленности личности».

Исследование проводилось во время учебных занятий, когда преподаватели профильных учебных дисциплин1 реализовывали задачи учебно-воспитательного процесса, изучали причины, влияющие на

1 В сборе эмпирических данных принимали участие: М. А. Парамонова, зав. учебной лабораторией кафедры физики, математики и информатики; Е. А. Иванова, ассистент кафедры стоматологии детского возраста и орто-донтии и кафедры клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины; С. И. Виноградов, к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и орто-донтии; Е. С. Виноградова, ассистент той же кафедры; Е. М. Кулыгина, ассистент кафедры общей и клинической психологии, др.

успешность / неуспешность обучения.

Полученные данные обрабатывались путем количественного и качественного анализа. Данные анализировались как по самой группе, так и в сравнительном аспекте среди выделенных групп обучающихся, что позволило рассматривать роль тех или иных социально-психологических детерминант в динамике, учитывать влияние конкретных факторов на мотивационные аспекты поведения в учебной деятельности обучающихся.

Анализ полученных результатов с учетом условно выделенных блоков факторов социально-психологических детерминант позволил определить удельный вес влияния различных переменных в мотива-ционном (полевом) поведении обучающихся, а также возможную их динамику, что свидетельствует о следующем:

1. Блок «психологического поля личности» включал анализ бытовых условий жизнедеятельности обучающихся и их социально-личностные проблемы, решаемые различными способами. Бытовые условия жизни студентов опосредованно влияют на мотивированность и успешность обучения. Примерно 1/3 опрошенных каждой из исследуемых групп отмечают, что проживают в общежитии, предоставляемом вузом и удовлетворены условиями быта. Студенты, которые проживают в условиях семьи или в собственной квартире (около 1/3 всех опрошенных лиц)

считают свои условия быта достаточными для эффективной самоподготовки к учебным занятиям. Около 20% обучающихся всех трех групп, которые снимают комнату или отдельную квартиру, отмечают, что испытывают дополнительную материальную нагрузку и согласны с бытовыми условиями, которые особо нельзя изменить «под свои нужды».

Анализ социальных и личностных проблем вытекает от условий организации быта и образовательной среды, когда психологическое поле личности рассматривается в контексте складывающихся взаимоотношений и мотивированности поступков. Так, бытовые условия жизнедеятельности влияют на взаимоотношения участников общего жизненного пространства, где возможны конфликты или затруднения в общении и разрешении споров. Очевидно, что юношеский возраст отличается нестабильностью во взаимоотношениях с родными и близкими, попытками доказать свою правоту и проявлением самостоятельности в решении бытовых проблем. Данное явление наблюдается у всех исследуемых групп студентов и составляет около 1/4 части опрошенных лиц, чаще все это отмечают студенты, проживающие в условиях семьи. Незначительное число студентов отмечают возможные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, друзьями. Эту тенденцию проблем в отношениях обнаруживают обучающиеся, которые проживают совместно в общежитии (11—15%

опрошенных лиц). При этом вопросы организации досуга в условиях общего жизненного пространства, по мнению студентов, организовываются спонтанно, что также может являться конфликтной составляющей (18 до 22% опрошенных лиц исследуемых групп).

Обучающиеся критично относятся к вопросу о себе и возникающим, в связи с этим, проблемам. От 63 до 68% опрошенных всех студентов разрешение проблем видят «в поиске ответов на собственные переживания, мысли». При оценке себя в группе отмечаются, свойственные для юношеского возраста, проблемы «самоутверждения» (около 1/3 всех опрошенных), а также «выстраиваемых отношений» с педагогами, причем трудности такого плана больше отмечаются у студентов 1—2 курса (38,3%) и снижаются к 5—6 курсу (12,5%). Следует отметить, что трудности во взаимоотношениях со взрослыми и старшими людьми рассматриваются лицами юношеского возраста всех исследуемых групп сквозь призму «ощущения на себе назиданий, воспитания и упреков» (от 17 до 21%). Наблюдается незначительная тенденция роста проблем у учащейся молодежи с представителями административных и правовых органов. Причем у студентов 1—2 курса это явление минимально (2,7%), тогда как данные явления возрастают в группе студентов 3—4 и 5—6 курсов (около 17%).

2. Блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции» включал анализ

восприятия собственной самооценки о состоянии здоровья, самочувствии в их опосредованной ретроспективной и настоящей оценке когнитивно-личностного развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Отмечено, что особое место в самооценках учащейся молодежи отводится описанию особенностей физического здоровья и самочувствию, влияющих на активность в учебной и общественной деятельности. Так, примерно половина опрошенных в исследуемых группах отметили, что «удовлетворены своим здоровьем, но хотел бы стать более развитыми физически» (от 47% — в 1-й группе и до 52,2% — во 2-й и 3-й группах). Около 1/3 всех опрошенных лиц считают, что «физически развиты хорошо, хотя специально этому внимание не уделяют», тогда как постоянно занимаются физической культурой и спортом 18,2% студентов 1-й группы и около 24% — обучающихся 2—3 групп.

Незначительная часть студентов (10—12%) жалуются на то, что их «слабое физическое развитие и плохое самочувствие мешают в учебе», а 4,5% обучающихся указывают на то, что «физические недостатки мешают... быть равным другим»; они связывают это с хроническими заболеваниями, которые у них выявлены с детства. Хронические заболевания, которыми страдает 15,5% опрошенных лиц 1-й группы, мешают учебе и обучающиеся требуют щадящего режима, освобождения от занятий физической культурой. Простудные

заболевания отмечают все опрашиваемые исследуемых групп (от 60,9% до 69,3%) и считают необходимым соблюдение мер профилактики в учебном заведении. От 9,4 до 12,5% респондентов отмечают отсутствие каких-либо болезней с детства и связывают это с благоприятными условиями жизни и труда в семье.

В то же время студенты обращают внимание на статичные и динамичные характеристики функционального состояния, влияющие на здоровье и успешность учебной деятельности. К статичным характеристикам они относят оценки самочувствия и состояния здоровья, тогда как к динамическим характеристикам — колебания настроения, работоспособности, особенности режима сна и бодрствования. Так, резкие колебания настроения отмечают 41,3% опрошенных лиц 1-й группы, тогда как во 2-й и 3-й группах число таких лиц снижается (32,8% и 28,1% соответственно). Студенты связывают это с учебной напряженностью, особенно в период экзаменационных сессий; с внутриличностными конфликтами и коммуникативной сферой в кругу сверстников и старших. Почти 1/3 респондентов 1-й группы, в связи с этим отмечают «раздражительность, нежелание видеть друзей, товарищей». Они также отмечают наличие «безразличия ко всему окружающему» (33%). Во 2-й и 3-й исследуемых группах данные явления отмечаются реже, когда студенты сообщают о том, «что научились контролировать

себя и владеть своими эмоциями». «Бессонница и нарушение режима питания» отмечается у всех исследуемых группах и составляет примерно около 1/3 опрошенных лиц. В то же время около 1/4 опрошенных лиц оценивают свое физическое и психическое состояние как удовлетворительное и не отмечают каких-либо изменений.

Жалобы обучающихся относятся к сфере самоорганизации в условиях учебной деятельности, неумении распределить своё время, что влияет на подготовленность к учебным занятиям. Почти половина опр ошенных 1-й группы (48,1%) отмечают рассеянность, забывчивость, неумение структурировать учебный материал при подготовке к ответам, что наблюдается также у студентов 2-й и 3-й групп (около 43%).

На оценку физического и психического состояния опрашиваемых определенное влияние оказывает прошлый опыт, то есть ретроспективная оценка себя в детском и подростковом возрасте. В частности, «чувство собственной неполноценности», «робость», «застенчивость», «капризность» в равной мере была свойственна около 20% опрошенных лиц всех исследуемых групп обучающихся, некоторые из которых и в настоящее время отмечают присутствие таких характеристик (13%). Часть опрошенных (12,9%) винят в этом родных и близких, способствовавших «излишней привязанности, не самостоятельности», что проявляется в нынешних условиях как «труд-

ность переживаемых ситуаций», «напряженность» при необходимости самостоятельно принимать необходимые решения. Незначительное число опрошенных студентов (9,8—13,4) отметили, что были «излишне подвижны», «активны», «неугомонными», за что часто им «из-за этого попадало».

Все же большая часть опрошенных характеризует себя как «спокойных», «дисциплинированных», «исполнительных к требованиям взрослых» (54,9% респондентов 1-й группы). Однако, около 1/4 всех опрошенных лиц указывают на детскую «впечатлительность» и «ранимость», которые возникали при недостаточно справедливых отношениях со взрослыми. «Серьезность» и «деловитость», «авторитет среди школьников и педагогов» отмечают более 1/3 всех студентов исследуемых групп, что, по мнению опрашиваемых, помогает им лучше адаптироваться к образовательной среде вуза.

В самооценке личностных качеств большая часть опрошенных (около 55%) отмечают «целеустремленность», «самостоятельность», «решительность» «ответственность», «добросовестность», «трудолюбие», что, по мнению студентов, помогает им в освоении будущей профессии. Ряд других качеств: «бодрость», «веселость», «невозмутимость», «оптимизм» помогают студентам в трудных ситуациях, преодолевать проблемы социализации и учебной адаптации (более 1/3 опрошенных лиц). Некоторые другие характеристи-

ки, такие как «чуткость», «искренность», «отзывчивость», «добродушие» также отметили многие студенты (65,7%), считающие необходимыми качествами будущего врача. Проявление «коллективизма», «тактичности», «вежливости», «общительности» находят у себя около 1/3 опрошенных всех исследуемых групп. Такие качества, как «нравственность», «образованность» и «культурность», по мнению опрошенных (от 26 до 31%), представляют собой итоговую оценку воспитанности, что значительно труднее определить в самооценке.

Оценивая себя, лица юношеского возраста склонны указывать на недостатки, которые они не терпят у других. Среди отрицательных свойств — «недисциплинированность», «халатность в отношении к делу» (более 50% опрошенных всех исследуемых групп не желают видеть это у своих сверстников или у старших, с которыми пришлось бы учиться или работать); «неуважение к старшим» — 34,3—51,6% не приемлют видеть у других своих сверстников; «употребление спиртных напитков и наркотиков» не приемлет в других более 2/3 всех опрошенных студентов, тогда как по отношению к курению количество нетерпимости значительно снижается (от 13,4 до 18,8%). Также отмечено незначительное число респондентов, которые отрицательно относится к тем, кто «склонен к употреблению жаргонных и нецензурных выражений» (от 9,4 и до 13,6%), что, по мнению опрашиваемых, является следствием

широкого распространения данного явления в средствах массовой информации. В молодежной среде лиц юношеского возраста есть и такие оценки («меня не касается то, что у других, главное — что не у меня», «отсутствие интереса к событиям, достижениям страны»), которые демонстрируют безразличие к происходящему вокруг (от 9,8 и до 17,9%).

Около 90% опрошенных студентов, характеризуя себя, считают, что «удовлетворены собой, хотя не исключают возможности поработать над собой», «знают, что мешает быть лучше». лиц считают себя в целом «идеальными, чтобы начинать что-то изменять в себе», тогда как незначительная часть студентов (около 10%) настроены в самооценке личностных свойства пессимистично — «каков есть, лучше уже не стану» (от 3,4 до 9,4%); «устраивает то, что не отличаюсь от большинства других», «зачем об этом думать...» (от 5 до 10%).

3. Блок «интерактивной деятельности» включал анализ самооценок в учебной деятельности, особенностей влияния интересов и увлечений на мотивированность и успешность обучения. Отмечено, когнитивные характеристики личности обучающихся прослеживаются сквозь призму ретроспективной оценки успешности обучения в школе, которые имеют разнонаправленный характер — одни студенты отмечают, что лучше учились в начальных классах школы (около 24%), другие — указывают на то, что в течение всего вре-

мени обучения в школе имели хорошую и отличную успеваемость (63%), третьи — отмечают, что успешно учились только по отдельным предметам (15%). Среди опрошенных отмечены случаи (в частности, 2 человека в 1-й группе и 1 человек в 3-й группе), когда в течение всего времени успеваемость была низкой и учеба в школе была «в тягость». Очевидно, что эти данные проливают свет на анализ учебной деятельности и характер увлечений учащейся молодежи в современных условиях получения медицинского образования. Так, среди этой категории лиц увлеченность учебным процессом занимает примерно 20% опрошенных всех исследуемых групп, тогда как некоторых студентов скорее интересует в посещении учебных занятий «возможность пообщаться с однокурсниками» (около 12%), поэтому учебный процесс у них на одном из последних мест среди остальных увлечений.

Большая часть опрошенных лиц (свыше 60%) считают учебу основным видом деятельности и уделяют ей достаточно времени. Причем студенты отмечают, что им «нравятся те учебные занятия, благодаря которым можно что-то приобрести для умственного развития, проявить выдумку, смекалку» (так считают 60,6% опрошенных 1-й группы и 68,8% — опрошенных 3-й группы). Среди иных увлечений указываются занятия физической культурой, направленные на здоровый образ жизни и развитие физических качеств — «выносливо-

сти, ловкости, силы и работоспособности» (около 1/3 опрошенных лиц). Некоторые другие увлечения связаны с общественной активностью, социализацией и развитием лидерских качеств — «нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, повести за собой других, научить их чему-то» (примерно 1/4 всех опрошенных в исследуемых группах). В целом молодежь пытается актуализировать свои возможности в коммуникативной, деловой и познавательной деятельности не только в условиях учебной группы, на занятиях, но и в неформальном общении, участии в различных общественных и культурных мероприятиях, где можно «проявить оригинальные увлечения, способности, вкусы, найти подражателей, повести за собой и т. д.» (от 23,3 до 28%). При этом «азарт и риск» увлекает от 14,1 до 18,9% опрошенных студентов, которые стремятся «ощутить чувство победы, выигрыша». К сожалению, студенты отмечают, как «пагубное явление, отнимающее много времени — постоянное присутствие в сети интернет, общение, которое трудно регулировать» (более 75% опрошенных всех исследуемых групп), и только около 15,9% отмечают, что им нравится такое времяпрепровождения.

Примерно 38% учащейся молодежи склонны к праздному, иждивенческому образу жизни — им «нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдыха, разнообразия», а 11,9% из опро-

шенных лиц не определились со своими увлечениями и настроены к окружающим явлениям учебной и общественной жизни пессимистично.

Мотивирующими факторами учебной деятельности и различных увлечений выступают такие детерминанты, как «желание приобрести необходимые знания, умения, навыки», «совпадение нравственных идеалов», «положительное влияние уважаемых людей» и др. (рис. 1). Причём во всех исследуемых группах анализируемые показатели находятся примерно в равных величинах, что характеризует особенности юношеского возраста в период профессионального самоопределения и обретения будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что нравственный потенциал формирующей личности коррелирует с уровнем притязаний, способностями обучающихся, которые в условиях образовательной среды отражают «желание приобрести необходимые знания, умения и навыки», что обнаруживают около 2/3 опрошенных респондентов. Советы родителей и авторитет взрослых оказывают значимое место в мотивации учения примерно у 1/4 опрошенных студентов, что указывает на сохранение тенденции роли семьи и взрослых в профессионально-личностном становлении будущих специалистов.

Учеба и увлечения напрямую связаны с формами проведения досуга, когда обучающиеся занимаются саморазвитием, самовос-

Стремлением доказать, проявить свои способности

На мою учебу и увлечения повлияли друзья, товарищи

Советом родителей, их поддержкой моих желаний

Положительным примером уважаемых мною людей

Желанием приобрести необходимые знания, умения, навыки

Совпадением с моими нравственными идеалами

и 1-я группа ^ 2-я группа 3-я группа

Рис. 1. Детерминанты мотиваторов в занятиях учебой и увлечениями у студентов медицинского вуза (в%)

питанием и совершенствованием физических и психических качеств в целях освоения будущего профиля профессиональной деятельности. Так, «спорт, туризм, занятия физической культурой, активный отдых» отметили от 43,3 до 48,4% опрошенных лиц; «посещение театра, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки» — от 37,3 до 45,3% респондентов всех исследуемых групп, а «чтение книг, посещение библиотеки, занятия филателией, нумизматикой, коллекционированием, художественных репродукций» — от 26,6 до 36,8% респондентов. То есть, данные формы проведения досуга рассматриваются лицами юношеского возраста как традиционные занятия и увлечения в аспекте физического, культурно-духовного развития личности. Не менее важными также оказались более частные ув-

лечения молодежи, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, коллекционированием, пошивом одежды и др., которые берут своё начало, по мнению студентов, из прошлой детской жизни (более 1/3 опрошенных лиц).

Наряду с этим юношеский возраст отличает более широкая коммуникативная сфера — знакомство и общение в кругу сверстников и старших. Так, «посещение кафе, баров...» увлекает от 32,8 до 40,3% опрошенных лиц, а обычное общение с товарищами несколько снижается от 1 курса обучения к 6 курсу вуза (в 1 группе — 47,3%, во 2 группе — 37,3%, в 3 группе — 26,6%), что связано, очевидно, с особенностями направленности коммуникативной функции в сторону целеполаганий и прагматичности.

Скорее всего, досуговую деятельность следует рассматривать в контексте учёта всего периода вре-

мяпрепровождения в течение дня или определенных промежутков времени — недели, месяца, определённого количества лет. У лиц молодого возраста таким периодом выступает учёба, связанная с профессиональным выбором и будущей профессионализацией личности, трудовой деятельностью. Поэтому большая часть опрошенных студентов отмечают, что «основное время уделяют учёбе» (87,5%), тогда как на другие виды деятельности времени оказывается значительно меньше (например, «помощь родителям по дому, по хозяйству» находят до 15,9% респондентов). В то же время такое занятие в течение дня, как «просмотр страниц интернета, общение в сети интернет» увлекает от 26,6 до 41,8% опрошенных лиц, а вместе с этим отмечен значительно низкий показатель, относящийся к «просмотру телепередач», который составил от 5,7 до 14,9% опрошенных лиц всех исследуемых групп.

4. Блок «межличностной аттракции» включал анализ оценок особенностей взаимодействия со сверстниками в учебной группе неформальных контактах, а также с педагогами вуза. Выявлено, что относительно статичным для всех исследуемых групп является времяпрепровождение в форме «встреч с друзьями, визитами к знакомым, товарищам» (примерно 1/4 опрошенных), что в целом характеризует коммуникативную сферу лиц юношеского возраста. Причем объединяющим звеном в общении сверстников выступают «общие

интересы и увлечения» (от 54,9 до 70,1% случаев), «сходство характеров, отдельных личностных качеств» (от 51,6 до 61,4%), «понимание и поддержка» (от 39,1 до 46,6%), «легкость в общении и установлении контактов» (около половины опрошенных студентов всех исследуемых групп). Следует отметить, что с возрастом молодежь больше ориентируется на серьезность отношений, когда превалируют «познавательные интересы», а «весёлое, праздное времяпрепровождения» уступает месту «совместным формам учёбы и профессиональной практики», что больше характерно для студентов 2 и 3 исследуемых групп (около 1/4 опрошенных лиц). Среди респондентов есть и такие, которые предпочитают «уединение, когда общение со сверстниками не несёт в себе никакой пользы» (около 3%). Вполне возможно, что такая точка зрения является следствием пережитых конфликтов и разочарований.

В самооценке межличностных отношений нельзя не коснуться вопроса о складывающихся взаимоотношениях субъектов педагогического взаимодействия — обучающихся и педагогов. Педагоги оставляют свой след с учётом предметно-профессиональной подготовки обучающихся — чаще всего во время различных занятий, реже — во внеурочное время, в процессе неформального общения в условиях практики или участия в коллективных общественных мероприятиях вуза. Студенты обращают внимание на преподавателей, от-

личающихся «яркостью, профессионализмом, доброжелательным отношением., такие преподаватели нравятся, остальные — безразличны» (от 52,6 до 60,9%), хотя изначальная установка отношения у большей части студентов достаточно позитивная — «ко всем без исключения, с уважением, пониманием, доверием» (от 41,7 до 59%). Примерно около 20% опрошенных всех исследуемых групп, проявляя воспитанность, отмечают: «слушаю всех, но особой симпатии не испытываю», что не исключает нарушение эмпатии в отношениях «преподаватель — студент».

Варианты оценок, в которых присутствуют «конфликтные настроения», обусловлены замечаниями со стороны педагогов — «выслушиваю замечания и быстро забываю о них» (от 3,1 до 9% случаев), «часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей», «нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе», «нет взаимопонимания, только ссоры и наказания» (около 5%). Причем данные явления отмечены студентами начальных курсов обучения, тогда как среди студентов 2 и 3 группы эти случаи единичны. В то же время 3,8% студентов 1 группы отметили, что «хотели бы наладить взаимоотношения, но не знаю как». Чаще всего студенты оптимистично настроены к преподавателям и готовы выполнять все необходимые требования для улучшения отношений и позитивности обоюдного учебного процесса.

5. Блок «аффективно-мотиваци-онной направленности личности»

включал анализ прогностических оценок общественной и профессиональной направленность личности. Известно, что учёба в вузе подготавливает будущих выпускников к самостоятельной общественной и трудовой деятельности. Воспитание и формирование гражданской позиции проявляется не только в сфере учения и будущей профессиональной деятельности, но и в аспекте формирующейся социально зрелой личности, проявляющееся в её отношении к обществу, происходящим событиям в стране и мире. Анализ прогностических оценок социализации и будущей профессионализации личности вытекает из опосредованных суждений, активности человека в общественной и трудовой деятельности, в процессе освоения им профессии и т. д.

Участие в общественных мероприятиях возрастает от 1 курса к 6 курсу обучения, что обусловлено процессом социализации лиц юношеского возраста и влиянием различных внешних факторов, таких как волонтёрская деятельность, участие в работе партийных организаций, пр. Так, если в 1 группе таких студентов всего лишь 2,7%, то в 3 группе — 23,4%. Причем у части студентов общественная направленность напрямую связана с необходимостью формирования и проявления лидерских качеств, что возрастает от 1 курса обучения к 6 курсу (от 6 до 9%). В то же время студенты самостоятельно не проявляют активности по вовлечению себя в общественную работу —

таких около 40% в первой группе и значительно меньше — во 2 и 3 группах (22,4% и 17,2% соответственно). При этом примерно 1/3 опрошенных студентов склонны «безукоризненно выполнять... порученные дела по общественной линии, стараясь не подводить своих товарищей и руководителей», а часть студентов рассматривают свою «необходимость в оказании помощи своим сверстникам в учебных и других делах» (от 17,4 до 21,9%), что больше наблюдается на старших курсах обучения в вузе.

В исследуемых группах есть и такие студенты, кто придерживается следующего пассивной позиции: «стараюсь быть подальше от общественной работы, она мне кажется неинтересной, формальной, ничего не дающей» (от 9,4 до 19,4%) или явного отрицания участия в общественной жизни — «не до общественной работы, не хватает времени на более важные дела, зачем его травить впустую.» (так считает 11% в 1 группе, тогда как во 2 и 3 группе число таких суждений снижается — 7,5% и 4,7% соответственно).

Социальная активность личности в юношеском возрасте опосредуется также поиском в реализации себя с учетом профессиональных предпочтений, вытыкаемых не только из совокупности интересов и увлечений, но и с позиции личностной критичности в оценке успеваемости по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. И даже если студенты

определились с выбором профессиональной направленности вуза, то есть профессией, всё же они отмечают, целый ряд других направлений профессиональной деятельности, где бы они могли бы добиться успеха (табл. 1).

В частности, убежденность в правильности выбора медицинской профессии отметили 86% респондентов 1 группы, тогда как во 2 и 3 группах число таких лиц уменьшается (82,1% и 73,4% соответственно), что свидетельствует о динамическом характере формирующихся профессиональных предпочтений в юношеском возрасте, когда у студентов средних и старших курсов обучения появляются сомнения в адекватности профессионального выбора и будущей профессиональной деятельности.

Среди других профессий респондентами отмечены: «сфера педагогической, воспитательной работы» (около 1/3 опрошенных лиц 1 группы), «музыка, кинематограф, изобразительная деятельность» (от 13,4 до 18,8%), «сфера организационной деятельности» (около 20%), «в сфере изучения языков, литературы» (от 14,1 до 22,4%), «в области применения знаний математики, физики, химии» (от 10,9% до 22,4%), др.

Естественно, что изучение дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки оказывает своё влияние на формирование мировоззрения обучающихся, где также выявляются «сильные» и

Таблица 1

Оценка обучающимися предпочтительных видов успешной профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность Группы

1-я группа 2-я группа 3-я группа

п % п % п %

Изучение языков, истории, литературы 44 16,7 15 22,4 9 14,1

В области применения знаний математики, физики, химии 39 14,8 12 17,9 7 10,9

В производственной сфере, транспорте, строительстве 4 1,5 2 3 4 6,3

В спортивной деятельности 45 17 17 25,4 8 12,5

В сфере педагогической, воспитательной работы 90 33,7 15 22,4 14 21,9

В сфере медицинской деятельности, здравоохранении 227 86 55 82,1 47 73.4

В музыке, кинематографе 56 21,2 12 17,9 11 17,2

В изобразительном искусстве, сфере культуры 46 17,4 9 13,4 12 18,8

В организаторской деятельности 52 19,7 10 14,9 12 18.8

В военной сфере 15 5,7 3 4,5 3 4,7

В сфере информационно-коммуникативных технологий 6 2,3 7 10,4 1 1,6

В сфере обслуживания 28 10,6 5 7,5 1 1,6

В сельском хозяйстве, развитии фермерского хозяйства 14 5,3 0 0 3 4,7

В банковском дело и финансах 14 5,3 6 9 4 6,3

Пока не знаю, на что способен 14 5,3 5 7,5 4 6,3

«слабые» места в освоении учебных дисциплин и практик, имеющих отношение не только к подготовке будущих специалистов, но и к формированию у них профессиональных компетенций, научного мышления и прикладной направленности умений и навыков в различных видах практико-ориентированной деятельности. Поэтому почти все студенты намерены продолжать учиться, даже после завершения учёбы в вузе (от 78,1 до 91%).

В ближайших планах студенты видят «желание найти работу по

душе» (от 43,8 до 62,7%), а также обучающиеся 2 и 3 групп отмечают, что не менее важно «найти спутника жизни, создать семью» (от 28,1 до 41,8%). Около 1/4 опрошенных лиц 2 и 3 групп ближайшими планами рассматривают «решение различных социальных проблем», касающихся быта и временного трудоустройства, отношений со сверстниками, родными и близкими, тогда как студенты 1 группы (около 65%) больше заняты вопросами учебной (более широко — социальной) адаптации —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обретением навыков учения, общения и социальной значимости «себя в будущей профессии» .

Заключение. Полученные результаты исследования можно трактовать довольно-таки неоднозначно, поскольку они затрагивают период юношеского возраста на этапе профессионального обучения, где ведущими новообразованиями личности выступают критичность в оценке себя и окружающего, мотивационные аспекты учения и социальной направленности личности, коммуникативные особенности поведения в практико-ориентированных видах деятельности, пр. Статичные характеристики выделенных социально-психологических детерминант обусловливающих мотивацию учебной деятельности, полученные при исследовании студентов 1—6 курса медицинского вуза, отличаются слабой дифференци-рованностью в динамике, что в целом отражает специфику профиля обучения и характеристику юношеского возраста, как одной из стадий взрослеющей личности.

Анализ полученных результатов с учётом условно выделенных блоков социально-психологических детерминант мотивации обучения в медицинском вузе позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные условия организации жизненного пространства, быта обучающихся являются достаточно комфортными, когда большая часть студентов проживают в хорошо обустроенных комнатах общежития. При этом пози-

тивность отношений, психологический климат определяют межличностную совместимость и влияют на общую направленность в учебной самоподготовке к занятиям. Студенты, которые проживают с родными и близкими или снимают жильё, отмечают некоторые ограничения в организации быта и условий для эффективной учебной самоподготовки.

2. В молодежной среде социальные и личностные проблемы и способы их решения актуализированы в аспекте реализации основных задач обучения в вузе — адаптации в межличностных отношениях со сверстниками и педагогами, поиска путей эффективного использования урочного и досуго-вого времени, выработке навыков самоорганизации личности в условиях быта и учебного процесса, потребность в которых обнаруживают больше студенты начальных курсов профессионального обучения.

3. Важным критерием физической и психической зрелости личности выступает оценка собственного здоровья и самочувствия как развитие необходимых качеств, обеспечивающих успешное освоение избранной профессии. При этом занятия физической культурой выступают дополнительным мотиватором в предметно-профессиональной подготовке, где проявление определенных физических и личностных качеств является залогом успеха будущей профессиональной деятельности.

4. Динамика психофизических характеристик в юношеском воз-

расте зачастую сопряжена с ретроспективной и настоящей оценкой собственных физических и когнитивно-личностной свойств, констатируемых с периода детского и подросткового возраста, что позволяет обучающимся критично относиться к реальному и притязаемому уровню достижений в различных видах деятельности, в физическом и психическом развитии в целом.

5. Учеба и увлечения в юношеском возрасте отличаются характеристиками взрослеющей личности, что в большей мере обусловлено будущей профессиональной направленностью и реальными достижениями в учебной деятельности при освоении дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. Колебания в уверенности правильности выбранного профессионального пути наблюдается уже у некоторых студентов 1 курса и усиливается к 6 курсу обучения, что обусловлено недостаточной уверенностью последних в выборе профессионального трудо-

устройства или превалированием успешности в иных профессиональных увлечениях и практико-ориентированных достижениях.

6. Результативной оценкой успешности обучения и освоения будущей профессии выступает позитивная динамика складывающихся отношений обучающихся в группе с педагогами вуза, где большую поддержку требуют студенты начальных курсов обучения. Навыки учебной (более широко — социальной) адаптации позволяют обучающимся выстраивать адекватные межличностные отношения, проецируя их в область будущей предметно-профессиональной деятельности.

7. Итогом социально-зрелой личности выпускника вуза выступает его отношение и проявление гражданской позиции в вопросах общественной и профессиональной направленности, относящихся к готовности исполнения трудового и общественного долга в избранном виде профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учеб. пособия для высших пед. учеб. заведений и ун-тов. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.

4. Маслоу А. Х. Мотивация и личность / Пер. с англ. [Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. СПб.: Питер, 2022. 399 с.

5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. 632 с.

6. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.

7. Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерми-

нант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226.

8. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Рефлексивный опыт студентов медицинского вуза в оценивании и оптимизации педагогических условий учебно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. N0 6 (49). С. 124-127.

9. Худик В. А. Анкета-вопросник для объективации учебного процесса

по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки в условиях вуза // Вестн. С.-Петерб. науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования. 2023. № 2 (6). С. 25-35.

10. Дмитриев В. Ю., Худик В. А. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 49-64.

REFERENCES

1. Yakobson P. M. Psychological problems of human behavior motivation. Moscow: Education, 1969. 317 p. (In USSR).

2. Leontiev A. N. Needs, motives and emotions. M.: Publishing House of Moscow State University, 1971. 40 p. (In USSR).

3. Rubinshtein S. L. Fundamentals of General Psychology: Approved by the Higher School under the Council of People's Commissars of the USSR as a textbook for higher pedagogical educational institutions and universities. M.: Uchpedgiz, 1940. 596 p. (In USSR).

4. Maslow A. H. Motivation and Personality / Translated from English [T. Gutman, N. Mukhina]. 3rd ed. St. Petersburg: Piter, 2022. 399 p. (In Russ.).

5. Hekhauzen H. Motivation and activity / Translated from German. Moscow: Pedagogy, 1986. 632 p. (In USSR).

6. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kyiv: Vishcha school, 1998. 291 p. (In UA).

7. Khudik V. A. Methods of studying socio-psychological determinants of

educational motivation and success in teaching students of higher educational institutions // Nauka i Shkola. 2023. No. 3. P. 217-226. (In Russ.).

8. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Reflective experience of medical students in assessing and optimizing the pedagogical conditions of the educational environment // World of Science, Culture, Education. 2014. No 6 (49). P. 124-127. (In USSR).

9. Khudik V. A. Questionnaire for the objectification of the educational process in the disciplines of humanitarian, natural science and subject-professional training in the conditions ofthe university // Vestn. S.-Peterb. nauch.-issled. in-ta pedagogiki i psikhologii vyssh. obrazovaniya. 2023. No. 2 (6). P. 25-35. (In Russ.).

10. Dmitriev V. Yu., Khudik V. A. Questionnaire for socio-psychological research of adolescents // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 4 (12). P. 49-64. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 07.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.