Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВЫ УЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик В.А.

Обсуждаются возможности применения анкетных вопросников для изучения влияния социально-психологических детерминант на учебную мотивацию студентов вуза. Показана эффективность анкет-вопросников закрытого типа, учитывающих весь спектр полевого поведения учащихся в условиях образовательной среды, а также рассматривается возможность применения техники семантического дифференциала в вопросниках с процедурой шкалирования, что позволяет объективировать самооценку выделенных параметров социально-психологических детерминант учебной мотивации. Предложенные для анализа мотивы учения объективируются в условиях оценки обучающимися образовательной среды, а также показателями успешности усвоения знаний по дисциплинам гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки. Прогностический аспект применения методик лежит в плоскости корригирующей воспитательной и профориентационной работы со студентами на различных этапах обучения и профессионализации личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF EDUCATIONAL MOTIVATION AND LEARNING SUCCESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The possibilities of using questionnaires to study the influence of socio-psychological determinants on the educational motivation of university students are discussed. The effectiveness of closed-type questionnaires, which take into account the entire range of field behavior of students in the educational environment, is shown, and the possibility of using the semantic differential technique in questionnaires with a scaling procedure is considered, which makes it possible to objectify the self-assessment of the identified parameters of socio-psychological determinants of educational motivation. The learning motives proposed for analysis are objectified in terms of students’ assessment of the educational environment, as well as indicators of the success of mastering knowledge in the disciplines of humanitarian, natural science and professional training. The prognostic aspect of the application of methods lies in the plane of corrective educational and career guidance work with students at various stages of training and professionalization of the personality of a future specialist.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 378.14+159.9.072.52 DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-217-226

ББК 74.48

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В. А. Худик

Аннотация. Обсуждаются возможности применения анкетных вопросников для изучения влияния социально-психологических детерминант на учебную мотивацию студентов вуза. Показана эффективность анкет-вопросников закрытого типа, учитывающих весь спектр полевого поведения учащихся в условиях образовательной среды, а также рассматривается возможность применения техники семантического дифференциала в вопросниках с процедурой шкалирования, что позволяет объективировать самооценку выделенных параметров социально-психологических детерминант учебной мотивации. Предложенные для анализа мотивы учения объективируются в условиях оценки обучающимися образовательной среды, а также показателями успешности усвоения знаний по дисциплинам гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки. Прогностический аспект применения методик лежит в плоскости корригирующей воспитательной и профориентационной работы со студентами на различных этапах обучения и профессионализации личности будущего специалиста.

Ключевые слова: мотивы учения, мотивация, социально-психологические детерминанты, успешность обучения, высшее учебное заведение, субъекты образовательной деятельности, методы изучения мотивов учебной деятельности.

Для цитирования: Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерминант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-217-226.

© Худик В. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

METHODS OF STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF EDUCATIONAL MOTIVATION AND LEARNING SUCCESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V. A. Khudik

Abstract. The possibilities of using questionnaires to study the influence of socio-psychological determinants on the educational motivation of university students are discussed. The effectiveness of closed-type questionnaires, which take into account the entire range of field behavior of students in the educational environment, is shown, and the possibility of using the semantic differential technique in questionnaires with a scaling procedure is considered, which makes it possible to objectify the self-assessment of the identified parameters of socio-psychological determinants of educational motivation. The learning motives proposed for analysis are objectified in terms of students' assessment of the educational environment, as well as indicators of the success of mastering knowledge in the disciplines of humanitarian, natural science and professional training. The prognostic aspect of the application of methods lies in the plane of corrective educational and career guidance work with students at various stages of training and professionalization of the personality of a future specialist.

Keywords: learning motives, motivation, socio-psychological determinants, learning success, higher educational institution, subjects of educational activities, methods for studying the motives of learning activities

Cite as: Khudik V. A. Methods of studying the socio-psychological determinants of educational motivation and learning success of students of higher educational institutions. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 217-226. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-217-226.

Введение

Выбор будущей профессии - одна из важных социальных проблем, стоящих перед выпускниками школ, лицеев, гимназий. Эта проблема остается актуальной и для молодых людей, завершивших учебу в средних профессиональных учебных заведениях, прошедших службу в Вооруженных силах РФ или еще не совсем уверенных в правильности выбора тех или иных профессиональных предпочтений, обусловливающих удовлетворенность от будущей трудовой деятельности. Вполне очевидным является то, что завершение обучения в школе подготавливает учащихся к выбору будущего профессионального обучения, поскольку любая трудовая деятельность

предполагает освоение определенных знаний, умений и навыков, характеризующих ряд профессиональных компетенций, необходимых для успешной реализации трудовой деятельности.

Старшеклассники общеобразовательных школ к выбору будущей профессии подходят сквозь призму реального уровня достижений по учебно-предметным дисциплинам и ожидаемого по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) балльно-рейтингового оценивания, что позволяет им в дальнейшем определиться с профилем будущего обучения. Однако трудно судить, насколько осознанным и подготовленным оказался профессиональный выбор, поскольку влияние различных факторов на профессиональное самоопределение

молодых людей в современных условиях остается существенным. В этой совокупности факторов значимыми являются институты «семьи» и «школы», взаимодействие которых призвано подготовить молодых людей к осознанному профессиональному самоопределению и готовности к самостоятельной трудовой деятельности [1]. На деле же многие вчерашние школьники принимают решение о дальнейшем профессиональном обучении «под давлением родителей» (около 76,4%), тогда как готовность к кратковременному трудоустройству высказывает около 67,9% опрошенных старшеклассников [1]. Причем мотивация учебных или трудовых предпочтений больше всего детерминирована внутрисемейными отношениями и желанием подростков иметь финансовую поддержку и самостоятельность [2].

Изучение социально-психологических факторов, предшествующих принятию решения молодыми людьми о выборе профиля будущего обучения, может являться специальным исследованием, поскольку проливает свет на истинные мотивы не только в выборе будущей профессии, но и понимании ключевой составляющей особенностей формирования учебно-профессиональной (более широко - социальной) адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которыми являются образовательная среда и жизненное пространство обучающихся среднего профессионального или высшего учебного заведения. Анализ социально-психологических детерминант, определяющих мотивацию профессионального выбора, а вместе с этим и мотивов учения, выступает актуальной психолого-педагогической проблемой для образовательной организации, осуществляющей обучение и профессиональное развитие будущих специалистов. Пролонгированный аспект изучения потреб-ностно-мотивационной сферы обучающихся позволяет судить об успешности обучения, выявления групп «риска»

с «ошибочными» профессиональными установками; о необходимости осуществления своевременной корригирующей воспитательно-педагогической работы с обучающимися на ранних этапах учебно-образовательной деятельности.

Настоящая проблема актуальна для образовательных учреждений разного уровня подчинения и разной направленности профессиональной подготовки. Большая часть вузов тщательно походит к вопросам профессионального отбора абитуриентов, обращает внимание на физическую и предпрофильную подготовку кандидатов на обучение по той или иной избранной специальности. Кроме того, сами абитуриенты пытаются критично относиться к профессиональному выбору, проявляют дисциплинированность и исполнительность всех требований, относящихся к организации и поступлению в высшее образовательное учреждение.

Вопросы профессионального отбора и пригодности будущих специалистов являются значимыми на начальном этапе воспитательной и социально-психологической помощи поступающим в данное высшее образовательное учреждение. Будущие студенты проходят собеседование и психологическое тестирование, что в некоторой мере выступает для них собственным «внутренним экзаменом» на проверку истинности мотива-ционных профессиональных предпочтений, социально-политических убеждений и зрелости личности в проявлении гражданственности, а также в некоторых вузах военной направленности они должны показать отличную физическую подготовку.

Тщательный профессиональный отбор позволит избежать целый ряд проблем, с которыми сталкиваются многие образовательные учреждения высшего звена, ориентированные только на результаты ЕГЭ. Поэтому формирующаяся личность будущего специалиста, избравшего своей профессией ту или иную

деятельность, является одной из главных задач учебно-воспитательной работы в условиях конкретного вуза. Психолого-педагогическим вектором воспитательной работы, обеспечения социально-психологического сопровождения студентов в их обучении, социализации и будущей профессионализации выступают учебные подразделения вуза - кафедры, научные лаборатории, базы практик, чья беспрерывная деятельность направлена на совершенствование учебно-воспитательной и научной работы с обучающимися. Определенную лепту в данный процесс вносит кафедра психолого-педагогической подготовки, тематика научно-прикладных исследований которой напрямую связана с совершенствованием учебного процесса в вузе, разработкой и внедрением научно обоснованных программ обучения и воспитания будущих специалистов, а также с повышением квалификации в области педагогики и психологии высшего профессионального образования преподавателей и научных сотрудников образовательных и научных подразделений образовательной организации.

Постановка проблемы и ее обсуждение

Успешность обучения и освоения навыков будущей профессиональной деятельности во многом определяется состоянием зрелости личности в юношеском возрасте - особенностями проявления критичности в оценке себя и своих возможностей, уровнем развития мотивационных аспектов учебной деятельности, сформированностью учебных навыков по освоению дисциплин предметно-профессиональной и гуманитарной подготовки в условиях вуза.

В этой связи актуальной выступает проблема изучения динамики мотивационных предпочтений у студентов вуза на тех или иных этапах обучения, что позволяет судить о различных векторах

формирующегося психологического поля личности в контексте профессионального становления. Наши исследования в этой области свидетельствуют, что направленность личности формируется на основе меняющихся социально-психологических детерминант в рамках психологического (мотивационного) поля поведения в условиях конкретной учебно-образовательной среды, когда успешность обучения определяется не только истинными мотивами учения, но и уровнем и разновидностями интеллекта субъекта, сформированными у него навыками учебной деятельности, с учетом специфики проявления когнитивно-личностных новообразований, обусловленных освоением конкретной профессии [3; 4].

Очевидно, что положения школы К. Левина [5] могут быть взяты за основу научно-методологической базы в изучении феноменов социально-психологических детерминант формирующихся мотивов учения у лиц молодого возраста, обучающихся по различным будущим профессиональным профилям. Особенности феноменологии полевого поведения личности изучались учениками К. Левина [6], что позволило рассматривать роль социально-психологических детерминант в аспекте формирования мотивационных предпочтений, влияющих на успешность деятельности - игровой, учебной, трудовой. Данные положения легли в основу проектирования исследования, посвященного изучению учебной мотивации у студентов начальных курсов медицинского вуза.

Изучение мотивационной сферы человека в отечественной психологии рассматривается с позиций деятель-ностного подхода научной школы А. Н. Леонтьева [7], где иерархия мотивов обусловливает структуру деятельности. Удовлетворение потребностей посредством мотивации поведения становится ведущим звеном в социальной активности человека, в том числе и в сфере

познавательной деятельности, при которой учебные мотивы приобретают стройную иерархическую структуру в зависимости от успешности обучения и реальных учебных достижений. Мотивация на получение знаний, обретение опыта, социальную значимость в учебной группе, совместное взаимодействие при решении поставленных учебно-производственных задач и прочие мотивы поведения образуют потребностно-мо-тивационную сферу личности и требуют от обучающегося сформированности соответствующих качеств и психологических новообразований, характеризующих его как зрелого человека, итогом чего выступает обретение профессионального становления и готовность к трудовой деятельности по избранной специальности.

Изучение учебной мотивации обучающихся возможно опосредованно, то есть путем выделения социально-психологических детерминант, которые связаны с учебной деятельностью. В условиях, например, медицинской образовательной организации такими социально-психологическими детерминантами учения могут выступать: «оценка состояния физического и психического здоровья», «отношения в кругу близких и в учебной группе», «самооценка успеваемости и уровня достижений в учебной деятельности», «интересы и увлечения» и пр. Опосредованный анализ степени представленности выделенных социально-психологических детерминант позволит судить о направленности мотивов поведения студентов начальных курсов медицинской образовательной организации.

В качестве диагностических инструментов, направленных на исследование факторов учебной мотивации, предполагается применение специальных методик, разработанных для исследования лиц подросткового и юношеского возраста, изучения мотивов учебной деятельности посредством шкалирования выделенных образовательных признаков

и семантической оценки их значимости для конкретного обучающегося.

Анкета-вопросник социально-психологического исследования лиц подросткового и юношеского возраста, разработанная В. Ю. Дмитриевым и В. А. Худиком [8]. Анкета затрагивает весь спектр психологического поля личности в системе межличностных отношений в кругу таких социальных институтов, как «семья», «учебное заведение», «общественные организации» и пр., содержит оценку субъект-объектной позиции собственной деятельности - игровой, учебной или трудовой направленности, исходя из самооценки физического и психического здоровья, а также уровня достижения в том или ином виде деятельности. Иными словами, вопросы анкеты отражают социально-психологическую направленность личности, выявляемую посредством субъективного шкалирования изучаемых переменных. Выбор варианта ответа - это статичная характеристика изучаемого свойства на момент проведения исследования. В динамике же данная характеристика может изменяться, что свидетельствует в пользу влияния различных факторов на роль тех или иных детерминант в социально-полевом поведении субъекта деятельности, включая и изменения в мотивационной направленности поведения личности в условиях образовательной среды или иной среды полевого поведения исследуемого.

Условно выделены следующие блоки социально-психологических детерминант, прямо или опосредованно влияющих на особенности проявления учебной мотивации субъекта образовательной деятельности:

а) блок «межличностной аттракции»;

б) блок «интерактивной деятельности»;

в) блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции»;

г) блок «психологического поля личности»;

д) блок «аффективно-мотивационной направленности личности».

Каждый блок содержит определенный континуум - непрерывную совокупность свойств, характеризующих социально-психологическую детерминацию особенностей психологического поля личности испытуемого или группы исследуемых лиц. Поэтому анализ изучаемых переменных актуален как для отдельного испытуемого (в рамках психологического консультирования или сопровождения субъекта учения в условиях образовательной деятельности), так и для исследуемой группы в целом (в рамках корригирования групповой динамики успешности обучения, межличностных отношений, сплоченности и пр.).

Психологический анализ результатов анкетирования по отдельно взятому испытуемому или группы в целом позволяет рассматривать структуру личности не только в системе межличностных отношений в аспекте психосоматического здоровья (В. Н. Мясищев [9]), но и в плане эффективного взаимодействия субъектов в групповой динамике полевого поведения, в частности учебной группы (А. В. Качалова [10]). Корреляционные связи выделенных блоков могут отражать удельный вес изучаемых переменных в истинной и опосредованной характеристике мотива-ционной направленности субъектов учения, определить психолого-педагогические условия корригирования детерминант мотивационного (полевого) поведения как отдельно взятого обучающегося, так и группы в целом.

Методика изучения учебной мотивации, модификация которой предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным [цит. по: 11]. Методика содержит перечень мотивов типа: «Приобрести глубокие и прочные знания», «Получить диплом», «Достичь уважения преподавателей» и пр., которые, безусловно, приобретают статус приемлемых детерминант в аспекте уровня притязаний личности, находящейся в условиях образовательной

деятельности. Возможное ранжирование или шкалирование выбираемых испытуемым и группой учащихся тех или иных обозначенных «учебных мотивов» позволит выявить значимый удельный вес конкретного мотива для исследуемого или группы обучающихся. В реальности же каждый из приведенных в методике учебных мотивов сформулирован так, что испытуемому ничего не остается, как выбрать тот учебный мотив, который наиболее отражает ситуацию конформности, - устоявшееся мнение о том, для чего молодые люди получают среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

Применение данной методики наряду с другими методами изучения мотив учебной деятельности, в том числе и с учетом объективации успешности-неуспешности обучения, позволит критично подойти к анализу иерархической структуры мотивации учения в каждом конкретном случае, нивелируя индуцированный групповой эффект «ложной» учебной мотивации. Выбор мотивационных предпочтений следует рассматривать в контексте мотивационного полевого поведения субъекта учения в статике и динамике, поскольку «срезовое наблюдение» отражает аффективно-интеллектуальную составляющую учебной деятельности исследуемого, тогда как «пролонгированное наблюдение» позволяет говорить о дальних перспективах в изменении иерархической структуры мо-тивационно-целевого поведения субъекта образовательной деятельности.

Полученные результаты исследования по данной методике могут быть использованы в психолого-педагогической коррек-ционной деятельности в индивидуальной и групповой работе с обучающимися при анализе их успеваемости как по отдельно взятым учебным дисциплинам, так и по дисциплинам гуманитарной или предметно-профессиональной направленности, а также в процессе корригирования профессиональных предпочтений на последующих этапах обучения в вузе.

Анкета-вопросник для объективации учебного процесса по дисциплинам гуманитарной, естественной и предметно-профессиональной подготовки предназначена для исследования самооценок обучающихся при освоении различных дисциплин, играющих определенную роль в профессиональном становлении будущего специалиста. Варианты опросов с применением техники семантического дифференциала были разработаны нами и применялись при исследовании студентов, например, медицинского вуза [12] и студентов педагогического вуза -будущих дефектологов [13].

Оптимизация и эффективность учебного процесса способствуют раскрытию мо-тивационных образовательных установок обучающихся при освоении ими учебных дисциплин гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной направленности. При этом важная роль в условиях совместной деятельности принадлежит педагогу. Именно личность преподавателя вуза выступает для обучающихся актуальной социально-психологической де-терминантой в развитии или корригировании учебной мотивации по тому или иному учебному предмету, что определяет в конечном итоге успешность усвоения соответствующих дисциплин, способствует формированию не только интереса к профессии, но и спектр профессиональных интересов в аспекте будущей профессиональной компетентности. Особенности организации образовательной среды, в том числе и в плане методического сопровождения образовательной деятельности педагога, не всегда доступно объективной оценке, хотя в этом вопросе, очевидно, следует прибегать к помощи учащихся, чья «субъективно-объективная» оценка может пролить свет на понимание и принятие обучающимися условий эффективной образовательной среды, в которой личность педагога, его профессионализм занимают значимое место.

Выявление общих проблем образования возможно при совместном обсуж-

дении вопросов качества образования с участниками образовательной деятельности - педагогами и студентами [13, с. 46]. Выбор исследовательского метода отличался ограниченностью изучаемой группы, то есть опросом лишь обучающихся; так как по профессионально-этическим соображениям преподаватели вуза не могли, говоря языком юриспруденции, «свидетельствовать против себя». В этой связи разработка анкет, направленных на изучение эффективности деятельности преподавателей вуза, может сводиться к «субъективно-объективной» оценке особенностей образовательной среды при освоении учебных дисциплин на основе методологии техник семантического дифференциала [14; 15] или репертуарных матриц [16]. Это позволяет, на наш взгляд, получить большую информативность по изучаемым признакам в виде самооценок испытуемых.

При использовании технологии семантического дифференциала опрашиваемым предлагаются варианты анкет, где они должны выбрать точку отметки на шкале, наиболее соответствующую их оценке (причем минимальному числу соответствует слабая выраженность изучаемого признака, а 10 баллам - максимальная выраженность). Сначала испытуемые оценивают себя по вопросам анкеты, а затем предметную область учебной деятельности, которая реализо-вывается определенным преподавателем читаемых дисциплин гуманитарной, естественнонаучной или профессиональной области знания.

Проектирование анкетных опросов предполагало получение структуры составляющих детерминант, характеризующих особенности организации учебного процесса, косвенно влияющего на учебную мотивацию обучающихся. Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны, имеют логико-прогностическую тенденцию, что позволяет исследователю

добавлять необходимые дополнительные вопросы:

• рефлексивная оценка интереса и мотивации учения;

• рефлексивная оценка знаний по изучаемой дисциплине;

• оценка посещаемости учебных занятий по изучаемой дисциплине;

• оценка способности к самостоятельному освоению учебной дисциплины.

Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.

Заключение

Предложенные методики изучения учебной мотивации, объективации осо-

бенностей организации учебной деятельности субъектов образовательной среды хорошо себя зарекомендовали в научных проектах преподавателей Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, проходивших обучение по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» в период 2006-2020 гг. Результаты исследований использовались в учебно-воспитательной работе с целью корригирования мотивов учения на различных этапах обучения студентов в вузе, оптимизации образовательной среды, способствующей также повышению успеваемости и профессионализации личности будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А., Малышева Е. В. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003. 143 с.

2. Худик В. А., Тельнюк И. В, Худик М. В. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения учащейся молодежи (на материале исследования учащихся 9-х классов общеобразовательной школы) // Вестн. С.-Петерб. науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования. 2022. № 3 (3). С. 11-20.

3. Худик В. А., Качалова А. В., Щеглов В. И. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 134 с.

4. Рыжова Н. И. Развитие эмоционального интеллекта как актуальная психолого-педагогическая задача в условиях цифровизации образования // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. памяти академика РАО М. П. Лапчика (г. Омск, 18-19 ноября 2022 г.) / под общ. ред. М. И. Рагулиной. Омск, 2022. С. 73-77.

5. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. 117 с.

6. Худик В. А. Курт Левин: учитель и ученики, их вклад в мировую психологическую науку (к 125-летию со дня рождения) // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 3 (3). С. 52-69.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

8. Дмитриев В. Ю., Худик В. А. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 49-64.

9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.

10. Качалова А. В. Особенности динамики «психологического» поля личности у лиц юношеского возраста с профессиональной педагогической направленностью: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. 186 с.

11. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Выща шк., 1998. С. 254-256.

12. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Рефлексивный опыт студентов медицинского вуза в оценивании и оптимизации педагогических условий учебно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 124-127.

13. Худик В. А. Применение анкетного опроса в объективации учебного процесса студентов-де-фектологов // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 3 (3). С. 46-51.

14. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 157 с.

15. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

16. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина, В. И. По-хилько. М.: Прогресс, 1987. 232 с.

REFERENCES

1. Khudik V. A., Malysheva E. V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty professionalnogo samoopredeleniya starsheklassnikov: rol semyi i shkoly. St. Petersburg: Izd-vo SPbAPPO, 2003. 143 p.

2. Khudik V. A., Telnyuk I. V, Khudik M. V. Sotsialno-psikhologicheskie aspekty professionalnogo samoopredeleniya uchashcheysya molodezhi (na materiale issledovaniya uchashchikhsya 9-kh klassov obshcheobrazovatelnoy shkoly). Vestn. S.-Peterb. nauch.-issled. in-tapedagogiki ipsikhologii vyssh. obrazovaniya. 2022, No. 3 (3), pp. 11-20.

3. Khudik V. A., Kachalova A. V., Shcheglov V. I. Stanovlenie "psikhologicheskogo polya" lichnosti u lits yunosheskogo vozrasta s professionalno-pedagogicheskoy napravlennostyu. St. Petersburg: Izd-vo RGPU, 2001. 134 p.

4. Ryzhova N. I. Razvitie emotsionalnogo intellekta kak aktualnaya psikhologo-pedagogicheskaya zadacha v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya. In: Informatizatsiya obrazovaniya: teoriya i praktika. Proceedings of International scientific-practical conference in memory of Academician of the Russian Academy of Education M. P. Lapchik (Omsk, 18-19 Nov. 2022). Ed. by M. I. Ragulina. Omsk, 2022. Pp. 73-77.

5. Zeygarnik B. V. Teoriya lichnosti Kurta Levina. Moscow: Izd-vo MGU, 1981. 117 p.

6. Khudik V. A. Kurt Levin: uchitel i ucheniki, ikh vklad v mirovuyu psikhologicheskuyu nauku (k 125-letiyu so dnya rozhdeniya). Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015, No. 3 (3), pp. 52-69.

7. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Moscow: Politizdat, 1977. 304 p.

8. Dmitriev V. Yu., Khudik V. A. Anketa-oprosnik sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya podrostkov. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2017, No. 4 (12), pp. 49-64.

9. Myasishchev V. N. Lichnost i nevrozy. Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1960. 426 p.

10. Kachalova A. V. Osobennosti dinamiki "psikhologicheskogo" polya lichnosti u lits yunosheskogo vozrasta s professionalnoy pedagogicheskoy napravlennostyu. PhD dissertation (Psychology). Stavropol, 2001. 186 p.

11. Ilyin E. P. Motivy cheloveka: teoriya i metody izucheniya. Kiev: Vyshcha shk., 1998. Pp. 254-256.

12. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Refleksivnyy opyt studentov meditsinskogo vuza v otsenivanii i optimizatsii pedagogicheskikh usloviy uchebno-obrazovatelnoy sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014, No. 6 (49), pp. 124-127.

13. Khudik V. A. Primenenie anketnogo oprosa v obyektivatsii uchebnogo protsessa studentov-defektologov. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015, No. 3 (3), pp. 46-51.

14. Shmelev A. G. Vvedenie v eksperimentalnuyu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti. Moscow: Izd-vo MGU, 1983. 157 p.

15. Petrenko V. F. Osnovy psikhosemantiki. Moscow: Eksmo, 2010. 480 p.

16. Francella F., Bannister D. Novyy metod issledovaniya lichnosti. Rukovodstvo po repertuarnym lichnostnym metodikam. Transl. from English. Ed. by Yu. M. Zabrodin, V. I. Pokhilko. Moscow: Progress, 1987. 232 p. (In Russian)

Худик Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики, ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

e-mail: vkhudik@mail.ru

Khudik Vladimir A., ScD in Education, Professor, Pedagogy Department, Military Medical Academy, Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg

e-mail: vkhudik@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.02.2023 The article was received on 07.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.