Научная статья на тему 'АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ОБЪЕКТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОЙ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ОБЪЕКТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОЙ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТА-ВОПРОСНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / ИНТЕРЕСЫ К ПРОФЕССИИ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Предложены варианты анкет для изучения педагогических условий объективизации учебного процесса в вузе. В основе методологии создания анкет принцип семантического шкалирования, когда испытуемые оценивают себя и роль преподавателя дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки в формировании интереса к учебе, мотивации учебных достижений и формирующихся будущих профессиональных компетенций. Анкеты являются универсальным инструментом по исследованию объективации учебной деятельности в вузе любого профиля подготовки. Апробированы в условиях педагогического и медицинского вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE FOR THE OBJECTIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINES OF HUMANITARIAN, NATURAL SCIENCE AND SUBJECT-PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

Variants of questionnaires for studying the pedagogical conditions of the objectivization of the educational process at the university are proposed. The methodology for creating questionnaires is based on the principle of semantic scaling, when subjects evaluate themselves and the role of a teacher of disciplines in the humanities, natural sciences and subject-professional training in shaping interest in learning, motivating learning achievements and developing future professional competencies. Questionnaires are a universal tool for studying the objectification of educational activities in a university of any training profile. Tested in the conditions of pedagogical and medical universities.

Текст научной работы на тему «АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ОБЪЕКТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОЙ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.124+159.9.072.5

В. А. Худик

АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ОБЪЕКТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОЙ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Введение. В начале XXI века многие вузы Российской Федерации увлекались демократическими преобразованиями, когда большая часть управленческих решений по оптимизации деятельности учебных заведений принимались коллегиально, то есть в ученые и педагогические советы входили представители различных подразделений — профессорско-преподавательского состава кафедр и лабораторий, студенческой молодежи, службы административно-хозяйственной деятельности, пр., которые по формальным признакам фактически сохранились и в наше время. Совместно они вырабатывали концепцию развития образовательного учреждения, решали насущные вопросы эффективной работы учебно-образовательных и других подразделений вуза.

Одними из таких вопросов являлись вопросы о балльно-рей-тинговой оценке успешности обу-

чения [1—3] или работы профессорско-преподавательского состава [4—6], которые, с одной стороны, позволяли объективировать особенности учебного процесса по читаемым дисциплинам, а с другой, — определить успешность работы педагога в аудитории со студентами. Иными словами, преподаватели вуза оценивались студентами по балльной шкале и по различным параметрам. Вполне возможным могло быть то, что преподаватель, который отличался «требовательностью», «объективным оцениванием знаний» и т. д., мог получить значительно низкие оценки, и наоборот, преподаватель, отличающийся либеральными установками, мог получить более высокие оценки со стороны студентов. Одностороннее субъективное оценивание одним лишь из субъектов совместной деятельности — обучающимися — не является достаточно объективным, в том

числе и при необходимости осуществления анализа условий объективации учебного процесса по тем или иным дисциплинам, предметная область которых напрямую связана с формированием определенных профессиональных компетенций будущих выпускников вуза.

В этой связи возникает необходимость в разработке процедуры анкетных опросов с применением техники семантического дифференциала, когда опрашиваемые субъекты совместной деятельности могли бы предоставлять свои оценки не только, ориентируясь на собственную самооценку в отношении изучаемого признака, но и находясь в системе сравнительного оценивания, например, с позиции преподавателя конкретной читаемой учебной дисциплины. Данный подход позволил бы изучить скрытую учебную мотивацию учащихся по отношению к различным предметам, прямо или косвенно касающихся формирующихся профессиональных компетенций. Нередко, конечно, за всем этим стоит личность педагога, принимая или отвергаемая сознательно обучающимися. Последние лишены права выбора Учителя, а поэтому в силу пока ещё инфантильных установок вынуждены согласиться с текущим положением дел в образовании, тогда как балльно-рейтин-говое оценивание преподавателей с точки зрения обучающихся хоть как-то позволяет высказать своё мнение об уровне профессионализма преподавателя, его качествах и эмпатийных настроениях.

Методология проектирования методического инструментария. Анкета-вопросник для объективации учебного процесса по дисциплинам гуманитарной, естественной и предметно-профессиональной подготовки предназначена для исследования самооценок обучающихся при освоении различных дисциплин, играющих определенную роль в профессиональном становлении будущего специалиста. Варианты опросов с применением техники семантического дифференциала были разработаны нами и применялись при исследовании студентов медицинского вуза [7], студентов-дефекто-логов педагогического вуза [8].

Оптимизация и эффективность учебного процесса способствуют раскрытию мотивационных образовательных установок обучающихся при освоении ими учебных дисциплин гуманитарной, естественно-научной и профессиональной направленности. При этом важная роль в условиях совместной деятельности принадлежит педагогу. Именно личность преподавателя вуза выступает для обучающихся актуальной социально-психологической детерминан-той в развитии или корригировании учебной мотивации по тому или иному учебному предмету, что определяет, в итоге, успешность усвоения соответствующих дисциплин, способствует формированию не только интереса к профессии, но и спектр профессиональных интересов в аспекте будущей профессиональной компетентно-

сти. Особенности организации образовательной среды, в том числе и в плане методического сопровождения образовательной деятельности педагога, не всегда доступно объективной оценке, хотя в этом вопросе очевидно следует прибегать к помощи учащихся, чья «субъективно-объективная» оценка может пролить свет на понимание и принятие обучающимися условий эффективной образовательной среды, в которой личность педагога, его профессионализм занимают значимое место.

Выявление общих проблем образования возможно при совместном обсуждении вопросов качества образования с участниками образовательной деятельности — педагогами и студентами. Поэтому выбор исследовательского метода отличался ограниченностью изучаемой группы, то есть опросом лишь обучающихся, так как по профессионально-этическим со-обращениям преподаватели вуза не могли, говоря языком юриспруденции, «свидетельствовать против себя». В этой связи разработка анкет, направленных на изучение эффективности деятельности преподавателей вуза, может сводиться к «субъективно-объективной» оценке особенностей образовательной среды при освоении учебных дисциплин на основе методологии техник семантического дифференциала [9—10] или репертуарных матриц [11], что позволяет получить большую информативность по изучаемым признакам в виде самооценок испытуемых.

При использовании технологии семантического дифференциала опрашиваемым предлагаются варианты анкет, где они должны выбрать точку отметки на шкале, наиболее соответствующую их оценке (причем минимальному числу соответствует слабая выраженность изучаемого признака, а 10 баллам — максимальная выраженность). Сначала испытуемые оценивают себя по вопросам анкеты, а затем предметную область учебной деятельности, которая ре-ализовывается определенным преподавателем читаемых дисциплин гуманитарной, естественно-научной или профессиональной области знания.

Стимульный материал, предъявляемый обучающимся. Предлагаемая анкета основывается на базовом материале, который используется для получения общих сведений об эффективности работы того или иного преподавателя. В основе разработанной нами анкеты лежит принцип точной локализации изучаемого признака, например, «выявление интереса к дисциплине» или «мотивации к знаниям», др. Кроме того, вопросы в анкете формулируются таким образом, чтобы отвечающий понимал, что исследуется его самооценка по конкретному изучаемому признаку.

Проектирование анкетных опросов предполагало получение структуры составляющих детерминант, характеризующих особенности организации учебного процесса, косвенно влияющего на учебную мотивацию обучающихся.

Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны, имеют логико-прогностическую тенденцию (рис. 1), что позволяет исследователю добавлять необходимые дополнительные вопросы:

1) рефлексивная оценка интереса и мотивации учения (вопросы № 2, 4, 10);

2) рефлексивная оценка знаний по изучаемой дисциплине (вопросы № 1, 9);

3) оценка посещаемости учебных занятий по изучаемой дисциплине (вопросы № 3, 6—7);

4) оценка способности к самостоятельному освоению учебной дисциплины (вопросы № 5, 8).

Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.

Поскольку в основе концепции создания анкеты — получение рефлексивной оценки по типу семантического дифференциала (в котором оценки относятся к опрашиваемому и к конкретному преподавателю, а точнее — к изучаемой учебной дисциплине), то и проек-

тирование стимульного материала было направлено на получение сравнительных оценок.

Однако процедура опыта заключается не столько в оценке изучаемого признака в баллах, сколько в объективации данной оценки путем включения элементов семантического дифференциала, что позволяет повысить уровень личностной критичности опрашиваемого. Так, при озвучивании инструкции для опрашиваемых, акцент делается на то, что сначала необходимо оценить «себя» в аспекте изучаемых дисциплин гуманитарной, естественной и предметно-профессиональной подготовки (то есть в каждом из трех бланков и по каждому вопросу выбрать соответствующий балл), а затем произвести ту же оценку во всех следующих трех бланках, но с учетом предметных циклов гуманитарной, естественной или предметно-профессиональной подготовки, за которыми стоят, конечно, преподаватели определенных

Рис. 1. Проективная направленность блоков вопросов анкеты для изучения эффективности учебного процесса по изучаемой дисциплине

кафедр учебного заведения. То есть, фактически по результатам анкетирования, мы получаем две оценки — первая связана с самооценкой обучающегося самого себя, а вторая — представляет собой оценку студентом цикла предметов (преподавателей), с которыми связана оценка дисциплин гуманитарной, естественной или предметно-профессиональной подготовки, а также организация учебного процесса по этим дисциплинам.

Построенная таким образом процедура анкетирования позволяет с позиции технологии семантического дифференциала усилить ответственность обучающихся по оцениванию качества предметной подготовки (за которой стоят конкретные преподаватели), выявить позитивные и негативные детерминанты в организации учебной деятельности, влияющие на скрыты проявления мотивации к учению при освоении дисциплин гуманитарной, естественной или предметно-профессиональной подготовки.

Стимульный материал анкеты «Учебный процесс по дисциплинам гуманитарной подготовки глазами обучающихся».

Инструкция. Уважаемы студенты! Обучение в вузе — одно из важных событий в вашей жизни. В этот период времени вы получаете опыт педагогического взаимодействия с преподавателями, адаптируетесь к различным условиям учебной деятельности, приобретаете навыки учения и самостоятельной работы по овладению будущими профессиональными компетенциями.

Просим ответить на вопросы анкеты, относящиеся к циклу дисциплин гуманитарной подготовки, где минимальному числу соответствует слабая выраженность изучаемого признака, а большему — значительная представленность изучаемого свойства. Анализ данных позволит нам учесть полученные результаты в оптимизации учебного процесса в вузе.

Обведите, пожалуйста, кружочком соответствующую вашей оценке цифру в вопросе.

Благодарим за участие.

1. Мои знания по дисциплинам гуманитарной подготовки во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и опыта работы преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Моя мотивированность к усвоению учебного материала во многом зависит от умения подать материал преподавателями дисциплин гуманитарного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Мои посещения занятий по дисциплинам гуманитарной подготовки обусловлены требовательностью со стороны преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Мой интерес к обучению по дисциплинам гуманитарной подготовки усиливается в связи с увлекательностью подачи учебного материала, разнообразием в подаче материала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Информативность занятий побуждает меня к самостоятельному изучению предметной области дисциплин гуманитарного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Моё желание посещать учебные занятия по дисциплинам гуманитарной подготовки, общаться с преподавателями и обучающимися обусловлено культурой поведения обучающихся учебной группы и преподавателя, вежливым и доброжелательным отношением друг другу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Меня дисциплинирует в учебном процессе аккуратность, точность действий со стороны преподавателей гуманитарных дисциплин, отсутствие пропусков учебных занятий как с моей стороны, так и преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Я охотно принимаю по отношению к себе требовательные меры по учебному процессу, неравнодушие к моим результатам учебы со стороны преподавателей дисциплин гуманитарного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Меня стимулирует к учебе справедливость и объективность оценок знаний обучающихся преподавателем дисциплин гуманитарного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Стимульный материал анкеты «Учебный процесс по дисциплинам естественно-научной подготовки глазами обучающихся».

Инструкция. Уважаемы студенты! Обучение в вузе — одно из важных событий в вашей жизни. В этот период времени вы получаете опыт педагогического взаимодействия с преподавателями, адаптируетесь к различным условиям учебной деятельности, приобретаете навыки учения и самостоятельной работы по овладению будущими профессиональными компетенциями.

Просим ответить на вопросы анкеты, относящиеся к циклу дисциплин естественно-научной подготовки, где минимальному числу соответствует слабая выраженность изучаемого признака, а большему — значительная представленность изучаемого свойства. Анализ данных позволит нам учесть полученные результаты в оптимизации учебного процесса в вузе.

Обведите, пожалуйста, кружочком соответствующую вашей оценке цифру в вопросе.

Благодарим за участие.

1. Мои знания по дисциплинам естественно-научной подготовки во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и опыта работы преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Мне бы хотелось повысить уровень своих знаний у преподавателя, если бы он читал другую из предметного гуманитарного профиля дисциплину.

2. Моя мотивированность к усвоению учебного материала во многом зависит от умения подать материал преподавателями дисциплин естественно-научного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Мои посещения занятий по дисциплинам естественно-научной подготовки обусловлены требовательностью со стороны преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Мой интерес к обучению по дисциплинам естественно-научной подготовки усиливается в связи с увлекательностью подачи учебного материала, разнообразием в подаче материала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Информативность занятий по-

буждает меня к самостоятельному из-

учению предметной области дисци-

плин естественно-научного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Моё желание посещать учебные занятия по дисциплинам естественно-научной подготовки, общаться с преподавателями и обучающимися обусловлено культурой поведения обучающихся учебной группы и преподавателя, вежливым и доброжелательным отношением друг другу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Меня дисциплинирует в учебном процессе аккуратность, точность действий со стороны преподавателей естественно-научных дисциплин, отсутствие пропусков учебных занятий как с моей стороны, так и преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Я охотно принимаю по отношению к себе требовательные меры по учебному процессу, неравнодушие к моим результатам учебы со стороны преподавателей дисциплин естественно-научного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Меня стимулирует к учебе справедливость и объективность оценок знаний обучающихся преподавателем дисциплин естественно-научного цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Мне бы хотелось повысить уровень своих знаний у преподавателя, если бы он читал другую из предметного естественно-научного профиля дисциплину.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Стимульный материал анкеты «Учебный процесс по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки глазами обучающихся».

Инструкция. Уважаемы студенты! Обучение в вузе — одно из важных событий в вашей жизни. В этот период времени вы получаете опыт педагогического взаимодействия с преподавателями, адаптируетесь к различным условиям учебной деятельности, приобретаете навыки учения и самостоятельной работы по овладению будущими профессиональными компетенциями.

Просим ответить на вопросы анкеты, относящиеся к циклу дисциплин предметно-профессиональной подготовки, где минимальному числу соответствует слабая выраженность изучаемого признака, а большему — значительная представленность изучаемого свойства. Анализ данный позволит нам учесть полученные результаты в оптимизации учебного процесса в вузе.

Обведите, пожалуйста, кружочком соответствующую вашей оценке цифру в вопросе.

Благодарим за участие.

1. Мои знания по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и опы-

2. Моя мотивированность к усвоению учебного материала во многом зависит от умения подать материал преподавателями дисциплин предметно-профессионального цикла.

3. Мои посещения занятий по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки обусловлены требовательностью со стороны преподавателей.

4. Мой интерес к обучению по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки усиливается в связи с увлекательностью подачи учебного материала, разнообразием в подаче мате-

5. Информативность занятий побуждает меня к самостоятельному изучению предметной области дисциплин профессиональной подготовки.

6. Моё желание посещать учебные занятия по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки, общаться с преподавателями и обучающимися обусловлено культурой поведения обучающихся учебной группы и преподавателя, вежливым и доброжелательным отношением друг другу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Меня дисциплинирует в учебном процессе аккуратность, точность действий со стороны преподавателей предметно-профессиональных дисциплин, отсутствие пропусков учебных занятий как с моей стороны, так и преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Я охотно принимаю по отношению к себе требовательные меры по учебному процессу, неравнодушие к моим результатам учебы со стороны преподавателей дисциплин предметно-профессионального цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Меня стимулирует к учебе справедливость и объективность оценок знаний обучающихся преподавателем дисциплин предметно-профессионального цикла.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Мне бы хотелось повысить уровень своих знаний у преподавателя, если бы он читал другую из предметно-профессионального профиля дисциплину.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка и анализ результатов анкетирования. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью программы Microsoft Office Excel 2003 (и следующих версий), куда вносятся данные по каждому варианту анкеты, что позволяет выполнить вычисления, анализировать количественные характеристики по тому или

та работы преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

риала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

иному варианту выбора ответа и вопросу в целом, а также интерпретировать прогностические тенденции в корреляционной зависимости между различными переменными.

В целом обработка данных одной анкеты выглядит следующим образом. Сначала подсчитывается количество баллов по ответам самого испытуемого (эти результаты представлены в бланке анкеты, скажем, красным кружочком). Например, по данным испытуемого Т. количество баллов равняется 67, что соответствует 67%, поскольку самое большое количество процентов равно 100, то есть соответствует 100 баллам. Затем подсчитываем количество набранных баллов по оценке этим же испытуемым преподавателя (например, С.) дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. Если конкретизировать личность преподавателя, то получим общую оценку организации им учебной деятельности и характеристику других изучаемых параметров, влияющих на учебную мотивацию обучающегося. Предположим, что данный преподаватель набрал 82 балла, что соответствует 82%. При анализе полученных данных можно обратить внимание на то, по каким вопросам отмечается большее или меньшее расхождение в оценках, что позволяет определить удельный вес влияния преподавателя на организацию учебного процесса в студенческой группе. Данные по всей группе

суммируются, и определяется среднее значение в баллах, что соответствует выраженности общей оценки в процентах.

Обработка результатов осуществляется по всем трем анкетам, где обучающийся сначала оценивает себя, а затем — абстрактно оценивает преподавателя, читавшего дисциплины гуманитарного, естественно-научного или предметно-профессионального блоков. Безусловно, что оценка преподавателей может существенно изменяться, что является вполне адекватным явлением, отражающим роль субъект-субъектных отношений в совместной образовательной деятельности. В то же время это позволяет повысить критерии оценивания скрытых социально-психологических детерминант, влияющих на интересы к учебе, мотивы учения и организацию учебного процесса в целом.

Заключение. Настоящие варианты анкет могут отражать приблизительную картину организации учебного процесса в группе обучающихся. Они могут быть применены как при исследовании самих обучающихся (самооценка), так и при изучении условий объективации учебной деятельности (оценивание преподавателей), за которыми стоят определенные циклы предметных дисциплин — гуманитарной, естественно-научной или профессиональной подготовки. Условное соотношение «субъективного» и «объективного» оценивания позволяет наблюдать возможные «ножницы» при анализе

педагогических условий организации учебного процесса в вузе, выявить скрытые резервы роли социально-психологических детерминант, влияющих на формирование

у обучающихся интересов и мотивов учения при освоении дисциплин гуманитарной, естественнонаучной или предметно-профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стариченко Б. Е. Балльно-рей-тинговая система оценивания учебной деятельности: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116-125.

2. Иляшенко Л. К., Ваганов О. И., Лапшова А. В. Особенности реализации рейтинговой системы оценки в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 251-254.

3. Деева Н. В., Смирнова А. Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности глазами студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 158-164.

4. Андрущак Г. В. Система оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 106-115.

5. Ягудина Л. Р. Оценка преподавателей студентами как инструмент обеспечения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 261-276.

6. Софьина В. Н., Салкова О. В., Банникова Д. Я., Марченко Т. С.

Оценка профессиональной компетентности преподавателя вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 19-24.

7. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Рефлексивный опыт студентов медицинского вуза в оценивании и оптимизации педагогических условий учебно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 124-127.

8. Худик В. А. Применение анкетного опроса в объективации учебного процесса студентов-дефектологов // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 3 (3). С. 46-51.

9. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 157 с.

10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуар. личност. методикам / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 232 с.

REFERENCES

1. Starichenko B. E. Score-rating system for evaluating educational activities: questions of appointment // Pedagogical education in Russia. 2017. No. 5. P. 116— 125. (In Russ.). 34

2. Ilyashenko L. K., Vaganov O. I., Lapshova A. V. Features of the implementation of the rating system of assessment in the educational process of the university // Baltic Humanitarian

Journal. 2018. V. 7. No. 2 (23). P. 251— 254. (In Russ.).

3. Deeva N. V., Smirnova A. G. Score-rating system for assessing educational activities through the eyes of students // Vocational education in Russia and abroad. 2021. No. 4 (44). P. 158-164. (In Russ.).

4. Andrushchak G. V. The system of assessment of teachers by students: managerial innovations in Russian universities // Questions of Economics. 2007. No. 6. P. 106-115. (In Russ.).

5. Yagudina L. R. Evaluation of teachers by students as a tool for ensuring the quality of education. Siberian Pedagogical Journal. 2011. No. 7. P. 261276. (In Russ.).

6. Sofina V. N., Salkova O. V., Bannikova D. Ya., Marchenko T. S. Evaluation of the professional competence of a university teacher // Siberian Pedagogical Journal. 2013. No. 4. P. 1924. (In Russ.).

7. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Reflective experience of

students of a medical university in assessing and optimizing the pedagogical conditions of the educational environment // World of Science, Culture, Education. 2014. No. 6 (49). P. 124-127. (In Russ.).

8. Khudik V. A. The use of a questionnaire survey in the objectification of the educational process of students-defectologists // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 3 (3). P. 4651. (In Russ.).

9. Shmelev A. G. Introduction to experimental psychosemantics: theoretical and methodological foundations and psychodiagnostic possibilities. M.: MGU Publishing House, 1983. 157 p. (In USSR).

10. Petrenko V. F. Fundamentals of psychosemantics. 3rd ed. M.: Eksmo, 2010. 480 p. (In Russ.).

11. Francella F., Bannister D. A new method of personality research. Guide to repertoire personal methods / Translation from English. M.: Progress, 1987. 232 p. (In USSR).

Поступила в редакцию: 16.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.