Научная статья на тему 'Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, осваивающих тему «Педагогические основы обучения»'

Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, осваивающих тему «Педагогические основы обучения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. / PEDAGOGICAL BASICS OF TEACHING / LECTURE / PRACTICAL LESSON / METHODOLOGICAL SUPPORT.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Т. Б., Лобажевич В. В., Морозов Б. В.

Статья посвящена вопросам методического сопровождения лекционного и практических занятий на тему «Педагогические основы обучения» в рамках изучения дисциплины «Психология и педагогика». Раскрывается методика проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, даются необходимые рекомендации преподавателям и обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Т. Б., Лобажевич В. В., Морозов Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of conducting classes with students of a medical university mastering the topic "Pedagogical foundations of education"

The article is devoted to the issues of methodological support for lectures and practical classes on the topic "Pedagogical foundations of education" in the framework of studying the discipline "Psychology and Pedagogy". The methodology of conducting classes with students at a medical university is revealed, the necessary recommendations are given to teachers and students.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, осваивающих тему «Педагогические основы обучения»»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.147

Т. Б. Зотова, В. В. Лобажевич, Б. В. Морозов

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОСВАИВАЮЩИХ ТЕМУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ»

Введение. Образовательные программы по педагогике для обучающихся медицинского вуза направлены на интеграцию технологий обучения в практику профессиональной деятельности, то есть формирования компетентностной личности [1—2]. Круг профессиональных компетенций в лечебной деятельности проявляется на основе роли тех или иных клинико-педагогических школ, с которыми связывают обучение и формирующийся практический опыт, начиная с первых шагов обретения знаний, умений и навыков будущей профессии в медицинском колледже или вузе, в процессе обучения в ординатуре и т. д. На всех этапах образовательная среда учебной организации медицинского профиля раскрывает дидактические приемы [3—4], позволяющие обучающимся «научиться учиться» и, тем самым, ощутить на себе «опыт об-

учения», изменяющийся в динамике по мере освоения дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно профессионального циклов [5].

Педагогические основы обучения занимают важное место в цикле психолого-педагогических дисциплин, преподавание которых реализуется в соответствии с утвержденными учебными планами. В частности, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности «Лечебное дело» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика» обучающийся должен:

• знать: предмет, методы и основные категории педагогической науки; систему принципов и методы обучения;

• уметь: организовать и провести учебное занятие в соответствии с утвержденной тематикой.

Знания и умения обучающиеся осваивают по целому ряду тем, отражающих логику и динамику формирующихся компетенций. При этом тема: «Педагогические основы обучения» — одна из центральных в дидактике и относится к персонифицированному опыту субъектов совместной образовательной деятельности — педагога и обучающихся.

Опыт и методика проведения занятий по теме: «Педагогические основы обучения», овладение которой способствует качественной подготовке будущих специалистов здравоохранения.

Общая трудоемкость (объем) учебной дисциплины «Психология и педагогика», в рамках которой изучается данная тема, составляет две зачетные единицы (всего 72 часа учебного времени). На изучение темы «Педагогические основы обучения» выделено 15 часов. Из них 2 часа — на лекцию, 8 часов — на практические занятия и 5 часов — на самостоятельную работу.

Учитывая данные условия, используются следующие подходы для обучения специалистов здравоохранения. Прежде всего, на указанную тему отводится базовая двухчасовая лекция.

При этом её содержание включает следующие дидактические единицы:

1. Педагогика как наука. Цели, функции, задачи педагогики. Объект, предмет, отрасли и методы педагогики. Основные педагогические категории. Система принципов обучения.

2. Методы и формы обучения в медицинской организации. Классификация методов и форм обучения. Современные подходы к организации обучения в медицинском вузе. Основные направления и условия совершенствования обучающих технологий, их потенциальные возможности в учебно-воспитательном процессе. Инновационное обучение. Интерактивное обучение. Информационные технологии обучения.

3. Педагогический процесс как система. Профессионально-педагогическая культура руководителя. Методы и средства педагогического воздействия на личность. Процесс обучения и его закономерности. Педагогические основы проведения занятий.

Лекция читается с использованием технических средств обучения, используемых для демонстрации в ходе лекции презентации по теме занятия.

В начале лекции до обучающихся доводится литература, рекомендуемая для самостоятельной работы по теме лекции. При этом основные источники по году издания не должны быть старше пяти лет. Указание источников сопровождается ссылками на конкретные страницы, содержащие учебный материал, подлежащий изучению в ходе отработки данной темы в часы самостоятельной работы.

Во введении отмечается, что профессиональное и личностное становление обучающихся в медицинских образовательных учреждениях и овладение ими в процес-

се образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.

При этом подчеркивается огромный накопленный практический опыт отечественных медиков-педагогов, который составляет «золотой фонд» высшего медицинского образования. Уточняется, что большой вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования внесли такие ученые и практики, как М. Я. Му-дров (1776-1831), Н. И. Пирогов (1810-1891), И. М. Сеченов (1829— 1905), Г. А. Захарьин (1829/30-1897), С. П. Боткин (1832-1889), И. П. Павлов (1849-1936), С. С. Корсаков (18541900), В. М. Бехтерев (1857-1927), А. В. Вишневский (1874-1948), П. Б. Ган-нушкин (1875-1933), И. В. Давыдовский (1887-1968), А. Н. Бакулев (1890-1967), А. А. Вишневский (1906—1975) и многие другие.

Отмечается, что педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Её значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.

Далее доводятся основные учебные цели лекции, которые формулируются следующим образом: сформировать представление о педагогической науке, раскрыть её сущность и особенности; рассмотреть принципы обучения и возможность их реализации в деятельности врача; раскрыть методы и формы обучения в медицинской

организации, методические особенности проведения основных видов учебных занятий в процессе профессиональной деятельности; ознакомить с особенностями педагогического процесса.

При рассмотрении первого учебного вопроса целесообразно остановиться на истории возникновения педагогики как науки. Необходимо ответить на вопрос: что же представляет собой наука педагогика и что она изучает?

Важно подчеркнуть, что педагогика не существует вне политики. Ей внутренне присуща политическая направленность. Однако педагогика не сводится к политике, точно так же, как и политика не сводится к педагогике. При этом политика имеет значительно более широкий диапазон действий, особые функции, методы и содержание, из которых педагогические функции являются только её частью.

Раскрывая существующие отрасли педагогики, особое внимание необходимо уделить специальной педагогике (дефектологии), которая включает сурдопедагогику; тифлопедагогику; и олигофренопедагогику. Важно отметить, что твердые знания вопросов данной отрасли педагогики необходимы выпускникам медицинского вуза для их дальнейшей практической деятельности.

Рассматривая методы педагогической науки, следует обратить внимание на то, что особое место среди них занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский врач и

психолог А. Ф. Лазурский (1874— 1917), ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясище-ва. В 1897 г. окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, с 1895 г. — сотрудник в клинике В. М. Бехтерева в клинике душевных и нервных болезней. Следует подчеркнуть, что суть этого метода состоит в том, что исследователь для анализа тех или иных педагогических явлений создает педагогические ситуации, которые не нарушают естественного хода деятельности всех субъектов педагогического процесса.

Педагогический эксперимент является одним из самых сложных методов в педагогике и требует серьезной подготовки исследователя к его проведению. Основное содержание данного метода включает в себя: постановку цели; формулировку гипотезы; выбор контрольных и экспериментальных групп (объектов исследования); определение сроков проведения эксперимента; анализ полученных результатов; формулировку выводов.

Следует особое внимание уделить раскрытию сущности основных педагогических категорий: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие. При этом необходимо подчеркнуть, что воспитание является ведущей педагогической категорией.

Принципы обучения целесообразно рассмотреть в общем плане и с учетом возможности их реали-

зации в деятельности врача. Отметить, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, например, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучающихся. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

Изучение первого и последующих учебных вопросов заканчивается выводом и логическим переходом к следующему вопросу.

При рассмотрении второго учебного вопроса лекции необходимо дать формулировку метода обучения и ознакомить обучающихся с существующими классификациями методов. Особое внимание уделить возможностям использования традиционных методов для проведения занятий в медицинской организации. Раскрыть факторы, влияющие на выбор метода обучения.

Важно отметить, что эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих друг другу методов обучения.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные и интерактивные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего

на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.

Далее следует дать определение форм обучения и привести их классификацию. Довести до обучающихся, что формы обучения непрерывно совершенствуются, появляются их новые разновидности. Они используются в тесной связи с методами обучения. Эта совокупность и определяет вид занятий.

В последующем рассматриваются цели и порядок проведения основных видов занятий: лекций и практических занятий. При этом учитывается, что по данной теме будет проведено два практических занятия с составлением плана проведения лекции и проведением фрагмента лекции, а также составлением плана проведения практического занятия и проведением фрагмента практического занятия. Поэтому необходимо более подробно изложить теорию данных вопросов в лекции и при этом акцентировать внимание обучающихся на самостоятельной подготовке к предстоящим практическим занятиям с выбором произвольных тем и соответствующего теоретического материала.

При рассмотрении третьего учебного вопроса лекции важно раскрыть сущность педагогического процесса, назвать главную его цель, а также основные структурные компоненты, задачи и особенности.

Особое внимание следует уделить вопросам становления и совершенствования профессионально-педагогической культуры руководителя. Целесообразно ознако-

мить обучающихся с методами и средствами педагогического воздействия на личность.

В заключительной части лекции выдать задания на практические занятия, следующие за ней. При этом руководителем занятия подчеркивается необходимость выполнения обучающимися всех указаний и рекомендаций по подготовке к практическим занятиям.

Основная учебная цель проведения практических занятий заключается в формировании у обучающихся умений в обучении врачебного, среднего и младшего медицинского персонала.

Воспитательная цель занятия заключается в формировании у обучающихся чувства такта, культуры общения, необходимых при обучении врачебного, среднего и младшего медицинского персонала.

На первом практическом занятии отрабатываются два учебных вопроса, посвященных составлению плана проведения лекции и проведению фрагмента лекции.

В начале занятия целесообразно заслушать доклады обучающихся с вариантами решения дидактических задач, разработанных на примерах возможных педагогических ситуаций. Ситуационные задачи выдаются обучающимся заранее для решения во время самостоятельной подготовки. После обсуждения вариантов решений ситуационных задач подводится краткий итог по результатам их отработки.

Далее в целях проверки знаний обучающихся по изучаемой теме

проводится контроль исходного уровня знаний в соответствии с контрольными вопросами, изложенными в задании на практическое занятие.

В начале отработки первого учебного вопроса необходимо проверить наличие в рабочих тетрадях обучающихся форм плана проведения лекции и текста лекции, указать на возможные недостатки. Далее следует организовать составление плана проведения лекции по самостоятельно выбранной теме, оказывая необходимую помощь. В конце отработки первого вопроса требуется проверить качество подготовленных документов, задать обучающимся уточняющие вопросы, подвести краткий итог выполнения учебных заданий.

Отработку второго учебного вопроса нужно организовать, используя предложенный вариант оформления текста лекции для разработки ее фрагмента по выбранной теме.

По окончании данной работы организовать поочередное изложение обучающимися разработанных фрагментов лекции. После каждого выступления организовывать мини обсуждение коммуникативных действий «лектора» в соответствии с требованиями дидактических принципов. Подвести краткий итог по второму учебному вопросу.

В итоге проведения занятия обучающийся должен научиться раскрывать сущность подготовки и методики проведения лекции, реа-лизовывать положения руководя-

щих документов в организации обучения врачебного, среднего и младшего медицинского персонала, учитывать особенности аудитории, мотивировать аудиторию, организовать и проводить учебное занятие в соответствии с утвержденной тематикой.

В ходе проведения второго практического занятия отрабатываются три учебных вопроса, посвященных отработке ситуационных задач на примерах педагогических ситуаций, составлению плана проведения практического занятия и проведению фрагмента практического занятия.

В целях проверки знаний обучающихся по изучаемой теме в ходе устного опроса проводится контроль исходного уровня знаний в соответствии с контрольными вопросами задания на практическое занятие.

По первому учебному вопросу целесообразно организовать последовательную отработку ситуационных задач на примерах педагогических ситуаций. По результатам работы заслушать несколько обучающихся. Подвести краткий итог по первому учебному вопросу.

В начале отработки второго учебного вопроса проверить наличие в рабочих тетрадях обучающихся формы плана проведения практического занятия, указать на недостатки. Далее организовать разработку плана проведения практического занятия по самостоятельно выбранной теме, оказывая необходимую помощь. В конце отработки второго вопроса про-

верить качество отработанных документов. Задать вопросы обучающимся относительно выполненной работы. Подвести краткий итог по второму учебному вопросу.

При отработке третьего учебного вопроса организовать поочередное проведение обучающимися подготовленного ими фрагмента практического занятия. После каждого проведенного фрагмента практического занятия организовывать мини обсуждение коммуникативных действий «руководителя занятия» с точки зрения соблюдения им требований дидактических принципов. Подвести краткий итог по третьему учебному вопросу.

В итоге проведения занятия обучающийся должен научиться раскрывать сущность подготовки и методики проведения практического занятия, реализовывать положения руководящих документов в организации обучения личного состава, учитывать особенности аудитории, мотивировать аудиторию, организовать и проводить учебное занятие в соответствии с утвержденной тематикой.

В заключительной части занятий необходимо проанализировать

ход практической работы, степень достижения учебных целей, подвести общий итог занятия, обратить внимание обучающихся на особенности знаний, полученных во время практических занятий и возможность их применения в практической деятельности врача, оценить уровень подготовленности группы к занятию и работу каждого обучающегося. Выдать задание на самостоятельную работу. Ответить на вопросы обучающихся.

Заключение. В итоге следует отметить, что методика проведения занятий с обучающимися медицинского вуза по теме: «Педагогические основы обучения» успешно применяется на протяжении многих лет в условиях медицинского вуза. Безусловно, в ходе учебного процесса в неё вносятся определенные коррективы, но в целом она остается базовой. Анализ данных учебной успеваемости показал, что при использовании описанных методических приемов достигаются цели, поставленные основной профессиональной образовательной программой по специальности «Лечебное дело» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осваиваем социальные компетентности: учебное пособие / Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т; под ред. И. А. Зимней. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 591 с.

2. Худик В. А., Тельнюк И. В. Вопросы психологии и педагогики учебного процесса в медицинском вузе: учебное пособие для преподавателей медицинского вуза / Санкт-

Петербургский гос. мед. ун-т им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2011. 105 с.

3. Худик В. А., Тельнюк И. В. Рефлексивный опыт лекционных занятий в самооценке субъектов информационно-образовательной деятельности // Педагогическая информатика. 2023. № 2. С. 244-258.

4. Тельнюк И. В., Худик В. А. Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагогов медицинского вуза // Педа-

гогическая информатика. 2023. № 3. С. 211-218.

5. Худик В. А., Козлов А. В., Тельнюк И. В., Морозов Б. В., Лобаже-вич В. В., Логинова О. Б., Кавданга-лиева М. И., Зотова Т. Б. Детерминированность учебной мотивации на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 17-31.

REFERENCES

1. Mastering social competencies: a textbook / Russian Academy of Education, Moscow Psychological and Social Institute; edited by I. A. Zimnaya. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2011. 591 p. (In Russ.).

2. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Questions of psychology and pedagogy of the educational process in a medical university: a textbook for teachers of a medical university / St. Petersburg State Medical University named after I. P. Pavlov. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2011. 105p. (In Russ.).

3. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Reflexive experience of lectures in self-assessment of subjects of information and educational activities // Pedagogical

informatics. 2023. No. 2. P. 244-258. (In Russ.).

4. Telnyuk I. V, Khudik V. A. Information and methodological support of educational activities of teachers of a medical university // Pedagogical informatics. 2023. No. 3. P. 211-218. (In Russ.).

5. Khudik Y. A., Kozlov A.Y., Tel-nyukl.V., MorozovB.Y., LobazhevichV.V., Loginova О. В., Kavdangalieva M. I., Zotova T. B. Determinism of educational motivation at the initial stage of training at a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 17-31. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 12.02.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.