Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ ПУСТЕЮТ ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ? «ПОСТКОВИДНАЯ» ЛЕКЦИЯ - КАКАЯ ОНА?'

ПОЧЕМУ ПУСТЕЮТ ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ? «ПОСТКОВИДНАЯ» ЛЕКЦИЯ - КАКАЯ ОНА? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Татьяна Борисовна, Солдатова Людмила Николаевна, Иванова Екатерина Андреевна, Бахтин Михаил Александрович

Обсуждаются результаты анкетного опроса студентов старших курсов медицинского вуза, относящиеся к выбору форм образовательной деятельности. Старшекурсники отдают предпочтение дистанционным формам обучения, особенно по дисциплинам гуманитарного цикла. Отмечается также, что лекционные занятия для потоков обучающихся эффективнее проводить в информационной дистанционной сети на платформах образовательной организации, что позволяет экономить время и пространственные образовательные ресурсы. Студенты не видят при этом снижение качества образования. Выбору методов обучения способствовала «ковидная пандемия». В то же время большая часть опрошенных рассматривают разумное использование традиционных и инновационных форм обучения, что не влияло бы на качественный уровень усвоения знаний при относительно меньших временных затратах, связанных с перемещениями - прибытием в лекционные учебные помещения. Обучающиеся подчеркивают необходимость сохранения должного уровня качества медицинского образования, что обеспечивается рациональным сочетанием традиционных методов клинической̆ подготовки с более широким использованием дистанционных интернет-технологий при существующей очной клинической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Татьяна Борисовна, Солдатова Людмила Николаевна, Иванова Екатерина Андреевна, Бахтин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY ARE LECTURE HALLS EMPTY? «POST-COVID» LECTURE - WHAT IS IT?

The results of a questionnaire survey of senior medical university students related to the choice of forms of educational activity are discussed. Undergraduates prefer distance learning, especially in the disciplines of the humanities cycle. It is also noted that it is more effective to conduct lectures for streams of students in an information remote network on the platforms of an educational organization, which saves time and spatial educational resources. Students do not see a decrease in the quality of education. The choice of teaching methods was facilitated by the "covid pandemic". At the same time, most of the respondents consider the reasonable use of traditional and innovative forms of education, which would not affect the quality level of knowledge acquisition with relatively less time spent on moving - arriving at lecture halls. Students emphasize the need to maintain the proper level of quality of medical education, which is ensured by a rational combination of traditional methods of clinical training with the wider use of remote Internet technologies in the existing full-time clinical practice.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ ПУСТЕЮТ ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ? «ПОСТКОВИДНАЯ» ЛЕКЦИЯ - КАКАЯ ОНА?»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.147.31

Т. Б. Ткаченко, Л. Н. Солдатова, Е. А. Иванова, М. А. Бахтин

ПОЧЕМУ ПУСТЕЮТ ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ? ПОСТКОВИДНАЯ ЛЕКЦИЯ - КАКАЯ ОНА?

Введение. Деятельность высшей профессиональной школы направлена на удовлетворение потребностей предприятий промышленности и различных учреждений, в том числе и медицинской сферы, кадрами высшей квалификации. Возрастающие требования к уровню подготовки будущих специалистов определяют пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе высшего образования. В настоящее время стратегическим направлением в совершенствовании современного образования является развитие интеллектуальной и нравственной составляющей будущего специалиста. Подход к образовательному процессу должен строиться не только на содержании обучения или его специфики, но и соответствовать требованиям современного общества, то есть адаптироваться к социально-значимым качествам личности, новым парадигмам и концепциям образования.

Неотъемлемой чертой современного общества выступает спо-

собность к коммуникативным связям и большей информированности. Все это обуславливает необходимость учебных заведений формировать как у студента, так и у преподавателя знаний, умений и навыков владения современными образовательными технологиями и инструментами для успешного взаимодействия в рамках образовательного процесса.

Образовательный процесс реализуется в образовательной среде. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных, предметных и социальных пространств, включающая межличностные отношения, что должно обеспечивать развитие и образование человека и предполагает его присутствие в этой среде. Современному человеку (и в особенности преподавателю) сегодня необходимо не только свободно ориентироваться в цифровом пространстве, но и использовать возможности виртуального пространства для достижения целей и реализации задач образовательного процесса.

В соответствии с ФГОС обучение по дисциплине «Стоматология», включает аудиторную и самостоятельную работу. Аудиторная работа состоит из лекционного курса и цикла практических занятий. На лекциях студенты получают информацию проблемно-ориентированного характера по вопросам всех разделов стоматологии. В ходе лекций преподаватели стараются активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии, с целью повышения качества демонстрации учебного материала. Данные социологического опроса последних лет подтверждают, что более 75% опрошенных считают основной целью инновационных форм преподавания — это повышение уровня и качества образования [1—2]. При этом существует прямая зависимость использования в своей работе интерактивных форм подачи учебного (лекционного) материала и его качества от возраста преподавательского состава. Максимально в своей работе используют инновационные методы преподаватели в возрасте от 30 до 50 лет — 78%, от 50 до 60 лет — 20% и в возрасте от 60 до 70 лет — только 2% педагогов [3]. При этом, нельзя не учитывать, что педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику и студенты должны не только получать на лекционных занятиях определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической деятельности [4]. Активные формы обучения по средствам электронных техноло-

гий сегодня охватывают все виды аудиторных занятий со студентами [5], но необходимо помнить, что главное в учебном процессе — активность студента, желание стать профессионалом. Сокращение часов лекций по многим дисциплинам обуславливает необходимость пересмотра содержания лекционного материала и форму его подачи.

В контексте работы, с целью определения качества преподавания, подачи материала, предпочтительного выбора формы обучения было проведено анкетирование студентов стоматологического факультета выпускного курса медицинского вуза.

Материал и методы. В ходе исследования было проведено анкетирование студентов 5 курса стоматологического факультета медицинского вуза на предмет качества подачи лекционного материала, оценки усвоения материала, а также внесение предложений по улучшению проведения лекций. Анкета, разработанная авторами, состояла из 15 вопросов, 9 из которых — закрытые и 6 открытых вопросов. В анкетировании анонимно в электронном формате приняли участие 255 человек. В анкете студентам предлагалось указать оптимальную продолжительность лекции, наиболее приемлемый для них формат лекции, оценить удобство лекционных аудиторий, что мешает систематически посещать лекции, каким должен быть лектор, отношение к междисциплинарным лекциям, а также студентам предлагали изложить мнение по улуч-

шению проведения лекционных занятий.

Приводим стимульный материал анкеты.

1. Оптимальная продолжительность лекции, на которой Вы можете сосредоточиться, на Ваш взгляд, составляет (укажите один ответ):

A. 45 минут (без перерыва)

Б. 60 минут (без перерыва)

B. 90 минут (с перерывом)

2. Наиболее приемлемый для Вас формат лекций (укажите один или несколько ответов):

A. Очный

Б. Гибридный

B. Дистанционный

Г. Возможность просмотра записанного заранее лекционного материала в удобное время

3. Какие аудитории Университета, на Ваш взгляд, максимально удобны для проведения лекций (укажите один или несколько ответов)?

4. По каким дисциплинам, по Вашему мнению, на младших курсах (1—2 курс) лекции максимально полезны для подготовки к занятиям и экзамену?

5. По каким дисциплинам, по Вашему мнению, на старших курсах (3—5 курс) лекции максимально полезны для подготовки к занятиям и экзамену?

6. Что Вам, обычно, мешает посещать лекции?

A. Ранее их начало

Б. Лекции, которые проходят по субботам.

B. Работа.

Г. Состояние здоровья.

Д. Проблемы с аудиторией.

Е. Посещение лекций — бесполезная трата времени.

7. Какой вид стимулирования в ходе учебного процесса, на Ваш взгляд, сделал бы посещение лекций более систематическим (для тех, кто регулярно их посещает)?

A. Письменный опрос в конце лекции.

Б. Включение в вопросы к зачету или экзамену материала, который разбирается только на лекции.

B. Только при посещении лекций можно набрать необходимый для зачета рейтинг

8. Интересен ли Вам был бы формат лекции с демонстрацией пациента (укажите только один ответ)?

А. Да.

Б. Нет.

9. Какими качествами, по Вашему мнению, важно обладать лектору (укажите 1 или несколько ответов)?

A. Опыт работы в специальности.

Б. Регалии лектора.

B. Владение материалом.

Г. Внешность.

Д. Дикция.

Е. Артистичность и чувство юмора

Ж. Способность импровизировать и адаптировать материал под аудиторию.

Е. Другое (напишите).

10. Часто ли за время Вашего обучения материал лекций дублировался с практическим и семинарскими занятиями?

11. Бывали ли ситуации, когда лекции Вам читались уже после завершения занятий по модулю или дисциплине (после семинарских занятий) и по каким предметам?

12. Часто ли Вы сталкивались с противоположными данными по одному и тому же вопросу, предоставляемыми Вам разными кафедрами?

13. Актуально ли, на Ваш взгляд, проведение междисциплинарных лек-

ционных дней, когда лекции, посвященные одной проблеме, читают преподаватели разных кафедр?

Да.

Нет.

14. Воспользовались бы Вы записанными материалами лекций накануне начала изучения модуля или дисциплины, если бы получили к ним доступ до начала семестра?

Да.

Нет.

15. Что Вас привлекает или не привлекает в формате лекционной подачи материала? И Ваши предложения по его переменам, если это необходимо, для лучшего усвоения материала?

Статистическую обработку проводили с применением программы Statistica for Windows версии 7.0. Достоверность различий средних величин независимых выборок подвергали оценке при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни при отличии от нормального распределения показателей. Проверку на нормальность распределения оценивали при помощи критерия Шапиро-Уилкса. Для статистического сравнения долей с оценкой достоверности различий применяли критерий Пирсона х2 с учетом поправки Ман-теля-Хэнзеля на правдоподобие. Для всех критериев и тестов критический уровень значимости принимался равным 5%, различия считались достоверными при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал, что студенты наиболее приемлемым форматом лекций назвали дистанцион-

ный (80,6%), очную форму предпочли менее одного процента (0,9%) опрошенных, при этом некоторые студенты предпочли бы возможность просмотра записанного заранее лекционного материала в удобное для них время (79,6%). Посещать очные лекции студентам обычно неудобно из-за их раннего начала (43,5%), не приветствуются лекции по субботам (77,8%), из-за проблем со здоровьем (13%), некоторые (29,6%) считают посещение лекций бесполезной тратой времени. Продолжительность лекции не более 60 минут без перерыва позволит максимально сосредоточиться большинству студентов (49,1%), а стандартное время лекции 90 минут предлагают оставить только 7,9 % опрошенных. Студенты отметили, что не все аудитории приспособлены для комфортного проведения лекций, так в некоторых аудиториях очень холодно, а в некоторых отсутствуют условия для ведения конспектов («приходится записывать на коленках» или «ничего не слышно»), также обращают внимание на плохое качество мультимедийного оборудования. Также не по всем дисциплинам материалы лекций позволяют качественно подготовиться к практическим занятиям и экзаменам, иногда лекции читают после проведения практического занятия или полностью дублируют некоторые их них, что, по мнению студентов, «наиболее неудобно». При этом максимальное количество респондентов (63,9%) высказались за проведение междис-

циплинарных лекционных дней и только 36,1% учеников с эти не согласны. Подавляющее большинство студентов (83,3%) хотели бы воспользоваться записанными материалами лекций накануне изучения модуля или дисциплины, а за формат лекции с демонстрацией пациента высказались почти все опрошенные (93,5%). По мнению студентов, которые регулярно посещают лекции, чтобы сделать их посещение более систематическим необходимо включать в экзаменационные материалы вопросы, которые представлены были только на лекциях (41,7%). Очень интересным оказался портрет современного лектора: по мимо превосходные владения материалом (81,5%), лектор должен обладать артистичностью и чувством юмора (66,7%), а также способностью к импровизации (85,2%). Не маловажным является «харизматич-ность» лектора, умение говорить «не монотонно», доброжелательность, простота подачи материала и «умение вести с аудиторией живую беседу». Студенты предъявляют обоснованные требования к качеству презентаций, представляемых на лекциях «хотя бы того же уровня, которого требуют от студентов» и к тому, что сталкиваются с противоположными данными, предоставляемыми представителями разных кафедр по одному и тому же разделу дисциплины.

Для лучшего усвоения лекционного материала студенты предлагают перейти исключительно на дистанционную формат лекций, что

позволит лучше слышать лектора, вести конспект и иметь возможность пересмотреть материал в любой день. Расписание составлять таким образом, чтобы в день было не более 2 лекций подряд. Лекции не должны дублировать учебники или практические занятия, содержать конкретную структурированную информацию с разбором клинических случаев, а материал современным и актуальным. При этом контроль посещения лекций предлагают не осуществлять, так как «лекции, как и обучение в целом, нужно лично каждому, а если кому-то оно не нужно, пусть не учатся и не слушают — это их проблемы».

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционная форма подачи лекционного материала, является наиболее приемлемой для современного студента. Но дистанционное обучение наряду с преимуществами имеет некоторые недостатки: уровень знаний студентов дистанционного образования все же ниже, чем у тех, кто посещает занятия очно. Это связано с отсутствием постоянного контроля над обучающимися, а медицинское образование имеет свои особенности, связанные с «тонкими отношениями» преподаватель-студент, врач-пациент и развитием особенных профессиональных коммуникативных навыков. Студенты дистанционного обучения становятся пассивными потребителями знаний. Часто для идентификации личности студента необходимо его присутствие очно. Превышение

времени, проводимого у персонального компьютера, не благоприятно сказывается на физическом здоровье обучающихся. Для того, чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы», необходима тщательная переработка учебного плана и помощь преподавателям со стороны 1Т-специалистов. Поэтому вопрос о применении такой формы обучения в медицинских учебных учреждениях на сегодняшний день остается дискуссионным.

Заключение. Высокое качество медицинского образования может быть обеспечено благодаря рациональному сочетанию традиционных методов теоретической и клинической подготовки с инновационными, классических аудитор-

ных занятий с более широким использованием дистанционных интернет-технологий под руководством опытного преподавателя. В связи с этим, актуальным требованием к профессиональной подготовке врача, который должен обладать не только высоким уровнем профессиональных компетенций, но и являться, на наш взгляд, организатором учебного процесса с учетом социально значимых интересов в условиях глобальной информатизации. Мы меняемся, меняются запросы молодых людей, мир меняется вместе с нами, поэтому должны меняться и образовательные парадигмы. Современная лекция в медицинском вузе — это внедрение новых форм и методов образовательных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во: ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, 2015. 174 с.

2. Красносельских Т. В., Тельнюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. N0 3-1. С. 100-114.

3. Красносельских Т. В., Тельнюк И. В., Худик В. А. Указ. соч.

4. Артюхина А. И., Чумаков В. И. Педагогика: учеб.-метод. пособие для клинических ординаторов. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2017. 168 с.

5. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы Moodle при обучении студентов-дефектологов // Коррекцион-но-педагогическое образование. 2018. N0 3 (15). С. 44-51.

REFERENCES

1. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Textbook for teachers of a medical Khudik V. A. Psychology and Pedagogy: university. 3rd ed., rev. and additional St.

Petersburg: Publishing House: PSPbGMU im. I. P. Pavlova, 2015. 174 p. (In Russ.).

2. Krasnoselskikh T. V., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Prospects for the use of distance learning in the educational process of a medical university // Lecturer XXI century. 2020. No 3-1. P. 100-114. (In Russ.).

3. Krasnoselskikh T. V., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Index of compositions.

4. Artyukhina A. I., Chumakov V. I. Pedagogy: textbook.-method. manual for clinical residents. Volgograd: Publishing House of VolgGMU, 2017. 168 p. (In Russ.).

5. Khudik V. A. Possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students-defectologists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No 3 (15). P. 44-51. (In Russ.).

Поступила в редакцию 21.12.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.