Научная статья на тему 'Информационная безопасность в условиях организации образовательных проектов обучающихся'

Информационная безопасность в условиях организации образовательных проектов обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. / INFORMATION SECURITY / EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITIES / INTELLECTUAL PROPERTY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

В статье обсуждаются вопросы проектной деятельности обучающихся и возможности обеспечения информационной безопасности интеллектуальных продуктов. Рассматривается проектирование образовательных программ по учебным дисциплинам профессионального образования, а также участие в формировании информационной образовательной среды самих обучающихся, выполняющих различные учебные проекты. Отмечаются возможности образовательных платформ учреждений образования в сохранении и обеспечении информационной безопасности и защите прав интеллектуальной собственности участников образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information security in the context of the organization of educational projects of students

The article discusses the issues of students' project activities and the possibility of ensuring the information security of intellectual products. The article considers the design of educational programs in the academic disciplines of vocational education, as well as the participation of students themselves in the formation of an information educational environment, performing various educational projects. The possibilities of educational platforms of educational institutions in maintaining and ensuring information security and protecting the intellectual property rights of participants in educational activities are noted.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность в условиях организации образовательных проектов обучающихся»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 004.056+378.147

В. А. Худик

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает развитие и становление их творческой активности, проявляющейся в самостоятельности создания проектов гуманитарной, естественно-научной и профильной подготовки. Осваиваемые учебные дисциплины должны занять своё интегрированное место на пути будущего профессионального становления во время обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего звена. Немаловажная роль в этом отводится специфике формирующего профессионального мышления в избранном виде будущей деятельности, что требует от субъектов совместной образовательной деятельности — обучающихся и педагогов — понимания и готовности к реализации практико-ориенти-рованных проектов, отражающих особенности освоения тех или иных учебных дисциплин. Написание рефератов, курсовых проек-

тов, дипломных работ — это та незначительная часть обязательно выполняемых требований, которые обозначены федеральными стандартами при подготовке тех или иных специалистов профессионального образования. Наряду с этим обучающиеся охвачены различными методами и технологиями, позволяющими им использовать инновации в обучении и самообразовании, расширяя тем самым спектр когнитивно-личностных новообразований, относящихся к возрастному развитию и профессиональному становлению.

Однако в этом процессе возможны и ряд других коллизий, оказывающих негативное влияние, поскольку за широтой применения информационно-компьютерных технологий нередко кроется формализованный аспект эффективности потребительского спроса на ту или иную информацию, являющейся доступной в общей сети интернета, баз данных и

пр. Иными словами, обучающиеся овладевают поисковыми навыками, техниками сопровождения, накопления и структурирования данных, приёмами создания текстов, в том числе с применением программ искусственного интеллекта и нейросетей, тогда как собственные навыки переработки информации, освоения понятийного и категориального аппарата, формирующего профессионального мышления оказываются в усечённом виде, в большей мере адаптированными к различным технологиям, типа презентации, создание гугл/яндекс-форм и др. Получается так, что в психологическом отношении происходит некоторое запаздывание когнитивного и личностного развития субъектов совместной образовательной деятельности за стремительно развивающимися информационно- и телекоммуникационными, цифровыми технологиями, а также наблюдается деградация исконно первичных психических новообразований, касающихся навыков письма, счета, аналитико-синте-тической деятельности, что свидетельствует в пользу формирующейся клиники приобретенного слабоумия как у учащихся, так и у педагогов [1].

В этой связи становится актуальным процесс моделирования информационно-образовательной среды учреждений профессионального образования, в котором определенное место отводилось бы не только педагогам конкретных учебных дисциплин, размещаю-

щих свои разработки (программы, учебники, монографии, статьи, аудио- и видеоматериалы), но и обучающимся, чьи образовательные проекты (рефераты, курсовые и дипломные работы, презентации и пр.) создавали бы собственную информационную базу, защищенную от «посторонних глаз». Одной из таких платформ может выступать Moodle, где участникам образовательного процесса предоставляются права не только в наполнении информацией по тому или иному учебному курсу, но и даются рекомендации по освоению учебных дисциплин, прохождении тестирований и подготовке и размещению собственных научно-практиче-скихпроектов [2].

Документированный характер созданных интеллектуальных продуктов нуждается в соблюдении принципов информационной безопасности, когда этика и авторская правопреемственность становятся нравственным мерилом педагога-ученого и его учеников. Плагиат и компиляция, научная недобросовестность, ставшие «болезненными симптомами» субъектов образовательной деятельности, усиливаются в эпоху цифровизации общества, сводят «на нет» процесс учения, засоряют информационное пространство низкопробными публикациями, пагубно влияют на учебный процесс, разрушая тем самым истоки научно-диалектической методологии процесса познания и становления истины. За массивом информационных потоков зачастую ничего не стоит, отсут-

ствует поэтапное формирование умственных действий и профессиональное становление личности. Нередко качественные учебные проекты, работы обучающихся теряются в так называемом «информационном мусоре» — низкопробных, компилируемых публикаций, где всё чаще встречаются системные ошибки, начиная от искажений фамилии, имени и отчества авторов и заканчивая выходными данными самой публикации, на которую даётся ссылка. Эти и другие ошибки переносятся в другие источники, что в буквальном смысле указывает на то, что с данными публикациями авторы «новых публикаций» или проектов совершенно не знакомы, как говорится — «не держали в руках и не читали». Поэтому предстоит серьезное переосмысление в проектировании учебных программ не столько самими педагогами, сколько определение и уточнение их совместной с обучающимися деятельности по продуктивному проектированию и созданию учебных программ, пособий, педагогических технологий сопровождения деятельности как совместного участия в постижении наук и практик, связанных с той или иной профессией и полезностью для общества.

Образование нового времени нуждается в информационной безопасности, защищенности субъектов единого образовательного пространства, когда продукты их интеллектуальной деятельности приобретают статус авторских прав, когда стиль и манеры творчества

прописываются истинными Учителями и их школами. Педагоги в этом случае выступают не только источниками и носителями информации, но и являются гарантом информационно-методического сопровождения обучающихся и их деятельности, обеспечивая тем самым информационную безопасность образовательной среды, отсекая пагубные и легкодоступные сторонние и не всегда профессионально качественные ресурсы [3—4]. В то же время организация информационной образовательной среды должна быть построена таким образом, чтобы сами обучающиеся могли выступать активными участниками этого процесса, то есть могли самостоятельно наполнять информационную базу полезными источниками, собственными научно-прикладными исследованиями и публикациями, а также иными учебно-методическими материалами, позволяющими обмениваться информацией, опытом, создавая собственные проекты по мере освоения цикла дисциплин, освоения опыта будущей профессиональной деятельности.

При этом следует помнить, что излишняя перегруженность и объемность выполняемых заданий, которые инициируются преподавателями образовательной организации, не всегда является правильным, если не сказать, что несёт в себе вредность для учебного процесса в целом. Обучающиеся готовы подготовить презентацию, реферат и другие материалы, привле-

кая при этом различные информационные ресурсы и базы данных, в том числе технологии «искусственного интеллекта», проявляя к этому формализованный подход из-за дефицита времени, усеченной мотивации или отсутствия интереса к определенной тематике конкретной дисциплины. Вследствие чего происходит подмена понятий и явлений, относящихся к образовательной деятельности, то есть на поверхности так называемая «кажущаяся» активность обучающихся, «видимость» учебной деятельности, «ситуативность» успешности освоения тех или иных тем (а порой и учебной дисциплины в целом), что нередко может устраивать субъектов педагогического взаимодействия — и обучающихся, и преподавателя.

Системность в получении знаний, навыков и умений, характеризующих компетентность развивающейся личности в условиях профессионального образования — залог её дальнейшей социальной и профессиональной зрелости, готовности к трудовой деятельности по избранной специальности. Итогом профессионального обучения выступает психологическая готовность к профессиональному труду, о чём могут свидетельствовать сформированные и действенные те или иные общекультурные и предметно-профессиональные компетенции, проявление кото-

рых зарождается в индивидуальных образовательных проектах обучающихся, в структурах сформированных предметно-профессиональных понятиях и явлениях, в стиле профессионального мышления и опыта решения задач теоретико-прикладного и опытно-экспериментального характера. По сути, каждый обучающийся в рамках собственного саморазвития выступает исследователем, первопроходцем в изучаемой им дисциплине, в совокупности различных учебных дисциплин, в опыте обретения навыков и умений, что конечно же должно быть обеспечено правами интеллектуальной собственности и защищено на уровне информационной безопасности, поскольку выполняемые обучающимися самостоятельные учебные задания документируются по факту и вносятся в базу данных.

Алгоритмы информационной безопасности продумываются образовательным учреждением, утверждаются учебно-методическими подразделениями образовательной организации. Слаженная работа этих подразделений выступает одним из факторов контроля качества образования и системности в реализации принципов обучения в условиях среднего профессионального и высшего образования, выступает гарантом информационной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Психология, клиника и профилактика развивающегося слабоумия у субъектов образовательной деятельности на различных этапах онтогенеза // Коррекционно-пе-дагогическое образование. 2017. № 2 (10). С. 5-16.

2. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы МооШе при обучении студентов-дефектологов // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 3 (15). С. 44-51.

3. Тельнюк И. В., Худик В. А. Информационно-методическое обеспе-

чение образовательной деятельности педагогов медицинского вуза // Педагогическая информатика. 2023. № 3. С. 211-218.

4. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности организации учебно-методической работы в современных условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2 (2). С. 38-46.

REFERENCES

1. Khudik V. A. Psychology, clinic and prevention of developing dementia in subjects of educational activity at various stages of ontogenesis // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 2 (10). P. 5-16. (In Russ.).

2. Khudik V. A. The possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students defectologists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 3 (15). P. 44-51. (In Russ.).

3. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Information and methodological support

of educational activities of teachers at a medical university // Pedagogical informatics. 2023. No. 3. P. 211-218. (In Russ.).

4. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Features of the organization of educational and methodological work in modern conditions of a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 2 (2). P. 38-46. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 23.02.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.