МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 004.056+378.147
В. А. Худик
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает развитие и становление их творческой активности, проявляющейся в самостоятельности создания проектов гуманитарной, естественно-научной и профильной подготовки. Осваиваемые учебные дисциплины должны занять своё интегрированное место на пути будущего профессионального становления во время обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего звена. Немаловажная роль в этом отводится специфике формирующего профессионального мышления в избранном виде будущей деятельности, что требует от субъектов совместной образовательной деятельности — обучающихся и педагогов — понимания и готовности к реализации практико-ориенти-рованных проектов, отражающих особенности освоения тех или иных учебных дисциплин. Написание рефератов, курсовых проек-
тов, дипломных работ — это та незначительная часть обязательно выполняемых требований, которые обозначены федеральными стандартами при подготовке тех или иных специалистов профессионального образования. Наряду с этим обучающиеся охвачены различными методами и технологиями, позволяющими им использовать инновации в обучении и самообразовании, расширяя тем самым спектр когнитивно-личностных новообразований, относящихся к возрастному развитию и профессиональному становлению.
Однако в этом процессе возможны и ряд других коллизий, оказывающих негативное влияние, поскольку за широтой применения информационно-компьютерных технологий нередко кроется формализованный аспект эффективности потребительского спроса на ту или иную информацию, являющейся доступной в общей сети интернета, баз данных и
пр. Иными словами, обучающиеся овладевают поисковыми навыками, техниками сопровождения, накопления и структурирования данных, приёмами создания текстов, в том числе с применением программ искусственного интеллекта и нейросетей, тогда как собственные навыки переработки информации, освоения понятийного и категориального аппарата, формирующего профессионального мышления оказываются в усечённом виде, в большей мере адаптированными к различным технологиям, типа презентации, создание гугл/яндекс-форм и др. Получается так, что в психологическом отношении происходит некоторое запаздывание когнитивного и личностного развития субъектов совместной образовательной деятельности за стремительно развивающимися информационно- и телекоммуникационными, цифровыми технологиями, а также наблюдается деградация исконно первичных психических новообразований, касающихся навыков письма, счета, аналитико-синте-тической деятельности, что свидетельствует в пользу формирующейся клиники приобретенного слабоумия как у учащихся, так и у педагогов [1].
В этой связи становится актуальным процесс моделирования информационно-образовательной среды учреждений профессионального образования, в котором определенное место отводилось бы не только педагогам конкретных учебных дисциплин, размещаю-
щих свои разработки (программы, учебники, монографии, статьи, аудио- и видеоматериалы), но и обучающимся, чьи образовательные проекты (рефераты, курсовые и дипломные работы, презентации и пр.) создавали бы собственную информационную базу, защищенную от «посторонних глаз». Одной из таких платформ может выступать Moodle, где участникам образовательного процесса предоставляются права не только в наполнении информацией по тому или иному учебному курсу, но и даются рекомендации по освоению учебных дисциплин, прохождении тестирований и подготовке и размещению собственных научно-практиче-скихпроектов [2].
Документированный характер созданных интеллектуальных продуктов нуждается в соблюдении принципов информационной безопасности, когда этика и авторская правопреемственность становятся нравственным мерилом педагога-ученого и его учеников. Плагиат и компиляция, научная недобросовестность, ставшие «болезненными симптомами» субъектов образовательной деятельности, усиливаются в эпоху цифровизации общества, сводят «на нет» процесс учения, засоряют информационное пространство низкопробными публикациями, пагубно влияют на учебный процесс, разрушая тем самым истоки научно-диалектической методологии процесса познания и становления истины. За массивом информационных потоков зачастую ничего не стоит, отсут-
ствует поэтапное формирование умственных действий и профессиональное становление личности. Нередко качественные учебные проекты, работы обучающихся теряются в так называемом «информационном мусоре» — низкопробных, компилируемых публикаций, где всё чаще встречаются системные ошибки, начиная от искажений фамилии, имени и отчества авторов и заканчивая выходными данными самой публикации, на которую даётся ссылка. Эти и другие ошибки переносятся в другие источники, что в буквальном смысле указывает на то, что с данными публикациями авторы «новых публикаций» или проектов совершенно не знакомы, как говорится — «не держали в руках и не читали». Поэтому предстоит серьезное переосмысление в проектировании учебных программ не столько самими педагогами, сколько определение и уточнение их совместной с обучающимися деятельности по продуктивному проектированию и созданию учебных программ, пособий, педагогических технологий сопровождения деятельности как совместного участия в постижении наук и практик, связанных с той или иной профессией и полезностью для общества.
Образование нового времени нуждается в информационной безопасности, защищенности субъектов единого образовательного пространства, когда продукты их интеллектуальной деятельности приобретают статус авторских прав, когда стиль и манеры творчества
прописываются истинными Учителями и их школами. Педагоги в этом случае выступают не только источниками и носителями информации, но и являются гарантом информационно-методического сопровождения обучающихся и их деятельности, обеспечивая тем самым информационную безопасность образовательной среды, отсекая пагубные и легкодоступные сторонние и не всегда профессионально качественные ресурсы [3—4]. В то же время организация информационной образовательной среды должна быть построена таким образом, чтобы сами обучающиеся могли выступать активными участниками этого процесса, то есть могли самостоятельно наполнять информационную базу полезными источниками, собственными научно-прикладными исследованиями и публикациями, а также иными учебно-методическими материалами, позволяющими обмениваться информацией, опытом, создавая собственные проекты по мере освоения цикла дисциплин, освоения опыта будущей профессиональной деятельности.
При этом следует помнить, что излишняя перегруженность и объемность выполняемых заданий, которые инициируются преподавателями образовательной организации, не всегда является правильным, если не сказать, что несёт в себе вредность для учебного процесса в целом. Обучающиеся готовы подготовить презентацию, реферат и другие материалы, привле-
кая при этом различные информационные ресурсы и базы данных, в том числе технологии «искусственного интеллекта», проявляя к этому формализованный подход из-за дефицита времени, усеченной мотивации или отсутствия интереса к определенной тематике конкретной дисциплины. Вследствие чего происходит подмена понятий и явлений, относящихся к образовательной деятельности, то есть на поверхности так называемая «кажущаяся» активность обучающихся, «видимость» учебной деятельности, «ситуативность» успешности освоения тех или иных тем (а порой и учебной дисциплины в целом), что нередко может устраивать субъектов педагогического взаимодействия — и обучающихся, и преподавателя.
Системность в получении знаний, навыков и умений, характеризующих компетентность развивающейся личности в условиях профессионального образования — залог её дальнейшей социальной и профессиональной зрелости, готовности к трудовой деятельности по избранной специальности. Итогом профессионального обучения выступает психологическая готовность к профессиональному труду, о чём могут свидетельствовать сформированные и действенные те или иные общекультурные и предметно-профессиональные компетенции, проявление кото-
рых зарождается в индивидуальных образовательных проектах обучающихся, в структурах сформированных предметно-профессиональных понятиях и явлениях, в стиле профессионального мышления и опыта решения задач теоретико-прикладного и опытно-экспериментального характера. По сути, каждый обучающийся в рамках собственного саморазвития выступает исследователем, первопроходцем в изучаемой им дисциплине, в совокупности различных учебных дисциплин, в опыте обретения навыков и умений, что конечно же должно быть обеспечено правами интеллектуальной собственности и защищено на уровне информационной безопасности, поскольку выполняемые обучающимися самостоятельные учебные задания документируются по факту и вносятся в базу данных.
Алгоритмы информационной безопасности продумываются образовательным учреждением, утверждаются учебно-методическими подразделениями образовательной организации. Слаженная работа этих подразделений выступает одним из факторов контроля качества образования и системности в реализации принципов обучения в условиях среднего профессионального и высшего образования, выступает гарантом информационной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Худик В. А. Психология, клиника и профилактика развивающегося слабоумия у субъектов образовательной деятельности на различных этапах онтогенеза // Коррекционно-пе-дагогическое образование. 2017. № 2 (10). С. 5-16.
2. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы МооШе при обучении студентов-дефектологов // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 3 (15). С. 44-51.
3. Тельнюк И. В., Худик В. А. Информационно-методическое обеспе-
чение образовательной деятельности педагогов медицинского вуза // Педагогическая информатика. 2023. № 3. С. 211-218.
4. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности организации учебно-методической работы в современных условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2 (2). С. 38-46.
REFERENCES
1. Khudik V. A. Psychology, clinic and prevention of developing dementia in subjects of educational activity at various stages of ontogenesis // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 2 (10). P. 5-16. (In Russ.).
2. Khudik V. A. The possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students defectologists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 3 (15). P. 44-51. (In Russ.).
3. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Information and methodological support
of educational activities of teachers at a medical university // Pedagogical informatics. 2023. No. 3. P. 211-218. (In Russ.).
4. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Features of the organization of educational and methodological work in modern conditions of a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 2 (2). P. 38-46. (In Russ.).
Поступила вредакцию: 23.02.2024 г.