Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙНАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙНАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ЭТАП / ОПЫТ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / НАРОД / СКАЗКА / ЭПОС / ПОСЛОВИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туремуратова А.Б.

В статье рассматриваютсяососбенности воспитательных традиций народной педагогикив формировании мировоззрения молодежи. Народная педагогика охватывает трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое воспитания. Элементы народной педагогики способствуют формированию гармонически развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EDUCATIONAL TRADITIONS OF FOLK PEDAGOGY IN FORMING YOUTH WORLD VIEW

The article discusses the features of the educational traditions of folk pedagogy in the formation of the worldview of young people. Folk pedagogy covers labor, physical, patriotic, spiritual and moral, environmental, mental, aesthetic education. Elements of folk pedagogy contribute to the formation of a harmoniously developed personality.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙНАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.015.3

Туремуратова А. Б. ассистент

кафедра "Педагогика и психология " Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Каракалпакстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙНАРОДНОЙ

ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваютсяососбенности воспитательных традиций народной педагогикив формировании мировоззрения молодежи. Народная педагогика охватывает трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое воспитания. Элементы народной педагогики способствуют формированию гармонически развитой личности.

Ключевые слова: этап, опыт, личность, философия, культура, народ, сказка, эпос, пословица.

Turemuratova A.B.

assistant

Department of Pedagogy and Psychology Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Karakalpakstan

USE OF EDUCATIONAL TRADITIONS OF FOLK PEDAGOGY IN FORMING YOUTH WORLD VIEW

Annotation. The article discusses the features of the educational traditions of folk pedagogy in the formation of the worldview of young people. Folk pedagogy covers labor, physical, patriotic, spiritual and moral, environmental, mental, aesthetic education. Elements of folk pedagogy contribute to the formation of a harmoniously developed personality.

Key words: stage, experience, personality, philosophy, culture, people, fairy tale, epic, proverb.

Воспитание подрастающего поколения - процесс чрезвычайно сложный, трудный, многоплановый и многосторонний. Одним из путей, способствующих воспитанию полноценной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о ее настоящем и будущем, является обращение к традициям народной педагогики, где содержится много ценного, накопленного веками положительного опыта [7].

Народная педагогика - древнейшее явление человеческой культуры. Ей столько веков, сколько лет самому народу. Отбирая из опыта народа все лучшее, закрепляя искры умственной и нравственной мудрости народа и передавая их от поколения к поколению, она вела человечество по ступенькам роста. Иными словами, народная педагогика опирается на миросозерцание народа, на народную философию.

Народная педагогика пронизывает все этапы жизни человека: начинается с рождения ребенка и сопровождает всю его взрослую жизнь, отбирая все лучшее, управляет его поведением в обществе.

Народная педагогика охватывает все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое и т.д. Элементы народной педагогики пронизывают все стороны жизни каждого человека общества, взаимно дополняют друг друга, тем самым способствуют формированию гармонически развитой личности [2].

Традиции народной педагогики имеют национальный характер: каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, присущую только ему и основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях [10].

Происхождение понятия «традиция» исходит от латинского «traditio» - передача. Сегодня под этим понятием принято подразумевать определенные ценности, жизненные установки, нормы и правила поведения, т.е. элементы социального опыта, исторически сложившиеся формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время решительно во всех областях общественной жизни. Традиции и обычаи, играют важную роль в воспитании нравственных качеств молодежи [1].

Если мы обратим внимание на литературное наследие, историческую память, обычаи и игры любого народа, то поймем, что воспитания молодежи занимаетпервое место. Это особенно явно видно в устных народных творчествах: народных пословицах, сказках, легендах и эпосах.

Устное народное творчество, котороесоставляет основу народной педагогики занимаетважное место в истории культуры Каракалпакского народа. В этом отношении во все времена устное народное творчество служило важным воспитательным средством.

Воспитательные обычаи Каракалпакского народа начинается из колыбельной песни. Ребенок, воспитанный матерью на колыбельных песнях, вырастет умным, порядочным, сообразительным, смелым, верным Родине [6].

Эпосы - мощные духовные продовольствия каракалпакского народа в течении многих веков. Они отражают образы, традиции и обычаи, обряды и религиозные верования исторической жизни народа. Народные каракалпакские эпосы, передаваемые из поколения в поколение с ранних

веков, являются одним из самых мощных произведений воспитательного значения. В каракалпакских семьях воспитание детей издавна велось на основе народных эпосов, например, как: "Алпамыс", "Сорок 14 девушек" ("К,ырьщ кыз") "Едиге" ("Едиге"), которые служили в качестве средств духовно - нравственного воспитания молодежи [5].

Сказки составляет один из наиболее значительных разделов каракалпакского устного народного творчества, также является одним из первых и основных творений духовной жизни каракалпакского народа, например, как: «Кыран», «Тыйын», «Четыре Абдуллы», «Гулзийба, «Гулзамзе» и т.д.Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного творчества является народ. Основным материалом для народных сказок служила жизнь каракалпакского народа. В них отражены лучшие черты народа - трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта [11,12].

Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает поверить в силу добра и борьбы со злом. Сказки учат мыслить, понимать добро. В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире, например, как: "Бык иосел", «Перепелка и лисица», «Старик и бык» и «Сказака о верблюде» и т.д.В сказках много пословиц и поговорок очень метких и поучительных [11,12].

В духовно-нравственном воспитании молодого поколения важное место имеет каракалпакские народные пословицы. Каракалпакские народные пословицы призывают особенно подростков любить Родину, овладеть профессией, трудиться в коллективе, быть честным и найти совершенство в качестве добросовестного человека [3].

Загадки имеют важное место в народной педагогике для совершенствования умственного развития, мировоззрения детей, в укреплении памяти. С древних времён, дети, которые больше знали загадки, правильно отгадывали, поощрялись. В старину состязания отгадывания загадок широко распространялись. В подобных совершенствующих ум состязаниях широко использовались загадки, связанные с природными явлениями [2].

Трудовое воспитание - стержневая проблема народной педагогики во все времена. Народная педагогика призывает формировать у детей с самого раннего их возраста устойчивую привычку добросовестного отношения к труду. Особого внимания требует к себе воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей [9].

Народная педагогика решает следующие задачи трудового воспитания:

> Развитие интереса и любви к любому виду труда;

> Воспитание такой черты характера, как трудолюбие;

> Формирование убеждения в необходимости труда, воспитание

> потребности трудиться;

> Формирование у детей, подростков, юношей разнообразных

^ трудовых умений, навыков, качеств, воспитание у них на этой основе

> привычки к труду, трудовым усилиям;

> Воспитание уважения к людям труда;

> Воспитание бережного отношения к природе, ресурсам;

> Формирование у подростков социально значимых мотивов

^ трудовой деятельности (чувства долга, увлеченность процессом труда);

^ Работа по профессиональной ориентации молодёжи [9]. Труд в традициях Каракалпакского народа был тесно связан животноводством, садоводством, шелководством, рыболовством, охотой и другими народными промыслами. К труду приучали детей постепенно и основательно. Главным было физическое развитие детей и характер участия их в трудовой деятельности семьи. Матери обучали своих дочерей рукоделию, прядению, ткачеству, вышиванию, вязанию. Отцы обучали мальчиков многим видам сельскохозяйственных работ, рыболовству, охоте и т.д. [7].

Таким образом, народная педагогика имеет важное значение в воспитании молодого поколения, а также заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Использованные источники:

1. Атабиева З.А., Желиготова Р.М., Кушхова А.Ф.Традиции как основа социального воспитания молодёжи в социальной работе// Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 8 - С. 11-16.

2. Гуджиков, Х. Д. Воспитание студенческой молодежи на основе духовно -нравственных традиций туркменского народа // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 332-335.

3. Досходжаева А. Духовно - нравственное воспитание подростков в каракалпакской семье на основе устного народного творчества// "Мировая наука" №9(18) 2018. - С.13-16.

4. Культура Каракалпаков во второй половине XIX — начале ХХв.// http://vek-noviy.ru/istoriya-uzbekistana-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xxv/karakalpaki-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-v/kultura-karakalpakov-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xxv.html

5. Каракалпакское устное народное творчество// https://uchebnik -onHne.net/book/749-karakalpakskaya-Hteratura-kmga-mamedov-nm/8-karakalpakskoe-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo.html

6. Оразбаева Г. Специфика трудового воспитания детей в традиционной

культуре Каракалпаков // Экономика и социум. - №3(34). - 2017.

7. Оразбаева Г. Роль народной педагогики в трудовом воспитании подрастающего поколения// «Мировая наука" №3(12) 2018 С.103-106

8. Оразбаева Г. ассистент кафедры «Педагогики и психологии» Каракалпакского государственного университета им. Бердаха г. Нукус, Республика Узбекистан НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ// "Мировая наука" №6(27) 2019 339-341

9. Савин М. В. Содержание и структура педагогических традиций// Ярославский педагогический вестник. 2004. № 3 (40) С. 77-86.

10. Тажимрутаов А. К,аракалпакхалкк педагогкасы / Некис.- Билим. -1996. -141с.

11. Turemuratova Aziza Begibaev Educational traditions in the formation of young people's world view in folk pedagogy// International Journal of Education, Social Science & Humanities. Finland Academic Research Science Publishers-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.