Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ УСТНО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ УСТНО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССКУСТВА / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досходжаева А.

В статье рассматриваются значение и роль устно народного творчествав духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Каракалпакский народ обладает богатым наследием устного народного творчества: эпосами, сказками-легендами, поговорками и пословицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досходжаева А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE AND ROLE OF ORAL FOLK CREATIVITY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER GENERATION

The article discusses the significance and role of oral folk art in the spiritual and moral education of the younger generation. The Karakalpak people have a rich heritage of oral folk art: epics, legends, sayings and proverbs.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ УСТНО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 37.034

Досходжаева А. старший преподаватель кафедра "Общая педагогика и психология " Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза Республика Каракалпакстан

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ УСТНО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются значение и роль устно народного творчествав духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Каракалпакский народ обладает богатым наследием устного народного творчества: эпосами, сказками-легендами, поговорками и пословицами.

Ключевые слова: исскуства, культура, воспитания, духовность, нравственность.

Doskhodjaeva A. senior lecturer

Department of "General Pedagogy and Psychology" Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaza

Republic of Karakalpakstan

THE SIGNIFICANCE AND ROLE OF ORAL FOLK CREATIVITY IN

THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER

GENERATION

Annotation. The article discusses the significance and role of oral folk art in the spiritual and moral education of the younger generation. The Karakalpak people have a rich heritage of oral folk art: epics, legends, sayings and proverbs.

Key words: arts, culture, education, spirituality, morality.

Сегодня одна из самых актуальных проблем современности — это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовность личности как общечеловеческая ценность играет решающую роль в жизни общества. На современном этапе главная задача воспитанияподрастающего поколения - повернуться лицом к народному искусству, начиная с самого раннего возраста.

Духовность и нравственность- это суть непрерывного развития человека, умения вырабатывать и сохранять в себе лучшие нравственные качества: любовь, сострадание, отзывчивость, способность к самопожертвованию, уважение другой личности, умение владеть своими чувствами.

Процесс духовного становления следует рассматривать как усвоение нравственных знаний, их глубокое осмысление и развитие моральной самооценки. Решающую роль в этом процессе играет усвоение понятий добра и зла, чести и совести, ответственности и долга, справедливости, патриотизма.

В испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей. Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития детей, конечно же, являлся устное народное творчество. Поэтому во все времена устное народное творчество служило важным воспитательным средством.

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом - фольклор.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал устного народного творчества: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, -имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...».

Каракалпакский народ обладает богатым наследием устного народного творчества: эпосами, сказками-легендами, поговорками и пословицами.

В Каракалпакской семье, особенно в воспитании подростков устное народное творчество имеет большие возможности. Процесс духовно-нравственного воспитанияв каракалпакской семье начинается в раннем детстве, во время овладения родной речью.

Важную роль играет колыбельные песни, которые заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Наиболее характерным и самобытным для каракалпакского устного народного творчества является эпос или эпическая поэма (дастан), которых насчитывается около пятидесяти: героические, лирические, социально-бытовые, историко-легендарные, сказочно-романтические и др. Особое место в фольклоре занимают эпосы Х1-ХУШ вв.: Шарьяр, Коблан, Едиге, Ер Шора, Алпамыс, Курбанбек, Ер Зиуар, Кырк-кыз и др., которые

служили в качестве средств духовно - нравственного воспитания подростков в каракалпакской семье.

В духовно-нравственном воспитании подростков важное место имеет и народные пословицы. Пословица создается народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Конечной целью пословиц всегда было духовно-нравственное воспитание. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

Каракалпакские народные пословицы призывают особенно подростков любить Родину, овладеть профессию, трудиться в коллективе, быть честным и найти совершенство в качестве добросовестного человека.

Народные пословицы создаются в честном труде и охватывают все образовательные аспекты. Пословицы поддерживают такие качества, например, как храбрость, щедрость, справедливость, любовь, преданность, мудрость, дружбу. Пословицы учат подростков быть бдительными, отличать друга от врага, уважительно относиться к родителям, родственникам и друзьям, почитать престарелых и поддерживать молодых.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Сказки составляет один из наиболее значительных разделов каракалпакского устного народного творчества, также является одним из первых и основных творений духовной жизни каракалпакского народа. Древнее происхождение и многочисленность сказок, помноженные на художественный талант народа, как бы в зеркале, обращают многие стороны жизни каракалпаков на протяжении всей их истории.

Сказки - своего рода духовно-нравственный кодекс народа, их герои — это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное принятие бытия - удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Сказки учат не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Загадки несут в себе духовно-нравственную идею, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Загадки имеют важное место в народной педагогике каракалпаков для совершенствования умственного развития, мировоззрения детей, в укреплении памяти. С древних времён, дети, которые больше знали

загадки, правильно отгадывали, поощрялись. А к детям, которые не могли отгадывать загадки, наоборот, относились с насмешкой. В старину состязания отгадывания загадок широко распространялись. В подобных совершенствующих ум состязаниях широко использовались загадки, связанные с природными явлениями.

В каракалпакском фольклоре загадки богаты в отношении тематики. В нем с находчивостью употребляются наука, просвещение, животноводство, земледелие, животный мир, предметы быта, хозяйства. Загадывать загадки и требовать отгадки друг другу всегда считалось полезным для детей.

Таким образом, устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения играет важную роль. Устно народное творчества позволяет обогащать духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения молодого поколения в обществе.

Использованные источники:

1. Ахмедова Л.Ф. Устное народное творчество как средство развития познавательного интереса младших школьников с ЗПР // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/36317 (дата обращения: 06.06.2023).

2. Досходжаева А. Роль пословиц в воспитании подрастающего поколения в каракалпакской семье// "Экономика и социум" №5(96) 2022 www.iupr.ru

3. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе произведений устного народного творчества// https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitame-shkolmkov-na-osnove-proizvedemy-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-2645042.html

4. Кузнецова Т.Н., Свищева И.К. Воспитание на традициях народной педагогики. // Учебно-методическое пособие - Б., 1995

5. Леонова М.П. Нравственное воспитание. - М: Знание, 2000

6. Пивнева Г. Н. Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Карачаевск, 2004 192 с. РГБ ОД, 61:05-13/62

7. Устное народное творчество в нравственном воспитании детей// https://68cdo.ru/mediawiki/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.