Научная статья на тему 'ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В КАРАКАЛПАКСКОЙ СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА'

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В КАРАКАЛПАКСКОЙ СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Семья / народное творчество / духовное воспитание / подрастающее поколение / Family / national creativity / spiritual education / younger generation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досходжаева А.

В статье рассматриваются вопросы духовно - нравственное воспитание подростков в каракалпакской семье на основе устного народного творчества. Отмечено, что устное народное творчество служило важным воспитательным средством. В духовно-нравственном воспитании подростков важное место имеет и каракалпакские народные пословицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY - MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN THE KARAKALPAK FAMILY ON THE BASIS OF FOLKLORE

In article questions spiritually - moral education of teenagers in the Karakalpak family on the basis of folklore are considered. It is noted that folklore served as important educational means. In spiritual and moral education of teenagers takes important place also the Karakalpak national proverbs.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В КАРАКАЛПАКСКОЙ СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

формированию языковых компетенций, развитию творческого мышления и, самое главное, стремлению к постоянному совершенствованию.

Использованные источники:

1. Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем - М.: ИНТУИТ.ру, 2004. - 632 с.

2. Collis, B. Pedagogical Re-Engineering: A Pedagogical Approach to Course Enrichment and Re-Design with the WWW//Educational Technology Review

УДК 37.034

Досходжаева А.

доцент

Нукусский государственный педагогический

институт им. Ажинияза Узбекистан, г. Нукус ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В КАРАКАЛПАКСКОЙ СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы духовно -нравственное воспитание подростков в каракалпакской семье на основе устного народного творчества. Отмечено, что устное народное творчество служило важным воспитательным средством. В духовно-нравственном воспитании подростков важное место имеет и каракалпакские народные пословицы.

Ключевые слова: Семья, народное творчество, духовное воспитание, подрастающее поколение.

Doskhodzhayeva A. - the associate professor

The Nukussky state pedagogical instituty. Azhiniyaza Nukus, Uzbekistan

SPIRITUALLY - MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN THE KARAKALPAK FAMILY ON THE BASIS OF FOLKLORE

Summary

In article questions spiritually - moral education of teenagers in the Karakalpak family on the basis offolklore are considered. It is noted that folklore served as important educational means. In spiritual and moral education of teenagers takes important place also the Karakalpak national proverbs.

Keywords: Family, national creativity, spiritual education, younger generation.

В каракалпакских семьях воспитание детей издавна велось на основе образцов наставлении и нравоучении предков и бабушек и устного народного творчества. Являющимся образцом устного народного творчества многие народные поэмы - дастаны, как "Алпамыш" ("Алпомиш"), "Сорок

девушек" ("Кырьщ кыз") "Едиге" ("Едиге"), сказки и пословицы -поговорки веками служили в качестве средств духовно - нравственного воспитания детей в каракалпакской семье.

Богатым наследством каракалпакского народа является его устное творчество. Если взять во внимание издание «Каракалпакского фольклора», состоявшийся из двадцати томов, это доказывает, что он имеет передовые особенности литературы по сравнению с литературой других тюркских народов.

Профессор У.Алеуов пишет мысли каракалпакского поэта Бердаха так: «Появившийся на свет ребенок рождается склонным к воспитанию, для человека воспитание нужно для каждого ребенка и как воспитаешь ребенка, так и можно сформировать его в положительную или отрицательную сторону, хороший ребенок или плохой зависит не от наследственности, а от жизненной социальной среды » [1;363-б].

В семье, особенно в воспитании подростков устное народное творчество имеет большие возможности. Так как в подростковом возрасте у детей бывает большая заинтересованность к фантастическим и приключенческим произведениям. Они стараются показать героизм, подражать героям. Социальные переживания и чувства фольклорных героев имеет большое влияние на воспитание подростков. Эти чувства подростков создает благоприятную возможность повышать заинтересованность к устному народному творчеству. Эта заинтересованность сформируются в известной системе, ребенок начинает осознавать себя и он приобретает социальную направленность. Вот на этом процессе правильное использование образцов устного народного творчества является важным в духовном воспитании подростков.

В этом отношении во все времена устное народное творчество служило важным воспитательным средством. В духовно-нравственном воспитании подростков важное место имеет и каракалпакские народные пословицы. Каракалпакские народные пословицы призывают особенно подростков любить Родину, овладеть профессию, трудиться в коллективе, быть честным и найти совершенство в качестве добросовестного человека.

Например, если впитывать в сознание подростков нижеследующие пословицы о труде, у них появятся уважение к труду, качества характера не тратить зря время, ненависть к ленивости.

Талаплыга нур жауар. (Трудолюб озаряется лучом) [24-б].

Билмесец сейлеме, (Не знаешь, молчи)

Мийнетсиз хэзлик излеме (не ищи наслаждения без труда). [25-б].

Жан кыйнамай жумыс питпес,

Талап кылмай мураща жетпес. [27-б].

Использование народных пословиц в процессе воспитания подростков создает основу утверждения нижеследующих состоянии:

1. Формирование речевой культуры и культуры общения.

2. Появляется уважение в отношении национальных достоинств.

3. Дает возможность воспитывать умственные, нравственные, физические и трудовые качества.

4. Достигает совершеннолетия, преданным семье и Родине.

Среди видов устного народного творчества загадки имеют важное значение в создании воспитания подростков.

Метафора, сравнение, гипербола, характеристика, повторение -подобные средства выражения в загадках служат для обогащения мышления детей. Например, подобные - "0зи бир карыс, сакалы кырык карыс" (ийне, жип) - сам в одну пядь, а борода - в сорок пяди (игла, нитка), "Жер астында алтын казык" (гешир) - (Под землей золотой кол) (морковь).

Головоломки, то есть загадки имеют важное место в народной педагогике для совершенствования умственного развития, мировоззрения детей, в укреплении памяти. С древних времён, дети, которые больше знали загадки, правильно отгадывали, поощрялись. А к детям, которые не могли отгадывать загадки, наоборот, относились с насмешкой - "жумбагымнын, жубы кара, таппаганнын иши кара" - «у загадки нутро черное, а у того, кто не отгадал - тоже», щелкали в лоб, в лицо. В старину состязания отгадывания загадок широко распространялись. В подобных совершенствующих ум состязаниях широко использовались загадки, связанные с природными явлениями. Например: Аспанда тиреу жок, Жерде CYйеу жок, Жылкыда ет жок, Коянда суг жок, Кара сууда каймак жок, Тасбакада бауыр жок, Дэрьяда каппак жок [3;126-б].

Каракалпакский исследователь А. Алымов в третьем томе книги "Коракалпок фольклори" - «Каракалпакский фольклор» пишет о воспитательном значении загадок так: «Развитие способности запоминания в памяти и мышления, закалки, обогащения ума знанием, является основным ключом отгадывания основного скрываемого предмета». В каракалпакском фольклоре загадки богаты в отношении тематики. В нем с находчивостью употребляются наука, просвещение, животноводство, земледелие, животный мир, предметы быта, хозяйства.

Загадывать загадки и требовать отгадки друг другу всегда считалось полезным для детей. Так как, правильное отгадывание загадок развивает способность мышления у детей. Например: Дэрьясы барда сууы жок, Каласы барда ели жок, Егер барып сорасан,

Жасыратугын сыры жок. (Географиялык карта) Бир кусым бар, жаны жок

Канаты бар, пэри жок, Адам менен сейлесер, Акылы барда жаны жок. (Китап). [61-б].

Особенность загадок в каракалпакском фольклоре - богата иносказаниями с изящными значениями, требующими глубокого размышления.

По этой причине нужно особенно обращать внимание на использование загадок в духовно - нравственном воспитании подростков для развития их умственной способности.

В заключении можно сказать, изучение богатого наследия устного народного творчества каракалпакского народа, вести духовно -нравственное воспитание на основе образцов устного народного творчества, имеет большое значение в качестве воспитательного средства.

Использованные источники:

1. У.Алеуов Формирование и развитие образовательно-воспитательной мысли в Каракалпакстане. Нукус издательство "Билим" 1993. 503с. (-363с)

2. Каракалпакский фольклор. Каракалпакские народные пословицы и поговорки. 4-том. Нукус. Каракалпакстан.1978. 8-стр.

3. Алымов А. Каракалпакский фольклор. Каракалпакские народные загадки. Ш-том. - Нукус. Каракалпакстан, 1978. -208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.