Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII XIX ВВ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII XIX ВВ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каракалпаки / фольклор / сказки / легенды / пословицы / каракалпакские поэты. / Karakalpaks / folklore / fairy tales / legends / proverbs / Karakalpak poets.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кенжабаева, Нилюфар, Сейдаметова, Г. У.

В данной статье автор проливает свет на историю изучения каракалпакского народного фольклора и произведения классиков каракалпакской литературы XVIII XIX вв. Основываясь на анализ фольклорных (сказки, легенды, пословицы, стихотворения) и исторических данных выявлены роль и значение каракалпакского народного фольклора и произведения классиков каракалпакской литературы XVIII XIX вв., представлена их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FOLKLORE AND WORKS OF CLASSICS OF THE KARAKALPAK LITERATURE XVIII XIX centuries. IN DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

In this article, the author sheds light on the history of the study of Karakalpak folklore and the works of classics of Karakalpak literature of the XVIII XIX centuries. Based on the analysis of folklore (fairy tales, legends, proverbs, poems) and historical data, the role and significance of Karakalpak folklore and the works of classics of Karakalpak literature of the XVIII XIX centuries are revealed, their characteristics are presented. The article contains interesting fragments that are rarely found in archival materials.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII XIX ВВ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII - XIX ВВ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Кенжабаева Нилюфар

Студентка 2 курса исторического факультета Каракалпакского государственного университета им. Бердаха.

Научный руководитель: PhD, доцент кафедры истории Узбекистана и Каракалпакстана

Г. У. Сейдаметова g_seydametova@mail. ru

АННОТАЦИЯ:

Ушбу мацолада муаллиф цорацалпоц халц фолклори ва XVIII - XIX аср цорацалпоц адабиёти классиклари асарларинининг урганилиш тарихини ёритиб беради. Фолклор (эртаклар, афсоналар, мацоллар, шеърлар) ва тарихий маълумотлар таулили асосида цорацалпоц халц фолклори ва XVIII - XIX аср цорацалпоц адабиёти классиклари асарларинининг урни ва ауамияти очиб берилади, уларнинг хусусиятлари келтирилади. Мацолада архив материалларида камдан-кам учрайдиган цизицарли маълумотлар келтирилган.

Калит сузлар: цорацалпоцлар, фолклор, эртаклар, афсоналар, мацоллар, цорацалпоц шоирлари.

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор проливает свет на историю изучения каракалпакского народного фольклора и произведения классиков каракалпакской литературы XVIII - XIX вв. Основываясь на анализ фольклорных (сказки, легенды, пословицы, стихотворения) и исторических данных выявлены роль и значение каракалпакского народного фольклора и произведения классиков каракалпакской литературы XVIII - XIX вв., представлена их характеристика.

Ключевые слова: каракалпаки, фольклор, сказки, легенды, пословицы, каракалпакские поэты.

ABSTRACT

In this article, the author sheds light on the history of the study of Karakalpak folklore and the works of classics of Karakalpak literature of the XVIII - XIX centuries. Based on the analysis of folklore (fairy tales, legends, proverbs, poems) and historical data, the role and significance of Karakalpak folklore and the works of

classics of Karakalpak literature of the XVIII - XIX centuries are revealed, their characteristics are presented. The article contains interesting fragments that are rarely found in archival materials.

Keywords: Karakalpaks, folklore, fairy tales, legends, proverbs, Karakalpak

poets.

Фольклорные материалы всегда являлись ценным источником для проведения исследований о мировоззрении, культуре, народной жизни в целом, так как эти сведения содержат в себе обширную и интересную информацию. Памятники устного народного творчества приобретают особое значение для восстановления исторического развития народов, в частности, каракалпаков

Каракалпакский народ обладает богатым наследием устного народного творчества: эпосами, сказками-легендами, поговорками и пословицами. Многие исследователи отмечали у каракалпаков богатое устное народное творчество.

Для изучения и сбора фольклорных материалов в Каракалпакстан приезжал и И.А.Беляев, ученик профессора Петербургского университета П.М.Мелиоранского. Он записал у каракалпаков эпические сказания «Едиге», «Коблан», а также «Родословную каракалпаков» [1]. Значительная часть материалов, собранных в Каракалпакстане, им была опубликована в 1917 г. в Ашхабаде в сборнике «Протоколы заседаний и сообщений членов Закавказского кружка любителей археологии и истории Востока» [2].

Однако сбор и публикация каракалпакского устного народного творчества в широком масштабе стали проводиться только с начала XX в. С помощью русских ученых в Каракалпакстане собрано и издано большое количество образцов фольклорных памятников.

Одним из первых русских ученых, который помогал каракалпакской интеллигенции, по сбору памятников культурного наследия своего народа является профессор Н.А.Баскаков. Н.А.Баскаков с 1926 г., будучи еще студентом московского университета, начал, сбор этнографических и фольклорных материалов на территории Каракалпакстана в течение 20 лет (с 1926 по 1945 гг.). Н.А.Баскаковым было собрано большое количество материалов во всех районах Каракалпакстана. Подавляющее большинство этих материалов им было опубликовано в оригинале с переводом на русский язык в 1951 г. В первой части его фундаментальной работы «Каракалпакский язык» [3]. Среди этих диалектологических материалов имеется большое количество образцов каракалпакского фольклора: исторические легенды, пословицы, поговорки.

В 1930 г. в Каракалпакстане работала фольклористская экспедиция под руководством члена корреспондента С.Е.Малова [1].

Почти все существующие среди каракалпаков эпосы являются замечательными памятниками истории, художественно отражающие быт и идеологию народа. Историки использовали их для своих научных работ, особенно при освещении вопросов духовной культуры и взаимоотношений каракалпаков с другими народами среднеазиатских ханств. А отдельные эпосы, как например, «Кырк кыз» имеют прямое отношение к исследуемому периоду. В «Кырк кыз» получили отражение события XVIII в., например, события, связанные с нашествием на Хорезм иранского шаха Надира. Здесь воспевается совместная борьба каракалпаков, узбеков, казахов и туркмен против иноземных захватчиков. К выводу о том, что этот эпос, наряду с некоторыми моментами, относящиеся к более древнему периоду, в основном отражает исторические события из жизни каракалпакского народа периода XVIII в., приходили литературоведы Н.Давкараев и И.Сагитов. Этот вывод подтверждается и в статье Т.Жданко «Каракалпакская эпическая поэма «Кырк кыз» как историко-этнографический источник» [4], где она подвергает этот эпос детальному историческому анализу. Академик С.Камалов был солидарен с выводами этих исследователей и широко использовал в своих работах эпос «Кырк кыз» как источник по истории каракалпаков XVIII в. [5].

В истории каракалпакского народа идея объединения каракалпакских племен особенно ярко выступает в первой четверти XVIII в., когда они жили на Сырдарье. Как известно, каракалпаки после нашествия джунгар 1723 г. разделились на верхних и нижних. Часть каракалпаков попала под власть джунгар. Об этих событиях упоминается в эпосе «Алпамыс», и поэтому он тоже являлся ценным историческим источником по истории каракалпаков XVIII в.

Вопросы духовной жизни каракалпаков XVI-XVIII вв. освещаются в сказках, песнях, легендах, пословицах и поговорках. Отдельные народные песни отражают исторические события, происходившие в XVI-XVIII вв. О земледелии, животноводстве и рыболовстве каракалпаков, а также об отношении простого народа к ханам, биям ценные сведения дают и пословицы и поговорки.

Ценными источниками по истории каракалпаков являются произведения каракалпакских поэтов XVIII-XIX вв. Творчество классиков каракалпакской литературы XVIII века Жиена жырау (1730-1784 гг.), XIX в. Кунходжы (1799246

1880 гг.), Бердаха (1827-1900 гг.), Ажинияз (1811-1878 гг.), Отеш (1828-1902 гг.), а также поэтов конца XIX - начала XX вв. Омара (1879-1922 гг.), Кулумбета, Кулмурата и других распространились среди населения в устном и рукописном виде.

Все опубликованные и неопубликованные работы каракалпакских поэтов дают ценные сведения по истории и этнографии этого народа. На значение их творчества для изучения истории Каракалпакстана обратили внимание крупнейшие исследователи истории Средней Азии, как П.Иванов, С.Толстов, Т.Жданко и т.д. П.Иванов указал на ценность отдельных произведений Бердаха и Ажинияза в изучении истории [6]. С.Толстов считал Бердаха первым каракалпакским историком [7]. А Т.Жданко придала большое значение произведению Бердаха «Родословная» («Шежире») как историко-этнографического источника [8].

Произведения каракалпакских поэтов является ценными источниками не только по истории, но они дают сведения и по другим смежным наукам.

Для выяснения отдельных вопросов политического положения каракалпаков и их взаимоотношений с казахскими, бухарскими и хивинскими ханами в XVI-XVIII вв. академик С.Камалов использовал поэмы Жиена «Уллы тау», и «Поскан ел» [9]. С помощью этих произведений ученый старался подлинно отразить политическую жизнь каракалпаков под властью казахских ханов в первой половине XVIII в., особенно события 1743 г., когда Абулхайр хан совершил нашествие на каракалпаков.

В поэме «Поскан ел» Жиен, как очевидец событий тех времен, реалистически передает причину перекочевок каракалпаков из низовьев Сырдарьи и Жаныдарьи в Хорезм и их трагические последствия.

Среди произведений каракалпакских поэтов XIX в. как исторический источник, для нас представляет большой интерес поэмы и стихи Бердаха, так как он писал и на исторические темы. Поэтому не случайно, обращали внимание на его произведения виднейшие ученые-историки.

Исторический анализ произведений Бердаха сделал в кандидатской диссертации М.Тлеумуратов «Произведения Бердаха как источник по истории каракалпаков» [10], которая в сокращенном виде была опубликована на каракалпакском языке под названием «Исторические источники в произведениях Бердаха» [11]. Эта работа фактически является одной из первой источниковедческой работой по произведениям каракалпакских поэтов среди историков нашей республики.

На основе глубокого анализа, в частности, сопоставления с архивными источниками, такие поэмы Бердаха, как «Шежире», «Амангельди», «Акмак патша» и др., значительно пополнили сведения по истории каракалпаков. Крупное историческое произведение Бердаха «Шежире» является письменным памятником каракалпакского народа.

Эта поэма дает сведения по истории этого народа и других народов Хорезмского оазиса с древнейших времен до конца XIX в. А поэма «Амангельди» посвящена, главным образом, каракалпакско-кокандским взаимоотношениям в XVIII в. В поэме «Акмак патша» Бердах описывает тяжелое положение каракалпакских женщин.

Довольно долгое время в отечественной исторической науке (особенно в учебниках по истории Каракалпакстана) преобладало сухое перечисление даты, но в очень редких книгах детально объясняли, как переживались исторические перемены каракалпакским народом.

Фольклор и произведения классиков каракалпакской литературы XVIII -XIX вв. являются ценным источником, раскрывающим самобытность культуры каракалпаков и на многие вопросы, касающиеся менталитета каракалпакского народа.

REFERENCES

1. Сагитов И.Т. Каракалпакский героический эпос. Ташкент, АН УзССР, 1962.

2. Протоколы заседаний и сообщений Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока, вып.3, Ашхабад, 1917.

3. Баскаков Н.А. Каракалпакский язык. Часть 1, Материалы по диалектологии (тексты и словарь). Москва, АН СССР, 1951.

4. Жданко Т.А. Каракалпакская эпическая поэма «Кырк кыз» как историко-этнографический источник. Краткие сообщения института этнографии имени Миклухо-Маклая, 30, Москва, АН СССР, 1958.

5. Камалов С. Каракалпаки в XVIII - XIX веках (к истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами). «Фан», Ташкент, 1968.

6. Иванов П.П. Новые данные о каракалпаках. «Советское востоковедение». Т.3. Москва, 1945.

7. Толстов С.П. Великая победа ленинско-сталинской национальной политики. «Советская этнография». №1. Москва, 1950.

8. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - начале XX века. Москва, АН СССР. 1950.

9. Жиен жырау. «Поскан ел». Нукус, ККГИЗ. 1959.

10. Тилеумуратов М. Произведения Бердаха как источник по истории каракалпаков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, рукопись (на каракалпакском языке), Нукус, 1957.

11. Тилеумуратов М. Бердактын, шыгармаларында тарийхый дереклер. Нукус, «Каракалпакстан». 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.