Научная статья на тему 'Исполнительское мастерство каракалпакских народных жырау'

Исполнительское мастерство каракалпакских народных жырау Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
702
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЫРАУ / БАКШЫ / КЫССАХАН / БАКСЫ И ПЕВЦОВ / ЗАГАДКИ И АЙТЫСЫ / ДАСТАНА / ТЕРМЕ-ТОЛГАУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палуаниязов П. К., Отарбаев Б. У., Заретдинов К. К.

В этой статье описываются место и роль национальных жырауов в культуре музыки каракалпакского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнительское мастерство каракалпакских народных жырау»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Палуаниязов, П. К.,

кандидат исторических наук, директор Нукусского филиала Государственного института искусств и культуры Узбекистана Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, г. Нукус,

е-mail: pakhratdin@mail.ru Paluaniazov, P. K.,

the candidate of historical sciences, the Nukus branch of the State Institute of culture and arts of Uzbekistan Republic of Uzbekistan Republic of Karakalpakstan, Nukus

Отарбаев, Б. У.,

заместитель директора Нукусского филиала Государственного института искусств и культуры Узбекистана Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, г. Нукус

Otarbayev, B. U.,

vice-Director Nukus branch of the State Institute of culture and arts of Uzbekistan Republic of Uzbekistan Republic of Karakalpakstan, Nukus

Заретдинов, К. К.,

ассистент-преподаватель Нукусского филиала Государственного института искусств и культуры Узбекистана Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, г. Нукус,

е-mail:mobikz@list.ru Zaretdinov, K. K.,

assistant Professor Nukus branch of the State Institute of culture and arts of Uzbekistan Republic of Uzbekistan Republic of Karakalpakstan, Nukus

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ

ЖЫРАУ

Аннотация. В этой статье описываются место и роль национальных жы-рауов в культуре музыки каракалпакского народа.

MASTERY OF RARAKALPAK FOLK BARD

Summary. This article describes the place and role of national music in culture zyrauov of Karakalpak people.

Ключевые слова: жырау, бакшы, кыссахан, баксы и певцов, загадки и ай-тысы, дастана, терме-толгау.

Key words: bard, baksy, kyssahan, Bucks and singers, riddles and ajtysy, das-tan, Terme tolgau have considered.

У каждой нации есть духовный мир, богатое культурное наследие. И у каждого народа есть свой национальный язык, литература, фольклор, музыка и национальные танцы.

Из исторических источников известно, что узбеки, туркмены, казахи, каракалпаки и другие народы, проживающие на территории Средней Азии, жили в тесной экономической связи, а их литература, культура, искусство и музыка были очень близки, понятны друг другу и развивались, взаимопроникая и тем самым обогащались. Таким образом, наряду с думой о хлебе насущном и зачастую - в трудной борьбе за выживание, народы Средней Азии вносили свой вклад в развитие музыки, литературы, искусства, являясь сегодня обладателями богатого культурного наследия.

Как и другие братские народы, каракалпаки также, выучив на понять произведения литературы и устного народного творчества и переработав в соответствии с той эпохой, в которой они жили, исполняли их в виде песен. Каракалпакские жырау и бахсы, песенники-кыссаханы и музыканты отдавали этому ремеслу все свои силы и энергию, посвящали ему всю свою сознательную жизнь, передавая от отца к сыну, из поколения в поколение секреты своего исполнительского мастерства.

Каракалпакский народ, как и братские узбекский, туркменский, казахский народы, свадьбы и другие торжества не проводят без музыки, песен и танцев. Наши любимые жырау, бахсы, кыссаханы-певецы, живущие среди народа, неповторимым исполнительским мастерством вносят весомый вклад в развитие национальной культуры каракалпакского народа. Своей музыкой и словами, песнями и проникновенно исполняемыми эпосами они наполняют радостью сердца людей, поднимают их настроение.

Наш народ, глубоко уважая своих жырау, баксы и певцов, гордятся ими. Для народов Средней Азии проведение свадеб и других торжеств - это не только радостная дата для какой-либо отдельной семьи. Эти торжественные мероприятия еще прочнее укрепляют дружбу и взаимоотношения между родственниками, друзьями, соседями по махалле. Издавна такие празднества проводились с участием баксы, жырау, исполнителей народных песен и танцев под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов, состязались острословы, повсюду слышались шутки и смех. Все это создавало веселье и праздничное настроение. Как правило, проведение торжеств сопровождалось конными скачками, национальной борьбой кураш, петушиными боями и другими зрелищами. Участие в тое (той - семейное торжество по случаю свадьбы, юбилея и т. д.) принимали и стар и млад. Проживающее в Каракалпакстане население - каракалпаки, узбеки, казахи, туркмены - прославились своим гостеприимством и большим уважением и почитанием старших по возрасту, аксакалов. Человеколюбие, чувства любви, дружелюбия, сострадания к ближнему, готовность прийти на помощь в трудную минуту -все это в крови наших народов и как уникальные умения национальных ремесел и рукоделия передается из поколения в поколение.

Жемчужиной духовного богатства нашего народа во все времена было устное народное творчество. Высокой художественной ценностью и народной мудростью обладают такие виды и жырау каракалпакского фольклора, пословицы и поговорки, загадки и айтысы (айтыс - шутливое словесное состязание между юношами и девушками) и др. В них, особенно в сказаниях и да-станах (эпос), прослеживаются многовековая история нашего народа, его духовное богатство, мировоззренческие взгляды, оценка прошлого. Содержание фольклора насыщено как обычаями и традициями каракалпакского народа, так и общенародными, общечеловеческими ценностями.

Содержание героических сказаний и исторических дастанов (эпос), имеющих большое значение в духовно-нравственном воспитании молодежи и развитии национальной культуры, сегодня в сопровождении кобыза (смычковый инструмент) исполняют современные мастера горлового пения - каракалпакские жырау. Каракалпакские народные певцы-сказатели по манере исполнения и содержанию песен делятся на жырау и баксы. Их репертуар, эпические песни и музыкальные инструменты, которыми они сопровождают свое пение, отличаются друг от друга.

Жырау каракалпакского народа - это представители одного из старейших песенных искусств [1, ^ 35].

Исполнители делятся на группы жырау, бахсы, кыссаханы, музыканты, певцы. Из них жырау - самый древний вид искусства, возникший среди каракалпаков еще в эпоху массагетов.

Учеными-историками доподлинно установлено, что в целом среди всех народов Средней Азии и Казахстана искусство жырау, исполняемое с помощью кобыза, своими корнями уходит в глубь веков.

Жырау - это талантливые музыканты, исполняющие под аккомпонемент кобыза героические сказания, исторические дастаны, которые являются уникальным литературным наследием каракалпакского народа [2, ^ 7].

Жырау - непревзайденные мастера слова, раскрывающие перед своими слушателями самые сокровенные мечты и вековечные чаяния народа. В

их репертуаре - не только эпические произведения, но и пословицы и поговорки, крылатые слова и мудрые изречения, сборники толгау.

Начиная с Коркыт ата, Соппаслы Сыпра жырау [3, ^ 36], Асан кайгы, имена которых давно стали легендой, затем - известные жырау при дворе хана Тохтамыса Камалзаде, Жахан Мырза, жившие в XVШ-XIX веках, не менее популярные в народе Жиен Жырау, Халмурат, Казакбай, Шанкот, Жемурат, Нурабылла, Айтуар, Кабыл, пришедшее после них новая волна талантливых жырау-Бекмурат жырау, Курбанбай жырау, Ерполат, Хожамберген (Огиз жырау), Есемурат жырау, Кыяс жырау и др. своим исполнительским мастерством прославили народную поэзию и искусство. Исполняемые «Алпамыс», «Коблан», «Кырк-кыз», «Еркосай», «Ершора», «Едиге», «Шаряр» и другие эпические произведения собирали мночисленных слушателей, а в народе они по праву снискали больи " "эвь.

Исполнители - это талантливые люди, мастера экспромта, импровизации и других умений, востребованных в каракалпакском литературном искусстве. Они, усвоив немало сложных мелодий, выучив наизусть тысячи строк из эпических произведений, порой до поздней ночи услаждали слух и поднимали настроение слушателей на свадьбах и других торжествах. Исполнители являются распространителями среди народа искусства жырау, культуры, будучи сами большими мастерами художественного слова, музыкантами и певцами - обладателями хорошо поставленного голоса.

Исполнители-жырау глубоко почитаемы среди каракалпакского народа. Их талантливое исполнение всегда вызывало восхищение и восторг слушателей, считалось, что в пении жырау есть какая-то волшебная сила.

Игру на кобызе, мастерство горлового пения нынешние каракалпакские жырау связывают с именем Соппаслы Сыпыра жырау, считая его основоположником этого искусства среди каракалпакского народа. После него самыми известным и талантливыми каракалпакскими жырау являются Хожамб-

Рис. 1. Каракалпакский жырау Жумабай жырау Базаров

ерген (Огиз жырау), Ерполат жырау, Курбанбай жырау, Есемурат жырау, Кияс жырау. Все они считают Соппаслы Сыпыра жырау свойм великими учителем.

Соппаслы Сыпыра жырау жил среди многочисленных тюркоязычных племен Ногайского объединения или Золотой орды [4, ^ 235]. Его имя осталось во многих произведениях фольклора каракалпакского, башкирского, татарского и ногайского народов, представители которых были современниками легендарного жырау. О нем говорят как об одном из основоположников каракалпакского искусства жырау, великом мастере художественного слова. Имя Соппаслы Сыпыра жырыу, его творчество и исполнительское мастерство известных, талантливых жырау, как Коркыт ата, Асан кайгы, Жиренше шешен и других многим тюркоязычным народам было близко и понятно.

Известный ученый-литератор, этнограф и исследователь музыки так упоминает о нем в одном из своих исследовательских трудов: «Сыпыра жырау был одним из самых уважаемых, авторитетных советников хана Тохтамыша, он исполнял многие эпические произведения Ногайской эпохи». Известные каракалпакские ученые А. Даукараев, К. Айымбетов, К. Максетов и др. имя Соппаслы сыпыра жырау связывают с истоками каракалпакского искусства жырау. В своих трудах ученые приводят данные о том, что Соппаслы жырау жил в эпоху подния Ногайского союза при дворе Тохтамыс хана.

Сказания, эпосы песенники-жырау исполняют под аккомпанемент кобыза. Этот музыкальной инструмент считается одним из старинных инструментов, появившийся в каракалпакском народе.

Помимо каракалпаков, кобыз есть у многих восточных народов - казахов, узбеков, киргизов, уйгуров и многих других тюркоязычных народов.

Великий ученый XI века Махмуд Кашгари в своем знаменитом труде «Де-вони лугатит ат-турк» (Сборник тюркского словаря) подробно описывает музыкальные инструменты кобыз, карнай, сыбызгы и другие инструменты, на которых в течение многих веков играли тюркоязычные народы. По словам жившего в XVII веке известного ученого Дарвиш Алии, звуки кобыза, струнного музыкального инструмента, весьма приятны и очень мелодичны. Во времена Султан Жалайра (XIV), глубока и всесторонне изучавшего теорию музыки, кобыз уже тогда имел широкое распространение среди народов Востока как уникальный для того времени музыкальный инструмент.

Рис. 2. Кобыз - музыкальный инструмент каракалпакского жырау

Кобыз - музыкальный инструмент с натянутыми на него струнами. Звуки музыки извлекаются с помощью смычка. Кобыз создается из дерева определенной породы, основание заготовки выдалбливается на соответствующую глубину. Гриф и корпус инструмента имеют наклон в одну сторону. На него натягиваются две струны из волосков конского хвоста с четвертой частью интервала (кварта). Объем звучания кобыза составляет 1,5-2 октавы (от полутора до двух). Смычок делают из гибкой ветви дерева в форме тетивы или скобки, на который свободно крепится жилка, изготовленная, как и струны, из волосков конского хвоста. На кобызе, как и на гиржеке (каракалпакский национальный струнный инструмент), играют, установив его на колено исполнителя. Однако при игре на кобызе пальцы музыканта, нажимая на струны, не касаются грифа, а находятся между струнами.

Наши жырау и сегодня несут в массы мастерство исполнения эпических и других произведений фольклора под чудесную мелодию кобыза, собирая большую аудиторию слушателей. В нашей республике созданы все условия для подготовки учащихся в отдельных фольклорных детских музыкальных школах и колледжах искусств. В них молодежь познает секреты исполнительского искусства жырау и игры на кобызе. Кобыз считается предком всех музыкальных инструментов каракалпакского народа, и мы по праву гордимся им. Под звуки мелодичного кобыза мы вспоминаем далекое прошлое наших предков, нелегкие дни и тяжелые испытания, через которые с достоинством прошел наш народ. Под его мелодию усиливается чувство патриотизма, любви к родному краю, надежда на светлое будущее. На сегодняшний день сохранились легенды о кобызе каракалпакских исполнителей. Наши жырау говорят, что Коркыт ата - волшебник кобыза, потому что он был мастером-изготовителем этого музыкального инструмента, настраивал его и извлекал из кобыза чудесные мелодии. Коркыт ата сам был не только изготовителем отличных по зву-чаню инструментов, но и талантливым исполнителем-жырау, широко распространяя в народе искусство жырау.

Следует отметить, что большинство жырау во время войны участвовали в битвах, ехали в первых рядах наступающих войск и своей играй на кобызе поднимали боевой дух воинов.

Испольнители-жырау зачастую находились во дворцах царей и ханов, услаждая их слух пением и игрой на кобзе. У этого инструмента есть свои отличные от музыкальных мелодий бахсы. Жырау не исполняют музыкальные произведения бахсы, а бахсы-жырау.

Музыка кобыза «Поскан ле», «Келте Зибан», «Уллы Зибан» и другие - это названия толгау исполнителей-жырау. Многие поэты, ученые, музыкальные критики и исследователи, историки и писатели в своих трудах высоко отзываются о кобызе и жырау.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айымбетов, К. Народная мудрость [Текст] / К. Айымбетов. - Нукус : Ка-ракалпакстан, 1988. - С. 367.

2. Адамбаева, Т., Жемуратов, М. Мелодия жырау [Текст] / Т. Адамбаева, М. Жемуратов. - Нукус : Билим, 1991. - С. 238.

3. Максетов, К. Соппаслы Сыпра жырау [Текст] / К. Максетов // Амударья. - 1971. - № 9.

4. Алеуов, О. Становление и развитие педагогической мысли в каракал-пакий (История педагогики каракалпакского народа) [Текст] / О. Алеуов . -Нукус : Билим. - С. 501.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.