ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИЗУЧЕНИЕ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ
РЕПЕРТУАРА ЖЫРАУ И ИХ КОБЫЗА Бекбергенова З.У. Email: [email protected]
Бекбергенова Зияда Утеповна — доктор филологических наук, заведующий отделом, отдел Каракалпакской литературы, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакское отделение Академии наук Республики Узбекистан, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье в основном рассматриваются исследования учёных об искусстве каракалпакских жырау и их национальном инструменте - кобызе, его отличительных свойствах от других тюркских народов. В каракалпакской фольклористике есть немало ценных трудов об исполнителях героических эпосов - жырау и их национальном музыкальном инструменте - о кобызе. Наряду с исследованием дастанов об их исполнителях, искусстве жырау, о творчестве жырау, о школе наставник-ученик, об исполнительском мастерстве жырау, их отличительных свойствах, о мелодии жырау - все эти вопросы широко отмечались в трудах ряда исследователей каракалпакского фольклора.
Ключевые слова: эпос, жырау, кобыз, мелодия, исполнитель, традиция, репертуар, музыкальный инструмент, школа наставник - ученик.
STUDY OF ZHYRAU AND THEIR KOBYZ REPERTOIRE IN KARAKALPAK FOLKLORE Bekbergenova Z.U.
Bekbergenova Ziyada Utepovna - Doctor of Philology, Head of Department, DEPARTMENT KARAKALPAK LITERATURE, INSTITUTE OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE HUMANITARIAN SCIENCE KARAKALPAK BRANCH OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in Karakalpak folklore, there are many valuable works on the performers of heroic epics -zhyrau and their national instrument - kobyz. This article deals with the research of scientists about the art of the Karakalpak zhyrau and their national instrument - kobyz, its distinctive properties from other Turkic peoples. Along with the study of dastans about their performers, the art of zhyrau, about the work of zhyrau, about the school mentor-student, about the performance skill of zhyrau, their distinctive properties, about the melody of zhyrau - all these questions were widely noted in the works of a number of researchers of Karakalpak folklore.
Keywords: epos, zhyrau, kobyz, melody, performer, tradition, repertoire, musical instrument, school mentor - student.
УДК 8.05+8.04 ББК 83.3
Среди произведений каракалпакского народного устного творчества сохранились великолепные образцы свыше ста дастанов, передающихся из поколения в поколение, от родителей к детям путем наставник-ученик в музыкальном исполнении со специальной мелодией со стороны талантливых жырау и бахсы. В каждом периоде времени жырау беспрерывно развивали текст и обогащали содержание своих дастанов в соответствии со своим внутренним миром, идеалами народа и требованиями общества. Поэтому, жырау имели среди народа особое почитание и уважение. В прошлом ни одно свадебное мероприятие не проходило без участия жырау. Запись и издание дастанов, который был тесно связан с образом жизни, обычаями и традициями народа и также его этнографией осуществлялись по мере возможности со стороны русских ученых в начале ХХ века. Но, вместе с другими жанрами фольклора массовая запись дастанов местными учеными основательно началась с 30-х годов ХХ века, также проводились издание дастанов и исследовательские работы. Наряду с исследованием дастанов об их исполнителях, искусство жырау, о творчестве жырау, о школе наставник-ученик, об исполнительском мастерстве жырау, их отличительных свойствах, о мелодии жырау
- все эти вопросы широко отмечались в трудах исследователей каракалпакского фольклора Нажима Давкараева, Исмайила Сагитова, Каллы Айимбетова, Кабула Максетова и Сарыгул Бахадыровой [3; 5; 1; 4; 2].
Первым из исследователей Нажим Давкараев отмечая о каракалпакской устной литературе и ее исполнителях - талантливых жырау и бахсы, вышедших из народа, пишет: «они создатели, хранители и носители устной литературы» [3, с. 23], - и приводит сведения о традиции наставник и ученик каракалпакских жырау и бахсы, о школах каракалпакских жырау
- школе Жийен, школе Соппаслы сыпыра жырау, об их учениках, об эпическом и музыкальном репертуаре каждого из них» [3, с. 36]. Также автор в своем труде связывает репертуар бахсы и жырау с мечтами и чаяниями народа и на этой основе дает научное понятие изменениям, происходящим в репертуаре исполнителей.
Одним из первых, кто предоставил нам богатый материал о каракалпакских жырау был профессор Каллы Айимбетов. Он в своей книге изданный в 1968-году «Халык даналыгы» («Мудрость народа») дает информацию о 54 жырау, 73 бахсы, об их именах, о годах жизни и смерти 52 сказителей (кыссахан). Фольклорист Каллы Айимбетов термину «жыршылар» (сказители) относит бахсы, жырау, кыссахан (сказитель), поэтов, песенников, сказочников др. всех сказителей, создателей, исполнителей, и носителей фольклора. Он указывая, что у каракалпаков жырау были с древних времен, подчеркивает, что жырау в основном исполняли на кобызе героических дастанов, исторических (жыр) сказаний, (плач) толгаулар, (отрывок) терме. Также указывает, что сказитель вносит свой вклад в дастан, причем дастаны либо станут больше, либо меньше, либо еще больше совершенствуются. Каллы Айимбетов одним из первых ставит вопрос совместного исследования устной литературы и музыкального фольклора. Ученый в разделе «Жырауы» на основе собранных материалов приводит ценные факты о наставниках жырау - Шанкот (Шанкай) жырау, Жиемурат жырау, Нурабулла жырау, Ерполат жырау, ^урбанбай жырау, Торе жырау, Отенияз жырау, Огиз жырау, Есемурат жырау, Курбанбай жырау, Кыяс жырау, об их репертуаре, краткой биографии, которые знал и издавал сам [1, с. 62]. Особого внимания заслуживает рассуждения ученого о поэтическом искусстве каракалпаксих жырау.
После Каллы Айимбетова, профессор Кабул Максетов создал несколько ценных научных трудов, рассказывающих об исполнителях каракалпакских народных дастанов - жырау и бахсы, их биографии, исполнительском и творческом мастерстве, об их школе наставник-ученик, их репертуаре. Например, изданный на русском языке в 1976-году в Ташкенте книге «Каракалпакский эпос» ученого, останавливаясь на художественных особенностях каракалпакских героических дастанов, доказывает, что эта художественность тесно связана с исполнительской способностью, и показал это на основе изданных и не изданных дастанов известного народного жырау Курбанбая Тажибаева. Он проводит объемное научно-практическое исследование на примере дастанов из репертуара жырау. Индивидуальная особенность Курбанбая жырау в исполнении дастана, его импровизаторский талант находит свое научное подтверждение [4, с. 34]. А в книге ученого «Каракалпакские жырау и бахсы» (Нукус, «Каракалпакстан», 1983), в целях широкого ознакомления учащихся с исполнительским мастерством известных народу главных каракалпакских жырау и бахсы, таких как Соппаслы Сыпыра жырау, Нурабылла жырау, Курбанбай жырау, каракалпакские жырау в Бухаре (Шанкот жырау, Бегмурат жырау) Есемурат жырау, Кияс жырау, Куламет жырау и Жапак бахсы, Ещан бахсы, Каражан бахсы, Амет бахсы, Генжебай бахсы, про этих исполнителей дастанов рассказывает свои наблюдения и рассуждения и знакомит с творческим талантом мастеров музыки и слова, их биографией и их самоотверженным трудом перед народом [4, с. 47].
В последние годы известный исследователь каракалпакского фольклора, профессор Сарыгул Бахадырова издала несколько статей в научных изданиях о каракалпакских народных жырау и их музыкальном инструменте «кобыз». Одна большая глава книги «^арак;алпак к;андай халы;» («Каракалпаки, какой это народ») С.Бахадыровой (Ташкент, «Навруз», 2017) посвящена «Каракалпакским жырау». Исследователь перед тем как рассказать о каракалпакских жырау и их музыкальном инстурменте кобыз, приводит интересное сведение как тюркоязычные народы называют «дастан» и его исполнителей следующим образом: «Объемный эпический жыр-эпос (слово «дастан» у многих народов называется этим термином) у большинства тюркских народов оно означает дастан, у якут олонхо, у казахов жыр, у кыргызов ыр, у башкуртов кобаир, его исполнителя называют у каракалпаков жырау, у казахов жырау, жыршы, жыршы-акын, у узбеков жиров, бахши, у туркмен бахши, озан, у азербайджан и у турков озан, ашык, ашуг, ваншаг, у якут олонхосут, у хакасов кайчи, у башкуртов сэсэн, кобаиршы. Все они - сказители эпических произведений больших, объемных размеров (жырды жырлаушылар). У всех у них - тема и идея одна, песнь о мужестве батыров
(героев), которые защищали свой народ от врага (жыр), а его исполнение и описание не похожи друг на друга» [2, с. 66].
Автор отмечает исполнитель дастана (жырау-Б.З.) знает по памяти около миллиона текстов, исполняет их, распространяет среди народа, еще подготавливает себе ученика - продолжателя своего дела, чтобы его искусство не забывалось. Значит, это разностороннее совершенный вид искусства. Также автор дает высокую оценку искусству каракалпакских жырау в передаче объемных текстов дастанов от родителей к детям, из поколения в поколение путем школы наставник-ученик и отмечает, что в нем «есть своя традиция, своя теория, свой путь, свой закон и свой механизм».
Известно, велика роль жырау в дошедших до нас в устном виде объемных по размеру дастанов каракалпакского народа, таких как «Алпамыс», «Коблан», «Едиге», «Кырк Кыз», «Маспатша», «Ершора» и других. Исследователь С.Бахадырова уделяет большое внимание энциклопедическому мастерству и глубине эрудических знаний каракалпаксих жырау, исполняющих по памяти объемных дастанов и «когда каракалпакский жырау исполняет дастан, то около 130 дастанов исполнял с музыкой, были 4 или 5 вариантов этих дастанов с другими мелодиями, в то время у каракалпакских жырау были варианты 650 дастанов с музыкой. Автор приводит такие сведения, что «объем каракалпакских дастанов состоял из 15.000-25.000 песенных рядов, в репертуаре одного жырау имелись свыше 20 ти дастанов, тогда жырау исполнял 650 мелодию, состоящую из 500.000-600.000 песенных рядов и запоминал их» [2, с. 68]. Автор вместе с тем считает, что в в существовании устного эпоса важное место имеет не только его текст, а также его исполнение, музыка и его музыкальное оформление. Исследователь особо отмечает, что каракалпакский жырау без ноты исполнял 25.000 песенных рядов с разной мелодией, причем он эти мелодии использует не стихийно, а чтобы каждая мелодия соответствовала к раскрытию содержания эпоса. Достойно особого внимания такие отзывы ученого, как «устное исполнение эпосов, устное донесение до нас его исполнителей -классический вид искусства каракалпакских жырау» [2, с. 69].
Несомненно, приглашение жырау, их исполнение дастанов на свадебных и праздничных мероприятиях народа всегда имело место. Поэтому, исследователь оценивает каракалпакского жырау как обладателя передающего испокон веков духовную культуру нашего народа, донесших до нас его разум и философию. «Жырау устно передавал людям словами и музыкой понимать красоту мира, доброту и человечность, как герой боролся против воин и захватничества Родины, жырау воодушевлял народ, особенно молодежь гуманистическими идеями, воспитал их в духе любви к Родине и честности» [2, с. 70] - пишет автор. Образ жизни каракалпакского народа с древности в основном связано с земледелием и животноводством, и поэтому исследователем правильно и реально отмечается, что «наряду с темой защиты Родины в героических эпосах народа имеются эпизоды социальной жизни и быта, их жырау с мастерством исполняет в своих мелодиях особенной нотой. «Поскольку главной темой было в каракалпакских дастанах защита Родины, жырау их с мастерством исполнял с текстом мелодий, как отправляется батыр в сражение, как его лошадь скачет в бой, их сражение с врагом и как идут герои в далекий путь. А также, быт чабанов, мычание коровы, овец-ягнят, коз-козлят, рычание лошади, голосов верблюд и качание растений, пение птиц, звучание воды - все это живет в голосе, мимике и музыке жырау» [2, с. 75].
В труде исследователя говорится, что для исполнителей каракалпакских дастанов необходима эпическая аудитория, то есть его слушатели должны быть в контакте с жырау. «Исполнение жырау у каракалпаков - это подобно полевого театра. Автор отмечает также, что когда исполнял дастан каракалпакский жырау, около него сидели старейшины и аксакалы в почетном месте и руководили мероприятием, также был помощник жырау, который ему помогал», - автор посредством такого отзыва подчеркивает, что это своеобразное искусство у каракалпаков исполнение жырау и его слушание народом [2, с. 90].
Также, профессор С.Бахадырова приводит свое размышление с горечью, что из-за старой идеологии «Хотя известны имена свыше 300 каракалпаских жырау, то из репертуара только около 40 жырау записаны около 200 дастанов» [2, с. 90].
Особенно ценное внимание обращает исследователь на основной инстурмент «кобыз», которым исполняет героические дастаны каракалпакские жырау и на особенности исполнения жырау на кобызе. «Среди каракалпакских эпосов только героические эпосы, терме, толгау исполняется жырауом на кобызе, с хрипом в голосе. Каракалпаки считают кобыза первым музыкальным инструментом с появления человечества и его появление связывают с временем, когда учились петь, а первого кто создал этот инструмент называют Коркыт Ата. Поэтому каракалпаки считают Коркыт ата «пир» - наставником жырау» [2, с. 96].
Каракалпакский кобыз - музыкальный инстурмент на котором исполняют героические дастаны и дастаны о мужестве батыров. У народов где имеются героические эпосы, кобыз называется у казахов - кобыз, у узбеков - лакай, у долган - хамус, у хакасов - хайак, хайдши. Немного народа, у которого есть искусство исполнения с хрипом в голосе» [2, с. 98].
С. Бахадырова опираясь на отдельные научные труды, отзывается про смастерившего кобыз Коркыт ата так: «Коркыт ата приводится в энциклопедиях легендарным мифологическим героем, а в отдельных исследованиях его называют исторической личностью. Хотя и записаны в науке слова Коркыт ата в 9 веке, появились мифы о нем еще с древних времен. Смастерённый кобыз Коркыт ата после истечения долгого времени стал меняться другими музыкальными инструментами, кобыз перестает постепенно существовать у многих народов в разное время. Только каракалпаки сохранили кобыз в первозданном виде, с технологией, который создал Коркыт ата и донес до наших дней» [2, с. 99].
Почти у всех тюркоязычных народов корень слова кобыз одинаково - «Кобыз», «хомус», «кобуз», «камус», «кей-кобыз». В «кобызе» есть такое значение хай, пение хай, значит исполнение хай, хай-хай, слово «хай» означает у отдельных тюркских народов пение с хрипом в голосе. Казахские, узбекские кобызы близки к каракалпакскому кобызу» [2, с. 100].
Автор обращает особое внимание, что при изучении тайн устного существования эпоса, невозможно понимание его без учета этих сторон. «Классический вид устного исполнения эпоса и устно донесшие до нас, исполнители - это каракалпакские жырау. Не говоря об использованной музыке каракалпакскими жырау в устном исполнении, музыкальном оформлении дастанов на основе законов устного народного искусства, невозможно дать исчерпывающие данные об эпосах и дастанах» [2, с. 69], - отмечает автор. В такой форме, известный исследователь фольклора С. Бахадырова в своем исследовании старается раскрыть своеобразную тайну устного исполнения жырау дастана с помощью кобыза.
Таким образом, профессор С. Бахадырова в своем труде, отмечая свойственные каракалпаксим жырау особенностей и его национальном музыкальном инстурменте кобызе, говоря об исполнителях совершенного жанра фольклора - эпоса, дает нам богатый материал о них и ставит вопрос важности исследования с точки зрения мировой фольклористики. Действительно, в дошедших до нас больших дастанов разных народов огромна роль мастерство исполнения жырау, искусство жырау, использованные ими мелодии и музыка, поэтому исследование художественно-эстетических особенностей, несомненно откроет новую страницу в науке фольклористики.
Список литературы / References
1. Айимбетов К. Народная мудрость. Нукус: Каракалпакстан, 1968.
2. Бахадырова С. Каракалпаки какой это народ. Ташкент: Навруз, 2017.
3. Давкараев Н. Полное собрание сочинений. Нукус: Каракалпакстан, 1977. Т. II.
4. Максетов К Каракалпакский эпос.-Ташкент, 1976; Максетов К. Каракалпакские жырау и бахсы.Нукус: Каракалпакстан,1983.
5. СагитовИ. Каракалпакский героический эпос. Ташкент: Фан, 1962.