ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КАРАКАЛПАКСКОГО ЭПОСА: ИСТОРИЯ,
РАЗВИТИЕ Алланбаев Р.О.
Алланбаев Рудакий Орынбаевич - и.о. профессора, директор, Нукусский филиал
Узбекская государственная консерватория, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: корни культуры каракалпакского народа имеют очень глубокую и богатую историю. Он также включает в себя смесь культурных традиций разных народов. Своеобразный образ жизни, обычаи этого народа на протяжении веков развивались и совершенствовались до такой степени, что он отличается от культур других народов уникальными особенностями. Говоря о нематериальном культурном наследии каракалпакского народа, прежде всего, следует упомянуть его высокоразвитые эпосы - народное устное творчество и народную музыку. В данной статье представлена информация об эпосах каракалпакского народа, их роли в истории и развитии.
Ключевые слова: эпос, история, народная музыка, устное творчество, каракалпакская музыка.
PERFORMING ART OF THE KARAKALPAK EPIC: HISTORY, DEVELOPMENT
Allanbayev R.O.
Allanbayev Rudakiy Orynbayevich - Acting Professor, Director, NUKUS BRANCH
UZBEK STATE CONSERVATORY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the roots of the culture of the Karakalpak people have a very deep and rich history. It also includes a mixture of cultural traditions of different peoples. The peculiar way of life and customs of its people have developed and improved over the centuries to such an extent that it differs from the cultures of other peoples in unique features. Speaking about the intangible cultural heritage of the Karakalpak people, first of all, we should mention its highly developed epics - folk oral art and folk music. This article provides information about the epics of the Karakalpak people, their role in history and development. Keywords: epic, history, folk music, oral art, Karakalpak music.
УДК 398.22
Основу каракалпакского фольклора с древней и богатой историей составляют всевозможные лирические и эпические произведения по искусству бахши. Произведениями лирического жанра считаются народные эпосы, термы, маталы и обрядовые песни «ёр - ёр», хауджар, жуклов, ярамазон, гулапсан, бадик и другие. А также произведениями бахши считаются айтис (декламация, песенные конкурсы), маталы и пословицы, притчи, скороговорки; а к жанру эпоса относятся сказки, тулгов, терма и дастаны. Дастаны являются основным жанром каракалпакского фольклора и делятся на четыре типа. Это героические, лирические, социально-бытовые, исторические дастаны. Самым распространенным дастаном у каракалпаков является "Алпамис", а также знаменитые дастаны "Едиге", "Кублон", "Кирк киз" [1].
Впервые дастан Курбанбая Таджибоева "Кирк киз" был полностью записан в 1940 году фольклористом А. Бегимовым и опубликован в последующие годы. Одним из первых исполнителей знаменитого дастана "Кирк киз" признан жиров Джиен Тогай оглы. Эпос отражает борьбу каракалпакского народа с иноземными захватчиками (калмыцкий хан Суртайшо и иранский правитель Надиршах) в битвах сорок девушек во главе с Гулоим и хорезмский боец Арслон показывают бесконечные примеры героизма.
Курбанбай Жиров жил в Турткульском районе Каракалпакстана, в моменты своей юности учился секретам рассказывания эпоса и частично упражнениям в игре на музыкальных инстументах у Холмурота (умер в 1902), выдающегося жиров того времени. Каракалпакский жиров Холмурот жил в Нурота (Самаркандская область), где прожил всю жизнь и общался с местными бахши [2]. Это означает, что традиции исполнительства дастана и жиров Турткуля и Нурота выросли в одной колыбели. Эти различные связи между ними, естественно, оказали свое влияние на созревание школ эпохи следующего периода, в результате чего сложились традиции общего исполнительства дастанов.
Центральное место в профессиональной музыке каракалпаков в устной традиции занимает эпическая музыка. Исполнители каракалпакского эпоса делятся на 3 типа: жировы, бахши и киссахон, каждый из которых возник в определенном социально-политическом контексте. Они также отличаются друг от друга содержанием эпосов в своем репертуаре, стилем исполнения, особыми изречениями эпоса, а также музыкально-инструментальным сопровождением.
Деятельность жиров относится к древнейшему пласту традиционного творчества и исполняет героические эпосы ("Коблан", "Шахриёр", "Едиге", "Алпамис", "Маспатша"), исторические тулговы исполняют внутренним голосом в сопровождении кобыз.
Бахши (бакси) исполняют романтически-лирические и героические эпосы ("Юсуф-Зулай^а", "Зауре-Тайир", "Юсуф-А^мет", "Гуругли") и произведения классической поэзии открытым голосом, в
сопровождении дутара и гиджака (иногда и буламон). Мелодии отличаются от жирова сложностью, богатством выразительных средств.
Короткие рассказы часто пишут грамотные люди, которые читают или рассказывают наизусть. Они только облекают стихи в специфическую, близкую к речи интонацию, произнося мелодии (нама) и исполняют их открытым голосом без музыкального сопровождения.
Каракалпакские жировы приняли Куркит ота как своего наставника. И прежде чем спеть свои эпосы, тулгов и каракалпакские жировы упомянули Куркит ота.
Наследие Куркит ота было включено в число нематериального наследия ЮНЕСКО. Документ был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО под названием "Наследие Куркит ота: эпос, легенда и музыка". Куркит ота - певец, композитор, жиров, поэт, музыкант, бахшис. Куркит ота -великий мастер искусства, который, записав традиции, верования тюркских народов, их отличия от других народов, в целом, их социальный характер, донес это до наших дней.
У Куркит ота есть 12 эпосов, дошедших до нашего времени. Восемь из них посвящены внутренним и внешним войнам. Два рассказывают о влюбленных, а два других даны в мифологической интерпретации. До сих пор также сохранились его мелодии, такие как "Куркит", "Елмоя", "Таргил тана", "Элим-ой", "Учарнинг улиши". Неудивительно, что у тюркских народов от этого сохранилось слово "Куркит ота - отец мелодии". Указывается, что его могила находится на территориях от Казахстана до Турции [3].
Наследие Куркит ота, который считается наставником всех тюркских народов, рассеянных от Алтая, владельцем Кобиза, отцом мифов и фольклора, считается процессом, оставившим особый след в истории человечества. Великий поэт тюркских народов Алишер Навои и Абдурахман Джомий, живший много веков спустя, с уважением отзывались в своих произведениях, так как отец был талантливым Мастером слова своего времени, то есть поэтом. В произведениях одного из правителей Хорезма 16 века, историка Абулгази Бахадирхана «Шаджарайи тарахима», «Шаджарайи тюрк» также встречаются мысли о Куркит ота.
Книга Куркит ота («Китаби дедам Коркут») представляет собой героический эпос огуз-кипчаков и считается литературным мемуаром, рассказывающим об образе жизни огуз-кипчаков вдоль Сырдарьи в VIII-XII веках. События в ней на самом деле появились в VIII веке, а книга была помещена в письме в Озорбайджане в 16 веке под названием «Китаби дедам Коркут Гали лисан Тайфа агузан». Сюжеты «Книги Куркит ота» возникли вокруг крепости Янгикент близ Сырдарьи.
Могила Куркит ота также находится здесь, на нижней стороне Сырдарьи, исторической родины каракалпаков - вокруг крепости Янгикент. Нет точных данных о том, в какие годы, как долго он прожил. Многие источники утверждают, что он прожил 95 лет.
Слово «Китаби дедам Коркут» на самом деле происходит от слова древних саксов и, по нашему мнению, «дедам» означает «отец». До настоящего времени сохранились две копии этой книги, первая из которых является копией Дрездена (Германия), а вторая - копии Ватикан (Италия). Дрезденская копия сохранила 12 сюжетов, в то время как ватиканская копия, следовательно, содержит 6.
Список литературы /References
1. Курбанов К. Каракалпакская кобызовая традиция. Язык традиционной музыки и современное культурное пространство Материалы международной научно-практической конференции 5-6 октября, 2007 года. Алматы, 2008.
2. Абдуллаев Р. Обрядовая музыка Центральной Азии. Фан. Ташкент, 1994.
3. Курбанов К. Исторические традиции искусства каракалпакских жырау. Материалы международной научно-практической конференции «Традиционная музыка тюркских народов: настоящее и будущее» 21-22 сентября 2006 года.